Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 169 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Панинская 23.08.04. |
Зап. Соловьев Л. Г. Гончарова Н. В.. |
Исп.: Славицкая Валентина Сергеевна, 1923 г.р., род. - д. Конец Слободка Конецслободского с\с
1. |
- родители жениха приезжали сватать невесту весной, если договаривались – увозили, назначали срок свадьбы, а не договаривались – расходились - на девичнике пели короткие и долгие песни, играли - невесту привозили к жениху, она что-то дарила
|
Репортаж |
|
2. |
- последний сноп приносили домой, и ставили в передний угол, туда же клали серп - во время жатвы пели песни
|
Репортаж |
|
3. |
Прости меня одну, Чево я таково сделала Сердечку твоему?
- интонируемый текст - комм.: пели, кто как мог, «голосом», длинные песни и частушки
|
Частушка |
|
4. |
Ой, Господи, перестал бы ты, да надоел - внач. комм.: говорили, если идет дождь
|
Приговор
|
|
5. |
Со<л>нце, ты, батюшко, дай хорошую погодку
- внач. комм.: говорили, когда выходило солнце, при этом крестились
|
Приговор |
|
6. |
На меня и на людей
- фр. текста
|
Закличка |
|
7. |
- в Рождество взрослые гуляли, а дети бегали, играли - дети приходили под окно и пели песни
|
Репортаж |
|
8. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше причитали, а теперь просто поминают с вином
|
Репортаж |
|
9. |
- плясать учились друг у друга - раньше дробили, а не танцевали, под гармонь плясали и пели песни
|
Репортаж |
|
10. |
- на Хролы ходили друг к другу в гости - в Троицу с одной и с другой стороны крыльца ставили по березке - на Пасху красили яйца, в Троицу крашеными яйцами на кладбище поминали умерших - накануне Рождества бегали и пели «каледу», одевались в длинную, рваную одежду - парни ходили с «погонялкой» для лошади – палкой, с привязанной к ней веревкой и пели какую-то песню
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с д. Устье 23.08.04. |
Зап. Соловьев Л. Г. Гончарова Н. В. |
Исп.: Андреев Алексей Андреевич 1934 г.р. зд.
11. |
|
Наигрыш на гармони |
12. |
- внач.комм.; играть начал, когда еще не ходил в школу, в 5-6 лет
|
Наигрыш на гармони |
13. |
- старший брат после войны привез немецкую гармонь, на разжим меха звучал один строй, а на сжим – другой, еще был «воздушный клапан, чтобы переходить с одного строя на другой - с 14-15 лет играл на гармони «25 на 25», которую привезли из Москвы, ходили по деревне «хороводом» и пели песни - «25 на 25» называли «полная хромка», а кирилловскую гармонь – «полухромка», «полную хромку» называли «полу баян» - гармони продавались в магазинах, но предпочитали заказывать или покупать гармони ручной работы в г. Кириллов - сам на кирилловской гармони начал играть после возвращения из армии - первая гармонь была немецкая - впервые держал гармонь в руках в детстве, когда старшие братья приносили от соседей - играть на гармони учился сам, сначала научился играть на «басовиках» - на левой клавиатуре
|
Репортаж |
14. |
(на басах)
|
Наигрыш на гармони |
15. |
(аккордами на правой клавиатуре)
|
Наигрыш на гармони |
16. |
- внач. комм.: «потом делаешь сливание» комм. : «сливание» – игра обеими руками с переборами
|
Наигрыш на гармони |
17. |
- клавиши на левой клавиатуре – «басовики», а на правой – «клапана» - «клапана» насажены на «ось», а «ось» - в «гребне» - «голоса» – стальная пластинка в медных планках, у фабричных инструментов планки из алюминия, а у самодельных – медные - раньше стремились купить гармонь с медными планками
|
Репортаж |
18. |
- комм.: «наподобие барыньки» - повтор
|
Наигрыш на гармони |
19. |
- старшие братья играли на гармони, но учился сам, братья не помогали, - отец играл на «вятке», а гармонь в руки не брал, у «вятки» был один ряд клавиш, на ней не сделать «сливания» - «вятка» была громкая и мать поэтому ругалась - кроме «вяток», еще были «полухромки», «полные хромки», а после войны появились трофейные аккордеоны, но больше всего играли на «полухромках», потому что они легче, меньше и дешевле - у заводских инструментов строй грубее, но быстро «приигрывается» - во время игры пальцы высоко поднимать не нужно - играть учился сам, слушал, как играют другие, подбирал по слуху - играл, как получится, получилось хорошо – «прихватывал» – запоминал
|
Репортаж |
20. |
- комм.: на левой клавиатуре, играл, когда была сломана рука
|
Наигрыш на гармони |
21. |
- на кирилловской гармони 2 ряда клавиш и басы не на одном ряду, а на полной хромке – 3 ряда и басы на одном ряду
|
Репортаж |
22. |
- некоторые играли одно и то же, а сам играл по разному, подыгрывался - «деревенская» игра включала в себя «барыньку», «под драку» – игра «порезчае» - раньше в праздники были драки, дрались «партия на партию»,палками и ножами - во время игры не нужно широко разводить мех, у хорошего гармониста не заметно, как ходят меха, иногда в наигрыше нужно помогать мехом
|
Репортаж |
23. |
(андозерская игра)
- внач. комм.: мех разводится по-другому, чаще и резче - повтор - комм. некоторым под пляску нужно было играть «андозерскую игру», под другую плясать не могли - чаще под такую игру плясали девушки, но могли и парни - у девушек были свои частушки про милёночка, а у парней свои про сударушку - девушки плясали частым шагом, с дробями под каждый перебор
|
Наигрыш на гармони |
24. |
- перебор – перебирают пальцами клавиши для «увязки голосов» - наигрыш без переборов – «как по доске колотишь» - наигрыш должен подходить под пляску, если дробят, то иногда нужно подождать - плохо, когда пляска и пение не совпадают – «не подстроица», - на гармони играть полезно, развиваются руки, происходит умственное развитие
|
Репортаж
|
|
Продолжение репортажа о наигрышах:
- если песню играешь, важно не наврать
|
|
25. |
- мужики плясали «русского» - плясали «ланчика» 4 или 6 пар, пляска длинная, когда одни пляшут, другие ждут - для мужчин играли резче
|
Репортаж |
26. |
ДРАКИ - дрались хорошими палочками, бросались поленьями, в детстве самому попало поленом, бросались камнями, могли ударить ножом - чтобы удар кулаком был сильнее, брали в руку камень, носили песок в мешочке, - отец рассказывал, что однажды в праздник ходили в другую деревню, когда начали плясать, им стали запрещать плясать на земле хозяев, в ответ на это один из гостей высыпал под ноги землю из мешочка и сказал, что они пляшут на своей земле - носили кастеты, они одевались на 3 пальца КАЧЕЛИ - вкапывали бревно. На него весили жердь и качались - за рекой была качель с 4-мя лавками, вечерами на ней качались, пели песни под гармонь, длинных песен не пели, а пели частушки
|
Репортаж |
27. |
- взрослые мужчины играли в «телепень» – в «городки», гнали «телепень» по всей деревне
|
Репортаж |
28. |
(для мужчин)
- комм.: когда играли девушкам, старались «подноровить», для парней так не старались
|
Наигрыш на гармони |
29. |
- как пляшут, так и играли, хорошему плясуну старались играть хорошо - перебор – переход с аккорда на аккорд
|
Репортаж |
30. |
- внач. комм.: под «ланчик» играли, как и «русского», еще была кадриль - комм.: чтобы остановиться играли с «закруглением»
|
Наигрыш на гармони |
31 |
(со вступлением)
- комм.: под такой наигрыш плясали и ходили по деревне
|
Наигрыш на гармони |
32. |
(с переходом в другую тональность)
- внач. комм.: играли с «переходом на басовике» - комм.: сначала делали переход сверху вниз, потом играли в противоположную сторону
|
Наигрыш на гармони |
33. |
(показ перехода «с верхних на нижние»)
- комм.: с перебора на перебор тоже делают переходы, для ребят делают переходы со средних на нижние, а девушкам – на средних
|
Наигрыш на гармони |
34. |
(под пляску)
- фрагмент - внач. комм.: играли почаще, иногда добавляли переборы, «на ростяжку не разведешь» - повтор
|
Наигрыш на гармони |
35. |
|
Наигрыш на гармони |
36. |
- внач. комм.: «порежшœе дёргать» - комм.: - раньше, чтобы завести драку, во время пляски ударяли по гармони тех с кем хотели подраться, у чужого гармониста могли выбить гармонь из рук,
|
Наигрыш на гармони |
37. |
- внач. комм.: ходили по деревне, играли пореже, пели песни - комм.: ходили «хараводом» по 8-10 человек - девушки шли, держась под руки, парни ходили толпой - вперед мог выскакивать парень и петь «матерные» частушки, его называли «атаман»
|
Наигрыш на гармони |
38. |
- если кто-то начинал драку, а потом убегал, говорили «драку розведёт, а сам отойдёт» - говорили «забузел» про быка и про парня, который отступал от общепринятых норм поведения
|
Репортаж |
39. |
Хотели выходку узнать, Вот и я, вот и я, Вот и выходка моя
- текст - внач. комм.: плясали все по-разному, девушки обычно ходили по кругу, парни по кругу ходили не всегда, все стремились себя показать - комм.: у каждого была своя выходка, парни в пляске могли хлопать в ладоши и по пяткам, щелкали пальцами
|
Частушка |
40. |
- играть стал для интереса, сам получает от этого удовольствие - «деревенская игра» – самый распространенный наигрыш
|
Репортаж |
41. |
- раньше были «беседы», собирались в домах, приглашали из других деревень, потом стали называть «вечер» - для беседы старались найти дом побольше, иногда на беседу пускали одинокие старушки, за это им помогали по хозяйству: носили дрова, воду - на беседах плясали «ланчика», «русского» - плясать собирались в овинах, иногда плясали до утра - на беседах играли, качались на качелях, гуляли - в игре нужно было что-то угадать - была игра, похожая на цепочку - играли в «болвана», гармонист переставал играть и кто-то оставался, оставшийся кого-то вызывал на пляску сначала одного человека, потом другого, так набиралось определенное количество человек, ,потом кого-нибудь вызывал после этого все становились в круг, а тот, кто начинал – шел плясать, затем вызывал другого, а потом гармонист снова прекращал играть и кто-то оставался «болваном» - на беседах плясали «ланчик», состоящий из нескольких фигур - выходили 2 пары, парни шли к чужим девушкам называлось «ходить по чужим» - другой элемент – «перебором»
|
Репортаж |
42. |
Потом и перебора-то, Пала шишка с воронца Прямо на Егора-то
- текст - комм.: пели такую частушку
|
Частушка |
43. |
- доходили по кругу до своей пары и кружились с ней - «ланчик» организовывали парни, начинали пляску «дольники», потом шли «поперечники», то, что делали «дольники», делали и «поперечники» - если плясали «длинного», то парень выходил со своей девушкой в круг, пел частушку и шел к следующей девушке, а оставшуюся девушку кружил другой, так все парни переходили, а девушки оставались на месте
|
Репортаж
|
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |