Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 09 >>> Сямженский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 082 |
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская область, Сямженский район, Голузинский с/с, д. Пирогово. 08.12.2002 г. |
Зап Розова Л.Е. Кулев А.В. |
Исп.: Митрушина Мария Игнатьевна, 1922 г.р., род. – здешняя
1. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ: - «кортомили» – откупали избу на весь период Святок от Рождества до Крещения; за избу расплачивались: парни должны были привезти хозяевам по возу дров, девушки принести по два пирога; хозяева на период святочных вечер переходили в другую комнату - плясали «кружком» под гармонь: выходил парень, вызывал девушку, она плясала, затем садилась на место, а парень приглашал на пляску другую девушку - гармонисты на вечере сменяли друг друга - наряжались «мудрушкам» – надевали «прежнюю одежду»; наряжались человек по десять - стучались в дома, спрашивали имя суженого; иногда в ответ отвечали матом - «мудрушки» волочили бороны из одного конца деревни в другой - гадали на имя жениха, на замужество; ходили гадать на гумна, к овину - гадали в «зимней избе»: опускали кольцо в воду, разбивали яйцо, смотрели, что покажется - зажигали свечки, смотрели, у кого раньше сгорит - «мудрушки» закрывали лицо, брали корзины, ходили по избам «как нищие» – «кто чего подаст»; в избу ряженых иногда пускали, а могли и не пускать - в деревне Пирогово было больше 100 домов, после войны много домов распилили - ряжеными ходили несколько дней «сегодня одними, завтра другими», бегали в другие деревни; одежду для ряженья брали то у одних, то у других; наряжались дети и молодежь - волочили бороны; бороны были конные – «решетка деревянная, зубы железные», легкие; к бороне привязывали веревки и таскали их по деревне - ряженые приходили из других деревень; ряженые были закрытые, их не узнавали; ряженые плясали и уходили - ряженые приносили в рюкзаке снегу, раскидывали по избе - раньше в Рождество часто были оттепели - ряженые могли раскидывать по избе опилки, «всякой дряни намешают» - баловали: стаскивали сани за лаву - говорили: «биси приезжают в Рождество», «биси возы кладут», «биси» это «мудрушки» - на Крещение святили воду - после Святок все кропили святой водой, делали специальный веничек, кропили: у скотины, «во всех хоромах»; веничек, которым кропили, ставили к иконе, он стоял там до Троицы; веничек делали березовый, из молодой березы - веники ломали с Троицы до сенокоса, потом листья начинали желтеть
|
Репортаж |
2. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в гроб сначала клали стружки, затем «шелушили венички» и постилали полотно – чистую, старенькую простыню - все это делали родственники умершего - родственники собирались у гроба - подушечку в гроб раньше набивали льняной куделью, позже стали набивать ватой - приданое «на смерть» готовили себе заранее
|
Репортаж |
3. |
О календарных обрядах и праздниках:
СВЯТКИ - к бороне привязывали веревку и таскали ее по деревне для того, чтобы «борона суковатая развезла по разным сторонам невест»
|
Репортаж |
4. |
О представлениях и верованиях:
- раньше «малавило» (казалось или снилось) - в Святки «в чишченьи (в поле) свечка светилась», говорили, что «там у бисей дом», все боялись
|
Репортаж |
5. |
О жизни в период после войны:
- об обложении налогами
|
Репортаж |
6. |
О представлениях и верованиях:
- говорили, что в каждом доме живет «доброходушко» - рассказ о том, как видела «доброходушку» в образе матери - перед тем, как заводить скотину, нужно было просить «доброходушку» - рассказ о том, как привела в дом корову, не спросив разрешения у «доброходушки» – корова умерла
|
Репортаж |
7. |
Вот тебе, матушка Пеструхонька, причалье, да и родимая сторона. Батюшко доброходушко, дай Пеструхоньке место, и тебе будет не тесно.
- комм.: надо было проговорить и положить кусок хлеба
|
Приговор «доброхотушке» |
8 |
О скотоводческих и пастушеских обрядах:
- над хлевом ставили икону Егория храброго, Победоносца - в Егорьев день три раза обходили дом с иконой Егория, брали с собой зерно, затыкали за пояс топор; зерно, с которым обходили дом, хранили до Троицы под иконой - скотину выпускали в Егорьев день; кто не успевал выпустить скотину в срок, то до Троицы уже не выпускали – нельзя было - зерно с Егорьева дня хранили до Троицы, потом отдавали курам, в Троицу посыпали этим зерном дорожку, по которой выгоняли скотину; до Троицы зерно хранили в кухне, под иконой - в Егорьев день надевали специальный пояс, за который затыкали топор - когда выпускали скотину на пастбище, просили «летнего доброходушку», чтобы он пас скотину - обходили с иконой все «осеки», где паслась скотина - были случаи, когда скотина пропадала - однажды у самой пропал бычок, ходили в лес искать - у пастухов была «барабанка», ею до сих пор пользуются пастухи - теперь скот пасут по очереди все, у кого есть скотина; сколько держат коров, столько дней пасут общее стадо - барабанку передают друг другу; зимой барабанка хранится в доме у того, кто пас последним, этот человек начинал следующий сезон выпаса - обходили стадо, топором ставили «осеки» - пастуха нанимали; он пас колхозное стадо и частных коров до «Спожина дня» (Рождество Богородицы) - когда срок договора заканчивался, пастух собирал плату: картошку, лук, деньги – кто что даст - пастухи «по старости» передавали друг другу «обход» из рук в руки - сама обходила стадо с молитвой, которую «старушка наладила» - старушка дала икону, свечку; когда совершала обход неожиданно поднялся сильный ветер; нашла «запуки» – колышки из ольхи, ивы, составленные и завязанные как основание для стога - «запуки» были сделаны прежним пастухом, они ему помогали пасти - не каждый человек мог ходить «с обходом» - старушке, которая давала обход, хозяева несли угощение
|
Репортаж |
9. |
Черт кабала, отдай моего мужа (или зятя)
- снач. комм.: когда шли в лес, то обязательно брали с собой запас, говорили : «Пойдешь к ночи, бери к двум» - на случай, если человек заблудится; бывали случаи, что человек ходил в лесу «по кругу» и не мог выйти на дорогу»; писали углем «кабалу» - комм.: «кабалу» писали на бересте и кидали «наотмашку» – через себя - «черт открывал дорогу»; бросали бересту, вставляли в елку «куклу – палку из березовой лучины с навитой на нее куделью, после этого шли не оглядываясь; то же самое проделывали, когда терялась скотина - «На тебе бороду доброго здоровья», нужно сказать было - комм.: после того, как все проделали, наутро ходили искать
|
Приговор |
10. |
О представлениях и верованиях:
- рассказ о том, как потерялись овцы, а старушка научила, что надо делать - бывало так, что скотина следы оставляет, а найти или поймать ее не могут - раньше «пугало», а теперь перестало - рассказ о том, как парень в лесу заблудился – «не на тот след попал», старушка помогла – «дорогу открыла»
|
Репортаж |
11. |
Черт кабала,Отдай моево живота На тебе бороду И доброго здоровья
|
Приговор |
12. |
О представлениях и верованиях:
- рассказ о том, как баран потерялся - чтобы найти барана, старушка несколько раз писала кабалу - если человек терял в лесу какую-либо вещь, он тоже писал «кабалу» - черт и доброходушко это не одно и то же - доброходушко помогал заблудившимся выйти из леса - в реке бывали вьюны, которые затягивали человека . |
Репортаж |
13. |
Матушко-доброходушко, я ухожу в армию, на два года.Пойдем со мной. Будь со мной всегда.
- снач. комм.: уходя в армию парень звал с собой доброходушку - комм.: доброходушка есть у каждого человека доброходушка ходили звать на двор, или в хлев; считали, что он живет около скотины - сама, когда была на фронте, получила письмо от родителей, где были охранные слова и свечки
|
Приговор |
14. |
О свадебном обряде:
- невеста просила разрешения на свадьбу у родителей - приезжали сваты - когда ездили смотреть место, жених мог обманывать – переворачивал кадки вверх дном и накладывал мяса – создавал видимость полных кадок мяса - невеста опричитывала свою «скруту» - невеста собирала девушек на девишник - говорили: «За столом не поревишь, дак за углом поревишь» - невеста должна была одаривать всю семью жениха - невеста причитала – «приговаривала», девушки вместе с невестой - были две старушки, учили невесту причетам - венчали молодых в церкви - невесту закрывали; открывали, когда накладывали венцы - замечали: если невеста честная, то когда на нее наложат венцы, лицо ее похорошеет- «сделается алая», а если невеста не честная, то «посинеет»
|
Репортаж |
15. |
О представлениях и верованиях:
- раньше на людей наводили - на деда навели порчу, вместо его двоюродного брата – у него стало «плохо с головой» - углы в избе кропили крещенской водой с веника, и приговаривали: «Свят дух! Свят дух!»; так же кропили углы в хлеве - веники потом ставили к иконам
|
Репортаж |
16. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- одежду «на смерть» готовили заранее - на гроб к умершему ставили три свечки - раньше говорили, что хоронить нужно в полдень - рассказ о том, как умирала мать, умерла во сне – легко - когда человек умирает, нужно, чтобы то-то был рядом с ним - душа не умирает, она из человека после смерти выходит - для обмывания и обряжания покойника приглашали своих родственников - раньше по умершему причитали - покойник должен лежать в доме дня два - раньше по умершему служили службу в церкви - умершему связывают руки и ноги, а перед тем, как хоронить нужно обязательно развязать - покойника в могилу укладывали ногами к дороге - после войны, когда не было мужчин, хоронили женщины- старухи, вместо креста на могилу ставили березовый батожок - если повезут покойника на кладбище, а крест в доме оставят, значит, еще будет покойник - с покойником приходили прощаться, заходили в дом - в гроб кладут деньги, раньше так не было - в гроб клали мыло, расческу - чтобы не бояться покойника, надо было пролезть под гробом, когда его поднимали, и сесть на лавку, где стоял гроб
|
Репортаж |
17. |
О традиционной одежде:
- были «дольники» – шерстяные полосатые сарафаны, которые носили зимой, их называли «шерстеники» – основа льняная, уток – шерсть - у самой в домебыл ткацкий стан - на сарае была сновальня
|
Репортаж |
18. |
О полевых работах:
- в каждой семье был свой «засевальный» - смотрели как «засевальный» сеял: надо, чтобы зерно рассыпалось ровно, «не кучей», пустых мест чтобы не было; пустые места называли «обсев»; когда зерна всходили все «обсевы» были видны - если «обсевов» было много, говорили: «Много покойников будет» - засевали каждую культуру в свои сроки - сеяли: овес, ячмень; горох сеяли для детей - детей пугали «сковородницей», в поле со сковородой – чтобы не бегали в поле за горохом - Оспожин день (Рождество Богородицы) – весь урожай должен быть убран - в последний сноп втыкали серпы всех, кто участвовал в жатве - последним снопом закармливали скотину - из суслона брали овсяный сноп, хозяин нес его в дом - урожай в личных хозяйствах старались убрать весь - пахать и сеять начинали в мае
|
Репортаж |
19. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- все родственники должны пролезть под гробом, и сесть на место, где стоял гроб - покойника выносят вперед ногами - гроб с покойником выносят не позднее 13:00 - по деревне гроб несли на руках, провожали с иконой, потом эту икону приносили в дом - в гроб тоже клали икону – если покойный мужчина – икону с мужским образом, если женщина – то образ Богородицы - сейчас в руку покойному вкладывают распятье
|
Репортаж |
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |