Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 09 >>> Сямженский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 083 |
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Голузинский с/с д. Пирогово 07.12.02.
|
Зап. Розова Л.Е., Кулев А.В. |
Исп.: Митрушина Мария Игнатьевна, 1922 г.р., род. – здешняя
1. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- одежду, оставшуюся после умершего, выбрасывают или используют на тряпки – для вязания кружков (круглых половиков) - с покойником прощаются, целуют икону или венчик на голове - в могилу родственники бросают платки, которыми вытирали слезы - могилу копают четыре человека - чтобы человек не боялся покойника, кладут незаметно для него, к его телу песок с могилы - ходят поминать на второй день на кладбище – «носят завтрак»; поминают на 7-й, 9-й, 40-й дни - на поминки готовят кутью – «это по-городскому» - могилу копают чужие мужчины; за работу расплачиваются; раньше, если не было денег, расплачивались рожью - вокруг могилы насыпают крупу, на саму могилу нельзя - «Птицы небесные, помяните раба божья Александра»; приговаривали два раза - раньше на кладбище ходили в Заговенье, стелили на могилку «Христовскую скатерть с кистями и прошвой, приносили яйца, крашенные луковой шелухой - поминать нужно не в Троицу, а накануне
|
репортаж |
|
2. |
О календарных праздниках и обрядах:
- в Заговенье мужики катали яйца - д. Пирогово два раза горела, выгорала почти полностью - когда катали яйца, мужчины становились вокруг ямки, народу собиралось много СВЯТКИ - парни и девушки в Святки играли в козонки – косточки из ног коров и лодыжки – из ног овец; у кого оставалось меньше всех лодыжек, считался проигравшим и должен был подставить лоб; играли в избе - овечьи лодыжки нужно хранить, чтобы овцы потом не терялись МАСЛЕНИЦА - приезжали из других деревень на лошадях; сбрую украшали бантиками - катали молодых; молодухи наряжались специально для этого случая - сама в детстве на масленицу просила у матери красивый платок с кистями - в Масленицу всегда была оттепель - раньше были гармони с колокольчиками – тальянки
|
репортаж |
|
3. |
О представлениях и верованиях:
- в деревне была женщина, говорили, что у нее «лихой глаз», младенцев ей старались не показывать – боялись что сглазит - однажды эта женщина посмотрела на рассаду редьки и та после этого погибла
|
Репортаж |
|
4. |
- маленьких детей до тепла на улицу не пускали - с детьми раньше сидели старые бабушки - с детьми нужно разговаривать, заниматься - в чужие люди маленьких детей не водят
|
репортаж |
|
Вологодская область, Сямженский район, Голузинский с/с д. Евсютино 08.12.02. |
Зап. Розова Л.Е., Кулев А.В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Иванова Юлия Ивановна, 1911 г.р., род. – д. Гора Коробицинского с/с
5. |
- раньше сватались - невесту жениху выбирали родители - сватом ходили без жениха; если родители невесты согласны, делали «просватки» - ходили «смотреть место» у жениха, если место не нравилось, могли отказать; смотрели хозяйство – сколько пашни, сколько скота - сватам ставили бутылку водки, угощали чаем, соломатом - соломату» делали так: в горячий суп насыпали крупу, ставили в печь, крупа разопревала, клали туда масло; соломат делали и на свадьбу; крупу для соломата использовали овсяную; эту же крупу использовали для начинки наливных пирогов
|
репортаж |
6. |
О календарных праздниках и обрядах:
- Духов день был «пирущий» праздник - до колхозов праздновали Ильин день - кропили скотину, обходили с иконой, «гоняли под крёст»
|
репортаж |
7. |
- саму посватали в Духов день - когда смотрели место – оказалось, что семья была восемь человек - через три дня венчались - договаривались заранее, в какой день поедут смотреть место - «просватки» были после того, как посмотрят место - раньше причитали - невеста отворяла окно и причитала - девишник делали на свадебный день, приглашали девушек; девишник делали днем: приходили девушки, парни, их угощали обедом, вином - невеста причитала, а девушки ей подпевали – «подтягали»; невеста ревела – про свою жизнь рассказывала - невеста сидела закрытая платком - невеста, которая выходила замуж «за любого», плакала меньше - невеста причитала на кухне, у стола - невеста прощалась «с хоромами» - невесту садили причитать в сутки (в красный угол) - невеста выходила прощаться на сарай, обращалась причетом к «доброхотушке» - невесте закрывали лицо - жених на девишник не приходил - на девишнике девушки пели, а невеста за ними приговаривала - раньше у невесты была «красота» - у самой девишника не было - до венчанья расписывались, потом венчались - на девишник приглашали девушек; невесту закрывали, девушки садились вокруг невесты на лавки, невеста причитала - следующий день после девишника был свадебный - невеста опричитывала одежду: раскладывала на столы весь «свой выряд», и ходила, причитала – это было в «причитальный день» - в девишник; невеста в причете высказывала про свою жизнь - «весь выряд» невесты закрывали большим платком - невеста в девишник «красила красоту» - невеста выходила причитать на улицу, вечером, на закате солнца - если девушка выходила замуж по своей воле, то не причитала - невеста причитала и утром – «зорю кликала» – открывала окошко и причитала; утром девушки не приходили - невеста причитала в летней избе - невеста прощалась – обходила с причетом всех девушек, сидящих в избе - в девишник невеста прощалась «с доброхотушкой» - невеста причитала у раскрытого окна, а девушки и дети-подростки слушали под окном - причеты были «долгие как стихи»; невеста высказывала в причетах свою жизнь «от рождения до конца» - в свадебный день невеста не ревела - на свадебный день, перед тем, как ехать за невестой, девушки приходили к жениху «красить обрать» – украшали хомуты разными лоскутками - жених за невестой не ходил пешком, даже если невеста была из этой же деревни - к венчанью молодые ехали не вместе – жених впереди, а невеста сзади с отцом и своей родней
|
репортаж |
. |
- сама не причитала и не ревела - после венчания жених должен был выкупать невесту - девушки садились на лавку и не пускали жениха, просили за невесту выкуп - молодых сажали за стол на шубу; невесту «пропивали»; жених обливал девок водой - родители давали молодым благословение, обносили иконой, молодые целовали икону - после венчания молодые ехали в дом жениха; «первый стол» делали там - молодые уходили ночевать в дом невесты; там же был «второй стол»; если жених с невестой были из разных деревень, то к невесте ехали на другой день - когда молодые приезжали от венчания, девушки встречали их песнями; молодые на конях заезжали на сарай по взъезду - на выкуп невесты девушки пели песни - невеста причитала «на зорю», девушки ходили слушать - к венчанью невесту наряжали в «самолучшее» платье и закрывали платком; волосы заплетали «в плетень» и завязывали лентой; после вечанья на невесту надевали соломенную шляпку - невеста за столом должна была кланяться всем и на каждую перемену блюд; кланялись по три раза - на стол перед молодыми клали два «коровая» хлеба и соль; «короваи» были из ржаной муки, их клали друг на друга - на девишнике девушки шутили – заставляли невесту откусывать каравай, если откусит можно отдавать, а не откусит – «сиди еще в девках» - после свадьбы караваи съедали - когда приезжали от венчанья, жених заводил невесту за стол; рядом с молодыми сидели тысяцкий и сваха - на свадьбу приглашали всех родственников - на свадьбу варили пиво - девушки наряжали елочку, украшали ленточками, подносили всем гостям, пели песни - на девишнике старухи могли запеть старые песни «по бедкому» (жалостливые), невеста и девушки плакали - молодых уводили спать крестный или божатка - спали молодые в холодном месте – в клети или в горнице - на второй день свадьбы ездили в дом к невесте - «хлибена» – 3-й день свадьбы в доме невесты; собирались свои родственники, дети; на стол подавали кашу, «соломат» - «дары» были после венчанья
|
репортаж |
8. |
Батюшко доброходушко, я пошла, и ты со мной иди
- снач. комм.: невеста ходила на сарай, звала «доброхотушку»
|
приговор |
9. |
О представлениях и верованиях:
- у каждого человека был свой доброходушко; - звали только своего доброходушку, других не звали; если не позовешь доброхотушка с собой «спокою не даст» - рождался человек и к нему сам доброходушко являлся - говорят: «На каждого человека доброходушко есть» - были люди, которые могли «навести порчу» - хозяин звал доброходушка для своей семьи; считали, что в каждом дому есть доброходушка - если человек умирает, то доброходушка остается - доброхотушку никто не видел - бывают люди, которые если на кого рассердятся, могут навести порчу: в семье что-нибудь случится, или на дворе - колдуны учатся у колдунов - когда идут в лес, зовут с собой доброхотушка
|
репортаж |
10. |
О календарных обрядах и праздниках:
- «пирущие праздники» - Духов день, Ильин день; после колхозов все переменилось - служили молебен, скотину «водили под крёст» - в Ильин день носили в церковь иконы, служили обедню, скотину «под крест» гоняли, кропили святой водой; в этот день приходили гости, праздновали, собирались свои родственники - молодежь ходила по деревне с гармонью, плясали, собиралась публика - была круговая качуля - плясали «Русского», «Кружком» - были тальянки, балаговки - плясали «кружком» по два, четыре, пять человек - девушки на праздник наряжались - сарафаны были на лямках, кругом «сборики», спереди застежка; так одевались прежде, позже стали носить юбки, платья - в Духов день молодежь ходила по домам, собирали яйца, варили селянку, приносили вино, пировали; бывали драки - селянку готовили так: разбивали яйца, добавляли масло, молоко и жарили - яйца ходили собирать вечером, просили у хозяев «под курочку яичко»; в дом стучали до тех пор, пока не дадут - яйца собирали только в праздник СВЯТКИ - «кортомили» избу; девушки приносили по пирогу, на сколько дней откупали избу, столько приносили пирогов – каждый день по пирогу; парни расплачивались деньгами, по рублю с парня - на вечерах плясали под гармонь - пироги пекла мать; раньше на праздники в каждой избе пекли пироги - на вечеру приходили «кулеса - выряжались «кулеса» «по-смешному» – в лапти, делали горб, надевали маску, сделанную из бересты и раскрашенную углем, с вырезанными отверстиями для глаз, носа, рта - ряженых узнавали по походке; ряженые говорили «не своим голосом», «по-смешному», с матюгами - ряженые плясали, им подносили вино; ряженые ходили по тем домам, где была молодежь, к старикам не ходили; если хозяева не пускали в дом, стучались долго, до тех пор, пока не пустят - «не по-смешному наряжались» днем - ряжеными ходили весь период Святок, до Крещения - последний день перед Крещением назывался «кутейник» - в Крещение кропили святой водой, после этого «кулеса» уже не бегали - «кутейник» – постный день, варили кутью, в церкви была служба - ряженых, которые наряжались днем «не по смешному» называли «выряжухи»; парни днем не выряжались; «выряжухи» наряжались «в баских», закрывались, чтобы не узнали - «кулеса» приходили вечером, когда соберутся девушки - наряжались мужики, старухи, всех смешили - «выряжухи» бегали по домам, поздравляли с Новым годом, им подавали пирога - в Святки девушки гадали - гадали в избе, на росстанях, зачерчивались и слушали: если послышится звон колокольцов – к свадьбе МАСЛЕНИЦА: - «праздничали», пили вино, пекли пироги, варили суп; плясали , играли на гармони, пели песни-«перегудки» – смешные, могли быть с матюгами
|
репортаж |
11. |
Выходи на перепляс Если ты меня не выручишь, И я в последний раз
- текст повтор, текст комм.: этой песней вызывали на пляску
|
частушка |
12. |
О календарных обрядах и праздниках:
- на Крещение – в «кутейник» делали из лучины крестики - пекли крестики
|
репортаж |
13. |
О представлениях и верованиях:
- были знающие люди, могли навести на человека порчу
|
репортаж |
14. |
О календарных праздниках и обрядах:
БЕСЕДЫ - раньше пряли много - на больших вечеринах некогда было прясть, плясали - на небольших вечеринах пели песни и пряли; песни пели короткие ЖАТВА - приносили в дом сноп, ставили в сутки, втыкали в него серпы - последний сноп приносили в дом, потом его скармливали скотине - последний сноп жала одна женщина, которая была постарше - снопы выстаивались, потом их складывали в гумна, там были «долони» гладкие; на них обмолачивали
|
репортаж |
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |