Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 025

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Разинский с/с

д. Гора

03.09.02.

 

Зап.: Кулёв А.В.,

Зеленина О.Н.,

Колесова И.В.

Исп.: Карюкина Галина Михайловна, 1918 г.р., род. д. Есиповская Разинского с/с

 

1.

О свадебном обряде:

 

- сватовство: приходили сваты - отец, мать жениха, договаривались, назначали время свадьбы

- венчались, день гуляли у жениха – это называлось хлибена

- родители невесты -  мать и отец накануне свадьбы привозили именье в дом жениха – коробейные, их угощали

- жених приезжал за невестой

- у жениха и невесты есть крёстные, сват, сватья

- к невесте приглашали старушку, которая вела причёт, (выходили по любви и не по любви – нахалом отдавали родители, если у жениха было много скотины, богатства)

- у жениха смотрели, что у него есть, потом шли к невесте «дело делать», у невесты ничего не смотрели, лишь бы невеста была хороша, а невесте жениха выбирали, как они живут, какое хозяйство, если плохое, то могли не отдать

- на свадьбе пели свадебные песни, упевали жениха и невесту, сама девочкой ходила с пожилыми женщинами на свадьбу песни петь, жених и невеста вставали – их упевали, им не одну песню пели, потом садились за стол, и начиналось угощенье, пили вино

- «едут на хлибены» - значит, невесту отдали замуж, она едет на готовое к жениху – на хлеб, соль; коробейныё – везли именьё невесты к жениху

- хлибена – невеста не косила, не жала, её отдают на готовые хлеба, поэтому назывались хлибена

- коробейное везли до венчания, причёт тоже был до венчания

- сначала сватали, потом ездили к жениху смотреть место, потом дело делали

- смотрели место у жениха, какое богатство, скотина; если понравилось место, отец невесты давал жениху руку - дело сделали, невесту не спрашивали

- Богу молились, когда жених приезжал к невесте

- жених приезжал к невесте один раз, когда её запоручили: разговаривали, назначали свадьбу

- тётку отдали замуж не по любви, у жениха было хорошее хозяйство, отец дал руку жениху, невеста залезла на чердак, отец верёвкой её выгнал

- невесту везли к венцу, а гости готовились ехать к жениху

- первый день гуляли у жениха, второй день – у невесты

- жених приезжал за невестой, её садили в сани и везли к венцу, а гости уже готовились ехать с коробейным к жениху, ждали молодых от венца, жених и невеста проезжали от венца к жениху, не выходили из саней, гости, видя их тоже ехали к жениху

- накануне свадьбы отец невесты отвозил именье в дом жениха, его складывали в сенник

- жених приходил один раз к невесте до свадьбы, поговорить, потом он домой уходил

- плаканье было: отец отдал тётку не за любого, сильно ревела, ребята даже ревели

- мать за любого отдали

- накануне плаканья жених приходил к невесте (один раз)

- звали специально причётальщицу, она причитала, если не любой жених, невеста ревела

- мать отдавали за любого, отец ей велел на плаканье лука взять, чтобы поплакать

- на плаканье приходили парни и девушки, т.к. они вместе гуляли

- причитали, что будет не девичье житьё

- жених приходил накануне плаканья, плаканье было вечером перед свадьбой

- когда приходил жених, его приглашали к столу, грели самовар, невеста выходила в коридор провожать жениха

- коробейными ездили отец, мать, везли личные вещи невесты, отца невесты угощали

- дружку повязывали полотенцем, полотенца дарили самые лучшие, божатка или божат – брат или сестра матери

- молодых от венца встречали отец и мать жениха, набирали чашу овса, кидали овсом в жениха и невесту, чтобы богато жили

- когда подъезжали молодые, люди заходили в избу и поджидали молодых, чтобы обкидать их зерном, чтобы те хорошо жили, и всегда у них был хлеб

- молодых встречали с иконой в дверях отец и мать, благословляли, потом они садятся за стол и с ними их подручные

- молодые подъезжали к дому, выходили, с ними были дружка и сватовья, поднимались в избу, молодая с себя снимала пальто и шаль

- на венчании у молодой была голова покрыта, после венчания платок снимали

- молодых обкидывали овсом, благословляли, они садились за стол, им пели свадебные песни

 

Репортаж

 

2.

Что у чарочки, да

У серебряныё, да

Золотой был веночик,

У Александра молодца

 

- фр. текста

- фр. напева

- фр. текста

 

Свадебная

3.

Ельник - березник

То ли не дрова,

Есповска деревня

То ли не добра

 

- фр. напева (не с начала)

- фр. текста (не с начала)

- комм.: невесте поют эти песни, а невеста и жених стоят, после того, как пропоют, шло угощенье, пили, ели, шли плясать

- фр. текста

- комм.: невесте пели

- текст

- комм.: невесту отдают в Есиповскую деревню, поэтому это поют

- фр. напева

- комм.: пели женщины, когда молодые от венца приезжали, молодых обкидывали овсом, потом в дверях их благословляли, как только за порог перейдут, потом молодые садились за стол и их упев?ли

 

Свадебная

4.

Отставала лебёдушка

От стада лебединого,

Приставал лебёдушка

 

- фр. текста

- комм.: невеста отставала от дома, к жениху приставала

- фр. текста

 

Свадебная

5.

Ты прости, дыра черная,

Да мне больше в тебя

Не впихивати, да не выпихивати

 

- снач. комм.: невесту водили в гумно, к овину, невеста овину причитала, водили в амбары, невеста прощалась со своим домом, водили подруги, причётальница

- текст

- комм.: больше невесте не придётся ничего садить в овин и снимать не придётся, в овине всё чёрное

- фр. текста

 

Свадебное причитание

6.

О свадебном обряде:

 

- водили невесту к амбару, если ей послышится, что что-то скребёт, значит, есть хлеб

- если девушка зимой выходила замуж, на неё одевали тёплый платок, если весной – тоненький; под венец невесту вели без платка

- от венца: перед молодыми разметали дорогу (кто-нибудь из родни), потом благословляли, а в это время кидали на них овёс, потом садились за стол

- мать выходила замуж, было много родни, подарила 15 полотенец, кто что дарил, полотенца, платок

- сейчас невесту дарят, а раньше невеста дарила родню жениха полотенцами (мать матери была ткаха да пряха, она наткала, полотенца были выбеленные весной на снегу, потом, когда снег таял, их убирали, два года белили, полотенца были со строчками, кружевом, прошвой)

- молодые приезжали от венца, перед ними разметали дорогу, благословляли, посторонним давали чашу с овсом, овёс кидали на молодых, чтобы жили богато

 

Репортаж

7.

Не шелкова ленточка

К стенке льнёт,

Льнёт, прижимаёт –

Всё выспрашиваёт

 

- фр. текста

 

Свадебная

8.

О свадебном обряде:

 

- бабам, которые пели, невеста подавала пирог, бутылку, невеста привозила

- дружка отводил молодых спать

- на свадьбе били горшок – на счастье

 

Репортаж

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА:

- молодых увозили тесть и тёща

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК:

- молодых уволакивали на улицу и «купали» в снегу

- купали и девок, девки прятались, их искали

- «купали», чтобы все чистые были

- девки прятались, а парни их искали, надо было обязательно выкупать

МАСЛЕНИЦА:

- молодых катали по деревне

Репортаж

 

 

 

- жгли Масленую (костёр), парни и девки приносили барахло и жгли, жгли солому из гумна

СВЯТКИ:

- две недели длятся Святки

- девушки гадали: на картах, ходили на перекрёсток дорог (раскручивались, падали, слушали, с которой стороны приедет жених)

- ходили на прорубь – выбирали камеш†к, защурясь – такой жених будет (беленький, чёрненький)

- отпускали кольцо в стакан с водой – показывалось лицо или половина, гадали в другой избе или сеннике без посторонних

- сама ходила ряженой, её не отпускали, просили ещё что-нибудь поговорить

- ряжеными ходили на беседу, их поджидали, ряженые плясали под гармонь, пели, говорили

- ряженые голос не меняли, но наряжались так, чтобы их не узнали

 

 

10.

Со святыми упокой,

Человек-от был какой

 

- снач. комм.: заносили «покойника» на носилках с полотном на беседу, была отпевальщица, кадилом махали, причётальница причитала

- фр. текста

- комм.: кадилом кадили, клали уголь с ладаном, чтобы пахло по всей избе, «покойник» вскакивал и плясал

 

Припевка ряженых

11.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- парень с Хавчихи надевал шкуру медведя, на палку - нос от утки, приходил на беседу, девок клевал носом, одевал шкуру медведя, нос на палку, нос из шкуры был высунут, девок клевал

- делали «на дурак» - поленницы разваливали, на дорогу возили дровни, стелюшки

- мужика обманули, сказали, что медведь пришёл – он вышел с ружьём, выстрелил, а там костёр был сделан

- пёрышко в трубу отпускали, чтобы весь дым шёл в избу

- за шутки не ругали

- в Святки (с Рождества до Крещенья) разрешалось гадать, шутить

КРЕЩЕНЬЕ:

- «всё закрестили» - не гадали, не шутили

- ходили в церковь, брали святую воду

- на Гороховке праздновали Макавен, на реке Гороховке мужики готовили мосток, батюшка с певчими служил молебен, воду кропил, люди эту воду брали, она была святая, батюшка кропил воду и людей

 

Репортаж

12.

О представлениях, верованиях:

 

- у д.Есиповская был особенный ключ

- если человек болел, брали кусочек хлеба или пирога, опускали в ключ, если он разойдётся по воде крошками, то человек поправится, если кусочек ляжет на дно, то человек умрёт, ходили свои люди из семьи

- это святой ключ, брали воду из него, кропили в доме все углы, на дворе

- в деревне была часовенка, после войны её нарушили

- ключ считали волшебным, с него брали воду для больных людей

 

Репортаж

 

13.

Об обрядах со скотиной:

 

- батюшка на реке молебен служил, кропил воду, её брали, кропили водой двор, скотину, когда выпускали первый раз

- летом был праздник, батюшка приезжал, служил в часовне, скотину пока не выпускали, потом батюшка шёл в прогон, с ним были певчие, коней за узду вели, гнали коров, овец, батюшка кропил их святой водой

 

Репортаж

14.

Об окказиональных обрядах:

 

- если нет дождя, батюшка созывал мирян на молебен в церковь, чтобы отслужить службу, после этого будет дождь

- как скотинку прогонят, потом ходили по полям кругом деревни, батюшка приглашали на обед, приглашал всегда один хозяин

 

репортаж

15.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ (в ноябре, Дмитриевская) носили блины в церковь, поминали родителей, поп служил молебен, блины оставляли попам

- на могилу ходить раньше не было моды

- если человек умер до Троицы, то до Троицы могилу налаживали, в Троицу приходили на могилу поминать

- могилу не украшали, только крестики ставили

- в Родительскую субботу на могилу не ходили, ходили в церковь с блинами

 

Репортаж

 

16.

Помяни, Господи рабу Божью Маису, Галину …

 

- снач. комм.: в Родительскую субботу поминали дома первым блином каждого человека со словами

- комм.: поминали первый раз (первым блином), потом ели, сколько хотели, поминали всех родителей, которых помнили, поминали и соседей

 

Приговор в Родительскую субботу

17.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- поминали в Родительскую субботу – на Дмитриев день, праздновали в Шевницах

- на Троицу блинами, пирогами поминали

 

Репортаж

18.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:

- церковные служащие приносили веточки вербы в церковь, батюшка их кропил, потом люди разбирали

- первый раз ВЫГОНЯЛИ СКОТИНУ веточками вербы, потом их приносили домой, клали под матицу (когда высохнет, выбрасывали)

ТРОИЦА:

- ездили на лошади за берёзками, ставили их под окно, пока не завянут, потом их распиливали на дрова

ИВАНОВ ДЕНЬ:

- на Иванов день все цветы расцветают

 

Репортаж

 

19.

У всякого попа свой устав

 

Поговорка

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

- запуки были

- скоромное не ели, до звезды весь день не ели

 

Репортаж

21.

О представлениях, верованиях:

 

- в доме есть домовой, он не вредит дому

- мать увидела в туалете домового, рассказала об этом матери, та сказала, что это к замужеству

- во дворе и дома – один домовой, он оберегает скотинку, его удобряют, домовой должен охранять свой дом

- домовой лошадям косы заплетал

- про домового плохо не говорят

- когда строили дом, позвали батюшка, он служил молебен, велел положить во все четыре угла земли и зёрнышек – от колдунов

- колдуны что-то подкладывали под закладное бревно (чью-нибудь ногу) – умирала скотина, пока кто-нибудь не скажет, что что-то зарыто, сам не найдёшь

- у матери была святая вода, она сама всё в доме кропила

- в новый дом в четыре угла клали землю из поскотины и зерно

 

Репортаж

 

22.

Баюшки - баю,

Слушай песенку спою:

Топором отец стучит,

Матушка в углу ворчит

 

- снач. комм.: в зыбках ребёнка качали и пели

- текст

- фр. текста

- текст

 

Колыбельная

23.

Спят кошки в лукошки,

Котята в решате,

А маленьки робятка

Спят в люленьке

 

- комм.: если не охота петь песенку, пели: «А-а-а»

 

Колыбельная

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100