Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 116 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровскийс/с п. Береговой 27.07.2003.
|
Зап.: Глушкова Т. Н. Кукушкин А. В. Кулева М. А. |
Исп.: Разумеева Капитолина Васильевна, 1931 г.р., род. в д. Рублево
Разумеев Николай Иванович, 1928 г.р., род. в д. Мокрица
Кудряшова Тамара Сергеевна, 1940 г.р., род. д. Мокрица, проживает в Тверской области
01 |
- если корова болела «стригущим лишаем», то приходили к знахарке, она обводил больное место сырым яйцом, и все проходило - были бабушки, которые помогали находить пропавшую скотину
|
Репортаж |
02 |
Будет травка гуще; Дождик, дождик веселей, Будет травка зеленей.
- интонированный текст (Кудряшова Т.С.) - повтор (интониров. текст)
|
Закличка на дождь |
03 |
Я поеду в Верестань, Богу молиться, Христу поклониться. Ключики-замочики, Шёлковы платочики.
- текст - комм.: дети бегали «по дождю» - повтор текста - комм.: так кричали, когда начинался дождь - повтор (напев), окончание – текст (Кудряшова Т.С.)
|
Закличка на дождь |
04 |
На меня и на людей, На людей по ложке, На меня по крошке, А на Бабу Ягу. Лей по целому ведру
- декламационный напев (Кудряшова Т.С.) - комм.: дети бегали, кричали
|
Закличка на дождь |
05 |
Не жалей дождя, Жалей солнышка, Колоколнышка!
- интонированный текст (Кудряшова Т.С.)
|
Закличка на радугу |
06 |
Наверно, это ты.
- текст (Разумев Н.И.)
|
Считалка |
07 |
Прикована коляска, К ситу, к бриту, К новому корыту.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
08 |
- Аты-баты, на базар. - Аты-баты, что купили? - Аты-баты, самовар.
- текст (Кудряшова Т.С.) - комм.: на последних словах выходил человек; это рассказывали уже позднее
|
Считалка |
09 |
Вынул ножик из кармана: - Буду резать, буду бить, Все равно тебе водить.
- текст (Кудряшова Т.С.)
|
Считалка |
10 |
Прикована коляска, К ситу, к бриту, К новому корыту.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
11 |
Лубяные глаза, Где ты была? - Коней пасла. - Где твои кони? - Волк увел.
- текст (Кудряшова Т.С.) - комм.: рассказывал папа в детстве - повтор текста
|
Детская потешка |
12 |
Приходил ко мне Бабай. Я Бабая бадогом, Побежал Бабай бегом.
- текст (Разумев Н.И.)
|
Колыбельная
|
13 |
Не ложися на краю, Придёт серенький волчок, Схватит тебя за бочок.
- текст (Разумеева К.В.)
|
Колыбельная |
14 |
Приходил ко мне Баб?й. Я Бабая бадогом, Убежал Бабай бегом.
- текст (Разумев Н.И.)
|
Колыбельная |
15 |
Прилетели гуленьки Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал малышка засыпать.
- текст (Кудряшова Т.С.) - повтор текста - повтор (проба напева)
|
Колыбельная |
16 |
Меня грамоте учили, Не читать, не писать, Только по полю скакать. Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала.
- текст (Кудряшова Т.С.) - комм.: дети скакали, бегали и говорили эти слова
|
Плясовая
|
17 |
- на деревья весили веревки с доской и качались, получались качели; «солнышком» качались на других качелях, с широкой доской; у качелей были поручни, иначе можно было упасть - были большие деревянные качели с «люлькой», они вмещали по 4 человека; - делали «доску»: ставили бревно, а на него доску; один человек стоял на одном конце качели, другой – на другом, прыгали - начинали качаться летом
|
Репортаж |
18 |
Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.
- текст
|
Считалка |
19 |
- играли в «Ручеек», когда учились в школе - играли в «Ухалом», т. е. ухали: было две партии, одна спрячется, ухнет, а вторая партия должна была их искать; после того, как спрячутся один раз кричали: «Ух!»
|
Репортаж |
|
20 |
- интонированный текст - повтор - повтор (Разумеева К.В.)
|
Ауканье в лесу
|
|
21 |
- рассказ о том, как мужчина в лесу заблудился, его не могли найти - рассказ о том, как саму в лесу «водило», мысленно обращалась к Богу: «Господи, помоги выйти, выведи на дорожку» - прежде чем зайти в лес, читает молитву «Отче наш»
|
Репортаж |
|
22 |
Наполни лукошко Вверх да стогом, Бараньим рогом.
- текст (Разумев Н.И.) - комм.: заходили в лес, кидали лукошко и кричали; если лукошко упадет кверху дном, значит, грибов не насобираешь - повтор - повтор (Разумеева К.В.)
|
Выкрик в лесу |
|
23 |
- на первый гром кувыркались через голову, чтобы спина не болела
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с д. Речная Сосновка 27.07.2003. |
Зап.: Глушкова Т. Н. Кукушкин А. В. Кулева М. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Громцева Евдокия Петровна, 1924 г.р., зд.
24 |
О представлениях и верованиях:
- как только родится ребенок, надо было сразу его покрестить
|
Репортаж |
|
25 |
- в д. Речная Сосновка престольными праздниками были Кузьма и Демьян, Богослов, Казанская Божья Матерь - на престольные праздники собирался народ со всех деревень – из д. Лысково, из-за реки (из д. Анисимово); плясали, веселились – «захлебнется весельем деревня») - на праздники варили пиво в корчагах; пекли по 12 пирогов – с картошкой и сметаной, с рыбой; варили ржаные кисели с молоком - на праздники приезжали в гости родственники; могли гулять по две недели; в праздник сначала ходили в церковь, причащались; - ходили в часовню на молебен: в Рождество, Пасху, Казанскую, - говели на страшной неделе - в праздники ходили в церковь, молились Богу и жили хорошо
|
Репортаж |
|
26 |
За то, что дал моим очам Мне видеть мир, Твой вечный храм.
- текст
|
Псальм |
|
27 |
Дай усталой главою склониться, Матерь Божья, мне пред тобой; Дай горячей молитвой забыться.
- текст
|
Псальм |
|
28 |
Мира заступница, Матерь всепетая, Я пред тобою с мольбой. Вешную бедную, мраком одетую, Ты благодатью прикрой.
- текст - комм.: стихи знает от верующей старушки
|
Псальм |
|
29 |
Да святиться имя Твое, Да приидет царствие Твое, Да будет воля Твоя.
- текст
|
Молитва |
|
30 |
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, Видимым же всем и невидимым, И во единого Господа Иисуса Христа Сына божьего.
- текст
|
Молитва |
|
31 |
То в небе ангелы поют, Родился Божий Сын от Девы, Ему хвалу все воздают.
- текст
|
Псальм |
|
32 |
Скажи нам, Учитель, когда это будет, Пока вместе с нами живешь. Скажи нам, Учитель, когда это будет, Когда ты во славе придешь.
- снач. комм.: дедушка был очень верующий, жил в «пустыне», каждое утро ходил в церковь, его ученики спрашивали - текст - комм.: эти все стихи христианские
|
Псальм |
|
33 |
Утри слезу с лонит, От бед изнемогая, Душа моя скорбит.
- текст
|
Псальм |
|
34 |
- ЕГОРИЙ (6 мая): выпускали коров на пастбище, приезжал батюшка и «святил» скотину - батюшка обходил дом
|
Репортаж |
|
35 |
О календарных обрядах и праздниках:
- РОЖДЕСТВО: хозяева ходили вокруг дома со свечкой и иконой Тихвинской Божьей Матери - ПАСХА: мама шила всем детям новые платья; дети брали крашеные в разные цвета яйца и менялись друг с другом - яйцами стукались; яйца красили луковой шелухой, чернилами - ходили в церковь, часовню; разговлялись пирогами со сливками, со сметаной, с творогом, ели яйца, топленое молоко; пекли «паску»
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с д. Речная Сосновка 27.07.2003. |
Зап.: Кукушкин А. В. Глушкова Т. Н. Кулева М. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Виноградова Зоя Руфовна, 1920 г.р., род. в д. Малинуха
36 |
- в д. Малинуха престольным праздником был Егорьев день, а в д. Речная Сосновка – Кузьмодемьянов день
|
Репортаж |
|
37 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: катали на «беговых» лошадях по дороге вокруг деревни, катали взрослых и детей по очереди, по группам - Масленицу жгли около реки; ходили по домам, собирали на костер корзины, бочки, делали «куклу»; бегали вокруг костра; ребята прыгали через костер
|
Репортаж |
|
38 |
- ЕГОРИЙ: ходили на реку, на пожню, гуляли по берегу с гармошкой, песни пели, танцевали - Егорий – это больше «конский праздник»; отмечали, чтобы скот не падал - сначала скотину обходили дома, потом приносили икону с чуровской церкви и обходили скотину - если священника просили обойти скотинку дома, то он заходил - скотину выгоняли вербой, с иконой; потом эту вербу кидали в реку - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: вербу рвали вечером перед Вербным воскресеньем
|
Репортаж |
|
39 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: яйца собирали; дети приходили, говорили: «Бабушка, Христос Воскрес», им подавали яйцо и говорили: «Воистину воскрес», стукались яйцами - утром молились, потом разговлялись яйцами, пекли «пасху»
|
Репортаж |
|
40 |
- раньше серпами жали - сажали на овин, молотили; овес и ячмень «коням топтали», выкладывали кругом и по кругу гоняли коней - молотили в четыре цепа
|
Репортаж |
|
41 |
Показ ритма при молотьбе в четыре цепа
|
Ритм при молотьбе |
|
42 |
- в Святки, с Рождества до Крещения, делали беседы, собирались с прялками; на беседы приходили из других деревень - чтобы снять избу, договаривались с хозяином большой избы; за беседу рассчитывались тем, что мыли на Пасху избу - играли на гармони, плясали «Русского», «Четверку», «Восьмёрки» - ходили в «Горе»: парень просил позвать для него девушку в «Горе», они сидели в темноте за занавеской, на скамейке; потом девушка звала этому парню другую девку
|
Репортаж |
|
43 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: на беседы ходили ряженые, рядились медведем, «разным чудищем»: выворачивали шубу, завешивали лицо; ряженые пугали детей, они ходили по домам
|
Репортаж |
|
44 |
- раньше детей байкали, играли в «ладушки»
|
Репортаж |
|
45 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше бабушки причитали над покойником; причитали в доме и на кладбище; бабушка своей умершей дочке причитала, что рано ушла, деточек оставила - поминальные дни: 9-й, 20-й, 40-й дни; считается, что душа покойного до 40-го дня был еще дома; в 40-й день делали поминки, после поминок выходили из дома и провожали «духа» за деревню, это означало, что после проводов «он» ушел на небеса - на поминках наливали стакан и накрывали куском хлеба или пирога; он стоял до 40-го дня; до 40-го дня вешали черную ленточку на углу дома - сначала на могиле делали временный крест, потом ставили памятник, могли крест навсегда оставить - годину отмечали - обмывать покойника звали бабушку, с ней рассчитывались платками; воду, которой обмывали покойника, выливали на кустик там, где никто не ходит - старые люди просили, чтобы им в гроб клали стружки от гроба, а не вату; еще в гроб клали листья от веников; стружки от гроба сжигали или в печке, или на грядах - головой покойника клали к переднему углу; по углам гроба ставили свечки, иконку клали на грудину; мужчин одевали в костюм и рубашку, на ноги – носки и ботинки, женщинам – чулки и ботинки; обувь обязательно должна быть новая - когда покойного хоронили, в руку ему давали «проходную», без нее его не пустят на тот свет, надевали бумажный веночек, его брали в церкви - до 40-го дня поминали: «Упокой, Господи, душу <имя>», а после 40-го дня: «Помяни…» - когда хоронят, кидают в могилу мелкие деньги и носовые платочки - когда покойного увозили хоронить, в доме мыли полы; слышала, что надо было стол и стулья «кувыльнуть», но сами так не делали - когда покойника везли на кладбище, то кидали еловые лапки, ими выстилали дно могилки, гроб в машину ставят тоже на еловые лапки
|
Репортаж |
|
46 |
Наполни лукошко! Вверх стогом, Бараньим рогом.
- снач. комм.: когда ходили в лес за грибами и ягодами, то кричали - текст - комм.: когда крикнут, бросали корзину за спину: если корзина встала, значит полную наберешь, если боком упала, значит мало наберешь - повтор текста
|
Выкрик в лесу |
|
47 |
- снач. комм.: в лесу «укались», если кто отстал - текст
|
Уканье |
|
48 |
На меня и на людей. На меня по крошке, А на людей по кружке.
- текст
|
Закличка на дождь |
|
49 |
Я поеду в Арестань, Богу молиться, Христу поклониться. У Христа сирота Открывает ворота.
- текст
|
Закличка на дождь |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с д. Речная Сосновка 27.07.2003. |
Зап.: Кукушкин А. В. Глушкова Т. Н. Кулева М. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Данилова Лидия Федоровна, 1928 г.р., зд.
Иванова Фаина Сергеевна, <…> г.р. (с № 54)
50 |
- здесь престольные были: Никола (зимой), Богослов (осенью) и Кузьма-Демьян (14 июля); приходило много людей, приезжали гости, гостили летом по 2 дня, зимой – по 3 дня - летом мужики собирались «выгороды городить», мать говорила: «Сегодня мужики гуляют», велела детям идти за отцом, чтобы привести его домой с праздника, дочки, пока вели его, просили у него подарки: ботинки, платье, шаль - на праздники тушили мясо, варили щи, холодец, сусло варили и хлебали с овсяным киселем, капусту, огурцы делали, пиво варили; для подростков мама варила «дрожжен?к» – не хмельное пиво, для мужиков варили другое пиво – с хмелем
|
Закличка |
|
51 |
Зачем ты, зачем рано расцвел? Миленький дружочик, Зачем, ты зачем ходить отстал?
- снач. комм.: мать сильно болела, но все равно ее приводили в праздники за стол, чтобы она запела эту песню - фрагмент напева - комм.: пели песни про Сибирь, про каторжан
|
Поздняя лирическая
|
|
52 |
- раньше на беседы ходили с прялками и вязаньем; позже стали ходить на беседу без работы - плясали «Русскую», «Кадриль»; - очень давно старые женщины плясали «в кружке», почти не шевелились, «чуть-чуть двигались», в руке держали белый платочек, плясали не по одной
|
Репортаж |
|
53 |
- раньше «всяко упевали», в частушках «высказывали неприятность» - частушки пели «коротко» и «в растяжку» - пока шли на беседу в другую деревню, пели - ребята пели частушки с «картинками» – с матюгами
|
Репортаж |
|
54 |
Потеряла ридикуль. Потеряла да и сказала: «А на кой он мене х… ?»
- текст (Иванова Ф.С.)
|
Частушка |
|
55 |
Я на выручку пошла. Только я тебя, подруга, По характеру нашла.
- снач. комм.: так на пляску вызывали - текст - интонированный текст (Данилова Л.Ф.)
|
Частушка |
|
56 |
Гармонисту надо дать. На коленочки платочик, Чтобы штаники не рвать.
- текст
|
Частушка
|
|
57 |
- снач. комм.: играли так, если не было гармониста; сейчас так «играет» ребятишкам - продолжение наигрыша с припевкой:
Тита-тита, тита-та, Вышла кошка за кота, За Кота Котовича, За Якова Петровича.
- комм.: так «играла», чтобы детишки плясали
|
Наигрыш «под язык» с припевкой |
|
58 |
Лубяные глаза, Где ты была?
- фрагмент напева
|
Детская потешка |
|
59 |
Не ложися на краю, Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок.
- текст - напев
|
Колыбельная |
|
60 |
Где были? - У бабушки - Чево пили, или?
- фрагмент текста
|
Детская пестушка |
|
61 |
- играли в «сбую», лапту - на «сбую» вставало две команды, одна из команд кидает мячик, а вторая должна его поймать
|
Репортаж |
|
62 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в мае ходили на реку на «маёвки», делали гуляние, прыгали через костры, парами ходили - ЕГОРИЙ был «обещанным» праздником; гуляли на пожне у реки, жгли костры; на гуляниях собиралась только молодежь
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Ершовский с/с д. Игнатовская 28.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Рейзнек С. Г. Громова А. Н. |
||
|
|
|
|
Исп.: Николаева Аполлинария Алексеевна, 1933 г.р., род. в д. Соболево Ягановского с/с Череповецкого р-на
63 |
- у каждой деревни были «взятые» праздники; здесь праздновали Казанскую, Кириков день, Ильин день - эти праздники начали отмечать «из-за скотины»; на праздники делали гуляния, плясали, гуляли ночью, а прежде только днем
|
Репортаж |
|
64 |
- сначала жали, потом колотили, мололи, а потом варили «зав?ру», пекли пироги
|
Репортаж |
|
65 |
- [если корова не ходила домой] [1], барабанку (доску) привязывали к рогам, чтобы глаза у коровы не видели, только вниз было видно - сейчас сами пасут, без пастуха, а раньше пастухи вешали барабанку себе на шею, шли по деревне и «брякали» - в других местах были рожки из бересты, «труб?ли» в рожок; в Демидове пастух трубил разные мелодии - скотину выгонять нужно обязательно в платке, коров доить без головного убора тоже нельзя
|
Репортаж |
|
66 |
Об обрядах перехода в новый дом:
- говорят, что у каждой скотины есть «хозяин», в доме тоже есть «хозяин» - в доме нужно в каждый угол денежку положить, попроситься у «хозяина» и «хозяйки» в дом, чтобы любили детей - в новый дом первой запускали кошку, потом сами заходили, просились у хозяина
|
Репортаж |
|
67 |
Любите нас, да Пойте, кормите, да Место дайте жить.
- снач. комм.: когда заходили в новый дом, то говорили - текст - комм.: то же самое говорили, когда заходили во двор, в баню
|
Приговор при входе в новый дом |
|
68 |
- черти подходили к людям, которые ночевали на сеновале, некрещеного человека признавали «за своего», про крещеного говорили: «Человек-то наш, да печать не наша» - один человек ушел в лес за грибами и не вернулся - случай из жизни: у самой умер сын, когда рано утром пошла доить корову, заплакала и вспомнила умершего сына; тут услышала, как открылась дверь и раздались шаги, она сказала: «Ой, Господи», после этого дверь закрылась и шаги затихли; следов не осталось; не надо вспоминать покойников, иначе они «приходят» - другие рассказывали, что видели покойников
|
Репортаж |
|
69 |
Иди на свое место и больше не ходи.
- снач. комм.: дочь умершей женщины все время чувствовала, что покойница рядом, она рассказала об этом женщинам из другой деревни, они ее вывели на гору около кладбища и велели говорить ей слова - текст - комм.: женщина после этого перестал чувствовать покойную мать рядом - повтор текста
|
Приговор, чтобы покойник не ходил |
|
70 |
- нельзя детей посылать к черту, а не то он к черту и уйдет - случай из жизни: одну девочку мать послала к черту, и девочка пропала; кто-то детей «забирает» - раньше были лесов?к, черти, а теперь сами люди как черти; если скажут: «Понеси тебя леший», то леший унесет ребенка - рассказывали, что ехали на лошади лесом и видели лешего; он был большущим - одна девушка ходила к подруге через лес и увидела, что ее сосед дрова рубит, она к нему пошла, но его не оказалось - когда увидишь лешего, надо молитвы говорить
|
Репортаж |
|
71 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: один мужчина «насдобился» женщиной, а женщина – мужиком, пришли в избу и начали плясать; у «мужика» отвалилась борода
|
Репортаж |
|
72 |
От Великого Четверга до Христова дни – два дни.
- текст - повтор текста
|
Приговор в Великий Четверг |
|
73 |
О календарных обрядах и праздниках
- СВЯТКИ: «сдоблялись» нищими, приходили в дома, им давали милостыньку (пироги, конфеты); они надевали большой платок с кистями
|
Репортаж |
|
74 |
- староверы в церковь не ходят; у них своя вера - у самой бабушка староверкой была; она собиралась со старушками и молилась, а внучке не разрешала, потому что она была «мирской» (т.е. православной веры); девочку поставили в угол, а сами крестились и кланялись - бабушка-староверка приезжала со своей чашкой, блюдцем, ложкой; она «из общего котла» не ела - когда покойника везут на кладбище, дети сидят на гробе; староверов хоронят так же, как православных; когда хоронят покойного, бросают мелочь в могилу; некоторые говорят, что нельзя так делать - у самой сестра – староверка, она все посты соблюдает - у староверов свой дом («моленная») был, где они собирались и молились; у них был кто-то главный, который всем этим руководил; они специально строили моленную, чтобы молиться - сейчас они тоже собираются в каком-то доме
|
Репортаж |
|
75 |
- песенка медведя: Скрипи, скрипи, нога, Скрипи, липовая, Все по сёлам спят, По деревням спят. (текст)
- снач. комм.: ребенок залезал на печку и просил рассказать сказку, бабушка «врала», а ребенок засыпал
|
Сказка с песенкой |
|
76 |
- раньше играли в «лодыжки»; кто проиграет, тому били щелбаны - играли в «галу»: бросали палку, хватались за нее руками, кто не успеет схватиться, тот и водит. Палку бросали, все убегали прятаться, пока водящий ходил искать, надо было успеть прибежать к палке, постукать и сказать: «Нашёл. Унёс галу» - «скачки» были: рисовали клетки и прыгали по ним с «шшаркой» (?)
|
Репортаж |
|
77 |
Прикована коляска, К ситу, к бриту, К новому корыту.
- текст - повтор текста
|
Детская потешка |
|
78 |
Где ты ночку ночевала?
- снач. комм.: эту песню пели - фрагмент текста
|
Детская потешка |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Ершовский с/с д. Игнатовская 28.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Рейзнек С. Г. Громова А. Н. |
||
|
|
|
|
Исп.: Смирнова Александра Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Андроново Ершовского с/с
79 |
- делали «девишник», невесту мыли в бане, потом ездили венчаться - сначала сватались; если невеста соглашалась, то после сватовства «снаряд нашивали», готовили приданое, вышивали полотенца - к венцу ездили на двух лошадях - батюшка на венчании водил за руки молодых «кругом налоя» и говорил: «Жона мужа не боитцы»; так говорил три раза, а потом снимал кольцо с пальца жениха и надевал на палец невесты - мужчина, который вез жениха в церковь, назывался «тысецькёй», а женщина, которая везла невесту, называлась «рострёпой»; после венчания молодых везли вместе; на тысяцкого и на «рострёпу» надевали полотенца, завязывали на плече - когда «рострёпа» вела невесту в церковь, то мела березовым веником тропку для того, чтобы никто не мог «навредить» свадьбе; раньше было много колдунов, они могли «навредить» так, что молодые не смогут вместе жить - когда сидели на свадебном застолье после венца, то свекровь невесте говорила: «Будь хозяйкой в доме», а свекор говорил сыну: «Будь хозяином в доме»; за столом молодым говорили, «что положено», потом выпивали и плясали - невеста дарила свекровушке подарок, а жених - отцу, матери, теще и тестю; жених дарил отцу рубаху, платье, богатый дарил костюм; а невеста дарила платье свекрови |
Репортаж |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |