Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 09 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 079

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с

д. Подгорная

07.12.02.

Зап. Соловьев Л.Г.

Коротаевская О.В.

 

Исп.: Дьяков Николай Леонтьевич, 1923 г.р., род. – д. Бурцево, Коробицинского с/с

Дьякова Луиза Витальевна, 1928 г.р., род. – здешняя

 

1.

«По деревне»

 

- < … >

- < … >

- < … >

- комм: пальцы сами находят нужную кнопку

 

Наигрыш на гармони с частушками

2.

«Под пляску»

 

- снач. комм.: гармонист подстраивался под плясуна, бывают плясуны, под которых трудно подстроиться

- про плохих исполнителей говорили: «Песню на гармонь кладет»; гармонист всегда смотрел плясуну на ноги

- про плясуна говорили: «мышей топчет или по-настоящему пляшет»

- комм: игра на разжим – «ростягать мех», на сжим – «сводить мех»

- повтор, фрагмент

- комм.: «по деревне» так надо больше «ростягать» мех

 

Наигрыш на гармони

3.

О наигрышах:

 

- «если умеешь играть переборы – играй»

- фр. наигрыша (играл друг)

- фр. наигрыша (другой гармонист)

- фр. наигрыша (играл двоюродный брат жены)

- фр. наигрыша «по тафтински»

- так играли в Тафтинской волости – ныне Погореловский сельсовет

 

Фрагменты наигрышей с комментариями

4.

«По деревне»

 

- снач. комм.: под пляску поют быстрее, а по деревне – медленнее

- комм.: по деревне шли, кто куда встанет, рядом с гармонистом и сзади него

 

Наигрыш на гармони

5.

«По деревне»

 

Поиграй повеселяе,

Веселяе, веселяй

Ягодиночка далече

Много лесу и полей.

 

Поиграй повеселяе

Ты весёло поиграл

Ты веселым малолеточкой

Басы перебирал

 

Весело играет

Я не подпеваюсё

  < … >

  < … >

 

Вам спасибо, да и спасибо

Хороший игрочек

Я не буду <…>

А попела бы еще

 

Наигрыш на гармони с частушками

6.

Гармонист, гармонист

Стукни поварешка

Не бывать тебе бы в людях,

Кабы не гармошка.

 

- текст

- комм.: гармониста «подковыривали» - высмеивали в песне, если он плохо играл

- чтобы научиться играть на гармони нужно стремление, без этого ничего не получиться

- гармонист должен понимать пляску, чтобы подстроиться под плясуна; пляска и гармошка должны звучать «в такт»

- некоторые плясуны гармони не чувствуют

 

Частушка

7.

О сельскохозяйственных работах:

 

- молотили рожь, овес специальными «молотилами» (в других местах называли «цеп»)

- молотили по 3 человека, молотить надо было в ритм, чтобы не ударить друг друга

- молотили по2, 3, 4 человека, каждый должен был ударять по очереди, чтобы не попасть по соседу – один замахивается, другой бьет, а третий собирается

- говорили, кто умеет молотить, тот, сумеет и подпеть песню под гармонь

 

Репортаж

8.

Уродиласё я,

В поле как былинка

Нет не матки, не отца,

Горька сиротинка

 

- фр. текста

- напев

- снач. комм.: когда работали, песен не пели; отец пел длинные, старинные песни, мать тоже пела

 

Лирическая

9.

Не в поле ветер дует,

Не буйный гром гремит,
Никто так не страдает,

Как милый на войне.

 

- фр. текста

- напев

 

Лирическая

10.

О  наигрышах:

 

- девушкам и парням одинаково играли; девушки плясали по 2-3 и больше человек кружком, игра та же, только  помедленнее

 

Репортаж

11.

О детских играх и забавах:

 

- радовались весне: «Эй, эй, эй весна пришла, тепло скоро будет!»; детишки бегали босиком по снегу, по проталинкам

- ребята играли «в городки», «в чижа»: ставили столб, на него крепили штучку и ударяли палкой, кто дальше забросит

- играли «в шара»: несколько человек, один из играющих водящий; по очереди ударяли по шару, если попадали, то водящий  и играющий должны были добежать до шара; кто быстрее добежал, тот и становился водящим; водящий подбрасывал шар, остальные ударяли по шару палкой, стараясь попасть в него и успеть добежать до бума; бум – отметка, это могло быть бревно или камень; если в шар никто не попал, то били палками в бум, тот кто не попал в бум, становился водящим; в бум били с того же места, откуда били в шар; палку бросали в шар

 

Репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- на праздники готовили «загибошники»: «яишники», с луком, с рыбой –«рыбники»; маленькие пирожки пекли редко, чаще большие «загибошники», потом из разрезали; пироги пекли на праздники:  Троицу, Покров, Оспожин день, Рождество

- Оспожин день «Рождество Богородицы» праздновали в сентябре, когда уберут урожай

- здесь праздновали Троицу – летом, и Покров – осенью

- были круговые качели: столб с веревкой, качались вокруг столба; были такие качели, когда сначала бегали вокруг столба, потом взлетали

ПИВО

- на праздники варили пиво в складчину; мужики складывались – кто сколько мог дать ржи

- для пива были специальные чаны, для киселя бочки; пиво варили на конце деревни у ключа; были знатоки по изготовлению пива

- проращивали рожь, затем сушили на овинах, мололи и оставляли выхаживать

- пиво варили в чугунных котлах; котлы были покупные (привозили из Тотьмы)

- пиво варили не на всю деревню, только на тех, кто соглашался на складчину; пиво варили в большие праздники

- дома тоже варили пиво; секретов не было, «всяк знал, как пиво варить»

 

Репортаж

13.

Под пляску

 

У кого какая дроля

У меня так педагог

- фр. текста

- напев

 

Наигрыш на гармони с частушкой и пляской

14

Поиграй повеселяе,

Нажимай на нижние

 

- фр. текста

- комм.: нижние голоса считались более веселые, верхние более грубые

 

Частушка

15.

О беседах:

 

- парни приходили на вечеру, садились, кто куда, могли сесть к девушке на колени (сейчас наоборот); раньше девушке стыдно было сесть на колени к парню, «нехорошо, бесчестно», такое поведение девушки осуждалось, про такую девушку говорили: «Бесстыдная девка»

- подходили к гармонисту, просили поиграть и начинали плясать

- девушки плясали с парнями на перепляс; если плясали с девушкой, то парень плясал, а девушка ходила вокруг парня, поворачиваясь, то в одну сторону, то в другую

- парень мог переплясать со всеми девушками, сколько было на вечере, вызывая их на пляску по очереди

- одну частушку могли повторить несколько раз

- парень первой на пляску вызывал «полюбовницу» – любимую  девушку, а дальше по порядку, или по симпатии

- «в горюна» могли сидеть не обязательно со своей девушкой; «в горюне» недозволенного ничего не делали

- при народе не целовались

 

Репортаж

16.

Об истории местности:

 

- местность называлась Семенжево, была Семенжевская церковь, вокруг нее были деревни

 

Репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- праздновали Покров, приходили из других деревень

МАСЛЕНИЦА

- в войну Масленицу не праздновали

- на лошадях мало катались, один раз видел, как приезжали мужики из другой деревни

- маленькие дети с горы катались каждый день

- костры не жгли

- на Масленицу ждали в гости молодых, пекли блины, шаньги простые, без начинки; молодые приезжали в гости в понедельник масленичной недели, или накануне; за молодыми приезжал кто-либо из родственников

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

- девушек и парней купали в снегу: выкапывали в снегу ямку, девушку и парня сталкивали в эту ямку, припорашивали снегом, иногда обливали водой; так поступали с девушкой и парнем, которые дружили между собой

- если  они сопротивлялись, то их вытаскивали из дома силой и сталкивали в снежную яму; яма была не глубокой

- некоторые сами ложились в яму, зная, что все равно не избежать данной процедуры

- за ворот, за пазуху снег не клали

- так валяли в снегу холостых парней и девушек

- в чистый понедельник девушки старались не выходить на улицу, боясь, что их изваляют в снегу; валяли в снегу неженатые парни «из этой же партии»; такое валяние в снегу считалось очищением от всех грехов

СВЯТКИ

- на старый новый год «ворожили»: около полуночи девушки спускались в подполье, ставили там специальную свечку, два зеркала друг напротив друга, смотрели «суженого» – кто покажется; кому «суженый» показывался, а кому и гроб; это слышали от старших людей

- гадали на овине, наверху, где сушили снопы: становились задом, ждали – если дотронется голая рука, значит, суждено выйти  замуж за бедняка, а если мохнатая рука – за богатого; парни забирались в овин, пугали девушек; девушки думали, что черт их гладит мохнатой рукой

- ходили «ворожить» на кресты «до нас» (в старину)

- «ворожили» на шкурах у колодца, где варили пиво: зачерчивались, произносили какие-то слова, чтобы черти не унесли; была легенда: когда зачерчивались, хвост (шкура была от коровы, с хвостом) забыли зачертить, и черти утащили за хвост шкуры всех, кто гадал на ней; эту легенду слышал от своих деревенских стариков

- на Новый год расстилали солому, или раскатывали поленницу от дома девушки до дома парня, с которым эта девушка гуляла; это делали для того, чтобы все знали, кто с кем гуляет

- в Святки воровали сани, утаскивали их за деревню

- был случай, когда девушки стащили сани и поволокли за деревню, а парень предложил им свою помощь, потом оказалось, что он стащил свои сани

- старики относились к такому озорству спокойно – так  делали всегда, «шпакурили» (т.е. насмехались); был случай, когда сани затащили на крышу и связали оглобли

- замораживали двери: заливали водой или залепляли мокрым снегом

РЯЖЕНЫЕ

- наряжались «кулесами», «выряжёнками»

- «выряжёнки» это, когда девушки наряжались в нарядную одежду,

- «кулеса» наряжались кто во что, надевали вывернутую мехом наружу шубу и бегали по деревне, обходили каждый дом, плясали под гармонь, с «кулесами» ходил гармонист

- приносили в дом снег – заходили в дом в валенках со снегом, пели песни, лица были закрыты

- парни наряжались в женские юбки, девушки наряжались парнями; мазались сажей

- слыхал, что где-то носили «покойника», здесь такого не было

- ряженые меняли голос, чтобы их не узнали, ряженые плясали «гуртом» (т.е. все вместе)

- плясали не так как на вечерах – топтались безо всякого ритма

- парни махали руками; хозяева старались сорвать маску с лица

- был случай, когда хозяин на «кулесов» пошел с ножом, а тот был ряженый в попа, и вместо кадила у него было ведро, он ведром ударил хозяина по голове; поп пел что-то на мотив молитвы; «кулесов» называли красивыми

ЖАТВА

- последний сноп на дожинках обмолачивали, сушили и пекли из этого зерна первый свежий хлеб или варили кашу

- последний сноп приносили домой, сначала ставили в передний угол, потом обмолачивали;

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100