Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 090

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Любомировский с/с,

д. Любомирово

24.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.

 

Исп.: Оленичева Анна Ивановна, 1920 г.р., род. в д. Дорки Угольского с/с

Оленичев Сергей Алексеевич <>

 

01

О престольных  праздниках, ярмарках:

 

- в Спасов день у Вздвиженья (в деревне, где была церковь Вздвиженья) была ярмарка

- отец возил дочь на лошади в тарантасе на ярмарку в Шексну; детям покупали сиропные розовые пряники; на ярмарке торговали всем –

колбасой, сладостями, конфетами и др.

- молодожены тоже ездили на ярмарку

- на ярмарке было гуляние, девки надевали лучшие платья; на гулянии плясали под гармошку «Заиньку» (десять человек), «Восьмёрку» (четыре пары)

 

Репортаж

02

О беседах:

 

- зимой были беседы, парень звал девку в «Горе» (темная комната), там сидели на лавках, одновременно в «Горе» могли сидеть до 15-20 человек

- плясали «Заиньку», «Восьмёрку», «Шестёрку» (6 человек)

- подросткам можно было приходить на взрослую беседу, они стояли и смотрели, как играют и пляшут молодежь;

- матери обязательно приходили на «веселые», смотрели, какие у дочек женихи; на «веселые» пускали по очереди

- «веселые» были только зимой; «веселая» беседа была три вечера, каждая девка должна была  переодеть три «снаряда», приходили гости

- простые беседы каждое воскресенье и длились только один вечер

 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: на беседы приходили ряженые, наряжались парни, девки и женщины, танцевали, плясали

- ряженые надевали все нехорошее

- ряженый медведь надевал шкуру навыворот и плясал, его приводили на беседу, тянули на веревке

- тетки-монашенки сделали «коляду» (в середине был Бог и крест), с ней ходили и колядовали, им давали угощение

 

Репортаж

04

Рожёство твоё Христе Боже наш

 

- снач. комм.: ходили по домам с молитвой

- фрагмент текста

- повтор (фрагмент текста)

 

Рождественский тропарь

05

О традиционной пище:

 

- мама делала блины из гороховой муки по праздникам и по воскресеньям

- в голодные годы после войны из мороженой картошки пекли лепешки

- собирали колоски на поле

 

Репортаж

06

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: нельзя было работать; для здоровья приносили верес

 

Репортаж

07

О престольных праздниках:

 

- ДУХОВ ДЕНЬ: в Олятине была гулянка

- в Олятине раньше жил барин, там был сад

- на гулянке были драки; дрались железными тростями, камнями, бадогами

 

Репортаж

08

О свадебном обряде:

 

- на свадьбе причитали невесте, как будет плохо замужем, невесте ревела

- подруги невесты пели, причитали вечером один раз на девичнике

- ребятишки приходили смотреть жениха и невесту во время свадьбы, жених давал ребятишкам пряники; ребятишки стояли, а за столом сидели только гости; ребятишки просили «кроёнова» (выпечку)

- невеста дарила подарки родителям жениха – матери хорошее платье,  отцу рубашку

- сватами приезжали отец и мать жениха; невеста могла уйти самоходкой с беседы, потом они приходили к родителям «на покладку», спрашивали, не будут ли ругать родители; потом могли устраивать свадьбу, если были деньги

 

Репортаж

09

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ряженые ходили по домам, плясали, могли закрывать лицо

- МАСЛЕНИЦА: была большая Масленица (костер), ее делали на реке, туда тащили все худое; на лошадях катались по реке около Масленицы и по деревне

- для костра родители давали детям что-нибудь старое и дети сами брали

- прощались с Масленицей, потому что в Великий пост было нельзя есть молочного

 

Репортаж

10

Молоко сгорело!

Чево будем ести да пить?

 

- снач. комм.: громко кричали дети и взрослые

- текст

 

Выкрик на Масленицу

11

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: все смеялись, веселились, плясали вокруг Масленицы; у Масленицы собиралась вся деревня

- СВЯТКИ: гадали, ворожили по картам, на бобах – разрезали картошку на несколько квадратных частей, тетка их перебирала и что-то говорила

- ходили на кресты гадать, там выходила нечистая сила, говорили какие-то слова: «Бесы, бесы обирайтесь от нас», делали черту (крестиком)

 

Репортаж

12

О скотоводческих обрядах:

 

- скотинку первый раз выпускали, благословясь, чтобы скотинка не пропадала, чтобы корова давала больше молока; для этого всю скотинку перекрещивали

- первый скотинку провожали до поскотины, потом встречали; потом

это делал пастух

- раньше по очереди «поряжали» пастуха; расплачивались тем, что просил пастух; пастуха кормили в домах по очереди, старались приготовить лучшую еду, давали пастуху в подпаски своих детей

- пастух барабанил на барабанке, раньше играл на рожке, чтобы все выгоняли коров

- пастух сам делал рожок из бересты; выгоняли скотину в шесть утра

- на барабанке играли, когда выгоняли овец, а для коров играли на рожке

-  скотину пасли в кустах

- заговаривали, чтобы скотина не терялась

- в Устюженском районе собирали котомочку, вешали ее на воротах у поскотины, она висела с весны до осени, это считалось как «дань лешему», чтобы он не обижал скотинку; в котомочку каждый из хозяев доложен был положить по куску хлеба; так делали, чтобы скотина никуда не уходила

 

Репортаж

13

О представлениях, верованиях:

 

- если корова терялась, то ходили к бабкам, они делали так, что корова приходила; это были колдуньи, они что-то говорили

- в лесу «водила» нечистая сила, человек не мог выйти из леса, все ходил по кругу

- чтобы в лесу не «водило», нельзя в лесу ругаться и посылать к черту

- когда мужчины поехали в лес за грибами, одна женщина послала их к черту, они потом заблудились в лесу

- надо выходить из дома, благословясь, и носить крест; нельзя матюгаться на других людей

 

Репортаж

14

О полевых обрядах:

 

- жали серпом, ячмень и рожь косили косой с полотном; лен дергали

- последний сноп приносили в дом, ставили под иконы, он стоял больше недели; этим снопом разгоняли мух; потом из этого снопа пекли хлеб, могли скормить скотине

 

Репортаж

15

О драках:

 

- гармонист играл во время драки, мог уюежать, чтобы не сломали гармонь

- раньше ходили с ножами, прутьями; во время драки убивали

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

с. Чуровское

25.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.


Исп.: Егоров Валентин Николаевич, 1930 г.р., род. в д. Б. Починок Чуровского с/с

(кирилловская гармонь)

 

16

О гармонях:

 

- заказывал себе гармонь в Кириллове, ей уже 50 лет

- отец играл хорошо; раньше были вятки

- сам научился играть по слуху

 

Репортаж

17

Русского (Под пляску)

 

- комм.: под пляску надо играть побыстрей

 

Наигрыш на гармони

18

Хулиганского

 

- снач. комм.: мужчинам под пляску играли «Хулиганского», мужчины сами просили: «Поиграй мне «Хулиганского»

 

Наигрыш на гармони

19

О престольных праздниках:

 

- на Починке отмечали Духов день; со всей округи  народ собирался в одну деревню; девчонки и парни ходили партиями; потом «круг» останавливался, заводили пляску

- когда ходили по деревне, пели песни; парни и девчонки ходили отдель; если парень с девкой знаком, ходили парочкой, парень провожал девку после гулянки

- уличные гулянки устраивали летом

 

Репортаж

20

О беседах:

 

- зимой были беседы; по очереди устраивали в каждой деревне; в эту деревню собиралась молодежь с округи, выбирали дом побольше

- на беседах плясали

- было «Горе» - отводилось темное место в кухне или в спальне; там сидели парень с девкой, которые дружили, в «Горе» собиралось несколько пар

- местные девочки приглашали к парню ту девку, с которой он дружит; все знали, кто с кем дружит

 

Репортаж

21

- Труба!

- Кому?

- Такому-то.

 

- снач. комм.: если парню приглашали другую девочку, не ту, с которой он дружил, то считалось, что это измена, кричали «Трубу»

- текст

- комм.: сначала начинал кричать один человек

 

Выкрик на беседе

22

О беседах:

 

- в «Горе» могли приглашать и парни, и девки

- «Трубу» кричали громко на всю беседу

- в избе для беседы убирали столы, чтобы было больше места, скамейки ставили кругом, сидели в два ряда, девушки на коленях у парней

 

Репортаж

23

- Труба!

- Кому?

- Вот такому-то.

 

- текст

- комм.: после этого считалось, что девка изменила парню

- повтор текста

- комм.: называли имя парня, которому девка изменила; считалось, что позор обоим

 

Выкрик на беседе

24

- Труба!

- Кому?

- Валентину!

- От ково?

- От такой-то.

 

- интонированный текст

 

Выкрик на беседе

25

О беседах:

 

- чаще всего плясали «Русского», девочки свою пляску, а парни свою; сначала плясал один человек, потом подходил, вызывал другого человека – «подтопывал», могли вызывать по очереди – парень девку и наоборот; во время пляски пели частушки

- парни пели матюжные песни; один парень мог спеть перед другим парнем песню, обидную для того, тогда второй выходил тоже пел обидную песню, после этого могла начаться драка, другие парни защищали парня из своей деревни, начиналась «свалка», дрались в основном кулаками

- парни, которым не понравилась беседа, могли разбить лампу

- парни, которым не нравилась другая деревня и парни, которые в ней живут, заранее договаривались, когда шли на беседу: «Сегодня беседу розг†ним», это значит, что они сразу разбивали лампу, все с беседы выбегали на улицу и расходились

 

Репортаж

26

О гуляниях, драках:

 

- на улице дрались железными тростками, они обделаны каким-то материалом, чтобы было незаметно, что она железная, выламывали колья; ножиками раньше мало дрались

- были наладошники, их выплавляли из олова, они надевались на ремешке на ладонь и были незаметны, ими могли проломить голову

- до смерти в драках редко доходили

- раньше за нож давали пять лет тюрьмы

- летом на гулянках могли драться деревня на деревню, начиналась «сшибка» - какая партия прогонит из деревни другую; здесь дрались в основном кольями

- в Сизьме было заведено драться камнями

- девчонки старались не соваться в драку

- парни набирали в лесу вороньих яиц, приходили с ними на гулянку и кидали ими в девчонку, которая им не нравилась; девчонки убегали, а парни их догоняли и кидали; у некоторых девчонок было всего по одному платью, а яйца плохо отстирывались

- девки носили юбки ниже колена, летом девки надевали платье

- на праздник парень приглашал в гости своего друга из другой деревни, угощал  его дома, это называлось «гостьба»; второй парень тоже должен был потом пригласить первого; парень мог приглашать в гости девушку, с которой дружил, и наоборот; гости ночевать не оставались

 

Репортаж

27

О беседах:

 

- девчонки из каждой деревни объявляли, когда будет беседа в их деревне, приглашали других; беседы проводили в разных деревнях по очереди

- обычно было по две-три беседы за неделю; на беседу ходили в другие деревни за пять-шесть километров; все ребята и девчонки собирались вместе и шли на другую беседу

- на беседы ходили лет с 16-17; маленькие дети на беседу не ходили

- женщины приходили на беседу и стояли «гурьбой», смотрели, кто как пляшет, с каким парнем дружит дочка; женщины стояли у дверей «огородом» до конца беседы

- бывало, что выпившие мужчины приходили на беседу поплясать

- «Заиньку» плясали на пять-шесть пар

 

Репортаж

28

О гуляниях:

 

- если у парня была гармошка, он считался богатым; когда он приходил на гулянку, девчонки сразу просили поиграть, начиналась пляска, и на этом месте «скоплялся» народ

- девчонки и ребята ходили вдоль деревни и пели песни под гармонь; девушки пели частушки друг другу «на отбой»

- с 1948-1949 гг. начали сокращаться беседы и гулянки, молодежь начала ходить в клубы

 

Репортаж

29

По деревне с частушками

 

По деревёнке пройдём,

Пройдём да и проухаём.

Кто навстречу попадёт, да

Мы тому набухаём.

 

- комм.: другие парни, услышав такую частушку, могли «привязаться» к слову «набухаем»; в конце песни «ухали», т.е. произносили «э-эх», это такой «выкрик»

 

Наигрыш на гармони с частушками

30

По деревне с частушками с «уханьем»

 

Из деревёнки один,

Меня берёт обидушка,

А в чистом поле на загоне

Вырыта могилушка, эх!

 

- повтор текста

 

Наигрыш с частушками

31

Под пляску

 

- снач. комм.: пожилые женщины на гулянке плясали, им играли «пореже»

- показ фрагментов игры «пореже для пожилых» и «для молодых»

 

Наигрыш на гармони

32

О гуляниях:

 

- пожилые женщины старались ходить в гости днем, а вечером уходили домой; молодежь гуляли вечером и ночью

- муж с женой ходили в гости вместе, потом к себе приглашали гостей

- в гостях пели песни: «Златые горы», «Коробочка», «Катюша»

 

Репортаж

33

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: начинаются после Нового года; переодевались кто смешнее, ходили по домам, плясали, ряженых узнавали по голосу, угощали

- говорили: «Ой, кудеса пришли», ряженые плясали, пели частушки; по одежде кудесов не могли узнать, надевали маски из картона, чтобы лицо было закрыто; вечером ряженые устраивали застолье, угощались; «кудесам насдобятся» и ходили в другую деревню

- на беседы часто приносили «покойника», это было принято в Чаромской стороне; они готовили кадила, как у попов, накладывали туда что-то; «покойником» делали мужчину большого роста, его заносили на носилках на беседу, кричали: «Ой, покойника несут!»; покойнику вырезали из чего-то зубы, один человек ходил с кадилом; девчонки боялись и старались выскочить из избы; в «кадило» клали что-нибудь душное и зажигали; потом «покойник» начинал вставать, у него было шило, те, кто боялся, выламывали рамы и выпрыгивали в окна; «покойник» мог уколоть шилом; кто-нибудь из женщин мог попричитать над «покойником»; «покойника» одевали во все белое (в нижнее белье); все, кто приходил с «покойником», тоже наряжались так, чтобы их не узнали, в основном так наряжались женщины

- «кудеса» плясали, а песни не пели, чтобы их не узнали по голосу; старались одеваться посмешнее

 

Репортаж

34

О престольных праздниках:

 

- Духов день, Казанская и др. – эти праздники обязательно отмечали не смотря ни на сенокос, ни на другие работы

 

Репортаж

35

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: раньше гадали, это называлось «ходить чудесам»

- жгли бумагу, ходили под овин

- ходили по домам, колядовали

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: рвали вербу, освящали ее в церкви, считалось, что верба предохраняет от разных бед, вербу ставят в разные уголки избы, в хлев, чтобы со скотиной ничего не случилось

 

Репортаж

36

О скотоводческих обрядах:

 

- скотину пасли по очереди, тот человек, чья очередь пасти подошла, стучал в барабанку, и хозяева выгоняли коров за деревню в определенное место, потом это стадо пастух гнал на пастбище; на следующий день пас другой человек, ему передавали барабанку

- барабанка – дощечка с двумя дырочками для веревок, ее надевали на шею и стучали двумя палочками, дощечка была сухая, поэтому было хорошо слышно, когда пастух шел по деревне; барабанка оставалась на зиму у того человека, который пас последним

 

Репортаж

37

Имитация наигрыша на барабанке

 

- комм.: игру на сухой дощечке хорошо было слышно по деревне

 

Имитация наигрыша на барабанке

38

О скотоводческих обрядах:

 

- после того, как пастух пройдет по деревне с барабанкой, он шел в то место, где собиралось стадо, и потом гнал его на пастбище

- если пастух был пожилой или больной, ему кто-нибудь помогал выгонять скот, приносили еду на пастбище; в основном пастухи ели у себя дома; после пастбища коровы сами бежали домой и их встречали хозяева

- хозяйки ходили днем на пастбище доить коров

- пока скотину пасли в лесу, росло много грибов, как стало меньше скотины, в лесу не стали расти грибы

- корове на ремень пристегивали медную коробочку и гаечку, она звенела, и по этому звону находили корову, если она терялась

- Егорьев день – престольный праздник в Чаромской стороне

- когда выгоняли скотину, то крестились

 

Репортаж

39

Златые горы

Песня с игрой на гармони и пением

40

Катюша

Песня с игрой на гармони

41

Коробочка

Песня с игрой на гармони

42

Об исполнении на гармони:

 

- у отца была вятка, у нее был один ряд в правой руке, а в левой – четыре клавиши, вятка была звонкая, у нее были серебряные планки, у вятки были колокольчики

- отец играл на вятке «Под пляску», песни, с вяткой ходили на гулянку

- мать продала вятку за пуд ячменя (16 кг)

- когда отец играл вечером в деревне, было слышно за два километра

 

Репортаж

43

Ах, судьба моя

Современная песня с игрой на гармони

44

Страдания

 

Наигрыш на гармони

45

Об исполнении на гармони:

 

- подбирает песни по слуху

- от отца учился играть на вятке по слуху

- раньше гармонисты считались «на высоте», гармонист был самым завидным женихом, гармониста хвалили

 

Репортаж

46

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в деревнях делали качели: две жерди и доска, садились на доску и качались до пяти человек, могли качаться вместе с гармонистом и петь песни

- качели стояли в деревне постоянно, каждый вечер у качели собиралась молодежь, устраивали гуляние – кто качался, кто плясал

- МАСЛЕНИЦА: собирали кто что мог – деревяшки и др., приносили все это за полкилометра от деревни и вечером поджигали; ребята начинали готовить костер уже с утра; старались костер жечь на возвышенности, чтобы было далеко видно; могли дрова приносить из дома или из леса сухие ветки

- конюхи берегли до Масленицы пустые бочки от колесной мази для телег, эти бочки надевали на кол, кол подпирали чем-нибудь, бочка хорошо горела

- дети бегали вокруг костра, играли; ребята брали горящие головни и катались с ними на лыжах с горы, старались стукнуть головней об другую головню, чтобы сыпались искры

- делали чучело, потом его сжигали; чучело делали из чего-нибудь деревянного

- когда костер начинал догорать, ребята и девки постарше прыгали через огонь, считалось, что они «сдавали грехи»; взрослые говорили, что надо прыгать

- перед тем, как расходиться после костра, прощались друг с другом

- парни катали девок на лошадях, дугу, шлею, уздечку у лошади украшали ленточками, бантиками; катали по очереди по несколько человек (пять-шесть), чтобы все накатались; в основном катали конюхи или взрослые ребята, катали детей и молодежь; для  смеха могли опрокинуть сани, чтобы все упали в снег

- молодым перед свадьбой тоже украшали лошадь

 

Репортаж

47

По деревне

 

- снач. комм.: в наигрыше могли менять регистр (тональность)

- показ фрагментов наигрыша со сменой регистров (выше-ниже)

 

Наигрыш на гармони

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

с. Чуровское

25.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.

Исп.: Германова Клавдия Матвеевна, 1921 г.р., род. в д. Коварзино Кирилловского р-на

 

48

О престольных праздниках:

 

- в Коварзино справляли Троицу, в другой день – Петров день; гуляли по деревне, плясали под гармошку «Русского», «Кадрель» (парами), парень приглашал девчонку

 

Репортаж

49

О свадебном обряде:

 

- у старшей сестры на свадьбе, когда все пили чай, невесте ставили чашку кверху дном, около невесты клали нож, чтобы она ела через нож; это делали «старопрежние» тетки «по старинке»

- пели старинные «обидные» песни, такую песню пел отец мужа, а К.М. плакала

- у сестры был девичник, она ходила в баню с подругами; на невесту надевали фату, ходили кругом нее, пели песни и ревели; девичник был после бани, подруги обнимали невесту, причитали

- невеста в бане не мылась

 

Репортаж

50

Баюшки, баю, баю,

Укачаю, укладу,

Баю, бай,

Спи, засыпай,

Крепко глазки закрывай.

 

- снач. комм.: люлька была деревянная, выкрашенная голубой краской

- текст

 

Колыбельная

51

Парень, парень, паренёк,

Возьми в ручки топорок,

Возьми в ручки топорок,

Руби чурку поперёк.

 

- снач. комм.: дед качал внука и пел ему

- текст

 

Колыбельная

52

Об играх:

 

- играли в «Ладушки»

- сшибали мячик, «шшолкали» рукой, чтобы мячик скакал, и говорили: «Мячик белый, голубой, не угнаться за тобой»

- детям на улице делали клетку из досок, ставили чурбак вместо стола, там дети играли

 

Репортаж

53

Наш весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь,

Белый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

 

- текст

- комм.: так говорили, когда ребенок играл с мячом

- повтор текста

 

Стихотворение

54

Как на Танины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

 

- снач. комм.: рассчитывали, кто будет водящим, водящего ставили в середину круга и пели песню

- текст

- комм.: по словам дети расширяли или сужали руки

- продолжение текста

 

Детская игра

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

п. Подгорный

25.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Суворова Л.М.


Исп.: Вихарев Акиндин Петрович, 1925 г.р., род. в д. Сватково

 

55

Об именах:

 

- Иван, Алфей, Варсанофий, Акиндин, Фея, Ульяна – эти имена святые

 

Репортаж

56

О престольных праздниках:

 

- в д. Сватково был главный праздник Богослов (в октябре), варили пиво, покупали вино, собирались по две семьи вместе и гуляли; вечером парни и девки собирались вместе в избе и устраивали гулянку с гармошкой или с балалайкой, плясали, веселились; собиралось человек десять

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100