Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 024 |
|
||||
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Харовский район, г. Харовск 02.09.02. |
Зап.: Кулёв А.В. (видео), Станкевич Е.В. (MD), Келарев А.М., Зеленина О.Н., Полякова О.В.
|
Исп.: Гвоздева Римма Антоновна, 1937 г.р., род. – д. Бабино Сямженского р-на
Стуликова Фаина Витальевна, 1937 г.р., род. – д.Головинская Харовского с/с
Андрюкова Фаина Васильевна, 1939 г.р., род. – д.Ивачино Кубинского с/с
Васинцева Калиста Михайловна, 1934 г.р., род. – д.Дягилево Слободского с/с
Разгуляев Авенир Александрович, 1929 г.р., род. – д.Пашучиха Харовского с/с
Докунина Валентина Петровна, 1937 г.р., род. – д.Волчиха Харовского с/с
Кочев Александр Александрович, 1930 г.р., род. – д. Максачиха Ильинского с/с
1. |
Под пляску с пляской «Восьмёрка»
|
Наигрыш на гармони |
|
2. |
Под пляску с пляской «Восьмёрка»
- комм.: фигуры – «вторик», «малёнка», «гулянье» (сначала парни, потом девки), поворот, «шина», «восьмёрка»
|
Наигрыш на гармони |
|
3. |
Под пляску с частушкой и пляской «Восьмёрка»:
- [нрзбр.]
- комм.: в конце пляски гармонисту не кланялись
|
Наигрыш на гармони |
|
4. |
Под пляску с пляской «Восьмёрка»
- фр. наигрыша
|
Наигрыш на гармони |
|
5. |
По деревне (две гармошки навстречу) с частушками:
- [нрзбр.] Мы приехали подраться, Из наганов пострелять
- Через Кубену идти [нрзбр.] Мы гулять сюда приехали Ребята бойкиё
- По деревне идитё, [нрзбр.] играете Моё сердце разрываете [нрзбр.]
- [нрзбр.]
- А поиграй, залётка, в веночку И я пойду плясать, Да не воротитсё весёлая Гуляночка назад
- Я на линии стояла, А на линии народ [нрзбр.]
- Я на линии стояла А на линии народ, А дроля запер моё сердце, [нрзбр.]
- Я на линии стояла А на линии вода, А чего, дроля, выбираешь, [нрзбр.]
- Куплю юбку новую, [нрзбр.] А ребята – хулиганы [нрзбр.]
- [нрзбр.]
- Девушки, гармошка ваша, Гармонист – залётка мой Забираю гармониста, Отправляемсё домой
- снач. комм.: бывало, что две гармони рядом играли
|
Наигрыш на гармони |
|
Вологодская область, Харовский район, Разинский с/с д. Юдинская 03.09.02. |
Зап.: Кулёв А.В. (видео), Зеленина О.Н., Колесова И.В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Егорова Евстолия Михайловна, 1910 г.р., род. д. Тарасовская Разинского с/с
6. |
- МИХАЙЛОВ день (зимой) Михайла Архангела - по деревням были разные праздники летом - в д. Тарасовская – ПЕТРОВ день (12 июля) Петру и Павлу, до Петрова дня – пост (Петровки), праздновали три деревни - в каждой деревне были праздники - варили пиво, гуляли - в д. Денисовская – ИЛЬИН день (гуляли два дня) - ПЕТРОВ день праздновали три деревни, ИЛЬИН день праздновала одна деревня - НИКОЛИН день (весной) праздновали три деревни: дд.Костино, Токарёво, Сидоровская - в д. Юдинская – ВЛАДИМИРСКАЯ была - д. Тарасовская праздновала Петров день, в Николин день собирались в д. Костино - батюшка приходил утром, пока батюшка не придёт, скотину не выпускали, если в деревне была часовня, то батюшка служил молебен в часовне, если не было часовни, то на улице ставили стол, потом выпускали скотину – батюшка её кропил святой водой - МИХАЙЛОВ ДЕНЬ (зимой) праздновали все деревни, весь с/с, в первые дни собирались в деревнях, которые были ближе к церкви, праздновали неделю - после того, как батюшка отслужит, все расходились по домам
|
Репортаж |
7. |
- были драки, могли деревня на деревню драться - дрались не трезвыми - с одной деревни шли в другую и парни могли подраться, бывало, что не пускали молодёжь из другой деревни в свою - из-за девчонок дрались
|
Репортаж |
8. |
- гуляли два дня: первый день – у жениха, второй день – у невесты - раньше сватали и из других сельсоветов, потом стали сами сходиться - раньше невеста сидела запорученной - регистрировались задолго до свадьбы, венчались - накануне свадьбы было плаканье, специально приходила причитальщица и причитала с невестой, сидели за столом; невеста с подругами причитала в своей квартире, приходила молодёжь и гуляла в другой квартире
|
репортаж |
9. |
От стада лебединого, Приставала лебёдушка К гусям серым
- снач. комм.: на свадьбе пели песни - фр. текста - проба напева - комм.: пели жалобным припевом
|
Свадебная |
10. |
У серебряные Золотой был веночек
- снач. комм.: пели в доме жениха, когда молодые приезжали от венца - фр. текста
|
Свадебная |
11. |
Тысяцький пригоженёк
- снач. комм.: пели тысяцькому - фр. текста - комм.: пели, чтобы тысецький побольше денег на тарелку бросил, пели посторонние женщины, когда жених приезжал за невестой, жениха с тысецьким садили за стол
|
репортаж |
12. |
- небольшой компанией приезжали за невестой, когда невеста соберётся, сядет за стол, тогда и пели песни - невесту помогали собирать подруги - разметали дорогу, чтобы под молодых ничего не подкинули
|
Репортаж |
13. |
О календарных обрядах и праздниках:
ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ: - на второй день парни собирали яйца по деревне (на Петров день), ходили с корзинкой, могли им положить масло, они жарили яичницу - парни заходили в каждый дом, ничего не говорили, все хозяйки знали, что ребята ходят, собирают яйца, кто сколько давал; у кого-нибудь дома хозяйка жарила селянку на сковороде, масло клала - яйца собирали летом ТРОИЦА, ЗАГОВИНЬЕ: - варили яйца - бились яйцами ДУХОВ ДЕНЬ: - на второй день Троицы собирались в Пундуге - мужчины, взрослые ребята делали «перебой», делали большой круг, один ходил у всех собирал по яйцу, потом бились, собирали яйца в кепку - всё время ходили в головных уборах: мужчины ходили летом в кепках, а девушки – обязательно в платках - мужчины бились яйцами: один снимал кепку с головы, собирал у всех по яйцу, потом раздавал всем, кому какое достанется, потом бились - «женщины не касались в этот круг» - тот, кто собирал яйца, всем их и раздавал, и он первый начинал биться, бывало, целый круг выбивал, говорили, что какое-то яйцо он подкидывал, выбивал яйца по кругу - если яйца разобьётся, то отдавали это яйцо, тому, кому проиграли, и тот человек дальше шёл биться - яйца домой приносили - на праздник все собирались и старые и малые - пожилые женщины ходили с корзинками яиц - мужчины по лотку катали яйца, выбивали - только мужчины в кругу бились яйцами, женщины по-за кругу стояли, бились пока не пройдёт круг, выбивали только по одному яйцу, собирались в Пундуге - на второй день праздника ходили парни по деревне собирали яйца, ходили парни из своей деревни с парнями, которые приходили в гости, ночевали - когда было гулянье, приходили парни из другой деревни (не гости) – могли быть драки - на ПЕТРОВ день приходили в гости девушки из д. Денисовская, к ним ходили в ИЛЬИН день - ребята водили ребят в гости, могли и парни девушек приводить и наоборот, собирались днём, ночевать оставались редко - на гулянье собирались рано, домой приходили по-разному, могли и утром; гуляли по деревне - родня приходила в гости с детьми, оставались ночевать - яйца собирали по домам ребята, мужики не ходили - МИХАЙЛОВ день зимний, неделю гуляли – в конце праздника мужики и женщины ходили допивать, у кого что останется ПАСХА: - ставили детям качели - ребята – подростки (15-17 лет) наверху в заброшенном доме делали качели, качались на светлой неделе после Пасх - летом ставили большие качели - в д. Афонинская ставили круговую качель с беседками, командовали двое мужчин, которые качель делали, мужчины качали – им платили деньгами ребята, яйцами - девчонки - на верёвочных качелях устанавливали очередь качания: кидали что-то свёрнутое из тряпки в ноги качающемуся, он пинал, кто поймает, тот садиться качаться, мячик был из тряпок - с весны после Пасхи дети скакали на доске (на чурбак доску клали) - яйца, которые давали за качание на круговой качели, делили двое мужчин
|
Репортаж |
14. |
- собирались на беседы осенью с Покрова дня - летом гуляли в платках, а на беседы ходили без платков, волосы причёсывали, гребёнки носили - девушки ходили с работой - пряли, плели кружева - приходили ребята из других деревень, приходили с гармошкой - беседы делали по очереди у девушек или выкупали избу - в большие праздники на гулянку ходили без работы, в простое время девушки работали - девушки плясали под гармошку кругом по два человека, пели частушки про милёночка, про дролю - девушки и без парней частушки пели - если не было гармониста, не плясали - заводили «горюн»: - если не было переборки, завешивали горюн, парень с девкой садились рядом - ходили на беседы в другую деревню, если парня там не позвали к горюну, говорили, что «Сосну поволок»
|
Репортаж |
15. |
- снач. комм.: если девушка не позвала к горюну своего парня, и он не позвал девушку, говорили: «Борода» - текст - комм.: не пригласила, значит, борода, громко не кричали - выкрик
|
Выкрик на беседе |
16. |
- отец уходил, когда в доме была беседа, а мать оставалась - были разные беседы в одной деревне - беседа для маленьких называлась «Маленькая», на неё собирались с 14 лет - на беседу приходили ребята соответствующего возраста, к молоденьким приходили мальчики |
репортаж |
|
Продолжение: - ребята знакомились с девушками, заводили горюны, если девушка с парнем гуляли – весь вечер могли просидеть у горюна - сидели до 12 часов ночи, могли хозяева и раньше выгнать - девушки на беседах пряли, плели кружева
|
|
17. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ: - ходили ряжеными - одну женщину ряженую стариком подожгли (на голове был лён, бороду сделала), долго в больнице лежала, пришлось волосы обстригать - выряжались «покойником»: надевали белую рубаху, платок на голову, «зубы» в рот вставляли, «покойник» из деревни в деревню ходил сам, а в избу его заносили на носилках - ряженному «покойником» ухажерка всё лицо ободрала, все встали на лавку, когда пришёл «покойник», он подошёл к своей девке, та ему лицо ободрала (не узнала: лицо было напудрено, репные зубы вставлены, платок одет на голову)
|
Репортаж |
18. |
Человек-от был какой
- снач. комм.: «покойника» отпевали, клали на скамейку, возле него ходили с кадилом, пели - фр. текста - текст - проба напева - комм.: кадило делали, парни рядились старухами, женщинами, женщины – парнями, с «покойником» ряженые приходили, кадилом махали
|
Припевка ряженых |
19. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ: - цыганками рядились - варзали: сани с улицы утаскивали, дрова из всех деревень перемешивали, сани затаскивали на крышу дома - хозяева убирали в это время всё со двора, если не убирали, то всё утаскивали - на беседе в Святки и в простой день девушки пряли, в праздник ходили без работы - в Святки приходили с делом, но мало работали, т.к. всё время приходили ряженые - ряженые приходили, плясали, всю работу убирали, большими артелями ряженые приходили, всем приходилось вставать на лавки, а ряженые толклись на полу - гадали: смотрели в зеркало, ходили гадать в баню, гадали на Крещенье и Новый год, на Рождество - меньше - где-то МАСЛЕНИЦУ жгли, здесь этого не было
|
репортаж |
20. |
- уборка льна: молодёжь осенью (в октябре), когда женщины лён убирали, жгли костру от льна в поле подальше от деревни; когда стемнеет, шли разжигать костёр, ребята и девчонки собирались, когда костра разгорится, её раскидывали - ходили по деревне, у женщин собирали костру, большую корзину – кузов носили за плечами, кучу нанашивали - собирали ребята – подростки - где женщины обрабатывали лён, там костра и лежала (во дворе, например) - ходили только парни собирать костру, жечь ходили и девушки - лён обрабатывали в октябре - несколько раз приходилось жечь костёр
|
Репортаж |
21. |
О календарных обрядах и праздниках:
ФИЛИППОВО ЗАГОВИНЬЕ: - с 21 до 28 ноября неделю праздновали Михайлов день, потом начинался Филиппов пост - с 29 ноября начинались Филипповки - с 21 по 28 ноября гуляли целую неделю, 28 ноября было Заговинье: готовили блюда пожирнее, повкуснее, пироги пекли, в Говинье ели постное - собиралась молодёжь на гулянку в квартиру
|
Репортаж |
22. |
ДОЖИНКИ: - приносили в дом последний сноп – «Гость» - хозяйка дома несла сноп домой - те, кто пораньше выжал, ходил на дожинки - готовили саломат из овсяной крупы, спиртное пили, ходили к соседям помогать дожинать - ходили на помочи – несколько человек на жниву или сенокос, там спиртное было, работали до обеда (до 14 ч.), за работу денег не платили, кормили - последний сноп ставили в передний угол за стол под иконы, серпы в него втыкали - жали и мужчины, трудно было жать - на «Гостя» складывали все по горстке, овсяный сноп жали, сноп клали прямо на землю, делали в?хиво, которым завязывали, завязывала и уносила сноп хозяйка дома
|
Репортаж |
23. |
Пришла хозяйка в дом
- снач. комм.: бабушка так говорила - текст - комм.: хозяйка говорила и заметала – махала в воздухе снопом - повтор - комм.: потом ставила сноп в передний угол, втыкала в него серпы, сноп стоял до Покрова дня (14 октября), потом его раздавали скотине понемногу всем
|
Приговор на выгон мух |
24. |
Покрой избу теплом, А хозяина добром
- снач. комм.: бабушка учила, палочку кидала на крышу через плечо - комм.: палочку кидали на третий раз, как скажут слова, кидали через правое плечо, кидали дети
|
Приговор на Покров день |
25. |
ПЕРВЫЙ ВЫГОН СКОТА: - хозяйка засвечивала лампадку против иконы, молилась, должна благословясь выгонять скотину - выгоняла хозяйка веточкой вербы с Вербного воскресенья
|
репортаж |
26. |
О календарных обрядах и праздниках:
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: - вербу святили в церкви на Вербное воскресенье, клали их за иконы на божницу, раньше давали вербы в церкви, сами не носили ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: - рано было выпускать скотину, поэтому только выгоняли погулять ненадолго - обходили двор с иконой рано утром
|
репортаж |
27. |
- сына крестил батюшка дома - крестили ребёнка меньше недели от роду - мать не ходила в церковь на крещение – по - церковному нельзя было, ребёнка возила в церковь бабушка - раньше рожали дома сами, акушерки могли помогать
|
репортаж |
28. |
Где ты ночесь ночевала, Там, там на болотце, В пригородке на заборце
- снач. комм.: со своими детьми бабушка нянчилась - фр. текста - напев - комм.: пели детям просто так, от свекрови слышала, когда ребёнок станет понимать, его развлекали, это припевка
|
потешка |
29. |
- дети на улице играли - ребята катали камешки, девочки в кукол играли - куклы шили из тряпок, они назывались «кумушкой» – в сарафане, с ручками, делали волосы изо льна - покупную куклу называли – «городовка», «горожанка», её берегли - делали кукол из соломы - играли куклами на улице, когда тепло, когда холодно – в избе - из грязи стряпали пирожки, ходили в гости друг к другу, домик делали с лавочками - куклу «Кумушку» делали небольшую; из тряпок сворачивали небольших кукол, шили кукол мастерицы, куклам глазки рисовали, делали из бисера, могли не делать глазки
|
репортаж |
30. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- покойного возили в церковь на отпевание - по покойному упричитывали – «ревят и приговаривают», если жалобный был «покойник», причитали свои родственники - причитали на могиле, когда похоронят, причитали сразу, когда умрёт, на могиле в воскресенье многие причитали, в праздники - в воскресенье ходили в церковь на службу, потом ходили на кладбище - здесь ветки по дороге не кидали - дома гроб делали, в него клали стружку от гроба, берёзовые листочки (обязательно родственники должны бруснуть листочки в гроб, все по веточке) - мылом, которым обмывали покойника, моют руки, чтобы не дрябли, мыли старухи; в гроб могли класть гребешок - воду, которой обмывали покойника, выливали на передний угол дома - одежду с покойника жгли, когда снимали одежду, раздирали, не расстригали - чтобы не боятся покойника – надо посидеть на том месте, где он лежал - причитали, когда покойник умрёт, когда в гроб положат, когда хоронят, когда из дома выносили гроб, когда опускали гроб в землю; не причитали, когда зароют - с кладбища шли на поминки домой, перед столом мыли руки - за столом вспоминали покойника хорошим, больше ели, вина много не пили - сорочины: 40 дней душа ходит свободно, после 40 дня ей определяют место, она ходит, проест, попьёт - на 9 день ходят на кладбище, дома отмечают - на 40 день поминали, по деревне раздавали 40 кусочков, ходили по домам - в 9, 40 день ходят на кладбище поминать, птичкам крошили крупу – пшено, считается, что они поминают
|
репортаж |
|
|
ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |