Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 094

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Горка

29.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Богданова Елизавета Андреевна, 1930 г.р., зд.

 

01

О детском воспитании:

 

- детям рассказывали «сбирухи», сами придумывали о том, как пришел медведь, про Бабу-Ягу

 

Репортаж

02

О лечении:

 

- врач сам с матерью собирал травы и делал лекарства

- бабушка лечила детей: в русской печке было пять белых камушков, бабушка говорила слова и брызгала на камушки водичку, если был «озык» (сглаз), то камушки начинали кипеть, тогда этой водичкой с камушков сбрызгивали ребенка изо рта, он засыпал и поправлялся; бабушка знала какие-то слова, она лечила с этими словами

- если корова не могла «растелиться», то эта бабушка тоже приходила и брызгала на нее со словами

- если женщина тяжело рожала, то эта бабушка и женщинам помогала

 

Репортаж

03

О родильных обрядах:

 

- раньше рожали в бане, там сразу новорожденного и роженицу мыли

- позже стали рожать в доме (на кровати или на печи); ребеночка мыли дома в русской печке, бабушка залезала в печку, там подстилали солому и там мыли ребенка

 

Репортаж

04

Наигрыш на барабанке

 

- комм.: идут с барабанкой по деревне и стучат

- повтор наигрыша

- комм.: так стучат, чтобы все выгоняли коров в одно время

- повтор наигрыша

 

Наигрыш на барабанке

05

О скотоводческих обрядах:

 

- пасли по очереди, тот, кто пасет, тот идет утром по деревне и стукает, вечером барабанку оставляли следующему пастуху; на пастбище барабанку не брали

- когда была колхозная скотина, то пастух барабанил на пастбище в 12 часов, чтобы коровы выходили из леса на дойку

 

Репортаж

06

Наигрыш на барабанке

Наигрыш на барабанке

07

О скотоводческих обрядах:

 

- старенький пастух умел так хорошо стучать, что когда он играл на барабанке, женщина выходила и плясала под его игру

 

Репортаж

08

Наигрыш на барабанке

Наигрыш на барабанке

09

О беседах:

 

- на беседу приходили ребята-«чужаки» с гармоньей

 

Репортаж

10

О скотоводческих обрядах:

 

- барабанку называли «стукотальня»

- если из леса выходил медведь, то разводили костер

 

Репортаж

11

О представлениях, верованиях:

 

- здесь в лесу женщину с Ковжи «водило» 12 дней, она не могла выйти, потом ее мужик нашел в лесу, она ходила по кругу; в лесу есть нечистая сила, которая «водит»

- отец заблудился, всю ночь ходил в лесу, начал читать молитвы

- нечистая сила ходит, оставляет «след»

 

Репортаж

12

Ангел – в дорогу,

Господь – по пути,

Никола-спаситель,

Дорогу святи,

А Матерь Господня,

Со мною иди.

 

- снач. комм.: женщина в больнице в Шексне научила словам

- текст

- комм.: эти слова надо говорить, когда выходишь из дома

- повтор текста

 

Молитва в лесу

13

Господи, благослови

 

- снач. комм.: говорит, когда заходит затоплять баню

- текст

- повтор текста

 

Приговор в бане

14

О представлениях, верованиях:

 

- раньше «воскресенье соблюдали» - не работали

- в субботу тоже не работали (не пряли), потому канун воскресенья – канун праздника

 

Репортаж

15

О беседах:

 

- на беседы ходили с прялками, пряли шерсть, потом вязали одежду

- беседы с работой были в течение всей недели, в воскресенье по очереди в каждой деревне были «веселые беседы», на них ходили без работы

- для «веселой» выбирали дом, собирали со всех местных девок и парней деньги, откупали дом, с гостей, пришедших из других деревень, деньги не брали

- простые беседы проходили в домах девушек по очереди

- на простых беседах плясали под балалайку, на «веселой» - под гармонь

- если не было инструмента, могли играть «под язык»

 

Репортаж

16

О представлениях, верованиях:

 

- раньше (до войны) говорили, что кикимора ходит по лесу

 

Репортаж

17

О беседах:

 

- были прялки с веретенами и самопрялки (сохранилась прялка 17… года)

- парни вытаскивали у девок прялки и прятали

 

Репортаж

18

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ходили ряженые

- в Камешнице была «чудная» женщина, она «насдобится» и ходит по домам по всей деревне

- ряженые обязательно приходили в дом, где живет гармонист, он играл им на гармони, они плясали, гармонист ставил ряженым бутылку

- женщины рядились старухами, военными, стариками, цыганками; ходили в чужие деревни по домам, ходили туда, где есть гармонь, чтобы поплясать

- перед Новым годом чунки увозили, дрова уносили, двери заливали водой, замораживали; дети у вредной учительницы перетаскали все дрова на дорогу;  это называлось «патрашить»

- ряженые ходили с Нового года до Крещенья

- гадали на суженого-ряженого, ходили на дорогу, «кресты», слушали – не зазвенит ли колокольчик, зачерчивались

- таракана садили в коробку и привязывали к ноге на ночь, чтобы таракан «свел к суженому-ряженому»

 

Репортаж

19

О драках:

 

- в праздники ходили по деревне с гармонями, если партии попадались навстречу друг другу, когда один парень начинал плясать «под драку» к нему выбегал другой парень из второй партии, они начинали «сшибаться»

- могли драться деревня на деревню, если приходили «ирмаши» (с Ирмы), то они обязательно дрались с местными

- в Кирилловскую (21 июня) приходили парни с Ковжи, было много народу, обязательно была драка

- когда начиналась драка, гармонист переставал играть; парни перед дракой плясали под «Хулиганского»

- девушки заступались за парней, «сдярживали» их

 

Репортаж

20

 

 

Наигрыш на барабанке

Наигрыш на барабанке

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

29.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Богданова Вера Дмитриевна, 1930 (1929) г.р., род. в д. Горка

 

21

О календарных обрядах и праздниках:

 

- о гадании с тараканом: поймала таракана, привязала его к ноге, «таракан привел» девушку в д. Степановскую (туда потом вышла замуж)

- бабки гадали на картах, «врали»

 

Репортаж

22

О детском воспитании:

 

- у матери было семеро детей, с детьми никто не нянчился

- детей байкали, качали кроватку

- дети могли «напатрашить» (баловали)

- маленьким детям жевали печенюшку или пряник, заворачивали в марлю и давали сосать

 

Репортаж

23

О гармонях:

 

- были вятки

- больше было кирилловских гармоней, они «славились»

 

Репортаж

24

О беседах:

 

- в будние дни собирались на беседы по очереди в доме у каждой девушки; на беседах пряли, вязали

- в воскресенье ходили на «весёлую» в другую деревню или устраивали в своей деревне

- приходили парни, играли на гармошках, плясали

- на «веселую» «насдоблялись кудесам», могли нарядиться кикиморой (?), наряжались парень девушкой, а девушка – парнем (привязывала морковку)

- приносили покойника, делали большие зубы из редьки, покойник лежал на лавке, заставляли прощаться с ним, целовать его

- когда девушки летом купались в реке голыми, могли прийти ребята и их одежду спрятать, девушки выходили и искали одежду

- когда пряли, пели песни (современные и частушки)

 

Репортаж

25

О полевых обрядах:

 

- когда шли на работу и с работы, то пели «большие» песни (советские)

- раньше все было «с песням», когда жали, тоже пели

- последний сноп приносили в дом

- сноп околачивали, пекли пирог и смотрели, какой из первого  снопа получится пирог

- когда гремел первый гром, кувыркались три раза, чтобы спина не болела

 

Репортаж

26

Благослови, Господи

 

- снач. комм.: когда заходит в лес, говорит

- текст

 

Приговор, когда заходит в лес

27

О представлениях, верованиях:

 

- нельзя нарушать природу, потому что все потом человеку возвращается

- надо благодарить не лес, а природу за то, что она нам нар†стила

 

Репортаж

28

Дай, Бог, чтобы наросло и на будушший год,

Спасибо природе.

 

- текст

- комм.: все создано природой

 

Приговор в лесу

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

29.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Семенова Татьяна Павловна, 1928 г.р., род. в д. Маклаково Ершовского с/с

Иванова Анна Ивановна, 1930 г.р., зд. (с № 32)

Максимова Анна Александровна, 1939 г.р., род. в д. Никоновская Антушевского с/с Белозерского р-на (с № 52)

Максимов Василий Павлович, 1940 г.р., зд.

 

29

О престольных праздниках:

 

- здесь был праздник Кирилловская (22 июня), праздновали целую неделю, пока священник не обойдет все деревни округи, первый день начинали в Горки, потом в Раменье, в Аристове, в Камешнице и т.д.

- священник заходил в каждый дом, там молился с хозяевами, святил

- если просили, то священник святил и во дворе

- священника хозяева угощали пирогами

- в Пасху священник тоже ходил по домам по всем деревням

- в Ершове был местный праздник Успеньё; там был помещичий сад с прудом, вокруг были насажены ели, туда приходила гулять молодежь из разных деревень

 

Репортаж

30

О скотоводческих обрядах:

 

- в ПРЕЧИСТУЮ батюшка освящал лошадок, или выводили через отводок

- в ЕГОРИЙ выгоняли коров на пастбище и пастух обходил с иконой все стадо; каждый год «поряжался» разный пастух

- был «овечий» праздник (Петров день?), до наступления которого нельзя было стричь овец, чтобы овцы не болели (это делали по Божьей вере)

- отводок – калитка в ограде, которая огораживала всю деревню; через этот отводок в Пречистую проводили лошадок и батюшка их освящал с иконой, проводил молебен, чтобы лошадки не болели

- утром в 5 часов выгоняли скот на пастбище; когда хозяева «рядились» с пастухом, договаривались, как с ним будут рассчитываться, деньгами или, например, решето картошки

 

Репортаж

31

О полевых работах:

 

- жали яровое (пшеницу, ячмень, овсе), ставили в груды (по 12 снопов), потом ставили суслоны

 

Репортаж

32

О скотоводческих обрядах:

 

- у пастуха была стукотальня, пастух стучал и скот понимал пастуха, куда нужно идти, например, на дойку

- была старушка, которая знала молитву (называлась «привод»), она давала пастуху листочек бумаги с написанным текстом молитвы, пастух  читал текст молитвы несколько раз, потом «запирал» его на замочек (?) и прятал где-то  на пастбище; в какой-то праздник снова эту молитву переписывали и «возлагали» ее на одну корову (на «вожака»), со второй половины лета «привод» переделывали на другую корову; для этого выбирали бойкую корову

- пастух в течение лета не должен был собирать ягоды и грибы, перелезать через забор,  чтобы не нарушить «привод»; пока был «привод», зверь не подходил к стаду

- «привод» - это божественная тайна, его знали только некоторые старушки

- в Егорьев день пастух обходил скотину с иконой и с решетом, в котором лежали яичко и хлебушек, читал молитвы; молитву «запирал» дужкой от замка и прятал в какое-то место

- потом когда первая половина лета пройдет, он переписывал эту молитву, чтобы снять «привод» с одной коровушки на другую

- у пастуха-старичка был рожок, он сам делал из черемухи свисток и обвивал его берестой; пастух играл на рожке в поскотине, когда надо было гнать коров на дойку

 

Репортаж

33

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: в первый день после всенощной приходили, пекли пироги, праздновать начинали во второй день (в понедельник), ходили в гости, гуляли

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: в умывальник клали серебрушки (деньги) и умывались этой водой;

- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: косу надо было заплетать с вечера, а утром нельзя было расчесываться

 

Репортаж

34

Птица гнезда не вьёт,

А девица косы не плетёт.

 

- текст

 

Приговор в Благовещенье

35

О полевых работах:

 

- зерно молотили цепами возле овина

- сначала рожь бросали об стену

- было четыре молотила

 

Репортаж

36

Туко-туко-туко-туко

 

- текст

- комм.: стук получается, как музыка

 

Имитация молотьбы

37

О полевых обрядах:

 

- кувыркались, когда гремит первый гром, чтобы спина не болела во время полевых работ

- когда летели первые журавли, тоже кувыркались

 

Репортаж

38

Тимка-Тимошка,

Наполни лукошко.

 

- снач. комм.: когда дети шли в лес, кидали кузовки и кричали

- фрагмент текста

- комм.: дети высыпали содержимое лукошек на платок и мерили, кто больше набрал

- повтор фрагмента текста

- комм.: дети смотрели, у кого корзинка упадет вверх дном, тот человек  ничего не наберет

- продолжение текста

 

Выкрик в лесу

39

Об исполнении на инструментах, плясках:

 

- на гулянии собиралось несколько гармоней; плясали в «кружок», «играли» кадриль

- балалайки были только на беседах

- в войну на гармонях играли подростки на беседах (ноги до полу не доставали)

- «под язык» плясали

 

Репортаж

40

Под язык

 

- фрагмент наигрыша

- продолжение наигрыша

 

Наигрыш «под язык»

41

О детском воспитании:

 

- детей байкали

- старшие дети нянчились с младшими

- старшая сестра (7 лет) водилась с годовалым братом; родители уходили на сенокос, а сестра оставалась дома и качала братика в люльке; потом она носила его на сенокос и клала там под суслон; сестра укладывала братика спать и пела ему что-нибудь

 

Репортаж

42

Баю-баю, баю-бай,

Сиди дома, не гуляй.

К тебе девушки придут,

Поцелуют и уйдут.

 

Колыбельная

43

Куколка моховая,

Где ты ночку ночевала?

- В пригороде, на заворе,

Серые волки бежали. (Иванова А.И.)

 

- комм.: пели, когда укладывали спать

- комм. к тексту: «дядя Роман» - в деревне был пастух

 

Детская потешка

44

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: в деревне была тетка Маремьяна, она зимой ходила на беседу «кудесам», наряжалась, навязывала на себя что-нибудь; наряжалась в военного, вместо нагана привязывала сапожную колодку; «кудеса» пели, плясали

- ряженые «насдобятся» цыганками, ходили, гадали

- 2-3 человека собирали в корзину замороженный навоз, приходили на беседу, садились, доставали  навоз и рассказывали, кто какую «милостину» дал, так обсуждали хозяев и их дочерей и сыновей, которых хотели унизить

- парня наряжали «медведем», к нему привязывали веревку длиной в 20 метров, открывали дверь и тащили этого «медведя»

- парня наряжали «журавлем», давали швейку с иголкой, «журавль» приходил и «долбил» девкам коленки, девки визжали, бегали; хозяин беседы мог выйти и сказать: «Хватит, уходи, журавль»; «журавль» надевал вывернутую шубу или рваную «пальтуху», подпоясывался веревкой, швейку держал в руке (торчала из рукава)

- приносили «покойника», ряженый лежал, потом, когда ему надоедало, он начинал материться; «покойник» был во всем белом, до беседы он шел пешком, а на беседу его заносили на скамейке, ставили «середи полу»; привязывали банку к веревке и махали, как кадилом; потом девок заставляли прощаться с «покойником», целовать его, девки визжали и убегали

 

Репортаж

45

О летних гуляниях:

 

- после сенокоса каждый вечер ходили гулять в другую деревню («на горушку»), там парни и девки плясали

- молодежь могли остаться ночевать на сенокосе, делали шалаш из сена; разводили костер и сидели ночью у костра

 

Репортаж

46

Об играх:

 

- дети играли в лодыжки

 

Репортаж

47

О беседах:

 

- старшие девки на беседах пряли, вязали платки

- парни на беседах шутили: «застрекали кужель» – делали петлю из напряденных ниток и вытаскивали из «кужля», девке приходилось все переделывать, так парни проверяли, какой характер у девки – будет она сердиться или нет, если девка рассердится, то в следующий раз еще хуже сделают; парни могли поджигать «кужель»

 

Репортаж

48

Об исполнении частушек:

 

- когда девушка выходила из дома, то сразу начинала петь частушки, про нее говорили: «Митрофановна пошла на беседу»; пока девушка шла по деревне на беседу, все пела песни; раньше была такая «мода» - когда шли с беседы, надо было «всю деревню идти и кричать песни», не молчали; так могли петь, когда девушки шли все вместе или когда девушка шла одна, чтобы все слышали, что ты идешь домой

- мужики могли соревноваться, кто кого перепляшет, кто переиграет в гармонь и перепоет частушками, один мужик говорил про частушки: «Сейчас мешок один ишо только пропел, сейчас второй мешок роспечатаю»

- девушки могли одна одной отпевать, если «заедались»

 

Репортаж

49

О лечении:

 

- в д. Заозерье Ершовского с/с раньше была бабка, к ней носили ребятишек, если они болели, она их парила в бане

 

Репортаж

50

О скотоводческих обрядах:

 

- пастухи наизусть не знали текста молитвы («привод»), он был написан на листе бумаге и по ней пастух читал, а потом клал в определенное место

 

Репортаж

51

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- обмывать покойника приглашали кого-нибудь не из родственников, родственникам обмывать нельзя; делали скамейку, на нее под иконы клали обмытого покойника

- воду после покойника выливают на улице на угол дома под повальное (самое нижнее) бревно; мыло, расческу, платочек клали в гроб

- немного стружек от гроба клали в «домик» [гроб], а остальные сжигали в печке или за деревней

- покойник ночует в доме две ночи, на третий день его хоронят

- до сорокового дня на угол вывешивают лоскуточек, считается, что покойник ходит утираться

- в сороковой день лоскуточек кидали «н? воду» (в реку или в канаву)

- перед тем, как опускать гроб в могилу, откупали землю, в могилу кидали деньги (мелочь, лучше медные)

- родственники бросают платочки в могилу, говорят, что «тоску туда надо бросать»

 

Репортаж

52

Машка, Машка, Яшка, Яшка,

Идите домой!

 

- снач. комм.:  кричат в трубу, чтобы скотина домой ходила

- текст

- комм.: кричат в трубу у русской печки

 

Выкрик на Великий четверг

53

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: курочкам отстригали хвосты, чтобы яйца носили домой

- одна бабка зачем-то выкидывала петуха за бугор, он там пел

- коровам подстригали хвосты, потом эту шерсть клали под «перевод» (где первые двери)

- даже на ферме старая бабка учила молодых девочек, чтобы они подстригали у всех коров хвостики, благодаря этому скотина никогда не оставалась в лесу; хвостики лежали под «переводом» до следующего года, потом их выкидывали в навоз и клали новые

- «перевод» - это перекрытие, бревна между двором и избой (потолок во дворе), класть под «перевод», значит в щель, в пазуху

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

29.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Семенова Татьяна Павловна, 1928 г.р., род. в д. Маклаково Ершовского с/с

 

54

О скотоводческих обрядах:

 

- «привод» (записку с молитвой) и замок пастух заворачивал в тряпку и клал куда-то; замок обязательно был заперт на ключ, а ключ пастух убирал домой, считалось, что он «запирал пастбище»; считалось, что благодаря этому «приводу» волки не могил увидеть коров, т.к. они казались волкам пеньками

- бабки давали пастуху записку с молитвой

- пастуха по очереди кормили в каждом доме три раза в день

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Раменский с/с,

д. Раменье

29.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Гуреева В.В.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Иванова Анна Ивановна, 1930 г.р., зд.
Максимова Анна Александровна, 1939 г.р., род. в д. Никоновская Антушевского с/с Белозерского р-на (№
66)

 

55

- Куколка моховая,

Где ты ночку ночевала?

- Там, там, там, на болоте,

В пригороде, на заворе.

 

- проба напева

- напев

- комм.: ребятишек «байкали»

 

Детская потешка

56

- Чижик, чижик, где ты был?

- На канаве воду пил,

Выпил рюмку, выпил две,

Зашумело в голове.

 

- проба напева

 

Детская потешка

57

Баюшки, бай,

Спи, мой милый, засыпай.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

58

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели голубки.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

59

О детском воспитании:

 

- если дети не спали, их пугали Букой

 

Репортаж

60

Ехали бояре,

Кошку потеряли.

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.

 

- текст

- комм.: когда дети прыгали, играли в «черту», так говорили

 

Детская присказка

61

О детском воспитании:

 

- старшая сестра делала младшей кукол, с ручками, глазками, платья шила из тряпков

- на улице делали шалаши, ставили туда скамейку из чурбачков; девочки играли там с бутылочками, скоблили кирпич, насыпали в бутылку, заливали водой, затыкали, ставили и говорили: «Пусть пиво ходит»; потом, когда вода начинала пениться, говорили: «Ой, девки, пиво выходило!»

 

Репортаж

62

Тень-тень, потетень,

Сегодня день на плетень

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

63

[Сказка-приказка]

Прикована коляска,

С ситу-бриту,

К осинову корыту.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

64

Ехала торба,

С высокова горба,

В этой торбе

Хлеб-пшеница,

Кто с кем желает помириться?

 

- снач. комм.: перед игрой дети вставали в круг и считались

- текст

- комм.: на ком считалка кончилась, тот должен был указать на другого  человека и они вдвоем из круга выходили, потом считалка продолжалась, в конце должен был остаться один человек, он должен был «пасти» при игре в прятки

 

Считалка

65

- Где ты был ты, Савушка?

- В Ленинграде, бабушка.

- Что ты делал, Савушка?

- Девок шарил, бабушка.

 

- снач. комм.: парни между собой пели

- фрагмент текста, повтор фрагмента

 

Прибаутка

66

Чижик, чижик, где ты был?

- На канаве воду пил.

Выпил рюмку, выпил две,

Зашумело в голове.

- фрагмент текста

- проба напева

- продолжение (Максимова А.А.)

 

Детская потешка

67

О местном говоре:

 

- на Ковже говорили Галькя, Манькя, Ванькя

- в Талицах другое наречие: платок – «плат», «деука»

- молодежь сейчас так уже не говорит

 

Репортаж

68

Дождик, дождик, перестань,

Мы поедем на Рестань

Богу молиться,

Христу поклониться.

 

- фрагмент (проба напева)

 

Закличка на дождь

69

Радуга-дуга-луга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Перепёлнышка.

 

Закличка на радугу

70

Солнышко-пекунко,

Выглени на улку

Дам пирога,

Гороховика.

 

- текст

- повтор (напев)

- повтор (напев)

- комм.: дети прыгали и пели; когда делали черту, прыгали и пели

 

Закличка на солнышко

71

О детских играх:

 

- играли в городки

- в «чижика»: были палки-«чижики», хлопали по одному концу палки, смотрели, куда палка улетит, делали специальные ямки, надо было в них попасть

- в «лапту»: мяч из коровьей шерсти подкидывали палкой, другой человек бежал за мячом

 

Репортаж

72

О детском воспитании:

 

- весной дети бегали босиком по проталинкам, ребята на проталинках играли в деньги (кидали монетки к черте)

 

Репортаж

73

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше на похоронах причитали; в деревне все приходят в дом, где лежит покойник

- причитали, когда выносили гроб из дома

- когда причитальница причитает, она не плачет, а «охает»; в соседней деревне жила женщина, которая умела причитать, и ее приглашали на похороны причитать

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.

Исп.: Шанаева Зоя Яковлевна, 1914 г.р., зд.

 

74

О свадебном обряде:

 

- за три-четыре дня до свадьбы к невесте в дом приходили пожилые женщины с песнями, невеста плакала

- на свадьбе и в церкви был дружка

- первый день свадьбы гуляли у жениха, через несколько дней была «г†сьба», тогда ездили гулять к невесте

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100