Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 113 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Домшинский с/с д. Губино 23.07.2003.
|
Зап.: Кузьмина Т. А. Кукушкин А. В. Рейзнек С. Г. |
Исп.: Золотова Нина Ивановна, 1927 г.р., род. в д. Макатово
Серухина Мария Васильевна, 1928 г.р., род. в д. Симаново Чернеевского с/с
01 |
|
Сказка |
|
02 |
Кашку варила, Детей скликала, Понемножку делила; Печку топила, Кашку варила.
- интонированный текст - повтор
|
Пестушка
|
|
03 |
Где были? - У бабушки. - Чево ели-пили? - Кашку варили. Кашка слатанька, Бабушка добренька Дедушка не доб, Поварёнкой Кольке хлоп.
- интонированный текст
|
Пестушка
|
|
04 |
- были массовые гуляния; на гуляниях качались на качелях, пели, гуляли, плясали - на качелях качались: по бокам раскачивали качели, а посередине сидели; на качелях пели песни, гармонист садился посередине качели и играл, а девушки пели
|
Репортаж |
|
05 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: «святошники» ходили вечером; они ходили по домам с гармошкой, плясали, песенки пели, им что-нибудь подавали; песни могли спеть с матюгом - когда девки работали на гумне, могли без парней петь матюжные песни
|
Репортаж |
|
06 |
- на «посиденках» парни лампы били, дрались - парни ходили с ножиками, дрались «бадожками» - летом парни ходили с тростями, зимой с тростями не ходили - одному парню тростью разбили голову, его сестра стала заступаться и ей рассекли голову - сестры и девушки могли заступаться за своих парней в драках
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Домшинский с/с д. Светилово 23.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кукушкин А. В. Рейзнек С. Г. |
||
|
|
|
|
Исп. Смирнова Екатерина Павловна, 1926 г. р. род. в д. Метишино Ломтевского с/с
07 |
Из семи города, Искала Каледа Государева двора. Государев-то двор Середи дворца стоит, Середь ярманки. Подайте, пожалуйста!
- текст - комм.: бегали с корзинками по домам
|
Колядка |
08 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: раньше рядились пожилые женщины - одна женщина в «милицейском» нарядилась - саму наряжали: на голову решето привязали, галоши связали веревками на ногах, шкуру надели - ряжеными ходили по восемь-десять человек; чем шутливей оденешься, тем интересней, чтобы никто не узнал - могли на голову привязать решето вместо шляпы, две овечьи шкуры надели – это «овчонка бежала с хвостиком» - все по-разному одевались: одна девушка ходила с «робёнком» (куклой) - ряженым подавали что-нибудь, детям давали конфет; у ряженых был мешок или корзина - ряженые «Каледу» не пели; колядовать ходили с утра, а ряженые ходили по домам вечером - колядовщикам что-нибудь подавали
|
Репортаж |
09 |
Из семи города, Искала Каледа Государева двора. Государев-то двор Середи дворца стоит, Середь ярманки. Подайте Христа ради! Подайте Христа ради!
- интонированный текст - комм.: кричали голосом «порезче», мальчишки старались кричать голосом «помужественней» - повтор
|
Колядка |
10 |
Под качолочкёй вода Белый фартук омммочила Я от мамоньки беда.
- текст - повтор текста
|
Частушка |
11 |
Под Воронежом в бою. Я сама не хороняла, Не поверю никому.
- текст
|
Частушка |
12 |
Шинель под кустиком лёжит. Лежит под кустом зеленой, Убит на веки дорогой.
- текст - комм.: вечерами собирались гулять, по воскресеньям, по праздникам собирались, ходили в другие деревни гулять на праздники и пели песни, могли петь под гармошку
|
Частушка
|
13 |
Дерзай и возвести свой глас, Лицо слезами умывая, Услышь меня во сей скорбящих час. Прими нашё теплоё моленье, Мой дух от бед и зла избавь, Пролей мне сердцу умиленье, На путь спасения наставь.
- снач. комм.: выучила от своей бабушки в церкви - текст - комм.: сама говорит эту «молитву» на могилке, крестится; когда была маленькая, ходила со своей бабушкой в «старопрежнюю» (старообрядческую) церковь, там запомнила молитвы
|
Псальм |
14 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше ходили на кладбище бабушки, родственники причитали, оплакивали - раньше «сильно оплакивали» родственников на кладбищах, плакали со словами - на кладбище обходит могилы родственников, потихоньку «для себя» говорит молитву, крестится - на кладбище приходит сама с едой, чтобы помянуть; еду домой нельзя уносить; из еды брали крупу, яйца, конфеты, пироги - крупу сыплют вокруг могилы и на столик, чтобы птица поела; считалось, что если птица будет сытая, то и покойный тоже будет сыт - поминальные дни: родительская суббота – ходят на кладбище к родителям; после похорон ходят на кладбище на 9-й, 20-й, 40-й дни, на «годовую» - на поминках надо было взять ухват, постукать на кухне по полу и сказать: «Не ходи! Я живу топерь хорошо, спокойно»; чтобы не ходил покойник - на похороны обязательно кутью делали; кутья была из риса с изюмом; - на поминки обязательно пекли пироги (ягодные, творожные) - после кладбища всех встречали с кутьей; подавали кутью каждому по чайной ложке; руки мыли на улице, у дверей сразу же подавали кутью; руки на улице вытирали полотенцем - когда садятся за стол, в первую очередь поминают покойника - после похорон все люди, которые ходили на кладбище, должны были обязательно зайти в дом; нельзя расходиться после кладбища по своим домам; надо, чтобы каждый помянул - для покойника ставят стопку и закрывают ее хлебом; стопка стояла до 40-го дня - на 9-й день самые близкие «родники» ехали на кладбище, а потом дома поминали; а на 40-й день многие приходили - в гроб клали землю, взятую в церкви; когда гроб закрывали, то на крышку все кидали землю; в гроб «под низ» [на дно] клали веники и стружку - гроб всегда ставят вдоль пола, а головой – к иконам - обмывали покойника старушки - хоронят на 3-й день, чтобы «подержать» покойника дома две ночи, в летнее время могут хоронить на следующий день - близкие родственники плачут у гроба, им говорят: «Не плачьте, не омывайте слезам, ему ещё там-то жальше будёт. Слезам не надо омывать»
|
Репортаж |
15 |
Под Воронежом в бою. Я его не хороняла, Не поверю некому
|
Частушка |
16 |
Не поставили креста, Ему вырыли могилу Человек четыреста.
|
Частушка |
17 |
Не давай грибам расти; Навязались злые люди, Хотят с милкой розвести.
|
Частушка |
|
18 |
На осине проклятой, А сядь на белую берёзку, Пококуй над сиротой.
|
Частушка |
|
19 |
Под качолочкой вода; Белый фартук оммочила, Ой, от мамоньки беда.
- комм.: когда качались на качели, пели песни; летом сами делали качели между двух берез; парни раскачивали высоко, девушки кричали, чтобы их не «перекубыльнули»
|
Частушка |
|
20 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: Масленицу жгли на перекрестках за деревней; для костра несли рваные корзинки, пестери; родители запрещали детям носить вещи для костра; ребятишки скакали через костер – «кто выше»; дети собирали пестери, «таскали» - где смогут найти - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: «кресты» пекли пред Пасхой; мать запекала в «кресты» по две палочки или спички, копейку, уголь, кирпич, крошку хлеба; смотрели, кому что попало: если копейка, будешь богато жить, хлеб – будешь сытый, печ?на [кирпич] – будешь жить печально, палка – к смерти, уголь - будешь жить худо; кресты мама пекла утром; для крестов замешивали «супротивноё» (?) тесто, но не «творили» - «жаворат» пекли из теста: делали головку, крылышки вырезали; говорили: «Жавората прилетели, скоро весна»; ребятишки бегали с «жаворатами» по деревне, ели их, показывали другим детям; их пекли в «Журавлиный день» (?) - СВЯТКИ: мама рассказывала, что бегала «слушать» с подругой к деревянному столбу (?) на перекресток; когда слушали «на маму», то услышали, как «едут колеса», это значит, что с этой стороны к ней приедет «званый»; когда стали слушать «на подругу», то услышали «стук топоров»; она умерла в том году
|
Репортаж |
|
21 |
Я поеду в Арестань Богу молиться, Христу поклониться. У Христа сирота Закрывает ворота Ключиком-замочкём, Шёлковым платочкём
- текст - комм.: дети бегали во время дождя по лужам и кричали - повтор (интонированный текст)
|
Закличка на дождь |
|
22 |
Не давай дожжя, Давай солнышка, Колокольнышка!
- текст - повтор
|
Закличка на радугу |
|
23 |
- играли в хороводы; отец собирал всех детей дома в хоровод; когда водили хоровод, пели песню «про зайчика»
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Юроченский с/с д. Глядково 23.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кукушкин А. В. Гуреева В. В. |
||
|
|
|
|
Исп. Корешкова Валентина Николаевна, 1923 г. р., зд.
24 |
- на «посиденки» раньше с прялками ходили - на «весёлые» делали гулянку, из других деревень собирались; играли «Ленчика» ; вечером с «весёлой» уходили домой - «весёлые» были зимой
|
Репортаж |
|
25 |
- в д. Глядково отмечали Иванов день (7 июля); приходили из других деревень с гармонями; летом гуляли на улице, а зимой в домах - бывали драку - в праздники пива варили, самогонку гнали - пиво варили: из зерна делали солод, мололи, заливали в корчаги
|
|
|
Вологодская область, Шекснинский район, Юроченский с/с д. Глядково 24.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кукушкин А. В. Гуреева В.В. |
||
|
|
|
|
Исп. Кутузова Нина Алексеевна, 1917 г. р., зд.
26 |
- справляли Иванов день, делали гуляние, плясали, играли, песни пели; играли «Ленчика», «Зайчика» - девушки и парни ходили на гулянках «порозь», своими партиями; если парень встречался с девушкой, то они парой ходили; впереди шли парни с гармонями, а сзади шли девки и песни пели; девушки шли, сцепившись парами - драки были партия на партию: партии парней были из разных деревень; - на гуляниях собирались, ели пироги, варили пиво
|
Репортаж |
|
27 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: Масленицу провожали, рыбу жарили, делали яичницу; за 4 километра ездили кататься; Масленицу «провожали на лошадях» - катались, после «катки» жарили рыбу, выпивали - в последний день Масленицы (в воскресенье) на лошадях по очереди катали невест; лошадей украшали (банты навязывали, узду украшали и шею) - зять к теще ездил в гости, гостили, справляли праздник; теща хорошо принимала зятя: делала яичницу, жарила мясо и рыбу, варила пиво, покупала вино - в поле жгли костер, все собирались около костра, «катали» друг друга и мазали; гуляли до тех пор, пока не догорит Масленка; на костре плясали под гармонь - ходили по деревне с «чунками» (санями) и собирали дрова на масленичный костер; из каждого дома давали дрова; Масленицу «провожали», жгли в воскресение; всю ночь «кудесились»; дрова собирали ребята, девки не собирали дрова, а только приходили на костер, за это ребята их «катали» в снегу у костра - дрова на костер ребята не просили, подъезжали к дому на санях, и хозяева сами им подавали
|
Репортаж |
|
28 |
И мяско горит, Весь пос[т] придётся На грибках сидеть.
- снач. комм.: считалось, что на костре «жгли молочко да мяско» - текст - комм.: когда жгли Масленицу, детям говорили: «Побегайтё, робята, молочко жгут, больше вам молочка не будёт, мяска не будёт, будетё воду пить да редьку хлебать!» - повтор (текст) - повтор (напев) - комм.
|
Приговор на Масленицу |
|
29 |
Дадут редьки хвос[т]!
- текст - комм.: во время поста старые люди не ели молочного
|
Приговор на Масленицу |
|
30 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: пекли из картошки «скородумчики», «наменыши» - пост заканчивается Христовым днем; приговаривали: «Надо до Пасхи жить, Христова дня дожидайся, Христов день скоро, гот†вись на Христов день, копи яички» - ПАСХА: красили яйца; в пост яйца не ели, это считалось грехом - БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: разрешалось выпить вина и поесть молочного - в этот день нельзя было работать - ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: надо было рано встать, «до вороны, чтобы ворона не граяла» - в Благовещенье замечали, что «ветер» будет до Великодённого четверга - ПАСХА: ходили в церковь; когда приходили из церкви, разговлялись: мама собирала на стол угощенье, разговлялись яйцами, «христосовались», т.е. говорили: «Христос Воскресе» - ребятишки бегали по домам, им давали яйца - яйца красили красной краской, реже могли красить желтой, оранжевой краской
|
Репортаж |
|
31 |
- ЕГОРИЙ: обходили скотинку; маленькие дети «садились лестницей», батюшка прыскал на них; батюшка обходил скотину, прыскал на нее; «лестницей садились» (т. е. друг за другом) возле часовни, сюда батюшка ездил каждый год обходить скотинку, служил молебен - батюшка обходил дома на Христов день, Скорбящую, Иванов день; ему за службу давали деньги, зерно; батюшка носил иконы из дома в дом - на Егорий батюшка не ходил по домам
|
Репортаж |
|
32 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: катались на лошадях в д. Григорьевское, кто кого перегонит - СВЯТКИ: Святки назывались «филипповки» (с Михайлова дня до Рождества), не ели молочное - раньше ряжеными ходили пели «Каледу», им за это что-нибудь давали (хлеб, конфеты, с?мя); колядовали перед Новым годом; так ходили молодые, они наряжались
|
Репортаж |
|
33 |
Из Нова-города. Она спрашивала Государева двора. Государев двор На семи верстах, На семи столбах. - фрагмент текста
- комм.: «колядовщикам» подавали «милостыню»; они заходили в дом - повтор (фрагмент текста) - повтор (текст)
|
Колядка |
|
34 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: рядились как можно «смешняе», надевали тряпки, все большое и худое; надевали куртку так, что рукава трепещутся; так ходили с «Каледой»; надевали шапку или платок, лицо не изменяли; девки рядились девками, а парни - парнями - после того, как насобирают еду, ряженые собирались в одной избе и ели - «Каледой» ходили днем перед Новым годом; с Нового года начинались Святки, в это время тоже ходили колядовать - в Святки замораживали лазейки, увозили дровни от крыльца, солому таскали, заваливали; ребята могли навалить солому по дороге от дома парня к дому девки, которые гуляли - когда хулиганили, сани увозили под гору, на ручей, чтобы труднее было найти; заваливали снегом, калитки замораживали; так делали в сочельник - ПАСХА: мама пекла небольшие «пасхи»
|
Репортаж
|
|
35 |
- ЕГОРИЙ: скотине скармливали последний снопик, который держали в доме с дожинок - для скотины пекли «каравашек» и делили его между всей скотиной; кормили скотину, благословясь
|
Репортаж |
|
36 |
Господи, благослови для Егория; Матушка, тибе вот кусочек, ходи домой.
- снач. комм.: кормили скотину «каравашком» на Егория, благословясь - текст
|
Приговор на Егорьев день
|
|
37 |
- когда заканчивали жать, то с поля приносили последний снопик, он всю зиму стоял дома или на дворе в уголке; в Егорий его скармливали скотине, благословясь
|
Репортаж |
|
38 |
- «сватом приходили», договаривались о свадьбе, их поили чаем - чаще всего невесту увозили самоходкой - готовили приданое; приданое привозили на лошади; его везла подруга невесты, при этом она пела частушки - когда «запросватают» невесту, пели длинные песни - приданое называли «именьё» - после того, как свезут приданое жениху, собирались в доме невесты, пели длинные песни про молодуху, невеста ревела
|
Репортаж |
|
39 |
Я поеду с сундукам; Сторона мине понравится, И я останусь там.
- снач. комм.: так пела подруга невесты, когда везла приданое жениху - текст - комм.: пела, когда «сваливала» приданое - повтор текста - комм.: подруга пела частушку без гармошки
|
Свадебная частушка |
|
40 |
- на свадьбе был «дружка»; он был подпоясан полотенцем через плечо - когда молодые ехали к венцу, то им закрывали дорогу; молодые должны были подать бутылку, только тогда их пропускали - когда молодые приезжали от венца, заходили в дом, в это время кидали «кроёноё» (булки или другую выпечку); старухи, молодухи, дети хватали «кроёное» - на свадьбу приносили «зайчика», сидящие за столом должны были положить денег для молодых «на этово зайчика»
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Юроченский с/с д. Глядково 24.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кукушкин А. В. Гуреева В.В. |
||
|
|
|
|
Исп. Смирнова Мария Ивановна, 1918 г.р., зд.
Смирнов Юрий Николаевич, 1932 г.р., зд
41 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: были от Рождества (7 января) до Крещения (19 января) - ходили ряжеными по чужим деревням
|
Репортаж |
|
42 |
- беседы проходили в избах по очереди; в каждой избе знали, когда подойдет их очередь - «весёлая» беседа проходила два-три вечера; для нее «покупали» дом, приглашали девчонок из других деревень, ребята сами приходили; приходило по 5-6 «госьей», хозяйка их кормила - приглашенных на беседу девок называли «госьями», а «гостями» называли своих родственников, которые сами приезжали на праздники - за избу расплачивались деньгами, нужно было заплатить столько денег, сколько скажет хозяин дома; деньги собирали со всех, кто был на «весёлой» беседе - на «весёлых» не пряли, а только плясали, играли «Ленчика», сидели в «Горе»; если парню нравилась девушка, то он ее звал в «Горе»; если девушке не нравился парень, то она могла не ходить - играли в «Заиньку», «Капустку»; в игре «Капустка» вставали 6 пар, они плясали под гармонь старые приходили «гледеть» на молодых; была целая изба народу – «двери не открыть»; старые приходили смотреть, как «Ленчика» играют - девушки снаряжались в три наряда, переодевались - на «веселых» до утра гуляли; двери в избе могли запереть, чтобы было не выйти - «весёлые» проходили зимой, а летом гуляли на улице
|
Репортаж |
|
43 |
- когда «некрутов» забирали в армию, для них делали «весёлую» - «некрута» по деревням ходили, гуляли; «некрутов» забирали осенью в армию - здесь «некрутов» провожали с гармошкой до Юрочкина; провожала вся молодежь; когда шли, пели песни
|
Репортаж |
|
44 |
Вам дорожка не туда; Вам дорожка во приём, Зелёна крыша, белой дом
- снач. комм.: пели, когда провожали «некрутов» в армию - текст - повтор текста - повтор текста
|
Частушка |
|
45 |
О календарных обрядах и праздниках:
- «весёлые» делали и в пост, и в «мёжговинье» - с Михайлова дня до Рождества были «филипповки» - с Рождества было «мёжговинье», потом шел пост - в «филипповки» ели постную еду; пост всегда был 7 недель - МАСЛЕНИЦА: на 3-й день Масленцы жгли костер; собирали по деревне дрова; костер делали за деревней, все выходили глядеть, так прощались с «мёжговиньем» - «масленая неделя» была; в каждой деревне Масленица начиналась в разные дни (?),в д. Глядково Масленица начиналась в пятницу, а в воскресенье Масленица кончалась, жгли «пожог» (костер); в д. Капустино Масленица была в «середу», в д. Мальцево в пятницу - после масляной недели начинался пост; на масленой неделе гуляли, не работали - на Масленицу делали яичницу, жарили рыбу - ребятишки собирали по деревне дрова на «пожог», взрослые давали «кто кряж, кто два»; ребятишки просили у хозяев дров «на пожог» - на жердь вешали сноп соломы и рукавицу и говорили маленьким ребятишкам, что «титька горит»; в костер бросали веники; сноп соломы надевали на жердь вниз колосьями; богачи давали бочку из-под горючего - на костре говорили: «молоко сгорело на пажге, нету боле»; молоко давали только кошкам - на костре марали друг друга сажей
|
Репортаж |
|
46 |
- раньше свадьбы делали в «мёжговинье»; раньше венчались - на девичник ходили к «молодухе» (?) с песнями; когда девки песни отпоют, пили чай - до девичника невеста сидела «в замолёнках», шила приданое – постели, простыни, подушки, одеяла, полотенца; всего надо было нашить по три-четыре предмета; приданое отвозили к жениху родители невесты - когда ездили венчаться, украшали лошадей ленточками; когда ехали на венчание, невеста сидела со свахой, жених с дружкой; дружке на бок навязывали полотенце, которое дружке давала невеста, оно у него и оставалось - у невесты на «отводинах» (2-й день свадьбы) марались сажей, а невеста стояла с полотенцами и мыла, за это деньги кладут - когда «столуют» - молодых поздравляют – тоже деньги кладут; говорят «горько!»; сначала молодых «стол‰ют» родители, потом подходят все «свадебники» - подходили к молодым со стопкой и говорили: «Ой, как горько-то!», после этого молодые целуются - деньги молодым клали на тарелку; когда с венчанья приезжали, тогда и «столов?ли» - на 2-й день свадьбы девки приносили «зайчика»; его украшали, бусы надевали; его приносили на тарелке, жених тоже клал деньги; на «зайчика» бусы надевали, ленты навязывали, фантики делали, ставили на тарелку и приносили молодым; молодой давал деньги - «зайчика» приносили девки на «отводины», которые были у невесты в доме - на «отводины» гости марались сажей, а невеста их вытирала полотенцами, за это ей давали деньги; сажей мазали друг друга - молодых «гачали» на скамейках, потом «свадёбников»; за это расплачивались деньгами; «свадебники» пели песни
|
Репортаж |
|
47 |
Надэ поухаживать, Надэ новым сватовьям Дорожка поуказывать.
- снач. комм.: на «отводинах» невеста плясала - «показывала дорогу «свадебникам»; после нее они начинали плясать; невеста плясала и пела частушку - текст - повтор (говорит дочь)
|
Свадебная частушка |
|
48 |
- текст
|
Поговорка
|
|
49 |
Надо поухаживать, Надо новым зятевьям Дороженька указывать.
- проба напева (поет дочь)
|
Частушка
|
|
50 |
Очень свадьба весела; Гости весело гуляют Молодуха хороша.
- текст
|
Частушка |
|
51 |
Успевала я, девчоночка, Ухаживать за всем.
- текст
|
Частушка |
|
52 |
- после свадьбы невеста дарила дары свекрови, золовке – полотенца, хороший платок - дружка возил молодых на венчание и с венчания; жених был с дружкой, а невеста со свахой; они были родственниками молодых - сваты знакомили молодых; они приходили свататься днем; сваты могли приходить несколько раз - когда молодые ехали к венчанию, то им стреляли из ружья - приданое привозили днем, когда еще светло; женщины караулили, приходили смотреть «снаряд»; приданое привозили в сундуках, показывали только постели, одеяла, подушки, считали сколько приготовлено, платья в сундуках не смотрели - невеста в «замолёнках» готовила наряд и приданое, если было не приготовлено - когда уезжали на венчание, дружка выносил «кроёноё» - пирог, разрезанный на маленькие кусочки, и клал его на землю, а ребятишки хватали этот пирог, говорили, что «кроёново поеси, дак зубы болеть не будут»
|
Репортаж |
|
53 |
Ноги как клюшки, Руки-бадоги, Подбирайте пероги.
- текст - повтор текста - комм.: так говорили дружка перед венчанием, когда выносил пироги
|
Поговорка |
|
54 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД (14 января): «ходили Колядой», пели Коляду - девушки наряжались «цыганками», ходили по домам, им что-нибудь давали; надевали фартук, угощение собирали в подол, надевали «долгое»; после этого они собирались и пили чай; они ходили днем |
Репортаж |
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |