Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 027

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

д. Сорожино

04.09.02.

 

Зап.: Зеленина О.Н.,

Гуляшова Н.С.

Исп.: Селезнёва Лидия Ивановна, 1919 г.р., род. д. Злодеиха Кубинского с/с

 

1.

О престольных праздниках:

 

- качели ставили в СПАСОВ ДЕНЬ в д.Бережок, на ДЕНИСИЯ - в д.Ивачино

- ставили круговые качели, садились 2 человека, мужчины качали 

 

Репортаж

2.

О беседах:

 

- собирались девушки, плели кружева

- приходили парни с гармошкой, плясали

- девушки плясали кругом по двое, пели частушки, парни плясали по одинке – сначала один, потом второй

- горюн устраивали, отгораживали за занавеской, заводили девка и парень, кто первый выходил, вызывал девушку

- те, кто дружит, могли другой горюн завести, до полвечера сидели

- на гулянках было много горюнов, а на посиденках – один, горюн устраивали в одном месте

 

Репортаж

3.

Наташе борода!

 

- снач. комм.: если парень ушёл с другой девушкой, то кричали «Борода»

 

Выкрик на беседе

4.

Саше от Нины борода!

 

- снач. комм.: если девка с другим пошла, то парню кричали

- выкрик

- комм.: имя называли

- выкрик

- комм.: кричали на весь дом, не один раз, кричали все вместе

 

Выкрик на беседе

5.

Об играх, игрушках:

 

- кукол не было, шили детям родители, старушка из д. Горбатиха хорошо шила куклы

- куклы были небольшие – 15 см., в сарафане с руками, с ногами, лицо рисовали, шили кукол из тряпочек

- дети сами давали куклам имена

- лепили игрушки из глины, из соломы делали куклы

- детям колыбельные песни пели

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

д. Чернухино

04.09.02.

Зап.: Зеленина О.Н.,

Гуляшова Н.С.

 

 

 

 

Исп.: Улочкина Анна Васильевна, 1925 г.р., род. д. Шабаниха Кубинского с/с

           

6.

О свадебном обряде:

 

- после войны свадеб не делали

- церковь была в д. Ивачино, не венчалась

 

репортаж

7.

О престольных праздниках:

 

- Иванов день (7 июля), Вознесеньев день, Васьянов день (23 октября) праздновали в д. Шабаниха

- после войны в праздники варили брагу, до войны – пиво варили

- Иванов день праздновали в д.Шабаниха, Тихвинскую праздновали в д. Большая (9 июля)

- из одной деревни с одного праздника переходили на другой в другую деревню

- праздновали два дня, родственники приезжали в гости, ночевали

- по деревне ходили под руку девушки (взад, вперёд), парни своей партией шли с гармонью, останавливались на дороге, плясали «кружок»

- ходили в гумна парень с девушкой целоваться (сейчас на дом ходят, раньше надо было всё воровски, чтобы родители не знали, сама прятала от родителей письмо парня, который был в армии)

ИВАНОВ ДЕНЬ:

- сейчас ходят купаться в росе после 24 часов

- в деревне ходили из избы в избу, гармонистов приглашали

ЗАГОВИНЬЕ:

- красили яйца

- на качели качались, платили за качание яйцами, качали взрослые мужики, за каждый круг качания – сколько-то яиц давали 

- за рекой в д.Филинская ставили круговую качель

- качались весь день, почти до утра

- те, кто налаживал качель, после праздника её убирали, чтобы не сломали беседки, в праздник опять налаживали

- мужикам из д.Филинская надо было подзаработать, они ставили качель

- о хозяйстве (единолично жили): 5 коров было, две лошади

- катали яйца по лотку, выигрывали друг у друга

- на ВТОРОЙ ДЕНЬ престольного праздника парни ходили по деревне, собирали яйца на селянку, ещё давали сметану, масла (скупые – меньше давали)

- собирались на опохмелье: мужики своей артелью, женщины – своей и ребята своей, ребята собирали и девок кормили

- селянку жарили у кого изба побольше, кто пускал

- яйца варили в ТРОИЦУ, ЗАГОВИНЬЕ – яичный праздник

 

репортаж

8.

О драках:

 

- по очереди девушки (сколько есть в деревне) отводили вечера

- приходили на вечера ребята (пашуковские, гриденские), били керосиновую лампу – для форсу, бахвалились, били кулаком; могли кого-нибудь колонуть (девушке одной глаз вышибли)

- собирались деревня на деревню, были случаи, что убивали кого-нибудь

- девушка выходила замуж, делала плаканье, проплакивали девку, у неё в избе была гулянка, могли на плаканье драться, у сестры на плаканье пришёл парень с ружьём, стрелял в забор, в окна для форсу (остались дыры от пуль)

- парни ходили с ножами

- летом во время драки парни отламывали от огорода батоги, ими колотились, разнимать боялись

- подруга парня, который дрался, могла разнимать

- дрались деревня на деревню

 

репортаж

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- варзать - делать на дурак, шалить

- заливали ворота водой, поленницу раскидывали, в войну запрещали варзать, трубу закрывали, чтобы дым не прошёл, дровни, сани спускали к реке под гору

- после войны наряжёнками не ходили

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК (понедельник – второй день Масленицы):

- дети собирали всё ненужное, кто дрова давал, хлам, делали чучело – потом его жгли

- «купали» девок и молодых в снегу

- чучело (из соломы) жгли в поле

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:

- ходят за вербушками

- первое воскресенье после Пасхи

- веточки вербы берегли, клали за иконы, потом выпускали скотинку с ней

- в ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (6 мая) - обходили с иконой дом

 

Репортаж

10.

Ремешок носила – место знало,

И скотинка знай своё место,

Свой хлев, свой двор

 

- снач. комм.: носили ремешок на себе, потом клали его под порог, через который будут выгонять скотину, чтобы скотинка через ремешок ходила, приговаривают

- комм.: если скотинка перейдёт через ремешок, она станет домой ходить, пояс - верёвочка всё лето лежал под порогом, его не убирали, на следующий год другой клали

 

Приговор на выгон скотины

11.

О представлениях, верованиях:

 

- домовой живёт в хлеву

- был случай, что домовой корову задушил (голова под кормушкой была), у другой коровы домовой хвост забрал, рассердился, это домовой незалюбил хозяев

- ходили к старухам, чтобы задобрить домового, старухи наговаривали, всё налаживалось

- в д.Хомок была старуха Фаина, если корова или лошадь на след попали, то ходили к ней, она снимала со следа, на второй день лошадь или корова приходили к дому

- два телёнка убежали в лес, тоже ходили к старухе, она наговор делала на соль, на хлеб

- одна хозяйка не в час выпустила овец, одна овца перепрыгнула через забор и убежала

- невестку овцы пугались, фыркали, на стены скакали, им всё блазнило, ходила  к старухе, она наговорила на воду, соли велела в ноздри и уши положить, дала муравьёв, перестали скакать, домой ходили, не терялись, старуха поясок велела положить

- если овцы домой приходили, но боялись заходить, то тоже к старухе ходили

- старуха Фаина на добро делала, лечила людей

- телята терялись, если не в час выпускали или кто-нибудь сглаживал

- одна женщина своих овец пасла и сглазила телёнка исполнительницы

- в году есть 16 дней нехороших, выпустишь скотинку не в час – может что-нибудь случиться (также и для людей)

- старуха с нечистой силой зналась, «на дурак делала»: привораживала, отвораживала 

- эта старуха Фаина дочери ничего не передала

- когда умирают колдуны, они обязательно должны отдать свои знания, если не отдадут, то им умирать тяжело

- старуха брала с людей мало денег, говорила: «Только Богу на свечку»

- от грыжи детей лечила

- если человек заблудился, ходили тоже к Фаине снимать со следа

- у самой муж был коммунистом, не верил ни во что, у него нетель (не телилась года два) ушла, попала «на след», ходил к Фаине, та сказала, что нетель завтра вернётся

- попасть на след – значит, нечистая сила водит, закрывает дорогу домой, надо «со следа» снимать

- Леший водил – на след попадали, заблуждались

- Фаина брала воду с трёх ключей в лесу, разную болезнь лечила водой с разных ключей, могла лечить болезнь водой с одного ключа, если не помогло, на другой ключ шла

- в печи заслонку открывала, определяла какой наговор у людей – тяжёлый или лёгкий, если лёгкий, то лечила

- водой изо рта сбрызгивали скотину

- первой в дом запускали кошку, она нечистую силу, бесов выгоняла из дома

 

репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

 

Великий четверг:

- нужно было до солнышка накормить петуха, чтобы он был сильным, никто его не обижал, кормили зерном или картошкой

 

репортаж

13.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- причитали перед выносом гроба: «На кого оставляешь»

- когда умрёт человек, ревели, не причитали

- причитали на кладбище

- в гроб кидали листья от веника  

репортаж

 

 

- мыло, которым обмывали покойника, клали в  гроб, чтобы он «там» помылся

- сейчас поминают на 2-й, 9-й, 40-й дни

- в войну и после войны – ставили крест деревянный, когда он сгнивал, на это место снова хоронили

- хоронили около церкви

- поминать ходили в церковь

- в 40-й день приходили поминать в дом, накрывали стол (как на свадьбу)

 

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

п. Нижнекубенский

05.09.02.

Зап.: Зеленина О.Н.,

Гуляшова Н.С.

 

 

 

 

 

Исп.: Дорофеева Фаина Евграфьевна, 1922 г.р., род. - д.Вондошь Яхренского с/с Усть-Кубинского р-на

 

14.

О свадебном обряде:

 

- в 50-м году регистрировались 

- были причитанья

- приходили сватать, были дружки, специальные люди

- смотрины были: приезжали к невесте, её наряжали, заставляли кое-что сделать

- раньше пряли, шили вручную, смотрели, как невеста шьёт на швейке, прядёт; это называлось «смотрины», были родственники жениха, смотрели, как невеста пройдёт по половице

- наряжали невесту, одевали казачок – юбка и кофта с борами, на голове была шляпка, прикалывали к шляпке бант, одевали шляпку, когда к венцу поедут

- к жениху ездили «смотреть место» для невесты

- обе стороны смотрели, и свадьба была сначала у жениха, потом у невесты

- когда невесту засватают, приходили подружки, невеста причитала, ей помогали подруги, были специальные женщины, которые всё знали

- причитали накануне свадьбы, невеста сидела запорученной, причитали в своём доме

- на свадьбе упевали свата и сваху, которые сватали

- от венца молодых встречали родители жениха хлебом, солью на полотенце

 

репортаж

15.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в каждой деревне был свой праздник, и был общий – большой праздник, праздновали все деревни прихода церкви

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ:

- Богородицин день (21 сентября) праздновали в д. Вондошь

- гуляли два, три дня, приезжали гости из других деревень – родственники, знакомые, с которыми дружили, ночевали  2 ночи обязательно, могли и 3 ночи

- приезжал батюшка (до 1930-х гг., в 1934 г. закрыли церковь), в д.Вондошь в часовне служил, потом ходил с иконами по домам, освещал дома и скотину, на выгоне скотину кропил водой

- Пасху служили в главной церкви, после ПАСХИ ходили с «Богородицей» в каждый дом, сначала служили в часовне, потом заходили в каждый дом, там пели, батюшку угощали, чаем поили

- в праздники молодёжь плясала, пела под гармошку, по деревне ходили, собирались в одном доме, потом переходили в другой

- плясали девушки кружком, парни плясали на перепляс, пели песни

- в ПАСХУ, ТРОИЦУ и ЗАГОВИНЬЕ варили и красили яйца

- играли: катали яйца; в карты на яйца играли – кто больше очков наберёт, играли в доме женщины и мужики, играли в Троицу и Заговинье

- выбивали (у кого крепче яйцо): зажимали в кулак и бились, чьё разобьётся яйцо – отдаёт, бились на улице

ПАСХА:

- ставили качели в каждом доме

- в д. Яхреньга ставили большую качель на улице – столб с тремя верёвками и беседками

- в доме на сарае вешали качели

- большие качели раскачивали батогами

 

репортаж

16.

О вечёрах:

 

- собирались каждый день по очереди, девушки пели кружева, пряли

- приходили парни

- были три посиденки в разных избах: женщины постарше (старше 20 лет), средний возраст (до 20 лет) и молодые девушки (17 лет)

- парни приходили на посиденки соответствующего возраста, им давали место сесть, они разговаривали, провожали девушек домой

- если приходили парни с гармонью, девушки оставляли работу и плясали

- собирались каждый день вечером, могли днём, если не было никакой работы

- без работы собирались на праздники 

 

репортаж

17.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ (с Рождества до Крещенья):

- не работали, только гуляли, веселились

- ходили ряжеными: пожилые мужчины ходили, закрывали лицо, чтобы не узнали

- рядились «покойником», заносили в настоящем гробу, приходили туда, где девушки собирались

- девушек заставляли целовать «покойника» (прощаться), одевали «покойника» во всё белое – рубашку, кальсоны, накрывали холстом

- водили «медведя» (надевали вывернутую овечью шкуру, на морду что-то навязывали), его заставляли плясать, он просил, чтобы дали что-нибудь хорошее

- гадали: в зеркало смотрели, ходили в нежилую избу

МАСЛЕНИЦА:

- ребята собирали по деревне дрова, корзины, потом жгли в поле костёр, бегали кругом костра

- катались кругом деревни на лошадях, не все деревни были на два порядка, не во всех можно было кругом кататься

- катались молодые и пожилые, упряжь украшали лентами, колокольчиками, катались с песнями под гармошку, гармониста брали, заезжали в другие деревни, чтобы похвастаться

СВЯТКИ:

- молодёжь каталась на санках с горы

- примораживали ворота у домов, поленницы раскатывали, повозки с горы спускали, запирали двери, в трубу опускали куриное перо – дым шёл в дом

 

репортаж

18.

О свадебном обряде:

 

- на 2-й день свадьбы гости марали всех сажей из печи из кожуха, мазали гости, которые оставались на второй день

 

репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК:

- всех, кто попадёт, в снегу валяли, молодых валяли

- гости уезжали по домам

- на кануне ТРОИЦЫ (в пятницу, субботу) ставили около дома берёзки (в лесу вырубали), ставили не одну берёзку, в землю втыкали

- берёзки стояли долго, когда завянут, убирали на дрова, берёзки ставили высокие

 

репортаж

20.

Об обрядах со скотиной:

 

ПЕРВЫЙ ВЫГОН СКОТА:

- выгоняли скотинку с веткой вербы (с вербного воскресенья), тут же скормят её скотинке (выбрасывать нельзя, она святая)

- берёзку ставили под окошко, к иконам, их тоже отдавали скотинке

 

Репортаж

21.

Дождик лей, дождик лей,

На меня и на людей,

На попову рожь,

На наш ячмень

 

- текст

- комм.: дети просили дождя на улице, нараспев кричали

 

 

Закличка

Вологодская область,

Харовский район,

Кубинский с/с

п. Нижнекубенский

05.09.02.

Зап.: Зеленина О.Н.,

Гуляшова Н.С.

 

 

 

 

Исп.: Великанова Анна Алексеевна, 1919 г.р., род. - д. Харинская Пустораменского с/с

Великанов Алексей Михайлович, 1954 г.р., род. д. Кудрявцево Иваченского с/с (с№23)

 

22.

О свадебном обряде:

 

- за неделю до свадьбы к невесте приходили подруги – ровесницы, упричитывали, невеста была завешена платком – причитала, ревела

- невесту под руки выводили на сарай с причётом

- на свадьбу приходили женщины, пели песни, им за это родители жениха давали пирог со сковороды и литру вина

- выводили невесту на сарай за двери, причитали

- первый день была свадьба у жениха в его деревне, венчались

- немолодые бабы на свадьбе пели песни, им надо было подать литр вина

- жили бедно, было много детей (подавали детям пироги, хлеба)

 

репортаж

23.

Под пляску

 

- фр. наигрыша

- комм.: это простая деревенская игра

- наигрыш

 

наигрыш на гармони

24.

Под пляску

 

- комм.: это играли, когда плясали, а когда в деревню гармонист заходил, играл с переборами, под драку была игра

 

Наигрыш на гармони

25.

Русского с частушками:

 

- Как гармошка заиграет,

  Видно надо выходить,
  Самой повеселиться

  И подруг повеселить

 

- А вот какая я была,

  Да вот какая стала,

  Хулигану Мишеньке, да

  Подчиняться стала

 

- От Низовья до Посёлка

  Много маленьких полей,

  Здесь <нрзбр.> жить не хуже,

  Много лучше, веселей

 

Наигрыш на гармони

26.

Русского с частушками:

 

- Ко мне хозяин тянется, да

  Про <нрзб.>

  Я сижу да думаю,

  Не пропил мил мою м…

 

- А вот какая я была,

  Да вот какая стала

- фр. напева

 

Наигрыш на гармони

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100