Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 095 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
Исп.: Шанаева Зоя Яковлевна, 1914 г.р., зд. Тихомирова Галина Александровна, 1937 г.р., зд. (участвует частично)
|
||||
01 |
- раньше праздновали все воскресенья, даже все воскресенья; в праздники ходили гулять к церкви - церковь закрыли в 1936 году
|
Репортаж |
||
02 |
- раньше ткали на кроснах и шили одежду - потом появились «ситцы» - мать ходила в Талицы с «променом», меняла пестряди на картошку - раньше были юбки, кофты, казачки - были длинные домотканые рубахи, на подоле были кругом нашиты «нашивки»
|
Репортаж |
||
03 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в пост ели только постное – постные щи, рыбный суп - Великий пост перед Пасхой – 7 недель, перед Рождеством пост 6 недель - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: некоторые люди ничего не ели
|
Репортаж |
||
04 |
- здесь были праздники Троица и Ильин день (церковь Ильи Пророка) - Казанская – «обащанник», праздники-«обещанники» отмечались по приходам, это значило, что люди обещались в этот день не работать - в обещанный праздник обязательно была служба в церкви - на праздники ходили в гости - в советское время в церкви был клуб, мать не отпускал свою туда на танцы, потому что это грех
|
Репортаж |
||
05 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: батюшка ходил по домам, заходил в каждый дом; вместе с ним ходили люди с иконами, пели молитвы - со священником христосовались – подавали яичко и целовались, отрезали по кусочку паски - священника могли пригласить послужить на дворе, заказывали молебен - подростки катали яйца – раскладывали их и катали мячик, если не попадешь мячик в яичко, значит, яичко «пропало» - пасхальная неделя считалась за один день, всю неделю не работали
|
Репортаж |
||
06 |
- на беседах плясали под гармошку, пели - в темную комнату парень приглашал девушку в «Горе» - сиземские парни приходили на беседу и разбивали поленом лампу - на беседах всегда были драки из-за девок; если парень пригласил в «Горе» чужую девку, то начиналась драка
|
Репортаж |
||
07 |
- в Троицу сиземские парни на гулянке начинали драку, шли по дороге и ломали частокол – брали колья для драки
|
Репортаж |
||
08 |
- в «Горе» парень или девушка спрашивали: «Кого тебе послать?»; если парень с девушкой гуляли, то они могли долго сидеть в «Горе»
|
Репортаж |
||
09 |
- раньше говорили, что перед последним временем будут «железные кони»
|
Репортаж |
||
10 |
О календарных обрядах и праздниках:
- раньше у каждого в доме была одна лошадь, те, кто был побогаче, имели по две лошади - МАСЛЕНИЦА: ездили кататься на лошадях в Чаромское, столько приезжало народу, что негде было пройти - парни катали девушек; если парень любит девушку, то мог увезти ее далеко; если парень не любит девушку, то немного ее прокатит, а потом посадит другую - говорили, что парень увез девку «за голиками» - девушки стояли кружком на улице и ждали, чтобы парни пригласили их кататься - вся деревня выходила смотреть, как катается молодежь - в воскресенье поздно вечером на поле жгли костер; днем собирали дрова, старые кадушки для костра
|
Репортаж |
||
11 |
Велика Масленица, Дак дайте, пожалуйста!
- снач. комм.: когда собирали дрова для костра, говорили - текст - комм.: хозяева давали, у кого что было ненужное
|
Выкрик на Масленицу |
||
12 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: собирать для костра ходили подростки, взрослые ходили смотреть на костер - во всех деревнях на горушках жгли костры, было видно из других деревень - ребятишки у костра бегали, прыгали через огонь - Масленицу провожали, пели песни про Масленицу
|
Репортаж |
||
13 |
- раньше детей держали строго - детей наказывали – драли веревкой или вицей - мать давала указания детям, что они должны сделать за день; если они не сделают, их наказывали - няньки были, с нянькой расплачивались деньгами и кормили - детей «байкали» - сказки рассказывали
|
Репортаж |
||
14 |
Прикована коляска К стулу, к блюду К золоту корыту.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
|
||||
15 |
- раньше коров пасли по очереди; для овец нанимали пастуха, с ним расплачивались мясом, яйцами или др. - на дворе всегда была иконка Николы Спасителя; когда скот выгоняли в поле, то обходили с иконкой и «творили» молитву - для обхода брали хлеб, во дворе все углы и выход обливали святой водой - перед тем как выгонять корову со двора, дорожку перед коровой поливали святой водой, говорили молитву, коровушке давали хлеба - вокруг коровы мама обходила один раз, потом освящала углы, дорожку от двора до прогона (калитки в заборе) - святую воду делали сами, опускали медный крест в колодезную воду, читали молитву, потом этой водой кропили - у пастуха был «привод» - это какие-то слова заклинания
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
Ломова Галина Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Игой
|
||||
16 |
- загоревшийся дом обходили с иконой Николы-чудотворца, сразу же менялся ветер в противоположную сторону
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003. |
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
|
||||
17 |
- о переселении семьи на хутор, перевозили дом - о раскулачивании - об отце: был первый силач в деревне, вытаскивал из борозды трактор за передок - о купцах Фомичевых, которые жили в Чаромском - раньше все родственники собиралась, пели старинные песни; как дыхнут, то погаснет лампа семилинейная - отец варил пиво - мужчины выходили на улицу, мерялись силой – на пальцах, руками, боролись - сначала семью с хутора выселили, потом опять разрешили вернуться - сама Ю.Т. в колхозе косила по гектару за один день - отец после работы всем отбивал косы (молотком на железной бабке), чтобы они косили лучше, а дочка (Ю.Т.) ночью светила ему лампой, чтобы ему было видно, и сама научилась это делать - колхозную землю пахали на тракторе, свою землю пахали на лошадях, а девушки (четверо человек) пахали вручную, сами впрягались в плуг - раньше собирали помочь, чтобы, например, построить дом или обмолотить зерно, приглашали соседей, кормили их и расплачивались с ними - кисеты шили и вышивали
|
Репортаж |
||
18 |
- когда болела «зобом», то очень хотелось есть; потом в больнице сделали операцию - был человек, к нему ходили, если болела корова, он что-то наговаривал
|
Репортаж |
||
19 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- были старушки, которые обмывали покойников - воду от покойника выливали за угол на двор; все было чистое: посудина для обмывания, полотенце, одежда; посудину после обмывания и тряпочку, которой мыли, выкидывали - считалось, что обязательно надо обтереть все тело, начиная с лица, в воду, которой обтирали, добавляли святой воды - мыли без мыла
|
Репортаж |
||
20 |
О календарных обрядах и праздниках:
- главный праздник в Чаромском – ТРОИЦА; приходили в гости священники - приходили гости из других деревень - в ПАСХУ христосовались с яйцами, говорили: «Христос воскрес», «Воистину воскрес»; поп брал попадью или прислужницу с корзиной, они ходили по домам, хозяйки угощали их пирогом и яйцами; священник уносили по целой корзине угощений - «причетом» (?) называлась молитва с пением
|
Репортаж |
||
21 |
- текст
|
Пасхальный тропарь |
||
22 |
Господи, прости ты мне все мои грехи, Вольные и невольные. Господи, упокой, Господи, Души усопших и новопреставленных рабов Твоих.
- снач. комм.: сама составила молитву, молится каждый вечер - текст
|
Молитва |
||
23 |
Помоги ты мне и всем моим родным…
- текст - комм.: сама сочинила текст молитвы
|
Молитва |
||
24 |
Не дубравушка шумит.
|
Авторская песня |
||
25 |
- водили хороводы: брались за руки и пели песню - в школе играли в «Просо» - когда снег растает, девочки чертили черту, бросали стеклышко и прыгали - играли в лапту
|
Репортаж |
||
26 |
Возле городу плетень
- фрагмент текста - комм.: где-то слушала, читала
|
Детская потешка |
||
27 |
Поскорее засыпай
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
28 |
Не ложися на краю, Придёт серенький волчок, Тебя ухватит за бочок.
- проба напева
|
Колыбельная |
||
29 |
- пугали Букой, волчком, говорили: «Сейчас Бука придёт» - детям взрослые говорили: «Эй, не грешите, ну-ко, не стыдно? Вон Бог-то камушком ударит в голову»; детей ругали, если они ругались друг с другом, не молились Богу перед едой и после еды - дети вместе со взрослыми соблюдали пост, им не давали молочного, дети могли «поблудить» - потихоньку попить молока
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
Исп.: Петров Анатолий Николаевич, 1934 г.р., род. в д. Шигоево Еремеевского с/с (гармонь)
|
||||
30 |
Под пляску девчонкам («Русского»)
- комм.: девчонкам и парням играли по-разному
|
Наигрыш на гармони |
||
31 |
|
Наигрыш на гармони |
||
32 |
- учился играть сам, все родственники в семье играли на гармони, мать играла на балалайке - у соседа была гармонь вятка; на вятке играют по-другому, чем на хромке - начинал учиться играть с правой руки, потом подыгрывал басы
|
Репортаж |
||
33 |
- проба - комм.: девчонки и парни ходили по деревне и пели частушки - повтор (проба)
|
Наигрыш на гармони |
||
34 |
- если гармонист отказывался играть кому-то, то могла начаться драка - гармонист откладывал гармонь в сторону и тоже шел драться - для парней была одна игра – под пляску и под драку - на беседе было много гармонистов, играли по очереди - для девушек и женщин была одна игра - была пляска «Семечко» - плясали как-то одной ногой; эта пляска есть в разных местах - сам А.Н. умел повторять игру всех гармонистов, которые были в округе, все играли по-разному
|
Репортаж |
||
35 |
- был свинцовый кастет, на нем были сделаны дыры под пальцы - дрались деревня на деревню - кто побоевей, тот был главный в драке; дрались камнями, девки и маленькие мальчики помогали в драке – подносили камни - в драках убивали на смерть - однажды в Иванов день убили человека цепью от комбайна - сиземские парни были отчаянные, они заводили драку - в Чаромском был праздник Троица, а в Дупельном – Духов день; была большая драка, дрались ножами, железными тростками; сиземские всех разгоняли - делали деревянные тростки; вырезали узоры (кубики, звезды), коптили на костре; часто такие тростки делали пастухи для других парней; делали тростку с шишкой на конце (шишку делали из корня) - в Сизьме были маленькие гирьки на ремне - драка могла начаться в пляске – один другого толкнул, и начинали драться - парень заранее думал («мечтал»), как начать драку, как ударить - в драке парни любили матюгаться
|
Репортаж |
||
36 |
- в каждой деревне был свой праздник: Успленьё (28 августа), Ильин день (2 августа), Иванов день (7 июля), Троица, Пречистая - приглашали гостей из других деревень, потом эти люди приглашали хозяев к себе на праздник - праздновали 2-3 дня - если после праздника оставалась выпивка, хозяин мог пригласить других мужчин «допивать»
|
Репортаж |
||
37 |
- поряжались пасти пастух и подпасок - дети в семь лет уже работали вместе со взрослыми; мальчики управляли лошадью, когда вывозили навоз на поле - девочки нянчились - для детей делали маленькие инструменты: грабли
|
Репортаж |
||
38 |
- ярмарки устраивали в Троицу - на Ирме были «ухорезы», дрались со здешними парнями - если на беседу приходил пьяный, он сначала разбивал лампу, чтобы «нарушить» (разогнать) беседу - парни кидали в девок галчьими «насеженными» (с кровью) яйцами, чтобы испачкать красивое платье
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Чаромский с/с, с. Чаромское 30.07.2003.
|
|
Зап.: Савинская Е.В., Савинский А.П., Рейзнек С.Г. |
||
Исп.: Лебедева Мария Федоровна, 1914 г.р., род. в д. Угла Угольского с/с
|
||||
39 |
- до приезда жениха на место, где должны были сидеть молодые, клали шубу, чтобы молодые сидели на шубе - когда приезжали жених и дружка, на дружку навязывали полотенце, которое специально приготовила невеста; полотенце было слишком коротко, то невесту осуждали – нужно было, чтобы концы полотенца висели - приносили пирог, его разрезали на небольшие кусочки, потом пирог с блюда вываливали со стола на пол; первыми подходили бабы, брали по кусочку, крестились и говорили: «Дай Бог на совет да на любовь»; потом подбегали дети и хватали кусочки; это называлось «кроёноё» - жених с невестой брались за руки, отец невесты выводил их кругом стола, потом отец благословлял молодых, читал молитву, потом благословляла мать - после этого дружка говорил: «Топерь-то уж наша»; до этого момента женихова сторона сомневалась, т.к. невеста могла уйти за другого - молодые кланялись в ноги отцу и матери невесты; жених стоял, а невеста ревела на полу, после этого ее поднимали, невеста прощалась и целовалась с матерью; на невесту надевали платок, и дружка выводил молодых на улицу, чтобы ехать к венчанию - жених садил невесту в сани - на первой лошади везли невесту, а на следующих – ехали родственники; жених ехал отдельно от невесты; с невестой вместе ехали сваха и дружка - когда лошадь с невестой трогалась, перед лошадью стреляли вверх - раньше ворожили и могли испортить
|
Репортаж |
||
40 |
- парень гулял с одной девкой, а высватал другую; ему в дом к дверям кто-то подкинул сверточек (в нем было мыло, волос и что-то еще), родственники жениха бросили все это в печку, а после этого готовили пищу; после этого жених прожил только два года
|
Быличка |
||
41 |
- если на кого-то «сделано» по-плохому, тот человек, должно не живет - раньше была книга «Варакуль» - в ней были собраны все гадания и ворожба - человек, который «сделал» по-плохому, он уже «разделать» не может - те предметы, которые были найдены на свадьбе, нельзя было сжигать, надо было их закопать
|
Репортаж |
||
42 |
Об исполнении песен на сенокосе:
- старухи ходили загребать сено, когда они садились «на залогу» [отдохнуть], то пели старинные песни
|
Репортаж |
||
43 |
Наша милая подруженька, Увезут тибя, подруженьку, За леса тибя, за тёмные.
- фрагмент текста - комм.: на девишник приходили молодые бабы и девки, пели песни
|
Свадебная |
||
44 |
- девки приносили на девишник и ставили на стол «красоту», вырубали ёлочку (высотой один метр), наверх ставили покупных куколок и украшали елочку бусами и ленточками; такую елочку называли «красотой» - «навечерне» (накануне) свадьбы, когда невеста выпарится в бане или в печке, к невесте приходили петь песни; приезжал отец жениха, привозил невесте хороший подарок (материал на платье или др.); невеста «ладила» (готовила) и дарила два хороших полотенца для свекра и свекрови, которые выносила отцу жениха на тарелочках - раньше чаще всего свадьбы справляли в субботу, вечером после венчания гуляли у жениха, на второй день (в воскресенье) в избу приносили охапку соломы или сена, все гости кидали деньги, невеста мела пол и собирала деньги, а гости, которые кидали деньги, тут же пляшут и снова раскидывают сено; жених в это время сидит за столом, невеста, собрав деньги, подходит к жениху, целует его и садится рядом; после этого оставшееся сено выметают родственники - жители деревни ходили смотреть на венчание - в церкви молодым под ноги подстилали полотенце, чтобы они на нем стояли, это полотенце потом убирал сторож - поп спрашивал жениха и невесту, согласны ли они венчаться; если невеста была не согласна, то она могла уйти с венчания - полотенце, на котором стояли молодые, готовила невеста, подстилала под ноги молодым сваха - когда молодых поп вел «круг налоя», сторож полотенце забирал - перед свадьбой бабы и девки ходили «спеваться», чтобы на свадьбе спеть получше; зимой женщинам делать было нечего, они только пряли и гуляли
|
Репортаж |
||
45 |
Нова дверь да растворилася, На пяту дверь становилася, Приходила вечер свахонька.
- проба напева - продолжение – текст
|
Свадебная |
||
46 |
- невеста была закрыта платком и ревела; если невеста мало ревела. То бабы, стоявшие у дверей, говорили: «Ой, не наревится за столом, дак наревится за столбом» - невеста ревела голосом «лют†», слов не приговаривала; когда невеста ревела, рядом с ней жених не сидел, а сидели мужики, которые говорили, чтобы жених выкупал место, жених должен был положить на стол денег; когда жених положит деньги, дядюшка, который сидел с невестой, вставал, а отец невесты сажал жениха к невесте - сначала, когда приезжал жених, невеста сидела за столом, а жених с дружкой и другие мужчины стояли в сторонке - пекли «рыбничек» (размером с ладошку) |
Репортаж |
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 001 | 002 | 003 | 004 | 005 | 006 | 007 | 008 | 009 | 010 | 011 | 012 | 013 | 014 | 015 | 016 | 017 | 018 | 019 | 020 | > 101 |
021 | 022 | 023 | 024 | 025 | 026 | 027 | 028 | 029 | 030 | 031 | 032 | 033 | 034 | 035 | 036 | 037 | 038 | 039 | 040 | ||
041 | 042 | 043 | 044 | 045 | 046 | 047 | 048 | 049 | 050 | 051 | 052 | 053 | 054 | 055 | 056 | 057 | 058 | 059 | 060 | ||
061 | 062 | 063 | 064 | 065 | 066 | 067 | 068 | 069 | 070 | 071 | 072 | 073 | 074 | 075 | 076 | 077 | 078 | 079 | 080 | ||
081 | 082 | 083 | 084 | 085 | 086 | 087 | 088 | 089 | 090 | 091 | 092 | 093 | 094 | 095 | 096 | 097 | 098 | 099 | 100 |