Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 095

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.

Исп.: Шанаева Зоя Яковлевна, 1914 г.р., зд.

Тихомирова Галина Александровна, 1937 г.р., зд. (участвует частично)

 

01

О праздниках:

 

- раньше праздновали все воскресенья, даже все воскресенья; в праздники ходили гулять к церкви

- церковь закрыли в 1936 году

 

Репортаж

02

О традиционной одежде:

 

- раньше ткали на кроснах и шили одежду

- потом появились «ситцы»

- мать ходила в Талицы с «променом», меняла пестряди на картошку

- раньше были юбки, кофты, казачки

- были длинные домотканые рубахи, на подоле были кругом нашиты «нашивки»

 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в пост ели только постное – постные щи, рыбный суп

- Великий пост перед Пасхой – 7 недель, перед Рождеством пост 6 недель

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: некоторые люди ничего не ели

 

Репортаж

04

О престольных праздниках:

 

- здесь были праздники Троица и Ильин день (церковь Ильи Пророка)

- Казанская – «обащанник», праздники-«обещанники» отмечались по приходам, это значило, что люди обещались в этот день не работать

- в обещанный праздник обязательно была служба в церкви

- на праздники ходили в гости

- в советское время в церкви был клуб, мать не отпускал свою туда на танцы, потому что это грех

 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: батюшка ходил по домам, заходил в каждый дом; вместе с ним ходили люди с иконами, пели молитвы

- со священником христосовались – подавали яичко и целовались, отрезали по кусочку паски

- священника могли пригласить послужить на дворе, заказывали молебен

- подростки катали яйца – раскладывали их и катали мячик, если не попадешь мячик в яичко, значит, яичко «пропало»

- пасхальная неделя считалась за один день, всю неделю не работали

 

Репортаж

06

О беседах:

 

- на беседах плясали под гармошку, пели

- в темную комнату парень приглашал девушку в «Горе»

- сиземские парни приходили на беседу и разбивали поленом лампу

- на беседах всегда были драки из-за девок; если парень пригласил в «Горе» чужую девку, то начиналась драка

 

Репортаж

07

О гуляниях, драках:

 

- в Троицу сиземские парни на гулянке начинали драку, шли по дороге и ломали частокол – брали колья для драки

 

Репортаж

08

О беседах:

 

- в «Горе» парень или девушка спрашивали: «Кого тебе послать?»; если парень с девушкой гуляли, то они могли долго сидеть в «Горе»

 

Репортаж

09

О представлениях, верованиях:

 

- раньше говорили, что перед последним временем будут «железные кони»

 

Репортаж

10

О календарных обрядах и праздниках:

 

- раньше у каждого в доме была одна лошадь, те, кто был побогаче, имели по две лошади

- МАСЛЕНИЦА: ездили кататься на лошадях в Чаромское, столько приезжало народу, что негде было пройти

- парни катали девушек; если парень любит девушку, то мог увезти ее далеко; если парень не любит девушку, то немного ее прокатит, а потом  посадит другую

- говорили, что парень увез девку «за голиками»

- девушки стояли кружком на улице и ждали, чтобы парни пригласили их кататься

- вся деревня выходила смотреть, как катается молодежь

- в воскресенье поздно вечером на поле жгли костер; днем собирали дрова, старые кадушки для костра

 

Репортаж

11

Масленица, Масленица,

Велика Масленица,

Дак дайте, пожалуйста!

 

- снач. комм.: когда собирали дрова для костра, говорили

- текст

- комм.: хозяева давали, у кого что было ненужное

 

Выкрик на Масленицу

12

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: собирать для костра ходили подростки, взрослые ходили смотреть на костер

- во всех деревнях на горушках жгли костры, было видно из других деревень

- ребятишки у костра бегали, прыгали через огонь

- Масленицу провожали, пели песни про Масленицу

 

Репортаж

13

О детском воспитании:

 

- раньше детей держали строго

- детей наказывали – драли веревкой или вицей

- мать давала указания детям, что они должны сделать за день; если они не сделают, их наказывали

- няньки были, с нянькой расплачивались деньгами и кормили

- детей «байкали»

- сказки рассказывали

 

Репортаж

14

Сказка-приказка,

Прикована коляска

К стулу, к блюду

К золоту корыту.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.


Исп.: Тихомирова Галина Александровна, 1937 г.р., зд.

 

15

О скотоводческих обрядах:

 

- раньше коров пасли по очереди; для овец нанимали пастуха, с ним расплачивались мясом, яйцами или др.

- на дворе всегда была иконка Николы Спасителя; когда скот выгоняли в поле, то обходили с иконкой и «творили» молитву

- для обхода брали хлеб, во дворе все углы и выход обливали святой водой

- перед тем как выгонять корову со двора, дорожку перед коровой поливали святой водой, говорили молитву, коровушке давали хлеба

- вокруг коровы мама обходила один раз, потом освящала углы, дорожку от двора до прогона (калитки в заборе)

- святую воду делали сами, опускали медный крест в колодезную воду, читали молитву, потом этой водой кропили

- у пастуха был «привод» - это какие-то слова заклинания

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.


Исп.: Тихомирова Галина Александровна, 1937 г.р., зд.

Ломова Галина Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Игой

 

16

Об обходе от пожара:

 

- загоревшийся дом обходили с иконой Николы-чудотворца, сразу же менялся ветер в противоположную сторону

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.


Исп.: Максимова Юлия Тимофеевна, 1926 г.р., род. на хуторе Дудкино

 

17

О семейном укладе:

 

- о переселении семьи на хутор, перевозили дом

- о раскулачивании

- об отце: был первый силач в деревне, вытаскивал из борозды трактор за передок

- о купцах Фомичевых, которые жили в Чаромском

- раньше все родственники собиралась, пели старинные песни; как дыхнут, то погаснет лампа семилинейная

- отец варил пиво

- мужчины выходили на улицу, мерялись силой – на пальцах, руками, боролись

- сначала семью с хутора выселили, потом опять разрешили вернуться

- сама Ю.Т. в колхозе косила по гектару за один день

- отец после работы всем отбивал косы (молотком на  железной бабке), чтобы они косили лучше, а дочка (Ю.Т.) ночью светила ему лампой, чтобы ему было видно, и сама научилась это делать

- колхозную землю пахали на тракторе, свою землю пахали на лошадях, а девушки (четверо человек) пахали вручную, сами впрягались в плуг

- раньше собирали помочь, чтобы, например, построить дом или обмолотить зерно, приглашали соседей, кормили их и расплачивались с ними

- кисеты шили и вышивали

 

Репортаж

18

О лечении:

 

- когда болела «зобом», то очень хотелось есть; потом в больнице сделали операцию

- был человек, к нему ходили, если болела корова, он что-то наговаривал

 

Репортаж

19

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- были старушки, которые обмывали покойников

- воду от покойника выливали за угол на двор; все было чистое: посудина для обмывания, полотенце, одежда; посудину после обмывания и тряпочку, которой мыли, выкидывали

- считалось, что обязательно надо обтереть все тело, начиная с лица, в воду, которой обтирали, добавляли святой воды

- мыли без мыла

 

Репортаж

20

О календарных обрядах и праздниках:

 

- главный праздник в Чаромском – ТРОИЦА; приходили в гости священники

- приходили гости из других деревень

- в ПАСХУ христосовались с яйцами, говорили: «Христос воскрес», «Воистину воскрес»; поп брал попадью или прислужницу с корзиной, они ходили по домам, хозяйки угощали их пирогом и яйцами; священник уносили по целой корзине угощений

- «причетом» (?) называлась молитва с пением

 

Репортаж

21

Христос воскресе из мертвых

 

- текст

 

Пасхальный тропарь

22

Господи, прости ты мне все мои грехи,

Вольные и невольные.

Господи, упокой, Господи,

Души усопших и новопреставленных рабов Твоих.

 

- снач. комм.: сама составила молитву, молится каждый вечер

- текст

 

Молитва

23

Пресвятая Мать Богородица,

Помоги ты мне и всем моим родным…

 

- текст

- комм.: сама сочинила текст молитвы

 

Молитва

24

То не ветер ветку клонит

Не дубравушка шумит.

 

Авторская песня

25

Об играх:

 

- водили хороводы: брались за руки и пели песню

- в школе играли в «Просо»

- когда снег растает, девочки чертили черту, бросали стеклышко и прыгали

- играли в лапту

 

Репортаж

26

Тень-тень-потетень,

Возле городу плетень

 

- фрагмент текста

- комм.: где-то слушала, читала

 

Детская потешка

27

Баю-бай,

Поскорее засыпай

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

28

Баю-баюшки, баю

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

Тебя ухватит за бочок.

 

- проба напева

 

Колыбельная

29

О детском воспитании:

 

- пугали Букой, волчком, говорили: «Сейчас Бука придёт»

- детям взрослые говорили: «Эй, не грешите, ну-ко, не стыдно? Вон Бог-то камушком ударит в голову»; детей ругали, если они ругались друг с другом, не молились Богу перед едой и после еды

- дети вместе со взрослыми соблюдали пост, им не давали молочного, дети могли «поблудить» - потихоньку попить молока

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.

Исп.: Петров Анатолий Николаевич, 1934 г.р., род. в д. Шигоево Еремеевского с/с (гармонь)

 

30

Под пляску девчонкам («Русского»)

 

- комм.: девчонкам и парням играли по-разному

 

Наигрыш на гармони

31

Под пляску парням

 

Наигрыш на гармони

32

Об исполнении на гармони:

 

- учился играть сам, все родственники в семье играли на гармони, мать играла на балалайке

- у соседа была гармонь вятка; на вятке играют по-другому, чем на хромке

- начинал учиться играть с правой руки, потом подыгрывал басы

 

Репортаж

33

Вдоль деревни

 

- проба

- комм.: девчонки и парни ходили по деревне и пели частушки

- повтор (проба)

 

Наигрыш на гармони

34

Об исполнении на гармони:

 

- если гармонист отказывался играть кому-то, то могла начаться драка

- гармонист откладывал гармонь в сторону и тоже шел драться 

- для парней была одна игра – под пляску и под драку

- на беседе было много гармонистов, играли по очереди

- для девушек и женщин была одна игра

- была пляска «Семечко» - плясали как-то одной ногой; эта пляска есть в разных местах

- сам А.Н. умел повторять игру всех гармонистов, которые были в округе, все играли по-разному

 

Репортаж

35

О драках:

 

- был свинцовый кастет, на нем были сделаны дыры под пальцы

- дрались деревня на деревню

- кто побоевей, тот был главный в драке; дрались камнями, девки и маленькие мальчики помогали в драке – подносили камни

- в драках убивали на смерть

- однажды в Иванов день убили человека цепью от комбайна

- сиземские парни были отчаянные, они заводили драку

- в Чаромском был праздник Троица, а в Дупельном – Духов день; была большая драка, дрались ножами, железными тростками; сиземские всех разгоняли

- делали деревянные тростки; вырезали узоры (кубики, звезды), коптили на костре; часто такие тростки делали пастухи для других парней; делали тростку с шишкой на конце (шишку делали из корня)

- в Сизьме были маленькие гирьки на ремне

- драка могла начаться в пляске – один другого толкнул, и начинали драться

- парень заранее думал («мечтал»), как начать драку, как ударить

- в драке парни любили матюгаться

 

Репортаж

36

О престольных праздниках:

 

- в каждой деревне был свой праздник: Успленьё (28 августа), Ильин день (2 августа), Иванов день (7 июля), Троица, Пречистая

- приглашали гостей из других деревень, потом эти люди приглашали хозяев к себе на праздник

- праздновали 2-3 дня

- если после праздника оставалась выпивка, хозяин мог пригласить других мужчин «допивать»

 

Репортаж

37

О детском воспитании:

 

- поряжались пасти пастух и подпасок

- дети в семь лет уже работали вместе со взрослыми; мальчики управляли лошадью, когда вывозили навоз на поле

- девочки нянчились

- для детей делали маленькие инструменты: грабли

 

Репортаж

38

О гуляниях, драках:

 

- ярмарки устраивали в Троицу

- на Ирме были «ухорезы», дрались со здешними парнями

 - если на беседу приходил пьяный, он сначала разбивал лампу, чтобы «нарушить» (разогнать) беседу

- парни кидали в девок галчьими «насеженными» (с кровью) яйцами, чтобы испачкать красивое платье

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Чаромский с/с,

с. Чаромское

30.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Рейзнек С.Г.

Исп.: Лебедева Мария Федоровна, 1914 г.р., род. в д. Угла Угольского с/с

 

39

О свадебном обряде:

 

- до приезда жениха на место, где должны были сидеть молодые, клали шубу, чтобы молодые сидели на шубе

- когда приезжали жених и дружка, на дружку навязывали полотенце, которое специально приготовила невеста; полотенце было слишком коротко, то невесту осуждали – нужно было, чтобы концы полотенца висели

- приносили пирог, его разрезали на небольшие кусочки, потом пирог с блюда вываливали со стола на пол; первыми подходили бабы, брали по кусочку, крестились и говорили: «Дай Бог на совет да на любовь»; потом подбегали дети и хватали кусочки; это называлось «кроёноё»

- жених с невестой брались за руки, отец невесты выводил их кругом стола, потом отец благословлял молодых, читал  молитву, потом благословляла мать

- после этого дружка говорил: «Топерь-то уж наша»; до этого момента женихова сторона сомневалась, т.к. невеста могла уйти за другого

- молодые кланялись в ноги отцу и матери невесты; жених стоял, а невеста ревела на полу, после этого ее поднимали, невеста прощалась и целовалась с матерью; на невесту надевали платок, и дружка выводил молодых на улицу, чтобы ехать к венчанию

- жених садил невесту в сани

- на первой лошади везли невесту, а на следующих – ехали родственники; жених ехал отдельно от невесты; с невестой вместе ехали сваха и дружка

- когда лошадь с невестой трогалась, перед лошадью стреляли вверх

- раньше ворожили и могли испортить

 

Репортаж

40

Как испортили свадьбу:

 

- парень гулял с одной девкой, а высватал другую; ему в дом к дверям кто-то подкинул сверточек (в нем было мыло, волос и что-то еще), родственники жениха бросили все это в печку, а после этого готовили пищу; после этого жених прожил только два года

 

Быличка

41

О представлениях, верованиях:

 

- если на кого-то «сделано» по-плохому, тот человек, должно не живет

- раньше была книга «Варакуль» - в ней были собраны все гадания и ворожба

- человек, который «сделал» по-плохому, он уже «разделать» не может

- те предметы, которые были найдены на свадьбе, нельзя было сжигать, надо было их закопать

 

Репортаж

42

Об исполнении песен на сенокосе:

 

- старухи ходили загребать сено, когда они садились «на залогу» [отдохнуть], то пели старинные песни

 

Репортаж

43

Ты прошшай, наша голубушка,

Наша милая подруженька,

Увезут тибя, подруженьку,

За леса тибя, за тёмные.

 

- фрагмент текста

- комм.: на девишник приходили молодые бабы и девки, пели песни

 

Свадебная

44

О свадебном обряде:

 

- девки приносили на девишник и ставили на стол «красоту», вырубали ёлочку (высотой один метр), наверх ставили покупных куколок и украшали елочку бусами и ленточками; такую елочку называли «красотой»

- «навечерне» (накануне) свадьбы, когда невеста выпарится в бане или в печке, к невесте приходили петь песни; приезжал отец жениха, привозил невесте хороший подарок (материал на платье или др.); невеста «ладила» (готовила) и дарила два хороших полотенца для свекра и свекрови, которые выносила отцу жениха на тарелочках

- раньше чаще всего свадьбы справляли в субботу, вечером после венчания гуляли у жениха, на второй день (в воскресенье) в избу приносили охапку соломы или сена, все гости кидали деньги, невеста мела пол и собирала деньги, а гости, которые кидали деньги, тут же пляшут и снова раскидывают сено; жених в это время сидит за столом, невеста, собрав деньги, подходит к жениху, целует его и садится рядом; после этого оставшееся сено выметают родственники

- жители деревни ходили смотреть на венчание

- в церкви молодым под ноги подстилали полотенце, чтобы они на нем стояли, это полотенце потом убирал сторож

- поп спрашивал жениха и невесту, согласны ли они венчаться; если невеста была не согласна, то она могла уйти с венчания

- полотенце, на котором стояли молодые, готовила невеста, подстилала под ноги молодым сваха

- когда молодых поп вел «круг налоя», сторож полотенце забирал

- перед свадьбой бабы и девки ходили «спеваться», чтобы на свадьбе спеть получше; зимой женщинам делать было нечего, они только пряли и гуляли

 

Репортаж

45

Не от ветру не от вихарю

Нова  дверь да растворилася,

На пяту дверь становилася,

Приходила вечер свахонька.

 

- проба напева

- продолжение – текст

 

Свадебная

46

О свадебном обряде:

 

- невеста была закрыта платком и ревела; если невеста мало ревела. То бабы, стоявшие у дверей, говорили: «Ой, не наревится за столом, дак наревится за столбом»

- невеста ревела голосом «лют†», слов не приговаривала; когда невеста ревела, рядом с ней жених не сидел, а сидели мужики, которые говорили, чтобы жених выкупал место, жених должен был положить на стол денег; когда жених положит деньги, дядюшка, который сидел с невестой, вставал, а отец невесты сажал жениха к невесте

- сначала, когда приезжал жених, невеста сидела за столом, а жених с дружкой и другие мужчины стояли в сторонке

- пекли «рыбничек» (размером с ладошку)

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

  

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100