Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 187 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 18.08.04. |
Зап. Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
Исп.: Овчинникова Юлия Павловна, 1937 г.р., род. - д. Большой Двор Панинского с\с
1. |
СВЯТКИ - Святки начинались с 26 декабря и заканчивались в Крещение – 19 января - по вечерам во время Святок «кудесились» – одевались смешно, делали маски, мазали лицо сажей, из картошки делали зубы - приходили на вечеринку, плясали, пачкали всех сажей - «кудеса» приводили «лошадь», приносили в кузовах «поросят» – маленьких детей, которые сидели и хрюкали - «кудеса» ходили по домам, им что-нибудь подавали – пирогов, яиц, мяса, потом собирались в одном доме и пировали – ели все, что собрали, пили пиво - после войны «кудесами» ходили женщины, мужчин в деревне почти не было - мать наряжалась «цыганом» – надевала ватные штаны, фуфайку, шапку, подпоясывалась, распускала волосы и в руке держала погонялку - другие женщины надевали сарафаны, передники, длинные юбки и цветные шали - хозяева приглашали ряженых домой, сажали за стол - «кудеса» подражали говору цыган, изменяли голос - «лошадью» рядились 2 человека, накидывали лоскутные одеяла, привязывали уздечку, «лошадь» лягалась и ржала, ее приводила женщина, переодетая в мужскую одежду, на лице намазаны усы, она пыталась лошадь продать или заставляла ее дробить
|
Репортаж |
2. |
Милые, вы мои, вот я пришла уполномоченная, пришла к вам сюда. Шла, да шла я по просеком, долго шла. Как попалась тут переходина, да попала я на Жердяево, а от Жердяева да на Волосинкино, там такой маленький проходик-то, ак не знаю, как перейти-то. Потом с Сикляева на Жердяево как перескочила, как попала я в такую яму улитела. Переходик-то тоненькой, Жердяево-то лопнуло, я туда и улитела, в Жопяево-то. Оттуда уж так я выбиралась, так выбиралась. У-у-у, пропасть-то такая
- внач. комм.: женщина рядилась «уполномоченным», надевала шляпу и «макинтош», брала под мышку портфель приходила в дом и рассказывала, где она была
|
Монолог ряженого |
3. |
- «кудеса» приносили «покойника», закрытого белым полотном, клали на скамейку, изображали причитание, ходили вокруг и кадили – поджигали сухой куриный помет, заставляли всех «покойника» отпевать, а потом «покойник» вставал или садился на лавке
|
Репортаж |
4. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- причитали, когда покойника выносили из дома и перед тем, как его опускали в могилу
|
Репортаж |
5. |
Ко тебе, да, лебедь белая
- фр. текст. - внач. комм.: причитала одна женщина, которая умеет - комм.: причитала у многих
|
Похоронное причитание |
6. |
Ко тебе, да, моё милоё, Моё милоё хорошоё
- фр. текст. - комм.: причитала – выговаривала все то, что на душе - причитает кто-то один, остальные просто плачут
|
Похоронное причитание |
7. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- покойных поминают в урочные дни - обязательно ходят на кладбище на второй день, на 9, на 20 –полусорочины, 40 – сорочины, полгода и год - в урочные дни покойному наливают стопку, потом выливают ее на передний угол - в 40 день покойника провожают, выставляют на улицу угощение и всех проходящих мимо просят помянуть умершего, нужно, чтобы помянуло 40 человек, тогда душа умершего попадает в рай - на поминальные дни обязательно делают кутью из риса и изюма, пирог с рыбой или другие пироги и кисель, после киселя все сразу уходят - кутью все ели одной ложкой - в полдень покойного провожают накануне урочных дней родственники собираются и сидят, вспоминают покойного, а в 23 часа расходятся - в урочные дни до 40 покойника с кладбища приглашают домой, после 40 уже не приглашают, считается, что душа до 40 дня находится рядом с живыми, а потом уходит навсегда - 20 день – полусорочины отмечают не всегда, а 9 и 40 – обязательно - когда покойного поминают, на столе оставляют место, ставят ему тарелку с едой и стопку, и это стоит до 40 дня, а потом покойного провожают и выливают то, что ему оставляли, на передний угол дома - чтобы покойник после похорон не пугал и не снился, его трогают за ноги - когда покойника хоронят, нужно бросить в могилу горсть земли и медные деньги, т.о. окупается земля - сейчас гроб опускают на веревках, а раньше опускали на вышитых полотенцах, и полотенца отдавали тем, кто копал могилу - гроб в могиле ставят на настил из досок, а сверху делают потолок, чтобы земля не касалась обивки гроба - в урочные дни приходя на кладбище приносят с собой яйца, хлеб, соль - раньше на кладбище ходили с корзиной, в которой лежало угощение и полотенце, которое стелили на могилу и на него выставляли то, что принесли с собой, если что-то не съедалось, то оставалась на могиле для птиц - прежде, чем поминать покойного, вокруг могилы сыплют крупу – пшено или рис - полотенце, с которым ходят на кладбище, никуда больше не используют - крест на могиле ставят сразу же, как только ее зароют, ставят его пониже живота, и раньше так ставили - хоронят покойника головой на восток, к солнцу - в гроб кладут листья с веников, а сверху на них – одеяло, в гроб так же кладут мыло и полотенце, которыми обмывали покойника и некоторые его личные вещи – расческу, бритву, носовой платок - мужчине в гроб кладут шапку или кепку, в зависимости от того, в какое время он умер, а женщине – ситцевый платок - подушку для покойного набивают березовыми листьями с веников или ватой - обмывать покойного, готовить ему гроб, набивать подушку должны не родственники, а другие люди, родственникам не положено этим заниматься - воду, после обмывания выливают на улицу, а ту одежду, которую покойник носил в последние часы при жизни – сжигают - из дома покойника выносят ногами вперед - с покойником могли что-то передать другому покойнику, умершему раньше - кто умеет, причитает во все урочные дни, приходя на кладбище, начинают, не доходя до могилы
|
Репортаж |
8. |
- перед свадьбой у невесты собирались девушки, а парни у жениха, пели песни - на девичнике собирались родственники - сватам повязывали через плечо ленты из белого полотна, полотенца - сама встречала молодых с караваем хлеба и солонкой на полотенце
|
Репортаж |
9. |
- на праздник женщины надевали вышитые фартуки
|
Репортаж |
10. |
О представлениях и верованиях:
- когда шли в лес за ягодами, подбрасывали вверх корзины и смотрели, у кого корзина упадет на дно, тот насобирает ягод - если заблудился в лесу, то нужно перевернуть одежду на левую сторону и при этом нужно что-то говорить - заходя в лес, просили хозяина и хозяюшку помочь насобирать ягод - кричать в лесу нельзя, т.к. может отозваться лесовой, смеяться и ругаться тоже нельзя - рассказывали, что в лесу встречали хозяина в образе простого человека, но с бородой и в плаще, он пытался людей запутать, увести за собой
|
Репортаж |
11. |
- пастухи пасут скотину со словами, которые имеют силу, чтобы скотина не терялась - на эти слова были запреты, и если пастух их нарушал, то слова силу теряли
|
Репортаж |
12. |
Потихоньку ботаёт, У капитана двигатель, К херу, не работает
- текст - комм.: частушки сами сочиняли
|
Частушка |
13. |
«Ольгино» закружило Кассира Зойку в нижнем трюме Хреном окантузило
- текст - комм.: пароход, ходил очень медленно
|
Частушка |
14. |
Мы череповецкие, У нас ножики стальные, Гири соловецкие
- текст - внач. комм.: на беседы ходили, плясали «ланчик» и пели такие частушки
|
Репортаж |
15. |
А красивый перелёт. Милка с берега крутово Жопой трахнулась об лёд
- текст - комм.: так могли и девушки петь, когда плясали «девичий ланчик»
|
Частушка |
16. |
Самая красивая За измену <…> <…> синяя
- текст - комм.: парни за измену пели девушкам частушки
|
Частушка |
17. |
Любит девок, любит баб, Я ему и говорю, Люби-ко бабушку мою
- текст - комм.: девушки отвечали парням
|
Частушка |
18. |
Даже синеватые, Он завлёк, а я влюбилась – Оба виноватые
- текст
|
Репортаж |
19. |
Далёко голубят, Про миня и про подруженьку Пустое говорят
- текст
|
Частушка |
20. |
Не потешить публики, Молодые девушки Советские республики
- текст - внач. комм.: с такой частушкой начинали плясать
|
Частушка |
21. |
Мелкое колосьицо, Стала милка заносица – Русоё волосьицо
- текст - комм.: парни пели
|
Частушка |
22. |
И давно не плясывал, Давно милки не видал, Языка не сасывал
- текст - повтор
|
Частушка |
+ Грибанов Николай Александрович, 1951 г.р., - род. д. Конёво
23. |
И не Ольга Воронец, Запою – заподнимаетца К милово конец
- текст (Ю. П.)
|
Частушка |
|
24. |
Всё бы веселиласе Всё бы под низом лежала Всё бы шевелиласе
- текст (Н. А.)
|
Частушка |
|
25. |
Не растут волнушечки, После каждово похмелья Хочеца макушечки
- текст (Ю. П.)
|
Частушка |
|
26. |
Когда грузили рожь, Напилися девки пьяные, Дери, какую хошь
- текст
|
Частушка |
|
27. |
Я у сударушки просил, Когда дождик перестал, Она дала, но я не стал
- текст (Н. А.) - комм.: парни частушки с браными словами на ходу переделывали, а девки все равно догадывались
|
Частушка |
|
28. |
- дробить умели не все - старушки плясали без дробей, плясали, как будто плыли, в руках держали платочек - показ
|
Репортаж |
|
29. |
Юбка тюлевая, А из колхоза босиком, За…вала
- напев плясовой - комм.: раньше женщины плясали с платочками (Ю. П.)
|
Частушка |
|
30. |
Во зимное полё, Не одна она пошла, С поварёшкой двоё
- напев плясовой
|
Частушка |
|
31. |
Не о чём не думаём, Только думаём о том, Кому бы шарнуть долотом
- напев плясовой
|
Частушка |
|
32. |
Тпрусенька, Тпрусенька, тпрук, тпрук, тпрук, тпрук
- повтор. зап.
|
Закликание коров |
|
33. |
Зародилась коледа Накануне Рождества, Кто даст пирога, Тому курица одна
- фр. текст - внач. комм.: пели накануне Рождества
|
Колядка |
|
34. |
- «кудес» пачкал сажей свою шапку, а потом предлагал найти у кого-нибудь спичку или монетку, нюхал и пачкал сажей
|
Репортаж |
|
35. |
Зародилась коледа Накануне Рождества, Кто даст пирога, Тому двор живота, Кто не дас(т) пирога, Тому курица одна
- текст. - повтор. зап. напев - повтор. напев
|
Колядка |
|
36. |
Каледёшенька, Кто по жопе колонёт, А я радёшенька
- напев плясовой - повтор
|
Частушка |
|
37. |
Бабка, дай пирога, Не даси пирога, Не отойдём от окна
- текст - комм.: пели под окном или в дом заходили (Н. А.)
|
Колядка |
|
|
|
|
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 18.08.04. |
Зап. Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
Исп.: Дударева Анна Александровна, 1922г.р., род. - д. Берег Паршинского с\с
38. |
- праздновали Спасов день – 19 августа и Крещение – 19 января, в другом конце деревни праздновали Петров день и Ильин день - в Спас можно разговеться – выпить вина, поесть мяса - в престольные праздники собирались, ходили в гости, обычно родственники - в праздники пели короткие песни, под гармонь или под балалайку
|
Репортаж |
|
39. |
- прясть учили бабушки, сначала учились прясть «отребье», потом – «изгребье», а потом «пачеси» – лён хорошего качества - мать спрашивала, сколько за вечер напряла
|
Репортаж |
|
40. |
- прясть ходила на подростковую беседу - на беседу водили старшие братья - на беседе плясали «ланчик», когда сама была маленькая, приглашали плясать братья, чтобы не сидела - тех девок, которых не приглашали плясать, высмеивали, иногда такие девушки уходили со слезами с беседы - «ланчик» плясали на 12 пар - в разных сельсоветах были разные «ланчики» - плясали «русского», «барыню» - взрослые парни могли приходить на подростковую беседу, посмотреть на маленьких
|
Репортаж |
|
41. |
- на жатве пели долгие песни - в Спас ходили в церковь и на кладбище, поминали умерших
|
Репортаж |
|
42. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- если умирал кто-то молодой, то причитали - умерших поминали на 9, 20 и 40 день - в 9 и 20 день просто поминали, а на 40 день провожали, провожать ходили на улицу, брали с собой пироги, выпивку и угощали всех, кто проходил мимо
|
Репортаж |
|
43. |
- раньше пели каледу - в Масленицу катались на лошадях, парни и девушки ходили по деревне с гармошкой, пели частушки - в праздники собирались в середине деревни, пели и плясали - парни катали своих девушек, могли просто покатать любую девушку - молодых катали по всем деревням, одеялом украшали сани
|
Репортаж |
|
44. |
- сваты – родители жениха приходили в дом невесты и подносили решето яиц, крестились перед иконой, а жених стоял у порога - замуж девушку могли отдать без ее согласия
|
Репортаж |
|
45. |
- внач. комм.: спрашивали у жениха после первой брачной ночи
|
Приговор |
|
46. |
- перед свадьбой у невесты собирали девичник, собирались девушки и обсуждали жениха - пели длинные песни
|
Репортаж |
|
47. |
- если девушка изменяла парню и выходила замуж за другого, то он в поле зажигал костер, а если изменял парень, то костер жгла девушка, девушка жгла костер до Крещения, а парень – неделей позже - накануне Крещения ходили в церковь к всенощной, одевались в лучшую одежду, женщины надевали кашемировые платки - ходили на «цоцœльник», собирались, как на беседу, но без прялок - на беседах парень мог поджечь девушке кудель, если та не отвечала взаимностью на его ухаживания - зимой (в Святки) парни заваливали двери мусором и припирали санями - могли связать несколько саней вместе и спустить под гору - девушки пели «каледу», слушали, что говорят в домах - женщина пригласила девушек в баню, погадать, а ее муж спрятался и всех напугал - в какой-то день собирались одни женщины и пели песни
|
Репортаж |
|
48. |
Лучше бы я девушка у батюшка жила, День с утра, до вечера улочку мела, Мела, мела улочку, роспахивала…
- фр. текст - комм.: женщины пели «на голоса», собирались в праздники
|
Поздняя лирическая |
|
49. |
- дед внуков называл «яблочки» - в семье главным был дед - отец служил в армии, мать получала деньги и отдавала их деду, после того, как отец пришел на побывку, родился сын, и мать отделили, дали деревянную чашку, 2 деревянных ведра, трех куриц, петуха и телушку
|
Репортаж |
|
50. |
- зимой было заговенье - в какой-то праздник крестные родители дарили детям яйца - мужики в Пасху яйцами стукались, парни и девушки менялись яйцами
|
Репортаж |
|
|
|
|
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 19.08.04. |
Зап. Кузьмина Т. А. Пак Е. В. Маркова Л. Ф. |
Исп.: Иванова Татьяна Ефимовна, 1915г.р., род. - д. Соболево Соболевского с\с Череповецкого р-на
51. |
- праздник – Пятое воскресение
|
Репортаж |
52. |
- на девичнике пели песни - невеста выходила, кланялась и причитала - в свадебный день невеста причитала утром, перед тем, как ехать к венцу - на свадьбу собирались родственники жениха и невесты - первый день пировали у жениха, а на второй или на третий – у невесты, это называлось – «отгостка» - невеста ходила с подругами и причитала, держась за их плечи - невеста прощалась со всеми родственниками, сначала прощалась с матерью - невесту закрывали платком или полотенцем, на голове завязывали бантом и спускали на плечи, когда невеста подходила к подруге, то накрывала ее концом полотенца - перед свадьбой для невесты топили баню, и там она причитала, с ней причитали подружки - накануне свадьбы к невесте приходили девушки и женщины, причитали, невеста плакала и кланялась к плечам подруг - на голову невесте надевали ленту - свататься ходила крестная мать жениха, приносила задаток, с ней приезжал жених
|
Репортаж |
53. |
МАСЛЕНИЦА - в Масленицу парни катали знакомых девушек, а в Пасху, девушки этих парней угощали яйцами - в Масленицу катались молодые пары - на Масленицу жгли большой костер и маленьким детям говорили о том, что горит молоко, и после этого молока не давали до Пасхи, а в Пасху разговлялись - в Великий четверг стучали под окном и что-то просили - в Пасху утром пили чай и ложились до обеда спать - в первый день Пасхи пекли пироги, а на второй день – рогульки - Масленицу и Пасху праздновали целую неделю, не работали - в Масленицу катались на лошадях из деревни в деревню - зимой были Святки, ходили с «каледой» - в конце Масленицы ходили «кудесам», БЕСЕДЫ - в Великий пост на беседы не ходили - на беседы приходили с прялками - играли в «горе» – сидели в темноте парами парни с девушками - если девушка парню изменяла, то говорили «труба»
|
Репортаж |
54. |
От любово парнёка, Мне тогда измена будёт
- фр. текст
|
Частушка |
55. |
Говорят измениста, Мне тогда измена будёт, Когда дроля женитца
- текст
|
Частушка |
56. |
- девушки гадали, стучали в окно и спрашивали, как зовут судьбу, им называли какое-нибудь имя, но это называлось необязательно - весной делали «гачулю» (качели), и она стояла все лето, по вечерам возле нее собирались парни и девушки, пели частушки под гармонь, или «в губы» – под язык
|
Репортаж |
57. |
- проба - внач. комм.: раньше сама хорошо играла, парни не давали петь песен, заставляли играть
|
Наигрыш под язык |
58. |
- проба
|
Наигрыш под язык |
59.. |
Все берёзки скроюца, Скоро милово увижу, Сер(д)це успокоица
- текст - повтор. зап. - повтор
|
Частушка |
60. |
- летом было заговенье – постный день - ели постную пищу, молока и мяса не ели - разговлялись в воскресенье, пекли пироги, мясо готовили
|
Репортаж |
61. |
- детей «байкали», приговаривали, чтобы быстрее засыпал
|
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |