Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 188 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04.
|
Зап.: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Корепина Т. А. |
Исп.: Иванова Татьяна Ефимовна, 1915г.р.,
род. - д. Соболево Соболевского с\с Череповецкого р-на
1. |
Окуня поджарила, Старик старуху похвалил, Старуха забахвалила
- текст
|
Частушка |
|
2. |
Прикована коляска. К ситу бриту, К новому корыту
- текст, - повтор - комм.: слышала в детстве
|
Считалка
|
|
3. |
- на беседы ходили в каждый дом по очереди, девушки приходили с прялками, парни приносили гармонь или балалайку; пели, плясали, рассказывали сказки - девушки плясали «четвёрку» и «шестёрку», могли плясать по одной боком
|
Репортаж |
|
4. |
- когда гремел первый гром, умывались
|
Репортаж |
|
5. |
На меня и на людей
- фр. текст.
|
Закличка |
|
6. |
- в начале жатвы кувыркались на поле, чтобы спина не болела
|
Репортаж |
|
7. |
- внач. комм.: когда в лесу собирали ягоды, кричали
|
Ауканье |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04. |
Зап: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Корепина Т. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Петрова Елизавета Федоровна, 1919г.р., род. - д. Иваново Городищенского с\с
8. |
- праздновали Покров, Пасху, Рождество и Митров день – 7 ноября - в праздники ходили в гости из деревни в деревню - варили пиво, веселились, пели песни, плясали под гармонь - пиво варили из ржаного солода на берегу озера в «¯анах», варили по 6 больших кувшинов - маленькие дети бегали и пили сусло
|
Репортаж |
|
9. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище ходили в «радосный вторник» (Радуница), в Троицкую субботу, в Покровскую субботу и Ильин день - раньше в праздники на кладбище не ходили, только в субботу - в «радосный вторник», после Пасхи разговляются родители - на могилки сыпали крупу, если брали пироги, то ели сами, на могиле не оставляли - в «Маковие» – 14 августа на кладбище носили горох, яблоки и ягоды и поминали умерших - раньше на могиле водкой не поминали - после смерти покойного поминают на 2 день, на 9, 20, 40, на полгода и на год - если умирал молодой, то причитали, по старым не причитали, только плакали - накануне 40 дня топили покойному баню
|
Репортаж |
|
10. |
Парна баёнка истоплена Ключева вода нагрета, Шолковой виник распарен
- текст - внач. комм.: покойного на улице приглашали в баню причетом
|
Поминальное причитание |
|
11. |
На широкую, на улочку, На розъезну путь-дороженьку, Опушшу я свой жисён голос
- текст - комм.: причитали такими словами - почтор. зап. напев - комм.: рассказывали покойному о своей жизни - покойному готовили веник, бельё, потом мылись сами, а после бани сидели до полуночи, приходили соседи и родственники - наутро шли на кладбище
|
Поминальное причитание |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04. |
Зап: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Корепина Т. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Соловьёва Мария Васильевна, 1928г.р.,
род. - д. Красково Иваноборского с\с (бывш. Глазатовский с\с) Кирилловского р-на
12. |
- в д. Красково праздновали Парасковею – 5 ноября, а в д. Глазатово – Преображение – 19 августа - на праздники ходили в соседние деревни - на праздники пекли пироги и делали сальники, последним блюдом были мягкие пироги, которые макали в сахарный песок и ели с чаем - пиво варили мало, вина почти не пили
|
Репортаж |
|
13. |
На миня и на людей
- фр. текста
|
Закличка |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04. |
Зап: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Корепина Т. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Полякова Нина Александровна, 1941г.р., род. - д. Зубово
Скаличева Анна Николаевна, 1934 г.р., род. – д. Сёмкино Шольского с\с
14. |
Он не долог, не высок, Со коренья коренист, Со головок семенист
- текст (Нин. Ал.)
|
Плясовая песня |
|
15. |
В край дорожки, в уголок Ты расти, расти, ленок, Ты не долог, не высок
- текст (Нин. Ал.) - комм.: свекровь рассказывала внукам
|
Плясовая песня |
|
16. |
Солнышко сверкало, Не успела погулять, Тучка набежала
- текст - внач. комм.: рассказывала бабушка (Нин. Алекс.)
|
Авторское стихотворение |
|
17. |
Подходит бык. Корове – тык, Корова – мык, Спасибо, бык
- комм.: отгадка – замок с ключом (Анн. Ник.)
|
Загадка |
|
18. |
Накануне Рождества Мы ходили, искали Святую каледу, Мы нашли каледу Да у Нины во дворе. Хозяин, хозяюшка, дайте каледы. А кто даст каледы, Тому двор живота, Кто не даст каледы, Тому кол в ворота
- текст, напев - повтор. зап - комм.: так пели вечером накануне Рождества, заходили в дом и пели, за это хозяева что-нибудь давали (Анн. Ник.)
|
Колядка |
|
19. |
- перед Рождеством приходили «кудеса» – ряженые, с балалайкой или с гармонью, могли играть на сковороде, стиральной доске или пастушеской барабанке - на сковороде играли ложками - «кудеса» наряжались «цыганами» - Святки продолжались с 7 по 19 января - девушки в Святки гадали, узнавали, бедный или богатый будет жених – совали голую задницу в баню – какой рукой погладят - жгли бумагу и по тени от пепла смотрели, что будет БЕСЕДЫ - молодежь по вечерам собиралась на беседу, девушки приходили с прялками или с вязанием - когда приходили парни, то начинались пляски, плясали «ланчик» и «русского»
|
Репортаж |
|
20. |
Я нашёл её в овсе, Она беззуба, без волос, Сидит да хрумкает овёс
- напев плясовой (Ан. Ник.)
|
Частушка |
|
21. |
Шубой укрывалася, А под шубой шуры-муры, Шуба подымалася
- напев плясовой (Нин. Ал.)
|
Частушка |
|
22. |
На карачки встал, Пришла маменька будить, Да не могу порток одеть
- напев плясовой - комм.: такие частушки пели парни (Ан. Ник.)
|
Частушка |
|
23. |
Да отвезу на мельницу, А скажу мельнику тому, Да мели {…} на муку
- напев плясовой (Ан. Ник.) - комм.: сопернице пели, когда отбивала парня
|
Частушка |
|
24. |
Я на печке полежу, Пусь милашка погуляет, Я в окошко погляжу
- текст (Нин. Ал.)
|
Частушка |
|
25. |
Мы поедем в нарестань, Богу молица, Христу поклоница
- текст (Нин. Ал.)
|
Закличка |
|
26. |
Не давай дожжя, Давай совнышка, Колоковнышка
- текст - внач. комм.: когда появлялась на небе радуга, дети бегали и кричали - комм.: кричали, пока радуга была - повтор. зап. (Ан. Ник.)
|
Закличка |
|
27 |
Мы поедем в нарестань, Богу молица, Христу поклоница
- текст (Нин. Ал.)
|
Закличка |
|
28. |
(Нин. Ал.)
|
Ауканье |
|
29. |
- комм.: когда кричали, помогали рукой, чтобы громче было (Нин. Ал.)
|
Ауканье |
|
30. |
- когда причитали, наклонялись и плакали, могли не плакать, но причитали так, что другие начинали плакать
|
Репортаж |
|
31. |
Перевёртышком
- комм.: бросали корзину, когда шли в лес, если упадет на дно, то будет целая корзина ягод, если на бок – половина корзины, а кверху дном – ничего - повтор. зап. - повтор (Нин. Ал.)
|
Выкрик |
|
32. |
Наполни лукошко Стог стожком, Перевёртышком
(Нин. Ал.) - повтор. зап.
|
Выкрик |
|
33. |
Наполни лукошко Кверьху дном, Перевёртышом
- повтор. зап. - комм.: если по пути в лес встретилась женщина, то грибов не набрать (Анн. Ник.)
|
Выкрик |
|
34. |
Не ложися на краю, Придёт серенький волчок , Схватит Диму за бочок
- напев (Анн. Ник.)
|
Колыбельная |
|
35. |
Приходили заюшки Приходили заюшки, Садилися на баюшку
- напев (Нин. Ал.)
|
Колыбельная |
|
36. |
Поскорее засыпай, Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Прилетели гуленьки Садилися на люленьку, Баю, баюшки, баю, Баю Танюшку мою, Бай, бай, бай, бай, Поскорее закрывай
- текст напев (Нин. Ал.)
|
Колыбельная |
|
37. |
- в Вербное воскресенье приносили из леса ветку вербы и втыкали к иконке, потом этой веткой выгоняли корову - хранили до следующего Вербного воскресенья
|
Репортаж |
|
38. |
- если у ребенка была щетинка, то делали колобок из пресного теста и катали по спине
|
Репортаж |
|
39. |
С гуся вода, с Танюшки вся худоба. Во веки веков. Аминь.
- внач. комм.: бабушка так говорила, когда в бане окачивала ребёнка водой, потом губами собирала эту воду и сплёвывала - если ребёнок плакал, то его поливали водой с уголька
|
Заговор |
|
40. |
Накануне Рождества Мы ходили, искали Святую каледу, Мы нашли каледу, Да у Нины во дворе
- текст, напев (Анн. Ник.)
|
Колядка |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04. |
Зап: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Корепина Т. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Бердина Александра Ананьевна, 1919 г.р., род. - д. Волково Артюшинского с\с
41. |
- в каждой деревне было по 3 праздника - в своей деревне праздновали Петров день и Калинники - на праздник пекли пироги, жарили мясо и рыбу, варили суп и холодец - в праздники ходили друг к другу в гости
|
Репортаж |
|
42. |
Разрешите на житьё
- внач. комм.: когда переходили жить в новый дом, просились у хозяина - комм.: кошка в доме – хозяин, когда принесла домой кошку, просила разрешения - в каждом доме есть свой хозяин, так же, как в бане и везде – в каждой постройке
|
Приговор |
|
43. |
Хозяин, хозяюшка, малые детушки, розрешите помытцы
- внач. комм.: у банного хозяина просили разрешения помыться
|
Приговор |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04. |
Зап: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Корепина Т. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Дорошенко Анна Яковлевна, 1925 г.р., род. - д. Прислоново Покровского с\с Вашкинского р-на
44. |
Во имя Отца и Сына и Святово Духа. Аминь.
Боже милостлив будь мне грешному. Слава тебе, боже, наш, слава тебе Господь Исус Христос Сын Божий. Молись ради Бога Пресвятаяя Мать Твоя Богородица. Помилуй нас. Аминь. Аминь. Амин. Слава тибе, Боже наш, слава тибе.
|
Молитва |
|
45. |
И не ныло оно и не болело, Не страдало не о чем, не загнивало. Кто эту порчу навязал, тот с сибя и забрал. Во имя Отца и Сына и Святово Духа. Аминь.
-комм.: заговор от порчи
|
Заговор |
|
46. |
нищий подаяния, больной выздоровления, посылаю за тобой трёх ангелов гонцов: Гобрилия, Заделия и Феринеля, и пусть без тебя они не вернутся. Во имя Отца и Сына и Святово Духа. Аминь, аминь, аминь.
- внач. комм.: нужно с распущенными волосами сесть за стол, на котором расстелен платок и поставлена свеча и читать заговор - комм.: кого вызывают, тот скоро возвращается домой
|
Заговор |
|
47. |
Ты моешь и смываешь пенья и коренья, сыпучие пески, Возьми в свою путину и ополошши и схлешши, как с рыбы, как с песка уйди с меня зла тоска, штоб я по милому не скучала, не тосковала, день и ночь его не поджидала, отмой, отбели от боли, Господи Исусе Христе Сын Божий во веки веков. Аминь.
- внач. комм.: если, потеряв кого-то, сильно тоскуешь, то нужно пойти к реке, стать спиной к людям и плеща воду на мебя, сказать заговор
|
Заговор |
|
48. |
Матушка вода, обмываешь ты крутые берега, сыпучие пески и белые горячие камни, не оммоешь ли ты своей золотой струёй жёлтые пески, белые горячие камни, обмой- ка ты раба Божья (имя) хатки и перрки, уроки и призерты, скорби и болезни, и щемёт и ломоты, злу худобу. Понеси-ко ты, матушка река, своей быстрой золотой струей в чистое поле, зелёное море, за тонувшие грязи, за зыбучие болота, за сосновый лес, за осиновый тын. Будте, мои слова, крепки и лепки в дозоре и в договоре. За договор впереди, а в договоре позади, болезнь в море, ключ на дне, а язык во рту. Аминь, аминь, аминь.
- внач. комм.: если ребенок плохо спит, беспричинно плачет, то его скорей всего сглазили, нужно налить в таз воды, опустить в воду 3 уголька, прочитать молитву «Отче наш», стряхнуть руки и прочитать заговор - комм.: воду вылить и зарыть в землю - мать знала и сама знает
|
Заговор |
|
49. |
Рожь колосиста, рости хорошо
- комм.: мать пела, когда начинала жать - повтор
|
Приговор |
|
50. |
Рано и молоденька, Расцвела да и завяла, Как в саду смородинка
- текст - внач. комм.: так мать на жатве пела
|
Частушка |
|
51. |
Хочешь ты – люби меня Если ты не любишь, Проклинай миня
- текст
|
Частушка |
|
52. |
Голубые на перёд, Да никто замуж не берёт
- фр. текста. напев
|
Частушка |
|
53. |
Задушевная, два раз, Ты люби у нас в деревенке, А я буду у вас
- текст, напев - комм.: так пели на жатве
|
Частушка |
|
54. |
И хлеб расти Рожь я сожну, Ты нас хлеб корми
- текст, напев - повтор. зап.
|
Частушка |
|
55. |
Рано и молоденька, Расцвела да и завяла, Как в саду смородинка
- текст, напев плясовой.
|
Частушка |
|
56. |
Рано и молоденька, Расцвела да и завяла, Как в саду смородинка
- напев жнивной - комм.: когда жали, пели каждая по своему
|
Частушка |
|
57. |
Кудреватая башка, Девяносто песен знаю, Да и дома два мешка
- напев плясовой
|
Частушка |
|
58. |
Чей ты будешь дорогой, Я тее понапеваю Вместо милушки своей
- напев - комм.: такие песни пели раньше
|
Частушка |
|
59. |
Рано утром, поутру Мне кукушечка сказала Ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку
- текст. напев
|
Частушка |
|
60. |
- с частушкой и пляской - внач. комм.: под язык плясали «кудеса», когда приходили в дом
|
Наигрыш под язык |
|
61. |
Разрешите поплясать, Я немножко буду топать, Только буду подпевать
- напев плясовой
|
Частушка |
|
62. |
- с частушкой и пляской - внач. комм.: «кудеса» закрывали лицо платком
|
Наигрыш под язык |
|
63. |
Подшитые мои, Я гуляю, дома охают Родители мои
- напев плясовой
|
Частушка |
|
64. |
И послушай по зоре, Не твоя ли дочка плачет На чужой на стороне
- текст - комм.: пели недавно вышедшие замуж женщины, если выходили замуж в дальнюю деревню
|
Частушка |
|
65. |
Рано и молоденька, Расцвела да и завяла, Как в саду смородинка
- текст
|
Частушка |
|
66. |
- в Святки скатывали сани от конюшни с горы
|
Репортаж |
|
67. |
Уж вы мои двери, милые, да отворитеся, Да на петле-то вы остановитеся Уж моево да милова сынушка не пускайте Дайте мне ешшо минуточку-то с ним побыть
- текст - внач. комм.: причитали, когда выходили за гробом из дома
|
Похоронное причитание |
|
68. |
Ой, уж вы, двери милые, да отворитеся, ой, Ой, да на петле-то вы остановитеся, Ой, не выпускайте сына милово, ой
- текст, напев - внач. комм.: причитали у дверей - комм.: двери открывали и выносили гроб - «когда причитаешь, всё само составляется»
|
Похоронное причитание |
|
69. |
- заговоры, касающиеся скотины можно предавать другим людям, а то, что относится к себе и своим близким, передавать нельзя - заговор от сглаза читается дома - ребенка могут сглазить, просто на него посмотрев - с лесным (хозяином) знался отец, много знала его мать, но после ее смерти отец сжег тетрадь - отец был охотником, и лес должен был знать - отец передал слова, с которыми нужно ходить в лес, как и где встречаться с лессовым, но запретил об этом рассказывать, дал заветную палочку - сама может вернуть из леса скотину или человека, но нужно об этом попросить, т.к. по собственной инициативе не должна этого делать, - своих родственников лечить можно, но только по их просьбе - чтобы найти человека, нужно знать его имя и когда он пропал
|
Репортаж |
|
70. |
В байне грязь смыла, здоровье в байне добыла, Святой Михаил, святой Павел и святой Гавриил, проздравьте меня со здоровьем и с лёхким паром
- внач. комм.: когда помывшись в бане окатываются, то нужно положить в воду нательный крест и сказать слова - повтор. зап. - комм.: когда моешься святой водой, то обтираться полотенцем не нужно
|
Приговор |
|
71. |
О представлениях и верованиях:
- отец говорил, что нужно помогать людям, быть чистоплотной и гостеприимной и тогда Бог не будет сердиться и даст здоровья - в речной воде смывают скуку, сама смывала тоску, когда умер сын
|
Репортаж |
|
72. |
Господи Боже, благослови на чёрную ночь рабу Божью Анну, дай, Господи, здоровья всем моим родным и близким, благослови их, Боже, на добрый путь, на добрые дела и дай мине то, чево я желаю. Во веки веков, аминь
- внач. комм.: перед тем, как ложиться спать, нужно прочитать молитву - комм.: так нужно молиться каждую ночь
|
Молитва |
|
73. |
Господи Боже, благослови на светлый, добрый день, дай, Господи, тово всем моим родным и близким, благослови их, Боже, на добрый путь, на добрые дела, и пусть у них все дела сходятся, и Бог Христос, истинный батюшко, встань передо мной, я перед тобой, всем помогай и в том числе мине здоровья давай
|
Молитва |
|
74. |
Ангел мой, хранитель мой, успокой мою душу, укрепи моё серце, враг Сотона, отойди от меня. От четырёх сторон, от трёх ворот приходила ко мне Пресвятая Богородица, да рабу Божью Анну крестом наградила и спать уложила. - внач. комм.: такая молитва читается перед сном
|
Молитва |
|
75. |
Ты – вперёд, я – за тобой, Помоги, Боже
- внач. комм.: перед тем как отправиться в дорогу, нужно помолиться
|
Молитва |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04. |
Зап: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Корепина Т. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Петрова Елизавета Изосимовна, 1926 г.р., род. - д. Михалёво Ухтомерского с\с Дедюрина Анна Александровна,
76. |
Струны серебреюца, Мы, товарка, боевые, Дроли не надеюца - фр. текст. напев плясовой
|
Частушка |
|
77. |
Обеи не гулющие, Хотя и есь по дорогому, Но не настоящие
- напев плясовой
|
Частушка |
|
78. |
Зародились некрасивы Никто замуж не берёт
- фр. текста
|
Частушка |
|
79. |
Ой, уж ты пташка, да кенарейка, Да росскажи горё моё
Ой, росскажи горё моё, Ой, моё горё всем известно, Да, мил уехал от меня
- текст, напев - комм.: песню пела мать, нужно петь голосами (Ан. Ал.)
|
Лирическая песня |
|
80. |
Лучше бы я девушка у батюшка жила, Ой, день с утра до вечера улочку мела
Ой, день с утра до вечера улочку мела, Ой, мела, мела улочку роспахивала
- текст, напев - комм.: песню пела мать, сама выучила, подпевая женщинам (исп. вдвоём)
|
Поздняя лирическая |
|
81. |
Да хорошо играете, Серенькие глазки
- фр. текст, напев плясовой
|
Частушка |
|
82. |
Девушки, гармонь-то ваша, Гармонист, конечно, мой, А забираю гармониста, Отправляюся домой
Девки, стоя, девки, стоя, Надо сила могута, На кроваточке бы хробочку – Двойная лёгота
Про миня вчера сказали Много неудобново, Будто я поистрепалась, Ни чево подобново
Ах, милая моя, Да я в тебя втетерился Всю я ночку без порток С тобой проканителился
Поиграй повеселяе, Я прибавлю пляски, Хорошо играете, Серенькие глазки
Не смеятца вам над нам, А гуликам над веникам, А гуликам не паряца, Вам над нам не скалица
Не смеяцы вам над нам, Мы худые да не вам, Ну, вас к лешому, славутники, Не бегаем за вам
Не смеятца вам над нам, А гуликам над веникам, А гуликам не паряца, Вам над нам не скалица
<По деревне шла> и пела Девка здоровенная, Мандой за угол задела, Заревела, бедная
Ох, милая моя, Моя куропатка, Погляжу я на тибя, Ты до этой падка
|
Наигрыш под язык c с частушками |
|
83. |
Ох, милая моя, Милая Лукерья, Мы с тобой <…> <…> перья
Про миня вчера сказали Много неудобново, Будто я поистрепалась, Не фига подобново
Про миня тибе сказали, Што женатово люблю, да Он женатый – не проклятый, Всё равно не изменю
|
Наигрыш на балалайке с частушками |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Перкумзь 20.08.04. |
Зап: Кузьмина Т. А. Маркова Л. Ф. Воротникова Н. С. |
||
|
|
|
|
Исп.: Родионова Таисья Кузьминишна, 1926 г.р., род. - д. Гусево Карповского с\с
84. |
- раньше скатерти ткали «в шашечку», набирали «лостой», это были праздничные скатерти - в будни стелили более грубые скатерти, сотканные из «изгребья» - для скатерти сшивали на руках 3 полотнища - из грубого льна ткали ткань на портянки, рукавицы и штаны
|
Репортаж |
85. |
- в Пасху приходил священник, для него накрывали стол, прибирались в доме перед его приходом
|
Репортаж |
86. |
- стол стоял в переднем углу, в передний угол садился отец, хозяйка садилась на стуле с краю, чтобы носить на стол пищу - раньше ели все из одного блюда
|
Репортаж |
87. |
- ткали весной, в марте - пряли зимой, иногда до глубокой ночи, потом пряжу клали в кадушку, закрывали ее тканью, насыпали на ткань золу и поливали горячей водой, т.о. пряжа отбеливалась, потом ее полоскали - в марте на снегу отбеливали сотканные холсты - пряли зимой, собираясь вместе в каком-либо доме при свете лучины - девочек сначала учили прясть «отрепье», из таких нитей вили веревки - сама училась прясть, глядя на мать - прялки были «коренные» – из целого дерева и составные из 2 частей, прялки делали в каждой семье - для покраски нитей краски покупали или красили в кадушке, куда клали железо и ольховую кору и заливали водой, получался ярко-красный цвет
|
Репортаж |
88. |
- в Святки молодежь наряжалась «кудесам», собирались на беседы - наряжались стариками, девушки – парнями, приходили в дом, где была беседа, и плясали – «тряслись» - Святки начинались 7 и заканчивались 19 января - девушки на беседы приходили с прялками - когда рядились, закрывали лицо, чтобы не узнали, если плясали, то старались плясать не как обычно - в Рождество ходили «с каледой», за это ругали в школе - колядовщикам в каждом доме что-нибудь давали, они собирались в одном доме и ели всё то, что насобирали
|
Репортаж |
89. |
Зародилась каледа Накануне Рожества, Калядошнички, Подокошнички, Кто даст пирожка, Тому двор живота, Кто не даст пирога, Тому кошка в окошко, Гнилые глаза.
- текст - комм.: хозяева выносили угощение - пели около крыльца, в дом не заходили
|
Колядка |
90. |
- в Святки, накануне крещенского сочельника скатывали под гору дровни, дровешки, сани и там стаскивали в одну кучу, ставили одни на другие, это называлось «сочельник»- - могли заморозить двери, так, что утром было не выйти
|
Репортаж |
91. |
Зародилась каледа Накануне Рожества, Каледошнички Подокошнички
- фр. текста - повтор. зап. - текст
|
Колядка |
92. |
- в Пасху красили яйца березовым листом с веников и луковой шелухой - во вторник через неделю после Пасхи ходили на кладбище, носили крашеные яйца
|
Репортаж |
93. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище поминали со словами: «царство небесное, земля пухом», поминали яйцами и пирогами - раньше, когда около могил не было столиков, прямо на могилу стелили полотенце, а на нем раскладывали то, что принесли с собой - по покойнику причитали дома, когда умер, когда выносили - перед похоронами выкупали у Бога могилу – кидали в могилу медные деньги - покойного с причетом приглашали в баню в поминальные дни – 9, 20, 40, баню топили накануне этих дней - причитать умела мать, когда отца забирали на войну, причитала по нему, как по покойнику
|
Репортаж |
94. |
- когда провожали парней в армию, весили на березы ленточки - в доме у рекрута делали вечеринку
|
Репортаж |
95. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- покойному в баню носили одежду - спустя некоторое время, шли мыться сами - рассказывали, что покойник после смерти до 40 дня мог стучать подавать знаки, но сама не слышала - на 40 день накрывали стол, накануне вечером сидели родственники, пили чай - в 40 день покойного провожали с иконой до конца деревни, кланялись
|
Репортаж |
96. |
- кладбище находится на Панских горах, говорили, что там раньше жили паны
|
Репортаж |
97. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше на могилы ставили деревянные кресты, сажали дерево - крест старались ставить посередине - покойного клали головой к северу, ногами – к югу - теперь в могиле делают настил из досок, раньше гроб в могиле ставили прямо на землю - крест на могиле ставили сразу же в день похорон - покойника поминали киселем, который выносили в последнюю очередь - раньше покойника клали на лавку, головой в передний угол вдоль половиц, а теперь ставят наискосок
|
Репортаж
|
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |