Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 09 >>> Сямженский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 051

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицынский с/с

с.Георгиевское

07.12.02.

Зап.: Станкевич Е.В. (МD)

Щупак Г.Н.(Видео)

Назарова В.В.

 

Исп.: Ермолина Алампия Петровна,1930 г.р., род. – д.Агапинская

(продолжение, начало на 050)

 

1.

[Есть Иванушко] хорошенькёй, да

У него головка гладенькя

У него лицико беленькое

Он богат, богат и денежной

 

- фр. текста

- проба напева

- комм.: когда молодые сядут за стол, им поют песни, жених должен дать денег, не даст – выругают, даст – хорошее поют, поют имя жениха

 

Свадебная

2.

Красивая да хорошая руцьки белыё,

Хорошая да нежная

Ножки хорошенькиё,

Туфельки красивенькиё

 

- снач. комм.: молодке тоже поют, выхваливают этой же песней

- фр. текста в пересказе

- комм.: её выхваливают, она деньги даёт, потом пойдут по свадебникам, со всех собирали

 

Свадебная

3.

О свадебном обряде:

 

- невесте поют, а мать даёт кроёноё: бутылку вина, пирог, маленькие пирожки – с невесты выколачивают, если она выходит в другую деревню, чтобы на муравьище не посадили летом

- песней поют о том, что на муравьище посадят

- о том, как невеста выходила на Режу, а мать не знала о том, что на кроёноё надо дать, её выругали плохими словами

- кроёноё просят на первый или на второй день

- на второй день не с самого утра садятся за стол

- «на муравьище посадят» - это прибаутка

 

Свадебная

4.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- тарелку глиняную от покойника бьют об угол

- видали кринку об угол на оп?шку

- разбивали кринку те, кто мыл

- родственники помогают одевать покойника

- обмывать покойника просили вдов или старых дев, которые с мужем не жили

 

Репортаж

5.

Ой, да закатилось да красно солнышко,

Ой, да во все пять да окошечёк,

Ой, да этому солнышку боле не всхаживать,

Ой, да родимой-то маменьке боле не прихаживать

 

- снач. комм.: причитали перед выносом, сначала «Охает», потом причитает

- комм.: кого оставил покойник, то и причитают

- фр. текста

 

Похоронное причитание

6.

О похоронных причитаниях:

 

- мать учила причитать, старинным песням, молитвам

- мать просила попричитать по ней, чтобы люди не сказали, что она не жалостливая

- сама у многих причитала

 

Репортаж

7.

Коля маленькёй,

Передай-ко привет,

От моиёй-то семьюшки

 

- снач. комм.: причитала над другом мужа, чтобы мужу привет передать

- фр. текста в пересказе

 

Похоронное причитание

8.

О представлениях, верованиях:

 

- на 40 день покойника «там» встречают, до 40 дня он по мутарствам ходит

- если хорошо жил, то в рай попадёт, плохо – в ад

- если аборты делал, то в рай не попасть

- если человек долго лежал – болел – мучался при жизни, то в рай попадёт

- 40 дней душа находится в доме, поэтому малавит

- женщине до 40 дней муж всё по дому «помогал», полено легче казалось, а после 40 дня перестал

 

Репортаж

9.

О труде:

 

- лён колотили колотушками, а хлеб по ветру веяли

- хлеб «в руки» сеяли – из корзины сеяли

- стога метали до ночи, потом дома по хозяйству работали

 

Репортаж

10.

О крещении:

 

- раньше всех крестили, через 2 дня, неделю

- батюшку домой приглашали

- бабушки с крестами ходили, сами детей крестили

 

Репортаж

11.

О представлениях, верованиях:

 

- удавленники – это большой грех, по ним не причитают, в рай они не попадают

 

Репортаж

12.

Пошла лебедь белая,

Не на своих резвых ноженькях, да

Будёт век не видатися, да

Будет век не встречатися

 

- снач. комм.: второй причёт, когда выносят покойника

- фр. текста

 

Похоронное причитание

13.

Пошла лебедь белая,

Из сьветлые светлицы,

Из сьвелые горнинки

Не на своих резвых ноженькях

 

- фр. текста

 

Похоронное причитание

14.

Пошла лебедь белая,

Из сьветлые светлицы,

Из сьвелые горнинки

Не на своих резвых ноженькях

 

- снач. комм.: сначала причитали «Закатилось солнышко», когда понесут покойника, причитали «Пошла лебедь белая»

- фр. текста

- комм.: причитают, когда понесли

- фр. текста - продолжение

- комм.: свою жизнь причитали

 

Похоронное причитание

15.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на кладбище не причитали

- сейчас на кладбище стихи читают

- раньше покойника отпевали в церкви, батюшку на дом приглашали

- теперь покойника фотографируют, раньше нет

- раньше сарафаны носили, штанов не носили, мать просила без штанов её похоронить

 

Репортаж

16.

О традиционной одежде:

 

- кофты – казачки носили с борками и юбки в складку на праздники

- платок носили

 

Репортаж

17.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- кладут в гроб больше бумажные платки, а раньше носили шёлковые, в шерстяных платках не кладут

- на ноги покойнику одевают кто, что попросит, туфли на каблуках не одевают, больше в тапки, а зимой - валенки

 

Репортаж

18.

Ой, да пошла лебедь белая, да

Из сьветлые светлицы, да

Из сьвелые горнинки, да

Не на своих резвых ноженькях

 

- комм.: потом причитали своё – как повезла, кто остался, как жить будешь

 

Похоронное причитание

19.

О похоронных причитаниях:

 

- молодых девушек хороня (15-16 лет) хоронят, причитают «девиця-роковиця», т.к. она мужа не познала

- девушки, которые не познали мужа, в рай попадают

- нехорошей девушке причитают: «девиця-блудниця»

 

Репортаж

20.

О представлениях, верованиях:

 

- девушку ребята испортили, она просидела 3 дня в подполье, никому не показывалась, стыдно было, потом уехала, редко приезжала

 

Репортаж

21.

Ты не зазнала, да не ведала,

Не мужа, не любовника

 

- снач. комм.: «девице- роковице» мать отдельный причёт причитает у гроба

- фр. текста

- комм.: мать ревёт и колотится, это небольшой причёт

 

Похоронное причитание

22.

Куда я топере буду да

Где у меня жизнь,

Кому я топере нужна

 

- снач. комм.: молодой девушке в больнице вырезали матку, она когда узнала, ревела, колотилась, у неё «даров†й» причёт был, т.е. сама придумывала

- фр. текста

 

Причитание по случаю

23.

О похоронных причитаниях:

 

- «девке-блуднице» отдельный причёт был

- блудница в ад идёт, а роковица – в рай

- причитают о горе, кто что оставил, а о девке ничего не причитают

 

Репортаж

24.

О болезнях:

 

- в семье было по 5 детей обязательно, если умрёт, ребёнок, то это хорошо было

- с детьми не сидели, работали, ходили на сенокос, потом приходили, кормили застоявшимся молоком, ребёнок поносил и умирал

- старухи делали  аборты, мог быть смертельный исход

 

Репортаж

25.

О похоронных причитаниях:

 

- раньше не каждый знал причёты, не каждый причитал

- причитать тяжело сердцу

 

Репортаж

26.

О представлениях, верованиях:

 

- мужчины раньше ходили в церковь, библии читали

- женщины больше в церковь ходили

- за стол садились, молились, из-за стола выходили, молились, спать ложились, молились

- «Слава Богу, сыта» - когда из-за стола выходили, молились

 

Репортаж

27.

Пресвятая Божья мать Богородиця,

Всем ты нам угодниця,

Отгони врагов от наших углов,

От окон, от дверей, от постели моей, от моих детей. Аминь

 

- комм.: спать ложиться, молиться, благословляли – перекрещивали

 

Молитва

28.

Господи, благослови,

Пресвятая Божья мать Богородица,

Спаси и сохрани Алимпиюшку

- комм.: перекрещивается

 

Молитва

29.

О том, как девочке нагадали, что она умрёт на роднике

 

- комм.: где тебе смерть написана, не обойти, не объехать

 

Бывальщина

30.

Доброходушко-матушко,

Пойдём с нами

 

- снач. комм.: в каждом доме доброходушко есть, «без него не до порога», доброходушко- домовой, он всю скотинку хранит и людей, если переходишь в другой дом, ведёшь скотинку со двора и говоришь

 

Приговор доброходушке

31.

Доброходушко-матушко,

Себе место бери и скотинке дай

 

- снач. комм.: скотину заводишь в подкл?т и говоришь

 

Приговор доброходушке

32.

Доброходушко-матушко,

Пойдём с нами

 

- снач. комм.: забираешь скотинку и говоришь

 

Приговор доброходушке

33.

Доброходушко-матушко,

Сам место бери и скотинку не тесни

 

- снач. комм.: приводишь на двор и говоришь

 

Приговор  доброходушке

34.

Доброходушко-матушко,

Пойдём с нами

 

- снач. комм.: когда в дом заходили, то же говорили

- комм.: говоришь это и заходишь в дом, первого зазываешь доброходушку

 

Приговор доброходушке

35.

О представлениях, верованиях:

 

 - в город поедут, с собой доброходушку забирают, он твой хранитель-спаситель

- старые люди знались с доброходушкой, ходили к нему, если что-то потеряется, шли задьей в 12 часов ночи, подзывали доброходушку, он подходит, кладёт лапы на плечи, спрашивает, что надо, отвечает правду

 

Репортаж

36.

О доброходушке:

 

- как одна беременная женщина спрашивала доброходушку, родит ли она, он её оговорил: «Тьфу, ты - дура, родишь, всё будет нормально, больше с такими вопросами не ходи»

 

Бывальщина

37.

О представлениях, верованиях:

 

- доброходушко говорит не по-нашему, не яственно

- доброходушко ревёт то же не явственно, голос похож на человеческий и на животный

 

Репортаж

38.

О доброходушке:

 

- пришла в гости, услышала, как стонет доброходушко, сказали, что это к смерти хозяйки.

- комм.: доброходушко даёт знать перед покойником – стонет или стукается

 

Быличка

39.

О доброходушке:

 

- муж умер, послышался шум, как будто дом развалился, слышали только свои, посторонние не слышали, это муж доброходушку за собой повёл.

 

Быличка

40.

О представлениях, верованиях:

 

- у каждого человека есть свой доброходушко и один доброходушко есть на дом.

- с доброходушкой лучше скотина приживается

- в доме доброходушко один, а зовёт каждый своего

- уезжаешь из дома, доброходушку с собой зовёшь

 

Репортаж

41.

Доброходушко-матушко,

Место себе бери и скотинку не тесни

 

- снач. комм.: когда скотину переводишь, говоришь

 

Приговор доброходушке

42.

О представлениях, верованиях:

 

- в доме есть домовой

- уезжаешь из дома, доброходушку с собой зовёшь

- когда из дома переезжают, доброходушку с собой забирают, он один жить в доме не будет

- без домового скотина худо живётся

- уезжают из дома, доброходушку с собой зовут, чтобы меньше тосковать

- сама замуж вышла в другую деревню доброходушку с собой не позвала, сильно тосковала, часто домой бегала

- доброходушко яво не показывается, он подходит сзади, лапы кладёт, он хохлатый, как животное

- ходить к доброходушке надо задьей, если что-то потеряют, он правду скажет, говорит непонятно

- с чертями люди знаются

- к доброходушке выходят из дверей задом, идут на мост

 

Репортаж

43.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- на ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ скотине хвосты обрезают, кладут на ворота, лежи долго (у самой скотины давно уже нет, а хвосты лежат)

- обрезают каждый год понемногу, раньше обрезали и овцам, сейчас нет

- в современное время хвосты всё ещё обрезают

- в ГОВИНЬЕ скоромное не ели, с Пасхи начинали есть скоромное

- перед Пасхой бывает Страшн?я Пятница

- в д.Агапинская праздновали ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ, летом – Троица и Заговинье

- Егорьев день – большой прадник, в честь Егория - батюшка

- раньше были престольные праздники, собирались гости из других деревень

- в с.Георгиевское праздновали Новый год, в Чижове – Октябрьская, Май

- на праздники пироги, пиво, студень варили, готовились

- кисель варили из овса: зерно сушили, мололи, просеивали, эту муку заваривали, кисель - последнее блюдо, им выг?нивали

- первое блюдо – холодец, второе – суп, каши, потом кисель

- варили кисель в кадках, камнем из печи, когда пузырями белыми пойдёт, выкладывают в судна, по 20-30 посудин варили

- кисель хлебали с молоком, маслом

- рожь мочили, растили

- браги делали пьяные, пиво – нет

- делали солод изо ржи, с солодом кисель хлебали

- пиво варили на праздники за месяц, на свадьбы

- пиво варили бабы

- пиво процеживали

- камни из пива доставали, отпускали в холодную воду, чтобы пена отстала, эту пену ели

 

Репортаж

Вологодская область,

Сямженский район,

Коробицынский с/с

д.Мартьяниха

07.12.02.

Зап.: Станкевич Е.В. (МD)

Щупак Г.Н. (Видео)

Назарова В.В.

 

 

 

 

 

Исп.: Лепехина Екатерина Ивановна,1925 г.р., род. – д.Середняя

 

44.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- Егорьев день (9 декабря) праздновали

- пиво варили на Покров (14 октября)

- пировали, плясали, песни, частушки пели

- в Октябрьскую с гармонями, песнями ходили по деревне

- когда жали, пели частушки

 

Репортаж

45.

Я молоденький мальчишка

Ото всех обиженной,

Было русоё волосьице,

Теперь остриженной

 

- снач. комм.: ребята пели

- текст

- комм.: парни на гулянках плясали и пели

 

Частушки

46.

О плясках:

 

- раньше «Русского» парень с девкой плясали, частушками перепевались: если он хорошую споёт, то и она ему хорошую, если он «под кожу подпевает», то и она отвечает

- 4-5 девушек по  «кружком» плясали, песню пели, поворачивались, подолгу плясали

- заканчивали плясать – песню пели, игрока благодарили

- были песни на начало и конец пляски

- если не было гармониста, то плясали под «ротовую», с зубами «резчяе» получается играть, детям могли играть

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100