Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 09 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 072

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с,

д. Георгиевская.

06.11.02.

Зап. Чернышова Ю.А.

 Кузьмина Т.А.

 

Исп.: Топорова Вера Ивановна, 1929 г.р.,

род. – из Калининской обл. (с 12 лет жила в Ярославской обл.)

 

1.

О местных обычаях

 

- первые впечатления от местных песен: «Думала, что притворяются»

 

Репортаж

2.

О свадебном обряде:

 

- выходила замуж здесь

- на свадьбу женщины приносили елочку, пели песни, прославляли невесту, называли ее «белой лебедушкой»; прославляли жениха

- свадьбу играли в д. Арганово

- Клавдия Суровцева пела на свадьбе, сейчас живет в интернате

 

Репортаж

3.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- заваливали дровами двери, заливали водой, завязывали проволокой – так баловались ребятишки

- наряжались цыганами или еще кем-либо, заходили в дом, плясали, пели частушки, рассказывали прибаутки; делали это дети

- ряженых угощали печеньем, пряниками, пирогами

- из одного дома ряженые переходили в другой

- ряженые могли спеть непристойные частушки

 

Репортаж

4.

О местности:

 

- собирала местные слова для своей сестры

- когда вышла замуж не понимала у свекрови многих слов

- раньше на этой территории жили переселенцы с Украины, Белоруссии, донские, кубанские казаки – диалект разный

- много фамилий, оканчивающихся на «ский» - Первунинский. Вердинский и т. д.; были поляки

- свекровь говорила: «шалаги» – белье; «приемчи» – вилки; «шам» – мусор; «баско» – красиво; «божатка» – крестная; «матёрый» – большой

 

Репортаж

5.

Коробицино – край наш любимый,

Коробицино – край наш родной.

Он раскинулся очень широко

Между Вагой и Нишмой – рекой.

 

Стихотворение собственного сочинения

6.

Об истории края:

 

- дома были рубленные

- церковь построена в XVII веке

- в огороде нашла медную монету 1737 года

- селились здесь беглые, вольные люди; позже выселенные с разных мест во время раскулачивания

 

Репортаж

7.

О местном диалекте:

 

- клюкву называют «журавликой»

- мужчина, перешедший в дом жены – «примак»

- «ендова» – посуда  для пива; в «ендове» приносили к столу пиво и разливали по стаканам

 

Репортаж

8.

О приготовлении пива:

 

- пиво варили сами

- для пива брали ячмень

- ячмень смачивали водой и рассыпали на чистый половик, сверху закрывали другим половиком; выдерживали так четыре дня

- когда появлялись маленькие росточки, зерно сушили на печке, в печке – до тех пор, пока зерно не станет совершенно сухим

- сухое зерно мололи в жерновах

- смолотое зерно называли «солод»

- «солод» засыпали в «корчаги» («корчагами» называли большие горшки), заливали кипятком и ставили в хорошо протопленную печь – «солод» парился

- пропаренный в печке «солод» называли «дробиной»

- «дробину» выкладывали в специальное деревянное корыто на треногах

- затем «дробину» поливали кипятком, через специальный веничек, чтобы вода медленно просачивалась в «дробину» и стекала по специальному лоточку, сделанному в деревянном корыте – таким образом приготавливали сусло; сусло было очень сладкое , его любили дети; сладкое получалось за счет проросших зерен – происходила реакция превращения крахмала в сахар

- раньше, когда не было сахара, его заменяла сушеная свекла, брюква, морковь

- в последнее время солод делали из сушеной брюквы

- приготовленное сусло надо было «навеселить» хмелем (шишками от хмеля)

- хмель специально заквашивали в сусле и клали в корчаги с пивом

- пиво вместе с хмелем настаивалось до образования пены

- пиво процеживали в чистую посуду и ставили в холод

 

Репортаж

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- пиво варили к большим праздникам два раза в году: Егорий – 9 декабря и летний праздник – 22 июня; такие праздники назывались «пирущие»; в старину был дан обет поклоняться этим святым

- «пирущий» - значит пировать

- в д. Георгиевская была церковь Георгия Победоносца и «пирущий» праздник, посвященный святому Егорию

- на «пирущий» праздник могли придти гости без приглашения; двери в домах были открыты три дня, мог заходить любой человек, всех угощали

- на второй день этих праздников ходили собирать яйца; обычно собирать яйца ходили мужчины, обходили всю деревню; из собранных яиц потом жарили яичницу

ТРОИЦА

- яйца красили и собирали

- в д. Арганово устраивали качели

- мужики катали яйца

- яйца красили шелухой

- яйца ходили собирать мужики и парни по несколько человек; двое заходили в дом, остальные ждали на улице; заходили в дом и просили «яичек на яичницу»; яйца собирали по всем домам

БЕСЕДЫ

- ходили (по рассказам свекрови) на беседы, вечерины кто с прялками, кто с вязанием; пряли шерсть, лен; приходили парни с гармонями из разных деревень; парни выбирали невест, садились рядом с понравившейся девушкой

- от Рождества до Масленицы устраивали «веселые вечера», оставляли прялки и плясали

- парни могли поджечь кудель у девушек

- ходили ряженые – выворачивали шубу мехом наверх – так рядились «медведем»

- сама ходила ряженой в Ярославской области, надевала на голову «коренник» - сплетенная из корней огромная воронка; в нее втыкала веник или часть от снопа; на себя надевала «салоп» – старинная длинная беличья шуба, «ободежёная», т.е. потянутая сверху тканью

- «кошуля» – не покрытая  тканью шуба

- «оболочка» – «ободежёная», покрытая тканью шуба

 

Репортаж

10.

О традиционной пище:

 

ПРАЗДНИЧНАЯ ПИЩА:

- пиво, пироги простые без начинки – «оладьи», пироги «наливные – «налевушки»; для начинки наливных пирогов использовали крупу и сметану; крупу с вечера замачивали в сметане

- овсяную крупу называли «заспа» – готовили ее по-особому: овес замачивали, парили в печке, сушили, мололи; вечером замачивали в сметане или в простокваше, утром смешивали со сметаной и клали немного соли; не крутое тесто накладывали ложкой на специальные сковородочки, когда пироги взойдут, их намазывали «налевушкой», в основном из овса; когда пироги вынимали из печи их промазывали топленым маслом; такие пироги пекли каждое воскресенье

- пироги были с творогом, свежими ягодами или с пареной брусникой (бруснику смешивали со сметаной), с клюквой, пироги украшали

- на праздники подавали жареную рыбу, котлеты, тушеное мясо с картошкой, ливер

- для своих близких варили щи, кормили завтраком, обедом

- самое первое блюдо на праздниках – холодец с квасом;

- холодец подавали в большом блюде, а квас в ендове, или кринке

- холодец нарезали кусочками и заливали квасом; блюдо для холодца было из глины; холодец варили из бараньих, либо говяжьих или свиных ног и голов; потом подавали щи, тушенку

- последним подавали кисель, «киселем выгоняли из-за стола»; кисель был овсяный

- овес для киселя, вместе с оболочкой, мололи, затем эту муку насыпали в глиняную латку, заливали теплой водой, размешивали и ставили в теплое место, обычно на в печь

- если кисель варили для небольшого количества гостей, то муку засыпали в деревянную кадку, заливали водой, размешивали и оставляли в теплом месте на два дня для закисания, затем процеживали, ставили на огонь и варили, постоянно помешивая

- когда кисель начинал густеть, его разливали по тарелкам для застывания – так варили, когда нужно было небольшое количество киселя, только для своей семьи

- если нужно было много киселя, то его также процеживали и варили камнями

- камни брали такие, чтобы не рассыпались, серые

- камни кидали в печь на угли, потом доставали клюкой на совок и опускали в кадку с киселем; кисель начинал кипеть, его размешивали  мутовкой; когда кисель густел, его разливали деревянным черпаком по тарелкам

 

Репортаж

11.

О прежнем быте:

 

- бань не было, мылись в печках до 1958 года, окачивались на сарае

ПОСУДА:

- «рыльник» – посуда для приготовления топленого масла

- «квашня» – посуда для замешивания пирогов

- посуду из глины делали в д. Вахрунино Голузинского с/с и продавали на ярмарках в д. Георгиевская; ярмарки были зимой и летом

- кринка - посуда, в которую цедили молоко; в Яярославской области кринки были более высокие и облитые

- «судёнка» – короб под хлеб

- «коренник» – делали из корней можжевельника, использовали для процеживания пива

 

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицинский с/с,

д. Арганово

07.11.02.

Зап. Чернышова Ю.А.

 Кузьмина Т.А.

Исп.: Заварзин Сергей Александрович, 1932 г.р., род. – здешний

Заварзина Милипитина Григорьевна, 1936 г.р.,

род. – Костромская обл., Островский р-н, Адищевский с/с, с. Адищево

Дьякова Юлия Акакиевна, 1947 г.р., род. – д. Чирковская

 

12.

Под пляску

 

- комм.: плясали «кружком» девушки, женщины

- если пляшут, то играть лучше

 

Наигрыш на гармони

13.

Под пляску

 

- комм.: играли под пляску

 

Наигрыш на гармони

14.

О плясках:

 

- в 50-е годы девушки придумали пляску «четверочка»

- пожилые женщины ходили кружком туда-сюда, пели частушки

- в кружок вставали все, кто хотел, по 10 человек и более – шли с приплясом в одну сторону, потом разворачивались и шли в другую сторону

- пели долгие старинные песни

- под пляску пели частушки

- плясали два парня «на перепляску»

- парень вызывал на пляску девушку, плясали: парень в середине, девушка вокруг

- парень мог оплясывать всех девушек по очереди

- перепевались частушками «про дролечек», «про супостаток»

 

Реопртаж

15.

Под пляску

 

Гармониста любить,

Надо баско ходить

Пудриться и мазаться

И брови подводить

 

<нрзб>

 

А ты, моя милая,

Погляжу я на тебя

Не поддела ли другого

Не забыла ли меня

 

Гармониста любить

Надо баско ходить

Пудриться и мазаться

И брови подводить

 

Я любила гада,

Уважала гада,

У ево, у гада

Целая бригада

 

К тебе мила ходил

<нрзб>

Все ходил и говорил

Не оставлю милая

 

- комм.: так плясали мужики, потом стали девушки так плясать

- раньше женщины «кружком» плясали «туда-сюда»; сначала потихоньку ходили, потом пели частушку; другую песню запевали и шли в обратную сторону; частушки пели хором: одна запевали, другие подхватывали

- плясали вдвоем «на перепляску»

гармонист подыгрывал под плясуна

 

Наигрыш на гармони с частушками и пляской

16.

«Под тальянку»

 

- снач. комм.: были тальянки с колокольчиками; у тальянки были другие голоса

- комм.: тальянки были до войны

- у тальянки другие голоса

- игра везде была разная; гармонисты перенимали друг у друга игру

 

Наигрыш на гармони

17.

Об обучении игре на гармони:

 

- учился играть в Соколе

- игра не своей местности; научился играть «Раменскую»

- здесь играют иначе

- сначала учился «костыльки» перебирать, потом учил «перебор»

- есть тальянка в д. Ногинская у сестры

- в этой местности были «хромки», «венки»

- у венки на сжим и разжим голоса звучат по-разному

- были хорошие гармонисты – на слух игру перенимали

 

Репортаж с показом

18.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- молодежь в праздники ходили по деревне, пели песни

- собирали яйца по деревне – кто сколько даст, варили «селянку»

- просили яйца «на петушка и на курочку» – подавали по два яйца

- собирали помногу, потом в каком-нибудь доме варили «селянку»; летом «селянку» варили на костре

- яйца собирали в Троицу, на Кириллов день (22 июня)

- праздновали Егорьев день

- праздники справляли по деревням; праздники называли «пирущие»; в каждой деревне был свой праздник; в деревню, в которой был праздник, съезжались со всей округи

- с четырнадцати деревень собирались на праздник

- на праздник варили пиво, кисель

- устраивали качели

- катались на лошадях

- деревня была до 90 домов

- качели были почти во всех деревнях

- мужики катали яйца в овинах, «на долони» по специально сделанному лотку; чье яйцо разобьется – забирали себе; яйца специально подписывали

- яйцами стукались – чье победит

- яйцами играли в Пасху, в Троицу

- специально для праздника делали из дерева лоток для катания яиц; лоток хранили до следующего праздника

- были гумна, на гумне были «долони» – гладкие и крепко уколоченные поверхности; «на долони» катали яйца, девушки учились плясать

- на гумнах сушили лен

- молодежь откупала избу

- яйца собирала молодежь – девушки и парни, брали с собой гармониста

- положено было давать по два яйца; потом из этих яиц делали «яишенку», собравшись в одном доме, пели, плясали, веселились

- летом плясали на улице

ДРАКИ

- бывали драки; дрались подвыпившие парни; драки начинались во время пляски – кто-нибудь выходил «на круг» и начинал «задираться»

- дрались «партия на партию», «деревня на деревню»

- дрались под гармонь, пели «по-особому»

 

Репортаж

19.

Атаман, играй под драку

Веселее, едри мать

Устоит моя головушка

Твоёй не устоять

 

- текст

 

Частушка

20.

Поиграй повеселяе

А то дерну по басам

По басам не угадаю

Угадаю по глазам

 

- текст

 

Частушка

21.

О драках:

 

- «под драку» играли «по-сердитому», сколько есть силы

- у каждой партии был свой атаман; атаманом становился старший и более сильный из группы парней, ему подчинялись остальные

- дрались «партия на партию», «колхоз на колхоз», «деревня на деревню»

- атаманом часто выбирали не по старшинству, а по бойкости и силе

- драку начинал атаман

- по улице ходили «партией», гармонист в середине, остальные с гармонистом и сзади него; один запевал частушку, все подхватывали

- раньше было: «идут партией, а впереди кто-нибудь из парней на ходу пляшет»

- дрались чаще по пьянке, из-за девок

- дрались из-за пляски: один плясал, другому не нравилось как пляшет, он выходил на круг, выгонял первого – завязывалась драка, затем к драке подключались «товарищи по партии»

- дрались кулаками, доходило до ножей

- рассказ о том, как в д. Мартьяниха подрались во время пляски; один другого ударил гирькой на ремне, проломил череп, парень умер

- в драках использовали: тростки, гири, ножи; были «наладошники» из свинца

- «наладошники» делали так: в банку из-под гуталина вставляли палочку, заливали свинцом, закрепляли на ремне; в перчатке не было видно «наладошника»

- гири были на ремне, держали их в кармане

- дрались всем, что попадет под руку

- тростки носили в руках; когда парень выходил плясать, тростку отдавал подержать девушке

- атамана не выбирали, сам выделялся из группы парней, задирал всех, был самый бойкий

- «партию» могли составлять несколько деревень, атаман был один на всех

- были партии – «чижовцы» и «мартовцы» (Мартовский с/с)

- «партии» собирались с разных сторон, шли с песнями, с гармонью, пока шли от деревни до деревни все пели

- с партией парней ходили и девушки

- ходили в д. Мартьяниха, д. Георгиевская

- парни шли отдельно, девушки отдельно

- если парню девушка чем-либо не понравилась, он подучивал маленьких ребятишек собрать вороньи яйца и бросить в девушку, испортить ей наряд; гулянье для такой девушки могло прекратиться, т.к. девушки приходили из отдаленных деревень, и переодеться было не во что

 

Репортаж

22.

О календарных праздниках и обрядах:

 

МАСЛЕНИЦА

- в Чистый понедельник валяли – «закапывали» в снегу молодых;

- парни вытаскивали молодых в глубокий снег и «запорхивали» снегом; делали это не на зло, а просто «чудили» - такой был обычай

- «в наше время уже не чудили»

СВЯТКИ

- «наряжёхами» наряжались, бегали по домам

- наряжались смешно: выворачивали шубы

- мужчины наряжались в женскую одежду, раскрашивались, делали маски – «как маскарад»

- маски делали из бумаги, из шкур

- надевали старинную одежду

- рядились цыганами, плясали

- маски делали из шкур кроликов, овец

- ряженых называли «выряжёнками»

- бумажные маски рисовали углем, рот прорезали, прикрепляли большой нос

- одевались « по-старинному»

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100