Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 101 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, д. Демино 01.08.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П.
|
||
Исп.: Баскова Великанида Павловна, 1921 г.р., зд. Черняева Евфалия Васильевна, 1914 г.р., зд. Беляева Мария Николаевна, 1929 г.р., род. в д. Гущино
|
||||
01 |
- местные праздники: Троица, Митрев день (4 октября), Егорьев день, Андреев день (13 декабря) - Фролов день (31 августа) праздновали в Сизьме; раньше пекли «фролки» из теста (нарезали палочками) и ели с парным молоком
|
Репортаж |
||
02 |
- в Митрев день кончались гулянки и начинались беседы; приходили в какую-нибудь деревню и говорили девкам: «Ваша очередь – дом пускать для беседы»; собирали беседу, приносили хозяевам еду, керосин, лампу; «веселая» была по два вечера - девки выбегали с беседы на улицу и слушали – «Откуда гармошка-то идёт? Неужли никто не придёт?», ждали парней
|
Репортаж |
||
03 |
- во Фролов день была гулянка – первый день в д. Шелухино, второй день в с. Сизьма; Вознесеньев день тоже была гулянка - на гулянке ходили по деревне, начиная от самого крайнего дома села –вставали в два ряда, девушки брались под ручку по четыре-пять человек, парни с гармошкой шли гурьбой по десять-двадцать человек, один парень шел впереди плясал и пел песни; потом подходили девки и говорили: «Хорошой парень, поиграй топерь нам», вставали в большой круг и плясали по очереди, потом плясали парни; по всему селу было много больших кругов, в которых плясали - было несколько гармонистов – они менялись, играли по очереди - девки «за гармошку умирали» - слушали, как играет, дак «сердце разрывается»
|
Репортаж |
||
04 |
- если на беседе девки не поладят с парнями, то парни могли уйти на другую беседу с гармонью, тогда девки играли под пляску на балалайке
|
Репортаж |
||
05 |
- праздновали Троицу (1 день), Духов день ( 2 день – гуляли в д. Дупельной), Кириллову годину (3 день, на следующий день после Духова дня); молодежь гуляли три дня подряд до солнышка (до утра) - сначала каждое воскресенье ходили за 7 км гулять в Дупельную (Топорищево); потом «вздумали» делать гулянку на Полежаеве (за 12 км), все ходили на гулянки – спать было некогда - в Вознесенье пекли пироги - во Фролов день пекли «фролки» - позже вышел закон – запретить беседы, чтобы молодежь ходила в клуб - в д. Демино собирались на «массовые гуляния» - плясали вокруг погреба, объявляли: «Завтра приходите, на Назарове м?ссовоё будёт» - в Петров день ходили на гулянку с сенокосов - сначала начинали гулять «всем миром», потом парни с девками расходились по парам, сидели на «галдарее» - случай из жизни: в Андреев день женщины обрабатывали лен, а у одной осталось после праздника пиво, она позвала всех к себе, они выпили пива, играли «в губы» и плясали «поодинке», а потом «всемером» - женщины могли плясать кругом, а в центре стояла одна и играла на губной гармошке - на гулянье брали узелок с одеждой, чтобы можно было переодеться девки ночевали у подружек - если нечего было переодеть на второй день праздника, то девка могла выкрасить свое старое в другую краску
|
Репортаж |
||
06 |
- если во время пожара, был ветер на деревню, то обходили с иконами, и ветер «свертывался» на поле; обходили с молитвой с иконой Божьей Матери или Николы чудотворца
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Юроченский с/с, д. Прокино 02.08.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П.
|
||
|
||||
07 |
- уходили самоходкой – парень с девкой сговорятся и уйдут с «веселой» к парню домой, через две ночи шли к родителям невесты, невеста спрашивала у родителей разрешения зайти в дом - невеста причитала «люто», плакала; если невеста была сирота, то пели жалобные причеты
|
Репортаж |
||
08 |
Полной-то двор гостей придёт, Только нету гостя милова, Гостя батюшка родимова. Созову я братца милова, Ты дойди-ко ко Божьёй церкви.
- фрагмент текста (не сначала) - комм.: плакали, если у невесты нет родителя, за два дня или накануне свадьбы; к невесте собирались девушки, ее подруги, они пели и выговаривали ей, а невеста плакала - повтор (фрагмент текста)
|
Свадебная (?) |
||
09 |
- парень с девушкой гуляли, потом к девушке приходил сватом отец жениха, спрашивал согласия невесты и ее родителей, договаривались, когда приедут смотреть дом и хозяйство жениха - родственники невесты ездили на двух лошадях смотреть дом; потом, если согласятся, собирали стол у жениха - маленькие дети бегали смотреть, как плачет невеста, как ее уговаривают родители
|
Репортаж |
||
10 |
В избу двери отворилися, На пете остановилися.
- фрагмент текста
|
Свадебная |
||
11 |
Што не ель да в избу клонится, Не берёза Богу молится.
- фрагмент текста - повтор (проба напева)
|
Свадебная |
||
12 |
Только нету гостя милова, Гостя батюшка родимова.
- проба напева - комм.: чем «заунывнее» звучит, тем лучше - повтор (проба напева, окончание – текст) - комм.: строку повторять по два раза не нужно
|
Свадебная |
||
13 |
Што не ель да в избу клонится, Не береза Богу молится.
- проба напева (фрагмент)
|
Свадебная |
||
14 |
Из-за тёмнова, дремучова Выбегала лебедь белая Со своими лебедятами.
- фрагмент текста, продолжение в пересказе; все песни поются на один «жалобной» мотив, так же, как у гроба причитали
|
Свадебная |
||
15 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше причитали, когда надо везти покойника хоронить, или когда собирались по вечерам сидеть у покойника; на могиле только плакали, не причитали
|
Репортаж |
||
16 |
Малых детей…
- снач. комм.: если умирали отец или мать, и оставались маленькие дети, то причитали - фрагмент текста
|
Похоронное причитание |
||
17 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- покойника обмывали родственники: мужчину – мужики, а женщину – женщины - воду после обмывания выливали ближе к переднему углу - мелкие стружки после гроба клали в гроб, а крупные сжигали за деревней в тот момент, когда покойника повезут хоронить, здесь примечали, если дым пойдет в обратную сторону (на деревню), то будет еще покойник, а если «по-за ним» (за покойником), то ничего не будет - кто-то оставался после покойника мыть полы в доме - сама А.П. одежду после умершего мужа сожгла в бане - соломку, которую подкладывали умершему, тоже сжигали - покойника клали на лавку вдоль полу, ногами к выходу - поминальные дни: 9-й день, полусорочины, 40-й день - раньше из пшеницы делали сладкую кутью, все поминали, брали по чайной ложечке; раньше была маленькая деревянная бочечка с ручками, называлась «ручайничка», она закрывалась, именно в ней обносили кутьей людей, чтобы те помянули; кутьей обносили в день похорон, в 9-й, 20-й и 40-й дни - в 40-й день ходят на кладбище, берут бутылочку и поминают (в настоящее время) - кому было «люто» жалко покойника, то они что-то уговаривали: «На кого ты меня оставляешь…»
|
Репортаж |
||
18 |
А мы просо выростим, выростим.
- фрагмент текста - комм.: летом на улице играли подростки
|
Хороводная игра |
||
19 |
Не лёжись на край, Придёт серенькой волчок, Тебя схватит за бочок.
- снач. комм.: бабушка «Байкала» - текст
|
Колыбельная |
||
20 |
Ходит Таня по траве, Она цветочки рвёт, На головушку кладёт.
- текст (не сначала) - комм.: пела внучке - фрагмент напева
|
Колыбельная |
||
21 |
Не ходи, Таня, в сарай.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
22 |
Ходит Таня по траве Бай, бай.
- фрагмент напева
|
Колыбельная |
||
23 |
- девушки шили парням кисеты, давали вышитые носовые платочки, дарили на память, когда парень уходил в армию - в Егорий завязывали веточки на березе в «узелок», а в Троицу приходили его развязывать, и примечали, если «узелок» завял, то парень погибнет, а если листочки выросли, то не погибнет; так загадывала девушка про своего жениха, вернется ли он домой
|
Репортаж |
||
24 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: гадали, кидали в снег башмаки, смотрели, куда упадет носком, там будет жених - ходили к часовне в д. Ханёво, слушали у замка, что послышится – если запоют «Святый Боже…», значит, будешь жива и выйдешь замуж, а если «Со святыми упокой», значит, умрешь; так ходили вечером или ночью, «накладывали» ухо к замку и слушали - гадали в кануны Рождества, Нового года или Крещенья - девушки кидали башмак за забор или за огород недалеко от дома
|
Репортаж |
||
25 |
В которой стороне моя судьба будёт.
- снач. комм.: пололи снег, кидали снег в заднее полотнище - текст
|
Приговор при святочном гадании |
||
26 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: топили олово и выливали в стакан с холодной водой и смотрели, что выльется (парень, гроб, церковь) - КРЕЩЕНЬЕ: против Крещенья крестится (освящается) вода, в избе надо над каждыми дверьми угольком рисовать крестики, раньше делали крестики из палочек и втыкали в каждый уголок; так «Бог велел», «это положено сроду» - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: не празднуют, почитают - ПОКРОВ: примечают, с какой стороны дует ветер, такая зима будет (такой ветер будет и всю зиму) - ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: замечают, если чисто (снег не идет), то и в лесу будет «чисто» (ничего не вырастет), если идет снег, то и в лесу много всего нарастет - ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: примечали, если ветер с теплой стороны, то будет теплая весна; если погода холодная, то будет холодно до Вознесеньева дня - ВОЗНЕСЕНЬЕ: примечали, если холодно, то будет холодно до Петрова дня - если была засуха, то ходили в церковь, молились Богу; бывало, что еще из церкви не выйдешь, а уже дождик пойдет - раньше был Саматовский приход, была деревянная церковь
|
Репортаж |
||
27 |
- БОГОЛЮБИМАЯ (1 июля): была такая икона; праздновали две деревни, этот праздник считался для скотины, - служили молебен, а ночью стояли в часовне на службе; приезжал поп со псаломщиком, выпускали скотину, обходили кругом деревни со святой водой «крестили все хлеба» (кропили), проводили всю скотинку и опрыскивали святой водичкой, потом отпускали; после этого переходили во вторую деревню (Ханёво), когда там опрыскают и отпустят скотину, то ходили по домам, потом возвращались в первую деревню и тоже ходили по домам - когда «крестили хлеба», то вместе с попом ходила вся деревня, читали молитвы; у попа в ведре со святой водой был веничек, и этим веничком он опрыскивал водой поля, которые находились кругом деревни (из-за этого хорошо и жили) - когда святили скотинку, то ее вели по деревне вдоль дороги, батюшка стоял на краю деревни у «выгона», и все (коровы, лошади и др.) должны были пройти мимо него, а он брызгал на них веничком - потом батюшка в каждом доме служил службу, ходил с крестом, в доме он клал крест на стол; батюшку угощали, он останавливался (угощался) только в двух домах в каждой деревне (у тех людей, кто «больше радеет к Богу»)
|
Репортаж |
||
28 |
- ЕГОРИЙ: скотину выпускали на поле, мужчина три раза обходил стадо с топором и иконой Егория-победоносца, чтобы скотина не пропадала, и чтобы ходили «дружко» (не расходились); так должен обходить пастух - раньше «поряжали» (нанимали) пастуха, когда было много скотины, потом стали пасти сами, по очереди; с пастухом договаривались, чем будут расплачиваться; пастуха кормили и пускали в дом на ночлег по очереди, называлось «у кого на чередах» - у пастухов были барабанки, надевали на шею и барабанили каждое утро, чтобы хозяйки не проспали выпускать скотину
|
Репортаж |
||
29 |
- во дворе и в доме есть хозяин - какую лошадку хозяин любит, у той вся грива была «заплетена» в косы |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |