Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 2004-1 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 173 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Кукина Гора 21.08.04.
|
Зап. Соловьев Л. Г. Кукушкин А. В. Маркова Л. Ф. |
Исп.: Трофимов Владимир Александрович, 1930 г.р., род. – д. Кукина Гора Ухтомьярского с\с
1. |
- в играх главное – интерес - в детстве боролись, играли в «цирка», в «городки» - боролись до усталости, но специальной договоренности не было - когда двое боролись, остальные их поддерживали - до слез никогда не обижали, борьба – это тренировка - друг над другом не смеялись, между собой всегда были дружными - в борьбе нужна ловкость - высокого трудно взять за плечи, поэтому хватали за грудь - в борьбе нужно так себя держать, чтобы победить, внутри должны быть хорошие ощущения - борьба - рукой отбивали и хватали за любое место, если противники одинакового роста, хватали за плечи, если хватали высоко – отбивали в бок, пониже – сверху, если хватали за грудь – били сверху или откидывали снизу - бороться не боялись, чувствовали себя свободно, когда боролись, старались друг друга опередить, запутать - противника нужно крепко держать руками, чтобы не подставили подножку, нужно отходить, нельзя ноги ставить близко друг к другу, во время борьбы смотрели на руки, за ногу никогда не хватали - в борьбе важнее ловкость, а не сила, нужно ходить, а не стоять на месте - в детстве бегали по лужам - в борьбе нужно быть готовым ко всему - раньше старики выпив пива (чаще всего в праздник Соловецкие) тянулись за ухват сидя на полу и упираясь ногой в ногу противника, через стол тянулись руками, это называлось – «кто порнае», здесь была важна сила
|
репортаж |
2. |
- дрались тростями, трость – тонкий железный прут, могли драться жердью длинной до 4 метров - дрались редко, как правило, в состоянии опьянения - сам не видел, но рассказывали, как один парень бежал с жердью, а потом одним ударом убил другого - если замахивались жердью, нужно подбежать ближе, чтобы не ударили - чаще дрались кулаками, кто умел – бил в глаз, когда бьешь, рука должна быть свободная, могли ударить «под дых» - рассказ о драке в Вологде, когда служил в армии - чтобы иметь сноровку в драке, нужно в детстве бороться
|
Репортаж |
3. |
- если боролись на близком расстоянии, нельзя дать оторвать себя от земли - чтобы поднять противника, нужно брать его пониже, если взять выше, то поднять очень трудно
|
Репортаж |
4. |
- трость имела ручку в форме полумесяца, человека с тростью опасались, с тростью ходили, опираясь ею в землю - в драке ногами не били, для ухода от удара смещали таз, всегда старались найти устойчивое положение
|
Репортаж |
5. |
- в детстве, для того, чтобы согреться зимой толкались плечами - зимой катались на лыжах, осенью – на коньках
|
Репортаж |
6. |
- если первый гром гремел тихо, то летом будет мало гроз, а если громко, то – много, старики раньше знали много
|
Репортаж |
7. |
- в детстве, когда пасли коров, играли в ножичек, строгали дубинки, играли на барабане - будучи детьми, часто кувыркались через голову, когда было сухо - девочки и мальчики играли отдельно в свои игры - из глины лепили свистки «курочек», лепили с весны до осени, пока не замерзнет глина
|
Репортаж |
8. |
- из сосны делали «варгун» - свисток, из куска сосновой ветки вынимали сердцевину - пастух пас коров и играл на «варгуне» с березовой корой - брали сустав (часть сосновой ветки от сучка до сучка), выворачивали сердцевину, выстрагивали тонкий «язычок», делать нужно было в начале июня, когда древесина легко выворачивается
|
Репортаж |
9. |
- когда что-то делали плохо или неправильно – говорили: «сделал через жопу» или «всю молитву говном сделал»
|
Репортаж |
10. |
- дети валялись по первому снегу в одной рубашке и босиком, сам из бани всегда ходил босиком
|
Репортаж |
11. |
- пастух выворачивал «варгун» в июне и целый год вымачивал в воде – проверял, потом дела к нему трубу из березовой коры - если пастух пас с обходом, то никогда не рубил деревьев, так «было наказано» - на «варгуне» играл только когда выпускали коров
|
Репортаж |
12. |
О сельскохозяйственных работах:
- навоз со двора вывозили на телеге, задок телеги заносили, лошадь пятилась и телега оказывалась в хлеву, женщины вилами кидали навоз на телегу, мужчины никогда этим не занимались, только пахали - говорили: «женщина – чёртова сила» - обихаживать корову – женская работа
|
Репортаж |
13. |
Хозяин с хозяюшкой, малые детушки, помойтесь вы. Спасибо за баенку
- внач. комм.: кто последний в бане моется, тот приглашает хозяина с хозяйкой, так старики учили - комм.: сам банника не видел
|
Приговор баннику |
14. |
- на барабане барабанили пастухи, только один играл на «варгуне» - барабан делался из ели, лучше всего из «кремлёвой» - пастух барабанил все лето с первого выгона скота, пока утром пастух не забарабанит, коров не выпускали - сам не пас, но в детстве помогал брату - палочки делались из ели, чтобы были звонче - пастухи в лесу барабанили, чтобы сохранить скотину от зверей - утром обычно барабанили в 6 часов, реже – в 7 - пастух пас «с литры» - брал процент от надоя - пастухи старались пасти так, чтобы коровы паслись и на утренней и на вечерней росе – для того, чтобы надои были выше, на вечернюю росу коровы не попадали, но иногда их специально выпускали вечером
|
Репортаж |
15. |
|
Наигрыш на барабанке |
+ Трофимова Лидия Алексеевна, 1926 г.р., род. - д. Гусево Карповского с\с
16. |
- внач. комм.: так барабанили, чтобы коров выпыскали - комм.: один старик барабанил «как на гармошке играл» - повтор (Лид. Алекс.)
|
Наигрыш на барабанке с выкриком |
17. |
- внач. комм.: вечером, если коров долго не было, выходили на гору кричала и барабанила, корова шла на звук барабанки и голос (Лид. Алекс.)
|
Наигрыш на барабанке и закликание коровы |
18. |
- комм.: проходил по горе и барабанил, но ничего не кричал (Влад. Алекс.) - повтор.
|
Наигрыш на барабанке |
+Исп.: Трофимова Анна Васильевна 1922 г.р. род. - д. В?ромей Перкумзского с\с
19. |
- плясали «русскую» ЛАНЧИК - каждый вечер ходили «ленчика», могло быть 4 или 6 пар - главной была пара, которая плясала вдоль половиц - пели частушки, парни переходили от одной девки к другой, со всеми кружился и пел песни, потом, перехватываясь, все двигались по кругу - сначала «ланчик» плясали только «ухтомяра», а потом научили всех остальных - когда плясали «длинного», нужно было каждому парню каждой девке спеть частушку - «русского» плясали по одному, дробили, тех, кто плохо дробил ругали,
|
Репортаж |
|
20. |
(играет участник экспедиции А. В. Кукушкин) Я плясать-то не умею, И пойду, так дроби дам Я с тобой гулять не буду, Заявляю, дроля, вам.
Говорят, што <…> Но и вправду атаман, На калёный камень встану, Но залётку не отдам.
Толи пыли не сопожки Ноги стали унывать, Толи были невесёлые, Да надо отставать
Говорят што боевая, Боевая я и есь, Теперь смирные не в моде, Боевым большая честь Их-их-их
Хорошо, игрок, играёшь, Хорошо и слушать-то, Задушевная товарка, Игроки и сушат-то
Говорят шшо боевая, Бойково и роду-то,дак Я сама не осмеюсь – Не осмеять народу-то Их-их-их
+Андреева Валентина Александровна 1929 г.р. род.- д. Герасимово Ухтомьярского с\с
Хорошо идёт играёт, Хорошо идёт поёт, Хоть не старой ли залёточка Проведывать идёт
Я гуляю, веселюсь, Мне дана и воля-та, Никово я не боюсь, У мня далёко дроля-та
Выди, Нюра, выди, Нюра, Выди, Нюра, попляши, А свою выходку весёлую Народу покажи
Погуляю, пока молод, Пока девушкам любой, Похожу к тибе, сударушка, Пока не занятой
|
Частушки под гармонь |
|
21. |
- повтор - внач. комм.: «барабанишь, когда идёшь» - комм. барабан делал муж больше 25 лет назад, чтобы барабан лучше звучал, его не нужно прижимать - повтор - палочки нужно держать так же, как ложку - когда барабанишь, все слышат (Вал. Алекс.) - правой рукой держал палочку «горстью», чтобы сильнее ударить (Влад. Алекс.) - правой рукой держала, как ложку (Вал. Алекс.)
|
Наигрыш на барабанке |
|
22. |
- внач. комм.: так барабанил Кирилл Ефимович - повтор - комм.: нужно одной палочкой «притроить» - дополнительно ударить (Влад.Алекс.)
|
Наигрыш на барабанке |
|
23. |
- внач. комм.: «притряхивать» бить сразу обеими палочками - комм.: «притраивать - чтобы звук был больше», барабан делал Иван Алексеевич Андреев больше 30 лет назад (Вал. Алекс.)
|
Наигрыш на барабанке |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Урицкое 22.08.04. |
Зап. Кукушкин А. В. Чумикова О. Н. Пак Е. В.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Богданов Олег Валентинович 1951 г. р. , зд.
24. |
ПРАЗДНИКИ - праздновали Петров день и Покров - на Покров варили пиво, водки пили мало, по стопке, обносили всех - на праздники приходили из соседней деревни за 9 км. с гармошкой, подходя к деревне, начинали плясать и петь - гармонист играл «русского», «хулиганского», под «хулиганского» плясали парни ДРАКИ - в праздники были драки, приходили парни из д. Карпово, дрались на мосту железными тростями длинной около 1 м., когда шли, трость засовывали за пояс, дрались камнями, редко – ножами, иногда использовали гирьки на резинке, могли драться оторванными от забора штакетинами, - в драках были заводилы – парни, отслужившие в армии, бывшие моряки, заводилу слушались - гармонисты старались друг друга переиграть - драка могла начаться из-за девушки, если двоим парням понравилась одна и та же - чаще всего дрались с парнями из д. Карпово, после драки мирились и снова садились за стол пить пиво ПРАЗДНИКИ - в праздники приходили в церковь из соседних деревень - Покров праздновали неделю, Петров день – дня 3-4 ДРАКИ - драки начинались с того, что гармонисты из соседних деревень старались переиграть друг друга, спорили – кто лучше играет, в деревне было до 10 гармонистов
|
Репортаж |
|
25. |
- когда парней провожали в армию, гуляли, пели песни, случались драки, иногда провожали до самого г. Белозерска, призывников везли на подводах, обязательно ехал гармонист и играл
|
Репортаж |
|
26. |
О представлениях и верованиях:
- иногда в лесу или на болоте поднимается шум, сильный ветер становится страшно и приходится уходить - один старик ушел в лес за мхом, и его водило по лесу 2 дня - в лесу иногда кружит – выходишь всегда к одному и тому же месту - в лесу есть место, называется «ржавчина», там отклоняется стрелка компаса
|
Репортаж |
|
27. |
- пастухи пасли с обходом, барабанили на барабане, когда пасли по очереди, то барабанили все - барабан носили через плечо на гужах – кожаных ремешках, ширина – 20-30 см., углы были закругленные, делали из еловой доски, а палочки из березы - пастух барабанил по утрам
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Урицкое 22.08.04. |
Зап. Кукушкин А. В. Чумикова О. Н. Пак Е. В.
|
||
|
|
|
|
28. |
ПРАЗДНИКИ - раньше праздновали Николу, Троицу, Покров - в Покров ходили по всем деревням, гуляли 4-5 дней, до Покрова все на полях нужно было убрать, на праздник приходили из разных деревень - на праздник варили пиво, гнали самогон, пекли житные и пшеничные пироги, из пшена с молоком и маслом делали «колотухи», - в праздники ходили из дома в дом вместе с гармонистом, ходили по деревне с песнями, у крыльца останавливались и плясали «руссского» и «ланчик» ПЛЯСКИ - «русского» плясали по одному парни и девушки, «ланчик» плясали 8 пар - описание пляски «ланчик» - парни девушек не приглашали, а просто брали за руку - когда плясали, пели частушки, в конце пляски пели гармонисту хорошую частушку, гармониста всегда уважали ДРАКИ - дрались железными тростями, на конце трости была гаечка - иногда убивали насмерть - дрались ножами, которые делали сами из тонкой пилы и носили в кармане, на резинке носили гири, могли драться поленьями, жердями и камнями - в драках были заводилы, иногда кто-то драку начинал, а сам не дрался, убегал - если в драке кто-то упал, то его не били - гармонист играл «под драку», а парни пели хулиганские песни, в драках гармонист не участвовал - после драки парни мирились БЕСЕДЫ - зимой и осенью делали беседы, приглашали молодежь из многих деревень - собирались беседы в Святки, в больших домах - зимой девушки собирались вместе и пряли, собирались у всех по очереди, к ним приходили парни с гармошкой или с балалайкой, СВЯТКИ - Святки заканчивались в Крещение - в Святки ходили «кудесам» - одевались «медведем», «журавлём» - «медведь» выворачивал наизнанку шубу, ходил на четвереньках, катал девок, рычал, его на веревке водил человек - у «журавля» вместо клюва было веретено - на беседы приносили «покойника», его на доске приносили парни и заставляли девок с ним целоваться, он был закрыт белым полотном, лицо накрашено мукой
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Урицкое 22.08.04. |
Зап. Кукушкин А. В. Чумикова О. Н. Пак Е. В.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Яковлев Алексей Никитич 1932 г. р. , род. - д. Конец Мондра
29. |
- для барабанки палочка для правой руки была толще, чем для левой
|
репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Урицкое 22.08.04. |
Зап. Кукушкин А. В. Чумикова О. Н. Пак Е. В.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Богданова Евгения Ивановна 1920 г.р.?
30. |
- гадали на картах, в Новый Год приносили снег в ложке, наливали туда воды, если вода застынет бугром – девка замуж выйдет, если прольётся – не выйдет - поздно вечером ходили слушать - когда кололи поросенка, ходили к подвешенной туше и загадывали: «если чушка рюхнёт» – сбудется то, что загадывали, парни специально шутили, пугали девок - ходили в лес к лешему, мужики напугали девок так, что одна болела целый год
|
Репортаж |
31. |
- если маленькие дети ночью плакали, бабушка ночью набирала воды из колодца, опускала в нее уголек и мыла этой водой ребенка - грыжу заговаривали
|
Репортаж |
32. |
О представлениях и верованиях:
- священник крестил, освящал новый дом - в новый дом сначала запускали кошку, а потом шли хозяева, при этом говорили о том, чтобы жилось хорошо - когда селились в новый дом, священник обходил вокруг дома и все внутри, совершал молебен
|
Репортаж |
33. |
Хозяин да хозяюшка, возьмите моего живота
- внач. комм.: когда приводили новую скотину в дом, просили - комм.: если дворовой не принимал, то скотина болела и ее кололи, чтобы скотина ходила домой, старухи что-то делали
|
Приговор дворовому |
34. |
- перед первым выгоном скота, пастух обходил все
стадо с решетом, поставленным на полотенце, в решете стояла икона,
а хозяева клали пироги, яйца, обходили стада 2 раза
|
Репортаж |
35. |
МАСЛЕНИЦА - в Масленицу катались на конях, их украшали разноцветными ленточками из тряпок, на дугу весили колокольчик, на сбрую – кисточки - катались вдоль деревни с гармонью, пели песни, могли прокатиться до другой деревни - в поле жгли костер
|
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |