Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 011

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Харовский с/с

п. Ситинский

1.09.02.

Зап.: Станкевич Е.В. (MD)

Гуляшова Н.С.

Исп.: Макарова Евфалья Дмитриевна, 1924 г.р., род. – д. Дуриха Харовского с/с

Державина Антонина Дмитриевна, 1933 г.р., род. – д. Дуриха Харовского с/с

 

1.

Стрегу, стрегу овечку,

Чтобы волк не съел,

Медвидь не обглодал

 

- снач. комм.: садились все кругом - овечки, один – хозяин двора, над каждой головой говорил слова, всех проходил – «подсьтригёт», уходил в сторону, медведь приходил, одного уносил

- играли, пока всех не вытащит

- текст

- комм.: все сидели кругом, хозяин запирал двор – на одной  ноге скакал, говорил: «Запирайсё, двор», кот отпирал: «Отпирайсё, двор», все кринки опрокидывал, так обходил, пока всех не выбьет

(игры путают, вспоминают  это одна игра или две)

 

Игра

2.

- Ворон, ворон, что ты делаешь?

- Ямки копаю.

- Зачем тебе ямки?

- Камешки класть.

 

- снач. комм.: все вместе ворона спрашивали, в конце убегали, кого ворон поймал – выходил из игры; играли, пока ворон всех не поймает

- текст

- комм.: на последних словах дети убегали от ворона

- в 10 палочек все вечера играли

 

Игра

3.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- были не престольные праздники – по всему округу, мужики собирались вечером

- после того, как колхозы сделали, мужики перестали собираться

- в д. Дуриха яйцами играли в Загивинье, в Троицу яйца не варили

ТРОИЦА:

- под каждое окно ставили берёзки метра по 2 высотой

- накануне полы в избе мыли

- утром пироги пекли

- берёзки приносили высокими, чтобы до окна доставали,  в двухэтажных домах – до верхнего окошка

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

- до солнца надо хозяину помело принести, чтобы в печи подмести, на веник принести, «куриц погонять» по огороду - изобразить, чтобы летом в огород не ходили

- помело из сосны делали, к батогу привязывали, в воде мочили, в печи подметали

- веник делали из берёзы

- полы были не крашенными, сыпали дресву и веником тёрли, до бела надо выскоблить, тремя водами мыли, сухо затирали, скамейки, стол также мыли (лаптем из бересты), зимой снегом мыли

- перед праздником целый день всё мыли, гости приходили

ПАСХА:

- мыли все полати, разбирали по дощечке, полочки – судёнки мыли

- скатерть была праздничная с кружевами и только для Пасхи

- службы по деревням были, первый год поп начинал обходить деревни с одного конца, на второй год – с другого

- поп в деревне по всем избам проходил, в каждом доме молитвы читал, потом в другую деревню шёл

- в деревнях знали, когда поп к ним придёт, шли встречать иконы

- в избах стелили скатерть на стол, яйца варили красные, пироги на стол ставили

- в передний угол на лавки ставили 4 корзины – с горохом, овсом, рожью, ячменем – корзины были новые, в них ставили иконы, батюшка пел

- за батюшком ходили псаломщики с мешками, им зерно и всё, что на столе клали в мешки

- на стол не все накрывали, только те, кто побогаче

- батюшка угощали, бывало напивался, т.к. пиво варили

- за день обходил 5 деревень: Глазунья, Матв?ха, Галактиониха, Дуриха, Чупино

- целую неделю ходил по деревням

- на третий день Пасхи начинал обходить, сначала с одного конца деревни, на следующий год - с другого

- поп носил один крест большой на батоге и пять икон

- из избы в избу дети носили иконы

- приносили иконы и ставили в избе, после того, как отпел, иконы забирал, шёл в другую избу

- иконы ставили, чтобы лучше хлеб рос

ИВАНОВ ДЕНЬ:

- 7 июля

- служба была, мужики приносили большую икону

в деревне делали козла деревянные, перевивали листками, за иконой ходили мужики в церковь за 3 км

- козла делали посреди деревни

- скотина стояла на дворе

- поп сначала служил молебен, потом шёл по дворам, начиная с крайней избы, святил скотину

- перед попом открывали ворота, он всё кропил святой водой, когда всё обойдёт, выпускали  скотину и поп провожал её до поскотины (до леса)

- в каждой церкви был свой престол, к Бережецкой церкви относились деревни от Злобихи до Дору

- молебен в Иванов день служили только в д. Дуриха

 

Репортаж

4.

О процессе приготовления пива:

 

- солод делали: мочили рожь 2-3 дня, раскладывали на столешне, закрывали тёплой тряпкой, ждали, когда она прорастёт, потом раздёргивали, клали в мешок на печь, неделю лежала

- солод сушат в печи на противне, мелют на жерновах

- пиво в кадушке (на 4 ведра) варили: солод вешали, высыпали в кадушку, заливали кипятком

- калёные камни из печи клали в кадушку деревянными клешнями

- пиво стояло день (остужалось)

- солод  оставляли на решете

- присголовок делали: сусло наливали, хмель клали, муку, в печь ставили, сусло должно быть холодным

- пиво зимой на Николу ставили в нежилую избу

- утром ставили, а на следующий день пиво уже готово

- летом тоже варили пиво

- чтобы пьяное пиво было, клали сахар, пьяное пиво получалось на второй день

- в двух кастрюлях пиво ставили, чтобы сделать пьяное и непьяное пиво

- дети пиво пили: о себе – как 4-х годовалую напоили с ложки пивом

- пиво из картофеля: картошку варят, толкут, буханку хлеба мочат, вместе мнут, в кастрюле ставят в печь, сутки стоит, вынимают, разламывают на куски, сушат до сухарей, потом их заливают кипятком и варят

- пиво могло получиться хорошим и плохим

 

Репортаж

5.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- на Пасху попа пьяным пивом поили

- на  Иванов день молебен был, праздника не делали, старого хлеба уже не было, старый не поспел

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

- утром с серебра умывались: в умывальник серебреную монету отпускали

- коровам, лошадям хвосты подрезали рано утром (до свету)

- в 1931 г. загнали в колхоз

ТРОИЦА:

- в церковь ходили, у нее матери некогда было в церковь ходить

СПАСОВ ДЕНЬ (престольный праздник):

- ходили в церковь, после службы старушки домой уходили, молодёжь оставалась на гулянье

- днём из других деревень молодёжь приходила

- гуляли в хорошей одежде

- пироги носили в церковь

- после службы на могилы ходили, пироги ели

- в 1937г. службу в церкви запретили, учительница в школе ругала за то, что в церковь ходили (о себе)

- в церкви колокола были, красиво звенели, маленькие колокола сняли, оставили большой

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:

- общий праздник, не пивной, не пировали, просто не работали

- всего два пивных праздника в деревне было

- Крещенье, Рождество, Новый год, Старый год – общие праздники

- Спасов день и Никола – пивные праздники

- в каждой деревне разные праздники были

СВЯТКИ:

- молодые гуляли

- вырежёнками ходили, что смешнее, то и одевали

- вырежёнки ходили в ту избу, где гуляли

- гармонист играл, а вырежёнки плясали

- вырежёнки в лапти одевались, в юбки долевые рваные, изношенные, всё худое одевали, лицо тряпкой закрывали

- частушки пели выряжёнки

- из д. Попчиха в д. Дуриха вырежёнки приходили

- выряженки переодевались в другой избе в обычную одежду и приходили на беседу

- выряжёнки голос изменяли, чтобы их не узнали

- всегда узнавали

- случай был: отец матери испугался «покойника» - ряженого, хотел голову отрубить, тот в голбец успел спрятаться

- ряженого в «покойника» приносили на скамейке, он одет во всё белое, зубы из репы делали

- деревни маленькие были

- медведем рядились: шубу овечью выворачивали на левую сторону, на руки и на ноги одевали катанки, балахон накидывали, привязывали несколько вожжей, тянули долго,  заводили в избу – выстуживали, медведь прыгал на задних лапах, на девок прыгал

- раньше из ржи ставили 10  суслонов, одиннадцатый – шляпа, эту шляпу на балу-маскараде одели на голову человека, подвязали

- рядились коровой – простынкой закрывали, рога делали, бодалась, за ней шла доярка с ведром на руке

- клоуном рядились – одна половина пёстрая

- цыганками рядились: просили погадать, голос меняли, им подавали

ЖАТВА:

- суслон – это 10 снопов связывают вместе по два, 11-й - шляпа

- в последнюю очередь дожинали овёс

- последний сноп ставили в красный угол вместе с серпом

- тех, кто приходил на помочи, угощали вином, праздник делали, стол делали

- последний сноп стоял две недели, потом его скармливали скотине по горсточке

- мужчины не жали, они землю пахали

СВЯТКИ:

- гадали

- подруга гадала: в нежилую избу ходила, пояс, гребёнку снимала, чтобы ни одного узелка не было, в зеркало смотрела -  мужчина в белых катаниках и шубняке показался

МАСЛЕНИЦА:

- отец невесты увозил молодых с понедельника по вторник домой к невесте к тёще на блины

- молодые целую неделю катались на лошадях

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК:

- молодых «купали» в снегу

- как её из овина вытащили – « искупали» в снегу, целые штаны снега напихали  (без штанов до 20-ти годов ходили)

- в уши, везде снега могли напихать

 

Репортаж

6.

Фале борода

 

- текст

- снач. комм.: на гулянках за занавеской заводили «горюн» парень и девка, меняются пока не выберут пару, которые остаются сидеть «дружиться», несколько пар (до 5-6-ти пар) заводили

- комм.: если парень девушке изменил, ей кричали «бороду»

- текст

 

 

Выкрик на беседе

7.

Ой, я иду сегодня с сосной,

Не могу идти, девки, сосна волокётся дальше меня

 

- снач. комм.: девушка после гулянки подругам говорила, если на гулянке её никто не позвал в «горюн»

- текст

- комм.: если девушке парень изменил, то ей кричали «бороду», парням не кричали

 

Выкрик на беседе

8.

Говорят, что борода,

А бороде радёхонькя,

А я от этой бороды

Гуляю веселёхонькя

 

- текст

- снач. комм.: парни девушек домой не провожали

 

Частушка

9.

О вечёрах:

 

- плясали кружок девушки

- парни с девушками не плясали

- на вечёру приходили молодёжь разных возрастов

- избу не жилую покупали - воз дров приносили

- молодёжь из той деревни, в которую ходили гулять платили за избу; керосин приносили

- хозяйка сама говорила, что надо дать ей за избу

 

Репортаж

10.

У меня милой форсяк

Навалился на косяк,

Так и надо форсяку,

Не присохнет к косяку

 

- текст

 

Частушка

11

.

О драках:

 

- девушки летом в праздники гуляли по деревне, вставали в шеренгу по 6 человек, гармониста с собой брали, он играл, а девки частушки пели (короткие)

- парни артелями  собирались, гармонист играл «под драку», парни частушки пели с матюгами, ходили по деревне взад-вперёд быстро - ярово, значит драка будет

- на пивные праздники дрались

- на смерть парней резали -  ножами дрались

- гармонист назло играет, уноравливали

- камнем чаще дрались, палками

- девушки, пацаны камни подносили

- если парни быстро по деревне заходят, частушки запоют, значит будет драка

- парни камнями могли прогнать других до полполя

- могли нечаянно попасть камнем и в девушек

- на Пригорок молодые мужики ходили драться

 

Репортаж

12.

Середи деревни драка

Я на драку побежал,

Отрубили мне-ка сраку,

Я без сраки убежал

 

- напев

- комм.: парни пели

 

Частушка

13.

Я мальчишка – хулиган,

Меня судили за наган,

За наган, за горюшку,

Ещё за б…. за милушку

 

- напев

- комм.: парни пели с матюгами

 

Частушка

14.

Хулиган - мальчишка я,

Не любят девушки меня,

Вы любите, не любите,

Хулиганить буду я

 

- напев

 

Частушка

15.

Хулиганиста головушка

С одиннадцати лет,

До чего дохулиганил,

За решёткой места нет

 

- напев

 

Частушка

16.

Хулиганить я не буду,

Мне и дома не велят,

С хулягановым дружочками

Не будете гулять

 

- текст

 

Частушка

17.

Сидит супостатка на лавочке,

А я-то на другой,

Супостатка наговаривает…

 

- снач. комм.: бывают частушки на одну тему, много частушек про «дролечку», супостатки друг про друга песни пели, вместе не плясали

- фр. текста в пересказе

 

Частушка

18.

Супостатка съела кринку,

Не в чем ягоды толчи,

Отобила дорогого,

Толстобрюхая, молчи

 

- напев

 

Частушка

19.

А супостаточку свою,

Дак на бизмене свешаю,

Если семь пудов не вытенёт,

Зарежу к лешому

 

- напев

 

Частушка

20.

Супостатка меня выстрамит,

А мне не выстрамить,

Пойдёт плясать, коленка выставит,

Да мне не выставить

 

- напев

 

Частушка

21.

Супостаточка моя –

Тоненькая задница,

Четыре юбочки на ёй,

А ёй ещё бы ватница

 

- текст

- комм.: значит она «сухая» (худая)

- на вечёре друг другу супостатки пели

 

Частушка

22.

[]

Экая мудрёнка,

Навила она кудрей,

Похожа на ягнёнка

 

- напев

 

Частушка

 

  

Вологодская область,

Харовский район,

Харовский с/с

п. Ситинский

1.09.02.

Зап.: Станкевич Е.В. (MD)

Гуляшова Н.С.

Исп.: Румянцева Градислава Николаевна, 1923 г.р.,

род. – д. Саманиха Слободской с/с

 

23.

О свадебном обряде:

 

КАНУН свадьбы:

- невеста причитала, девушки приходили накануне вечером слушали, с ней тоже причитали

- накануне свадьбы бабы под окошком упричитывали невесту, а подружки вместе с невестой в избе сидели

- бабы под окном слушали и помогали причитать

- ПРИДАНОЕ невесты клали в сундуки и везли на лошади

- в Катрому, Арзубиху выходили девушки замуж

- в приданное клали постельные принадлежности, за ним приезжали после свадьбы

- второй день – ХЛИБИНЫ: пиво пьют, могли у невесты и у жениха справлять (у кого больше места было)

- на хлибинах угощали деревенских баб и мужиков

- СВАТОВСТВО: договаривались о свадьбе (нахваливали невесту, если нравилась – договаривались о свадьбе, если нет, то её пробирали)

­- свадьба была: одна сестра была красивая, другая некрасивая, сватали одну, а замуж отдали другую - подменили

- на сватовстве только свои были

- на другой свадьбе невеста на сватанье была красивая, а на самом деле ходить не могла, а уже повенчались (расходиться нельзя было)

- бань не было, невеста в печи мылась

- благословленье давали ПОСЛЕ ВЕНЦА – сначала отец благословлял, потом мать, иконой водили по голове, молодые целовали

- от венца молодые ехали вместе на лошадях с колокольцами, кто богаче, у того сбруя серебряная была

- встречали молодых караваем с вышитым полотенцем, обсыпали зерном

- если свадьба бывает у жениха, то встречает мать жениха, если у невесты - мать невесты

- жених вёл невесту за стол; молодые сидели наперед?, рядом с невестой подруга

 

Репортаж

24.

Тысецький погленёк,

Тысецький холоденёк,

Хорошенёк, пригоженёк

 

- снач. комм.: тысецький сводит свадьбу

- проба текста

 

Свадебная

25.

О свадебном обряде:

 

- молодых садили на шубу

- рядом с невестой сидела подруга, рядом с женихом парень, потом родня – братья, сёстры, тётки

- молодые хлебали суп из одной тарелки

- сначала ели суп, потом саломат, кашу, кисель, вина мало было – пили из рюмочки (на высокой ножке), наказывали, чтобы много не пил

- спать молодых уводил отец жениха в сенник

- утром у жениха друзья спрашивали: «Лёд ломал или грязь топтал?»

- отец жениха провожал молодых спать, утром их будил

- горшки на свадьбе били, чтобы богато жили

- клали деньги в глиняные ставки, невеста разбивала об пол ставок, потом они с женихом собирали деньги, кто больше насобирает, тот и будет хозяином в доме

- на ВТОРОЙ ДЕНЬ выкупали невесту – клали на стол бусы хорошие, деньги, брошки, потом это всё забирал жених или подруга невесты

- шутили на свадьбе: молодого заставляли дрова колоть или сапог закропить (жениха с невестой заставляли)

 

Репортаж

26.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ТРОИЦА в д. Симаниха - большой праздник

- варили пиво, суп, холодец, соломат, кисель, как на годовой праздник

- на Троицу приходили гости с ночлегом, праздновали 3 дня

- в колхозное время запрещали Троицу справлять

 

Репортаж

27.

О полевых работах и обрядах:

 

ЖАТВА: последний сноп ставили в передний угол, чтобы на другое лето всё наросло

- сноп стоял до лета

- сноп делали как человека, похожего на Фалю Кустову: толстые груди, подвязали, как старушку, делали руки, ноги и голову из ржи; глаза, рот, нос углём делали, на ноги лапти одевали          

- последний сноп делали как настоящего человека, по всему району так делали; делали хозяева сами

- на поле ставили суслоны, груды

- на помочи ходили (когда единолично жили) за это угощали, пиво варили

 

репортаж

28.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

- примечали: если будет дождь, значит всё время будет дождь

- до этого проверяли, умрёшь ты или нет

СВЯТКИ:

гадали:

- выходили на крестовую дорогу ночью, замечали откуда лошади пойдут с бубенцами, оттуда жених приедет

- ходили на гумно, в овин голую ж… высовывали в окно, если мохнатой рукой щелкнёт, то за богатого замуж выйдешь, если голой – за бедного

- дед шутил: знал, когда девушки пойдут гадать, лопатой по ж… ударил одну

- на большую дорогу выходили, слушали откуда колокольцы забрякают, откуда женихи приедут, если от церкви – то приедут из Карачунова, если от Семёновской – значит с Малинника приедут

- в стакан с водой опускали золотое кольцо

- петуха ночью приносили, садили на стол, сыпали зерно, если поклюёт, то выйдешь замуж, если нет, то нет

РЯДИЛИСЬ:

- рядились как смешняе: старушечьи тряпки одевали, лицо закрывали

- заходили в те избы, в которых шутки принимали

- вырежёнок могли чаем напоить, пирогом накормить

- ходили со своим гармонистом, плясали, частушки пели, старались голос менять

- узнавали по походке, по поведению, если хромает – Антонина, если головой вертит – значит Градислава, если плясать не идёт - Авдотья

- «покойника» ряженого приносили, клали на табуретки, одевали всё белое (кальсоны, рубаху), зубы делали из картошки

- парень с глиняным ставком ходил вместо кадила, на руках приносили и уносили «покойника»;

-  «Извини меня грешную, может, чего и досадила», - прощались с покойником

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК:

- девок в снегу «купали»: в снегу яму выкапывали, туда кидали девку (раньше ходили без портков, девки одевали отцовы портки, подвязывались верёвкой), снегом запорошат

- девки в подполье прятались, парни оттуда их вытаскивали, в яму кидали

- с молодых «грязь смывали» (спали вместе) – в снегу «купали»

- молодых с гор катали на корёжках, козлах, чунках, управляющий впереди сидел, опрокидывали молодых

ПАСХА:

- поп ходил по всей слободе две недели, его угощали яйцами, пирогами, маслом, кто что даст, с ним ходили монашки, всё подбирали

- после Пасхи поп ходил с иконами, дома освещал, людей веником брызгал

МОЛЕБЕН:

- праздник был летом: у часовенки ставили кадушку, каждую скотинку подводили к кадушке, батюшка брызгал и выгонял на поскотину

- святили скотину, чтобы волк не разорвал, не потерялась

 

Репортаж

29.

О представлениях, верованиях:

 

- отпускали скотинку, говорили: «Иди, Бог с тобой»

- случай: хозяйка отпустила быка, сказала: «Понеси тебя, леший!», он всё лето бегал, не могли найти

- Катерина в деревне была, на чёрта прошение писали на бересте углём, если живой телёнок, то находился

- к Катерине все приходили из других деревень, из Катромы были, прошение писали на бересте, относили на пенёк или на землю в поскотине

- в хлеву хозяин есть

- случай: корова потела- от животного ласки, старушка хлеба отрезала, что-то наговорила, велела идти дорогой, ни с кем не разговаривать, хлеб – р?зень дать корове

- в хлеву есть дворовушка

- как заблудились, по одному месту ходили, чтобы не заблудиться, надо благословясь идти

 

Репортаж

30.

О календарных обрядах и праздниках:

ТРОИЦА:

- берёзы (большие) ставили под окна

- на второй день ребята вытаскивали берёзы, мазали ими девок

- 10 берёз надо было поставить, стоят, пока не вытаскают

- подметали улицу по всей деревне

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Шевницкий с/с

д. Гостинская

2.09.02.

Зап.: Станкевич Е.В. (MD)

Кулёв А.В. (VHS)

Колесова И.В.

 

 

 

 

Исп.: Головкина Анна Андреевна, 1915 г.р., зд.

 

31.

[покаешьсё]

Первый год потяжелей,

Как-нибудь промаешься

 

- текст

 

Частушка

32.

Ты зачем меня, мамаша,

Отдала в такую даль,

Вся семеюшка чужая,

Никому меня не жаль

 

- снач. комм.: невеста причитала, причитальницы были, песни пели

- текст

- повтор

 

Частушка

33.

Всё ходила у поляночки,

Ревела у полей,

Не понежели родители

И некому теперь

 

- текст

 

Частушка

34.

О свадебном обряде:

 

- за нелюбого могли отдать (если родителям богатство понравилось)

- если родители согласны, отдавали

- из родни кто-то сватал

- богомолье делали, потом расписываться ездили, потом свадьба была

- на свадьбы много родни было

- вечером родители жениха и жених приходили, когда сосватали, Богу молились, иконой благословляли – БОГОМОЛЬСТВО, благословляли иконой жениха  невесту вместе жениховы и невестины родители

- потом невеста запорученкой была

- богомолье бывает у невесты, приезжают родители жениха

- на венчании тоже благословляли

- богомолье устаивали вечером, чтобы никто из соседей не знал, не пришёл и свадьбу не расстроил

- благославляли иконой обоих жениха и невесту сразу: «Господь Бог, благослови жениха и невесту», сначала жениховы родители благословляли, потом невесты, давали поцеловать икону

- случай был: на благословление, растворились двери (раньше знаки были), дак говорили, что это умерший отец приходил благословить невесту

- если отца не было, то вместо него кто-то из родни  благословлял

- невеста ЗАПОРУЧЕНКОЙ сидела: как Богу помолились, невесту благословили, она никуда не ходили, вечером дары шили - полотенца

- запорученная невеста причитала

- жених вечером ходил «гулять» – проведывал невесту, девушек угощал конфетами

- невеста на свадьбе (когда от венца приехали в дом жениха) дарила свекрови и свёкру полотенца, платки

- два дня справляли свадьбу: первый день у жениха с жениховой роднёй, второй - у невесты

- с невестой приданое давали, могли телёнка дать

- после свадьбы приданое невесты забирали

- «приёмыш» – жених к невесте приезжал жить, за него в приданое дали мельницу

 

Репортаж

35.

Ты зачем меня, мамаша,

Отдала в такую даль

 

- снач. комм.: после того, как женихова родня уезжала после богомольства, невеста начинает причитать – плаканье называлось

- фр. текста

- комм.: на плаканье соседи собирались смотреть, причитальницу звали (сама не умела причитать)

 

Свадебное причитание

36.

Отдали меня молодёхоньку да,

Мне жених понравился да, хлеба – сусеки да

 

- снач. комм.: невеста без матери была

- проба текста

- комм.: голосом причитали

 

Свадебное причитание

37.

Ой, мамаша милая

Да отдала меня в такую даль

Вся семеюшка чужая,

Никому меня не жаль

 

- проба напева

- комм.: невеста о стол хлопалась, мать плакала

- фр. текста

 

Свадебное причитание

38.

Ты меня зачем мамаша

Отдала молодёхоньку да,

Не пожалела да,

В чужи люди добрыё

 

- фр. текста

-  комм.: невеста хлопала руками о стол, а мать плакала, причётами обиду выговаривала

- подруги приходили, пожилые люди ходили смотреть как невеста причитала

- причитальница причитала, а невеста только плакала и хлопалась

 

Свадебное причитание

39.

Как бы был сердечной батюшко, дак

Не отдал бы меня, да молодёшеньку да,

За волоки, да за длинныё, да за далёкиё

 

- снач. комм.: причитала, если нет отца и матери

- фр. текста

- повтор текста

- комм.: во всю избу большим голосом причитали

- повтор текста

 

Свадебное причитание

40.

О колхозе:

 

- как мать в колхоз не хотела идти, а из-за этого им земли не давали, мать в с/с вызывали

 

Репортаж

41.

О свадебном обряде:

 

- «красоту красила» невеста - ходила по полям, причитала, ревела

- невеста ходила с подругами

- с полями прощалась невеста (ходила по полям), если свадьба была летом, зимой не ходила

- невеста шла красить красоту, после того, как её запоручат

- если свадьба летом, то невеста долго запорученкой не сидела, работать надо

- пиво варили к свадьбе, если долго запорученкой невеста сидела

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100