Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 187

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

18.08.04.

Зап. Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

 

 

Исп.: Овчинникова Юлия Павловна, 1937 г.р., род. - д. Большой Двор Панинского с\с

 

1.

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- Святки начинались с 26 декабря и заканчивались в Крещение – 19 января

- по вечерам во время Святок «кудесились» – одевались смешно, делали маски, мазали лицо сажей, из картошки делали зубы

- приходили на вечеринку, плясали, пачкали всех сажей

- «кудеса» приводили «лошадь», приносили в кузовах «поросят» – маленьких детей, которые сидели и хрюкали

- «кудеса» ходили по домам, им что-нибудь подавали – пирогов, яиц, мяса, потом собирались в одном доме и пировали – ели все, что собрали, пили пиво

- после войны «кудесами» ходили женщины, мужчин в деревне почти не было

- мать наряжалась «цыганом» – надевала ватные штаны, фуфайку, шапку, подпоясывалась, распускала волосы и в руке держала погонялку

- другие женщины надевали сарафаны, передники, длинные юбки и цветные шали

- хозяева приглашали ряженых домой, сажали за стол

- «кудеса» подражали говору цыган, изменяли голос

- «лошадью» рядились 2 человека, накидывали лоскутные одеяла, привязывали уздечку, «лошадь» лягалась и ржала, ее приводила женщина, переодетая в мужскую одежду, на лице намазаны усы, она пыталась лошадь продать или заставляла ее дробить

 

Репортаж

2.

Милые, вы мои, вот я пришла уполномоченная,

пришла к вам сюда. Шла, да шла я по просеком, долго шла. Как попалась тут переходина, да попала я на Жердяево, а от Жердяева да на Волосинкино, там такой маленький проходик-то, ак не знаю, как перейти-то. Потом с Сикляева на Жердяево как перескочила, как попала я в такую яму улитела. Переходик-то тоненькой, Жердяево-то лопнуло, я туда и улитела, в Жопяево-то. Оттуда уж так я выбиралась, так выбиралась. У-у-у, пропасть-то такая

 

- внач. комм.: женщина рядилась «уполномоченным», надевала шляпу и «макинтош», брала под мышку портфель приходила в дом и рассказывала, где она была

 

Монолог ряженого

3.

О календарных обрядах:

 

- «кудеса» приносили «покойника», закрытого белым полотном, клали на скамейку, изображали причитание, ходили вокруг и кадили – поджигали сухой куриный помет, заставляли всех «покойника» отпевать, а потом «покойник» вставал или садился на лавке

 

Репортаж

4.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- причитали, когда покойника выносили из дома и перед тем, как его опускали в могилу

 

Репортаж

5.

Как подойду я сиротиночка

Ко тебе, да, лебедь белая

 

- фр. текст.

- внач. комм.: причитала одна женщина, которая умеет

- комм.: причитала у многих

 

Похоронное причитание

6.

Как подойду я сиротиночка

Ко тебе, да, моё милоё,

Моё милоё хорошоё

 

- фр. текст.

- комм.: причитала – выговаривала все то, что на душе

- причитает кто-то один, остальные просто плачут

 

Похоронное причитание

7.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойных поминают в урочные дни

- обязательно ходят на кладбище на второй день, на 9, на 20 –полусорочины, 40 – сорочины, полгода и год

- в урочные дни покойному наливают стопку, потом выливают ее на передний угол

- в 40 день покойника провожают, выставляют на улицу угощение и всех проходящих мимо просят помянуть умершего, нужно, чтобы помянуло 40 человек, тогда душа умершего попадает в рай

- на поминальные дни обязательно делают кутью из риса и изюма, пирог с рыбой или другие пироги и кисель, после киселя все сразу уходят

- кутью все ели одной ложкой

- в полдень покойного провожают

накануне урочных дней родственники собираются и сидят, вспоминают покойного, а в 23 часа расходятся

- в урочные дни до 40 покойника с кладбища приглашают домой, после 40 уже не приглашают, считается, что душа до 40 дня находится рядом с живыми, а потом уходит навсегда

- 20 день – полусорочины отмечают не всегда, а 9 и 40 – обязательно

- когда покойного поминают, на столе оставляют место, ставят ему тарелку с едой и стопку, и это стоит до 40 дня, а потом покойного провожают и выливают то, что ему оставляли, на передний угол дома

- чтобы покойник после похорон не пугал и не снился, его трогают за ноги

- когда покойника хоронят, нужно бросить в могилу горсть земли и медные деньги, т.о. окупается земля

- сейчас гроб опускают на веревках, а раньше опускали на вышитых полотенцах, и полотенца отдавали тем, кто копал могилу

- гроб в могиле ставят на настил из досок, а сверху делают потолок, чтобы земля не касалась обивки гроба

- в урочные дни приходя на кладбище приносят с собой яйца, хлеб, соль

- раньше на кладбище ходили с корзиной, в которой лежало угощение и полотенце, которое стелили на могилу и на него выставляли то, что принесли с собой, если что-то не съедалось, то оставалась на могиле для птиц

- прежде, чем поминать покойного, вокруг могилы сыплют крупу – пшено или рис

- полотенце, с которым ходят на кладбище, никуда больше не используют

- крест на могиле ставят сразу же, как только ее зароют, ставят его пониже живота, и раньше так ставили

- хоронят покойника головой на восток, к солнцу

- в гроб кладут листья с веников, а сверху на них – одеяло, в гроб так же кладут мыло и полотенце, которыми обмывали покойника и некоторые его личные вещи – расческу, бритву, носовой платок

- мужчине в гроб кладут шапку или кепку, в зависимости от того, в какое время он умер, а женщине – ситцевый платок

- подушку для покойного набивают березовыми листьями с веников или ватой

- обмывать покойного, готовить ему гроб, набивать подушку должны не родственники, а другие люди, родственникам не положено этим заниматься

- воду, после обмывания выливают на улицу, а ту одежду, которую покойник носил в последние часы при жизни – сжигают

- из дома покойника выносят ногами вперед

- с покойником могли что-то передать другому покойнику, умершему раньше 

- кто умеет, причитает во все урочные дни, приходя на кладбище, начинают, не доходя до могилы

 

Репортаж

8.

О свадебном обряде:

 

- перед свадьбой у невесты собирались девушки, а парни у жениха, пели песни

- на девичнике собирались родственники

- сватам повязывали через плечо ленты из белого полотна, полотенца

- сама встречала молодых с караваем хлеба и солонкой на полотенце

 

Репортаж

9.

Об одежде:

 

- на праздник женщины надевали вышитые фартуки

 

Репортаж

10.

О представлениях и верованиях:

 

- когда шли в лес за ягодами, подбрасывали вверх корзины и смотрели, у кого корзина упадет на дно, тот насобирает ягод

- если заблудился в лесу, то нужно перевернуть одежду на левую сторону и при этом нужно что-то говорить

- заходя в лес, просили хозяина и хозяюшку помочь насобирать ягод

- кричать в лесу нельзя, т.к. может отозваться лесовой, смеяться и ругаться тоже нельзя

- рассказывали, что в лесу встречали хозяина в образе простого человека, но с бородой и в плаще, он пытался людей запутать, увести за собой

 

Репортаж

11.

О пастушеских обрядах:

 

- пастухи пасут скотину со словами, которые имеют силу, чтобы скотина не терялась

- на эти слова были запреты, и если пастух их нарушал, то слова силу теряли

 

Репортаж

12.

«Ольгино» плывёт по Шоле,

Потихоньку ботаёт,

У капитана двигатель,

К херу, не работает

 

- текст

- комм.: частушки сами сочиняли

 

Частушка

13.

Как по Шоле, по реке

«Ольгино» закружило

Кассира Зойку в нижнем трюме

Хреном окантузило

 

- текст

- комм.: пароход, ходил очень медленно

 

Частушка

14.

Вы, ребята, чьи, откуда?

Мы череповецкие,

У нас ножики стальные,

Гири соловецкие

 

- текст 

- внач. комм.: на беседы ходили, плясали «ланчик» и пели такие частушки

 

Репортаж

15.

Некрасивая ворона,

А красивый перелёт.

Милка с берега крутово

Жопой трахнулась об лёд

 

- текст

- комм.: так могли и девушки петь, когда плясали «девичий ланчик»

 

Частушка

16.

Мине милка изменила

Самая красивая

За измену <>

<> синяя

 

- текст

- комм.: парни за измену пели девушкам частушки

 

Частушка

17.

Мой милёночек дурак,

Любит девок, любит баб,

Я ему и говорю,

Люби-ко бабушку мою

 

- текст

- комм.: девушки отвечали парням

 

Частушка

18.

Голубые, голубые,

Даже синеватые,

Он завлёк, а я влюбилась –

Оба виноватые

 

- текст

 

Репортаж

19.

Голубые голубиночки

Далёко голубят,

Про миня и про подруженьку

Пустое говорят

 

- текст

 

Частушка

20.

Почему не поплясать,

Не потешить публики,

Молодые девушки

Советские республики

 

- текст

- внач. комм.: с такой частушкой начинали плясать

 

Частушка

21.

Стала рожка колосица,

Мелкое колосьицо,

Стала милка заносица –

Русоё волосьицо

 

- текст

- комм.: парни пели

 

Частушка

22.

На беседы не ходил

И давно не плясывал,

Давно милки не видал,

Языка не сасывал

 

- текст

- повтор

 

Частушка

+ Грибанов Николай Александрович, 1951 г.р., - род. д. Конёво

 

23.

Я не Алка Пугачева

И не Ольга Воронец,

Запою – заподнимаетца

К милово конец

 

- текст

(Ю. П.)

 

Частушка

24.

Всё бы пела, всё бы пела,

Всё бы веселиласе

Всё бы под низом лежала

Всё бы шевелиласе

 

- текст

(Н. А.)

 

Частушка

25.

Это што и за местечко –

Не растут волнушечки,

После каждово похмелья

Хочеца макушечки

 

- текст

(Ю. П.)

 

Частушка

26.

Было весело на станции,

Когда грузили рожь,

Напилися девки пьяные,

Дери, какую хошь

 

- текст

 

Частушка

27.

Мелкий дождик моросил,

Я у сударушки просил,

Когда дождик перестал,

Она дала, но я не стал

 

- текст

(Н. А.)

- комм.: парни частушки с браными словами на ходу переделывали, а девки все равно догадывались

 

Частушка

28.

О пляске:

 

- дробить умели не все

- старушки плясали без дробей, плясали, как будто плыли, в руках держали платочек

- показ

 

Репортаж

29.

В колхоз пошла,

Юбка тюлевая,

А из колхоза босиком,

За…вала

 

- напев плясовой

- комм.: раньше женщины плясали с платочками

(Ю. П.)

 

Частушка

30.

Пошла квашня

Во зимное полё,

Не одна она пошла,

С поварёшкой двоё

 

- напев плясовой

 

Частушка

31.

Мы гуляём, гуляём,

Не о чём не думаём,

Только думаём о том,

Кому бы шарнуть долотом

 

- напев плясовой

 

Частушка

32.

Тпрусенька, Тпрусенька, тпрук, тпрук, тпрук, тпрук

 

- повтор. зап.

 

Закликание коров

33.

Коледа, ты, коледа,

Зародилась коледа

Накануне Рождества,

Кто даст пирога,

Тому курица одна

 

- фр. текст

- внач. комм.: пели накануне Рождества

 

Колядка

34.

О календарных обрядах:

 

- «кудес» пачкал сажей свою шапку, а потом предлагал найти у кого-нибудь спичку или монетку, нюхал и пачкал сажей

 

Репортаж

35.

Коледа, ты, коледа,

Зародилась коледа

Накануне Рождества,

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Кто не дас(т) пирога,

Тому курица одна

 

- текст.

- повтор. зап. напев

- повтор. напев

 

Колядка

36.

Каледа, каледа,

Каледёшенька,

Кто по жопе колонёт,

А я радёшенька

 

- напев плясовой

- повтор

 

Частушка

37.

Коледа, коледа,

Бабка, дай пирога,

Не даси пирога,

Не отойдём от окна

 

- текст

- комм.: пели под окном или в дом заходили

(Н. А.)

 

Колядка

 

 

 

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

18.08.04.

Зап. Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

 

Исп.: Дударева Анна Александровна, 1922г.р., род. - д. Берег Паршинского с\с

 

 

38.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Спасов день – 19 августа и Крещение – 19 января, в другом конце деревни праздновали Петров день и Ильин день

- в Спас можно разговеться – выпить вина, поесть мяса

- в престольные праздники собирались, ходили в гости, обычно родственники

- в праздники пели короткие песни, под гармонь или под балалайку

 

Репортаж

39.

О ремесле:

- прясть учили бабушки, сначала учились прясть «отребье», потом – «изгребье», а потом «пачеси» – лён хорошего качества 

- мать спрашивала, сколько за вечер напряла

 

Репортаж

40.

О беседах:

- прясть ходила на подростковую беседу

- на беседу водили старшие братья

- на беседе плясали «ланчик», когда сама была маленькая, приглашали плясать братья, чтобы не сидела

- тех девок, которых не приглашали плясать, высмеивали, иногда такие девушки уходили со слезами с беседы

- «ланчик» плясали на 12 пар

- в разных сельсоветах были разные «ланчики»

- плясали «русского», «барыню»

- взрослые парни могли приходить на подростковую беседу, посмотреть на маленьких

 

Репортаж

41.

О календарных обрядах:

 

- на жатве пели долгие песни

- в Спас ходили в церковь и на кладбище, поминали умерших

 

Репортаж

42.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- если умирал кто-то молодой, то причитали

- умерших поминали на 9, 20 и 40 день

- в 9 и 20 день просто поминали, а на 40 день провожали, провожать ходили на улицу, брали с собой пироги, выпивку и угощали всех, кто проходил мимо

 

Репортаж

43.

О календарных обрядах:

 

- раньше пели каледу

- в Масленицу катались на лошадях, парни и девушки ходили по деревне с гармошкой, пели частушки

- в праздники собирались в середине деревни, пели и плясали

- парни катали своих девушек, могли просто покатать любую девушку

- молодых катали по всем деревням, одеялом украшали сани

 

Репортаж

44.

О свадебном обряде:

 

- сваты – родители жениха приходили в дом невесты и подносили решето яиц, крестились перед иконой, а жених стоял у порога

- замуж девушку могли отдать без ее согласия

 

Репортаж

45.

Грязь топтал или лёд ломал?

 

- внач. комм.: спрашивали у жениха после первой брачной ночи

 

Приговор

46.

О свадебном обряде:

 

- перед свадьбой у невесты собирали девичник, собирались девушки и обсуждали жениха

- пели длинные песни

 

Репортаж

47.

О календарных обрядах:

 

- если девушка изменяла парню и выходила замуж за другого, то он в поле зажигал костер, а если изменял парень, то костер жгла девушка, девушка жгла костер до Крещения, а парень – неделей позже

- накануне Крещения ходили в церковь к всенощной, одевались в лучшую одежду, женщины надевали кашемировые платки

- ходили на «цоцœльник», собирались, как на беседу, но без прялок

- на беседах парень мог поджечь девушке кудель, если та не отвечала взаимностью на его ухаживания

- зимой (в Святки) парни заваливали двери мусором и припирали санями

- могли связать несколько саней вместе и спустить под гору

- девушки пели «каледу», слушали, что говорят в домах

- женщина пригласила девушек в баню, погадать, а ее муж спрятался и всех напугал

- в какой-то день собирались одни женщины и пели песни

 

Репортаж

48.

Лучше бы я девушка у батюшка жила,

День с утра, до вечера улочку мела,

Мела, мела улочку, роспахивала…

 

- фр. текст

- комм.: женщины пели «на голоса», собирались в праздники

 

Поздняя лирическая

49.

О семейных отношениях:

 

- дед внуков называл «яблочки»

- в семье главным был дед

- отец служил в армии, мать получала деньги и отдавала их деду, после того, как отец пришел на побывку, родился сын, и мать отделили, дали деревянную чашку, 2 деревянных ведра, трех куриц, петуха и телушку

 

Репортаж

50.

О календарных обрядах:

 

- зимой было заговенье

- в какой-то праздник крестные родители дарили детям яйца

- мужики в Пасху яйцами стукались, парни и девушки менялись яйцами

 

Репортаж

 

 

 

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

19.08.04.

Зап. Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

 

Исп.: Иванова Татьяна Ефимовна, 1915г.р., род. - д. Соболево Соболевского с\с Череповецкого р-на 

 

51.

О календарных обрядах:

 

- праздник – Пятое воскресение

 

Репортаж

52.

О свадебном обряде:

 

- на девичнике пели песни

- невеста выходила, кланялась и причитала

-  в свадебный день невеста причитала утром, перед тем, как ехать к венцу

- на свадьбу собирались родственники жениха и невесты

- первый день пировали у жениха, а на второй или на третий – у невесты, это называлось – «отгостка»

- невеста ходила с подругами и причитала, держась за их плечи

- невеста прощалась со всеми родственниками, сначала прощалась с матерью

- невесту закрывали платком или полотенцем, на голове завязывали бантом и спускали на плечи, когда невеста подходила к подруге, то накрывала ее концом полотенца

- перед свадьбой для невесты топили баню, и там она причитала, с ней причитали подружки

- накануне свадьбы к невесте приходили девушки и женщины, причитали, невеста плакала и кланялась к плечам подруг

- на голову невесте надевали ленту

- свататься ходила крестная мать жениха, приносила задаток, с ней приезжал жених

 

Репортаж

53.

О календарных обрядах:

 

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу парни катали знакомых девушек, а в Пасху, девушки этих парней угощали яйцами

- в Масленицу катались молодые пары

- на Масленицу жгли большой костер и маленьким детям говорили о том, что горит молоко, и после этого молока не давали до Пасхи, а в Пасху разговлялись

- в Великий четверг стучали под окном и что-то просили

- в Пасху утром пили чай и ложились до обеда спать

- в первый день Пасхи пекли пироги, а на второй день – рогульки

- Масленицу и Пасху праздновали целую неделю, не работали

- в Масленицу катались на лошадях из деревни в деревню

- зимой были Святки, ходили с «каледой»

- в конце Масленицы ходили «кудесам»,

БЕСЕДЫ

- в Великий пост на беседы не ходили

- на беседы приходили с прялками

- играли в «горе» – сидели в темноте парами парни с девушками

- если девушка парню изменяла, то говорили «труба»

 

Репортаж

54.

Говорят, мне не измена

От любово парнёка,

Мне тогда измена будёт

 

- фр. текст

 

Частушка

55.

Говорят, мине измена,

Говорят измениста,

Мне тогда измена будёт,

Когда дроля женитца

 

- текст

 

Частушка

56.

О календарных обрядах:

 

- девушки гадали, стучали в окно и  спрашивали, как зовут судьбу, им называли какое-нибудь имя, но это называлось необязательно

- весной делали «гачулю» (качели), и она стояла все лето, по вечерам возле нее собирались парни и девушки, пели частушки под гармонь, или «в губы» – под язык

 

Репортаж

57.

Под частушки

 

- проба

- внач. комм.: раньше сама хорошо играла, парни не давали петь песен, заставляли играть

 

Наигрыш под язык

58.

Под пляску

 

- проба

 

Наигрыш под язык

59..

Скоро, скоро Троица,

Все берёзки скроюца,

Скоро милово увижу,

Сер(д)це успокоица

 

- текст

- повтор. зап.

- повтор

 

Частушка

60.

О календарных обрядах:

 

- летом было заговенье – постный день

- ели постную пищу, молока и мяса не ели

- разговлялись в воскресенье, пекли пироги, мясо готовили

 

Репортаж

61.

О воспитании детей:

 

- детей «байкали», приговаривали, чтобы быстрее засыпал

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198