Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 189а |
|
|
|||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с, Д.Ульянкино 26.08.04
|
Зап. Львова Н. (дневник Львовой находится в ФЭЦ СПБ ГК)
|
Исп.: Ганина Лидия Фёдоровна, 1932 г.р.
Ганин Сергей Александрович, 1928 г.р.
1. |
(На второй день Рождества) Накануне Рождества, Искали ребята Государева двора
- внач. комм.: «Каляду» пели на второй день Рождества - воспоминание текста - комм.: кричали: «Калядушки дайте!», - ребятишки стояли под окнами, им давали пирожок, деньги
|
коляда |
2. |
Зародилась каляда Накануне Рождества Кто даст перога – Полной двор живота
- фрагмент текста, проба напева, - повтор – фр. текста с пробой напева
|
Коляда |
3. |
- в святки девушки собирались на поседёлки, приходили ребята с гармоньями, девушки пряли, вязали - ребята дурачились: кудель поджигали – баловство - на беседу собирались с прялками, девушки пели долгие песни, плясали «Русского», «Ланчика», «Кадриль» - в «Ланчике» парами ходили с притаптыванием: «кресты», «перебора», «кончаёт» - играли на гармони, балалайке, «языком», на сковороде
|
репортаж |
4. |
(Тра-та-та, вышла кошка за кота…)
- проба
|
Наигрыш под язык |
5. |
О праздниках, гуляньях, играх:
- в летние праздники ходили хором с песнями, - пели «Недозрелая калинушка» - в школе «Просо» пели - «В болвана» играли, «В ремень», «в ручеёк»
|
репортаж |
6. |
- на жатве пели песни - зажинали каждая на своем поле, первый сноп не выделяли - каждая жала на своем месте - последний сноп ставили дома в передний угол и зажигали лампаду
|
Репортаж |
7. |
МАСЛЕНИЦА - в последний день масленицы катались на конях, пекли блины ПАСХА - перед Пасхой «плошки» жгли: зажигали смоляные бочки и бегали кругом церкви – встречали Иисуса Христа - последний раз в 1938 году Пасху справляли - «плошки» - это плохие ведра, бочки с подожженными тряпками - с плошками бегали ребятишки - в праздники устраивали ярмарки - в Великий четверг ходили на реку за святой водой (путает с Крещеньем) - в Пасху священник ходил по домам, его угощали - священник напился так, что потерял крест ТРОИЦА - накануне Троицы ходили к родителям, могилки чистили, березки ставили на улице у каждого окна - венки плели из цветов – клали на кладбище на кресты – так поминали, едой поминали – пирогами, в церкви панафиды делали
|
Репортаж |
8. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- поминальные дни – урошные: 9, 20, 40, в годину последнее поминание - в 9 день покойника приглашают домой, раньше причётальщицы приглашали - хоронят на третий день - покойника кладут на стол или на скамейки, головой на восток – в передний угол, стол стоит наискосок - в гроб листья от веников кладут, прутья сжигают в печи, одежду сжигают на улице в огороде, когда похоронят - на кладбище возили на дровешках или носили на плечах - впереди гроба кидают крупу - когда несут гроб, останавливаются на пороге дома – ставят гроб на порог, останавливаются напротив дома, в котром человек жил - под гроб клали еловые веточки, когда везут – их раскидывают - на кладбище не все ходили – только кто может - в конце деревни останавливаются – прощаются - гроб опускали на веревках, веревки бросали в могилу - землю откупали – бросали в могилу медяки - над гробом могли сделать потолок - когда закопают, крест ставили на середину могилы - покойника клали головой на восток
|
Репораж |
9. |
- невесте устраивали девишник, она одевалась – как «прощается с молодостью», ей причитали, невеста и подружки могли причитать - на девишник приезжал жених - пели песни: «Отставала лебёдушка да приставала к стаду да лебединому», свёкру пели - перед свадьбой жених приезжает - у самой уже не было венчания
|
репортаж |
10. |
- в Спасов день скотину прыскали святой водой - у пастуха свои законы, свои законы, делал обход своего владения, чтобы звери не появлялись - пастух барабанил днем и вечером - пастух кормился по разным домам - пастуха нанимали
|
репортаж |
11. |
- в Вербное воскресенье вербу ломали - рогульки с картошкой, с пшеном пекли - сестру водили на колокольню, чтобы не заикалась - в Пасху качались на качелях, потом качели снимали - в Пасху яицами бились, красили яйца ольхой, листьями от веников, шелухой от лука - на могилки яйца носили – кроме Пасхи; родители кормятся
|
Репортаж |
12. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- кутью из риса варили, когда хоронили, в урочные дни не варили - варили красный кисель – считается третье (последнее) блюдо, первое – суп, второе – каша - после похорон для умершего за столом в уголке оставляли место: ставили стопку с вином, клали ложку, вилку - когда выносили – переворачивали лавки, чтобы не было нового покойника |
Репортаж |
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с, Населенный пункт не определен 26.08.2004 (?) |
Зап. Львова Н. (дневник Львовой находится в ФЭЦ СПБ ГК)
|
Исп.: не определен
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с, Д.Нижняя Мондома 26.08.04 |
Зап. Тимофеева Я.Б., Гончарова Н.В., Маркова Л.Ф., Самойлова Е.В.
|
Исп.: Белова Галина Сергеевна, 1942 г. р., род. Из Вашкинского района,
Весеринкичева Римма Антоновна, 1926 г.р., род. - Бабаевского р-на, Борисово-Судского с/с, д.Чукшино
Травкина Зинаида Иваноновна, 1932 г.р.,
Рахаева Галина Никифоровна,
Дмитриев Виктор Фёдорович, 1929 г.р. (гармонь)
15. |
- пляшут на 4 пары и больше, парни приглашают девушек, сначала подплясывают друг другу, потом «перебора», потом поют частушки
|
Репортаж |
16. |
Вспомни как мы раньше жили-то, Я вздохну, а вы подумайте Ково любили-то
- текст
|
Частушка |
17. |
Даром, что неловкие, Разговоров не боимся, Потому что бойкие
- текст
|
Частушка |
18. |
- могли одни девчонки «Ланчика» плясать - «Рыбацкого» плясали в Вашкинском районе - как плясали «Ланчика» - начинали сдольные, а потом поперечные, заканчивался «Ланчик» перебором - как парень приглашал девушку на пляску
|
Репортаж |
19. |
Милка брови колесом, Милка брови колесом У тя сопелька под носом
- интонируемый текст - комм. о пляске: девочки в ланчике частушки не пели, на ответ пели только когда «Русского плясали»
|
Частушка |
20. |
Да юбка задом наперёд. Поверни, вертоголовая – Смеёццы весь народ.
- интонируемый текст - внач. комм.: супостатке пели
|
Частушка |
21. |
<нрзб> А на руку зобенька
- интонируемый текст - комм.: супостатка когда пойдёт плясать, поёт наответ
|
Частушка |
22. |
Я упала перед ним, Я упала и сказала: Толстопузый ты налим.
- интонируемый текст
|
Частушка |
23. |
Дроля изменяет-то, Я хочу, хочу заплакать – Смех одолевает-то.
- интонируемый текст
|
Частушка |
24. |
Мы с тобою тёзки Оторвали – полетят От забора доски.
- интонируемый текст
|
частушка |
25. |
- «Русского» плясали по одиночке, выходит первым тот, кто смелее, потом вызывает другую – девушку или парня - «Ланчика» ходили (не говорят, что плясали) - плясали «Цыганочку», «Семеновну» - по субботам, воскресеньям, средам были танцы в клубе - играли «В ремень»: такой-то тонет; кто дружит – должен поднять, если не поднимет, водящий стегает - «В ручеек» играли - были игры с пляской: гармонист играет, если остановится во время пения частушки – ведущий дает задание, например, поцеловать парня - парни брали в рот спички, девушке надо было вытащить - когда сама была подростком, клуба не было, собирались на биседы по домам - в праздники – Иванов день, Смоленская – ходили на гулянки - на беседы ходили с прялками; родители давали задание кому сколько напрясть
|
Репортаж |
26. |
СВЯТКИ - с Нового года до Крещенья - гадали, крутились на перекрестках – в какую сторону головой упадешь ЖНИВА - когда жали, пели частушки и долгие песни СВЯТКИ: - закрывали дома, раскатывали по дорожке дрова, сани увозили от домов и спускали с гор, чтобы хозяева утром искали - раньше ходили кудесами, саму «козлом» нарядили, а брата «кокшарём» - ряженых не угощают, угощают, когда ходят колядовать - колядуют утром, - примета: первым в дом заходит мужчина, а не девушка
|
Репортаж |
27. |
Накануне Рождества, Кто даст пирога, Тому целой двор живота.
- текст
|
Колядка |
28. |
Зародилась каляда Накануне Рождества, Кто не даст перога, Тому выколю глаза. (исп. Весеринкичева Р.А.)
- напев - комм.: хозяин дает гостинца – конфеты, печенье, пироги, если поиграют – «колядальщики» плясали, когда уходили, спасибовали - колядовщики брали корзинку, чтобы угощение окладывать, потом у кого-нибудь в доме пили чай - колядовать ходили днем, а маскированные вечером, - колядовщики ходили только в Рождество, маскированные-кудеса – все святки
|
Колядка |
29. |
СВЯТКИ - рядились «кокшарём»; кокшарь – птица типа дятла - девушки одевались в мужскую одежду, парни – в женскую, лица занавешивали платком - медведем рядили – в шубе - покойником: намазывали мукой, зубы делали из редьки, нос перевязывали ниткой, приходил на беседу – с палкой - «медведь» «девок комкал» - его вели на поводке-цепочке - святки были до Крещенья - в Крещенье угольком крестили окна, двери, чтобы нечистая сила не приходила - накануне Крещенья или в канун кануна обязательно топили баню ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - по приходу праздновали престольные праздники Крещенье и Смоленскую – приезжали гости, Крещенье праздновали три дня, в Смоленскую – на вторую ночь расходились по домам - на праздники в деревянных бочонках варили пиво, гнали самогон ПАСХА - яйца красили, пекли пироги, паску - с утра обязательно пекли оладьи – давали со сметаной - по яичку давали - раньше люди носили, если нет яичек или молока - когда мать дает яйцо и олашки, говорит: «Христос воскресе!», ей отвечают «Воистину воскрес» - в Пасху не здороваются, говорят «Христос воскресе!» - подростки бились крашеными яйцами, когда ходили по домам, менялись яйцами - красили луковой шелухой, ольховой корой, листьями от березовых веников МАСЛЕНИЦА - костер жгли в лесу, около костра катались на лыжах, санках, дровнях - по дороге собирали просыпанные сено да солому, по домам не собирали ПАСХА - в Пасху солнышко радуется – сама в детстве видела, как оно прыгало - на кладбище в Пасху не ходили
|
Репортаж |
30. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в Троицу, в Родительский вторник (Радошный вторник) ходили на кладище - на кладбище обязательно надо брать с собой хлеб - в похороны причитают на кладбище
|
Репортаж |
31. |
На ково ты нас оставил-то
- проба напева
|
Похоронное причитание |
32. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- причитали и когда покойник лежит, и когда выносят – много было причётов
|
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |