Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 042

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

д. Чернухино

05.09.02.

Зап.: Келарев А.М.

 

Исп.: Ходовой Анатолий Васильевич, 1922 г.р., род. - д.Шабаниха

Кубинского с/с

 

1.

О деревне:

 

- раньше д.Шабаниха считалась Васьяновской волости Кадниковского уезда

 

Репортаж

 

2.

О музыкальных инструментах и мастерах:

 

- отец всю жизнь играл на тальянке, сам играл на ней до 9 лет, женщины просили в праздник его поиграть

- тальянка: на басах было 4 пуговки, двухрядная

- балаговка была у дяди, посередине в меху – деревянная вставка

- у тальянки не было деревянной вставки в середине меха, было два ряда

- в Михайловском Михаил Усанов, в Филинском – Александр Викулов делали гармони (хромки), Виноградов Николай помогал настраивать гармони, Викулов сам не играл

- в Пундуге Никандр (Никаха по-деревенски) – делал тальянки, ремонтировал

- три своих гармони ремонтировали в Вологде (на ул. Чернышевского – мастерская)

- в престольный праздник Иванов день (7 июля) отец нёс из мастерской тальянку, потом стал играть

 

Репортаж

3.

Под тальянку

 

- пробы наигрыша

 

Наигрыш на гармони

4.

О музыкальных инструментах и мастерах:

 

- у тальянки был разный звук на разжим и сжим

- в д.Шабаниха Яковлев Александр привёз из Ленинграда гармошку со скошенными углами (немецкая), строй и голоса похожи на хромку

 

Репортаж

5.

Под тальянку

 

- пробы наигрыша

 

Наигрыш на гармони

6.

По деревне

 

- снач. комм.: по деревне мужики ходили с отцом, отец играл, а они песни пели

 

Наигрыш на гармони

7.

По деревне

 

Наигрыш на гармони

8.

О прежней жизни:

 

- раньше старались, чтобы никто не знал, что девушка ходит с парнем

- детей приучали работать с детства

- после войны все уезжали из деревни, большие налоги брали

 

Репортаж

9.

На вход в деревню

 

Наигрыш на гармони

10.

О гуляньях:

 

- заходили в деревню – игрок шёл по середине улицы, по бокам – парни с песнями, сзади – девушки со своими песнями, мужики пели песни хором, шли 4-5 м. колонна от колонны

- собиралось по 5-6 гармоней, а играла дорогой одна, девчонки носили гармони, брали их с собой

- когда шли дорогой, играл один гармонист, когда заходили в деревню, плясали по кружкам, играли все гармонисты

- бывало, что свою гармонь кто-нибудь другой уносил, сам приносил домой чужую гармонь

- за вечер на 3-х – 4-х гармонях один играл

 

Репортаж

11.

На вход в деревню

 

Наигрыш на гармони

12.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

13.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

14.

Под пляску

 

- фр. наигрыша

- комм.: почаще играли («под пляску»)

- наигрыш

 

Наигрыш на гармони

15.

О плясках:

 

- парням надо было играть почаще, ленивые парни могли плясать пореже, а крутые – очень часто

- в своей деревне знали, кому надо почаще играть, кому пореже

«Кружок»:

- плясали, припадая на одну ногу, проходили круг, песню пели, поворачивались (так бабушка плясала)

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

д. Чернухино

05.09.02.

Зап.: Келарев А.М.

 

 

 

 

 

Исп.: Табурова София Сергеевна, 1935 г.р.,

род. – д. Останинское Пустораменского с/с

 

16.

Кружева плету,

Денежку,

На Настасью,

На девушку

 

Частушка

17.

Фотка шёлкова –

Уток к утку,

Приходи, дак

Поясок вытку

 

Частушка

18.

Фотка шёлкова –

Утошница,

Дроля топает

Калошница

 

Частушка

19.

Фотка шёлкова –

Серёдка в копоти,

Нету дролечки,

Сижу одна в куте 

 

Частушка

20.

А фотка шёлкова –

Уток к утку,

Приходи, дак

Поясок вытку

 

Частушка

21.

Продай тятенька

Бычка – годовичка,

Ведь охота

Поносить и казачка

 

Частушка

22.

А фотка шёлкова –

Утошница,

Дроля топает

Калошница

 

- напев (с пляской «кружка»)

 

Частушка

23.

А фотка шёлкова –

Серёдка в копоте,

Нету дролечки,

Сижу одна в куте 

 

- напев (с пляской «кружка»)

- комм.: небольшой кружок

 

Частушка

24.

А выходи моя подруга,

Выходи, да и не трусь,

А не гледи на розговоры,

Осужают люди пусть

 

- снач. комм.: современный кружок

- комм.: пляшут двое по пол круга, друг другу навстречу -

 

Частушка

25.

А выходи, запевай,

Моя подруга верная,

До измены не догуливай,

Измена вредная

 

- комм.: это под гармошку поётся без проигрыша

 

Частушка

26.

Стой, берёзка, не качайся,

Стой, берёзка, как и я,

Подходи смеляя, дроля,

Буду девушка твоя

 

Частушка

27.

Что-то голосу не стало,

Куда голос улетел,

На кудрявую берёзку,

Под окошко к дроле сел

 

Частушка

28.

Что-то голосу не стало,

Голосу хрипучего,

Не-то любовь, не-то измена

Девушку замучела

 

Частушка

29.

О плясках:

 

- пляска «Ёлочка» (плясали в Пустораменском с/с): плясали вчетвером, вставали полукругом, крайняя девушка выходила плясать (дробила), пела частушку, кружилась, вставала последней, потом следующая девушка шла плясать, плясали посередине под частую игру

- кто не умел дробить, просто топали

- «Ленчика» и «Трояка» не плясали

- парни плясали на перепляс вдвоём, здесь это называлось дробака

 

Репортаж

30.

Под драку с частушками:

 

- А во деревенку заходим,

  На ножи, на топоры, да

  Сероглазая, калиточку

  Открыла до поры

 

- А хулиган мальчишка я,

  Меня не любят девушки,
  Да только любят городские

  Женщины за денежки

 

- Хулиган мальчишка я,

  Не любят девушки меня, да

  Вы любите, не любите

  Хулиганить буду я

 

- снач. комм.: когда шли между деревнями, играли туже игру, что и в деревне

 

Наигрыш на гармони

31.

Под драку с частушками:

 

- А эта венка не моя,

  Моя-то беломехая, да

  Это милка не моя,

  Моя родить уехала

 

- А беломехую тальяночку

  Поставлю на землю,

  За тобой, моя хорошая,

  Приеду на зиму

 

- А в чистом поле на загоне

  Мой товарищ помирал,

  Глазки серые, весёлые,

  Навеки закрывал

 

- А я умру, дак ты, товарищ,

  С малиной посади,

  А, дорогая, за измену,

  Поливать его ходи

  

Наигрыш на гармони

32.

Под драку с частушками:

 

- А начинай, товарищ, драться,

  Скидывай перчаточки, дак

  Финский ножик залитой

  До самой рукояточки

 

- А я мальчишка - хулиган,

  Да вся деревня на меня, да

  Все старухи, бабы ломятся,

  Чтоб обрали меня

 

- Ох, резали меня, да

  В поле у ребинушки, да

  Перевязывали раны

  Все четыре милушки

 

- Ах, резали меня, да

  Кровь густая капала, да

  Дроля маленького роста

  Тут стояла, плакала

 

- снач. комм.: драки начинались в деревне или в поле, «шли как петухи»

 

Наигрыш на гармони

33.

Под драку с частушкой:

 

- А дайте улицу пошире

  Атамана провести,

  У его большие раны,

  Трудно их перенести

 

Наигрыш на гармони

34.

Под песни с частушками:

 

- А в полюшке на камушке

  Ревет моя милёночка,

  Хоть и хуже, да не буду,

  Уважать милёночка

 

- А стой берёзка, не качайся,

  Стой, берёзка, как и я,

  А подходи, смеляя, дроля,

  Буду девушка твоя

 

- А занятую, дроля, вы,

  Зачем вы завлекаете,

  Не бывать [нрзбр.]

  Наверно, сами знаете

 

- А изменил, да и подходит,

  Здравствуй, изменёная,

  Я в ответ ему сказала:

  Не была влюблённая

 

- [нрзбр.]

  Милая любовь моя

  Товарочке досталася

 

- Говорят, рябина сладкая,

  Рябина горькая,

  В Пустораменье родилась,

  Потому и бойкая

 

- Не поёшь, подружка, песен,

  Ну, да я не знаю ли

  Нам и ждать, дак не дождаться,

  На гуляночку парней

 

- Вспомни, милая подруга,

  Как стояли вечера,

  На тропиночке стояли,

  Наши дроли, ты и я

 

- А долго думала, стояла

  На высоком бережку,

  Водица мутная бежала

  И залила девушку

 

- Девушки, гармонь-то ваша,

  Гармонист-то - дроля мой,

  Забираю гармониста,

  Отправляемся домой

 

- снач. комм.: под девичью

 

Наигрыш на гармони

 

35.

Под драку с частушками:

 

- А запевай, товарищ, песню,

 [нерзб.]

 Все нас знают, дураков

 

- Карюшко, не спотыкайся,

  По дорожке ледяной,

  А, милая, не зазнавайся,

  Мало гуляла со мной

 

- снач. комм.: под драку почаще

 

Наигрыш на гармони

36.

Под пляску «кружка» с частушками:

 

- [нерзб.]

 

- [нерзб.]

 

- А ты поёшь, подружка, песенки,

  А я не знаю их

 

Наигрыш на гармошке

37.

Под пляску «кружка» с частушками:

 

- [нерзб.]

 

- А эти белые крылечка

  В памяти осталися,

  На одном крыльце влюблялись,

  На другом рассталися

 

- А запевай, товарка, песни,

  Я люблю как ты поёшь,

  А моему больному сердцу

  Волноваться не даёшь

 

- Раньше весело гуляли,

  А тепере скука здесь

  [нерзб.]

 

- Да кабы старая гуляночка

  Во сне присниласё,

  Всю бы ночку во садочке

  Богу промолиласё

 

- Что, подружка, не поёшь,

  Такая не весёлая, да

  Видно вас перемогаёт

  Думушка тяжёлая

 

- А что подружка не поёшь,

  Какая на сердце печаль,

  Не одного ли дролю любим,

  Не тебе ли боле жаль

 

- А подошла, остановилась

  Середи поляночки,

  А мне вся жизнь не интересна

  Также и гуляночки

 

- А подошла, остановилась,

  Всё у Кубены реки,

  <нерзб.> тебя, дролечка,

  Забуду навеки

 

- А подошла, остановилась

  Середи поля того,

  Все идут-то из-за дролечёк,

  А я из-за кого

 

- А на окошке пыли много,

  Подошла, обдунула,

  До чего любовь доводит,

  Этого не думала

 

- А я уже вспомнила про дролю

  Серед? поля тебя,

  [нерзб.]

  Дроля, веночка твоя

 

- А гармониста не любила,

  И не приводиласё,

  Вот тепере в гармониста

  Девушка влюбиласё

 

- А я любила тебя, дролечка,

  Да ты не понимал,

  Ты мою любовь горячую

  Другой передавал

 

- А я любила тебя дролечка,

  Конечно, первого,

  Тепере вызнала закон

  После тебя неверного

 

- [нерзб.] сероглазый

  Да я из-за его,

  Он мою подругу любит,

  Я товарища его

 

- А я не думала гонятся

  Ягодиночка за вам,

  [нерзб.]

  Не говаривала с вам

 

- А говорят, измена мне,

  Измена и товарочке,

  До того весёлыё

  Гуляем на гуляночке

 

- А никогда не ошибалась,

  А теперь ошибласё,

  Занятого ягодиночку

  Любить решиласё

 

- Получила письмецо,

  Подружка, распечатывай,

  Только тайныё словечки

  Никому не сказывай

 

- снач. комм.: на нижний веселее

 

Наигрыш на гармони

38.

Под пляску «кадриль» с частушкой:

 

- Милый мой на сто процентов,

  Я на восемьдесят пять,

  А, может, с номером не сходится,

  Не стоит и нуля

 

- снач. комм.: это ещё бабушка плясала

- фрагмент наигрыша

- наигрыш

- комм.: это игра под хромку

 

Наигрыш на гармони

39.

Под пляску «кадриль» с частушкой:

 

- [нерзб.]

  Задушевная, в любови

 

- комм.: эта игра делилась на две части, эту игру играл художник из Питера до войны, это не здешняя игра

 

Наигрыш на гармони

40.

Мама спросит:

«Перекидки где?»

Перекидки

У Капетки все

 

- снач. комм.: пели под пляску «кружок»

 

Частушка

41.

Продай, тятенька,

Бычка – годовичка,

Ведь охота поносить

И казачка

 

Частушка

42.

Фотка шёлкова

Утошница,

Дроля <нерзб.>

Калошница

 

Частушка

43.

Фотка шёлкова

Утошница,

Дроля <нерзб.>

Калошница

 

- напев с пляской «кружка»

 

Частушка

44.

Фотка шёлкова,

Уток к утку,

Приходи, дак

Поясок вытку

 

- напев с пляской «кружка»

- комм.: пели без гармошки, плясали, бабушка плясала

 

Частушка

45.

Как по речиньке, да по Казанке, да

Сизый селезень плывёт. Ух!

 

- фр. напева

 

 

Плясовая

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

д. Чернухино

05.09.02.

Зап.: Келарев А.М.

 

 

 

 

 

Исп.: Столмов Александр Анатольевич, 1940 г.р., род. – д. Осипиха Кубинского с/с

 

46.

На проход между деревнями

 

- фр. наигрыша

 

Наигрыш на гармони

47.

Под тальянку

 

- комм.: у тальянки мелодичнее звук был

 

Наигрыш на гармони

48.

Под тальянку

 

Наигрыш на гармони

49.

Под драку

 

- снач. комм.: девушки камни подносили парням

 

Наигрыш на гармони

50.

Под драку

 

Наигрыш на гармони

51.

Под  пляску «Ельчик»

 

Наигрыш на гармони

52.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

53.

Под драку

 

- снач. комм.: играли на низах

 

Наигрыш на гармони

54.

Под драку

 

- снач. комм.: мужики плясали, им играли  на низах

 

Наигрыш на гармони

55.

О беседах:

 

- посиделки собирали в нежилом доме

- дрались на посиделках

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

д. Чернухино

05.09.02.

Зап.: Келарев А.М.

 

 

 

 

 

Исп.: Кичигин Александр Степанович, 1937 г.р.,

род. – д. Гора Коробицинского с/с Сямженского р-на

 

56.

О музыкальных инструментах:

 

- с гармонями был дефицит, отец давал старухе тёлку полутора лет за гармонь, она не продала, т.к. гармони очень ценились, в 40-е гг., после военные годы было тяжело купить гармошку

- о тальянке: была с колокольчиками, в д.Гора играл на тальянке только старичок (Кокарев Николай Степанович)

- тальянка была однорядная, с деревянными кнопками

 

Репортаж

57.

Русского

 

Наигрыш на гармони

58.

Русского с частушками:

 

- [нерзб.]

 

- [нерзб.]

 

- Мы Америку догоним

  По надою молока

  И по мясу бы догнали,

  Нету массы у быка

 

- Всё б к сударушке ходил

  [нерзб.]

 

Наигрыш на гармони

59.

О плясках:

 

- «Русского»: плясали парень с девушкой, по очереди пели частушку, парень всегда в центре пляшет

- «Кружком»: 4 пары пляшут, идут по кругу, парни поют частушку парнячью, потом все переворачиваются, девушки поют, опять поворачиваются 

- одна пара плясала: парень в середине, девушка вокруг него кругом ходит, потом она песню поёт

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100