Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 038

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

02.09.02.

 

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

Исп.: Малютин Николай Вячеславович, 1926 г.р., род. - д. Сычево

 

1.

О биографии:

 

- родился в д. Сычево (6 км. от Харовска), прожил там до 1941г.

- играть научился по слуху, игру перенимал на гуляньях у парней, который шли дорогой и грали

- у самого была гармонь-хромка Вологодской фабрики

 

репортаж

2.

О наигрышах:

 

- была игра «по деревне»

- на вход в деревню играли обыкновенную игру, только почаще, порезче, пели пес ни с матюгами

- начинали лупить друг друга, играли «под драку»

- холостые ребята ходили по деревне, женатые мужики дома сидели, только вечером выходили

- в деревню парни шли с камнями в карманах

 

Репортаж

3.

О музыкальных инструментах, мастерах:

 

- раньше были маленькие гармошки – тальянки (имеется тальянка от Силина Алексея из д. Боярское, делал гармошку мастер Сметанин)

- Сметанин Сергей был мастером гармонного промысла, жил в Уcть-Кубенском, ходил по деревням, раньше мода была - по домам ходили сапожники, сапоги шили, валенки катали

- Сметанин делал и ремонтировал гармошки

- был мастер Усанов Миша

- стали налогами прижимать мастеров, они перестали работать, даже санки перестали делать

- Усанов Миша жил на ул. Межинского

 

Репортаж

4.

Строй тальянки-двухрядки:

 

- правая клавиатура: 1 ряд – 9 клавиш

- все звуки первого ряда, ближнего к деке на сжим и разжим

- 2 ряд сверху вниз

- левая клавиатура: 4 клапана (крайние – аккорды, центральные – басы), сверху – вниз на сжим и разжим

- фр. наигрыша

 

строй тальянки

5.

По деревне

 

- комм.: по-разному играли, когда входили в деревню

- повтор

 

наигрыш на гармони-хромке

 

6.

По деревне

 

наигрыш на гармони-хромке

 

7.

Поиграй повеселяе,

Нажимай на нижний бас,

Пойдём гулять в Ворзинскую

Любая девка даст

 

- снач. комм.: игра «под драку» та же самая, только порезче

- фр. текста

- текст

 

Частушка

8.

О музыкальных инструментах:

 

- гармонь–хромка 12 x 21 (скошенная субдоминанта или «шахматка»)

- были гармони 23 х 12;  25 х 25 – такие гармони назывались хромками

 

репортаж

9.

Под драку

 

 

наигрыш на гармони–хромке

10.

Под драку с переходом

 

наигрыш на гармони-хромке

11.

До чего красив и ловок

В Кузовлёве атаман,

Рот откроёт, сопли выпустит,

Глядит по сторонам

 

- текст

- повтор

 

частушка

12.

Под пляску

 

наигрыш на гармони-хромке

13.

О плясках:

 

- под гармонь две девушки плясали во кружок, пели частушки

- парни плясали по двое (один стоял, другой плясал)

- парни и девушки плясали под одну игру

- плясали, потом давали задний ход и в другую сторону поворачивались, перекруживались вокруг себя

- пели частушки про ухажеров - дролей, супостаток

- кружок плясали вдвоём

- плясали «Метелицу» (на 4 пары)

- мужики по одному плясали

- на вечёрке, на гуляньях мужики плясали вдвоём на перепл¿ску (плясали по очереди, стояли друг против друга)

- «Трояка» не плясали

- парни могли плясать с тросточками, у тросточки был баг†рец, плясали наперепляс с тросточками

- во время драки гармонист не играл

 

репортаж

14.

По деревне

 

- снач. комм.: играет на гармони «уголок» 23 х 12

 

Наигрыш на гармони

15.

По деревне

 

- снач. комм.: с переменой позиции на правой руке, без смены баса (комм. Келарев А.М.)

 

Наигрыш на гармони

16.

По деревне

 

- снач. комм.: с переходом в левой руке (комм. Келарев А.М.)

 

 

Наигрыш на гармони

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

02.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.: Корсакова Анна Валентиновна, 1936 г.р., род. - д. Никитинская, Фроловского с/с

 

17.

О мастерах и гармонях:

 

- Бушев Валентин Евгеньевич - отец (1908 – 1951), род. д. Никитинская, мастер гармонного промысла

- отец делал гармони, ремонтировал, делал тальянки, волынки (были до войны), хромки, баяны, аккордеоны, сам играл

- волынки – гармони маленького размера, в середине меха была рамочка, вставлены зеркала, ряды располагались иначе, настраивалась по-особому

-  брутки были разные, отец фигурки высекал

- были бабитовые планки (после войны), алюминиевые, затем медные

- чтобы гармошка была голосистая, нужны медная планка и стальной голос - язычок

- мастер умер в Вологде в 1951 г., у него была небольшая мастерская, в армии не служил

- отец волынки сам не делал, только ремонтировал

- Евгений Васильевич Бушев (дед) – делал гитары, балалайки, мандалины, скрипки

- на чердаке у себя находила инструменты наподобие гитары -продолговатая, маленькая, внутри надутая

- гребень гармошки делался из ольхи

 

репортаж

18.

О плясках:

 

- плясали кружок, русского

- кружок плясали девушки, песни пели, по четверо плясали, по двое – мало

- Русского плясали наперепляс друг перед другом

- на перепляс плясали парни парами или сначала один, потом другой, с частушками

- если хорошо играет, то «не хочешь, а пойдёшь плясать», играли - «каждое слово выговаривали»

 

репортаж

19.

Если в армию уеду,

До меня не выходи

 

- проба напева

- комм.: так парни пели частушки, отец так пел

- фр. напев

- комм.: потом шёл проигрыш, потом пели вторую часть

 

частушка

20.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше, если родители умерли, то год был траур, не ходили гулять

 

Репортаж

21.

У окошечка у косчасчатого, у косчасчатого,

Жду я, поджидаю

Господина своего, господина своего

 

- снач. комм.: как просватают, невеста нет гуляла, жених приходил её навещать, девушки пропивали невесту, собирались, пели

- фр. напева

 

свадебная песня

22.

О свадебном обряде:

 

- была в деревне специальная женщина приходила, если у невесты матери не было, что-то причитали

- навзрыд ревели

- сначала невесту смотрели

 

ТИХАЯ ЗАПИСЬ

- тысецкого пробирали

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

02.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.: Кочев Александр Александрович, 1930 г.р., род. - д. Максачиха Ильинского с/с

 

23.

О драках:

 

- на празднике не обходилось без драк, обязательно надо было подраться

- если чужих не было на празднике, то дрались со своими

- пили мало, нужно было подраться, проверить силу

- со своим с/с жили мирно, не дрались, с другими: Фроловским, Михайловским с/с – «без драки не обойтись»

- веселье было (гуляли), хоть и жили голодом

- при Советской власти не разрешали играть на гармони (сам в Харовске заиграл на гармони, милиция забрала)  

репортаж

 

 

- дрались гирьками не здесь

- здесь дрались налодошниками, на резинке свинец или камень носили в кармане, носили нож в кармане

- сам в Заговинье пришёл в другую деревню, плясал с другом, чужой имел что-то на друга, подрались – друга убили камнем и ему досталось по голове

 

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

02.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.: Слесарев  Анатолий Степанович, 1928 г.р., род. - д. Васильевская, Слободского с/с

 

24.

На вход в деревню

 

- снач. комм.: была гармошка красная, четырёх планочная, покупал в Вологде, играет на гармони-хромке, которую отремонтировал и продал местный мастер Копосов

 

наигрыш на гармони-хромке

25.

Под драку с частушками:

 

- [нерзб.]

  Задушевный мой товарищ,

  Поиграй повеселей

 

- [нерзб.]

 

- На мне белая рубаха,

  [нерзб.] малиновом,

  [нерзб.], моя сударушка,

  [нерзб.]

 

наигрыш на гармони-хромке

26.

Под драку с частушками:

 

- Во деревенку заходим,

  [нерзб.]

 

наигрыш на гармони-хромке

27.

Под драку с частушками:

 

- [нерзб.] военкоматы

  У начальника в дому,

  Кудри русые, кучеристы 

  Остались на полу

 

- Я не буду хулиганить,

  Хулиганских песен петь,

  Хорошо быть хулиганом,

  Плохо в камере сидеть

 

- Я пойду, да и потопаю,

  Ногам поколочу,

  Моё дело молодоё –

  Погуляю, с кем хочу

 

 

наигрыш на гармони-хромке

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

02.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.: Разгуляев  Авенир Александрович, 1929 г.р., род. - д. Пашучиха, Харовский с/с

 

28.

Под драку

 

- снач. комм.: играет с 1934г., играл на субботниках женщинам

 

наигрыш на гармони-хромке

29.

Под драку с частушками:

 

- [нерзб.] сударушку

  Не трогай у ворот,

  Руки, ноги обломаю,

  Будешь маленький урод

 

- А мы с товарищем вдвоём

  Ходили по смородину,

  Испугалися волков -

  Залезли под колодину

 

наигрыш на гармони-хромке

30.

Под драку

 

наигрыш на гармони-хромке

31.

Под дроби

 

- фрагмент наигрыша

- наигрыш

 

наигрыш на гарони-хромке

32.

Под тальянку с частушкой:

 

- Голубоё, голубоё,

  Голубоё за зелёныё с каймой,

  Погуляем умолёныё

  Со мной

 

наигрыш на гармони-хромке

33.

Под тальянку

 

- наигрыш

- проба наигрыша

 

наигрыш на гармони-хромке

34.

Под пляску

 

наигрыш на гармони-хромке

 

35.

Под тальянку

 

наигрыш на гармони-хромке

 

36.

О мастерах и гармонях:

 

- у тальянки разные голоса на разжим и сжим, два ряда справа и четыре кнопки слева, была без колокольчиков

- немецкая гармонь: разные голоса на разжим и сжим в правой и левой руке, однорядка

- балаговки – как тальянка, с колокольчиком, его надо было подтряхивать, с левой стороны – 4 клапана, с правой стороны – два ряда

- в Вожеге был мастер, ремонтировал гармони

- в Вологде есть мастер Евгений (ул. Ударников, д. 28, кв. 60)  

- корпус гармони делают из ольхи (чистое, лёгкое дерево)

 

 

репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

г. Харовск

02.09.02.

Зап.: Келарев А.М.,

 Полякова О.В.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.: Усанова Валентина Фёдоровна, 1917 г.р., род. – д. Ушаково, Усть-Кубинского р-на

 

37.

О мастерах и гармонях:

 

- с мужем Мишей занималась изготовлением и ремонтом гармоней

- гармошки и тальянку (с колокольчиком) привозили для ремонта с Усть-Кубинского р-на

- тальянка: с левой стороны – два ряда (две коробки), с правой – много, на сжим и разжим был разный строй, на правой стороне менялась планка (регистр, другой строй), ремни на кулак одевались, углы срезаны, решётка из жёлтой меди, весь при бор был медный, клавиши длинные – мастиковые (белые)

- тальянка была длинная, с мехом на два отделения, в середине меха была рамка, оклеена дерматином, тальянка была с колокольчиком, правым пальцем нажимали клавишу, колокольчик звенел 

- есть тальянка (высокая, похожа на хромку) у Якушина в Харовске, приносил в ремонт

 

репортаж

38.

Под пляску

 

- пробы наигрыша

 

наигрыш на гармони

39.

Об изготовлении гармоней:

 

- должно быть два окошечка для планок, одно маленькое, другое побольше, окошечки покупали или делали на станке

- голос – из стали делали, заколачивали шпульку, планка точится накось

- как насаживать голос

- сталь покупали в г. Тула

- как делать голоса

 

репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100