Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 133 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Камешниковский с/с, п. Киргоды 29.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Глушкова Т.Н. |
||
Исп.: Нестерова Александра Павловна, 1922 г.р., род. в д. Березник
|
||||
01 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше после похорон надо было мыться в бане; сначала в баню ходили женщины, потом мужчины; по-настоящему не мылись, только споласкивались, чтобы «отметиться»
|
Репортаж |
||
02 |
О представлениях и верованиях:
- в бане есть «банник»
|
Репортаж |
||
03 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда хоронят, все, кто есть на кладбище, кидают в могилу и на гроб земельку, платочки, медные денежки; землю кидают голой рукой - под гроб в могилу хвою кладут - на могилу сразу ставят крест; когда везут покойника на кладбище, сразу и крест везут - в Березнике, когда брат помер, сноха делала кутью и обносила по ложечке всем, кто сидел за столом - пекли сладкое печенье - после похорон по деревне ходит человек и обносит всех конфетами и печеньем; также обносят в 20-й и 40-й дни; раньше так обносили всех, заходили в каждый дом, а теперь ходят только по соседям - раньше пекли шаньги и их разносили по домам для помина; заходили в каждый дом и клали на стол одну шаньгу; так ходил родственник умершего, как правило, женщина, она говорила: «Помяните Ивана» - сначала разносили помин (шаньги) в день похорон, когда другие ехали на кладбище хоронить покойника; потом также делали в 20-й и 40-й дни; для шанег с вечера творили тесто, а утром их пекли на сковороде (как оладьи) - стружки от гроба клали в гроб, а потом, когда умершего похоронят, их сжигали - в гроб клали веники, вату - раньше гроб и внутри его не околачивали
|
Репортаж |
||
04 |
О календарных обрядах и праздниках:
- веники заготовляют летом после Троицы; раньше до Троицы веники считаются серные – не хорошие - ТРОИЦА – большой праздник; в Троицу гуляли в Каликино (на стой стороне реки); много людей ходило и сейчас ходит на кладбище; все сидят у могилок, выпивают, закусывают; раньше ходили к церкви и на кладбище - старушки раньше причитали на могилках
|
Репортаж |
||
05 |
- при единоличном хозяйстве каждый обрабатывал свою землю – садили, пахали - сеяли мужчины; если их не было, то сеяли женщины - жали женщины - последний снопик приносили домой
|
Репортаж |
||
06 |
Девушка пошла за грибами с братьями и пропала, не могли найти. Через неделю она сама вышла. Лето было сырое, а она вышла вся сухая. Родителям сказали, что девушка должна выйти на то место, где пропала. Сказала, что ела морошку и чернику
|
Быличка |
||
07 |
О представлениях и верованиях:
- когда человек заблудится, то это его кто-то впереди зовет, кажется, что человек, а на самом деле – нет
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Камешниковский с/с, п. Киргоды 29.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Глушкова Т.Н. |
||
Исп.: Харитонова Галина Николаевна, 1932 г.р., зд. (гармонь «нотка»)
|
||||
08 |
- фрагмент - продолжение (играет долго) - комм.: это игра под пляску для девушек, для парней играли «Хулигана», они плясали
|
Наигрыш на гармони |
||
09 |
- проба
|
Наигрыш на гармони |
||
10 |
- фрагмент, проба
|
Наигрыш на гармони |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Домшинский с/с, д. Ребячьево 31.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Соколова Александра Михайловна, 1914 г.р., род. – д. Чернеево Шанбирова Людмила Ивановна, 1929 г.р., род. – д. Чернеево
|
||||
11 |
- откупали избу, гуляли вечер; за избу немного платили - днем работали, а вечером гуляли; летом ходили гулять в другие деревни, гуляли на улице - зимой были «посиденки», девушки не пряли
|
Репортаж |
||
12 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ходили ряжеными; надевали «прежнее» (брали у матери), чтобы было смешнее; ходили из дома в дом; ряженых угощали; ряженые плясали
|
Репортаж |
||
13 |
- с 9 лет дети работали, ходили с косой на сенокос, детям писали половину нормы (в колхозе); жили в сарае; варили горох, суп - утром с солнышком будили - детей кормили лепешками и молоком
|
Репортаж |
||
14 |
- ЕГОРИЙ: пекли каравай для скотины, солили и всем животным давали
|
Репортаж |
||
|
|
|
||
15 |
О представлениях и верованиях:
- был дед, который знал, где находится заблудившаяся корова; помогал ее найти - в лесах корова могла попасть «на круг» (не могла выйти из леса), этот дед тоже ее находил и «снимал с круга» - человек или животные могли попасть на такой «круг» и ходили все время по нему, а выйти не могли, когда их находили, то по кругу была вытоптана вся трава - дед наговаривал на кусок хлеба, давал его хозяину потерявшейся коровы, велел положить кусочек к зав†ру, а утром корова приходила; этот дед не говорил никому слова, которые он наговаривал, т.к. если их сказать, то ничего не получится; ему немного платили - были пастушки, их учили старички, они сгоняли скотину в лес и уходили, и знали, что все потом придут
|
Репортаж |
||
16 |
- в ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ скотина считалась именинницей - раньше коров гоняли в лес пастись; затворяли «отводок», скотину подзывали к «отводку», а поп обрызгивал всю скотину святой водой, что-то говорил; потом скотину отпускали в лес, и вся скотинка была целая, в лесу волки не трогали - в разных деревнях были разные праздники, когда так окропляли скотину; например, в другой деревне был Петров день, когда поп святил коров
|
Репортаж |
||
17 |
- в одной деревне был Спасов день, на Чернееве был праздник Купин?, в Ребячьеве был Покров - ИЛЬИН ДЕНЬ – праздник, когда никто не должен был работать; сосед решил дометать стог вечером в Ильин день, когда дошел до дому, то стог сгорел (от молнии); «Илья – праздник очень грозной», такого праздника больше нет - в Ильин день одну женщину убило «стрелой», которая прилетела в дом и облетела вокруг печки и женщина упала; может быть, она чего-нибудь погрешила - случай из жизни: залетала в комнату «стрела» через стекло, потом обратно вылетела, а стекло осталось целое - Ильин день – грозный праздник, в этот день всегда дожди и гром - с Ильина дня начинали жать рожь; яровое убирали позднее
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Домшинский с/с, д. Чернеево 31.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Солодунова Капитолина Павловна, 1930 г.р., род. в д. Шатрец Ниловицкого с/с Кирилловского р-на
|
||||
18 |
- фрагмент - продолжение - комм.: простая плясовая игра - повтор - комм.: все плясали – и мужчины, и старушки, и девушки; мужчины плясали под игру «почаще» - фрагмент - продолжение - комм.: делают переборы; на другой гармошке («Ивановской») лучше получается
|
Наигрыш на гармони |
||
19 |
Переборы (наигрыш тот же «Русского»)
- проба - комм.: переборы - «лишними» пальцами надо перебирать, тогда игра получается лучше - повтор фрагмента
|
Наигрыш на гармони |
||
20 |
- когда игрок хороший, то он по всем клавишам может играть - раньше играли на гармошке вместе с братом в деревне в Кирилловском районе
|
Репортаж |
||
21 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ходили ряженые - раньше делали беседы в одном доме; молодежь «подрядят» большую избу, платили за нее; приходили гармонисты, были пляски – Русского, Кадриль; пожилые женщины приходили смотреть на своих детей - ряженые приходили на беседу и ходили по домам, собирали – кто что даст, давали яйца вареные, пироги; ходили и молодежь, и пожилые - колядовали – «собирали» песни «вроде частушек» - ряженые ходят только неделю после Нового года (с 14 января) - парни «наваракосят» - закрывают двери, чтобы было не выйти из дома - БЕСЧИНСТВА МОЛОДЕЖИ: на улице раскатывали поленницы; трубу на крыше закрывали, чтобы печка не топилась; сани большие увозили от конюшни к реке и катались на них, там их оставляли; хозяева потом ходили и все собирали; люди не обижались на молодежь - «вредным» старушкам молодежь заливали двери, чтобы они за ночь «пристыли» и было не открыть - «варакосили» после 12 часов ночи под утро, когда все спят - гадали: забирались в баню, чтобы женихи показались; парни могли насмеяться над девками - МАСЛЕНИЦА: жгли костры, таскали дрова; делали из соломы чучело («вроде человека»), наряжали его [современная информация] - подростки таскали дрова для костра прямо из поленниц без разрешения хозяев
|
Репортаж |
||
22 |
- дядюшка научил брата играть на гармони; К.П. сама научилась от брата
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Домшинский с/с, д. Дьяконица 31.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Кукушкин А.В. |
||
Исп.: Садков Дмитрий Иванович, 1929 г.р., зд.
|
||||
23 |
- проба - повтор фрагмента - повтор - повтор - комм.: плясали и мужчины, и женщины
|
Наигрыш на гармони |
||
24 |
- фрагмент - комм.: плясали парни, когда выпьют и гуляли
|
Наигрыш на гармони |
||
25 |
- снач. комм.: шли по деревне и пели под гармонь песни отрывисто - комм.: гармонист играет, а рядом с ним идут и поют; когда драка, то эту же игру играли; учился играть у брата, брат играл хорошо
|
Наигрыш на гармони |
||
26 |
Под пляску (для женщин, на «нижних» клавишах)
- снач. комм.: для девушек играют на «нижних» клавишах, для мужчин – на «верхних»
|
Наигрыш на гармони |
||
27 |
- перебор – это, когда идешь по всей «гребенке» туда-сюда; после «женской» игры можно с помощью перебора перейти на «мужскую» - раньше, когда плясали старушки, была игра «Притычка» (проба показа) - когда провожали в некруты, собирали застолье, игра на гармони была такая же, как и обычно – «под пляску»
|
Репортаж |
||
28 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в этой деревне отмечают праздник Ильин день - СВЯТКИ: раньше ходили ряженые, когда приходил ряженый гармонист, то его могли узнать по игре; ряженые закрывались, чтобы их не узнали; люди потом гадали – кто приходил ряженым; гармонист играл, а другие ряженые плясали; лицо завешивали платком - «святошники» выворачивали шубы мехом кверху, снаряжались всяко; «святошники» ходили и в своей деревне, и в другие деревни - колядуют: стучат под окном, в домне заходят
|
Репортаж |
||
29 |
- учился играть сам по слуху; от брата учился - у Д.И. вместе с братом было две гармони
|
Репортаж |
||
30 |
- в деревне было две беседы: «веселая» для взрослых и «маленькая» для маленьких детей (школьники); старший брат ходил на взрослую беседу, а Д.И. – на маленькую, поэтому им надо было две гармони, и для них приобрели вторую гармонь - на маленькой беседе девочки тоже плясали - в «Горе» на беседах больше играли на Угле
|
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |