Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 101

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

   

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

д. Демино

01.08.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

 

Исп.: Баскова Великанида Павловна, 1921 г.р., зд.

Черняева Евфалия Васильевна, 1914 г.р., зд.

Беляева Мария Николаевна, 1929 г.р., род. в д. Гущино

 

01

О престольных праздниках:

 

- местные праздники: Троица, Митрев день (4 октября), Егорьев день, Андреев день (13 декабря)

- Фролов день (31 августа) праздновали в Сизьме; раньше пекли «фролки» из теста (нарезали палочками) и ели с парным молоком

 

Репортаж

02

О беседах:

 

- в Митрев день кончались гулянки и начинались беседы; приходили в какую-нибудь деревню и говорили девкам: «Ваша очередь – дом пускать для беседы»; собирали беседу, приносили хозяевам еду, керосин, лампу; «веселая» была по два вечера

- девки выбегали с беседы на улицу и слушали – «Откуда гармошка-то идёт? Неужли никто не придёт?», ждали парней

 

Репортаж

03

О престольных праздниках:

 

- во Фролов день была гулянка – первый день в д. Шелухино, второй день в с. Сизьма; Вознесеньев день тоже была гулянка

- на гулянке ходили по деревне, начиная от самого крайнего дома села –вставали в два ряда, девушки брались под ручку по четыре-пять человек, парни с гармошкой шли гурьбой по десять-двадцать человек, один парень шел впереди плясал и пел песни; потом подходили девки и говорили: «Хорошой парень, поиграй топерь нам», вставали в большой круг и плясали по очереди, потом плясали парни; по всему селу было много больших кругов, в которых плясали

- было несколько гармонистов – они менялись, играли по очереди

- девки «за гармошку умирали» - слушали, как играет, дак «сердце разрывается»

 

Репортаж

04

О беседах:

 

- если на беседе девки не поладят с парнями, то парни могли уйти на другую беседу с гармонью, тогда девки играли под пляску на балалайке

 

Репортаж

05

О престольных праздниках:

 

- праздновали Троицу (1 день), Духов день ( 2 день – гуляли в д. Дупельной), Кириллову годину (3 день, на следующий день после Духова дня); молодежь гуляли три дня подряд до солнышка (до утра)

- сначала каждое воскресенье ходили за 7 км гулять в Дупельную (Топорищево); потом «вздумали» делать гулянку на Полежаеве (за 12 км), все ходили на гулянки – спать было некогда

- в Вознесенье пекли пироги

- во Фролов день пекли «фролки»

- позже вышел закон – запретить беседы, чтобы молодежь ходила в клуб

- в д. Демино собирались на «массовые гуляния» - плясали вокруг погреба, объявляли: «Завтра приходите, на Назарове м?ссовоё будёт»

- в Петров день ходили на гулянку с сенокосов

- сначала начинали гулять «всем миром», потом парни с девками расходились по парам, сидели на «галдарее»

- случай из жизни: в Андреев день женщины обрабатывали лен, а у одной осталось после праздника пиво, она позвала всех к себе, они выпили пива, играли «в губы» и плясали «поодинке», а потом «всемером»

- женщины могли плясать кругом, а в центре стояла одна и играла на губной гармошке

 - на гулянье брали узелок с одеждой, чтобы можно было переодеться девки ночевали у подружек

- если нечего было переодеть на второй день праздника, то девка могла выкрасить свое старое в другую краску

 

Репортаж

06

Об окказиональных обрядах:

 

- если во время пожара, был ветер на деревню, то обходили с иконами, и ветер «свертывался» на поле; обходили с молитвой с иконой Божьей Матери или Николы чудотворца

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Юроченский с/с,

д. Прокино

02.08.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

 


Исп.: Соколова Анна Петровна, 1912 г.р., род. в д. Ханёво

 

07

О свадебном обряде:

 

- уходили самоходкой – парень с девкой сговорятся и уйдут с «веселой» к парню домой, через две ночи шли к родителям невесты, невеста спрашивала у родителей разрешения зайти в дом

- невеста причитала «люто», плакала; если невеста была сирота, то пели жалобные причеты

 

Репортаж

08

<>

Полной-то двор гостей придёт,

Только нету гостя милова,

Гостя батюшка родимова.

Созову я братца милова,

Ты дойди-ко ко Божьёй церкви.

 

- фрагмент текста (не сначала)

- комм.: плакали, если у невесты нет родителя, за два дня или накануне свадьбы; к невесте собирались девушки, ее подруги, они пели и выговаривали ей, а невеста плакала

- повтор (фрагмент текста)

 

Свадебная (?)

09

О свадебном обряде:

 

- парень с девушкой гуляли, потом к девушке приходил сватом отец жениха, спрашивал согласия невесты и ее родителей, договаривались, когда приедут смотреть дом и хозяйство жениха

- родственники невесты ездили на двух лошадях смотреть дом; потом, если согласятся, собирали стол у жениха

- маленькие дети бегали смотреть, как плачет невеста, как ее уговаривают родители

 

Репортаж

10

Не от ветру, не от вихарю

В избу двери отворилися,

На пете остановилися.

 

- фрагмент текста

 

Свадебная

11

Што не ель да в избу клонится,

Не берёза Богу молится.

 

- фрагмент текста

- повтор (проба напева)

 

Свадебная

12

<…>

Только нету гостя милова,

Гостя батюшка родимова.

 

- проба напева

- комм.: чем «заунывнее» звучит, тем лучше

- повтор (проба напева, окончание – текст)

- комм.: строку повторять по два раза не нужно

 

Свадебная

13

Што не ель да в избу клонится,

Не береза Богу молится.

 

- проба напева (фрагмент)

 

Свадебная

14

Из-за лесу, лесу тёмнова,

Из-за тёмнова, дремучова

Выбегала лебедь белая

Со своими лебедятами.

 

- фрагмент текста, продолжение в пересказе; все песни поются на один «жалобной» мотив, так же, как у гроба причитали

 

Свадебная

15

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше причитали, когда надо везти покойника хоронить, или  когда собирались по вечерам сидеть у покойника; на могиле только плакали, не причитали

 

Репортаж

16

На кого ты оставляешь да

Малых детей…

 

- снач. комм.: если умирали отец или мать, и оставались маленькие дети, то причитали

- фрагмент текста

 

Похоронное причитание

17

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойника обмывали родственники: мужчину – мужики, а женщину – женщины

- воду после обмывания выливали ближе к переднему углу

- мелкие стружки после гроба клали в гроб, а крупные сжигали за деревней в тот момент, когда покойника повезут хоронить, здесь примечали, если дым пойдет в обратную сторону (на деревню), то будет еще покойник, а если «по-за ним» (за покойником), то ничего не будет

- кто-то оставался после покойника мыть полы в доме

- сама А.П. одежду после умершего мужа сожгла в бане

- соломку, которую подкладывали умершему, тоже сжигали

- покойника клали на лавку вдоль полу, ногами к выходу

- поминальные дни: 9-й день, полусорочины, 40-й день

- раньше из пшеницы делали сладкую кутью, все поминали, брали по чайной ложечке; раньше была маленькая деревянная бочечка с ручками, называлась «ручайничка», она закрывалась, именно в ней обносили кутьей людей, чтобы те помянули; кутьей обносили в день похорон, в 9-й, 20-й и 40-й дни

- в 40-й день ходят на кладбище, берут бутылочку и поминают (в настоящее время)

- кому было «люто» жалко покойника, то они что-то уговаривали: «На кого ты меня оставляешь…»

 

Репортаж

18

А мы просос сеяли, сеяли.

А мы просо выростим, выростим.

 

- фрагмент текста

- комм.: летом на улице играли подростки

 

Хороводная игра

19

Бай, бай,

Не лёжись на край,

Придёт серенькой волчок,

Тебя схватит за бочок.

 

- снач. комм.: бабушка «Байкала»

- текст

 

Колыбельная

20

На высокой на горе

Ходит Таня по траве,

Она цветочки рвёт,

На головушку кладёт.

 

- текст (не сначала)

- комм.: пела внучке

- фрагмент напева

 

Колыбельная

21

Бай, бай,

Не ходи, Таня, в сарай.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

22

На высокой на горе

Ходит Таня по траве

Бай, бай.

 

- фрагмент напева

 

Колыбельная

23

О рекрутском обряде:

 

- девушки шили парням кисеты, давали вышитые носовые платочки, дарили на память, когда парень уходил в армию

- в Егорий завязывали веточки на березе в «узелок», а в Троицу приходили его развязывать, и примечали, если «узелок» завял, то парень погибнет, а если листочки выросли, то не погибнет; так загадывала девушка про своего жениха, вернется ли он домой

 

Репортаж

24

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: гадали, кидали в снег башмаки, смотрели, куда упадет носком, там будет жених

- ходили к часовне в д. Ханёво, слушали у замка, что послышится – если запоют «Святый Боже…», значит, будешь жива и выйдешь замуж, а если «Со святыми упокой», значит, умрешь; так ходили вечером или ночью, «накладывали» ухо к замку и слушали

- гадали в кануны Рождества, Нового года или Крещенья

- девушки кидали башмак за забор или за огород недалеко от дома

 

Репортаж

25

Злай, злай, собачка,

В которой стороне моя судьба будёт.

 

- снач. комм.: пололи снег, кидали снег в заднее полотнище

- текст

 

Приговор при святочном гадании

26

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: топили олово и выливали в стакан с холодной водой и смотрели, что выльется (парень, гроб, церковь)

- КРЕЩЕНЬЕ: против Крещенья крестится (освящается) вода, в избе надо над каждыми дверьми угольком рисовать крестики, раньше делали крестики из палочек и втыкали  в каждый уголок; так «Бог велел», «это положено сроду»

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: не празднуют, почитают

- ПОКРОВ: примечают, с какой стороны дует ветер, такая зима будет (такой ветер будет и всю зиму)

- ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: замечают, если чисто (снег не идет), то и в лесу будет «чисто» (ничего не вырастет), если идет снег, то и в лесу много всего нарастет

- ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: примечали, если ветер с теплой стороны, то будет теплая весна; если погода холодная, то будет холодно до Вознесеньева дня

- ВОЗНЕСЕНЬЕ: примечали, если холодно, то будет холодно до Петрова дня

- если была засуха, то ходили в церковь, молились Богу; бывало, что еще из церкви не выйдешь, а уже дождик пойдет

- раньше был Саматовский приход, была деревянная церковь

 

Репортаж

27

О престольных праздниках:

 

- БОГОЛЮБИМАЯ (1 июля): была такая икона; праздновали две деревни, этот праздник считался для скотины,

- служили молебен, а ночью стояли в часовне на службе; приезжал поп со псаломщиком, выпускали скотину, обходили кругом деревни со святой водой «крестили все хлеба» (кропили), проводили всю скотинку и опрыскивали святой водичкой, потом отпускали; после этого переходили во вторую деревню (Ханёво), когда там опрыскают и отпустят скотину, то ходили по домам, потом возвращались в первую деревню и тоже ходили по домам

- когда «крестили хлеба», то вместе с попом ходила вся деревня, читали молитвы; у попа в ведре со святой водой был веничек, и этим веничком он опрыскивал водой поля, которые находились кругом деревни (из-за этого хорошо и жили)

- когда святили скотинку, то ее вели по деревне вдоль дороги, батюшка стоял на краю деревни у «выгона», и все (коровы, лошади и др.) должны были пройти мимо него, а он брызгал на них веничком

- потом батюшка в каждом доме служил службу, ходил с крестом, в доме он клал крест на стол; батюшку угощали, он останавливался (угощался) только в двух домах в каждой деревне (у тех людей, кто «больше радеет к Богу»)

 

Репортаж

28

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: скотину выпускали на поле, мужчина три раза обходил стадо с топором и иконой Егория-победоносца, чтобы скотина не пропадала, и чтобы ходили «дружко» (не расходились); так должен обходить пастух

- раньше «поряжали» (нанимали) пастуха, когда было много скотины, потом стали пасти сами, по очереди; с пастухом договаривались, чем будут расплачиваться;  пастуха кормили и пускали в дом на ночлег по очереди, называлось «у кого на чередах»

- у пастухов были барабанки, надевали на шею и барабанили каждое утро, чтобы хозяйки не проспали выпускать скотину

 

Репортаж

29

О представлениях, верованиях:

 

- во дворе и в доме есть хозяин

- какую лошадку хозяин любит, у той вся грива была «заплетена» в косы

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198