Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 183 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с д. Устье 23.08.04.
|
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А.
|
Исп.: Блинова Евстолия Симеёновна, 1926 г.р., род. – д. Мегра Мегринского с\с
1. |
МАСЛЕНИЦА - в Масленицу теща угощала зятя яичницей на молоке - в праздники приходили в гости родственники - молодым было положено проехать через костер на лошади - на большие праздники варили пиво - праздники праздновали 1,5 дня – первый день с обеда и второй день полностью ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - в Великий четверг ходили за вересом - ветками вереса окуривали избу, деревянные кадушки - в лесу куст вереса перешагивали, чтобы спина не болела - прибирались в избе, брали соль и хранили ее в мешочке для того, чтобы лечить заболевшую скотину - коровам подрезали хвосты, а срезанную шерсть хранили в хлеву под потолком, чтобы скотина домой ходила - считали деньги и перебирали другое имущество, чтобы все это в доме водилось
|
Репортаж |
|
2. |
- комм.: в Великий четверг 3 раза в трубу кричали скотину, чтобы она ходила домой - повтор - комм.: потом трубу закрывали
|
Выкрик |
|
3. |
- в Великий четверг за вересом нужно было ходить рано утром - куст вереса перешагивали - принесенным вересом окуривали кадушки перед засолкой огурцов ПАСХА - на Светлой неделе по домам ходил священник и освещал зерно – овёс, насыпанный в решето, священника угощали яйцами - на Пасху пекли «паску» - круглый хлеб, украшенный крестом и просвирками - бились крашенными яйцами, чьё крепче РАДУНИЦА - через неделю после Пасхи было «радушное воскресенье», а после него вторник – поминальный день (Радуница), в этот день ходили на кладбище, приносили туда яйцо и угощение, читали тропарь - в Иванов день – 7 июля собирали цветы, в это время они имели особую силу СВЯТКИ - в Святки молодежь гадала - Святки начинались с Рождества и продолжались до Крещения - накануне Рождества – «соцэльник» – канун кануна - перед Крещением тоже бывает сочельник - в Рождественский и Крещенский сочельник парни стаскивали всю утварь, которую находили во дворах подальше от деревни, замораживали или заваливали дровами двери, чтобы утром было не выйти - на второй день после Рождества пели «каледу», стояли на крыльце и кричали, за это хозяева что-то выносили, если долго не выносили, то колядовщики ругались - коляду пели молодые мужики рано утром РЯЖЕНЫЕ - ряженых называли «кудеса» - девушки одевались в мужскую одежду, надевали шубу на левую сторону и приходили на беседу, меняли голос, чтобы никто не узнал, плясали - сестра «лепетала по-цыгански» - один мужик привязывал веники, приходил и плясал - могли одеться во все белое, на голове – простыня, КРЕЩЕНИЕ - в Крещение рано утром ходили за водой, считалось, что вся вода святая, она очень долго стоит и не портится, этой водой кропили дом, сами пили КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ - в каждой деревне был большой праздник, приходили гости из других деревень, чаще всего молодежь
|
Репортаж |
|
4. |
- рекруты раньше катались по деревне на лошадях - собирали стол - мать благословляла рекрута иконой - девушки пели песни - рекруты завязывали ветки березы ленточками, тряпочками или носовым платком, чтобы домой вернуться
|
Репортаж |
|
5. |
- к чему-то плохому снится мясо, картошка, капуста - если этот сон не забыть, то он сбудется - к добру снятся сладости – песок, конфеты
|
Репортаж |
|
6. |
- ворона каркает – к чему-то плохому - птица – к вестям
|
Репортаж |
|
7. |
О представлениях и верованиях:
- везде есть свой хозяин: в доме – домовой, на дворе – дворовой, в бане – баенный, в лесу и в поле – лесовой - одна старушка зналась с лешим, когда у женщины пропала корова, то старушка сказала ей куда идти, но велела не оглядываться, женщина нашла корову и когда шла домой – оглянулась, тогда лес очень сильно зашумел, а женщина испугалась и домой прибежала бегом - девушка заблудилась в лесу, и ее не смогли найти - когда начинается ледоход, нужно бросать на лед кусочек хлеба - в лодку садиться нужно благословясь
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Борок 23.08.04. |
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Кирикова Мария Тимофеевна, 1921 г.р., род. – д. Борок Андозерского с\с
8. |
- 28 августа – Успенье, гуляли 1 день - приносили домой последний сноп, ставили в передний угол - выгоняли мух березовым веником, потом этот веник оставляли для того, чтобы подметать пол БЕСЕДЫ, ПЛЯСКИ - на беседах девушки сидели со своими кавалерами - плясали «ланчик», последняя фигура – «перебора», после нее пляска заканчивалась - плясали «болван» – все стояли кругом, а один человек плясал, потом вызывал кого-нибудь другого - «русского» плясали по одному РЯЖЕНЫЕ - всю зиму ходили «кудесам» – наряжались «по-другому»
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Борок 23.08.04. |
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А. Тимофеева Я. Б. |
||
|
|
|
|
Исп.: Демичева Устинья Леонтьевна, 1915 г.р., род. – д. Борок Панинского с\с
9. |
Столики стоят, Ой, столики стоят Да на столиках сткатёрки Браные лёжат, Ой, браные лёжат
- фр. текста, напев - внач. комм.: пели, когда невеста к столу подходила
|
Свадебная песня |
|
10. |
Из-под пястенькой конь-от бежал, Из-под пястенькой серенькой
- фр.текста, напев - комм.: пели на свадьбе за столом
|
Свадебная песня |
|
11. |
Не шёлкова ленточка к стенке льнёт, Ой, к стенке льнёт Что Иван-от Манюшку к сер<д>цу жмёт, Ой к сер<д>цу жмёт
- фр.текста, напев - комм.: песню пели за столом
|
Свадебная песня |
|
12. |
- невеста ходила по полу и причитала - «красота» – на голове у невесты лента, «как блюдо», вся украшенная «серебринками» - ёлочка была украшена серебристыми ленточками - причётчица брала невесту под руки, ходила с ней по полу и причитала - на девичнике невеста причитала - невеста прощалась с родными - невеста во время свадьбы свекрови и свекру дарила полотенца
|
Репортаж |
|
13. |
Во новой во горёнке столики стоят, Ой, столики стоят, Да на столиках сткатёрки браные лёжат, Ой, браные лёжат
- фр. текста, напев - комм.: пели, когда молодые сидели за столом
|
Свадебная песня |
|
14. |
Из-под частенькой серенькой Ты беги, беги мой конь булатной
- фр. текста, напев - комм.: все подхватывали, пели за столом
|
Свадебная песня |
|
15. |
- красота была сделана, как ёлочка и украшена серебринками - у невесты была лента с кружевом и маленькими цветными ленточками - лента одевалась на голову, как капор - колдунья вытаскивала серебринки из ленты и колдовала от грыжи, от золотухи и других болезней - невеста одевалась в длинное платье и рубашку с «кататам», на руках – перчатки, на шее – бусы - молодых встречали с караваем, украшенным ямками, завитушками - на второй день свадьбы били об пол горшки, кидали деньги, а невеста должна была их подбирать
|
Репортаж |
|
16. |
МАСЛЕНИЦА - в Масленицу катались на лошадях - зять ездил в гости к теще - молодых катали по деревне и заставляли целоваться СОЧЕЛЬНИК - в «соцœльник» стаскивали дровни на реку в одну кучу и связывали веревками, могли водой залить
|
Репортаж |
|
17. |
Зародилась каляда Накануне Рожества, Мы ходили, искали Каляду святую, Мы нашли каляду У святово двора, Святой-от двор – Жалезной тын, Посреди двора Стоит двор живота
- фр. текст, напев - внач. комм.: пели вечером накануне Рождества
|
Колядка |
|
18. |
Под окошко стать, Каледу россказать. Каледа, маледа Хто даст перога Тому двор живота, Хто не даст перога, Тому курица одна
- текст, напев
|
Колядка |
|
19. |
Накануне Рожества, Мы ходили, искать Каляду святую
- текст, напев
|
Колядка |
|
20. |
Под окошко стать, Каледу россказать Каледа, маледа
- текст, напев - комм.: ходили взрослые и дети
|
Колядка |
|
21. |
СВЯТКИ - после Рождества ходили «цыгане» и продавали «поросят» – сажали в дровни детей - в Святки таскали, могли оторвать подошву от валенка - две женщины нарядились «пастухами» и пришли искать скотину, у одной из них был барабан - «кудес?» (ряженые) – вредительство - наряжались «белой бабкой», во всё белое - рядились «кузнецом», «кузнецы» могли непонравившейся девке даже подошвы от валенок оторвать
|
Репортаж |
|
22. |
Из поля в поляночку, Цё ты, дроля, не играешь В новую тальяночку
- текст - комм. : на жатве пели долгие песни - повтор - напев жнивной
|
Частушка |
|
23. |
- по окончанию жатвы последний сноп приносили домой, ставили в передний угол
|
Репортаж |
|
24. |
Красная девица, Как зоря
- фр. текста - внач. комм.: кричала на улице утром, когда у одной старушки заболел живот - повтор - комм.: так проговорила и старушка встала
|
Заговор |
|
25. |
- в Великий четверг ходил в лес за вересом, и ломали сосновое помело
|
Репортаж |
|
26. |
- комм.: в лесу кричали, чтобы друг с другом не потеряться
|
Ауканье |
|
27. |
- пастухи делали обходы, обходы должны быть честными - плохого пастуха лесовой к скотине не пускал - с обходом пастухи и сейчас пасут - обход нужно было у кого-то брать, он был написан на бумаге - когда выгоняли коров в первый раз, пастух обходил стадо с барабаном, с решетом, обойдя 3 раза, пастух ставил решето на землю и начинал барабанить, потом старухи угощали пастуха «б?йниками» – пирогами, хлебом, яйцами
|
Репортаж |
|
28. |
- перед первым выгоном клали клещи и крюк перед хлевом, и корова должна была перешагнуть, тогда она будет ходить домой - на Егория отец под кушак совал топор, брал в руки решето и на дворе обходил корову 3 раза, потом заходил в дом, топор втыкал в стену и крестился - в д. Борок в пятницу (?) пастух прогонял коров к реке, и они ее переходили поперек, а в д. Панинская в праздник Смоленской Божьей Матери прогоняли лошадей
|
Репортаж |
|
29. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на могилах ставили кресты
|
Репортаж |
|
30. |
Пороспарен шёлкой виничок, Приходи да, мила ладушка, Тибе всё да приготовлено
- текст - комм.: причитали, когда покойного звали в баню . |
Поминальное причитание |
|
31. |
Ой, дорогая, да, доч(и)ка милая, Заходи да дорогой госьёй, Ой, про тибя да всё сготовлёно Столики да уж накрытые
- текст, напев - комм.: причитали, когда покойника приглашали за стол
|
Поминальное причитание |
|
32. |
Со дальнёй со дороженьки, Прилетела птичка пташечка Она ко мне да уж к окошечку Принесла да она весточку Принесла родимой матушке
- текст
|
Поминальное причитание |
|
33. |
- когда провожали рекрутов, могли причитать
|
Репортаж |
|
34. |
Я встречаю милово племянничка, Заходи, милой племянницёк, Тибе всё да приготовлено Столики уж накрытые Ты пришёл да из сырой земли
- текст - внач. комм.: причитали, когда встречали покойника на 40 день
|
Поминальное причитание |
|
35. |
- фр. текста - внач комм.: причитали на кладбище
|
Поминальное причитание |
|
36. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- причитали на год после смерти, на 40 дней, делали поминки, могли застолье не делать, просто попить чаю, - покойнику на кладбище ставили стопку
|
Репортаж |
|
37. |
Живёт барин на краю, Он не нужон, не богат, У ево много робят
- текст, напев - комм.: так пели маленьким детям - детей качали и пели короткие или долгие колыбельные песни
|
Колыбельная |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Борок 23.08.04. |
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Дюкова Лина Николаевна, 1938 г.р., род. – д. Горбуша Панинского с\с
38. |
- экстрасенсы обнаружили дар - имеет дар гипноза, обладает сильным биополем - умеет лечить грыжу закусом, но делиться этим нельзя - определяет по человеку, что у него болит - людей находит, пользуясь книгой «Оракул» - умеет снимать порчу – когда человек болеет, а врачи определить не могут – наговаривает воду - килы – нарывы, их 12, а порчей – 47 - тоску снимает наговорной водой - воспитывал дед, сама с братом пасли коров12 лет, дед замечал, что внучка необычная
|
Репортаж |
|
39. |
- пастушеский обход – возможность знаться с лесовым, у него свои люди пасут коров - дед разговаривал с кем-то, кого сама не видела, но дед сказал, что это такие же люди - дед говорил, что если в лесу попасть на след лесового, то место покажется чужим, тогда нужно вернуться назад или идти вперед и ругать лесового, но назад вернуться нельзя, лесовой не пустит ОБХОД - дед брал обход на пирог или на яйца, обходил коров с иконой, а потом обход зарывал в муравейник, чтобы никто не знал - в землю обход зарывать нельзя - дед запрещал ломать ветки и разорять гнёзда, нельзя было ни с кем заговаривать первым, сама однажды заговорила со стариком, а это оказался лесовой, он захлопал, захохотал и засвистел - с братом хотели набрать птичьих яиц, но как только стала их набирать, вся скотина заревела, а потом оказалось – сколько яиц взяла, столько коров разорвал медведь - запреты, данные пастуху, нельзя нарушать никому из членов семьи БАРАБАН - дед, будучи пастухом, барабанил на барабане - в барабане были просверлены 4 отверстия, чтобы лучше барабанил - обход брался на барабан, и дома барабан убирался под матицу на дворе ОБХОД - дед давал обходы другим пастухам и себе брал – договаривался с лесовым на самую лучшую корову из стада, по окончанию сезона пастьбы эта корова пропадала - лесовой просто так коров пасти не будет - однажды корова пропала у одинокой женщины, та пришла к деду и сказала об этом, дед выругался на лесового, за то, что взял именно эту корову, пошел в лес и в полночь эту корову вернул - если пастух нарушал обход, то обход снимался, и дальше приходилось пасти без обхода, а новый обход в этом году уже не брался - обход пастух делал с иконкой в решете и с топором за поясом, в решете лежал хлеб, пироги, принесенные хозяйками коров - если стадо было смешаным, то дед просил хозяек состричь с каждой коровы по клочку шерсти, потом эта шерсть запекалась в каравай хлеба, это делалось для того, чтобы коровы держались вместе; у одной или нескольких коров шерсть не брали, а скармливали им хлеб с запеченной шерстью других коров, и эти коровы становились вожаками стада
|
Репортаж |
|
40. |
- чтобы корова ходила домой, брали землю из ее следа и бросали на двор
|
Репортаж |
|
41. |
Малые детушки, Бабушка и дедушко, Примите моих милых животов Спасите и сохраните, Допойте и докормите
- внач. комм.: так говорила, когда отправляла коров
|
Приговор |
|
42. |
О представлениях и верованиях:
- однажды пошла доить корову позже обычного времени, когда открыла дверь, то увидела вместо коровы женщину в белом с цветами платье, испугалась и ушла, но спустя некоторое время вернулась обратно, корова была на месте – после полуночи нельзя ходить на двор, т.к. там свои хозяева - с полуночи до 6 часов утра время хозяев двора - муж, будучи пьяным начал шуметь и пришлось уйти ночью в баню, легла там на полок и уснула, а потом ее кто-то начал толкать и просить подвинуться – в бане тоже есть хозяин
|
Репортаж |
|
43. |
Малые детушки Спасибо на парной баенке
- внач. комм.: говорит, когда помоется в бане - комм.: когда говорит, 3 раза крестится, и крест в бане не снимает
|
Приговор |
|
44. |
О представлениях и верованиях:
- хозяин в бане не считается нечистым, нечистый только в лесу - у домового можно что-нибудь спрашивать, он может помочь СНЫ - плохо тому, кому сны не сняться - бывают вещие сны - приснилось, как сама сидит в лодке, полной рыбы, а муж тащит лодку по снегу через огород, а на другой день трактор раздавил брата - лодка снится к покойнику, рыба – к крику - умерший муж долго после смерти приходил, а однажды во сне приснилась Богородица и сказала, что не нужно ходить в церковь до 40 дня, а после 40 дня нужно съездить в соборную церковь, сама съездила и приняла крещение, после чего муж перестал приходить и только снится во сне - до 40 дня ходит не сам покойник, а его душа - если в минуты смерти подставить руку, то можно почувствовать, как уходит душа из тела, так было, когда умирал муж – изо рта выходила холодная струйка
|
Репортаж |
|
45. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- полотенце и мыло, которым обмывали покойного, кладутся ему в гроб - покойника кладут обязательно вдоль половиц - когда покойника увозят на кладбище, в доме переворачивают все, что можно перевернуть моют пол - когда покойного поминают, за столом ему оставляют место и кладут еду - поминают покойного на 9, 20, 40 день, после 40 дня покойного провожают, потом поминают в годовщину смерти - вещи покойного, которые он приготовил себе при жизни (одежду), нельзя никому отдавать, лучше сжечь - покойному можно что-то передать с другим покойником, если во сне он попросит - возвращаясь с кладбища нельзя оборачиваться - если у самой чешется переносица, то в деревне кто-то умрет - щепки от гроба сжигают, после того, как покойника увезут на кладбище, при этом смотрят, куда дым от щепок, там будет покойник
|
Репортаж |
|
46. |
О представлениях и верованиях:
- самоубийцы после смерти оказываются не там, где обычные покойники - умерший муж во сне водил к себе в гости через темный коридор, а потом вывел обратно - дед после смерти приснился весь в муке и сказал, что работает на мельнице - на том свете жить лучше, чем здесь - на том свете бывшие супруги не встречаются, а создают новые семьи - люди не умирают, а воскресают на том свете
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Зарецкая 24.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Кадацев А. Ф. |
||
|
|
|
|
Исп.: Смирнова Мария Александровна, 1925 г.р., род. - д. …
47. |
На широкую дороженьку Ой, повстречаю да мужа милова Со широково да кладбишша
- текст, напев - комм.: такими словами провожала мужа на кладбище - «когда причитаешь – своё горе высказываешь»
|
Поминальное причитание |
48. |
Рознесите пес(ы)ки жёлтые, Ой, ты откройсе, гробова доска, Ты возьми сибя вниманьицо
- текст, напев - внач. комм.: причитает на кладбище, когда ходит поминать - комм.: сама слова складывает
|
Поминальное причитание |
49. |
Во свою, да светлу горницу Тибе здесь да понаскучило Ты поёдём, да, моё милоё.
- текст - внач. комм.: в урочные дни покойного приглашают - комм.: дома кто-то должен встречать покойного
|
Поминальное причитание |
50. |
Ты приходи да запожалуста, Намоешши, напаришши, Во своей да тёплой баёнке
- текст - внач. комм.: в урочные дни покойника приглашают в баню - комм.: в баню приносят одежду покойного
|
Поминальное причитание |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |