Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 037 |
|
||||
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Харовский район, Кубинский с/с д. Чернухино 04.09.02.
|
Зап.: Петрова Г.А., Коротаевская О.В. Тимофеева Я.Б. |
Исп.: Ходовой Анатолий Васильевич, 1922 г.р., род. - д. Шабаниха Кубинского с/с
1. |
- Иванов день (7 июля) и Васьянов день (октябрь) - престольные праздники в д. Шабаниха - в деревне было 15 домов - женщины собирались вместе 3-4 семьи, ходили из дома в дом, мужчины собирались отдельно - приезжали гости – дальние (племянники) и близкие (дети, внуки) родственники - в праздники никто не работал - варили пиво, самогон, пива варили несколько ушатов (ушат – 50 литров) - в праздничный первый день пекли пироги, холодец варили - гости собирались к обеду, усаживались за стол, потом соседи приглашали к себе, там сидели, весь вечер ходили из дома в дом, со столов не убирали весь день
|
Репортаж |
|
2. |
- у отца была тальянка, он хорошо играл, женщины и мужики плясали, топтались, кто как мог - 5-6 женщин плясали «кружок», песни пели - мужчины больше плясали по-одинке: один стоит, второй пляшет, потом менялись
|
Репортаж |
|
3. |
- сам играет теперь на современной гармони - тальянки были маленькие - отец купил первую гармонь - хромку за 50 рублей, она была вся разбита, мастер из д. Филенской – Александр Викулов, её отремонтировал - Викулов мог отремонтировать гармони, часы, валенки, был столяром
|
Репортаж |
|
4. |
- в престольный праздник Иванов день, летом гуляли поменьше, два дня, на третий день уже все уходили на работу, т.к. был сенокос - осенью в Васьянов день всё было убрано, гуляли по неделе, мужики ходили из дома в дом
|
Репортаж |
|
5. |
О процессе приготовления пива:
- выращивали ржаной солод: мочили рожь, проращивали, запаривали, солод осахаривался, потом сушили, мололи на ручных жерновах - сам - технолог по пивоварению, всю жизнь работал, может деревенское и промышленное пиво варить - сусло делали на солоде, потом его сбраживали - в Тарногском районе пиво варили посреди деревни, здесь такого не было - варили пиво в корчагах – глиняных сосудах, сбоку у корчаг – дырка, по которой сусло сливали, кипяток кипятили, ставили в печь, он запревал, сусло было сладкое - сцеживали солод через солому, её ставили к дырке, чтобы частицы солода в сусло не проходили - когда сусло отстоится, добавляли дрожжи, оно выбраживало, добавляли хмелевой отвар (хмельник был в каждом огороде) - готовое пиво остужали и сцеживали, держали в прохладном месте - подавали пиво в ендовах медных – сосуд с горлышком, разливали по стаканам
|
Репортаж |
|
6. |
- бань не было, мылись в печах, солому подкидывали, мать в печь садилась и двоих-троих детей держала, мыла - в печке было жарко - детей споласкивали водой в доме, а мать споласкивалась в коридоре возле двора
|
Репортаж |
|
7. |
О календарных обрядах и праздниках:
ЗАГОВИНЬЕ: - это повсеместный праздник - молодые парни ходили по домам, собирали яйца, могли своровать, ходили по 10-15 человек, с гармошкой, двое-трое голосистых разговаривали с хозяевами, а двое воровали яйца на сарае из куриных гнёзд - парни поздравляли хозяев с праздником, всё хорошее желали, не просили яйца, хозяева сами подавали - воровали яйца не в каждом доме, больше у жадных - по 3-4 яйца давали, кто-то мог вообще не дать - жарили яичницу в каком-нибудь доме, где есть ребята да девки, жарили яйца не для того, чтобы наесться, а традиция такая была - вино и пиво приносили к яичнице, выпивали, больше плясали и веселились - девки могли ходить по-за парням - самому просить не приходилось, сам всё больше на гармони играл, с парнями ходил
|
Репортаж |
|
8. |
|
Наигрыш на гармони – хромке |
|
9. |
- снач. комм: здесь почаще надо играть - фр. наигрыша - комм.: надо плясать, когда играют «под драку», плясали только парни - наигрыш
|
Наигрыш на гармони – хромке |
|
10. |
- снач. комм: девкам надо играть пореже, они пляшут кружка по паре или «на перепляс» - одна стоит, другая пляшет - проба наигрыша - комм.: можно и почаще играть, если по-одинке пляшут, а «кружком», дак пореже - наигрыш
|
Наигрыш на гармони – хромке |
|
11. |
- комм.: под эту песни поют
|
Наигрыш на гармони – хромке |
|
12. |
- из деревни в деревню ходили шеренгой, гармонист шёл в середине, а все остальные – по бокам, шли шеренгой не в один ряд, а девки сзади шли - парни пели свои песни, могли с матюгами, а девки - свои - парни ходили в первой шеренге, а девки – поодаль 5-6 метров - ходили гулять по 30-40 человек, 20 ребят было, по 6-7 гармоней носили, девчонок было не меньше - так до войны гуляли
|
Репортаж |
|
13. |
- перед войной были гармони-хромки, а тальянки были до коллективизации (до 30-х годов)
|
Репортаж |
|
14. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ: - ряженые ходили по домам - шубу мехом кверху одевали - рядились медведем, натуральную медвежью шкуру брали у охотников, натягивали на себя, одного мужика чуть не убили, подумали, что это медведь, «медведь» придуривал - заходили в избу, кто плясал, кто что делал - делали «на дурак»: в одной избе парни заткнули сеном печную трубу - примораживали ворота, раскатывали поленницу - будущий зять перевязал ворота проволокой, что было не попасть в дом - сани опускали в реку под гору МАСЛЕНИЦА: - в Масленицу жгли костёр в поле, на реке на льду, днём пацаны -подростки собирали дрова, хлам, а вечером зажигали костёр, потом плясали, песни пели - парни постарше толкали в огонь обидчиков - в Чистый понедельник купали девок в снегу, девки штанов не носили, их вниз головой в снег ставили и снегом закидывали, девки визжали и бегали, это в шутку было - Иванов день – праздник в разгар сенокоса, шибко не гуляли - у кого было много работы, тех ребят до обеда на праздник не отпускали
|
Репортаж |
|
15. |
- перед войной в 1937-1938 г.г. летом собирались к часовне, там девки плясали - в казанки играли, в мячик - «попа гоняли» (в городок) - мяч гоняли, каждый на лунке стоял, одного выгоняли, один стоял, выбивал кого-нибудь, менялись - пацаны городок гоняли, девки больше с мячиком играли
|
Репортаж |
|
16. |
- в Харовске была ярмарка, ездили туда, кто с чем - из д. Сорожино привозили глиняную посуду - рыбу возили сушёную, продавали - у кого, что есть, то вывозили на ярмарку
|
Репортаж |
|
17. |
О календарных обрядах и праздниках:
- в простой день у часовни собирались, каждый вечер, собирались не все, а только те, у кого время было, плясать хотелось МАСЛЕНИЦА: - что-то вешали на шест, он стоял в костре - один раз на костёр принесли бочонок из-под дёгтя, одевали его на шест, ставили в центре костра, сжигали, кто что кричал
|
Репортаж |
|
18. |
- до колхозов мать приносила последний сноп, ставила в передний угол - когда кончали жать, последний сноп приносили домой, ставили в передний угол под иконы
|
Репортаж |
|
19. |
- освещали скотину, каждое лето поп приезжал, брызгал метёлкой - пастбища были в лесу, волков было много - попа приглашали, чтобы освятить - каждый своё стадо выводил, поп брызгал метёлкой
|
Репортаж |
|
20. |
- Егорьев день - праздник в д. Конево (6 мая) – это первый летний праздник - в какой-то праздник поп ходил по всей деревне каждый год, напивался сильно, за него потом кадило носили - поп был в деревне, сильно пил и за девками ухлёстывал
|
Репортаж |
|
21. |
- после уборки осенью собирались на вечёрки, посиделки - собирались по очереди у девчонок - в д.Чернухино ходили всё время в один дом, там старуха жила, ей керосин приносили - 15-20 человек собиралось, в закутке полотнищем отгораживали, или за заборкой делали «горюны», ставили скамейку - «горюн»: - заводили «горюны» обычно девки, вдвоём уходили, сидели, потом одна выходила, та, которая оставалась, просила, какого парня ей надо послать, другая того парня и звала, парень уходил - сидели «горевали» - обнимались, целовались, потом девка уходила, парень заказывал, кого надо ему послать в закуток - если тебя послали в «горюн», нельзя было отказаться, если не любой парень, то побыстрее отделывались - близкая девка садилась на колени, если нет, то - рядом - садились парень и девка ногами в разные стороны, чтобы лучше целоваться было - по 5-6 пар сидели в «горюнах», не стеснялись, целовались - были такие, кого за целый вечер ни разу не вызывали к «горюну» - была девка, которая в 30 лет только замуж вышла, её на беседах никогда в «горюн» не звали, были и парни такие - в почёте были гармонисты, отбоя не было от девок - играли так, что хоть рубаху выжимай, одна пара плясала, а две в очередь стояли - мужские посиделки: - женатые семейные мужики собирались отдельно, курили махорку, играли в карты «в дурака», на деньги мало играли
|
Репортаж |
|
22. |
О календарных обрядах и праздниках:
ЗАГОВЕНЬЕ: - ставили под деревней круговую качуль, три волости гуляли, до 1000 человек собиралось - мужики качали на качели за яйцо или за деньги - самого с гармонью садили на качуль, деньги давали - садились по паре на качуль, маленькие дети садились по трое, парень с девушкой садились - красили яйца ТРОИЦА: - не пивной праздник, не гуляли, поминали родителей, ходили на кладбище
|
Репортаж |
|
23. |
- отец на войне погиб, мать во время войны попала под поезд, его с фронта на похороны не отпустили, поэтому не знает, где родители похоронены - женился после войны в 1947 г.
|
Репортаж |
|
24. |
О родильно-крестильных обрядах:
- сына поп крестил, ходил по деревням, а дочь только недавно покрестилась
|
Репортаж |
|
25. |
- начался играть, как только научился сидеть - отец хорошо играл - сам учился играть
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Харовский район, Кубинский с/с п. Нижне-Кубинский 05.09.02. |
Зап.: Петрова Г. А., Коротаевская О.В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Домшарова Антонина Ивановна, 1914 г.р., род. - д. Заречная Шевницкого с/с
26. |
- в д. Заречье праздновали Николу - летнего - Дмитриев день по всему с/с - на праздники днём ходили на Шевницы
|
Репортаж |
|
27. |
- вечерами собирались девушки с прясинкам - на вечёрках плясали и песни пели, кругом плясали
|
Репортаж |
|
28. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ: - бегали, стукали - к старикам не ходили, молодяжник молодяжнику безобразничали - стукали батогом - до 12 часов бегали - ходили репу и горох воровать - рядились, кто, как может, девкой, парнем
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Харовский район, Кубинский с/с п. Нижне-Кубинский 05.09.02. |
Зап.: Петрова Г. А., Коротаевская О.В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Кузьмина Галина Павловна, 1924 г.р., род. - д. Зимница Кубинского с/с
29. |
- лошадь в отводы не шла, на дыбы вставала, когда к церкви поехали – на отвод медвежье сало намазали, лошадь чуяла зверя и не шла, дед Еграша распахивал отводы, что-то делал, его звали на все свадьбы, помогал - мать рассказывала, к ней сватались, пришли брат жениха, мать и отец, мать – невеста на полати забралась и слушала, ей хотелось замуж за этого парня, но он с другой гулял - сосватались, «дело сделали», приехали дом смотреть - невесту заставляли пройтись перед сватами, смотрели, не хромая ли - назначали день свадьбы, стали пиво варить - подружки причитали, невеста (мать) перед женихом хлопалась, кланялась на стол, хоть и люб был жених, невеста была закрыта белым платком - невеста одаривала всех - когда «дело сделают», руки жмут - молодых обходили с иконой - одевали невесту подруги - невеста сидела за столом под иконами, когда жених приезжал - жених с невестой ехали к венцу на разных лошадях - лошадей украшали подруги бантами, лентами - родители невесты провожали молодых к венцу - девки песни пели - лошади встали на дыбы, когда мама с женихом поехали к венцу, в деревне невесты (матери) так сделали, материн дед потом их пропускал - загораживать дорогу и просить выкуп стали недавно - от венца молодые ехали к жениху, там их встречали - перед молодыми разметали дорогу, стелили ковры, прямо от лошади, стелили сваребники – тётки или дядьки - молодых встречали у дверей в комнату с хлебом-солью, иконкой благословляли - подруги песни пели, когда встречали молодых - первый день гуляли у жениха, а второй день - у невесты
|
Репортаж |
30. |
О календарных обрядах и праздниках:
- до колхозов в д. Зимница отмечали Филиппов день - после образования колхозов стали отмечать праздник с Филиппова (28 июля) до Ильина дня (2 августа), не работали - на праздник приходили гости из других деревень - гуляли 3-4 дня - на второй день приходили неженатые парни, просили яйца, заходили в дом, поздравляли с праздником - яичницу жарили в доме в печке на сошке, девки могли быть с парнями - яйца красили на Пасху, Заговинье, мужики бились яйцами МАСЛЕНИЦА: - на Масленицу жгли костры, собирали дрова, старые веники - костёр жгли за деревней, накануне Масленицы всё собирали, а костёр жгли в саму Масленицу вечером - около костра гуляли, в снегу кувыркались - молодые на целую неделю приезжали к тестю в гости, катались на лошадях - молодых купали в снегу, девок с высокого взъезда в снег кидали 2-3 парней
|
Репортаж |
31. |
Куда ходила, Коледа? Искать государев двор, Государев двор середи Москвы
- снач. комм.: в Святки колядовали, по 10 человек собирались, коляду пели - текст
|
Колядка |
32. |
Дай, Бог, тебе здоровья На дворе бы сто коров
- фр. текста
|
Колядка |
33. |
Дак и одна бы дак сдохла у тебя, Да и та бы была не здорова
- фр. текста в пересказе - комм.: уходили и приговаривали, если не дадут, то ругали - фр. текста - комм.: старуху тоже ругали, что «скупая и жадная»
|
Колядка |
34. |
Если есть у меня, дак покажись
- снач. комм.: в жилой избе, насыпала на блюдце золы, поставила стакан с водой, зеркало сзади - комм.: показался солдат, головы не видно, с солдатом и дружила, от него ребёнок, но он уехал; платком тёмным голову прикрывала, свечку сзади ставила, чтобы от свечки в стакане видно было, себя закрывала платком
|
Приговор при гадании |
35. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ: - гадания - в овин ходили, богатый или бедный гадали, показывали в окно ж…, если бедный, то голой рукой шлёпнет, если богатый, то мохнатой - дрова по всей улице разваливали, всю поленницу раскатывали - на санях катались - в поле под гору уволакивали сани, потом хозяин не мог выволочь, на коне не проехать и самому не вытащить - ряженые ходили: невестой рядились, в шляпу наряжались - «цыганами» ходили, сажей мазались, по домам ходили, сено просили, в любой дом среди белого дня заходили
|
Репортаж |
36. |
- на вечёрки гулять собирались, с гармошкой - парни могли рассориться и драку начать, лампу разбить, кулаком стукнуть, девки убегали - дрались деревня на деревню
|
Репортаж
|
37. |
- плясали «Деревенского кружка», «Боровца»: два пары, сначала парни пляшут, девки стоят, потом меняются, девки тоже в круг выходили плясать, кружились - «горюны» заводили, звали девку или парня, чтобы пары свести, пары могли до конца вечера сидеть - «бороду» кричали, что той-то от того-то «борода!»
|
Репортаж
|
38. |
На меня и на людей На Богову травку, На наш ячмень
- текст - комм.: чтобы дождик шёл
|
Закличка |
39. |
Я поеду в Ярослав[ль], Богу молиться, Кресту поклониться
- снач. комм.: чтобы не было дождика - текст - фр. текста
|
Закличка |
40. |
На меня и на людей
- фр. текста
|
Закличка |
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |