Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 184

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Зарецкая

24.08.04.

 

Зап. Каданцева О. А.

Кадацев А. Ф.

Исп.: Смирнова Мария Александровна, 1925 г.р., род. - д. …

 

1.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- умершему в гроб клали полотенце и мыло

- на могилу около креста клали песок от церкви

- покойника клали по диагонали головой к переднему углу

- после поминок покойника провожали, выносили ту еду, которая для него стояла на столе, и бросали под передний угол

- душа до 40 дня ходит

- иногда покойник сниться, если не так, как нужно похоронили,  в таких случаях крестятся и просят больше не приходить и не тревожить

 

Репортаж

2.

Уж я пошла, да сиротиночка

На широкую, на улочку,

Ты поди да, моё милоё,

На своё, да ты на кладбишшо,

Уж здесь тибе да больше не бывать,

 

- напев

- внач. комм.: с таким причетом провожали

 

Поминальное причитание

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Зарецкая

23.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Кадацев А. Ф.

 

 

 

 

Исп.: Тимофеева Анна Андреевна, 1922 г.р., род. - д. Гусево Карповского с\с

 

3.

Кто даст перога,

Тому двор живота,

Кто не даст перога,

Тому кошка в окошко,

Гнилые глаза

 

- фр. текст

- комм.: кричали, под окном пели старшие, дети бегали следом

 

Колядка

4.

Каледа, каледа,

Зародилась каледа

Накануне Рожества.

Кто даст перога,

Тому двор живота,

Кто не даст перога,

Тому кошка в окошко,

Гнилые глаза

 

- текст

- внач. комм.: пели «около Рожества»

 

Колядка

5.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух пас с обходом, и коровы его слушались и собирались вечером сами

- пастухи и сейчас берут обход у «старинных людей»

 

Репортаж

6.

О колдунах:

 

- в д. Панинская живет знающий человек,  который от своей матери перенял знание, он даёт пастухам обход

- в лесу пропала лошадь, ее искали всей деревней и не нашли до тех пор, пока не помог колдун

 

Репортаж

7.

О представлениях и верованиях:

 

- один парень искал в лесу лошадь и встретил лесового, спросил у него о лошади, а тот захлопал руками и засмеялся

- если встретился лесовой, о нем потом нельзя рассказывать

 

Репортаж

8.

О календарных обрядах:

 

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу катались на лошадях, катали молодых

- зять ездил в гости к теще

СОЧЕЛЬНИК

- в Рождественский сочельник старались дровни во дворе не оставлять, молодежь могла все, что есть во дворе стащить в одно место посредине деревни

 - в Крещенский сочельник могли сделать так же, как и в Рождественский

- кучу стащенных в одно место дровней называли «сочельник»

СВЯТКИ

- Святки продолжались с Рождества до Крещения

- в Святки ходили «кудеса» (ряженые),

- до Рождества «кудеса» не ходили

- рядились по-разному, мазались сажей, наряжались «медведем»

- «медведь» приходил на беседу, хватал девок, щипал, мял, пачкал сажей

- ряженый «кузнец» приходил ковать девок, ловил какую-нибудь, снимал с ее ноги валенок, стукал молотком, скоблил рашпилем

- могли рядиться «белой бабой»

- на беседу приводили «покойника» и заставляли девок его целовать, покойника привозили в настоящем гробу, приносили в избу и там отпевали, как по-настоящему

- старухи наряжались в широкие платья, привязывали к себе веники, делали большую грудь и приходили на беседу

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

- в Великий четверг ходили в лес за вересом, ломали мутовки

- вересом окуривались

 

Репортаж

9.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на могилах ставили кресты или столбики с перекладинами

- крест на могиле ставили посередине

- покойника хоронили головой к восходу солнца

- сейчас в могилах делают настил из досок, а раньше  ставили гроб прямо на землю

- покойников поминают в урочные дни: по субботам, 40 дней, 20 дней, 9 дней

- на 40 день покойника провожают, с ним прощаются, накануне 40 дня покойника приглашают в баню, готовят ему одежду, воду, спустя некоторое время идут мыться сами

 

Репортаж

10.

Об играх:

 

- играли в «огорелыш» – таскали девок

 

Репортаж

11.

На улицах тёмно и грязно,

Идёт горемыка портной

Прожил он у хозяина неделю,

В субботу руцёт полуцил.

 

Шёл он ох мимо и пропоял,

Шёл он и всё он пропил, прокутил

Жена три дни печи не топила,

В трубе буйный ветер гулял.

 

- текст

- напев, окончание - текст

- комм.: в войну пели женщины за работой

 

Поздняя лирическая

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198