Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 099

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

01.08.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

 

Исп.: Лебедева Мария Федоровна, 1914 г.р., род. в д. Угла

 

01

[Не от ветру не от вихорю]

 

- окончание

 

Свадебная

02

Не от ветру не от вихорю,

Нова дверь да растворилася,

Нова дверь растворилася,

На пяту дверь становилася.

 

- проба напева

 

Свадебная

03

О свадебном обряде:

 

- вечером, когда невеста вымоется в бане, она садилась за стол, ее мать стояла рядом и что-то пела; девушек угощали чаем после того, как они споют невесте песни

 

Репортаж

04

Из-за лесу, лесу тёмнова,

Из-за садику зелёнова,

Выходила да стая лебедей,

Начали да гуси шчипати.

 

- проба напева

- комм.: в конце песни говорили, «чьи кони» - называли-величали жениха; эту песню пели последнюю, когда жених с родней приезжали за невестой

 

Свадебная

05

О свадебном обряде:

 

- когда за невестой приезжал жених, девки выходили из-за стола, убирали красоту, за стол должен был сесть рядом с невестой жених, но на его месте уже сидел другой мужчина (старик), и жених должен был выкупить место, положить денег, чтобы мужчина его пустил за стол, эти деньги оставались девкам, девки потом деньги делили, что-нибудь покупали и пили вместе чай

 

Репортаж

06

Из-за лесу, лесу тёмнова,

Из-за садику зелёнова,

Из-за садику зелёнова

Вылетало лебедей стадо.

 

- проба напева

- комм.: эту песню поют последней, после этого девки выходили из-за стола, на их место садились дружка и другие мужики, им подносили вино

 

Свадебная

07

О свадебном обряде:

 

- когда девки сидели за столом, на столе лежал небольшой пирог с загнутыми краями, он назывался «рыбник», но на самом деле был без рыбы; девки переворачивали «рыбник» (говорили «Чем у жениха дом крыт?»), жених должен был положить на стол деньги, после этого пели песню «Из-за лесу»

- когда дружка приходил в дом невесты, ему повязывали полотенце, которое приготовила невеста

- когда жених с дружкой подъезжал к дому невесты, невеста подбегала к окошку и смотрела, каким «покажется» ей жених, хорошим или нет

- случай из жизни: о том, как невеста ушла от жениха с другим парнем

- невеста только ревела, не причитала

- когда жених садился рядом с невестой, то говорил ей, чтобы она не ревела

- когда тетка вышла замуж, то был такой порядок, что на второй день свадьбы всю посуду перебили

- в д. Осютино приносили солому и невеста мела пол, разбивали только одну тарелку

 

Репортаж

08

О семейном укладе:

 

- раньше на 30 рублей можно было одеть всю семью

- ситец стоил 30коп., платок – 30 коп.

- мать купила красный платок за 31 коп., а дочери носить давала, дочь брала без разрешения и носила

 

Репортаж

09

О ярмарках:

 

- у Спаса была торговая площадь, были лавки, по одну сторону торговали ситцами, по другую – железом, рыбами, лошадьми; торговцы привозили огурцы, мед

- у мужчины была шарманка, он играл на ней, крутил, на шарманке сидела пташечка, хозяин брал ее на палец, говорил ей: «А ну-ко, Марья Ивановна, ишчо один», тогда птичка вынимала из ящика что-нибудь – медное колечко или брошечку, мужчина подавал покупателю

- девки и ребята гуляли, плясали под гармонь, были драки

- если у родителей была одна дочь, она хорошо одевалась и считалась «славутницей»; парни во время гуляния глядели на таких девок, выбирали невест

- бывало, что девки дрались из-за женихов

 

Репортаж

10

О молодежных вечерах:

 

- играли в «Заиньку»: вставали четыре пары (ребята приглашали девушек), играли «Ленчика», «Восьмёрку»

- девки из разных деревень собирались на «весёлую», приходили, переодевались

- плясали «поодинке»

- в темной комнате заводили «Горе», там сидели парочки

 

Репортаж

11

О рекрутских обрядах:

 

- когда парней забирали в армию, девки их провожали, дарили подарок – кто носовичок, кто полотенце

- примета: если рекрут в своем доме во время одевания повернется лицом к дверям, то это плохо, может не вернуться с войны

 

Репортаж

12

О полевых обрядах:

 

- перед тем, как идти пахать, отец молился Богу и крестился перед иконой

 

Репортаж

13

О престольных праздниках:

 

- на праздник вдова или старая дева собирала «свою компанию» - таких же, как она женщин

- гуляли и плясали до утра

 

Репортаж

14

О скотоводческих обрядах:

 

- на овец вешали «громок», а на коров – колокольчики

- если у коровы не было молока, то нужно было давать ей листья от свеклы

- женщина (мать пастуха) обходила стадо с иконой Егория, рубила землю топором; обходила три раза, что-то читала; ее сын (мальчик) потом пас стадо

- мать пастуха рубила землю в том месте, где кончала обходить

 

Репортаж

15

Об обработке льна:

 

- собирались несколько баб, трепали лен, «орали» песни (упоминание песни «Ты удайся, удайся, ленок»)

- раньше, когда работали в поле, пели коротенькие песни, позже стали петь «Катюшу»

 

Репортаж

16

О традиционной одежде:

 

- раньше женщины носили сарафаны на «проемках» до полу, подпоясывались

- мама носила сарафан из трех полотнищ на «опушечке», кофту носила

- раньше носили казачок

- пояса ткали сами на «кружочках» (с четырьмя уголочками и дырочками), пояса были именные с именами, пояса были шириной «в три пальца», из разных ниток

 

Репортаж

17

О детском воспитании, играх:

 

- для детей делали «салаши», дети в них играли

- дети могли играть на «галдарее»  (галерея) у амбаров

- дети делали «праздники»: приносили из дома картошку, пироги, воду – как будто выпивали и закусывали

- играли «ималкой»: делали круг, в него вставало несколько человек и несколько по-за кругу, кидали мячиком, в кого попадут; так играли в ржаном поле

- играли «галой»: брали палку, брались за нее, кто возьмется последний, тому надо было водить, искать всех

- «гоняли попа»: ставили «попа», сшибали его

- дети ходили за «пестышами», их ели, они росли, как только начинал сходить снег

- дети пели «Дождик, перестань»

 

Репортаж

18

О беседах:

 

- ходили с прялками

 

Репортаж

19

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили ряженые

- свадьбы делали только после Крещенья

- наряженные приходили из чужих деревень, когда шли до деревни, орали песни; когда приходили в дом, начинали плясать; девки рядились парнями (надевали штаны, рубаху), а парни – девками; хозяева могли угостить ряженых чаем, вином

 

Репортаж

20

О традиционной пище:

 

- раньше торговцы обменивали рыбу на зерно, например, меру (пуд) зерна на меру рыбы; потом рыбу жарили на «сошке» (шестке)

 

Репортаж

21

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- самоубийц («задавляшчых, потопляшчых») хоронили отдельно, возле ограды

- раньше на могилах ставили деревянные или железные кресты; ограды не ставили

- в церкви записывали умерших в поминальники

- поминать ходили на кладбище, на могилу клали пирог, яйца

- до 40-го дня могли ходить на кладбище каждый день

- когда похоронят, то варили кутью из риса с изюмом, кто-то из родственников обносил всех кутьей, все хлебали по ложке

- поминали в девятый день

- в праздники – Успленьев день, Иванов день, Здвижов день – ходили «ко Спасу» (в церковь) и заходили на могилки

- вещи после покойника (постель, одеяло, одежду), стружки от гроба складывали в кузов, потом сжигали (без кузова); когда покойника увезут хоронить, оставалась старушка и все сжигала

- воду, которая осталась после обмывания покойника, выплескивали на угол; посудину (глиняную), из которой мыли покойника, разбивали, бросали об угол

- была одна женщина, которая воду после обмывания покойника унесла домой; потом люди говорили, что этой водой кого-то напоили и он умер

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100