Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 018

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Михайловский с/с

с. Михайловское

30.08.02.

 

Зап.: Зеленина О.Н., Полякова О.В., Колесова И.В.

Исп.: Соловьёва Фаина Александровна, 1913 г.р., род. – д. Чертунья Михайловского с/с

 

1.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ:

- на Петров день приезжал поп из Михайловского, служил молебство, была большая икона Петра и Павла (как столешница)  и крест большой, оставляли их у соседки, сейчас их увезли в Смоленск)

- на Петров день дома поп брата крестил, дали имя Павел

- водили обедать попа, как службу сделает

- батюшко освещал всю скотину (кропил во все стороны святой водой), как служба пройдёт; коров и лошадей отдельно приводили

- икона Петра и Павла была большая (как столешница), коричневая, деревянная, два святых изображены – Пётр и Павел,  и большой крест приносили

- когда дождя не было, миряна (люди по всем деревням, соседи) попросили батюшку молебен сделать, потом пошёл дождь

- к празднику делали сусло, варили пиво (из солода, клали хмель в пиво), гости не приезжали, гуляли с соседями (жили дружно)

- в ТРОИЦУ яйца катали по колодинке

- собирались всей деревней катали крашенные яйца

- ПЕТРОВ ДЕНЬ гуляли один день (т.к. был сенокос)

ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА (ПРЕСТОЛЬНЫЙ праздник):

- гуляли три дня: приезжали гости (родственники)

- пироги пекли, кашу, суп делали, сусло, пива варили - угощали за столом

ПАСХА:

- ходили на службу - всенощная, потом утром мать на стол ставила пироги скоромные, суп скоромный, оладьи, яйца крашенные: мать скажет: «Христос воскресе», отвечали: «Во истину воскресе», (скоромное – мясо, молоко)

- до  Пасхи скоромного не ели – Пост (7 недель)

- оладьи делали из поденья (топлёное масло со сметаной) и из овсяной крупы, пекли на сковороде – тостые оладьи

ТРОИЦА:

- катали яйца по колодке, на улице собирались, выкатывали яйца – могли решето выкатать

- красили яйца луковыми корками (припасали) или кувшинками (жёлтые) с реки

ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА:
- гости приезжали

- пекли пироги (если богатые – пекли белые пироги, большинство пекли тряшенешные пироги из ячменной и ржаной муки; пшеничные пироги пекли (мука была своя - ячневая, гороховая)

- пироги назывались – наливашка, загибень (загибали рыбу в середину), а наливашки (сверху сметана или творог, или ягоды)

- ходили гулять на мостки (около д. Паршинская)

- могли быть драки, дрались ружьями, камнями; могли убить кого-нибудь; дрались деревнями (в д. Верховье)

- девки плясали «во кружок» (вдвоём) под гармошку с частушками

 

репортаж

2.

А было времечкё такоё

Как стемняет и бежит,

А топере этот дроля

Далеко уехал жить

 

- текст

 

частушка

3.

Проводила дорогого,

Проводила и стою,

Он ещё платочкём машет,

Надсажает грудь мою

 

- текст

- комм.: пели про гармонистов, про супостаток (соперницы)

 

частушка

4.

Я любила, ты отбила,

Я бы так не сделала

 

- фр. текста

- комм.: частушки пели под гармошку

 

частушка

5.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕЧЕРИНЫ:

- пели длинные песни на зимних вечеринах, пряли

- собирались у того, кто пустит вечёру делать

- делали горюн в избе (завешивали у входной двери) – сначала парень девку позовёт в горюн, посидят, потом девка парня зовёт (перемигивались); в горюне шутили: спрашивали «Корова доит?»

- если парня ни разу не позвали к горюну, то говорили «с головёшкой ушёл» или «на картошках ушёл», про девку не говорили

- плясали: девки, потом парни на перепляску «Русского», пели частушки (некоторые парни могли с матюгом частушку спеть); плясали девка вместе с парнем; парни плясали на перепл¿ску – один стоит, а другой пляшет; когда парень с девкой плясал – частушек с матюгом не пел

- вечерина была до 12 часов ночи, девки с прялками приходили (со своим делом), приходили парни из других деревень

СВЯТКИ: делали игрища

- ходили  выряжёнками из д. Чертунья в д. Нелюбовскую, приходили на бесёду, одевали кофты, рубахи с подолом, полотенца; когда плясали – лицо уже было не завешено

- рядились девка парнем; одна женщина привязала редьку между ног и пошла в другую деревню – смешить; ряженые плясали, голос не меняли

- рядились цыганкам – одевали передник, ходили по домам, просили сметанки, кто чего даст

- ряженые (выряжёнки) делали себе горб

 

репортаж

6.

Дай (вот), скоро будёт маленький,  (дак)

Дай (вот) молочкя

 

- интонируемый текст

- снач. комм.: ряженая цыганкой делала себе живот, как будто беременная, потом просила для ребёночка

- не кричали, просили всего

 

приговорка ряженых

7.

 

 

 

 

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- девушки гадали : ходили в овин  - если шерстяной рукой погладит по руке, значит будет богатый жених

МАСЛЕНИЦА: (после Масленицы начинается Великий пост – 7 недель не ели скоомное)

- пекли масленики (если своей не было муки, то брали у соседей), пекли на сковороде в масле (из белой муки)

- масленики пекли на тагане (железный обруч на 3-х ножках, внизу лучину зажигали), таган делал кузнец

- раньше на вечерине были свитильно (в них ставили лучины), за вечерину много лучин сгорало

- всю неделю молодые (первый год замужем) гостили у родителей невесты

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК:

- молодых «купали» в снегу (закидывали снегом руками)

ПАСХА («Христов день»):

- наряжались, то что покупали (платье, шили сапоги) – берегли к Пасхе

- ходили до реки (молодёжь плясала, пели частушки)

- соседи ходили друг к другу; мужики собирались отдельно в одну избу –  курили, говорили

- вешали качулю: на воронец верёвку завязывали, на верёвку клали доску, на качель садились по двое; на мосту качель вешали – садились по двое, трое, приходили качаться  соседские девочки

 

репортаж

8.

На качуленьке качалась,

Под качуленькёй вода,

Бело платьё замарала

Мне от маменьки беда

 

- текст

- комм.: пели, когда качались

- повтор

- комм.: пели частушки быстро

 

частушка

9.

Батюшко доброходушко,

Сохрани нашу скотинушку,

От бури, от зверя,

От лихих людей

 

- сначала комм.: говорили, когда первый раз выгоняли скотинку,  вешали над дверьми икону и благословясь скотинку отпускали

- комм.: выгоняли с вербушкой (которая стояла с вербного воскресенья), чтобы Бог хранил от зверя

 

приговор на первый выгон скота

10.

Батюшко доброходушко,

Сохрани нашу скотинушку,

От бури, от зверя,

От лихих людей.

Во имя Отця и Сына и святого духа

Аминь!

 

приговор на первый выгон скота

11.

О домовых, дворовых:

 

- доброходушко есть во дворе, говорили, что он ночью мог разбудить хозяина и послать к лошади, он оберегает скотину; заплетает косы в гриве у лошади

- домовой  есть в доме

- первым в новый дом хозяин запускал петуха, чтобы он пропел

- в новый хлев скотинку переводили благословясь

- как у женщины убегал телёнок (потом сделала благословясь)

- раньше без креста не ходили; если в лесу заблудятся, то рубаху выворачивали на изнанку, чтобы найти дорогу

- о том, как женщина заблудилась («увело»)

 

репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ТРОИЦА:

- ставили берёзки у крыльца или под окошко дома (примерно по два метра), втыкали берёзовые ветки под окно

- около домов всё выметали, прибирали

- берёзки втыкали в землю (ямок не делали)

- ходили гулять в д. Согорки

 ДУХОВ ДЕНЬ, на другой день после Троицы (земля именинница)

- ходили гулять в д. Согорки

- на земле нельзя работать в Духов день (земля отдыхает в этот день)

ИЛЬИН ДЕНЬ (Илья Грозный):

- после сенокоса бывает, нельзя работать

- о том, как в праздник сметали стог и он загорелся

НИКОЛА МНОГОМИЛОСТИВЫЙ (праздник)

- от ПОЖАРА (о том, как старик, звали его дядей, обошёл дом с иконой – дом не сгорел)

- чтобы пожар потушить старик положил яйца в печь (с приговором), обходил дом с иконой Неополимой Купины

 ДОЖИНКИ:

- последний овсяный сноп уносили домой, сноп называли гостем, сноп ставили под иконы

- на Покров день, когда закармливают скотину, с этим снопом обходят скотину с приговором

 

репортаж

13.

Батюшко Доброходушко,

Накорми нашу скотинушку

 

- комм.: гостем (последний сноп) зак?рмливали скотину на зиму, чтобы скотина сыта была

 

приговор на закармливание скотины

14.

О календарных обрядах и праздниках:

 

НИКОЛА МНОГОМИЛОСТИВЫЙ:

- праздник бывает три раза в году

- ездили в церковь

ИЛЬИН ДЕНЬ:

- в этот праздник нельзя было работать (сметали стог, он сгорел в этот же день)

 

репортаж

15.

О свадебном обряде:

 

- приходили сватами, сватам нужно было пройти по одной половице, чтобы свадьбу сделать

- сватать приходил сводчик (женщина или мужчина), хвалил жениха; потом родители невесты ездили место смотреть к жениху (какое хозяйство, какой дом; если не было хлеба, могли взять у других, чтобы показать, что богатые)

- договорятся (если согласны), когда списыватся; могла девка уйти самоходкой за полюбовника, когда уже договорились

- жених за невестой ехал (к венцу) на лошадях, украшали лошадь ленточками, дуга была с колокольцом, упряжь под серебром; украшали девки соседки

- собирались на плаканье (кто на гулянку пустит, у того и собиралась молодёжь)

- невеста причитала на плаканье, созывали специальную старуху, которая упричитывала (подзывала родных), если отец умер, то про батюшку причитала

- о том, как невеста причитала, а платок когда сняли, она смеялась

- упричитывали родных:

«На реку-ту пойдут, да тебя не проводят, (родные ти)»: если родителей нет, причитает в избе; хлесталась, ревела, если не за любимого выходила

- специально звали старуху причитальницу

 

репортаж

16.

Батюшко родной,

(Да вот) не придёшь, да не проводишь

 

- проба текста

- комм.: причитали, если не было родителей; голосом ревели

 

причёт невесты сироты

17.

О свадебном обряде:

 

- невесту в баню не водили (раньше мылись в печи)

- на кануне свадьбы невеста причитала в избе, ей помогала причитальница, причитальница завешивала невесту платком (тёмным)

- девки приходили жениху украшать лошать, дугу, пели песню «То не яблочок по горенке катавсе»

 

репортаж

18.

То не яблочок по горенке катался,

Да как Иван жонитсе собиралсе

 

- фр. текста

  

свадебная песня

19.

Розан, мой розан,

Виноград зелёной

 

- фр. текста

- комм.: свадебная песня

 

свадебная песня

20.

О свадебном обряде:

 

- «Тысяцький хорошенёк» - хвалили тысяцького

- в свадебный день наряжали ёлочку, ставили гостям, чтобы давали за неё деньги

 

репортаж

 

Вологодская область,

Харовский район,

Михайловский с/с

с. Михайловское

30.08.02.

 

Зап.: Зеленина О.Н., Полякова О.В., Колесова И.В.

Исп.:  Макарова Клавдия Александровна, 1931 г.р., род. – д. Анисимовская Михайловского с/с

 

21.

О свадебном обряде:

 

- старухи приходили в избу, пели длинные свадебные песни

 

репортаж

22.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- ходили выряжёнками

- делали «на дурак»: ворота запирали батогом, воду подливали, чтобы застыло, плясали, песни пели, сани закатывали на конюшню или на крышу, подпирали санями ворота, трубы затыкали тряпками – за это не ругали

- ходили выряжёнки: солдатом – одевали военную форму, разговаривал как на службе

- старухами рядились – просили кусочки: сметанки, сахара, пирога, одевали длинные юбки, кофты, завешивали лицо, - попляшут и говорят: «Оплатите за труд», им давали пирога, сахар, картошку

- женщины мужчинами рядились: шубу и шапку выворачивали на изнанку, лицо завешивали

- рядились в покойников: приходили на игрищё во всём белом с батогами (о том, как четверо нарядились в покойников и пришли на игрищё, даже взрослые испугались), раньше хоронили мужчин в полотняной рубашке и в подштанниках, а женщину в одной белой рубашке; ряженные покойниками приходили на игрищё и плясали, пугали: «Га!», лицо закрывали белыми платками

- рядились цыганками: одевали юбки портяные, кофты кучевеечки, платки надевали на голову (лицо не завешивали), сажей мазали щёки, красным мазилом, пудрой (белая, розовая была)

 

репортаж

23.

Сметанки, картошечёк, (всего)

Капустки, морковки

 

- снач. комм.: говорят, как цыгане

- интонируемый выкрик

- комм.: просят всего, как настоящие цыгане, им дают

 

приговорка ряженых

24.

Дайте, пожалуйста, кусочик,

Или капустки, или картошечки,

Сметанки, мяска, морковки, свёклы,

Суп сварить

 

- интонируемый выкрик

- комм.: всего просят, как настоящие цыгане, ходили в Святки; делали, как будто в положении (фуфайку подложат вместо живота), оденут передник

 

приговорка ряженых

25.

Дайте, пожалуйста,

Дайте, пожалуйста,

Беременной женшине кусочик,

Покормите, пожалуйста

 

- интонируемый выкрик

 

приговорка ряженых

26.

Можно? Хозяюшка?

Дай, пожалуйста, кусочик

Для беременной женшыны

Молочка, сметанки, капустки, морковки,

Пожалуйста

 

- интонируемый выкрик

- комм.: им подавали, ряженый отблагодарит: «Спасибо, спасибо, спасибо, дай Бог вам здоровья и счастья»; не плясала, выряжёнки мазали лицо сажей, красным, ряженая цыганкой не мазала лицо

 

приговорка ряженых

27.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПАСХА:

- красили яйца луковой коркой в Пасху, Заговинье, Троицу

- бились яйцами (держали их в руках) – кто яйцо разобьёт, его забирает, сидели на лужайке кругом, по кругу бились

ЗАГОВИНЬЕ:

- катали яйца по лужку под горочку, все катали

- делали рыбник в ПАСХУ, в СВАДЬБУ, жарили рыбу

СВЯТКИ:

- гадали: ходили в нежилую (летняя) избу: «Суженой, ряженой, выйди покажись», опускали кольца (свадебные) в стакан с такими же словами; показывался в комнате кому спиной, кому лицом

- на ВЕЧЁРКИ  женщины ходили с куделей, пряли нитки (по 5 старух в доме собирались, просились), пели частушки (коротенькие)

 

репортаж

28.

Вспомни милая подруга,

Как с тобой влюблялися,

Ты по старому гуляешь,

Мы давно россталися

 

- текст

 

частушка

29.

Вспомни милая подруга,

Как гуляли вечера

На тропиночке стояли

Наши дроли, ты и я

 

- текст

- комм.: если не было гармониста «играли ротом»

 

частушка

30.

Под пляску

 

- комм.: пели, когда пряли, могли и поплясать «кружком», ходили плясать по одной

 

наигрыш «под язык»

31.

Под пляску

 

- проба наигрыша

- Хорошо косить у речки,

Покосишь, воды попьёшь,

Хорошо любить баяночкой,

Хоть песен попоёшь

 

- Каменистая конава,

Серебристая вода,

Мне такого дролю надо

Боевого как и я

 

 - Каменистая конава,

Серебристая вода,

Мне такого дролю надо

Боевого как и я

 

наигрыш «под язык»

32.

«На перепляску» с частушками (показ пляски)

 

- Задушевному товарищу

На смену выхожу,

Лучше этога товариша

Негде не нахожу

 

- Задушевный мой товарищ

Выходи на перепляс,

Если ты меня не выручишь

И я в последний раз

 

- комм.: пляшут на вечерке вдвоём, по очереди «на перепляс» - плясали женщина с женщиной, или женщина с парнем

 

Наигрыш «под язык»

33.

О плясках:

 

- «Трояка» плясали – двое стоят, одна пляшет, менялись, плясали, пели частушки

- «на перепляску» плясали парень с парнем, пели особые частушки

репортаж

34.

Задушевному товарищу

На смену выхожу,

Лучше этога товариша

Негде не нахожу

 

- комм.: частушку не делили пополам

 

частушка

35.

Задушевный мой товарищ

Выходи на перепляс,

Если ты меня не выручишь

И я в последний раз

 

- комм.: пели парни

 

частушка

36.

О вечерках:

 

- парни могли подраться

- сидели в горюнах: завешивали одеялом; если парень с девкой гуляет – вечер сидели в горюне, любезничали, целовались

- о том, как с парнем гуляла 3 года, его посадили в тюрьму, она его не дождалась, вышла за другого

- горюн завешивали одеялом, если не было заборки, там были скамейки, сколько пар войдёт, столько и сидели

- летом сидели в гумнах, у стогов, говорили обо всём

 

репортаж

37.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (последнее воскресенье перед Пасхой):

- ходили за вербочками, их клали к иконам

- когда ПЕРВЫЙ РАЗ ВЫПУСКАЮТ КОРОВУ, берут эту вербочку, чтобы Бог сохранил; выпускают со словами: «Господи благослови», могут с иконкой выпускать

- вербочки клали к иконам

 

репортаж

38.

О свадебном обряде:

 

- приходили на свадьбу старухи, если молодая даст вина – её хвалят, не даст – ругают

 

репортаж

39.

(…)

Шуба кверху мездрой,

Шура кверху дырой

 

- фр. текста (конец текста)

- комм.: ругали невесту, если не подала ничего, пели песню

 

свадебная песня

40.

О свадебном обряде:

 

- пели песню тысяцькому (хвалили)

- от венца молодых встречают с короваем на полотенце (кто больше откусит невеста или жених, тот будет набольшо (хозяин) в доме)

- сватать приходили: о том, как две старушки приходили сватать и обошл? (приворожили) невесту – поколотила по плечу, вышла замуж

- на свадьбе могли приворожить, чтобы разошлись, могли колдуны комок волос (от коровы, от лошади) в дверь под косяк положить, наговорить – порча

- отдавали силой, могли уходить самоходкой (увёл с гулянья девушку к себе домой), потом будут свадьбу играть

 

репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100