Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 09 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 083

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская  область,

Сямженский район,

Голузинский с/с

д. Пирогово

07.12.02.

 

Зап. Розова Л.Е.,

 Кулев А.В.

Исп.: Митрушина Мария Игнатьевна, 1922 г.р., род. – здешняя

 

1.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- одежду, оставшуюся после умершего, выбрасывают или используют на тряпки – для вязания кружков (круглых половиков)

- с покойником прощаются, целуют икону или венчик на голове

- в могилу родственники бросают платки, которыми вытирали слезы

- могилу копают четыре человека

- чтобы человек не боялся покойника, кладут незаметно для него, к его телу песок с могилы

- ходят поминать на второй день на кладбище – «носят завтрак»; поминают на 7-й, 9-й, 40-й дни

- на поминки готовят кутью – «это по-городскому»

- могилу копают чужие мужчины; за работу расплачиваются; раньше, если не было денег, расплачивались рожью

- вокруг могилы насыпают крупу, на саму могилу нельзя

- «Птицы небесные, помяните раба божья Александра»; приговаривали два раза

- раньше на кладбище ходили в Заговенье, стелили на могилку «Христовскую скатерть с кистями и прошвой, приносили яйца, крашенные луковой шелухой

- поминать нужно не в Троицу, а накануне

 

репортаж

2.

О календарных праздниках и обрядах:

 

- в Заговенье мужики катали яйца

- д. Пирогово два раза горела, выгорала почти полностью

- когда катали яйца, мужчины становились вокруг ямки, народу собиралось много

СВЯТКИ

- парни и девушки в Святки играли в козонки – косточки из ног коров и лодыжки – из ног овец; у кого оставалось меньше всех лодыжек, считался проигравшим и должен был подставить лоб; играли в избе

- овечьи лодыжки нужно хранить, чтобы овцы потом не терялись

МАСЛЕНИЦА

- приезжали из других деревень на лошадях; сбрую украшали бантиками

- катали молодых; молодухи наряжались специально для этого случая

- сама в детстве на масленицу просила у матери красивый платок с кистями

- в Масленицу всегда была оттепель

- раньше были гармони с колокольчиками – тальянки

 

репортаж

3.

О представлениях и верованиях:

 

- в деревне была женщина, говорили, что у нее «лихой глаз», младенцев ей старались не показывать – боялись что сглазит

- однажды эта женщина посмотрела на рассаду редьки и та после этого погибла

 

Репортаж

4.

О воспитании детей:

 

- маленьких детей до тепла на улицу не пускали

- с детьми раньше сидели старые бабушки

- с детьми нужно разговаривать, заниматься

- в чужие люди маленьких детей не водят

 

репортаж

Вологодская  область,

Сямженский район,

Голузинский с/с

д. Евсютино

08.12.02.

Зап. Розова Л.Е.,

 Кулев А.В.

 

 

 

 

 

Исп.: Иванова Юлия Ивановна, 1911 г.р., род. – д. Гора Коробицинского с/с

 

5.

О свадебном обряде:

 

- раньше сватались

- невесту жениху выбирали родители

- сватом ходили без жениха; если родители невесты согласны, делали «просватки»

- ходили «смотреть место» у жениха, если место не нравилось, могли отказать; смотрели хозяйство – сколько пашни, сколько скота

- сватам ставили бутылку водки, угощали чаем, соломатом

- соломату» делали так: в горячий суп  насыпали крупу, ставили в печь, крупа разопревала, клали туда масло; соломат делали и на свадьбу; крупу для соломата использовали овсяную; эту же крупу использовали для начинки наливных пирогов

 

репортаж

6.

О календарных праздниках и обрядах:

 

- Духов день был «пирущий» праздник

- до колхозов праздновали Ильин день

- кропили скотину, обходили с иконой, «гоняли под крёст»

 

репортаж

7.

О свадебном обряде:

 

- саму посватали в Духов день

- когда смотрели место – оказалось, что семья была восемь человек

- через три дня венчались

- договаривались заранее, в какой день поедут смотреть место

- «просватки» были после того, как посмотрят место

- раньше причитали

- невеста отворяла окно и причитала

- девишник делали на свадебный день, приглашали девушек; девишник делали днем: приходили девушки, парни, их угощали обедом, вином

- невеста причитала, а девушки ей подпевали – «подтягали»; невеста ревела – про свою жизнь рассказывала

- невеста сидела закрытая платком

- невеста, которая выходила замуж «за любого», плакала меньше

- невеста причитала на кухне, у стола

- невеста прощалась «с хоромами»

- невесту садили причитать в сутки (в красный угол)

- невеста выходила прощаться на сарай, обращалась причетом к «доброхотушке»

- невесте закрывали лицо

- жених на девишник не приходил

- на девишнике девушки пели, а невеста за ними приговаривала

- раньше у невесты была «красота»

- у самой девишника не было

- до венчанья расписывались, потом венчались

- на девишник приглашали девушек; невесту закрывали, девушки садились вокруг невесты на лавки, невеста причитала

- следующий день после девишника был свадебный

- невеста опричитывала одежду: раскладывала на столы весь «свой выряд», и ходила, причитала – это было в «причитальный день» - в девишник; невеста в причете высказывала про свою жизнь

- «весь выряд» невесты закрывали большим платком

- невеста в девишник «красила красоту»

- невеста выходила причитать на улицу, вечером, на закате солнца

- если девушка выходила замуж по своей воле, то не причитала

- невеста причитала и утром – «зорю кликала» – открывала окошко и причитала; утром девушки не приходили

- невеста причитала в летней избе

- невеста прощалась – обходила с причетом всех девушек, сидящих в избе

 - в девишник невеста прощалась «с доброхотушкой»

- невеста причитала у раскрытого окна, а девушки и дети-подростки слушали под окном

- причеты были «долгие как стихи»; невеста высказывала в причетах свою жизнь «от рождения до конца»

- в свадебный день невеста не ревела

- на свадебный день, перед тем, как ехать за невестой, девушки приходили к жениху «красить обрать» – украшали хомуты разными лоскутками

- жених за невестой не ходил пешком, даже если невеста была из этой же деревни

- к венчанью молодые ехали не вместе – жених впереди, а невеста сзади с отцом и своей родней

 

репортаж

.

- сама не причитала и не ревела

- после венчания жених должен был выкупать невесту

- девушки садились на лавку и не пускали жениха, просили за невесту выкуп

- молодых сажали за стол на шубу; невесту «пропивали»; жених обливал девок водой

- родители давали молодым благословение, обносили иконой, молодые целовали икону

- после венчания молодые ехали в дом жениха; «первый стол» делали там

- молодые уходили ночевать в дом невесты; там же был «второй стол»; если жених с невестой были из разных деревень, то к невесте ехали на другой день

- когда молодые приезжали от венчания, девушки встречали их песнями; молодые на конях заезжали на сарай по взъезду

- на выкуп невесты девушки пели песни

- невеста причитала «на зорю», девушки ходили слушать

- к венчанью невесту наряжали в «самолучшее» платье и закрывали платком; волосы заплетали «в плетень» и завязывали лентой; после вечанья на невесту надевали соломенную шляпку

- невеста за столом должна была кланяться всем и на каждую перемену блюд; кланялись по три раза

- на стол перед молодыми клали два «коровая» хлеба и соль; «короваи» были из ржаной муки, их клали друг на друга

- на девишнике девушки шутили – заставляли невесту откусывать каравай, если откусит можно отдавать, а не откусит – «сиди еще в девках»

- после свадьбы караваи съедали

- когда приезжали от венчанья, жених заводил невесту за стол; рядом с молодыми сидели тысяцкий и сваха

- на свадьбу приглашали всех родственников

- на свадьбу варили пиво

- девушки наряжали елочку, украшали ленточками, подносили всем гостям, пели песни

- на девишнике старухи могли запеть старые песни «по бедкому» (жалостливые), невеста и девушки плакали

- молодых уводили спать крестный или божатка

- спали молодые в холодном месте – в клети или в горнице

- на второй день свадьбы ездили в дом к невесте

- «хлибена» – 3-й день свадьбы в доме невесты; собирались свои родственники, дети; на стол подавали кашу, «соломат»

- «дары» были после венчанья

 

репортаж

8.

Батюшко доброходушко, я пошла, и ты со мной иди

 

- снач. комм.: невеста ходила на сарай, звала «доброхотушку»

 

приговор

9.

О представлениях и верованиях:

 

-  у каждого человека был свой доброходушко;

- звали только своего доброходушку, других не звали; если не позовешь доброхотушка с собой «спокою не даст»

- рождался человек и к нему сам доброходушко являлся

- говорят: «На каждого человека доброходушко есть»

- были люди, которые могли «навести порчу»

- хозяин звал доброходушка для своей семьи; считали, что в каждом дому есть доброходушка

- если человек умирает, то доброходушка остается

- доброхотушку никто не видел

- бывают люди, которые если на кого рассердятся, могут навести порчу: в семье что-нибудь случится, или на дворе - колдуны учатся у колдунов

- когда идут в лес, зовут с собой доброхотушка

 

репортаж

10.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- «пирущие праздники» - Духов день, Ильин день; после колхозов все переменилось

- служили молебен, скотину «водили под крёст»

- в Ильин день носили в церковь иконы, служили обедню, скотину «под крест» гоняли, кропили святой водой; в этот день приходили гости, праздновали, собирались свои родственники

- молодежь ходила по деревне с гармонью, плясали, собиралась публика

- была круговая качуля

- плясали «Русского», «Кружком»

- были тальянки, балаговки

- плясали «кружком» по два, четыре, пять человек

- девушки на праздник наряжались

- сарафаны были на лямках, кругом «сборики», спереди застежка; так одевались прежде, позже стали носить юбки, платья

- в Духов день молодежь ходила по домам, собирали яйца, варили селянку, приносили вино, пировали; бывали драки

- селянку готовили так: разбивали яйца, добавляли масло, молоко и жарили

- яйца ходили собирать вечером, просили у хозяев «под курочку яичко»; в дом стучали до тех пор, пока не дадут

- яйца собирали только в праздник

СВЯТКИ

- «кортомили» избу; девушки приносили по пирогу, на сколько дней откупали избу, столько приносили пирогов – каждый день по пирогу; парни расплачивались деньгами, по рублю с парня

- на вечерах плясали под гармонь

- пироги пекла мать; раньше на праздники в каждой избе пекли пироги

- на вечеру приходили «кулеса

- выряжались «кулеса» «по-смешному» – в лапти, делали горб, надевали маску, сделанную из бересты и раскрашенную углем, с вырезанными отверстиями для глаз, носа, рта

- ряженых узнавали по походке; ряженые говорили «не своим голосом», «по-смешному», с матюгами

- ряженые плясали, им подносили вино; ряженые ходили по тем домам, где была молодежь, к старикам не ходили; если хозяева не пускали в дом, стучались долго, до тех пор, пока не пустят

-  «не по-смешному наряжались» днем

- ряжеными ходили весь период Святок, до Крещения

- последний день перед Крещением назывался «кутейник»

- в Крещение кропили святой водой, после этого «кулеса» уже не бегали

- «кутейник» – постный день, варили кутью, в церкви была служба

- ряженых, которые наряжались днем «не по смешному» называли «выряжухи»; парни днем не выряжались; «выряжухи» наряжались «в баских», закрывались, чтобы не узнали

- «кулеса» приходили вечером, когда соберутся девушки

- наряжались мужики, старухи, всех смешили

- «выряжухи» бегали по домам, поздравляли с Новым годом, им подавали пирога

- в Святки девушки гадали

- гадали в избе, на росстанях, зачерчивались и слушали: если послышится звон колокольцов – к свадьбе

МАСЛЕНИЦА:

- «праздничали», пили вино, пекли пироги, варили суп; плясали , играли на гармони, пели песни-«перегудки» – смешные, могли быть с матюгами

 

репортаж

11.

Задушевная подруга,

Выходи на перепляс

Если ты меня не выручишь,

И я в последний раз

 

- текст

повтор, текст

комм.: этой песней вызывали на пляску

 

частушка

12.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- на Крещение – в «кутейник» делали из лучины крестики

- пекли крестики

 

репортаж

13.

О представлениях и верованиях:

 

- были знающие люди, могли навести на человека порчу

 

репортаж

14.

О календарных праздниках и обрядах:

 

БЕСЕДЫ

- раньше пряли много

- на больших вечеринах некогда было прясть, плясали

- на небольших вечеринах пели песни и пряли; песни пели короткие

ЖАТВА

- приносили в дом сноп, ставили в сутки, втыкали в него серпы

- последний сноп приносили в дом, потом его скармливали скотине

- последний сноп жала одна женщина, которая была постарше

- снопы выстаивались, потом их складывали в гумна, там были «долони» гладкие; на них обмолачивали

 

репортаж

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100