Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 09 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 084

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Голузинский с/с

д. Евсютино

08.12.02.

Зап. Розова Л.Е.

 

Исп.: Иванова Юлия Ивановна, 1911 г.р., род. - д. Гора Коробицинского с/с

 

1.

О хозяйственных работах:

 

- долонь, на которой молотили зерно, была выколочена из ила, вытерта, выметена и посыпана песком

 

репортаж

2.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- причитали, когда умирал человек, которого жалко – близкий или просто умерший не вовремя, молодым

 

репортаж

3.

Девки пойте, как поетсё

Выйдешь замуж, как придетсё

Не придется писен пить

Придется горя потерпить

 

- текст

 

частушка

4.

Девки, пойте песенки,

А я упала с лесенки.

Со высокого крыльца

Перекатилась как овца.

 

- текст

- повтор, текст

комм.: такие песни пели детям

 

частушка

5.

Неужели это я

Забуду ягодиночкю

Да и он меня забудет,

И мою тропиночкю.

 

- текст

 

частушка

6.

Девки пойте песенки,

Я упала с лесенки.

Со высокого крыльця

Перекатилась как овця.

 

- текст

 

репортаж

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с,

д. Арганово

08.12.02.

Зап. Розова Л.Е.

 

 

 

 

 

Исп.: Суровцева Римма Вячеславовна, 1955 г.р., род. – д. Сидориха

Коробицинского с/с

 

7.

О воспитании детей:

 

- с детьми нянчилась старушка

- пела песни, когда укладывала спать

 

репортаж

8.

Баю, бай, баю, бай

Не ходи ко к нам Бабай.

Мы Бабая батогом,

Побежит Бабай бегом.

 

- текст

- комм.: пела потихоньку

 

колыбельная

9.

[]

На порог скакала

Детонек кликала:

Этому на спичке,

Этому на вичке,

 

- текст

- комм.: так играли с маленькими детьми

 

Пестушка

10.

О воспитании детей:

 

- «топориком страх секли» – тихонечко стучали перед ребенком, когда только начинал ходить

- мылись в печках, детей парили в печках

 

репортаж

11.

Я сидел на пню,

Хлебал репню.

Подбежал татарин,

По уху ударил.

Я татарина за грудь

Пойду к старосте на суд.

«Эй, товарищ старина,

Расскажи наши дела»

- «Какие ваши-ти дела?»

 

- текст

 

Докучная сказка

12.

[Что в горбу?]

- Денежки.

- Кто наклал?

- Дедушка.

- Чем?

- Ковшичком.

- Каким?

- Золотым.

- Дай мне

- Пойди нос вымой на реке, потом и дам.

 

- комм.: стучали ребенку по спинке

 

Пестушка

13.

Ступа на ступе,

Гора на горе

Парень под гору скатился

Конфеткой подавился.

Не мыркать,

Не гамкать,

Зубов не казать.

Кто зубы покажет,

Того бить-колотить,

И под камень повалить.

Хам!

 

- комм.: надо было тихо сидеть, молчать; детей было много,  старались друг друга рассмешить; кто первый рассмеется, у того спрашивали: «На чьем дому сорока?», нужно было ответить какое-либо число – какое число называли – столько раз проигравшему нужно было выполнять задание, либо столько раз «дадут по горбу»

 

игра

14.

Об играх:

 

ЛОДЫЖКИ

- каждый игрок набирал себе 10 лодыжек, или брали по сколько договорятся; у лодыжки четыре стороны, каждая имела свое название: «горя», «масла», «бык», «сак»

- «бык» – самый старший, это самая гладкая сторона лодыжки; не гладкая сторона – это «сак»; если лодыжка упадет лежа, дырочкой кверху – это «горя»; «масла» - это лежа гладкой стороной; у кого бык, тот начинает игру первым, выбивает остальные лодыжки; лодыжку щелкали пальцем, она должна была выбить другую, но не задев остальных

- выбитую лодыжку забирали себе и выбивали следующую

- «горя» могла выбивать только «горю», «масла» – «маслу», а «бык» мог выбивать любую лодыжку

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

- брали картонку, делали четыре домика, в каждый домик клали по четыре кружочка; играли по четыре человека; для игры брали шестигранный кубик с дырочками; у кого выпадет шесть дырочек, тот начинал игру

В МУХУ

- вкапывали в землю столбик; брали круглую часть от батога, на ней делали зазор, чтобы закрепить на столбике – это «муха»

- у каждого участник игры была палка

- на расстоянии 3-5 метров от столбика проводили черту; играющие становились за черту; надо было палкой попасть в столбик, или в «муху»; «муха» отлетала; водящий должен был «мухой» выбить упавшие палки

- более меткие игроки могли выручать других игроков; если игрок попал в столбик, то пока «муха» летела, остальные игроки могли добежать до своих палок

ДЕСЯТЬ ПАЛОЧЕК

- на чурку клали доску; на один конец доски клали десять палочек; кто-либо из игроков выбивал палочки – наступал на свободный конец доски, палочки разлетались в разные стороны; остальные играющие  за это время должны были спрятаться; водящий должен был собрать все палочки, положить их на доску, и искать остальных игроков; пока водящий искал, кто-либо из игроков мог выбежать и снова выбросить палочки, таким образом выручить остальных игроков; водящему надо было найти всех игроков, пока палочки лежали на доске; чтобы сбросить палочки, надо было прыгнуть на доску

- водящего выбирали считалкой

- играли в «испорченный телефон»

 

репортаж

15.

О представлениях и верованиях:

 

- в лесу кричали, аукались – раздавалось эхо – думали, что это нечистая сила

 

репортаж

16.

О прозвищах:

 

- клички были родовые

- была кличка «бурлак» по фамилии Бурлова

- чужих звали «приезжие»

 

репортаж

17.

О календарных праздниках и обрядах:

 

СВЯТКИ

- наряжались в старую одежду, которую просили у бабушек

- наряжались «красивыми» и «смешными»

- днем бегали «красивыми», а вечером, когда стемнеет на улице, рядились в плохую одежду, мазали сажей лицо

- ряжеными бегали детишки лет десяти, и взрослые

- выворачивали шубу шерстью наружу, женщины надевали ватные мужские штаны, валенки, делали себе усы

- ряженые заходили и говорили: «Пустите ночевать»

 

репортаж

18.

Верба хлёст

Бьёт до слёз

 

- снач. комм.: утром Вербного воскресения детей посылали в лес за вербой по насту; брали одну большую веточку, и к ней много маленьких

- вербочек надо было набрать столько, сколько скотины на дворе принесенными веточками стегали детей

- комм.: детям было больно и обидно

 

Выкрик на Вербное восакресенье

19.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- на Крещение всех брызгали святой водой

 

репортаж

20.

Давай ножку подкуем,

Чтобы бегала бегом,

Не останавливалась,

Поторапливалась.

 

- текст

- снач. комм.: с ребенком много разговаривали, пели, и он рано начинал говорить

- стукали ребенка по ножке и говорили

- комм.: так играли с маленькими детьми

 

пестушка

21.

Мышка, мышка,

На тебе репный,

Подай мне костяной.

 

- комм.: надо было проговорить три раза, и бросить (зуб) через левое плечо на печку; говорить надо тихонько

 

Приговор на выпавший молочный зуб

22.

Волосьице гори,

Головка не боли.

 

- текст

 

приговор

23.

О календарных праздниках и обрядах:

 

ПАСХА

- красили яйца

- яйцами бились

- к Пасхе яйца берегли,  красили шелухой от лука; яйца делили на каждого человека в семье по 5-10 штук

- яйцами бились и дети и старшие; надо было так держать яйцо, чтобы оно только чуть-чуть выглядывало из руки, тогда оно не разбивалось; разбившееся яйцо забирали себе

- были большие качели

ВЕЛИПКИЙ ЧЕТВЕРГ

- подстригали коровам хвосты

- ходили в лес за вениками на помело

- в этот день нельзя было давать взаймы и занимать самому

- на Пасху в доме все мыли и чистили

БЛАГОВЕЩЕНЬЕ

- нельзя было работать

- говорили: «Птичка гнёздышко не вьет, красная девица косы не плетет»

 

репортаж

24.

О традиционной одежде:

 

- носили юбки и приталенные кофты

- были шерстяные сарафаны из овечьей шерсти, выкрашенной в яркие (зеленые, красные и др.) цвета

- сарафаны были в полоску либо вдоль, либо поперек

 

репортаж

25.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- бабушка, перед смертью, просила положить ей в гроб пояс; пояс был плетеный из цветных ниток

- одежду на смерть готовили заранее, собирали узелок

- давали заранее наказы – где и как похоронить

 

репортаж

26.

Хлеб да соль,

Ешь, да нас не беспокой

 

- снач. комм.: клали в гроб хлеб и приговаривали

- повтор.

- комм.: брызгали святой водой

 

приговор

27.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на поминки делают кутью: вареный несоленый рис с изюмом раньше на помин подавали блин и стакан киселя – это надо было съесть - помянуть каждому после того, как приехали с кладбища - кутью дают по одной ложечке – рис без соли, без добавления масла -- кисель делали обычно клюквенный

- на кладбище носят завтрак – хлебушек, кусочек колбасы; завтрак на кладбище носят ближние родственники

- на могиле оставляют кусочек хлеба, стопку вина, говорят: «Пусть земля будет пухом», или: «Царство небесное»

 

репортаж

Вологодская область,

Сямженский район,

Режский с/с,

д. Бурниха

09.12.2002 г.

Зап. Розова Л.Е.

 

 

 

 

 

Исп.: Добрынина Юлия Михайловна, 1918 г.р., род. - д. Рассохино

 

28.

О свадебном обряде:

 

- сватались

- свадьба была в доме невесты, т.к. невестина родня была богаче

- расписывались на другой день после сватовства, потом гуляли свадьбу

- девишник был, невеста причитала у раскрытого окна

- подростки бегали слушать причеты невесты

- невеста причитала вечером у открытого окна

- раньше невеста «невестилась»  две недели

- накануне свадебного дня девушки собирались у невесты, невеста «сдавала красоту «– надевала на девушек свои наряды; девушки пели песни, невеста причитала

- невеста хлесталась не столе, застеленном скатертью; это было в девишник; после девишника была свадьба; невеста хлесталась и сбрасывала «венчальную пару» (одежду для венчания)

- невесту закрывали платком, когда она начинала причитать

- невеста наряжалась в пару и, вместе с девушками, ходила по деревне; девушки пели песни

- в девишник невеста хлесталась на стол, сбрасывала «пару», девушки пели песни

- до девишника невеста причитала в окошко; причитать невеста начинала с утра; дети, подростки бегали слушать

- в свадебный день, «около обеда», наряжали невесту; за невестой приезжал жених; садились за стол; было небольшое угощение, потом жених с невестой ездили «списываться»

- жених приезжал за невестой, на крыльце его встречали девушки, просили выкуп за невесту, пели песни

- жених давал выкуп, но не сразу, мог послушать песни

- девушки встречали жениха с елочкой

 

Репортаж

 

29.

Уж ты елочка, елочка

Зеленая, кудрявая.

На тебе, наша елочка,

Много шёлковых ленточек

Много светлого бисера

 

- текст

- снач. комм.: жениху подносили елочку и пели песню

- комм.: пели на свадьбе; первому елочку подносили жениху, потом невесте и всей родне

- фр. текст

 

свадебная

 

 

30.

Тысецкой – неумоя

Сходи <…> умой

 

- фр. текста

- снач. комм.: женщины ругали тысецкого, просили выкуп

- комм.: потом пели «общую песни», хвалили

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100