Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 2003-1 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 113

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Губино

23.07.2003.

 

Зап.: Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Рейзнек С. Г.

Исп.: Золотова Нина Ивановна, 1927 г.р., род. в д. Макатово

Серухина Мария Васильевна, 1928 г.р., род. в д. Симаново Чернеевского с/с

 

01

Сказка про Бабу Ягу и девочку

 

Сказка

02

Сорока, сорока, сорока

Кашку варила,

Детей скликала,

Понемножку делила;

Печку топила,

Кашку варила.

 

- интонированный текст

- повтор

 

Пестушка

 

03

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Чево ели-пили?

- Кашку варили.

Кашка слатанька,

Бабушка добренька

Дедушка не доб,

Поварёнкой Кольке хлоп.

 

- интонированный текст

 

Пестушка

 

04

О молодежных гуляниях:

 

- были массовые гуляния; на гуляниях качались на качелях, пели, гуляли, плясали

- на качелях качались: по бокам раскачивали качели, а посередине сидели; на качелях пели песни, гармонист садился посередине качели и играл, а девушки пели

 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: «святошники» ходили вечером; они ходили по домам с гармошкой, плясали, песенки пели, им что-нибудь подавали; песни могли спеть с матюгом

- когда девки работали на гумне, могли без парней петь матюжные песни

 

Репортаж

06

О драках:

 

- на «посиденках» парни лампы били, дрались

- парни ходили с ножиками, дрались «бадожками» 

- летом парни ходили с тростями, зимой с тростями не ходили

- одному парню тростью разбили голову, его сестра стала заступаться и ей рассекли голову

- сестры и девушки могли заступаться за своих парней в драках

 

 

Репортаж

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Светилово

23.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Рейзнек С. Г.

 

 

 

 

Исп. Смирнова Екатерина Павловна, 1926 г. р. род. в д. Метишино Ломтевского с/с

 

07

Шла Каледа

Из семи города,

Искала Каледа

Государева двора.

Государев-то двор

Середи дворца стоит,

Середь ярманки.

Подайте, пожалуйста!

 

- текст

- комм.: бегали с корзинками по домам

 

Колядка

08

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: раньше рядились пожилые женщины

- одна женщина в «милицейском» нарядилась

- саму наряжали: на голову решето привязали, галоши связали веревками на ногах, шкуру надели

- ряжеными ходили по восемь-десять человек; чем шутливей оденешься, тем интересней, чтобы никто не узнал

- могли на голову привязать решето вместо шляпы, две овечьи шкуры надели – это «овчонка бежала с хвостиком»

- все по-разному одевались: одна девушка ходила с «робёнком» (куклой)

- ряженым подавали что-нибудь, детям давали конфет; у ряженых был мешок или корзина

- ряженые «Каледу» не пели; колядовать ходили с утра, а ряженые ходили по домам вечером

- колядовщикам что-нибудь подавали

 

Репортаж

09

Шла Каледа

Из семи города,

Искала Каледа

Государева двора.

Государев-то двор

Середи дворца стоит,

Середь ярманки.

Подайте Христа ради! 

Подайте Христа ради!

 

- интонированный текст

- комм.: кричали голосом «порезче», мальчишки старались кричать голосом «помужественней»

- повтор

 

Колядка

10

На качолочке гачалась

Под качолочкёй вода

Белый фартук омммочила

Я от мамоньки беда.

 

- текст

- повтор текста

 

Частушка

11

Ягодиночку убили

Под Воронежом в бою.

Я сама не хороняла,

Не поверю никому.

 

- текст

 

Частушка

12

Ягодиночкя убит,

Шинель под кустиком лёжит.

Лежит под кустом зеленой,

Убит на веки дорогой.

 

- текст

- комм.: вечерами собирались гулять, по воскресеньям, по праздникам собирались, ходили в другие деревни гулять на праздники и пели песни, могли петь под гармошку

 

Частушка

 

13

Тебе, Матерь Пресвятая,

Дерзай и возвести свой глас,

Лицо слезами умывая,

Услышь меня во сей скорбящих час.

Прими нашё теплоё моленье,

Мой дух от бед и зла избавь,

Пролей мне сердцу умиленье,

На путь спасения наставь.

 

- снач. комм.: выучила от своей бабушки в церкви

- текст

- комм.: сама говорит эту «молитву» на могилке, крестится; когда была маленькая, ходила со своей бабушкой в «старопрежнюю» (старообрядческую) церковь,  там запомнила молитвы

 

Псальм

14

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше ходили на кладбище бабушки, родственники причитали, оплакивали

- раньше «сильно оплакивали» родственников на кладбищах, плакали со словами

- на кладбище обходит могилы родственников, потихоньку «для себя» говорит молитву, крестится

- на кладбище приходит сама с едой, чтобы помянуть; еду домой нельзя уносить; из еды брали крупу, яйца, конфеты, пироги

- крупу сыплют вокруг могилы и на столик, чтобы птица поела; считалось, что если птица будет сытая, то и покойный тоже будет сыт

- поминальные дни: родительская суббота – ходят на кладбище к родителям; после похорон ходят на кладбище на 9-й, 20-й, 40-й дни, на «годовую» 

- на поминках надо было взять ухват, постукать на кухне по полу и сказать: «Не ходи! Я живу топерь хорошо, спокойно»; чтобы не ходил покойник

- на похороны обязательно кутью делали; кутья была из риса с изюмом;

- на поминки обязательно пекли пироги (ягодные, творожные)

- после кладбища всех встречали с кутьей; подавали кутью каждому по чайной ложке; руки мыли на улице, у дверей сразу же подавали кутью; руки на улице вытирали полотенцем

- когда садятся за стол, в первую очередь поминают покойника

- после похорон все люди, которые ходили на кладбище, должны были обязательно зайти в дом; нельзя расходиться после кладбища по своим домам; надо, чтобы каждый помянул

- для покойника ставят стопку и закрывают ее хлебом; стопка стояла до 40-го дня

- на 9-й день самые близкие «родники» ехали на кладбище, а потом дома поминали; а на 40-й день многие приходили   

-  в гроб клали землю, взятую в церкви; когда гроб закрывали, то на крышку все кидали землю; в гроб «под низ» [на дно] клали веники и стружку

- гроб всегда ставят вдоль пола, а головой – к иконам

- обмывали покойника старушки

- хоронят на 3-й день, чтобы «подержать» покойника дома две ночи, в летнее время могут хоронить на следующий день

- близкие родственники плачут у гроба, им говорят: «Не плачьте, не омывайте слезам, ему ещё там-то жальше будёт. Слезам не надо омывать»

 

Репортаж

15

Ягодиночку убили

Под Воронежом в бою.

Я его не хороняла,

Не поверю некому

 

Частушка

16

Ягодиночку убили,

Не поставили креста,

Ему вырыли могилу

Человек четыреста.

 

Частушка

17

[Не] кукуй, кокушка, в лесе,

Не давай грибам расти;

Навязались злые люди,

Хотят с милкой розвести.

 

Частушка

18

Не кукуй, кукушка, в лесе

На осине проклятой,

А сядь на белую берёзку,

Пококуй над сиротой.

 

Частушка

19

На качолочке качалась,

Под качолочкой вода;

Белый фартук оммочила,

Ой, от мамоньки беда.

 

- комм.: когда качались на качели, пели песни; летом сами делали качели между двух берез; парни раскачивали высоко, девушки кричали, чтобы их не «перекубыльнули»

 

Частушка

20

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: Масленицу жгли на перекрестках за деревней; для костра несли рваные корзинки, пестери; родители запрещали детям носить вещи для костра; ребятишки скакали через костер – «кто выше»; дети собирали пестери, «таскали» - где смогут найти

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:  «кресты» пекли пред Пасхой; мать запекала в «кресты» по две палочки или спички, копейку, уголь, кирпич, крошку хлеба; смотрели, кому что попало: если копейка, будешь богато жить, хлеб – будешь сытый, печ?на [кирпич] – будешь жить печально, палка – к смерти, уголь - будешь жить худо; кресты мама пекла утром; для крестов замешивали «супротивноё» (?) тесто, но не «творили»

- «жаворат» пекли из теста: делали головку, крылышки вырезали; говорили: «Жавората прилетели, скоро весна»; ребятишки бегали с «жаворатами» по деревне, ели их, показывали другим детям; их пекли в «Журавлиный день» (?)

- СВЯТКИ: мама рассказывала, что бегала «слушать»

с подругой к деревянному столбу (?) на перекресток; когда слушали «на маму», то услышали, как «едут колеса», это значит, что с этой стороны к ней приедет «званый»; когда стали слушать «на подругу», то услышали «стук топоров»; она умерла в том году 

 

Репортаж

21

Дожжик, дожжик, престань!

Я поеду в Арестань

Богу молиться,

Христу поклониться.

У Христа сирота

Закрывает ворота

Ключиком-замочкём,

Шёлковым платочкём

 

- текст

- комм.: дети бегали во время дождя по лужам и кричали

- повтор (интонированный текст)

 

Закличка на дождь

22

Радуга-дуга,

Не давай дожжя,

Давай солнышка,

Колокольнышка!

 

- текст

- повтор

 

Закличка на радугу

23

О детском воспитании:

 

- играли в хороводы; отец собирал всех детей дома в хоровод; когда водили хоровод, пели песню «про зайчика»

 

Репортаж

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Юроченский с/с

д. Глядково

23.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Гуреева В. В.

 

 

 

 

Исп. Корешкова Валентина Николаевна, 1923 г. р., зд.

 

24

О беседах:

 

- на «посиденки» раньше с прялками ходили

- на «весёлые» делали гулянку, из других деревень собирались; играли «Ленчика» ; вечером с «весёлой» уходили домой

- «весёлые» были зимой

 

Репортаж

25

О престольных праздниках:

 

- в д. Глядково отмечали Иванов день (7 июля); приходили из других деревень с гармонями; летом гуляли на улице, а зимой в домах

- бывали драку

- в праздники пива варили, самогонку гнали

- пиво варили: из зерна делали солод, мололи, заливали  в корчаги

 

 

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Юроченский с/с

д. Глядково

24.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Гуреева В.В.

 

 

 

 

Исп. Кутузова Нина Алексеевна, 1917 г. р., зд.

 

26

О престольных праздниках:

 

- справляли Иванов день, делали гуляние, плясали, играли, песни пели; играли «Ленчика», «Зайчика»

- девушки и парни ходили на гулянках «порозь», своими партиями; если парень встречался с девушкой, то они парой ходили; впереди шли парни с гармонями, а сзади шли девки и песни пели; девушки шли, сцепившись парами 

- драки были партия на партию: партии парней были из разных деревень;

- на гуляниях собирались, ели пироги, варили пиво

 

Репортаж

27

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: Масленицу провожали, рыбу жарили, делали яичницу; за 4 километра ездили кататься; Масленицу «провожали на лошадях» - катались, после «катки» жарили рыбу, выпивали

- в последний день Масленицы (в воскресенье) на лошадях по очереди катали невест; лошадей украшали (банты навязывали, узду украшали и шею)

- зять к теще ездил в гости, гостили, справляли праздник; теща хорошо принимала зятя: делала яичницу, жарила мясо и рыбу, варила пиво, покупала вино

- в поле жгли костер, все собирались около костра, «катали» друг друга и мазали; гуляли до тех пор, пока не догорит Масленка; на костре плясали под гармонь

- ходили по деревне с «чунками» (санями) и собирали дрова на масленичный костер; из каждого дома давали дрова; Масленицу «провожали», жгли в воскресение; всю ночь «кудесились»; дрова собирали ребята, девки не собирали дрова, а только приходили на костер, за это ребята их «катали» в снегу у костра

- дрова на костер ребята не просили, подъезжали к дому на санях, и хозяева сами им подавали

 

Репортаж

28

Молочко горит,

И мяско горит,

Весь пос[т] придётся

На грибках сидеть.

 

- снач. комм.: считалось, что  на костре «жгли молочко да мяско»

- текст

- комм.: когда жгли Масленицу, детям говорили: «Побегайтё, робята, молочко жгут, больше вам молочка не будёт, мяска не будёт, будетё воду пить да редьку хлебать!»

- повтор (текст)

- повтор (напев)

- комм.

 

Приговор на Масленицу

29

Наступаёт пос[т],

Дадут редьки хвос[т]!

 

- текст

- комм.: во время поста старые люди не ели молочного

 

Приговор на Масленицу

30

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: пекли из картошки «скородумчики», «наменыши»

- пост заканчивается Христовым днем; приговаривали: «Надо до Пасхи жить, Христова дня дожидайся, Христов день скоро, гот†вись на Христов день, копи яички» 

- ПАСХА: красили яйца; в пост яйца не ели, это считалось грехом

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: разрешалось выпить вина и поесть молочного

- в этот день нельзя было работать

- ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: надо было рано встать, «до вороны, чтобы ворона не граяла»

- в Благовещенье замечали, что «ветер» будет до Великодённого четверга

- ПАСХА: ходили в церковь; когда приходили из церкви, разговлялись: мама собирала на стол угощенье, разговлялись яйцами, «христосовались», т.е. говорили: «Христос Воскресе»

- ребятишки бегали по домам, им давали яйца

- яйца красили  красной краской, реже могли красить желтой, оранжевой краской

 

Репортаж

31

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: обходили скотинку; маленькие дети «садились лестницей», батюшка прыскал на них; батюшка обходил скотину, прыскал на нее; «лестницей садились» (т. е. друг за другом) возле часовни, сюда батюшка ездил каждый год обходить скотинку, служил молебен

- батюшка обходил дома на Христов день, Скорбящую, Иванов день; ему за службу давали деньги, зерно; батюшка носил иконы из дома в дом

- на Егорий батюшка не ходил по домам

 

Репортаж

32

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: катались на лошадях в д. Григорьевское, кто кого перегонит

- СВЯТКИ: Святки назывались «филипповки» (с Михайлова дня до Рождества), не ели молочное

- раньше ряжеными ходили

пели «Каледу», им за это что-нибудь давали (хлеб, конфеты, с?мя); колядовали перед Новым годом; так ходили молодые, они наряжались

 

Репортаж

33

Каледа-маледа,

Из Нова-города.

Она спрашивала

Государева двора.

Государев двор

На семи верстах,

На семи столбах.

- фрагмент текста

 

- комм.: «колядовщикам» подавали «милостыню»; они заходили в дом

- повтор (фрагмент текста)

- повтор (текст)

 

Колядка

34

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: рядились как можно «смешняе», надевали тряпки, все большое и худое; надевали куртку так, что рукава трепещутся; так ходили с «Каледой»; надевали шапку или платок, лицо не изменяли; девки рядились девками, а парни - парнями

- после того, как насобирают еду, ряженые собирались в одной избе и ели 

- «Каледой» ходили днем перед Новым годом; с Нового года начинались Святки, в это время тоже ходили колядовать

- в Святки замораживали лазейки, увозили дровни от крыльца, солому таскали, заваливали; ребята могли навалить солому по дороге от дома парня к дому девки, которые гуляли

- когда хулиганили, сани увозили под гору, на ручей, чтобы труднее было найти; заваливали снегом, калитки замораживали; так делали в сочельник

- ПАСХА: мама пекла небольшие «пасхи»

 

Репортаж

 

35

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: скотине скармливали последний снопик, который держали в доме с дожинок

- для скотины пекли «каравашек» и делили его между всей скотиной; кормили скотину, благословясь

 

Репортаж

36

Господи, благослови для Егория;

Матушка, тибе вот кусочек, ходи домой.

 

- снач. комм.: кормили скотину «каравашком» на Егория, благословясь  

- текст

 

Приговор на Егорьев день

 

37

О полевых обрядах:

 

- когда заканчивали жать, то с поля приносили последний снопик, он всю зиму стоял дома или на дворе в уголке; в Егорий его скармливали скотине, благословясь

 

Репортаж

38

О свадебном обряде:

 

- «сватом приходили», договаривались о свадьбе, их поили чаем

- чаще всего невесту увозили самоходкой

- готовили приданое; приданое привозили на лошади; его везла подруга невесты, при этом она пела частушки

- когда «запросватают» невесту, пели длинные песни

- приданое называли «именьё»

- после того, как свезут приданое жениху, собирались в доме невесты, пели длинные песни про молодуху, невеста ревела

 

Репортаж

39

Выходи, подруга, замуж,

Я поеду с сундукам;

Сторона мине понравится,

И я останусь там.

 

- снач. комм.: так пела подруга невесты, когда везла приданое жениху

- текст

- комм.: пела, когда «сваливала» приданое

- повтор текста

- комм.: подруга пела частушку без гармошки

 

Свадебная частушка

40

О свадебном обряде:

 

- на свадьбе был «дружка»; он был подпоясан полотенцем через плечо

- когда молодые ехали к венцу, то им закрывали дорогу; молодые должны были подать бутылку, только тогда их пропускали

- когда молодые приезжали от венца, заходили в дом, в это время кидали «кроёноё» (булки или другую выпечку); старухи, молодухи, дети хватали «кроёное»

- на свадьбу приносили «зайчика», сидящие за столом должны были положить денег для молодых «на этово зайчика»

 

 

Репортаж

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Юроченский с/с

д. Глядково

24.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Гуреева В.В.

 

 

 

 

Исп. Смирнова Мария Ивановна, 1918 г.р., зд.

Смирнов Юрий Николаевич, 1932 г.р., зд

 

41

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: были от Рождества (7 января) до Крещения (19 января)

- ходили ряжеными по чужим деревням

 

Репортаж

42

О беседах:

 

- беседы проходили в избах по очереди; в каждой избе знали, когда подойдет их очередь 

- «весёлая» беседа проходила два-три вечера; для нее «покупали» дом, приглашали девчонок из других деревень, ребята сами приходили; приходило по 5-6 «госьей», хозяйка их кормила

- приглашенных на беседу девок называли «госьями», а «гостями» называли своих родственников, которые сами приезжали на праздники

- за избу расплачивались деньгами, нужно было заплатить столько денег, сколько скажет хозяин дома; деньги собирали со всех, кто был на «весёлой» беседе

- на «весёлых» не пряли, а только плясали, играли «Ленчика», сидели в «Горе»; если парню нравилась девушка, то он ее звал в «Горе»; если девушке не нравился парень, то она могла не ходить

- играли в «Заиньку», «Капустку»; в  игре «Капустка» вставали 6 пар, они плясали под гармонь 

старые приходили «гледеть» на молодых; была целая изба народу – «двери не открыть»; старые приходили смотреть, как «Ленчика» играют

- девушки снаряжались в три наряда, переодевались

- на «веселых» до утра гуляли; двери в избе могли запереть, чтобы было не выйти

- «весёлые» проходили зимой, а летом гуляли на улице

 

Репортаж

43

О рекрутском обряде:

 

- когда «некрутов» забирали в армию, для них делали «весёлую»

- «некрута» по деревням ходили, гуляли; «некрутов» забирали осенью в армию

- здесь «некрутов» провожали с гармошкой до Юрочкина; провожала вся молодежь; когда шли, пели песни

 

Репортаж

44

Некрута, вы, некрута,

Вам дорожка не туда;

Вам дорожка во приём,

Зелёна крыша, белой дом

 

- снач. комм.: пели, когда провожали «некрутов» в армию

- текст

- повтор текста

- повтор текста

 

Частушка

45

О календарных обрядах и праздниках:

 

- «весёлые» делали и в пост, и в «мёжговинье»

- с Михайлова дня до Рождества были «филипповки»

- с Рождества было «мёжговинье», потом шел пост

- в «филипповки» ели постную еду; пост всегда был 7 недель

- МАСЛЕНИЦА: на 3-й день Масленцы жгли костер; собирали по деревне дрова; костер делали за деревней, все выходили глядеть, так прощались с «мёжговиньем» 

- «масленая неделя» была; в каждой деревне Масленица начиналась в разные дни (?),в д. Глядково Масленица начиналась в пятницу, а в воскресенье Масленица  кончалась, жгли «пожог» (костер); в д. Капустино Масленица была в «середу», в д. Мальцево в пятницу

- после масляной недели начинался пост; на масленой неделе гуляли, не работали

- на Масленицу делали яичницу, жарили рыбу

- ребятишки собирали по деревне дрова на «пожог», взрослые давали «кто кряж, кто два»; ребятишки просили у хозяев дров «на пожог»

- на жердь вешали сноп соломы и рукавицу и говорили маленьким ребятишкам, что «титька горит»; в костер бросали веники; сноп соломы надевали на жердь вниз колосьями; богачи давали бочку из-под горючего

- на костре говорили: «молоко сгорело на пажге, нету боле»; молоко давали только кошкам

- на костре марали друг друга сажей

 

Репортаж

46

О свадебном обряде:

 

- раньше свадьбы делали в «мёжговинье»; раньше венчались

- на девичник ходили к «молодухе» (?) с песнями; когда девки песни отпоют, пили чай

- до девичника невеста сидела «в замолёнках», шила приданое – постели, простыни, подушки, одеяла, полотенца; всего надо было нашить по три-четыре предмета; приданое отвозили к жениху родители невесты

- когда ездили венчаться, украшали лошадей ленточками; когда ехали на венчание, невеста сидела со свахой, жених с дружкой; дружке на бок навязывали полотенце, которое дружке давала невеста, оно у него и оставалось

- у невесты на «отводинах» (2-й день свадьбы) марались сажей, а невеста стояла с полотенцами и мыла, за это деньги кладут 

- когда «столуют» - молодых поздравляют – тоже деньги кладут; говорят «горько!»; сначала молодых «стол‰ют» родители, потом подходят все «свадебники»

- подходили к молодым со стопкой и говорили: «Ой, как горько-то!», после этого молодые целуются

- деньги молодым клали на тарелку; когда с венчанья приезжали, тогда и «столов?ли»

- на 2-й день свадьбы девки приносили «зайчика»; его украшали, бусы надевали; его приносили на тарелке, жених тоже клал деньги; на «зайчика» бусы надевали, ленты навязывали, фантики делали, ставили на тарелку и приносили молодым; молодой давал деньги

- «зайчика» приносили девки на «отводины», которые были у невесты в доме

- на «отводины» гости марались сажей, а невеста их вытирала полотенцами, за это ей давали деньги; сажей мазали друг друга

- молодых «гачали» на скамейках, потом «свадёбников»; за это расплачивались деньгами; «свадебники» пели песни

 

Репортаж

47

Надэ, надэ поплясать,

Надэ поухаживать,

Надэ новым сватовьям

Дорожка поуказывать.

 

- снач. комм.: на «отводинах» невеста плясала - «показывала дорогу «свадебникам»;  после нее они начинали плясать; невеста плясала и пела частушку

- текст

- повтор (говорит дочь)

 

Свадебная частушка

48

Без песен ворот тесен

 

- текст

 

Поговорка

 

49

Надо, надо поплясать,

Надо поухаживать,

Надо новым зятевьям

Дороженька указывать.

 

- проба напева (поет дочь)

 

Частушка

 

50

Как у нашего у свата

Очень свадьба весела;

Гости весело гуляют

Молодуха хороша.

 

- текст

 

Частушка

51

Было восемь, было семь

Успевала я, девчоночка,

Ухаживать за всем.

 

- текст

 

Частушка

52

О свадебном обряде:

 

- после свадьбы невеста дарила дары свекрови, золовке – полотенца,  хороший платок

- дружка возил молодых на венчание и с венчания; жених был с дружкой, а невеста со свахой; они были родственниками молодых

- сваты знакомили молодых; они приходили свататься днем; сваты могли приходить несколько раз

- когда молодые ехали к венчанию, то им стреляли из ружья

- приданое привозили днем, когда еще светло; женщины караулили, приходили смотреть «снаряд»; приданое привозили в сундуках, показывали только постели, одеяла, подушки, считали сколько приготовлено, платья в сундуках не смотрели

- невеста в «замолёнках» готовила наряд и приданое, если было не приготовлено 

- когда уезжали на венчание, дружка выносил «кроёноё» - пирог,              разрезанный на маленькие кусочки, и клал его на землю, а ребятишки хватали этот пирог, говорили, что «кроёново поеси, дак зубы болеть не будут»

 

Репортаж

53

У нашего дружки

Ноги как клюшки,

Руки-бадоги,

Подбирайте пероги.

 

- текст

- повтор текста

- комм.: так говорили дружка перед венчанием, когда выносил пироги

 

Поговорка

54

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД (14 января): «ходили Колядой», пели Коляду

- девушки наряжались «цыганками», ходили по домам, им что-нибудь давали; надевали фартук, угощение собирали в подол, надевали «долгое»; после этого они собирались и пили чай; они ходили днем

Репортаж

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198