Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 154

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с,

д.Сосновый Бор

19.08.04

Продолжение 2 стороны; запись наложена на следующий репортаж

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Иванова Зоя Александровна, 1935 г.р.

 

01

О заговорах, знахарстве:

 

- если нет печки, то у плиты «слова» можно говорить

- задвижка у трубы должна быть закрыта

- все «слова» шепчутся

- сама маленьким от грыжи делает на молоко; грудному ребенку – на грудное молоко, если грудью не кормят – дает своего; детская смесь – «не действительна»

 

репортаж

02

Встану я, раба Божья Зоя, благословясь,

Пойду перекрестясь

Из дверей в двери,

Из ворот в ворота,

В чистоё поле,

Из чистово поля к синему морю,

В синем море есть щука зубастая,

Зубы железные, щёки булатные,

Она грызёт, режет все двенадцать грыж и т.д.

 

- комм.: детям нашептывают на молоко, взрослым – на водку

продолжение на кассете № 155

Заговор от грыжи

 

Белозерский район,

Шольский с/с,

д. Митино

18.08.04

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Подпорочная Анна Прокопьевна, 1919 г.р.

 

03

О женских рукоделиях:

 

- раньше на праздниках пели: «По муромской дороге», «Ямщик»

- вышивали – из ткани выдергивали ниточки, получалась, как канва, по ней наносили узор

- в кроснах ткали салфетки узорами, нитки красили ольховой корой;

- выткали «серпенкам» - клеточки разного цвета

- нитки красили отваром из ольховой коры

- на полотенца самые тонкие нитки брали, для кухни – нитки потолще; полотенце ткали только изо льна; на одежду в основу брали лён, затыкали пачесями

- салфетки забирали в лостины

- в детстве просили мать, чтобы научила шить, она отвечала: «Учись, матушка, сама» - надо, чтобы сама научилась

- прясть учила бабушка; учились прясть на отрепьях

- у детей были свои маленькие прялочки

 

репортаж

04

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше покойника клали на столы, теперь кладут на стулья на настилы;

- раньше священника приглашали, он отпевал; если церковь близко, перед погребением отпевали в церкви

- на похоронах причитали

 

репортаж

05

О свадебном обряде:

 

- в свадьбу, если невеста не умела причитать, маму одевали невестой, и она ходила причитать вместо невесты

 

Репортаж

06

О похоронно-поминальном обряде:

 

- для покойника стол ставили наискосок к переднему углу

- на похороны собирались все родственники

- покойник дома лежит не в гробу, в гроб перекладывают перед тем, как везти на кладбище

- под покойника стелили белую скатерть, потом, если хорошая – стирали, плохая – сжигали

- после покойника всё сжигали после того, как его увозят хоронить

- когда покойника уносят, в доме оставались люди, готовят, моют окна, столы, пол, коридор, собирают на столы

- пол мыли вдоль половиц

- когда покойника вынесут, стулья, лавки переворачивают

- пока покойник лежит в доме, на стол ставят тарелку – кто приходит к покойнику, кладет в нее деньги, приносит угощенье; когда покойника везут на кладбище, несут и это угощение, раскладывают по всем могилкам; деньги несут в церковь

- прощаются с покойником: если холодно – в доме, или на улице;

- по деревне покойника несли на руках

- не родственники провожали только по деревне, делали земной поклон, свои и близкие соседи ходили на кладбище

 

 

Белозерский район,

Шольский с/с,

д. Митино

18.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Шлепакова Таисья Константиновна, 1928 г.р.

Розина Александра Васильевна, 1923 г.р., род. с Городища

 

07

О своей жизни: (Шлепакова)

 

- до войны праздники делали; после войны мужиков не стало – «всё решилось»

- в войну на себе пахали

- для проведения бесед просились к какой-нибудь старушке или ходили по-очереди

- сама шерсть пряла, вязала

 

Репортаж

08

О календарных обрядах (осн.исп. Розина):

 

- Рождество отмечали

- с прялками на беседы ходили те, кто постарше

СВЯТКИ

- ходили к озеру: вставали вокруг проруби, слушали, с какой стороны приедут сваты

- вокруг стола гадали – стол двигался

- на картах гадали

- раньше мужики в карты играли – корову могли проиграть

- летом дети играли в городки, мячик

- на елку делали кукол из соломы, фонарики, флажки

 

Репортаж

09

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- сразу после смерти тело обмывали, одевали, «валили» на стол; сейчас на стол не валят, кладут на стулья, скамейки

- скатерть, на которой покойник лежал, стирали

- после покойника могли все постирать или сжечь

- стол, на котором стоял гроб, стоял в переднем углу, напротив икон

- покойнику-мужику одевали шляпу, женщинам – платок

- деньги кладут покойнику, когда везут хоронить, эти деньги отдают в церковь

- деньгами землю у Бога выкупали

- на похоронах кто умел причитали

- когда покойника намоют, оденут, уложат  – «не вытерпеть, чтобы не причитать»

- когда выносят, когда увозят, на кладбище, на поминках – разные причёты

- поминают на 9, 20, 40 дни

 

Репортаж

10

Пороздуйтесь, ветры буйные,

<Нрзб «Разнесите пески жёлтые» (?)>

Пороскройся мать-сыра земля

Ты откройся, гробова доска

Приоткрой ты очи ясные

(Розина)

 

- фр. текста

 

Поминальное причитание

11.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в 40-й день умершего зовут в гости, причитают, как дома подготовились

- после поминанья в 12 часов надо провожать покойника, причитают: «Может ты да приостанешши»

- «Пороздуйтесь, ветры буйные» причитают на кладбище на поминках на 9 день, в 3, 6 недель

 

Репортаж

12

Пороздуйтесь вы, ветры буйные,

Вы со всех да четырёх сторон,

Рознесите пески жёлтые,

Росколисе, мать сыра земля,

Ты откройсе, гробова доска.

 

- текст

- комм.: причитают протяжным голосом

 

Поминальное причитание

13

Парна баенка истоплёна,

Тело бело замаралоси

Бельё да запылилоси.

 

- внач. комм.: к 6 неделям (40 дню) топили баню и звали умершего – на кладбище не ходили, в 40 день ходили на кладбище

- фр. текста

 

репортаж

14

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в 40 день на кладбище идут – справляют поминки

- накануне 40 дня зовут в баню, умерший моется и остается дома ночевать, утром идут на кладбище – зовут тело; «душа – дома, а тело не пришло»

- когда зовут на кладбище – причитают,

- с кладбища приходят, садят умершего за стол

 

Репортаж

15

Ты садись да мой премилой сын

Всё уж наготовлено,

Всё на столах положено

 

- фр. текста

 

Поминальное причитание

16

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:

 

- на поминках первую рюмку выпивают стоя, потом не встают

- после поминок душу провожают на кладбище

- к самой умерший дедушка приходил накануне 6 недель: рано утром заскрипел стол; вскипятила ему чай, зажгла поминальную свечку и снесла чай, пироги, конфеты в ту половину избы, где умер, поставила там свечку;

- потом еще раз приходил: спать легла благословясь, попросила дедушку, чтобы не пугал; прошёл с костылём тем местом, которым обычно ходил; свечку зажгла, поставила ему чаю

- умершая мама пришла, на руки подула, сказала: «Как руки-то застыли»

 

Репортаж

17

О приготовлении пива:

 

- в праздники пиво варили в шанах; в шане 2 ушатов, каждый ушат – 5 вёдер

Репортаж

 

 


 

 

Продолжение репортажа о приготовлении пива:

 

- пиво варили каменьями на берегу озера

- каждый варил сам себе

- на колхозный праздник варили в одном шану; солод для пива растили старухи

- проращивали рожь – в озеро замачивали мешок, потом разваливали, в куте прела и разносили по домам – сушили на печах; когда высохнет – мололи

- чтобы вода кипела – в шан кидали раскаленные каменья

- когда пиво сварится, разливали по ушатам, клали дрожжи, хмель – оно ходило

- из оставшейся дробины делали квас

 

 

18

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:

 

- если умерший приходит, ему зажигают свечку, ставят чай; он не показывается

- на поминках умершему место дают в переднем углу, ставят стакан, кладут ложку

- дети видят умерших

- на кладбище ходят на полгода, год; если горе большое, каждый раз причитают

- на кладбище ходят в поминальные праздники: Покровскую субботу, после Пасхи, в Троицу или накануне Троицы

- после умершего всю одежду, постель сжигают, раньше говорили, что «Всё сожгёшь, дак легко жить там будет ёму»

- щепки от гроба и все после покойника сжигают сразу, как покойника увозят; раньше в печке не жгли, сейчас сжигают в печке

- в гроб раньше клали венички, теперь – вату; сама выщипала в гроб два веничка, положила на них одеяло, подушку, на которой спал

- одежду на смерть готовили заранее

- мыть надо тёплого покойника

- раньше хоронили родственники, сейчас считается, что молодым хоронить нельзя – умрут

- умершему топили баню, оставляли там веник, мыло, мочалку, воду; потом могут сами мыться; сама пошла мыться, сказала: «Дедушко, я иду с тобой мытцы»; водой и веником после умершего не пользуются; веник и мочалку сжигают в печке, мыло выбрасывают

- раньше после похорон все мылись в бане, сейчас у крылечка руки моют; после бани садились за стол

- когда гроб вынесут, стол, стулья опрокидывали, все мыли;

- пол раньше всегда мыли с переднего угла – «там Господь-батюшко сидит»

 

Репортаж

19

О календарных обрядах:

 

- отец, когда за стол садился и из-за стола вставал – молился,

ПАСХА

- к Пасхе готовились всю ночь: пекли рогульки, тоболки, сочни

- тоболки – в сочни клали толокно, смешанное со сметаной, маслом, и загибали

- рогульки делали с картошкой, пшеном, ячневой крупой, творогом

- церковь разрушили, сделали в ней клуб; когда церковь разрушали, все плакали; в церкви на стенах «богушки» были нарисованы

 

репортаж

 

Белозерский район,

Шольский с/с,

д.Сосновый Бор

19.08.04

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Иванова Зоя Александровна, 1935 г.р.

 

20

О представлениях, верованиях:

 

- родители замуж выдавали за того, кто им понравится

- девушку отец выдал замуж: девушка не любила жениха – во время венчания сказала священнику, что не согласна, все-равно обвенчали; когда приехали, у крыльца женщина предложила выпить молока, невеста выпила, посмотрела на жениха – понравился, пока свадьба шла – «как влюбилась в первый раз»;  потом эта женщина справляла все религиозные праздники – пекла, «што положено в этот праздник»; на молоко было наговорено

 

Репортаж

21

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в святое воскресенье нельзя делать грязную домашнюю работу; можно только казенную работу выполнять

- сама знает Пасху, Рождество, Михайлов день, Покров

- женщина на Пасху делала специальный пирог

СВЯТКИ

- в святки ходили кудесами;

- сама наряжалась солдатом;

- наряжались в старинные юбки, цыганами, лицо закрывали маской

- когда кудеса пляшут, кидают на пол уголь и растаптывают – «так положено»

- дрова раскатывали

- недавно в Зубове женщины раскатили дрова у женщины, она заявила в милицию, женщин оштрафовали

- кудесами ходили с 25 декабря до Рождества

- «цыгане» плясали, пели частушки

 

Репортаж

22

Говорят, што боевая

Правда – бойковатая,

Вся семья моя такая,

Я не виноватая

 

- текст

 

Частушка

23

Говорят, што я горда,

По гордому ответила:

- С этим дролечкой гулять

Я в плане не наметила

 

- текст

 

частушка

24

 

А мой милёнок, как телёнок –

Только веники вязать

А проводил меня до дому,

Не сумел поцеловать

Я хотела <нрзб>

По шее надавать

 

- напев плясовой

 

Частушка

25

 

А меня милый не целует,

Только обещаетца,

А любовь ведь в поцелуях

Строго воспрещаетца.

 

- интонир. текст

 

Частушка

26

Меня милый крепко любит

За походку быструю,

Станет милый трактористом,

А я трактористкою.

 

- интонир. текст

 

частушка

27

А дорогой, часы у вас,

Дорогой, который час,

Дорогая, не часы –

Одна цепочка для красы

 

 - интонир. текст

- комм.: «это всё ранешние, старомодные»

 

Частушка

28

Я иду, иду, иду,

Иду – не спотыкаюся,

Я люблю тибя, люблю,

Люблю – не отпираюся

 

- интонир. текст

 

частушка

29

Я иду, иду, иду,

Встану и подумаю:

Раньше я ево любила,

А теперь – не думаю.

 

- интонир. текст

 

Частушка

30

Я иду, иду, иду,

Встану и подумаю:

У нево жена и дети,

А я, дура, думаю

 

- интонир. текст

 

Частушка

31

 

Дорогой, дорог-то много –

Ты пошёл, и я пошла,

Дорогой, народу много –

Ты нашёл, и я нашла

 

- интонир. текст

 

Частушка

32

Миня милый изменил –

Гуляю изменённая,

От измены не завяну –

Не трава зелёная

 

- интонир.текст

 

Частушка

33

Интересная какая

Мать у ягодиночки

Сына ставит высоко,

Меня – ниже травиноцьки

 

- интонир.текст

 

Частушка

34

Милый Вася, я не ваша,

И не буду вашею

Не приду, не назову

Твою мать мамашею.

 

- интонир.текст

 

Частушка

35

А я не буду из-под дуба

Ключевой водицы пить,

А я не буду тибя, милый,

Повторительно любить

 

- интонир.текст

 

Частушка

36

К повторительной любови

Милой набиваетца,

Ну, а я ему скажу:

Любовь не повторяетца.

 

- интонир.текст

 

Частушка

37

 

Это, чьи же там ботиночки

На льду валяютца,

Милой, слушай эти песенки –

Тебя касаютца

 

- интонир.текст

 

Частушка

38

Меня милый изменил,

Я упала перед ним

Ох, зачем я падаю

Перед такою падалью

 

- интонир.текст

 

Частушка

39

Меня милый изменил,

Я сказала: Ох ты,

У тебя одна рубаха,

Да и та из кофты

 

- интонир.текст

 

Частушка

40

О календарных обрядах:

 

- раньше ходили на беседы по очереди в каждый дом; после беседы мыли пол, прибирали

- на беседах пели, плясали, «Ланчика» ходили

 

Репортаж

41

Супостатка носит шляпу,

А я шляпу не ношу,

Одену белую косыночку –

Её перефоршу.

 

- интонир.текст

 

Частушка

42

Супостаточка, не модничай,

Головкой не качай,

Ты сама за ним гоняешься,

Меня не примечай.

 

- интонир.текст

 

Частушка

43

Супостаточка на ять

Меня хотела осмеять,

Я девчоночка на ю –

Её скорее осмею.

 

- интонир.текст

- комм.: пели девушке, которая отбила парня

 

Частушка

44

Встану я, раба Божия Зоя, благословясь

Пойду перекрестясь

Из дверей в двери,

Из ворот в ворота,

В чистоё поле,

Из чистово поля к синему морю,

У синёво моря стоит золочёный стул,

На золочёном стуле сидит красная девица

Склянки разбирает, лекарство разливает и т.д.

 

- продолжение: второй раз - «белая девица», третий раз – «чёрная девица»

 

Заговор

45

О лечении, заговорах:

 

- от нарывов лечатся по луне, нашептывают  на синюю нитку и перевязывают нарыв

- от рака настаивают месяц ложку змеевика на 400 гр водки или 200 гр спирта

 

Репортаж

46

Откуда пришло, туда и ушло

 

- к собственным детям оговор, сглаз привязывались, лечила сама: подносила к дверной скобке, спрыскивала водой на лицо, остальную воду со словами выливала и плевала через левое плечо

 

Заговор

47

От девы красы – русой косы,

От бабы повитухи,

От буйных ветров.

Аминь. Аминь. Аминь

 

- для успокоения ребенка брали три баночки, в каждую клали по три угля; на каждый уголь приговаривали; потом этой водой купали ребенка через дуршлаг, в который было положено по 6 ложек и вилок и нож; после купания ребенка не обтирали, сразу клали спать

- показ – дубль видео

продолжение на 1 стороне

Заговор

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198