Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 156 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с, д.Митино 19.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Шарова Зоя Петровна, 1934 г.р., род. с Городищенского с/с
01 |
- «Надо в Пиздяево попасть» и т.д. - <…> «Там стоит как пекарня: пекут калачи и красной помадой мажут»
- комм.: о диалоге
|
Диалог со святочным ряженым «лесовиком» |
02 |
Ты вставай да, братець миленькой Вся родня да сокопиласи, На тебя да все любуютцы
- фр. текста - комм.: причётальщица ходит вокруг ряженого «покойником»; он начинается шевелиться; потом его раскрывают
|
Причитание по ряженому «покойником» |
03 |
СВЯТКИ - ряженому «покойником» привязывали между ног морковину или редину – он поднимал руки и морковка поднималась - «покойника» упричитывали «страмным» словам; девушки убегали, а парни закрывали двери, чтобы они всё выслушали, не убежали - «тряпковатым» ходили: на серёдыше и сзади пришивали красные заплаты - голыми не ходили - ряженые «с гостинцам» приходили: «семечек давали» - отходов зерна из овина - ряженые уголь могли в доме натоптать, размять уголь в рукавице и поздороваться - в святки «патрашили»: закрывали - «все приглумы были» в канун кануна праздников – называлось «накануне соцельника», - накануне праздника не шалили, только ходили слушать – загадывали на крестах - на крестах четыре человека стояли затылок в затылок – крестом, зачерчивались сковородником, приговаривали: «Черти-биси, собирайтеся» - мать в молодости слушала: со всех сторон послышался плач – предсказало войну - когда расчерчивались, говорили: «Чур тово, полно!» - канун соцельника – канун кануна Нового года - в святки воровали сани, катались с горы, злым хозяйкам водой обливали дрова, одевали кузов на трубу - святки с 19 декабря по 19 января - в Крещенье брали воду из проруби МАСЛЕНИЦА - в масленку ребятишки и подростки катались на дровешках с гор ВОСКРЕСЕНЬЕ - против воскресенья прясть нельзя, в воскресенье – прядут - против праздника «грех прясть» ПАСХА - в Паску молодежь делали на овинах несколько качелей – веревки перекидывали через матицу - дети и взрослые ходили по домам, говорили: «Христос воскресе!», хозяева угощали пришедшего яичком - качели делали в саму Пасху ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - ходили в лес за мутовками, кувыркались, считали деньги - в Великий четверг надо встать до солнышка - мутовки делали из верхушки сосны - мать велела кувыркаться, чтобы спина не болела - чтобы яйца находить, в печке золу выгребали - у куриц хвосты подстригали и клали в гнездо - у коров подстригали хвосты подтыкали на дворе под матицу, говорили: «Где хвост, тут и нос» - в Великий четверг (?) отстригали от коровы шерстку, запекали в кренделёк и засушивали, а в Николу скармливали ПОКРОВ - слышала, что в Покров скотину закармливают
|
Репортаж |
04 |
Вы скотину выпускайте, Вы и заставайте
- внач. комм.: старушка научила при выпуске скотины положить возле порога крюк (кочергу) и сказать слова; - комм.: скотина перешагивает через этот крюк три дня; - на дворе есть хозяева
|
Приговор дворовому |
05 |
Примите милова живота, Штобы животное ходило Не по озёрам, не по болотам, А по сухим путям, Штобы напивалось и наед?лоси.
- внач. комм.: в лесу говорят
|
Приговор лесовому |
06 |
Примите милово живота, Штобы она напивалась и наед?ласи, Вовремя домой ходила
- комм.: эти слова старухи сказали; когда говоришь, нужно поклониться на все четыре стороны
|
Приговор лесовому |
Белозерский район, Панинский с/с, д.Михалёво 20.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Корепина Т.А. |
Исп.: Пученкина Елена Изосимовна, 1928 г.р.
07 |
О календарных обрядах и праздниках:
- здесь справляли Соловецкие – гуляли неделю, Ильин день - отмечали Пасху, - в д.Карпово (Панинский с/с) справляли Покров - в Поповском была Ильинская церковь - в праздники гуляли по деревням с гармонью – хараводом: захватывались под руки и шли по деревне, гармонист шел в середине СВЯТКИ - святки длились с зимнего Николы до Крещенья - наряжались, ходили по деревням - у окон пели «Коляду»: «Зародилась коляда накануне Рождества»; хозяева выносили колядовщикам пироги - с «Колядой» ходили наряжёные - «цыганами» наряжались: клали на дровешки большой кузов, садили в него «цыганят» и возили по деревне – собирали куски; плясали, заходили в дома
|
репортаж |
08 |
Накануне Рождества Кто даст пирога – Тому двор живота, А кто не даст пирога, Тому кошка в окошко
- внач. комм.: «Коляду» пели перед Рождеством - текст - комм.: колядовщики надевали на руку корзину, им выносили куски, опарники, калачи, пироги, рогульки; «Коляду» кричали у окна – громко, чтобы через двойные рамы было слышно; если не вынесут, им «кошка в окошко»; все выносили, потому что надо «двор живота»; раньше люди верили (что это сбудется)
|
колядка |
09 |
- наряжёные заходили в дома, плясали, пели частушки - ряженые завешивали лицо платками - наряжались «чучелами»: одевали плохое - матюжные частушки могли петь на беседах, на праздниках - в праздники варили пиво ВЕЧЕРИНКИ - приглашали на вечеринку – писали записки в другие деревни - ребятишек на вечеринку не пускали - вечеринки делали зимой, летом много работы, поэтому вечеринки не делали - вечеринки делали в разных деревнях поочередно - раньше носили домотканые платья; на вечеринки старались одеться получше - у самой в молодости вечеринок уже не было – ходили в клуб СВЯТКИ - «медведя» приводили: одевали вывернутую шубу - «покойника» приносили на лавке, он вставал, все убегали - у «медведя» лапы были в саже – мазался; «медведя» приводил мужик – тянул на длинной веревке; «медведь» ходил, всех обнюхивал - «покойника» окуривали, он начинал шевелиться - мужик наряжался «журавлём» - с длинным носом, клевал - «конём» рядились: два человека, кузов приделывали; «конь» ногами бил, ржал, из кузова могло что-нибудь высыпаться - по «покойнику» причитали, он начинал шевелиться МАСЛЕНИЦА - на тройках лошадей катались, катали ребятишек, парни катали своих девушек ПАСХА - молодежь делали на овинах качели, качались - взрослые сидели за столами, пили пиво - в овинах качались только один день – в саму Пасху; до Пасхи не качались, после Пасхи верёвки снимали - раньше священник ходил, яйца собирал - яйца варят, красят - мужики бились яйцами, что навыбивают, складывали в шапку, женщины не бились ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - по насту кувыркались, чтобы спина не болела - помёла ломали, мутовки вырезали – бегали в лес по насту - надо все делать рано утром, пока наст, днем наста не будет, не сходить - у коровы подравнивали хвост; что отстригут, выбрасывали в навоз ИЛЬИН ДЕНЬ - рожь начинали жать до Ильина дня; - на Ильин день из «новинки» варили кашу-загусту – из ржаной муки; ели с суслом, с молоком ДОЖИНКИ - раньше последний сноп приносили домой, ставили в передний угол
|
репортаж |
10 |
О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:
- на похоронах и сейчас причитают; сейчас молодые умеют причитать - с покойником передают на тот свет приветы, просят, чтобы рассказал про то, как живут – считается, что передаст; считается, что на том свете встретится - говорят: тело лежит в земле, а душа на небесах; на кладбище приходят к телу – «ведь туда не улетишь, не найдёшь ево, а тут-то ведь знаешь свою могилку» - в урочные дни – 9 дней, 20 дней, 40 дней, полгода, год – ходят на могилку, причитают; дома устраивают стол - на 2 день после похорон ходят на кладбище
|
Репортаж |
|
Продолжение репортажа о похоронно-поминальных обрядах
- покойника клали в могилу ногами на юг – «ногами вперёд», чтобы лицо смотрело не на север, а на юг - на могилки ставили крестики, сейчас – памятники, в войну хоронили – могли ничего не ставить; могли поставить столбик с дощечкой, на которой было написано имя - раньше вокруг могил оградок не делали - сейчас в могиле устраивают помост; раньше опускали прямо на землю - крест на могилу ставят между головой и грудью - на могилу подсаживают деревья – ёлку, рябину
|
|
11 |
- саму играть на балалайке научил мужчина - гармони были кирилловские, тульские, вятки, тальянки - «Ланчика» плясали СВЯТКИ - на крестах гадали - к конюшне ходили слушать: если лошадь чихнёт – хорошо, ногами забьёт – сваты приедут - на крестах слушали: если колокольчики послышатся – сваты приедут; перед гаданием сковородником зачерчивались, говорили про суженого-ряженого - в святки на горе жгли «Филиппа» – соломенный «тук?ч»; «Ой, - говорят, - там Филиппа жгут»; девушки прыгали через костёр БЕСЕДЫ - на беседах парни на коленях у девок сидели - на беседах лучинами освещали
|
Репортаж |
12 |
- раньше света не было – много детей было, сейчас есть – один да два ребенка - ребенку хлеба с солью жевали и в коровьем соске давали - раньше рожали дома, роды принимали бабушки – отрезали пуповину, послед выбрасывали - свекровь родила на печке - бабушки выводили у ребенка щетинку: делали из пресной муки колобок, натирали им спинку и закутывали ребенка в шерстяной платок - ребенка никому не показывают, чтобы не сглазили; сглаз – ребенок кричит, беспокоится - ноготки ребенку до года стричь нельзя, надо обкусывать - до года нельзя ребенку волосы подстригать, в зеркало показывать |
Репортаж |
Белозерский район, Панинский с/с, д.Анашкино 20.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Корепина Т.А. |
Исп.: Кирикова Лидия Ивановна, 1921 г.р., род. с д. Юрино
13 |
- церковь была на острове на озере - свадебный обряд справляли «в старине» - за столом пели свадебные песни невесте и жениху, потом плясали, пели старинные песни - раньше приезжали невесту сватать, договаривались, в какое время свадьбу делать
|
Репортаж |
14 |
БЕСЕДЫ, ВЕЧЕРА - раньше лен обрабатывали: пряли, ткали - свое поколение «кортомили» на зиму избу у одинокой хозяйки - платили по два воза дров с человека и ходили на беседы - на беседах пряли, плясали «Русского», «Ланца деревенского» - «Ланца» 4 пары ходили в кресты, половину отпляшут и берут «перебор» - в святки делали вечера по деревням, посылали записки в другие деревни; вечера продолжались с 8 часов вечера и до часу ночи; - на вечерах пели песни, плясали «Ланца»
|
|
15 |
- с супостатками песнями отпевались; вместе с ними не плясали, плясали с подругой, а пели супостатке; после таких песен парень снова мог вернуться к девушке; - супостатки словами не разговаривают друг с другом, в поют песни - подруги друг у друга парня не отбивали - раньше девушки не навязывались парням, парни сами выбирали
|
Репортаж |
16 |
- в святки был соцельник - на крестах гадали 2-3 девушки: с которой стороны услышат звон колокольчиков, с той стороны должен приехать жених; на крестах зачерчивались, говорили слова: «Суженый-ряженый, приходи ко мне свататцы» - «надо судьба узнать» - соцельник делали до Нового года - в соцельник вечером скатывали в одно место и связывали дровешки; потом хозяева разыскивали - вечера делали по деревням; - по вечерам ходили «кудесам» - женщины снаряжали молодежь «по старому обычаю»: в юбки с оборками, нашивками, передники, кофточки, один платок одевали «в роспуск», вторым – голову поперек завязывали, чтобы лицо было прикрыто - могли наряжаться девушкой с парнем и плясали на пару - раньше на вечеру «виселье за висельем», а сейчас молодежь ходит в хорошей одежде, а веселья не видит
|
Репортаж |
17 |
- у мужа была кирилловская гармонь; кирилловские гармони славились – звонкие; муж «заиграет, дак волосы поднимает на голове»; играть сам научился - на балалайках играли, но мало
|
репортаж |
18 |
- внач. комм.: когда скотину пасли, в барабаны играли - имитация игры - комм.: с барабаном проходили по деревне, и все выпускали скотину; барабан брали в лес – от зверя; если скотину привадить к барабану, она ходит рядом с пастухом; у самой свой барабан был
|
Наигрыш на барабане |
19 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ОСЕКА» - для скотины делали «лесовой огород»: рубят дерево у корня – не до конца, оставляют «жилу», сваливают, чтобы оно держалось на пеньке, «на жиле», под него ставят колья, затем рубят следующее дерево, подставляют под него колья и т.д. - лесовой огород называется «осек», - прогон из деревни загораживают прямыми жердями - когда рубят осек, комель дерева остается на пеньке, колья – к вершине, сучки на дереве не обрубают
|
Репортаж |
20 |
- были знающие пастухи - пастух делал обход скотины: молился, в решете держал пасху - когда скотину выгоняли, давали ей кусочек пасхи - в Вербное воскресенье брали вербочку - за маленьким теленком наблюдают: хорошо ли ест, пьет; если хороший на пойло, хорошо и вырастет - «Хозяйство вести – не (тем делом) трясти, надо сила» - на одну корову надо 2,5 тонны – 150 пудов сена – три стога - в сенокос женщины-одиночки вставали в 4 часа утра и до 9 часов вечера некогда было отдохнуть - на сенокосе песен не пели, на жатве – пели |
репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |