Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 09 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 082

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

 

Вологодская область,

Сямженский  район,

Голузинский с/с,

д. Пирогово.

08.12.2002 г.

Зап Розова Л.Е.

Кулев А.В.

 

Исп.: Митрушина Мария Игнатьевна, 1922 г.р., род. – здешняя

 

1.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

 - «кортомили» – откупали избу на весь период Святок от Рождества до Крещения; за избу расплачивались: парни должны были привезти хозяевам по возу дров, девушки принести по два пирога; хозяева на период святочных вечер переходили в другую комнату

- плясали «кружком» под гармонь: выходил парень, вызывал девушку, она плясала, затем садилась на место, а парень приглашал на пляску другую девушку

- гармонисты на вечере сменяли друг друга

- наряжались «мудрушкам» – надевали «прежнюю одежду»; наряжались человек по десять

- стучались в дома, спрашивали имя суженого; иногда в ответ отвечали матом

- «мудрушки» волочили бороны из одного конца деревни в другой

- гадали на имя жениха, на замужество; ходили гадать на гумна, к овину

- гадали в «зимней избе»: опускали кольцо в воду, разбивали яйцо, смотрели, что покажется

- зажигали свечки, смотрели, у кого раньше сгорит

- «мудрушки» закрывали лицо, брали корзины, ходили по избам «как нищие» – «кто чего подаст»; в избу ряженых иногда пускали, а могли и не пускать

- в деревне Пирогово было больше 100 домов, после войны много домов распилили

- ряжеными ходили несколько дней «сегодня одними, завтра другими», бегали в другие деревни; одежду для ряженья брали то у одних, то у других; наряжались дети и молодежь

- волочили бороны; бороны были конные – «решетка деревянная, зубы железные», легкие; к бороне привязывали веревки и таскали их по деревне

- ряженые приходили из других деревень; ряженые были закрытые, их не узнавали; ряженые плясали и уходили

- ряженые приносили в рюкзаке снегу, раскидывали по избе

- раньше в Рождество часто были оттепели

- ряженые могли раскидывать по избе опилки, «всякой дряни намешают»

- баловали: стаскивали сани за лаву

- говорили: «биси приезжают в Рождество», «биси возы кладут», «биси» это «мудрушки»

 - на Крещение святили воду

- после Святок все кропили святой водой, делали специальный веничек, кропили: у скотины, «во всех хоромах»; веничек, которым кропили, ставили к иконе, он стоял там до Троицы; веничек делали березовый, из молодой березы

- веники ломали с Троицы до сенокоса, потом листья начинали желтеть

 

Репортаж

2.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в гроб сначала клали стружки, затем «шелушили венички» и постилали полотно – чистую, старенькую простыню

- все  это делали родственники умершего

- родственники собирались у гроба

- подушечку в гроб раньше набивали льняной куделью, позже стали набивать ватой

 - приданое «на смерть» готовили себе заранее

 

Репортаж

3.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ

- к бороне привязывали веревку и таскали ее по деревне для того, чтобы «борона суковатая развезла по разным сторонам невест»

 

Репортаж

4.

О представлениях и верованиях:

 

- раньше «малавило» (казалось или снилось)

- в Святки «в чишченьи (в поле) свечка светилась», говорили, что «там у бисей дом», все боялись

 

Репортаж

5.

О жизни в период после войны:

 

- об обложении налогами

 

Репортаж

6.

О представлениях и верованиях:

 

- говорили, что в каждом доме живет «доброходушко»

- рассказ о том, как видела «доброходушку» в образе матери

- перед тем, как заводить скотину, нужно было просить «доброходушку»

- рассказ о том, как привела в дом корову, не спросив разрешения у «доброходушки» – корова умерла

 

Репортаж

7.

Вот тебе, матушка Пеструхонька, причалье, да и родимая сторона. Батюшко доброходушко, дай Пеструхоньке место, и тебе будет не тесно.

 

- комм.: надо было проговорить и положить кусок хлеба

 

Приговор «доброхотушке»

8

О скотоводческих и пастушеских обрядах:

 

- над хлевом ставили икону Егория храброго, Победоносца

- в Егорьев день три раза обходили дом с иконой Егория, брали с собой зерно, затыкали за пояс топор; зерно, с которым обходили дом, хранили до Троицы под иконой

- скотину выпускали в Егорьев день; кто не успевал выпустить скотину в срок, то до Троицы уже не выпускали – нельзя было

- зерно с Егорьева дня хранили до Троицы, потом отдавали курам, в Троицу посыпали этим зерном дорожку, по которой выгоняли скотину; до Троицы зерно хранили в кухне, под иконой

- в Егорьев день надевали специальный пояс, за который затыкали топор

- когда выпускали скотину на пастбище, просили «летнего доброходушку», чтобы он пас скотину

- обходили с иконой все «осеки», где паслась скотина

- были случаи, когда скотина пропадала

- однажды у самой пропал бычок, ходили в лес искать

- у пастухов была «барабанка», ею до сих пор пользуются пастухи

- теперь скот пасут по очереди все, у кого есть скотина; сколько держат коров, столько дней пасут общее стадо

- барабанку передают друг другу; зимой барабанка хранится в доме у того, кто пас последним, этот человек начинал следующий сезон выпаса

- обходили стадо, топором ставили «осеки»

- пастуха нанимали; он пас колхозное стадо и частных коров до «Спожина дня» (Рождество Богородицы)

- когда срок договора заканчивался, пастух собирал плату: картошку, лук, деньги – кто что даст

- пастухи «по старости» передавали друг другу «обход» из рук в руки

- сама обходила стадо с молитвой, которую «старушка наладила»

- старушка дала икону, свечку; когда совершала обход неожиданно поднялся сильный ветер; нашла «запуки» – колышки из ольхи, ивы, составленные и завязанные как основание для стога

- «запуки» были сделаны прежним пастухом, они ему помогали пасти

- не каждый человек мог ходить «с обходом»

- старушке, которая давала обход, хозяева несли угощение

 

Репортаж

9.

Черт кабала, отдай моего мужа (или зятя)

 

- снач. комм.: когда шли в лес, то обязательно брали с собой запас, говорили : «Пойдешь к ночи, бери к двум» - на случай, если человек заблудится; бывали случаи, что человек ходил в лесу «по кругу» и не мог выйти на дорогу»; писали углем «кабалу»

- комм.: «кабалу» писали на бересте и кидали «наотмашку» – через себя

- «черт открывал дорогу»; бросали бересту, вставляли в елку «куклу – палку из березовой лучины с навитой на нее куделью, после этого шли не оглядываясь; то же самое проделывали, когда терялась скотина

- «На тебе бороду доброго здоровья», нужно сказать было

- комм.: после того, как все проделали, наутро ходили искать

 

Приговор

10.

О представлениях и верованиях:

 

- рассказ о том, как потерялись овцы, а старушка научила, что надо делать

- бывало так, что скотина следы оставляет, а найти или поймать ее не могут

- раньше «пугало», а теперь перестало

- рассказ о том, как парень в лесу заблудился – «не на тот след попал», старушка помогла – «дорогу открыла»

 

Репортаж

11.

Черт кабала,

Отдай моево живота

На тебе бороду

И доброго здоровья

 

Приговор

12.

О представлениях и верованиях:

 

- рассказ о том, как баран потерялся

- чтобы найти барана, старушка несколько раз писала кабалу

- если человек терял в лесу какую-либо вещь, он тоже писал «кабалу»

- черт и доброходушко это не одно и то же

- доброходушко помогал заблудившимся выйти из леса

- в реке бывали вьюны, которые затягивали человека

.

Репортаж

13.

Матушко-доброходушко, я ухожу в армию, на два года.

Пойдем со мной. Будь со мной всегда.

 

- снач. комм.: уходя в армию парень звал с собой доброходушку

- комм.: доброходушка есть у каждого человека

 доброходушка ходили звать на двор, или в хлев; считали, что он живет около скотины

- сама, когда была на фронте, получила письмо от родителей, где были охранные слова и свечки

 

Приговор

14.

О свадебном обряде:

 

- невеста просила разрешения на свадьбу у родителей

- приезжали сваты

- когда ездили смотреть место, жених мог обманывать – переворачивал кадки вверх дном и накладывал мяса – создавал видимость полных кадок мяса

- невеста опричитывала свою «скруту»

- невеста собирала девушек на девишник

- говорили: «За столом не поревишь, дак за углом поревишь»

- невеста должна была одаривать всю семью жениха

- невеста причитала – «приговаривала», девушки вместе с невестой

- были две старушки, учили невесту причетам

- венчали молодых в церкви

- невесту закрывали; открывали, когда накладывали венцы

- замечали: если невеста честная, то когда на нее наложат венцы, лицо ее похорошеет- «сделается алая», а если невеста не честная, то «посинеет»

 

Репортаж

15.

О представлениях и верованиях:

 

- раньше на людей наводили 

- на деда навели порчу, вместо его двоюродного брата – у него стало «плохо с головой»

- углы в избе кропили крещенской водой с веника, и приговаривали: «Свят дух! Свят дух!»; так же кропили углы в хлеве

- веники потом ставили к иконам

 

Репортаж

16.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- одежду «на смерть» готовили заранее

- на гроб к умершему ставили три свечки

- раньше говорили, что хоронить нужно в полдень

- рассказ о том, как умирала мать, умерла во сне – легко

- когда человек умирает, нужно, чтобы то-то был рядом с ним

- душа не умирает, она из человека после смерти выходит

- для обмывания и обряжания покойника приглашали своих родственников

- раньше по умершему причитали

- покойник должен лежать в доме дня два

- раньше по умершему служили службу в церкви

- умершему связывают руки и ноги, а перед тем, как хоронить нужно  обязательно развязать

- покойника в могилу укладывали ногами к дороге

- после войны, когда не было мужчин, хоронили женщины- старухи, вместо креста на могилу ставили березовый батожок

- если повезут покойника на кладбище, а крест в доме оставят, значит, еще будет покойник

- с покойником приходили прощаться, заходили в дом

- в гроб кладут деньги, раньше так не было

- в гроб клали мыло, расческу

- чтобы не бояться покойника, надо было пролезть под гробом, когда его поднимали, и сесть на лавку, где стоял гроб

 

Репортаж

17.

О традиционной одежде:

 

- были «дольники» – шерстяные полосатые сарафаны, которые носили зимой, их называли «шерстеники» – основа льняная,  уток – шерсть

- у самой в домебыл ткацкий стан

- на сарае была сновальня

 

Репортаж

18.

О полевых работах:

 

- в каждой семье был свой «засевальный»

- смотрели как «засевальный» сеял: надо, чтобы зерно рассыпалось ровно, «не кучей»,  пустых мест чтобы не было; пустые места называли «обсев»; когда зерна всходили все «обсевы» были видны

- если «обсевов» было много, говорили: «Много покойников будет»

- засевали каждую культуру в свои сроки

- сеяли: овес, ячмень; горох сеяли для детей

- детей пугали «сковородницей», в поле со сковородой – чтобы не бегали в поле за горохом

- Оспожин день (Рождество Богородицы) – весь урожай должен быть убран

- в последний сноп втыкали серпы всех, кто участвовал в жатве

- последним снопом закармливали скотину

- из суслона брали овсяный сноп, хозяин нес его в дом

- урожай в личных хозяйствах старались убрать весь

- пахать и сеять начинали в мае

 

Репортаж

19.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- все родственники должны пролезть под гробом, и сесть на место, где стоял гроб

- покойника выносят вперед ногами

- гроб с покойником выносят не позднее 13:00

- по деревне гроб несли на руках, провожали с иконой, потом эту икону приносили в дом

- в гроб тоже клали икону – если покойный мужчина – икону с мужским образом, если женщина – то образ Богородицы

- сейчас в руку покойному вкладывают распятье

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100