Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 092

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

д. Демсино

26.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

Исп.: Скворцова Анастасия Яковлевна, 1928 г.р., род. на х. Колышкин (д. Якунькино)

 

01

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на могилу ставили крест, а в ноги покойника садили небольшое дерево (рябину, черемуху), потому что раньше оград не было, а крест мог сломаться, поэтому садили дерево, чтобы не потерялась могила

- покойника старались обмыть, пока он не окостенел, обмывать приглашали родственников; обмывали теплой водой и тряпочкой, воду выливали к углу дома, там, где никто не ходит

- в гроб клали чистые тряпочки, шили подушечку руками, не на машине, набивали ватой

- покойника закрывали коленкором

- в церкви дают проходную и венчик, чтобы класть на лоб; когда покойник лежит в гробе, икону кладут на него, а перед тем закрывать гроб, икону убирают из гроба

- когда выносят гроб из дома, то по дороге от дома до кладбища кидают еловые ветки – «лапушки», в могилу на дно тоже кладут «лапушки», потом на них опускают гроб

- в могилу бросают деньги (мелочь) – «откупают место»

 

Репортаж

02

Господи, помилуй, да

Дай местечко рабу Божью.

 

- снач. комм.: крестились и говорили, когда кидали в могилу деньги

- текст

 

Приговор на кладбище

03

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- если покойник снится, надо в церкви заказывать молебен

- после кладбища дома обязательно моют руки, могут выносить на улицу ведро с водой, чтобы все могли вымыть руки, и полотенце, чтобы вытирались

- когда гроб увозят на кладбище, дома остается кто-нибудь прибираться, надо вынести из дома еловые «лапушки» и сжечь их за деревней, потом моют в доме пол, начиная от переднего угла, собирают стол с закуской

- плохие тряпки после покойника сжигают за деревней в той стороне, куда увозят покойника на кладбище

- когда покойник лежит в доме, то в доме ставят таз с водой и марганцовкой, чтобы не было запаха, потом этот таз выливают около дома

- раньше зажигали лампадку, обносили ее около гроба, читали молитвы

- сейчас около гроба ставят свечки

- покойника кладут головой к переднему углу вдоль половиц, ногами к дверям

- когда в дом приходят люди прощаться с умершим, на гроб кладут деньги, потом, перед выносом гроба, эти деньги собирают и несут в церковь – «на свечку», в церкви на эти деньги покупают свечки, поминают в 20-й, 40-й день

- когда после покойника убирают в избе, стулья переворачивают кверху ножками

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

д. Демсино

26.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

Исп.: Гренева Лидия Алексеевна, 1932 г.р. зд.

 

04

О престольных праздниках:

 

- в Демсино праздновали Петров день, варили пиво, гнали самогонку, вечером девки из чужих деревень приходят в гости к девкам, а ребята – к ребятам, гуляли; девки угощали девок, а ребята – ребят

 

Репортаж

05

О скотоводческих обрядах:

 

- у пастуха был подпасок – молоденький паренек

- если коров была «блудящая», не выходила из леса, на нее надевали «погромок» (колокол)

 

Репортаж

06

О представлениях, верованиях:

 

- раньше считалось, что леший водил в лесу

 

Репортаж

07

О встрече с лешим:

 

Отец разбудил сына с матюгами, отправил его в выгороду за лошадью,  ему повстречался мужик (леший), сорвал с него крест, посадил к себе «на закукры» и унес. Мальчика искали трое суток. Люди сходили к старухе, она покричала чего-то в трубу и сказала, что тот мужик отпустит мальчика. Мальчик вышел из леса, от него пахло псиной. Старуха сказала, чтобы мать не обнимала сына, но мать не послушала, обняла сына и умерла на третий день.

 

Бывальщина

08

О встрече с лешим:

 

Леший кажется другим людям каким-нибудь знакомым человеком. Бабка пошла в другую деревню, встретила знакомого мужика, он шел по левую сторону, это был леший. Леший перепрыгнул через огород, а бабка сказала: «Ой, Господи, мне не перепрыгнуть», леший тут же исчез. Она потом еще не сразу дорогу нашла.

 

Бывальщина

09

О представлениях, верованиях:

 

- если человек с утра не умоется, то его может водить леший

- леший боится молитвы, надо ходить «благословесь»

- раньше были бабки, которые знались с лешим; такие люди должны перед смертью передать свои знания («колдовство») кому-нибудь (дочкам), иначе будут тяжело умирать

- когда бабка хотела узнать, что стало с пропавшим в лесу человеком, она открывала «душник» (труба в печке для самовара)

- чтобы не бояться покойника, трогают его за ноги

 

Репортаж

10

О лечении:

 

- были женщины, которые снимали лишаи, чирьи, как-то наговаривали на сучки в стенах избы

- в д. Мальгино есть старуха (живет в Череповце, а на лето приезжает в деревню), она лечит от радикулита, ходит по больному человеку ногами

 

Репортаж

11

О свадебном обряде:

 

- если родители были против того, чтобы дочь выходила замуж, парень мог подговорить девку и увезти ее с беседы самоходкой; потом делали свадьбу

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

п. Подгорный

27.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.


Исп.: Душичева Марта Михайловна, 1926 г.р., род. в д. Курья

 

12

О престольных праздниках:

 

- в Курье были праздники Никола вешняя и зимняя, Богослов; гуляли, пиво варили, пироги пекли

 

Репортаж

13

О детском воспитании:

 

- с младшими детьми нянчились старшие

- у детей были зыбки, детей качали, байкали

 

Репортаж

14

Баю, бай,

Спи, Витя, усыпай.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

15

О детском воспитании:

 

- раньше с детьми много разговаривали и носили на руках, чтобы ребенок был ближе к маме

- кормили грудью

 

Репортаж

16

О родильных обрядах:

 

- мать рожала детей дома, отец приводил к ней бабушку, чтобы она помогала

- рожали дома, в бане или в поле (летом)

- отец при родах не присутствовал, это было «женское дело»

 

Репортаж

17

О крестьянском хозяйстве:

 

- мужчина не умел доить коров; случай из жизни: жена рожала и послал мужа подоить корову, он не умел, пошел на двор, сел под корову, руки соскользнули с сосков и брякнули по ведру, он пришел, сказал жене, что оторвал у коровы титьки, они упали в ведро

- женщины работали на сенокосе, жали, все делали вручную

- мужчины всю зиму ездили в лес, заготавливали бревна, т.к. для каждого сына нужно было построить дом; только последний сын оставался в доме родителей, он должен был поить и кормить родителей до смерти

 

Репортаж

18

О колхозах:

 

- весь скот забрали в колхоз

- колхозы были бедные, потому что руководителями ставили бедных, нищих или городских людей, которые не имели своего хозяйства, поэтому они не могли руководить колхозом

- люди жили очень бедно, мать все, что было в доме, променяла на хлеб

 

Репортаж

19

Об обрядах перехода в новый дом:

 

- когда заходили в новый дом, сначала запускали кошку, и сейчас так делают

 

Репортаж

20

О лечении:

 

- детям заговаривали грыжу, золотуху (диатез)

- золотуха – болезнь наследственная, передается ребенку

- от этих болезней надо заговаривать, можно вылечить

- когда ребенка выносили на улицу, у него затекали глаза гноем и ушки гноились, значит, у него была золотуха; ребенка свезли к бабке, она сказала придти к ней два раза на заре, она наговаривала, у ребенка все прошло

- ребенка могли сглазить, тогда надо было спрыснуть с угольков и сказать какие-то слова

- нельзя показывать маленьких детей, чтобы не сглазили

 

Репортаж

21

О крестьянском хозяйстве:

 

- раньше в деревнях были торговые дома, в подвале (как первый этаж) была лавка, туда приходили за покупками – за промтоварами (ситцы и др.), за продуктами

- раньше в какой деревне был праздник, в той деревне устраивалась ярмарка; это было до революции

 

Репортаж

22

О детских играх:

 

- когда снег начала таять, появлялись проталинки, дети босиком бежали туда, играли

- летом играли в прятки

- на проталинках играли с мячом, делали черту (клеточки) и скакали

- мальчики играли в гонки – «попа гоняли», у них были биты (палки), они делали фигуры из столбиков и выбивали их

- девочки и мальчики играли отдельно

- в каждой деревне было несколько качелей, на них качались все лето

- было чертово колесо (стульчики крутились кругом)

- в деревне было две качели – маленькая для маленьких детей и большая качель («гигант»)

- чертово колесо крутили руками, оно крутилось кругом

- дети бегали в лес, когда снег стаивал, играли на лужайках, пекли картошку

 

Репортаж

23

О крестьянском хозяйстве:

 

- раньше за лесом следили, были лесники

- родители учили своих детей пользоваться лесом

- если человек заготовлял в лесу дрова, то нельзя было оставлять пенек выше 10 см, делянка должна была быть чистой, чтобы сучки не валялись, надо было их сжигать; лесник потом приходил и проверял, чистая ли делянка

- в лесу пасли скот, поэтому лес содержали в чистоте

- раньше брали только белые грибы и рыжики, других грибов не признавали

 

Репортаж

24

О представлениях, верованиях:

 

- в Любомирове верили в колдовство, там леший «водил» скот и людей

- на Угле был старик-колдун, который помогал людям найти скот и людей

- бывало так, что корова «попадала на круг» (ходила по кругу, а выйти не могла), это значило, что ее «водит леший», старик говорил, что надо сделать, чтобы она вышла

- привораживали людей другие люди – ворожеи

- колдуны, которые помогали людям, считали, что у них «Божий дар», и денег за свою помощь не брали

 

Репортаж

25

О крестьянском хозяйстве:

 

- дети раньше ходили босиком, обуви не было, поэтому весной на проталинки дети бегали босиком; в школу тоже ходили босиком

- у детей раньше были только валенки, катали катовалы, приходили на дом и катали на всю семью, в это время жили в этой семье

- для катания валенок на струне били овечью шерсть, потом складывали в формы, стирали

- раньше кросна были в каждом доме, все ткали тканины, половики

- раньше у невесты было все приданое тканое

- верхняя одежда у мамы была из тонкой шерсти (кашемир?)

- у девушек была одежда: юбки, сарафаны; юбки были «бористые» (много боров), сверху носили кофты; раньше носили пары (костюмы – юбка и казачок)

 

Репортаж

26

О сказках:

 

- сказки – «складки», потому что их рассказывали, когда что в голову придет; их передавали из поколения в поколение

 

Репортаж

27

[Утушка моховая],

Где ты ночку ночевала?

Под листом на берёзке,

Под кустом на осинке.

 

- текст

- комм.: раньше с ребятами занимались больше, чем сейчас; эту потешку пели

 

Детская потешка

28

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки,

Где вы побывали,

Что вы повидали?

 

- текст

 

Детская пестушка

29

[Чижик, чижик, где ты был?

- На канаве] воду пил.

Выпил рюмку, выпил две,

Зашумело в голове.

 

- текст

- комм.: такие «сказки» рассказывали, когда ребенка укладывали спать

 

Детская потешка

30

О детском воспитании:

 

- раньше дети не матюгались

- если дети долго прогуляют, отец наказывал их – запрещал детей кормить, но мать потихоньку все равно кормила

- отец не бил детей

 

репортаж

31

[Бабушка]

Фима-коза,

[Лубяные глаза]

Где ты была?

 

- Коня пасла.

- текст

 

Детская потешка

32

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

На печи колачи,

Как огонь горячи.

 

- текст

- комм.: это присказка

 

Детская потешка

33

Скрипи, скрипи, нога,

Скрипи, липовая,

Все по сёлам спят,

По деревням спят.

 

- текст

- комм.: эту песенку пели после сказки

- пересказ сказки «Медведь на липовой ноге»

- проба напева песенки, повтор

 

Песенка к сказке, сказка

34

О детском воспитании:

 

- отец занимался с детьми, нянчился

- у мамы через полтора года рожались дети, она ребенка кормила один год грудью, потом отнимала от груди, передавала отцу, отец спал с ребенком, мама рожала следующего

- раньше по воскресеньям и по праздникам не работали, мама наказывала дочерям, чтобы они не работали в эти дни

- у каждого дома лежали бревна для строительства новых домов, бабы собирались на этих бревнах, разговаривали, с ними рядом играли маленькие ребятишки

- младшая сестренка долго сосала грудь, до пяти лет, она уже стеснялась этого, подходила на улице к матери и говорила: «Мама, пойдём, дай титьки»

- раньше делали жвачку из хлеба, завернутого в тряпку, его давали детям сосать

- мальчику делали соску с медом, он целый день его сосал

- самый лучший мед – с разнотравья

 

Репортаж

35

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни на улку,

Дам тебе рогульку,

Масляную,

Перемасляную.

 

- текст

- комм.: эту песенку пела в сказке лиса, когда пришла за петушком

 

Песенка к сказке

36

Про кота и петушка

 

- песенка лисы:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка,

Масляного,

Перемасляного. (текст)

 

- петушок кричит:

Котик-братик,

Несёт меня лиса

За дальние леса,

За высокие горы,

В глубокие норы,

Спаси меня! (текст)

 

 

Сказка с песенкой

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чуровский с/с,

п. Подгорный

27.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

Исп.: Смирнова Римма Яковлевна, 1924 г.р., род. в д. Васильево

 

37

О престольных праздниках:

 

- в Васильево был праздник Вознесеньев день, была гулянка, ходили кругами вокруг деревни с гармошкой, плясали; три-четыре человека брались под руки и шли – где гармонь, там и пляска

- пекли пироги – с картошкой, с яйцами, с грибами, с ягодами

- рогушки пекли каждый день, не в праздник

- могли гулять неделю, гнали самогонку

- на второй или третий день праздника могли приходить к соседу «на допивки», если у него оставалось пиво и самогонка

- самогонку могли гнать из муки, ягод, из всего, чего было много

 

Репортаж

38

О календарных обрядах и праздниках:

 

- Пасха: ходили в церковь на молебен

- поп ходил по домам, собирал яйца – кто сколько даст, ребятишки ходили с попом, носили яйца, провожали его до дома

- поп читал молитвы

- попу давали яйца и пироги

 

Репортаж

39

О престольных праздниках:

 

- КОНОНОВ ДЕНЬ (18 марта): в д. Дуброва приходил батюшка на каждый двор, святил углы во дворе и всю скотину

- в каждой деревне был свой «общественный» праздник – в Васильево Вознесеньев день, а в Дуброве праздник Конана Гладаря

- в такие праздники гуляли каждый в своем доме,  приходили гости

- бабушка пекла до пятидесяти пирогов; была большая родня с обеих сторон, приходило много гостей

- дедушка гнал самогонку в овине, бабушка варила пиво

- из солода варили целые корчаги сладкого теста, кисель варили из ржаной муки, потом хлебали с молоком или с суслом, кисель резали ножиком и раскладывали в тарелки

 

Репортаж

40

О беседах:

 

- собирались со всей округи в одну деревню на беседу

- парень звал девку в «Горе», если она ему понравилась, потом ее спрашивал: «Кого тебе позвать?»

 

Репортаж

41

- Труба!

- Кому?

- Римме!

- От ково?

- <>

 

- снач. комм.: если парень пошел в «Горе» с другой девушкой, считалось, что он изменил, кричали «Трубу»

- текст

 

Выкрик на беседе

42

О беседах:

 

- в «Горе» могли облить водой парня с девкой

- выгоняли из «Горя», говорили: «Выходи из «Горя»

 

Репортаж

43

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили «нарядные», плясали, надевали тулупы, пальто

- наряжались «покойником», надевали простынь, «покойник» сам приходил; ряженые плясали, палкой орали; ряженым могил устроить «проводы» - «хвостанут» палкой

- МАСЛЕНИЦА: жгли Масленицу, дедушка помогла ребятам собирать кузовки сенные (в которых носили коровам сено), их складывали в кучу и вечером поджигали, когда Масленица сгорала, нельзя было есть молока и мяса

- Масленицу делали высокую, чтобы было видно в соседних деревнях, кузовки поднимали вверх

- ребятишки со всей деревни собирали дрова для Масленицы; дедушка помогал ребятишкам делать Масленицу; жгли за деревней – «за усадьбами»

- у костра ребятишки бегали, потом костер раскидывали

- дедушка делал детям корёжки из дерева (как саночки), дети на них катались с горы, корёжки дедушка обливал водой, чтобы они заледенели

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

28.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.


Исп.: Обаева Анна Ивановна, 1927 г.р., род. в д. Большой Двор

Басалаева Лидия Федоровна, 1937 г.р., род. в д. Ковжа (с № 58)

 

44

Баеньки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серой волчок,

Тибя схватит за бочок.

 

- снач. комм.: детей «байкяли»

- текст

 

Колыбельная

45

Баюшки, баю,

Спи, моё родноё,

Песенку спою.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

46

 

Баюшки, баю,

Спи, Андрюшенькя, усни,

Спи, Андрюшенька усни

Крепкой сон тибя возьми.

 

Колыбельная

47

Люленьки, люленьки,

Прилетали гуленьки

Стали гули ворковать,

Стал Ондрюша засыпать.

 

- текст

- комм.: детей пугали Букой

- повтор текста

 

Колыбельная

48

Прилетали гулоньки,

Начинали ворковать.

Спать Андрюше не давать.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

49

Крепко сон тибя возьми,

Спи, Ондрюша дорогой,

Спи-ко, мальчик милой мой.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

50

Сидит муха на окошке,

Думаёт, горюёт,

Кабы мне валенки,

Полушубок маленькёй,

Шапоцьку папаху,

Тёплую рубаху.

 

- текст (+)

 

Детская потешка (?)

51

Куколка моховая,

Где ты ночку начовала?

- Там, там на болотце,

В пригороде на завутре.

 

- текст

- комм.: это «сказка», ее не пели

 

Детская потешка

52

Сказка-приказка,

Прикованы коляска

К ситу, к бриту,

К серому корыту.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

53

Чижик, чижик, где ты был?

- На конаве воду пил,

Выпил рюмку. Выпил две,

Зашумело в голове.

 

- фрагмент текста

- комм.: эту не пели, рассказывали

 

Детская потешка

54

Спи, дитя моё родноё,

Баюшки, баю,

Я тибе, моя родная,

Песёнку спою.

 

- фрагмент текста

- фрагмент напева

- комм.: читала в книжке стихотворения, потом рассказывала детям

 

Колыбельная

55

[Ехал Ваня из Казани],

Полтораста рублей сани,

Полтора рубля дуга.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

56

- [Где ты был, Саушка?]

- В огороде, баушка.

- Чево делал, Саушка?

 

- фрагмент текста

 

Прибаутка

57

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: кудесами ходили на беседы, девка наряжалась цыганом, моряком, плясала «по-парнячьи»

 

Репортаж

58

О плясках:

 

- для девок и парней гармонь играла по-разному – «Русского» для женщин», «Хулигана» (наигрыш назывался «семисят вторая») для ребят, ребята плясали «наперебой», гармонист играл «под драку», тогда начиналась драка

- плясали «Восьмёру», «Ленчика»

 

Репортаж

59

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: «цыганом» наряжалась, надевала широкие брюки с напуском, рубаху, жилетку, сапоги; «цыганка» наряжалась в широкий сарафан, гадала и говорила: «Замарочила на весь век, проколупила весь мир»

- «сдоблялись» и ходили по беседам, по домам ходили мало; «сдоблялось» много народу

- «цыган» ходил с «цыганкой»

- «покойником» наряжалась старуха

- другие старухи на Рождество «сдоблялись» - «быка кололи»,  заносили человека, который «насдобился быком», и «кололи» его

- «покойник» наряжался во все белое

- наряжались «журавлём», брали швейку и махали ей; парень «клевал» девку, которая ему навредила; в швейку были воткнуты иголки, ими кололи девок

- «коледовать» ходили, приходили женщины и врали «чего попало» девке, которая дружила с парнем, говорили ей что-нибудь про этого парня, девка должна была им что-нибудь дать

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100