Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 157 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с, д. Анашкино 20.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Корепина Т.А. |
Исп.: Кирикова Лидия Ивановна, 1921 г.р., род. с д. Юрино
01 |
Милый карюшка поил Сосмеялась и сказала, Што вечор не приходил.
- комм.: милого припевала на жатве; мужчины хвалили женщин, просили, чтобы еще попели
|
Частушка |
02 |
- за день нажинали 15-20 суслонов: густая рожь – получается больше снопов, редкая – меньше - 10 снопов из озимой ржи – все снопы ставились вокруг одного и большим снопом покрывались - яровину (овёс, ячмень, пшеницу) ставили в бабки – по 5 снопов: 4 снопа покрывали пятым - лён ставили в ряд по 10 снопов; за день вязали по 200 снопов - лён садили в риги - в овине было садило, в котором делали камелку (каменку) – в ней сушили лён; за ночь высушивали, а утром – с 4 часов утра колотили колотушкой – выколачивали семечки; околачивали 200-300 снопов; потом лён вязали по 10 снопов в вязанки, вывозили в поле и расстилали - проверяли лён – высушивали несколько волокон в печке и проминали мялкой; если лён хороший, снимали с поля и ставили бабкой - лён расстилали на стлище – не на полосу, а на скошенную луговину - в бабках лен стоит несколько суток, а в сухую погоду убирают – вяжут в вязанки и убирают в гумно - когда жнут – поют песенки
|
Репортаж |
03 |
Буду письменно любить Из-за письменной любови Славушки не может быть
- комм.: «славушки» - разговоров не может быть - это жнивной мотив
|
Жнивная частушка |
04 |
Резала по колоску Все сумерки песни пела – Не узнать по голоску
- комм.: в жнивных песнях делали перерыв
|
Жнивная частушка |
05 |
А в поле у ягнёночок В поле бегаёт, блеёт, Мине спокою не даёт.
|
Жнивная частушка |
06 |
- внач. комм.: мужу в лесу аукала - комм.: кричали своих по имени, потому что в лесу много народу ходит и аукается - аукались все одинаково, но всех можно различить
|
Ауканье |
07 |
- комм.: эхо раздается хорошо
|
Ауканье |
08 |
- комм.: некоторые с протяжкой умеют – «протяжн?е голосом вести»
|
Ауканье |
09 |
У-у!
|
Ауканье |
10 |
- внач. комм.: ауканье своего мужа знала - повтор - комм.: по лесу раздавалось
|
Ауканье |
11 |
Наполни лукошко.
- внач. комм.: женщины говорят, перед тем, как начать собирать ягоды - комм.: это «только присказки одне пустые»
|
Приговор на сбор ягод |
12 |
- кукле делали туловище, пришивали ручки, ножки - сами игрушки делали из глины: блюдечки, самовар
|
Репортаж |
13 |
- 3-х годовалой внучке рассказывала, что пришла на озеро, там летает самолет, из него вышло три лётчика, поздоровались, попросили попить чаю, поставила самовар, вынесла пирогов, огурцов, меду; они угостили своей едой и пригласили слетать вместе со внучкой до Белозерска; слетали в Белозерск, приехала обратно - комм.: внучке придумывала и рассказывала
|
Присказенька (?) |
14 |
Со своим да милым детушкам Я одна да одинёшенька Не один у меня не двоечька, Осталась целая четвёрочка
- текст
|
Похоронное причитание |
15 |
Ой, ко тибе да мой любимой муж, Дак подойду горё выспрашивать Я тибе буду россказывать
- комм.: причитала на кладбище
|
Поминальное причитание |
16 |
За это длинное времечко Цветно платьице испачкалось, Тело белое…
- внач. комм.: умершего звали в баню - проба текста
|
Поминальное причитание |
17 |
О похоронно-поминальном обряде:
- в 9, 20, 40 дней, полгода, год ходили поминать на могилу, дома делали стол, собирали родственников, соседей - на могилку берут для поминок панафиду: рыбный пирог, булочки, творожник, 3-5 яичек – сколько родных - раньше поминали – одной ложкой хлебали рис; сейчас так не поминают - на кладбище покойника кладут ногами «к родине» - к деревне; здесь кладбище находится на пригорке: с одной стороны похоронены ногами к этой деревне, с другой стороны – к другой - в могилу по углам ставят чурбачки и над гробом стелют доски - потолок, чтобы крышка гроба не сломалась - раньше на могилу ставили кресты, кто побогаче – ставили железные кресты; крест на могиле ставили ниже головы покойника (далее запись ускорена) - когда покойника провожают – в ружья стреляют - хоронили женщину, которая пасла коней, кони шли за ней на кладбище и ржали - причитать начинали после того, как покойника вымоют, уложат на стол - покойника клали на стол головой в передний угол; стол ставили наискосок - при покойнике всю ночь горел свет, и сидели люди - мужа обмывала сама с двоюродным братом - на урочные дни на могилках в причётах выговаривали - на могилу ходили в 9, 20, 40 дней, полгода, год
|
Репортаж |
18 |
На приметное на мистечко Ко тибе да, мой любимой муж Попрошу я, сиротиночка, Я у Бога да у Господа Со небес ветры роздуйтеся
- комм.: поминали в урочные дни - текст
|
Поминальное причитание |
19 |
Дорогой да ты любимой муж, Во свою да светлу свитлицю Садись за столы да за дубовые
- текст - комм.: когда в урочный день умершего приводят – на столах всё выставлено, в переднем углу умершему оставляли место и наливали рюмку
|
Поминальное причитание |
20 |
Я на тибя да, мой любимый муж, У тибя, у мужа милова Рученька не подымаетцы, Рюмочка не выпиваетцы
- внач. комм.: причитают во время поминок, когда немного посидят - текст
|
Поминальное причитание |
21 |
Верно нашо всё да не понравилоси Привык там уж во сырой да во земле Наверное житьё да там хорошое, Житьё не беспокойноё
- в 40 день после поминок провожают: выходят на улицу с причётам, выносят столик, вино, закуску - проба текста
|
Поминальное причитание |
22 |
Ко своим да милым детушкам, Ты ко мне да к молодой жене, Мине тоской да стосковалоси, Много время показалоси
- внач. комм.: зовут на могиле - текст
|
Поминальное причитание |
23 |
Я к тибе да, мой любимый муж, Попрошу я запожалуйста: Ты вставай да, моё милоё
- внач. комм.: соседи сидят у покойника до 12 часов ночи, их поят чаем - текст
|
Похоронное причитание |
24 |
Не услышу, сиротиночька Я тебя да, моё милоё Из твоих да милыф рученёк Не услышу, сиротиночька, Я уж музыку да звонкую, Твою гармошку да умелую
- текст - комм.: смерть ругать нельзя – «каждому человеку суждена своя смерть»
|
Похоронное причитание |
25 |
<Господи, благослови на сей день господен> Дай мне, Господи, во всём удачи В ноги хоженьё, в руки – маханье
- внач. комм.: сама пеняет тем, кто выпивает; «каждый человек под Богом» - комм.: утром молится
|
Молитва |
26 |
На всю тёмную ноченьку, Спаси матушку-избушку И меня – сироту.
- внач. комм.: молится, когда закрывает на ночь дом
|
Молитва |
27 |
На приметноё на мистечько На могилушку глубокую Ко тибе да, мой любимый муж (сюжет: «Со небес ветры раздуйтеся»)
|
Поминальное причитание |
28 |
И сиротским-то детушкам Все пути да по-за дворочкам, Дороженьки да по-за полечкам
- внач. комм.: умерший не покажется, но в причётах причитают; причёты – это так заведено; «Без большой головы и дом сирота» - фрагм. текста
|
Похоронное причитание |
29 |
- просят покойника, чтобы вышел и поговорил, но никакой покойный не выйдет - сама считает, что души нету: «Земля нас носит, кормит, поит, земля и прибераёт» - «значит умрёшь, в землю складут, и всё» - по науке – душа есть, раньше «по науке меньше всё читывали да знали, так просто жили, и всё» - учитывали, что до 40 дней умерший ходит: в 9, 20, 40 дней, полгода приходят соседи, когда год справят – больше не ходят, только свои родные ходят на могилку
|
Репортаж |
30 |
Во севоднишной урошный день, да и Там тоской да стосковалося Много время показалося
- внач. комм.: покойного уговариваешь - фр. текста - комм.: себя жалеешь и его приглашаешь
|
Поминальное причитание |
31 |
О похоронно-поминальных обрядах, причитаниях:
- с того света выходов нет - саму «жизнь научила» причитать: если муж есть в хозяйстве, женщине легко жить, без мужа – трудно - причёты составляешь: «какая жизнь да какая печаль – такая и забота» - у кого горе есть, «так и причёт найдут» - каждый по своему причитает – у каждого разное горе
|
репортаж |
32 |
Топерь без батюшка, без матушки, Без своиф да я родителей, Я кругом да обсиротала
- текст
|
Похоронное причитание |
33 |
Вы возьмите во внимание, Не забросьте сиротиночьку, Вы меня, родитель-матушку
- текст - комм.: о своих детях, своей жизни
|
Похоронное причитание |
34 |
Провела молоду свадебку, и Всё справляла, всё готовила Я сиротская родна матушка
- текст - комм.: какое событие в жизни происходит, о том на могиле и причитаешь: «половчае слова приготовлю да и выговариваю»
|
Поминальное причитание |
35 |
Моево мужа любимово Садите за столы да вы за дубовые За скатёрки да за браные
- внач. комм.: поминали на 9, 20, 40 дни; причитают, когда заходят с кладбища - фрагм. текста
|
Поминальное причитание |
36 |
Принесла да бильё-то и парной веничок-то И приди помойси, попариси Во своёй да родной баенки Прилети да птичкой-пташечкой
- в баню умершего зовут причитанием - проба текста - комм.: причитала на улице у бани – звала; в баню снесла веник и повесила на жердочку белье; когда причитала, стояла лицом к кладбищу
|
Поминальное причитание |
37 |
- у барина был двор – заезжали и спускались на лошади по взъезду; 30 коров было; яма была, в которую спускали молоко - потом из дома барина сделали школу - в подвале было каменное помещение - работников барин кормил и платил - мама в детстве ходила на сенокос к барину - барыню звали Мила Алексеевна - барин был простой, работал вместе с мужиками, а барыня смотрела в бинокль на девочек, если делала замечание, то не додавала копейку
|
Репортаж |
38 |
О календарных праздниках, работах:
ИЛЬИН ДЕНЬ - после сенокоса во всей округе – 8 деревень – справляли Ильин день: варили пива, гуляли по деревням, ходили по своей родне; гуляли 5 дней, потом начинали уборку: «роботы все поспеют после Ильина дни» - до Ильина дня жали рожь, потом молотили - о молотьбе: если неритмично молотить – руки поотбиваешь - на праздник готовили суп, делали тушенку, оладьи, блины, клюквенный, ржаной кисели – ели с суслом ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПИВА: - пиво варили в шшанах раскаленными камнями; сусло сливают в кадушечку-«ходовик», засыпают туда хмель, кладут дрожжи; хмель вверх всплывает, появляется пена – это «на деле», хорошо ходит - для солода на сутки замачивают рожь, сцеживают воду, проращивают в куче, разваливают и закрывают соломой, «расшиньгивают», томят в печке, сушат, добавляют овса и мелют на жернове - пива гонят по 5-6 кувшинов по 18 литров - на празднике пиво наливают в расписные чашки ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ - на стол собирают суп, тушенку, пирог с рыбой, оладьи, блины, овсяная, ячневая, пшеничная каши – запаривают и дерут на круподёрке - на краю стола ставят расписную чашку пива; хозяин наливает каждому в стакан и обносит всех кругом - вином обносили только по рюмочке за чаем - к чаю выставляли пироги: ягодники, творожники, булочки-«л?почки», колобки из ячневой муки (с комментариями об изготовлении колобков, л?почек) - на Пасху пекли паску с узорами, узоры выкладывали тестом, пекли просвирку - когда ели просвирку, можно сказать «от себя»: «Дай нам, £осподи, год прожить, во всём удачи… и т. д.»
|
Репортаж |
39 |
Господи, благослови, на день господнёй Дай мине, Господь-батюшко, Во всём удачи, во всём благополучия, Во всём: в жизненной семье и думе, - Во всём сцясья
- внач. комм.: надо говорить, когда куда-нибудь пойдёшь или поедешь
|
молитва |
40 |
КАЧЕЛИ - на овине делают качели: веревку перекидывают через матицу, на нее доску; на качели садилось по 5 человек – двое по краям, трое – в середине; - качаться ходили с яичками – там и колотились - в Большом Дворе была большая качель – собиралась взрослая молодежь с гармонью, раскачивали 4 человека; - частушки на качелях пели «не с в˜тяжкой, а круто»
|
Репортаж |
41 |
Не занятые девушки, Не занятые, дак и не от ково Ждать изменушки
- комм.: это на качелях
|
Качельная частушка |
42 |
Давай походим по траве, Што нам думать о мазуриках – Не думают оне.
|
Качельная частушка |
43 |
В сиротстве жись свою вела, Ой, красотой своёй приличной Она богаче всех была.
- внач.: караводом ходили с песнями – через носовой платок захватывались
|
Поздняя лирическая |
44 |
Поёт соловей А я на чужбине Забыт от друзей
|
Поздняя лирическая |
45 |
А-ой, не дают-то мине комарики ночью спать (1 строфа + зачин второй)
- комм.: мама хорошо знала эту песню; - женщины когда пряли, пели песни; рябину ели, чтобы слюна была для прядения
|
Лирическая |
46 |
А мы просту уберём, уберём
- фрагм. - повтор фрагмента - комм.: это в школе играли
|
Хороводная |
47 |
А-ой, не дают-то мине комарики ночью спать (1 строфа + зачин второй)
|
Лирическая |
48 |
А я возьму навешаю, У меня милово нет, А головы не вешаю
|
Жнивная частушка |
49 |
Нет и не бывало Дак у меня ретивое Во веки не нывало
|
Жнивная частушка |
50 |
Играёт дроля, но не мой А у товарки моие - Играет больше для ие
|
Жнивная частушка |
51 |
Интиресна баночка Дак интиресные ребята – Твой и мой, товарочка
- комм.: пели, когда жали; когда отдыхали, женщины не пели, мужики могли спеть «масляные» (матерные); домой с работы идут без песен
|
Жнивные частушки |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |