Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 087

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100


 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Домшинский с/с,

д. Поповская

22.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

Исп.: Аряшева Лидия Васильевна, 1916 г.р., зд.

 

01

О свадебном обряде:

 

- на свадьбе гуляли

- когда невесту запросватают, целую неделю ходили к ней с «красотой» (с украшенной ёлочкой), жених и невеста встречали в дверях ёлочку, причитали

 

Репортаж

02

Отворяйтёсь, двери на пяту,

Мы несём да дивью красоту

 

- фрагмент текста

- комм.: невеста начинала плакать; жених говорил девкам, чтобы больше не пели

- продолжение текста

 

Свадебное причитание

03

О свадебном обряде:

 

- в течение недели [каждый день?] ходили к невесте с «красотой», потом делали девичник (в последний день перед венчанием), жених привозил девкам гостинцы (конфеты, пряники, орехи, вино), делали стол для девок, угощали

- невеста плакала, если выходила замуж сиротой

- «красоту» приносили невесте подруги; «дивья красота» - это наряженная ёлочка; пять дней носили «красоту», на шестой день делали девичник, приходили с гармонью, веселили молодых; если невеста много плакала, жених мог ругать девок

- к венчанью девушка должна ехать честная

- жених с невестой до венца не жил

- двоюродным даже в четвертом колене нельзя жениться, т.к. дети могут быть больные

- приходили сватом, даже если парень с девкой не гулял; спрашивали невесту, пойдет ли она за парня; если невеста была согласна, то она должна была дать заклад – шелковое платье, кольцо или платок

- после сватовства жених приходил к невесте каждый вечер, «наблюдал»

- за невестой приезжали много наряженных лошадей

- дружка и «полудружье» были с полотенцем; у жениха и у невесты должны были быть «божка» с «божатком» [крестные]

- перед тем как ехать к венчанью, на улицу рассыпали пряники, а люди их хватали; на свадьбе тоже хватали пряники

- дружка – «божатко» жениха – был опоясан полотенцем, он раскидывал пряники

- невеста давала «заклад», чтобы невеста не вышла за другого, если выходила за другого, то считалось, что она «обремизила» первого жениха

- в заклад могли дать серебряный крест с цепочкой; жених мог отдать заклад обратно, если женился на другой; если жених бросит заклад в реку или в «родник», то девушка могла заболеть

- «обремизила», значит, опозорила жениха

- если жених отдавал заклад обратно, то это считалось хорошо

- сватами приходили те, кого пошлет жених, чаще приходила женщина

- до свадьбы жених приходил к невесте

- «дружка» и «полудружка» держали венцы над головами во время венчания

- после венца ехали к жениху в дом; молодых встречали свекровь со свекром с караваем, который лежал на тарелке с полотенцем; примечали, кто больше откусит, невеста или жених, тот будет «большак» над другим

- за столом выпивали, поздравляли, давали деньги; сначала подносили стаканы молодым, потом молодые угощали каждого из гостей, а им за это гости клали деньги на тарелку; невеста давала каждому стакан с вином на тарелке

- застолье после венца называлось «княжовой стол», «княжованьё» - это когда молодым кладут деньги на тарелку

- в первый вечер молодуха не плясала, а во второй вечер плясала; плясали «Русского», приглашали хорошего игрока, который мог «выиграть» всю свадьбу

- раньше были гармони – вятки и тальянки

 

Репортаж

04

Мы несём девью красоту

Девичьё украшеньицо.

 

- снач. комм.: когда несли «девью красоту», пели

- фрагмент текста

 

Свадебное причитание

05

Што встрицяй, родимой батюшко,

И родная матушка.

Нет роднова батюшка,

Не встретит родной батюшко,

Не встретит родная матушка.

 

- снач. комм.: если невеста была сирота, «упевали» батюшку и матушку, что они не встретят

- фрагмент текста (в пересказе)

- комм.: «вытягали» голосом

 

Свадебное причитание

06

Отворяйтесь, двери на пяту,

Мы несём девью красоту

Девичьё украшеньицо.

 

- фрагмент текста

 

Свадебное причитание

07

О свадебном обряде:

 

- невесте дарили подарки

- невеста дарила на свадьбе подарки: свекрови – платок или ткань на платье, свекру – рубашку

 

Репортаж

08

Наша невеста богатая,

На пече не лежала,

Ноги кверьхю не дёржала,

А всё именьё припасала.

Шила да ткала, пряла,

Всё сибе излажала.

 

- текст

- комм.: это «девушкины» приговоры; невеста вязала кружева, вышивала простыни, наволочки; так приговаривала сваха, когда привозили сундуки с приданым на свадьбу; женщина трясла приданое и приговаривала

- повтор текста

 

Приговор на свадьбе

09

О свадебном обряде:

 

- кто-то из родни невесты (сестра, божка или тетка) привозили сундуки с приданым на свадьбу

- стреляли из ружей, когда привозили приданое; могли стрелять во время застолья, поздравляли со свадьбой; на Согоже стреляли три раза и после каждого раза подносили пунш

- стреляли, когда повезут сундуки, когда поедет свадьба и, когда приходили на свадьбу, так поздравляли молодых

- тех людей, которые привезли приданое к жениху, встречали с бутылкой и с закуской

- портили свадьбу: брали стручок с девятью горошину, кидали его под свадебный поезд, когда поедет к венцу, поезд останавливался

- перед венцом свадебному поезду загораживали дорогу, чтобы давали выпивку, также делали после венца

- перед венчанием невеста с «божкой» была дома, за ней приезжали жених с дружком и полудружьем; до свадьбы невеста не выходила из дома к жениху

- дружка разметал дорогу «хорошим» носовиком  и вел молодых за руку перед тем, как ехать к венцу

- у жениха и невесты были иконы «благословеньё невестино и жениха»

- молодые шли за руку из дома к лошади; невеста покупала хорошие носовики, дружка махал этим носовиком по дороге и вел за собой молодых; махал, чтобы «ничего под ногу не попало», говорил молитву

 

Репортаж

10

Господи, пропусти

Молодых моих.

 

- текст

- комм.: это «молитва» дружки

 

Приговор дружки

11

Господь терпит до конца,

Будет мучить без конця.

 

- текст

- комм.: все отступились от Господа, за это Он всех карает

 

Поговорка

12

О свадебном обряде:

 

- невеста просила у своих родителей благословенье: «Благословите меня с Господом Богом», они ее благословляли

- жених тоже просил благословенья у своих родителей, у жениха в «пазухе» была икона, когда он шел к венцу, у невесты икону несла «божка»

- родители благословляли каждого из молодых своей иконой

- у тещи была «гостьба» для молодых во второй день свадьбы вечером, обратно уезжали на третий день

 

Репортаж

13

О престольных праздниках:

 

- праздновали Новый год, вёшную и зимнюю Николу, обещанный праздник – десятое воскресенье после Пасхи, Екатерина, Успеньев день, Фролов день

- на обещанный праздник собиралось много гостей из родни

 

Репортаж

14

[Баю], баюшки, баю

Лёжит барин на краю

Он не бедён, не богат,

У ево много робят.

 

- текст

 

Колыбельная

15

У кота, у кота

Была постелюшка мягка,

Штё у нашова у Сашеньки

Помягче кота.

 

- текст

 

Колыбельная

16

О лечении:

 

- лечили от чирья, от золотухи, от диатеза

- от диатеза надо обводить золотым кольцом и говорить, без «розговора» пользы не будет

- от диатеза надо мазь варить, нельзя кормить сладким и яйцами

- мазь варит из 17 компонентов: медвежье сало, барсуково сало, коровье сало, баранье сало, куриное сало, свинячье сало, вазелиновое масло, горючая сера, сера от елки, рыбий жир

- у человека бывает «волос» в пальцах или в ноге, Л.В. лечила

- женщине хотели отрезать грудь, Л.В. вылечила накануне операции

- нарыв надо лечить в березовой золе и над паром, нужны камешки, березовая зола, «рогалишки» (?) от березы

- надо вскипятить в «судне» воду с разными компонентами, и человеку сидеть над этим час, только чтобы не обжечься

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Домшинский с/с,

д. Поповская

22.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

Исп.: Черемушкина Ольга Ефимовна 1920 г.р., зд.

 

17

О престольных праздниках:

 

- праздновали летом «гуляшшо воскресенье» (гулянье), много молодежи гуляло, деревня Поповское была «знатная, на почете»

- зимний праздник – Никола (19 декабря), все съезжались в д. Поповское

- зимой устраивали беседы в доме у «безродных сироток» (их звали Ивановы девчонки), им за это платили хлебом и мукой

 

Репортаж

18

Ты, нечёсаной овин,

Не воруй у нас ландрин.

 

- снач. комм.: одна сиротка ходила нечесаная и воровала, ей пели эту песню

- фрагмент текста

- комм.: ландрин – конфеты-леденцы

- продолжение текста

- комм.: когда девочка украла когфеты и керосин, ей стали петь такую песню

 

Частушка

19

О беседах:

 

- молодежь приходили «чистые, выпившие»; играли в «Заиньку» (угольская игра) под гармонь, плясали

 

Репортаж

20

О традиционной одежде:

 

- девки наряжались в несколько нарядов, переодевались; ходили в штофных юбках (красные с цветами), юбки завязывали под грудью, они были длинные до пола; надевали «казачка» с плечами и «перехватами»; были вышитые передники

- вышитые полотенца надевали на свадьбах дружки и «полудружки»

 

Репортаж

21

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- пригласила женщину, чтобы та за плату вязала кружева и вышивала полотенца

- три полотенца оставлены, чтобы после смерти хозяйки одно отдали первому встречному, второе тому человеку, кто поедет с крестом провожать покойника на кладбище

- первому встречному человеку дают полотенце, чтобы умершему «очищалась дорожка», т.к. человек много грешит; можно давать  отрез материала, специально заготавливают

- после смерти человека отдают хорошую одежду людям

- говорят, что надо вещи отдавать «заживо» (пока человек еще жив); надо любить друг друга и все отдавать, чтобы «ничего не осталось за тобой»

- раньше причитали, если жалели умершего

- О.Е. просит своих сыновей, чтобы, когда она умрет, не ставили ограду, чтобы поставили только деревянный крест; чтобы гроб не околачивали – «надо поскромнее для старушки»

- если хороших дел у человека нет, то «оградами» душу не спасешь

 

Репортаж

22

Об  исполнении песен во время полевых работ:

 

- когда садились на «залогу» [отдыхать – С.Р.], то могли петь песни

- раньше ходили на «помочи», потом для работников устраивали праздник – угощались, веселились, плясали

- помочи устраивали, когда жили единолично, на «жнитве», когда лен теребили

- жали в «ступешках» [лаптях]

 

Репортаж

23

О раскулачивании:

 

- когда раскулачивали, приходили «описывать именьё» - зеркало, самовар, часы

- кровати не было – клали доску на стулья

- забрали кольца у девушек

- из кулаков переводили в середняки

 

Репортаж

24

О полевых работах:

 

- когда работали «в чужих людях», работали по солнышку – когда солнышко закатывалось, работа заканчивалась; обижались на солнышко, говорили, что «солнышко не бывало в чужих людях»

 

Репортаж

25

О беседах:

 

- парня называли «славутник», а девушку – «славутница», значит, они были «на славе»

- была «Угольская» игра, потом ее стали звать «Заинька»: вставали четыре пары, сначала две пары перехаживают, потом – другие; гармонь играла, все плясали

- была игра «Советская»: всех девок выгоняли с лавок, они вставали в уголок, на лавки садились ребята и «загадывали», кому какая девушка нужна; потом была игра «Рапенского», после нее парни и девушки садились парами и «завлекались»; если девушку не «загадали», она оставалась «не заг?нутая, ничейная», такие девушки потом пели песню

 

Репортаж

26

По-за «Заиньке» осталась,

Ну, да ладно, не одна,

Нас не много и не мало,

Только часьмёнка одна.

 

- текст

- комм.: «часьмёнка» - это три девки

 

Частушка на беседе

27

О беседах:

 

- на беседе был «ведушшой» - хороший парень, он говорил девкам, к каким парням им идти; если девка не хотела идти к парню («урусилась»), то ведущий мог ее настегать ремнем по спине

 

Репортаж

28

О детском воспитании:

 

- случай из жизни: взрослые уехали на сенокос за четыре километра, а шестилетнюю девочку оставили дома одну, пасти курицу с цыплятами; когда пришел в деревню торговец, девочка отдала ему два яичка за пряничную куклу; вечером приехала мать, узнала об этом и выстегала дочку вицей «люто»

- мать говорила дочке, что надо «говенье говеть», чтобы мяса хватало на год

 

Репортаж

29

О представлениях, верованиях:

 

- если не поститься, то на том свете «нажгут лоб или задницу»

- надо «говеть» - Господа Бога почитать

 

Репортаж

30

О престольных праздниках:

 

- 22 июля – праздник «Богородица-троеручица»

- 21 июля – праздник Казанской Божьей Матери

- 23 июля – праздник княгини Ольги

 

Репортаж

31

О представлениях, верованиях:

 

- к женщине-гинекологу, которая делала аборты, выбежали «маленькие детушки» и ругали ее: «Ты – убийца, ты – убийца»; после этого она заболела и умерла

- О.Е. приснилось, что она убила двух детей, это она делала аборты

 

Репортаж

32

Отче наш, иже еси на небеси

 

- текст

 

Молитва

33

Достойно есть

 

- текст

 

Молитва

34

Богородица Дево, радуйся

 

- текст

 

Молитва

35

Господи Иисусе Христе Сыне Божий

 

- текст

 

Молитва

36

Слава Отцу и Сыну и святому Духу. Аминь.

 

- текст

 

Молитва

37

Присвятая Троица, помилуй нас

 

- текст

 

Молитва

38

Господи, благослови.

Благослови миня, Господи, и помилуй на сей день.

 

- снач. комм.: каждое дело надо начинать с благословением Божьим; на улицу надо выходить, «благословясь»

- текст

- комм.: надо сказать три раза

 

Приговор перед началом любого дела

39

О представлениях, верованиях:

 

- отец и племянница были не отпеты, когда умерли, О.Е. съездила в церковь, заказала два «погребенья», чтобы помолились за них; привезла из церкви землю, посыпала ее на могилы с такими же именами умерших, как у отца и у племянницы; потом накануне четверга приснилось, что умерший отец сказал: «Спасибо, Олюшка, на рыбницьке»; а племянница приснилась, как старушка

 

Репортаж

40

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- мыло, которым мыли покойника, выкидывали

- на дно гроба кладут сухие веники «в роскомелицу» (листьями в разные стороны)

- старушкам собирали столик, угощали их; на «сорочинки» созывали

- ездила в церковь, заказывала «погребенье» и привозила из церкви землю

- усопшему так нужна молитва, как «жеждушшому капля воды» (так в книге написано)

- поминальные дни- 3-й, 9-й, 20-й, 40-й; теперь надо молиться по субботам

- теперь «завтрак» надо умершему, а раньше такого не было

 

Репортаж

41

Господи, покой душу усопшего,

Вновь представленного раба Михаила.

 

- снач. комм.: молятся в 40 день

- текст

 

Молитва в 40-й день

42

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- пока дома готовят угощение, «ближные» родственники ходят на кладбище «попроведать» покойника

- раньше мылись в деревянных шайках с ручкой [в печке]

- раньше старушка причитала над усопшим, тогда родственники «боле» плакали

 

Репортаж

43

О свадебном обряде:

 

- приглашали причётальницу

- был девичник; целую неделю ходили с кр?сотой – приносили высокую елку, украшенную лентами, наверху ее сидела кукла; подружку с елкой ходили к невесте, «клевали» ее, невеста ревела «тряпкалась» на столе

- на девичник девки приходили с елкой в последний раз; жених сидел в стороне

 

Репортаж

44

Отворяйтё-ко двери на пяту.

Да мы несём да девью красоту.

- снач. комм.: когда девки подходили к крыльцу, то начинали петь

- проба напева

- комм.: с этими же песнями усаживались за стол, а невеста ревела

 

Свадебное причитание

45

О свадебном обряде:

 

- во время девичника дети сидели на печке, жених давал им конфеты

- невеста жила до свадьбы у родителей; после свадьбы невеста оставалась у жениха

- жених мог взять приданое «снарядом» - шелковое платье, шубу, полотенца, скатерти, оповязушки, шали шерстяные

- елка стояла в избе, пока девки пели песни; так девки приходили по вечерам всю неделю

 

Репортаж

46

Отворяйте двери на пяту,

Да мы несём да девью красоту.

 

- фрагмент текста

- фрагмент напева

 

Свадебное причитание

47

О свадебном обряде:

 

- причётальница пела «свое», чтобы невеста ревела больше, т.к. попадает «из волю под неволю»

- приходили сватом мать жениха, жених и брат отца (дядя)

- у невесты было наготовлено «именьё» - 8 сундуков

- сваты разговаривали, а жених с невестой тоже разговаривал; если соглашались отдать девушку, то мать говорила: «С Богом»; все вставали, молились Богу перед «киётом с иконами», жених стоял с невестой рядом, потом первый раз на людях они целовались и садились рядышком за стол; ставили самовар

- невеста давала заклад – шелковый или газовый платок, чтобы она не ушла за другого, не изменила жениху, потом жених уходил домой

- приданое невесты перетащили к жениху ночью, т.к. все было описано при раскулачивании

- приданое («именьё») перевозили на лошади родители невесты, в приданое входили сундуки, кровать, постельные принадлежности; когда увозили приданое, то в маленькое окошечко во дворе начинали стрелять из ружья холостыми зарядами; так делали парни, если им было жалко, что девушка выходит замуж

- когда везли приданое, то загораживали дорогу, чтобы получить вина (самогонки)

- из ружья стреляли братья парня, который любил девушку, а она вышла замуж в другую деревню

 

Репортаж

48

Да воскреснет Бог и расточатся врази его.

 

- снач. комм.: есть воскресная молитва

- текст

- комм.: эту молитву надо говорить в лесу, чтобы не попасть нечистому в руки

 

Молитва

49

О представлениях, верованиях:

 

- как заблудилась в лесу, на покосах (на «чишчаньях»)

 

Репортаж

50

 О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девушки гадали против (накануне) старого Нового года, в день Василия Великого; уходили в нежилую избу, садились, ставили зеркало на левое плечо и глядели в него; сидели на стуле спиной к печи, а из «цела» (из трубы) выходил «нечистый», тогда девки бросали зеркало и убегали

- хватались за частокол, считали колышки: «вдовец-молодец-нет никово»

- лазали под овин: выставляли в окошко задницу, какой рукой «возьмет», если мохнатой, значит, будет богатый жених; парни забирались под овин и хватали девок; все святки «дикарились»

 

Репортаж

51

О представлениях, верованиях:

 

- когда сын умер, до сорокового дня под подушку клала распятие, чтобы Господь спас; приходила ночевать соседка, чтобы не ночевать одной

 

Репортаж

52

На Господа Бога положиссё,

Дак не обложиссё.

 

- текст

 

Приговор

53

Сужёной-ряжёной,

Приходи соченья ись,

Да миня, красну девицу, гледеть.

 

- снач. комм.: против крещенского сочельника надо в скобу у дверей закладывать скалку (которой «рассучивали» пироги) и говорить

- текст

- комм.: смотрели, кто первый зайдет в избу рано утром – если придет женщина, значит, девушка замуж еще не выйдет; если придет мужчина, то девушка выйдет замуж за парня с таким же именем

 

Приговор при святочном гадании

54

О календарных праздниках и обрядах:

 

- СВЯТКИ: таракана привязывали к ноге

- девки «гледелись» в зеркало, как только увидят человека в зеркале, все бросали и убегали

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Домшинский с/с,

д. Поповская

22.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.

Исп.: Черемушкина Ольга Ефимовна 1920 г.р., зд.

  Черемушкина Тамара Алексеевна, 1930 г.р., род. в д. Давыдово (Вотерга)

 

 

- продолжение репортажа

- парни наряжались девками, а девки – парнями; девки надевали парни, пиджаки, галстуки; ходили в чужие деревни

- одна женщина наряжалась парнем, навешивали «громочки», плясала, а «громочки» звенели

- с ряжеными ходил гармонист; ряженые плясали в каждой избе, лицо закрывали, а люди отгадывали, кто пришел – по пляске и пению

- мужчина наряжался девкой, «груди» делал

- девки привязывали луковицы и морковину, когда рядились парнем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100