Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 156

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с,

д.Митино

19.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Шарова Зоя Петровна, 1934 г.р., род. с Городищенского с/с

 

01

- «Тибе куда дедушко надо?»

- «Надо в Пиздяево попасть» и т.д.

- <…> «Там стоит как пекарня: пекут калачи и красной помадой мажут»

 

- комм.: о диалоге

 

Диалог со святочным ряженым «лесовиком»

02

Ты вставай да, братець миленькой

Вся родня да сокопиласи,

На тебя да все любуютцы

 

- фр. текста

- комм.: причётальщица ходит вокруг ряженого «покойником»; он начинается шевелиться; потом его раскрывают

 

Причитание по ряженому «покойником»

03

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- ряженому «покойником» привязывали между ног морковину или редину – он поднимал руки и морковка поднималась

- «покойника» упричитывали «страмным» словам; девушки убегали, а парни закрывали двери, чтобы они всё выслушали, не убежали

- «тряпковатым» ходили: на серёдыше и сзади пришивали красные заплаты

- голыми не ходили

- ряженые «с гостинцам» приходили: «семечек давали» - отходов зерна из овина

- ряженые уголь могли в доме натоптать, размять уголь в рукавице и поздороваться

- в святки «патрашили»: закрывали

- «все приглумы были» в канун кануна праздников – называлось «накануне соцельника»,

- накануне праздника не шалили, только ходили слушать – загадывали на крестах

- на крестах четыре человека стояли затылок в затылок – крестом, зачерчивались сковородником, приговаривали: «Черти-биси, собирайтеся»

- мать в молодости слушала: со всех сторон послышался плач – предсказало войну

- когда расчерчивались, говорили: «Чур тово, полно!»

- канун соцельника – канун кануна Нового года

- в святки воровали сани, катались с горы, злым хозяйкам водой обливали дрова, одевали кузов на трубу

- святки с 19 декабря по 19 января

- в Крещенье брали воду из проруби

МАСЛЕНИЦА

- в масленку ребятишки и подростки катались на дровешках с гор

ВОСКРЕСЕНЬЕ

- против воскресенья прясть нельзя, в воскресенье – прядут

- против праздника «грех прясть»

ПАСХА

- в Паску молодежь делали на овинах несколько качелей – веревки перекидывали через матицу

- дети и взрослые ходили по домам, говорили: «Христос воскресе!», хозяева угощали пришедшего яичком

- качели делали в саму Пасху

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

- ходили в лес за мутовками, кувыркались, считали деньги

- в Великий четверг надо встать до солнышка

- мутовки делали из верхушки сосны

- мать велела кувыркаться, чтобы спина не болела

- чтобы яйца находить, в печке золу выгребали

- у куриц хвосты подстригали и клали в гнездо

- у коров подстригали хвосты подтыкали на дворе под матицу, говорили: «Где хвост, тут и нос»

-  в Великий четверг (?) отстригали от коровы шерстку, запекали в кренделёк и засушивали, а в Николу скармливали

ПОКРОВ

- слышала, что в Покров скотину закармливают

 

Репортаж

04

Дорогие хозяева,

Вы скотину выпускайте,

Вы и заставайте

 

- внач. комм.: старушка научила при выпуске скотины положить возле порога крюк (кочергу) и сказать слова;

- комм.: скотина перешагивает через этот крюк три дня;

- на дворе есть хозяева

 

Приговор дворовому

05

Дорогие хозяева,

Примите милова живота,

Штобы животное ходило

Не по озёрам, не по болотам,

А по сухим путям,

Штобы напивалось и наед?лоси.

 

- внач. комм.: в лесу говорят

 

Приговор лесовому

06

Ну, дорогие хозяева,

Примите милово живота,

Штобы она напивалась и наед?ласи,

Вовремя домой ходила

 

- комм.: эти слова старухи сказали; когда говоришь, нужно поклониться на все четыре стороны

 

Приговор лесовому

 

Белозерский район,

Панинский с/с,

д.Михалёво

20.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Корепина Т.А.

 Исп.: Пученкина Елена Изосимовна, 1928 г.р.

 

07

О календарных обрядах и праздниках:

 

- здесь справляли Соловецкие – гуляли неделю, Ильин день

- отмечали Пасху,

- в д.Карпово (Панинский с/с) справляли Покров

- в Поповском была Ильинская церковь

- в праздники гуляли по деревням с гармонью – хараводом: захватывались под руки и шли по деревне, гармонист шел в середине

СВЯТКИ

- святки длились с зимнего Николы до Крещенья

- наряжались, ходили по деревням

- у окон пели «Коляду»: «Зародилась коляда накануне Рождества»; хозяева выносили колядовщикам пироги

- с «Колядой» ходили наряжёные

- «цыганами» наряжались: клали на дровешки большой кузов, садили в него «цыганят» и возили по деревне – собирали куски; плясали, заходили в дома

  

репортаж

08

Зародилась коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога –

Тому двор живота,

А кто не даст пирога,

Тому кошка в окошко

 

- внач. комм.: «Коляду» пели перед Рождеством

- текст

- комм.: колядовщики надевали на руку корзину, им выносили куски, опарники, калачи, пироги, рогульки; «Коляду» кричали у окна – громко, чтобы через двойные рамы было слышно; если не вынесут, им «кошка в окошко»; все выносили, потому что надо «двор живота»; раньше люди верили (что это сбудется)

 

колядка

09

О календарных обрядах:

 

- наряжёные заходили в дома, плясали, пели частушки

- ряженые завешивали лицо платками

- наряжались «чучелами»: одевали плохое

- матюжные частушки могли петь на беседах, на праздниках

- в праздники варили пиво

ВЕЧЕРИНКИ

- приглашали на вечеринку – писали записки в другие деревни

- ребятишек на вечеринку не пускали

- вечеринки делали зимой, летом много работы, поэтому вечеринки не делали

- вечеринки делали в разных деревнях поочередно

- раньше носили домотканые платья; на вечеринки старались одеться получше

- у самой в молодости вечеринок уже не было – ходили в клуб

СВЯТКИ

- «медведя» приводили: одевали вывернутую шубу

- «покойника» приносили на лавке, он вставал, все убегали

- у «медведя» лапы были в саже – мазался; «медведя» приводил мужик – тянул на длинной веревке; «медведь» ходил, всех обнюхивал

- «покойника» окуривали, он начинал шевелиться

- мужик наряжался «журавлём» - с длинным носом, клевал

- «конём» рядились: два человека, кузов приделывали; «конь» ногами бил, ржал, из кузова могло что-нибудь высыпаться

- по «покойнику» причитали, он начинал шевелиться

МАСЛЕНИЦА

- на тройках лошадей катались, катали ребятишек, парни катали своих девушек

ПАСХА

- молодежь делали на овинах качели, качались

- взрослые сидели за столами, пили пиво

- в овинах качались только один день – в саму Пасху; до Пасхи не качались, после Пасхи верёвки снимали

- раньше священник ходил, яйца собирал

- яйца варят, красят

- мужики бились яйцами, что навыбивают, складывали в шапку, женщины не бились

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

- по насту кувыркались, чтобы спина не болела

- помёла ломали, мутовки вырезали – бегали в лес по насту

- надо все делать рано утром, пока наст, днем наста не будет, не сходить

- у коровы подравнивали хвост; что отстригут, выбрасывали в навоз

ИЛЬИН ДЕНЬ

- рожь начинали жать до Ильина дня;

- на Ильин день из «новинки» варили кашу-загусту – из ржаной муки; ели с суслом, с молоком

ДОЖИНКИ

- раньше последний сноп приносили домой, ставили в передний угол

 

репортаж

10

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:

 

- на похоронах и сейчас причитают; сейчас молодые умеют причитать

- с покойником передают на тот свет приветы, просят, чтобы рассказал про то, как живут – считается, что передаст; считается, что на том свете встретится

- говорят: тело лежит в земле, а душа на небесах; на кладбище приходят к телу – «ведь туда не улетишь, не найдёшь ево, а тут-то ведь знаешь свою могилку»

- в урочные дни – 9 дней, 20 дней, 40 дней, полгода, год – ходят на могилку, причитают; дома устраивают стол

- на 2 день после похорон ходят на кладбище

 

Репортаж

 

Продолжение репортажа о похоронно-поминальных обрядах

 

- покойника клали в могилу ногами на юг – «ногами вперёд», чтобы лицо смотрело не на север, а на юг

- на могилки ставили крестики, сейчас – памятники, в войну хоронили – могли ничего не ставить; могли поставить столбик с дощечкой, на которой было написано имя

- раньше вокруг могил оградок не делали

- сейчас в могиле устраивают помост; раньше опускали прямо на землю

- крест на могилу ставят между головой и грудью

- на могилу подсаживают деревья – ёлку, рябину

 

 

11

О календарных обрядах:

 

- саму играть на балалайке научил мужчина

- гармони были кирилловские, тульские, вятки, тальянки

- «Ланчика» плясали

СВЯТКИ

- на крестах гадали

- к конюшне ходили слушать: если лошадь чихнёт – хорошо, ногами забьёт – сваты приедут

- на крестах слушали: если колокольчики послышатся – сваты приедут; перед гаданием сковородником зачерчивались, говорили про суженого-ряженого

- в святки на горе жгли «Филиппа» – соломенный «тук?ч»; «Ой, - говорят, - там Филиппа жгут»; девушки прыгали через костёр

БЕСЕДЫ

- на беседах парни на коленях у девок сидели

- на беседах лучинами освещали

 

Репортаж

12

О воспитании детей:

 

- раньше света не было – много детей было, сейчас есть – один да два ребенка

- ребенку хлеба с солью жевали и в коровьем соске давали

- раньше рожали дома, роды принимали бабушки – отрезали пуповину, послед выбрасывали

- свекровь родила на печке

- бабушки выводили у ребенка щетинку: делали из пресной муки колобок, натирали им спинку и закутывали ребенка в шерстяной платок

- ребенка никому не показывают, чтобы не сглазили; сглаз – ребенок кричит, беспокоится

- ноготки ребенку до года стричь нельзя, надо обкусывать

- до года нельзя ребенку волосы подстригать, в зеркало показывать

Репортаж

 

Белозерский район,

Панинский с/с,

д.Анашкино

20.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Корепина Т.А.

Исп.: Кирикова Лидия Ивановна, 1921 г.р., род. с д. Юрино

 

13

О свадебном обряде

 

- церковь была на острове на озере

- свадебный обряд справляли «в старине»

- за столом пели свадебные песни невесте и жениху, потом плясали, пели старинные песни

- раньше приезжали невесту сватать, договаривались, в какое время свадьбу делать

 

Репортаж

14

О календарных обрядах:

 

БЕСЕДЫ, ВЕЧЕРА

- раньше лен обрабатывали: пряли, ткали

- свое поколение «кортомили» на зиму избу у одинокой хозяйки - платили по два воза дров с человека и ходили на беседы

- на беседах пряли, плясали «Русского», «Ланца деревенского»

- «Ланца» 4 пары ходили в кресты, половину отпляшут и берут «перебор»

- в святки делали вечера по деревням, посылали записки в другие деревни; вечера продолжались с 8 часов вечера и до часу ночи;

- на вечерах пели песни, плясали «Ланца»

 

 

15

Об исполнении частушек:

 

- с супостатками песнями отпевались; вместе с ними не плясали, плясали с подругой, а пели супостатке; после таких песен парень снова мог вернуться к девушке;

- супостатки словами не разговаривают друг  с другом, в поют  песни

- подруги друг у друга парня не отбивали

- раньше девушки не навязывались парням, парни сами выбирали

 

Репортаж

16

О календарных обрядах:

 

- в святки был соцельник

- на крестах гадали 2-3 девушки: с которой стороны услышат звон колокольчиков, с той стороны должен приехать жених; на крестах зачерчивались, говорили слова: «Суженый-ряженый, приходи ко мне свататцы» - «надо судьба узнать»

- соцельник делали до Нового года

- в соцельник вечером скатывали в одно место и связывали дровешки; потом хозяева разыскивали

- вечера делали по деревням;

- по вечерам ходили «кудесам» - женщины снаряжали молодежь «по старому обычаю»: в юбки с оборками, нашивками, передники, кофточки, один платок одевали «в роспуск», вторым – голову поперек завязывали, чтобы лицо было прикрыто

- могли наряжаться девушкой с парнем и плясали на пару

- раньше на вечеру «виселье за висельем», а сейчас молодежь ходит в хорошей одежде, а веселья не видит

 

Репортаж

17

О музыкальных инструментах:

 

- у мужа была кирилловская гармонь; кирилловские гармони славились – звонкие; муж «заиграет, дак волосы поднимает на голове»; играть сам научился

- на балалайках играли, но мало

 

репортаж

18

Пастушеский сигнал

 

- внач. комм.: когда скотину пасли, в барабаны играли

- имитация игры

- комм.: с барабаном проходили по деревне, и все выпускали скотину; барабан брали в лес – от зверя; если скотину привадить к барабану, она ходит рядом с пастухом; у самой свой барабан был

 

Наигрыш на барабане

19

О хозяйственных работах:

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ОСЕКА»

- для скотины делали «лесовой огород»: рубят дерево у корня – не до конца, оставляют «жилу», сваливают, чтобы оно держалось на пеньке, «на жиле», под него ставят колья, затем рубят следующее дерево, подставляют под него колья и т.д.

- лесовой огород называется «осек»,

- прогон из деревни загораживают прямыми жердями

-  когда рубят осек, комель дерева остается на пеньке, колья – к вершине, сучки на дереве не обрубают

 

Репортаж

20

О скотоводческих обрядах:

 

- были знающие пастухи

- пастух делал обход скотины: молился, в решете держал пасху

- когда скотину выгоняли, давали ей кусочек пасхи

- в Вербное воскресенье брали вербочку

- за маленьким теленком наблюдают: хорошо ли ест, пьет; если хороший на пойло, хорошо и вырастет

- «Хозяйство вести – не (тем делом) трясти, надо сила»

- на одну корову надо 2,5 тонны – 150 пудов сена – три стога

- в сенокос женщины-одиночки вставали в 4 часа утра и до 9 часов вечера некогда было отдохнуть

- на сенокосе песен не пели, на жатве – пели

репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198