Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 022

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Харовский с/с

п. Ситинский

01.09.02.

 

Зап.: Зеленина О.Н.,

Келарев А.М.,

Келарева Н.А.

Исп.:  Белова Антонина Алексеевна, 1915 г.р., род. – д. Галактиониха Кубинского с/с

 

1.

О свадебном обряде:

 

- гости кидали деньги – мелочь на пол, невеста должна была собрать

- спать молодых вели сваха - крёстная и дружевник – дружка

- когда народ станет расходиться, молодых приводили пить чай, молодая снимала белое платье

- на второй день молодая ходила без платка

- после «спанья» молодая приходила в розовом платье

- потом дружка со свахой уводили молодых спать на всю ночь, оставляли одних

- утром будили молодых те, кто возле них сидел - сваха и тысяцький

- на второй день все сидели за столом, сваха кидала тарелку об пол, для счастья перед гостями, потом кто-то заметал, не невеста

- на второй день ездили «на хлибины»

 

Репортаж

2.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА:

- с понедельника или со среды молодых увозили гостить к родителям невесты на конях

- молодых катали на лошадях

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК:

- молодых «купали», снегом закидывали, купала молодёжь – ребята и девки, кидали руками снег

- девки надевали штаны, чтобы не холодно было

- кидали в снег и запорхивали

СВЯТКИ:

- ходили «выряжёнкам»: девки ходили без штанов, с голыми ногами, закидывали подол на голову, шли за 5 км. в другую деревню, ходили по всем деревням, в д.Перепечино ходили

- рядились девки парнем, старухой, солдатом

Ряжение:

- парнем рядились, старухой – занятно плясали, женщины – в мужчин, солдатом

- «стариком» одевались, бубенчик в штаны клали, плясали, чтобы брякал

- «солдатом»: женщины одевали всё военное, «пинжак» завешивали лицо платком, марлей, чтобы не узнали, солдат рассказывал что-нибудь, плясал

- «цыганкой»: «долгую» юбку одевали, кофту, поддевали под низ тёплую юбку, цыганка просила что-нибудь, с фартуком ходила, давали резень хлеба, конфеты, цыганка предлагала погадать

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Харовский с/с

п. Ситинский

01.09.02.

Зап.: Зеленина О.Н.,

Келарев А.М.,

Келарева Н.А.

 

 

 

 

Исп.:  Соколов Сергей Андреевич, 1944 г.р., род. – д. Ракульское Ильинского с/с

 

3.

На вход в деревню

 

- снач. комм.: когда входили в деревню

- фр-ты наигрыша

- наигрыш

 

наигрыш на гармони

4.

На вход в деревню, под драку

 

- наигрыш

- фр-ты наигрыша

- комм.: не получился переход

- фр. наигрыша

- комм.: это игра под драку и по деревне

 

наигрыш на гармони

5.

На вход в деревню, под драку

 

- снач. комм.: пели песни про атаманов

- фр. наигрыша

- наигрыш

- комм.: были гармошки белорусские, были гармошки с колокольчиками

 

наигрыш на гармони

6.

О драках:

 

- приходили на Ильин день в д. Ракульская, на Фрола ходили в д.Золотава

- если встречались гармонисты из разных деревень, то друг перед другом играли погромче, пели песни под драку

- драка начиналась, когда вздумают, ходили с колом, с тросточками ходили давно, огород растаскивали

- дрались не в шутку, бывало, убивали, сосед убил парня из той же деревни камнем, поспорили, его посадили, дали 7 лет

- дрались колами, гирьками, редко - ножами (прятали за голенище, в карман)

- при драке гармонистов не трогали – они играли, а драка шла

- игра по деревне и под драку была одинаковая

 

 

репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Шевницкий с/с

д. Угольская

02.09.02.

Зап.: Зеленина О.Н.,

Гуляшова Н.С.,

Тимофеева Я.Б.

 

 

 

 

Исп.:  Рычкова Мария Константиновна, 1912 г.р.,

род. – д. Семёновская Шевницкого с/с

 

7.

О престольных праздниках:

 

- Богородская (21 сентября) праздновали в д.Ульская

- звали родню в гости, всё приготовляли

- на Богородскую мужики варили общественное пиво под берегом реки (в д.Беляевская), вёдрами по кадушкам разносили тем, кто складчину делал

- у Викторовых из д.Слободка всегда стояла кадушка с пивом на  опечье, всех угощали, своих и чужих гостей из яндовы угощали, яндовой из кадушки зачерпывали

- на улице плясали под гармонь (если у девушки были калоши на ботинках, значит богатая)

 

репортаж

8.

«Русского»

 

- снач. комм.: плясали топотухи

- проба

- комм.: плясали кругом и по одиночке

 

наигрыш «под язык»

9.

Ты подружка милая,

Выручи одинова,

Я тебе не досадила,

Не отбила милова

 

- снач. комм.: гармонист играл, девки пели частушки

 

частушка

10.

Ты пляши, пляши, товарищ,

Ноги выворачивай,

На мою, на дорогую

Глаз не поворачивай

 

- снач. комм.: парни плясали отдельно и гармонь у них была отдельная

- комм.: пели частушки и плясали

 

частушка

11.

Дорогой мой, дорогой,

Тебя в болото головой,

В самую болотинку

Завлёк меня молоденьку

 

Частушка

12.

О частушках:

 

- парни частушки с матюгами не пели на празднике, много народу было

- в одиночку парни частушки с матюгами «валили»

- в деревне частушки родятся «как из пачки», высмеивали частушками

 

Репортаж

13.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- плясали кругом, пели частушки вместе, в кругу человек семь; когда плясали – обращали внимание на обувь

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ:

- батюшка ходил в ризе, с кадилом, с ним ходил церковный староста и псаломщик, батюшка молебен служил

 

Репортаж

14.

Об обрядах со скотиной:

 

- животных освещали, когда выпускали в первое пастбище

 

Репортаж

15.

Об окказиональных обрядах:

 

- если не было дождя, служили молебен на поле, все молились, просили дождя, после молебна начинался дождик

- батюшко ходил впереди, вся деревня за ним, когда шли домой, ходили с иконами, домой возвращались, начинался дождь, вымолили

 

Репортаж

16.

Об обрядах со скотиной:

 

- батюшка служил молебен на улице перед дворами, кистью кропил скотину святой водой, потом скотину отправляли на пастбище, все провожали

 

Репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:

- хозяйка приносила святую воду, кропила стены, весь дом, хлев, чтобы Бог хранил, скотина была дома, не болела

ПАСХА:

- мама одевала дочерей в шёлковые платки, отправляла в церковь

- в церкви на девочке загорелся платок, батюшка завернул её в ризу, угасил пламя, это было в Пасху

- отец жил в Тотемском р-не, там катали яйца по деревянному лотку, его ставили на чурочку

- у женщин были полные фартуки яиц

- сначала делали жеребьёвку – рукой брались по очереди за палку, кто последний «крышку» делает, тот катит первым

- катали яйца только женщины

- катали яйца на Красной горке, там жил батюшка, церковные люди

- у мужчин по карманам яйца были наложены

- мужчины хитрили: выдували яйца, скорлупу набивали чем-то твёрдым, выбивали до 2-х десятков яиц, узнавали об этом после дела

- женщины катали яйца по лотку: выбирали то яйцо, которое хотят выбить, слюнявили яйцо (яйцо чувствительное), которое катили по лотку, выбивали

- клали яйца в лоток у рамы окна, могли яйца испортиться

- в Троицу или другие праздники сын спрашивал у матери, звать ли друзей на обед, в других деревнях сына тоже приглашали

О ПРЕСТОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

БОГОРОДСКАЯ:

- праздник деревень поречья – в д.Совковской, п.Ситинский, д.Беляевской, собирались артелями, всех ребят звали

- в д.Беляевской женщина на большом противне делала селянку, все ребята приходили, садились за стол

- варили суп, картошку жарили, яичницу делали, пекли пироги пшеничные, рыбники, посыпушки – лепёшки со сметаной

- был специальный кисельный день

 

Репортаж

18.

О беседах:

 

- собирались осенью, молодёжь договаривалась, у кого делать беседы – по очереди или платили какому-нибудь хозяину за избу

- делали «горюн»: отгораживали угол одеялом, простынёй или покрывалом, там ставили табуретки, парни звали девушек в «горюн», там целовались, разговаривали

- любой парень мог позвать любую девушку в «горюн»

- раньше парень садился на колени девушке

 

репортаж

19.

Ты пляши, пляши, товарищ,

Ноги выворачивай,

На мою, на дорогую

Глаз не поворачивай

 

- снач. комм.: если парень гулял с девушкой, то пел

- текст

- комм.: говорили: «частушка – посщечина» - если кто кому досадил, частушки появлялись сразу

частушка

20.

«Русского»

 

- фр. наигрыша с пляской

- комм.: плясали и пели, когда не было гармошки, плясали кругом – много народу, топотуху плясала одна девка столько, сколько ей хочется

 

наигрыш «под язык»

21.

О вечёрах:

 

- приходили девушки с прялками, заигрывали с парнями, смеялись

- без прялок так сидели, выхохатывали

 

репортаж

22.

Ой, да ты наша голубушка,

Ой, да ты наша хорошая, да

Ой, не забывай нашо родноё местечко

 

- снач. комм.: собиралась молодёжь, вечером топили баню, невесту вели под руки в баню

- фрагмент текста

- комм.: вели невесту кругом бани, ребята кучками стояли, смеялись, ходили в баню до свадьбы 

свадебное причитание

 

23.

О свадебном обряде:

 

- вечером невесту с выдуманными причётами водили вокруг бани

- из родни невесты были причит?лки

- сватовство: приезжали сваты, уговаривали отдать замуж, вечером, когда просватают девку, собиралась молодёжь, пели песни

 

репортаж

24.

Ой, ты сват, ты сватушко,

По шестку ты бродил,

Заблудился на шестке,

Сажей вымарался,

Около печи был

 

- снач. комм.: девки пели песни, сваты должны были дать им бутылку вина

- проба текста

- комм.: позорили свата, он девкам давал бутылку вина (откупался), когда вечером приходили сватать, девушки узнавали – приходили, закрывали двери, чтобы сват не ушёл, пели

- пробы текста

- комм.: сват выкупался бутылкой вина или деньгами, сватом приходил отец жениха или друг отца, мог быть родственник; вечером девки закрывали дверь, не выпускали свата, пели песню

- проба текста

- комм.: чтобы дальше свата не позорили, он подавал девкам деньги или бутылку, двери закрывали, чтобы сват «не удрал», сват брал с собой пряников узел, угощал

- проба текста

- комм.: девки позорили

- проба текста

 

свадебная

25.

О свадебном обряде:

 

- до замужества каждая девушка готовит дары, в девках вышивали полотенца, пелёнки, замуж готовилась

- когда просватали невесту, все вставали перед иконой, сват, сватья, родня невесты, перед иконой молились

- невеста причитала, когда её водили в баню (как просватают, или на второй день)

- девки собирались, брали невесту под руки, у невесты была специальная причиталка, причиталка причитала, девки подпевали

- ходили только вокруг бани, в бане невеста не мылась

 

Репортаж

26.

Ой, ты наша милая, да

Не забудь нас да наш дом да

 

- проба текста

- комм.: это причитала причитилка, а подруги подпевали, причитилка из родни невесты «во всё горло причитала», когда ходили вокруг бани, подруги подпевали, обходили баню один раз, потом шли в дом, садились по лавкам, невеста не ревела, все разговаривали

 

Свадебное причитание

27.

Ой, ты наша голубушка,

Ох, ты наша дорогая Лидочка,

Уходишь ты с родной земли

Уходишь из родного дома

 

- проба напева

- комм.: причитали, «ойкали»

- проба напева

- комм.: невеста причитала только, когда ходили вокруг бани

 

свадебное причитание

28.

О свадебном обряде:

 

- раньше в церкви венчались

- свахи, которые сватали, до свадьбы готовили «одёжу» невесте

- невеста могла надевать венчальное платье дома или взять с собой узелок и переодеться в сторожке у церкви

- невеста ехала отдельно  от жениха

- на голове у невесты была шалевка

- бабы, которые ехали с невестой, помогали ей переодеваться в сторожке

- в церкви до венчанья невеста закрывала голову платком, стояла перед иконами, потом приходил жених

- в сторожке невеста переодевала шёлковое платье, в нём уже не одна пара венчалась, это платье невесте дарили знакомые

- до венца невеста закрывала лицо платком

- от венца молодые ехали в одних санях, в санях была простынь с вышитой кромкой, с кружевом

- выкупали невесту, девки закрывали ворота на улице и дома, пропускали свата, спрашивали: «Сколько даёшь?», он давал им деньги, девки пели: «Как у Павла хоромы высоки»

- причитала причиталка, когда в баню водили

- спальню молодых запирали, чтобы никто не зашёл, не подслушивал

 

репортаж

29.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА:

- молодые катались на лошади с разукрашенной дугой, вешали шаркун˜, ездили кругом своей и соседних деревень, за реку ездили, большой поезд собирался

- готовились к Масленице - закармливали лошадей, чтобы были «игривыми»

- когда проходила Масленица, жгли костёр: собирали по деревне хлам – старые сани, дровни, корзины, лапти, в кучу клали, собирала молодёжь, каждый из своего дома приносил хлам

- костёр жгли у деревни или в поле, если маленький костёр, то посреди деревни на поле

- брали длинные палки с собой, когда костёр догорал, ребята палками подкидывали угли вверх, получался большой столб огня и дыма

 

репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Шевницкий с/с

д. Беляевская

02.09.02.

Зап.: Зеленина О.Н.,

Гуляшова Н.С.,

Тимофеева Я.Б.

 

 

 

 

Исп.: Титова Лидия Николаевна, 1917 г.р., род. – д. Подошариха Шевницкого с/с,

Занозин Александр Анатольевич, 1935 г.р., род. – д. Мринская Шевницкого с/с,

Занозина Валентина Арсентьевна, 1939 г.р., род. – д. Подошариха Шевницкого с/с

 

30.

О престольных праздниках:

 

- Богородская (21 сентября) – престольный праздник в д.Беляевская, батюшка обходил деревню 

- крестили детей

- в д. Подошариха обещаный праздник – ТИХВИНСКАЯ, святили  скотинку, молебен был

- Богородская – престольный праздник у всех

ТИХВИНСКАЯ:

- обещанный праздник, если была засуха или плохая погода, то собирались люди, решали дать обещание какой-нибудь святой, приглашали священника, если сухо, чтобы Бог дал дождя, если дождливо, то хорошей погоды

- ходили на поля 21 сентября (с полей всё уже было убрано)

БОГОРОДСКАЯ:

- гуляли по три дня, собирались из 5 деревень (Ратновская, Беляевская, Угольская, Гребцовская, Подошариха) в д. Подошариху на гулянье

- ходили по деревне с гармонистом, пели песни, останавливались, плясали

- две деревни вместе ходили взад-вперёд по деревне

- праздновали раньше с обеда праздники, гуляли 3 дня, в гости ходили

- варили холодец, пекли пироги, сусло «гонали»

- варили пиво деревней, на реке в чанах, складывались все вместе (пудами), из одной бочки потом распределяли всем по пудам, кому сколько пива

- мужики гнали пиво на реке, потом кричали: «Сусло потекло!»

- складывались по 5-10 человек, варили на реке

- у каждого  были свои тчаны

- варили пиво к престольным праздникам: БОГОРОДСКОЙ и к ДМИТРИЕВУ дню (праздник по всей волости, по всему сельсовету)

- из ковшика давали детям пробовать сусло, у кого лучше

- подносили пиво в стаканах: когда сварят пиво, разливали по бочкам с краником, потом из бочки через краник наливали в яндову, а из яндовы разливали по стаканам

- пекли пироги пшеничные, полубелые, белые, рыбники, посыпушки, картошники, ягодники, творожники, пресн‰шки не пекли в праздник

- песни пели

- за стол после взрослых гостей (родных) приглашали молодёжь (парней, девок)

 

Репортаж

31.

О беседах:

 

- девки пряли

- завешивали у дверей горюн, чтобы не видно было, там парочка сидела

- беседы делали по очереди

- в горюне сидели парами, обнявшись

- если парень с другой пошёл в горюн, то кричали «головёшку»

- если парня или девку, которые гуляли, позвали в горюн, а она не пошла, то кричали: «Борода тебе!»

- пели частушки, плясали по гармони, кругом – по девичьи, на перепляску – по-парнячьи

- сначала парни плясали, потом девушки, пьяный парень мог спеть частушку с матюгом

 

Репортаж

32.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ТРОИЦА:

- собирались из трёх деревень: Слободка, Легалиха, Лучинская, в одной – д. Слободка

- парни приглашали гостей домой в свою деревню, угощали и шли гулять в д. Слободку

- каждый год вечером (на Троицу) ставили около дома берёзки высокие, чтобы в окно было видно (по две - три у каждого дома)

- ходили в гости, ночевали, молодёжь уходила домой

- ходили по деревне взад-вперёд, было много народу

- девчата под руки брались

ЗАГОВИНЬЕ:

- бились яйцами: друг у друга выбивали, если пробьёт, то яйцо забирает, бились мужчины и женщины

- Заговинье везде праздновали, в гости не ходили

- садились кружком в середине деревни, ходил один, выбивал яйца, бились мужики, бывало, уходили мужики с целой шапкой – кепкой яиц

- в д. Подошариха ставили круговые, простые качели, катали парни девок

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

- обходила хозяйка дом с иконой три раза (освещала) – от пожара, нечисти

 

репортаж

33.

Колька Разумов тонет!

 

- снач. комм.: на беседе играли: кидали ремень, кричали

- выкрик

- комм.: девушка, которая с этим парнем ходит, должна его «вытащить» (поднять ремень), могло быть у парня две девушки, другая могла вытащить ремень; на беседе сидели кругом на лавках, бросали ремень, кричали

- текст

- комм.: должен кто-то поднять ремень, если имя девушки называли, то парень, с которым она ходит, должен был его поднять, эту девушку могло 10 человек любить; сначала имя парня называли, девушка ремень поднимала, потом она кричала чьё-то имя; мог никто не поднять ремень, тогда тот, чьё имя называли, сам его поднимал

 

Выкрик в игре на беседе

34.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

- рано утром хозяйка обходила вокруг дома с иконой три раза – освещала от пожара и нечистей

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Шевницкий с/с

с. Никулинское

02.09.02.

Зап.: Зеленина О.Н.,

Гуляшова Н.С.,

Тимофеева Я.Б.

 

 

 

 

Исп.: Вихорева Тикуса Николаевна, 1917 г.р., зд.

 

35.

На высокую на гору

Выйду и подумаю,

Милому дать или не дать,

Наверно, дать надумаю

 

- интонируемый текст

- комм.: пели, когда шли с сенокоса, пели по-за гармошке

 

частушка

36.

О престольных праздниках:

 

- Успеньев день (28 августа), Дмитриев день (общий праздник по всему с/с), была церковь святого Дмитрия

- приходил батюшка с каждую избу, служил молебен, иконы носили подростки, ставили в угол, ходил в каждую избу по всему с/с

ОБЕЩАННОЙ ПРАЗДНИК

- за два дня до Петрова дня, не было дождя, скотину выпускали, батюшка кропил, выгоняли под иконой в прогон

- Иванов день – обещанной праздник, скот выгоняли, кропили

 

репортаж

37.

О беседах:

 

- чей вечер был, тот и пускал беседу к себе

- снимали избу у бедных, богатые не пускали

- на беседе плясали, вязали, раньше пряли

- девушки плясали кружком, парни – на перепляс – парень перед парнем, пели хорошие частушки

 

Репортаж

38.

У милово моево

Другая появиласе,

Да и я не очень девушка

В ево влюбиласе

 

- интонируемый текст

- комм.: пели скоро, «под язык» пела девушка из д. Поповка (под гармошку и под балалайку)

 

частушка

39.

О беседах:

- завешивали горюн: там сидели парень с девкой, которые гуляли, а другим приглашали парня или девку

 

репортаж

40.

У чарочки, у серебряной

Золотой был веночек,

У молодця, там Андреевиця

Золотой ево разум

 

- снач. комм.: уходили самоходкой замуж, не венчались, пели шуточные песни молодым

- фрагмент текста

 

свадебная

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100