Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 09 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 081

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с

д.Рассохино

09.12.02.

Зап.: Келарев А.М.

Коротаевская О.В.

 

Исп.: Игнашов Николай Арсентьевич,1934 г.р., здешний

Игнашова Нина Сергеевна, 1939 г.р., здешний

 

1.    

«Русского»

 

- фрагмент

 

Наигрыш на гармони

.2.

Под песни

 

Супостаточка на стуле,

А другая на другом,

Хороша подруга милая,

<нрзбр.>

 

Изменил мине залётка,

Изменил, не поберёг,

Буду я гулять с товаришшом

Ему напоперёк.

 

Говорят, измена мне,

Измена и товарочке.

Мы не будем унывать

Сошьём по алой парочке.

 

Говорят, что мне измена,

На измену наплевать,

На измену есть замена,

Глазки серыё глядят

 

Про изменушку задумывала

Много, много раз,

Не могла сказать изменится,

Не надо, дроля, Вас

 

Про изменушку задумывала

Не единова,

Не могла сказать измене,

Что не надо милого.

 

Я тепере не гуляю

И не собираюсё,

Что и раньше было гуляно,.

Тепере каюсё.

 

Раньше весело гуляла,

Надо веселяе бы,

Тепере я свою гуляночку

И вспоминала бы.

 

Раньше весело гуляла,

А теперь унизилась.

Вся последняя гуляночка

Во сне привиделась

 

Это старая гуляночка,

И старый дролечка

< нрзбр >

 

Вот и старая гуляночка,

И старый дорогой.

Не пошла я на гуляночку,

<нрзбр>

 

Старому не отказала,

Дала руку новому,

У меня <нрзбр.>

<нрзбр.>

 

Дролю старово оставлю,

И пойду я к новому.

Передам тоску и горе,

Дереву дубовому

 

Наигрыш на гармони с частушками

3.

Провожала дролю в армию

И ручку отдала,

Я до первого попавшего

Гулять буду одна

 

- текст

 

Частушка

4.

Дроля в армию поехал,

Не велел печалитьсё,

Велел на крышу залезать,

Свалатьсё и оскалитьсё.

 

- текст

 

Частушка

5.

[ ]

Погляди на берега.

Об тебе я буду плакать,

Прибывать будёт вода.

 

- текст

 

Частушка

6.

Дроля в армию поедет,

Погляди на девушку,

Может я за это время

Сделаю изменушку.

 

- текст

 

 Частушка

 

7.

[ ]

Об тебе я буду плакать,

Прибывать будёт вода.

 

- фрагмент текста

- комм.: пели в избе, когда плясали

 

Частушка

8.

«Русского» с частушками:

 

Дроля в армию поехал,

Погляди на берега,

Об тебе я буду плакать,

Погляди на берега.

 

Дроля в армию поедешь,

Погляди на девушку,

Может я за это время

Сделаю изменушку.

 

Дроля в армию поехал

Проводить не удалось

Ручки белые не делали

Ретивоё рвалось.

 

Дроля в армию поехал

Провожать ходила я

Потихонечку спросила

Дожидаться или нет

 

Дроля в армию поехал,

Я за им вдогонюшку,

Догоню, не догоню

В родимую сторонушку.

 

Дроля в армию поехал

За рукав  держаласе

Тяжело было ретивому

И то россталасе.

 

Наигрыш на гармони с частушками

9.

[Рекрута, рекрутики],

[Ломали в поле прутики]

Ломали торопилисё

Домой не воротилисё

 

- текст

 

Частушка

10.

Атаман, играй под драку,

Скоро драку заведём

Всю весёлую розгоним

Кому надо надаём.

 

- текст

 

Частушка

11.

Говорят, што хулиганы

Шляются по деревням,

Не последние, а первые

Гоняются за нам.

 

- текст

 

Частушка

12.

«Под драку»

 

<нрзбр>

 

<нрзбр>

 

<нрзбр>

 

Наигрыш на гармони с частушками

13.

Не плясальник я

А опоясали меня

Не широким ремешком,

С огорода колышком.

 

- напев

 

Частушка

14.

«Под драку»

 

Наигрыш на гармони

 

15.

Атаман у нас молоденький,

Не выдадим его.

Семеро в могилу лягем

За его, за одного.

 

- текст

 

Частушка

16.

«Русского»

 

- фрагмент

 

Наигрыш на гармони

17.

«Под драку»

 

Хулиган мальчишка я

Не любят девушки меня

<нрзбр>

 

<нрзбр>

 

Ты играй, играй, товариш

Говори, што не устал,

Тибе дроля изменила

Говори, што сам отстал

 

Наигрыш на гармони с частушками

18.

[…]

[Не любят меня девушки]

Любят самые последние

И те за денежки.

 

- текст

- комм.: того, кто затевал драку называли драчун, задира

 

Частушка

19.

Я мальчишка хулиган ]

Моя семейка бедная.

Засверкала у нагана

Рукоятка медная.

 

- текст

 

Частушка

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- праздновали Троицу, посреди деревни собирали «круги» – плясали

- праздновали Петров день

- на третий день Троицы неженатые парни собирали яйца у девушек; сам ходил собирать яйца, уже будучи, женатым, подходил к окну дома, начинал играть на гармони, в берестяную коробку клали яйца; яйца клали в берестяную коробку или тарелку, которую ставили в открытое окно дома, где жила девушка

- раньше катали яйца по лоткам; но сами этого не застали

- последнее воскресенье июля праздновали «молёбный день» - деревенский праздник, «не церковный»

- в д. Гридино праздновали Ильин день, это церковный праздник

- в «молёбный день» собирались около часовни

- 1938 г. деревня горела

КАТАНИЕ ЯИЦ

- мужики катали яйца по лоткам

- лотки были деревянные, длинные; один лоток приставляли к другому на горке

- яйца скатывались под горку; если яйцо разбивалось, его забирали себе

- яйцо скатывали по лотку и бежали за ним

- лотков для катания яиц было много, они соединялись один с другим; после использования, лотки убирали и хранили на сарае до следующего года

- мужики собирали яйца, потом варили «селянку»; яйца размешивали, затем выливали в форму для выпечки «коровая»,  варили на шестке, добавляли масла – это называлась «селянка»

- яйца собирали вечером – обходили всю деревню, потом варили «селянку» и пировали всю ночь

- на Троицу приносили березы; веточки березы втыкали в доме, на сарае, они стояли до тех пор, пока не высохнут, потом их не выкидывали, а хранили под «матицей» до следующей Троицы, потом приносили новые веточки березы, а эти сжигали

- в Великий четверг ходили за вересом, втыкали верес под «матицу» и хранили, таким образом, до следующего года; делали так, чтобы в доме не было чертей

 

Репортаж

21.

Батюшко-доброхотушко, я пошла, и ты подём со мной

 

- снач. комм.: считали, что в каждом доме есть домовой – «доброхотушко», живет в углу; «доброхотушко» есть у каждого человека; когда уходили из дома, звали «доброхотушку» с собой

 

Приговор «доброхотушке»

22.

О представлениях и верованиях:

 

- «доброхотушко» может жить в доме или на дворе

- в бане живет «банник», но сама не видела

- если рождался ребенок, мать приговаривала к нему «доброхотушку»

- когда человек умирал, то «доброхотушко» уходил вместе с умершим;

- если «доброхотушко» не уходил вместе с умершим, то он казался остальным, живущим в этом доме; если «доброхотушко» показался, надо было молиться Богу, креститься

- «доброхотушка» мог быть плохим или хорошим, в зависимости от того, как к нему относился человек

- если человек «все время ходил в думе» - всё думал о плохом, говорили: «Дума съедает человека», это «нечистая сила»

 

Репортаж

23.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в гроб клали березовые веники, которыми хлестались в бане

- если покойный привиделся во сне, знающие старушки выгоняли «доброхотушко» за покойным специальными приговорами

- знающие приговоры ни кому не рассказывали; сейчас в таких случаях ходят в церковь; раньше, когда церкви не было, ходили к старушкам

- «при коммунистах иконы в доме не ставили, только портрет Ленина»

 

Репортаж

24.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- «вечерины» собирали в домах у девушек по очереди, если родители девушки не разрешали устраивать в доме «вечерину», то откупали избу за пироги, яйца, сахар

- избу для «игрищ» откупали на весь период Святок (от Рождества до Крещенья); на игрища прибегали «выряжухи», «кулеса»

- игра «шить шубу»: все играющие садились в круг, один парень садился в середину круга, брали пояс – «игла» и передавали его друг другу под ногами, кто не успел поймать пояс, того хлестали по спине; играющие садились в круг, передавали пояс под коленками а один должен был поймать, если поймал, то садился в круг, тот, кто упустил пояс, вставал на место водящего; вместо пояса могли использовать полотенце, завязанное узлом

- парни на «вечеринах» играли, а девушки вязали

- парни сидели у девушек на коленях, девушки могли сидеть на коленях у парней

- гармонист мог сесть на колени к любой девушке на любую лавку

- девушки на вечерах вязали, в то время уже не пряли

 

Репортаж

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с

д.Рассохино

10.12.02.

Зап.: Келарев А.М.

Коротаевская О.В.

 

 

 

 

 

 

Исп.: Фатиева Юлия Федоровна, 1919 г.р., здешняя

 

25.

О похоронно- поминальных обрядах:

 

- для обмывания покойника приглашали бабушек

- покойника клали «вдоль по полу», ногами к выходу

- на кладбище покойника клали головой на восток

- покойника обмывали на полу, мыли с мылом и обтирали

- когда человек умирал, ему сразу готовили место: ставили скамейку, стелили на нее подстилку, простынь, подушечку

- покойника выносили для обмывания

 

Репортаж

26.

Святы Боже,

Святы крепкий,

Святы бессмертный,

Помилуй нас!

 

- текст

- комм.: так приговаривали всякий раз, когда что-либо делали с покойником: обмывали, одевали и т.д.

- повторная запись

 

Молитва

27.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойника обмывали через два часа после наступления смерти (когда остынет); обмывали теплой водой, чистой тряпочкой, с мылом

- мыло, которым обмывали покойника, не выбрасывали, говорили: «руки будут дрябнуть» а хранили

- после того, как обмыли, кто-нибудь из родных клали покойника на место, ногами к дверям

- покойника «обряжали» родные, приходили помогать и чужие

- воду, которой обмывали покойника, выносили туда, «где скотина не ходит», «в сутошный угол» (на передний угол дома)

- в гроб клали вату, а  теперь кладут сухие березовые листья

- из ваты делали подушечку, постилали все чистое, на подушечке делали из красных ниток крест на четыре угла

- в гроб клали расческу, мыло могли и не положить

- покойника отпевал священник

- в левую руку покойного вкладывали носовой платок, в правую – ничего не клали

- руки и ноги покойного связывали, потом на кладбище развязывали

- раньше были всякие «запуги»

 

Репортаж

 

- когда выносили гроб, родные должны были подлезать под гробом, чтобы не боятся покойника

- раньше могилу умершему копали чужие люди, своим не давали, теперь и свои копают

- «умиральную одежду» готовили заранее: новую рубашку, платье – все должно быть новое

- на умершую надевали кофту, подпоясывали поясом

- на ноги умершему надевали валенки независимо от времени года (в городах больше надевают тапки); валенки надевали не новые, говорили: «там (на том свете) погонят, так чтобы обувь была удобная, разношенная, а новые валенки твердые»

- говорили: «душа у человека не умирает»; «тело в землю, а душа вверх»

- раньше считали, что до сорока дней человек «не на месте»

- поминки делали на сороковой день, на годовщину

- могилу копали глубиной 1,5 м.; гроб в могилу опускали на веревках, еще раньше на «холстине» или на «долгих полотенцах»

- на гроб клали холстинку;

- раньше в гробу умершего покрывали холстинкой, а теперь специальным церковным покрывалом

- полотенца, на которых опускали гроб, не оставляли в могиле, а забирали домой; холстинку, которой сверху покрывали гроб тоже забирали домой

- когда покойника обмывали, «на место» постилали« холстинку, потом «ряженного» (одетого) покойника клали в гроб, а холстинку «с места» использовали потом в хозяйстве

- на гроб клали чистую холстинку

- на дно гроба клали опилки или стружку

- после того, как обмыли покойника, пол затирали, тряпки, которыми мыли и обтирали, стирали и использовали потом в хозяйстве

- крест на могиле ставили в ноги умершего чуть пониже колен

- раньше могилки не огораживали, только у богатых людей были огороженные могилки, оградки делали из дерева

- по покойнику причитали

 

Репортаж

28.

Покатилосе солнышко

Из светлой светлицы…

… земля не россыплется,

Да не откроетсэ

Да не придет мой миленький

 

- фрагмент текста (в пересказе)

- комм.: по умершему причитали свои родные

- первой начинала причитать мать

- причитали, когда умерший лежал в гробу, перед выносом из дома

 

Похоронное причитание

29.

О похоронном обряде:

 

- умерший лежал в доме две ночи

- причитать по умершему начинали, когда повезут из дома, до этого момента только ревели

- все родные сидели около гроба

- теперь ставят свечи: две в головы покойного, две к рукам, две в ноги, пока горят свечи, все молча сидят около гроба

- за гробом несли икону; если умерший был мужчина, несли «мужскую» икону Николая Чудотворца или Егория Победоносца, если умершей была женщина, несли икону Богородицы

- раньше сама ходила за гробом с иконой; икону мог нести кто-либо из родственников

- за иконой несли венки, крышку от гроба, потом шли все родные – «провожали родителя»; провожать покойного могли и посторонние люди

- на кладбище ревели, причитали, когда опустят гроб

 

Репортаж

30.

Святы Боже,

Святы крепкий,

Святы бессмертный,

Помилуй нас!

 

- текст

- снач. комм.: зажигали на угольках ладан с вересом и обходили «кругом солнца» (против солнца) с приговором в избе вокруг гроба, вокруг «родителя», кропили святой водой, после этого покойного укладывали в гроб

- повторная запись

- комм.: обходили с приговором три раза

 

Молитва

31.

Со святыми упокой

Христе души раб твои

Где не печаль, не воздыханье

На жизнь бесконечную

Вечная память,

Вечная память,

Вечная память.

Вечный упокой.

 

- текст

- повтор

- комм.: считали:, если не отпет умерший, значит земле не придан

- раньше  покойников отпевал батюшка в церкви

 

Молитва

32.

Батюшко, Доброходушко,

Я пошла, и ты пойдем со мной

 

- снач. комм.: и сейчас говорят, что домовой существует

- когда солдат или кто другой уходили из дому, то нужно взять «доброхотушка» с собой

 

Приговор «доброхотушке»

33.

О представлениях и верованиях:

 

- считали, если человек умирал, то и «доброхотушка» уходил вместе с ним

- были случаи, когда умерший «покою не давал», «блазнил», «ходил», «будил»

- рассказ о том, как умершая жена «не отходила» от мужа – снилась ему, «будила по утрам», вскоре мужчина умер

- «от переполохов» наговаривали на воду и прыскали

- рассказ о том, как девушка очень тосковала по умершей матери и вскоре заболела, и умерла – «мать забрала»; прыскали наговоренной водой, не помогло; воду использовали с реки

 

Репортаж

34.

Вода не об чем не тоскует, не горюет.

Так и этот бы человек не тосковал, не горевал,

Водой запивал, хлебом-солью заедал

 

- комм.: это заговор – «статья такая была»

 

Заговор от переполохов

35.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- через три дня после смерти, душа еще ходит

- на девятый день поминали – разносили по домам угощение: конфеты, либо еще что-нибудь – на помин умершего

- на сороковой день «сорок милостей носят»; родственники ходили на кладбище, устраивали трапезу, приглашали всех родных

- «сороковой», «годовой» – поминали

- ставили стопочку с вином, вино высыхало

- поминали на могиле; в первую очередь наливали стопку умершему и ставили на могилу, к кресту; вино высыхало – означало, что «умерший выпил»

- мужчинам на могиле оставляли «хмельное», женщинам – «кусочки», конфеты

- старики говорили, что поминать надо хлебом-солью

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100