Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 07 >>> Харовский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 043

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская область,

Харовский район,

Харовский с/с

д. Бараниха

05.09.02.

Зап.: Полякова О.В.,

Келарева Н.А.,

Тимофеева Я.Б.

 

Исп.: Крутикова Людмила Капитоновна, 1913 г.р.,

род. – д.Сысоиха Харовского с/с (раньше был Пустораменский с/с)

 

 

1.

О престольных праздниках:

 

- Петров день (12 июля), Кузьмов день (14 ноября)

- варили пиво, каждый себе, во время колхозов стали варить пиво вместе

- студень варили, пекли пироги ржаные, из трисяночной муки (мололи овсяную и ржаную муку вместе), яшневые пироги, олашки, кисель овсяный с молоком подавали в одном блюде

 

репортаж

2.

О свадебном обряде:

 

- овсяный кисель переворачивали в судно, получалась ямка, туда наливали молоко, свадебники за столом стукали ложкой в кисель с молоком – брызгали

- на свадьбу звали только взрослых

- сватались, даже если люб жених, родители могли не отдать

- сваха (чужая женщина) приходила свататься: «Пришла к вам от Ивана, отдадитё ли девку?»

- как сосватают, невеста никуда не ходила

- жених приходил в дом невесты на посиденки

- невеста за причитальницей повторяла причёт (словами), девушки тоже причитали

- если отдавали не за любимого, то невеста хлесталась

- невеста сидела закрытая чёрным платком, если не было родителей, то ходила на мост «встречать» отца и мать с причётом

- приходило много людей слушать, как невеста причитает

- «встречали», открывали дверь на мост

- накануне свадьбы родственники невесты привозили приданное на лошади

- сестра ездила венчаться ночью, т.к. на следующий день должны были церковь закрыть

- после плаканья невеста девушек угощала

- приходили из чужих деревень слушать, как ревела невеста

- приезжал жених с поездом, у богатых было много лошадей, у бедных - мало

- родители жениха к венцу не ездили, был дружка, тысяцький (крёстный жениха), у невесты – божатка (крёстная)

- к венцу жених с невестой ехали врозь, жених со своей породой, невеста – со своей

- невеста ехала к венцу в чёрном платке, в сторожке её одевали, помогала сваха, божатка

- в церкви: у невесты на голове был платок (уваль), кто был по беднее – венчались в шляпке (ряженые ходили в шляпе с пером)

- девки украшали узду лентами, тряпочками, колокольцы были у лошади, называли их отрадным

- мужики останавливали поезд

- саму отдавали не за любого

- сама выпала из саней, когда от венца поехали, испортили её (стала болеть)

- чтобы не испортили, брали специального человека, который всё знал, выгонял со свадьбы плохого человека

- после венца мать жениха разметала дорогу перед невестой берёзовым веником с листочками

- от венца молодых встречали родители жениха, кидали зерном, хлебом встречали, стояли в избе

- молодых садили за стол под иконы в передний угол

- девушки, бабы приходили, пели свадебные песни, им за это сваребники деньги давали

- делали зайчика, клали на тарелку, за него давали деньги, девки себе деньги забирали

- постель привозила невеста

- на второй день остаётся близкая родня

- в обеих сторонах праздновали свадьбу, первый день – у жениха свадьба, второй – у невесты

- коробейные (приданое): возили одёжу накануне свадьбы в дом жениха, одёжи было мало, в приданое могли корову отдать

- как сосватают, родители невесты ходили смотреть место у жениха; обманывали – бочку кверху дном ставили, насыпали зерно, казалось, что всего много

-  невесту смотрели, как говорит, какая на лицо, жених смотрел, как она плела, люто ли вышивала

- мужики на утро шутили над молодыми

 

репортаж

3.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК:

- сама понесла молоко в одной рубашке, ребята её накупали в снегу

- на беседе в комнате девушки плели кружева, парни приходили, ломали коклюшки

СВЯТКИ:

- рядились: девки парнями, приходили, плясали по-парнячьи, рядились в отшитые рубахи, шляпки надевали

 

репортаж

4.

Раньше по миру ходил,
Всё сбирал горбушки,

Вот топере, едри мать,

Перевели в верхушки

 

- снач. комм.: девушка бойкая была, пела

- текст

- повтор

 

частушка

5.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- девки по-хорошему рядились

- рядились лошадью: шубу выворачивали, пряселку привязывали вместо головы, водили по деревне за верёвку

- рядились цыганкам, делали ребёнка, а другая «цыганка» замуж наваливает первую – дочь, ходили в другие деревни

- варзали: золой мазали окошко

- выряжёнки вокруг себя наматывали полотенце, ходили по деревням, в домах плясали

 

репортаж

6.

А коледа, ты коледа,

Куды ходила коледа?

Чего искала коледа,

Государева двора

 

- снач. комм.: ходили дети со звездой (на палке, звезда из бумаги) по деревне, пели коляду

- текст

- проба напева

 

колядка

7.

О календарных обрядах и праздниках:

 

СВЯТКИ:

- варзали только парни: любой дом могли замазать сажей, перо в трубу опускали, дрова разваливали

 

репортаж

8.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- поминали в Страстную субботу, в Троицу (был большой праздник)

 

Репортаж

9.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПАСХА:

- готовились: всё мыли в избе (щёлоком с песком), пол мыли, стены, потолок, ходили своим помогать

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ:

- ходили в церковь, приносили ветки вербы, как церкви не стало, стали ездить в Вологду, (крестить ездили тоже в Вологду)

ПАСХА:

- красили яйца

- батюшка ходил по домам с иконой, батюшке и тем, кто носил икону, давали яйца крашеные

- в церковь носили освещать яйца

 

репортаж

10.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойника обмывали старенькие чужие люди, могли свои

- покойника клали вдоль половиц, головой к иконам

- обмывали покойника на полу, на пол стелили солому, воду выливали на передний угол дома, мыло клали в ноги покойному

- гроб делали дома, в гроб клали стружку

- в подушку клали вату, кудель, стружку, вышивали крестики (небольшие)

- из дома гроб выносили на руках, если церковь была недалеко, то носилки из полотенец связывали и так несли, а если далеко, то везли на лошадях

- на кладбище ходили и чужие люди

 

репортаж

11.

О представлениях, верованиях:

 

- для того, что не испортили, женщины ходили до отвода

- перед церковью одну невесту испортили, её звали Евфалия, вместе с ней испортили и другую Евфалию, которая тоже была в церкви 

- испортили невесту так, что сильно потом корчило

 

 

репортаж

12.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- поминали просвирками

- поминали на 9, 20, 40 день

- как с кладбища приедут, поминали чаем с пирогами (вином не поминали)

- когда везли гроб на кладбище, сзади гроба кидали сосновые ветки, чтобы больше покойника не было (здесь такого не было)

- зеркала завешивали

- на могиле ставили крест, оград не было, на могилу садили дерево: ёлки, берёзы, тополя (говорят, что не надо садить)

- поминали на могиле зерном (рожь, овёс): кидали на могилу

- ходили в накануне Пасхи (в четверг, пятницу, субботу, воскресенье) на могилу поминать 

репортаж

 

 

- ходили на кануне Троицы в церковь и на кладбище поминать, приносили яйца

 

 

13.

Масленку провожаём,

Христове дни дожидаём.

 

- снач. комм.: на Масленицу детей катали на лошадях, они заходили в дома, собирали в корзины хлам, в овин могли зайти, вечером жгли костёр, кричали

- текст

- текст

- пробы выкрика

 

выкрик на Масленицу

14.

О календарных обрядах и праздниках:

 

МАСЛЕНИЦА:

- делали чучело: ставили батог, второй поперёк первого, на него надевали какую-нибудь плохую одежду, на голову корзинку, на корзинку навязывали тряпку (как платок)

- делали факелы: на палку наматывали паклю, поджигали и бегали кругом костра, по деревне не бегали, заругают

- чучело ставили на горе за деревней

 

репортаж

15.

Суженой - ряженой, приди ко мне

 

- снач. комм.: в Святки гадали: глядели в зеркало в нежилой избе, распускали волосы, зажигали свечку и вызывали суженного

- текст

- комм.: сама пошла с девкой гадать в нежилую избу, та оставила её за дверями, вызвала суженого, а парень ей в окно снегом кинул, шёл на посиденку, увидел её; ходили в овин, вызывали суженого

- текст

 

Святочный приговор при гадании

16.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ТРОИЦА:

- катали яйца с горушки

- у церкви Николы была сделана круговая качуля, за качание платили девушки яйцами

- качалась только взрослая молодёжь

- на качели катали мужики, которые её строили, за качание им платили

- с горы катали яйца

ВОЗНЕСЕНИЕ:

- пекли рогульки с картошкой, складывали друг на друга

- девушки и женщины на праздник всегда ходили в платке, обряжалась женщина тоже в платке, без пояса нельзя было ходить, без обуви не ходили обряжаться

- в какой-то праздник из теста делали курочек, выпекали в печке, потом их ели

- делали замешку из толокна с молоком в непостный день, в постный день ели с ягодами или водой

 

репортаж

17.

О беседах:

 

ПОСИДЕНКИ:

- на посиденку собирались с кружевами

- ходили с 13 лет на посиденку

- собирались с лампой

- делали посиденки по очереди

- девушки пряли, песни пели, парни приходили 

ВЕЧЕРИНЫ:

- приходили без работы

- стены обвешивали картинами, верес вешали

- приходили из других деревень парни

- в другие деревни рассылали пригласительные

 

репортаж

18.

О плясках:

 

- плясали «Кружочком»: по двое (девка с девкой)

- плясали «Буравецкого»: стояли четыре пары (девка с парнем) друг напротив друга, сначала парни плясали, по двое, девушки в круг не выходили, стояли на месте, пели частушки 

- плясали «Метелицу»: один пляшет, другие стоят

- заводили «Горюн»: парень созывал девок к другому парню, не по одной паре сидели в горюне, сидели на лавке

 

Репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ТРОИЦА:

- на кануне Троицы ставили берёзки у каждого окна, они стояли долго, потом берёзы прибирали, жгли на улице

- у каждого дома метлой выметали, прибирали улицы

- из монастыря привозили батюшку, монахов, икону, ночью ходили по всей деревне, по середине деревни, где батюшко служил молебен, всё выметали, приносили скамейку, приносили икону Божьей Матери, люди перед иконой припадали, икону несли вчетвером

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ:

-  НИКОЛА (22 мая), Митров день (8 или 9 ноября):

- варили флягу браги, покупали рыбу в магазине (треску), пекли пироги с рыбой, с грибами, с зелёным луком, со сметаной, пекли из белой муки 

- молодёжь ходила по деревням, в Харовске на ул.Колхозная, ходили по дороге, плясали, ходили больше по воскресеньям, из д.Лещёво, Кузовлёво

- девушки ходили по четверо, пели частушки

 

 

репортаж

Вологодская область,

Харовский район,

Харовский с/с

д. Бараниха

05.09.02.

Зап.: Полякова О.В.,

Келарева Н.А.,

Тимофеева Я.Б.

 

 

 

 

 

Исп.: Пищина Лия Серапионовна, 1930 г.р., род. – д.Сибла Пустораменский с/с

 

 

20.

О календарных обрядах и праздниках:

 

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ:

-  НИКОЛА (22 мая), Митров день (8 или 9 ноября):

- варили флягу браги, покупали рыбу в магазине (треску), пекли пироги с рыбой, с грибами, с зелёным луком, со сметаной, пекли из белой муки 

- молодёжь ходила по деревням, в Харовске на ул.Колхозная, ходили по дороге, плясали, ходили больше по воскресеньям, из д.Лещёво, Кузовлёво

- девушки ходили по четверо, пели частушки

 

репортаж

21.

<…>

Пришла не из-за милова,

Надоела славушка,

Не надо не единова

 

- текст

 

частушка

22.

На весёлую гуляночку

Идти не радошно,

Порасстроил ягодиночка

Меня порядошно

 

- текст

 

частушка

23.

Супостаточка красива,

Лучше девушок пяти,

Не могла, не занятого,

Себе дролечку найти

 

- текст

 

частушка

24.

Супостаточка мала,

Мала и недоросточёк,

В свои маленькие туфельки

Наклала косточёк

 

- текст

 

частушка

25.

Супостаточка красива,

Лучше девушок пяти,

Не могла, не занятого,

Себе дролечку найти

 

частушка

26.

Супостаточка мала,

Мала и недоросточёк,

В свои маленькие туфельки

Наклала косточёк

 

частушка

27.

Гармониста любить

Надо баско ходить,
Надо пудриться и мазаться

И брови подводить

 

- фр. напева

- напев

 

частушка

28.

Гармониста завлекала,

Гармониста тешила,

Гармонисту на плечо

Сама гармошку вешала

 

частушка

29.

Гармонист такой хороший,

Я его приворожу,

На евонную гармошку

Два платочка положу

 

частушка

30.

Выходи плясать, подруга,

На траву зелёную,

Четырёх подруг не надо

За тебя весёлую

 

частушка

31.

Выходи и запевай,

Подруга задушевная,

У тебя и у меня

Любовь не совершенная

 

частушка

32.

Ягодиночка – ты мой

Цветочик малерованной,

Не одну меня ты любишь,

Мальчик набалованой

 

частушка

33.

Ты пляши, моя подруга,

Занятая девушка,

Я пляшу незанятая,

Во груди изменушка

 

частушка

34.

…шевная, с тобой

Измена пала нам с тобой

Измена пала из-за девушки,

Скажи из-за какой

 

частушка

35.

Дроля, ваша ухажорочка

Запуталась в траве,

Поди выведи как надо,

То не гуливать тебе

 

частушка

36.

Дроля, я вашу изменушку

Тихонько встретила,

Только вспыхнула с лица

Товарочка заметила

 

частушка

37.

Дроля, в армию поедете

Чего накажите,

Я ни с кем гулять не буду,

Если не прикажите

 

частушка

38.

Дроля в армию поехал,

Не велел ни с кем гулять,

Не найдётся, дак не буду,

А найдётся – не унять

 

частушка

39.

Дроля в армию пошёл,

Остановився в поле-то,

Серой кепочкой махнул,

Не видываться боле-то

 

частушка

40.

О беседах:

 

- на игрище брали избу у бабушек, давали керосин 

- на игрище из других деревень собирались

- во время беседы могли разодраться, лампу разбить

- детей не пускали на беседу, они подсматривали в окошко

 

репортаж

41.

Атамана у нас нету,

Да и ты не атаман,

Расходись к едрени матери,

Гулянка, по домам

- интонируемый текст

- комм.: ребята пели

 

 

частушка

Вологодская область,

Харовский район,

Харовский с/с

д. Бараниха

05.09.02.

Зап.: Полякова О.В.,

Келарева Н.А.,

Тимофеева Я.Б.

 

 

 

 

 

Исп.: Столмова Елена Владимировна, 1919 г.р., род. – д. Клепестиха Харовского с/с

Емельянова Александра Николаевна, 1920 г.р., род. – д. Великий двор Харовского с/с

 

42.

О престольных праздниках:

 

- приходили свои гости - родственники

- в печь ставили корчаги, сусло, солод делали, пиво варили в больших чанах на кострах, кисель тоже камнями варили

- при колхозах пиво не варили, только пироги пекли, чай пили

- холодец варили, пироги пекли в печи, ставили на воронец

 

репортаж

43.

О свадебном обряде:

 

- на свадьбу пиво варили

- свадьба была в нежилой избе, сама маленькой на печи сидела

 

репортаж

44.

Не та мать, которая родила,

А та мать, которая крестила

 

- снач. комм.: божата – тётушка, крёстная – та, которая крестила

- комм.: крестными брали своих родственников и чужих

 

Поговорка

45.

О родильно-крестильных обрядах:

 

- сама не знает, когда родилась, крёстная говорит, когда навоз возили, значит в конце мая - начале июня

- крестили сразу, как родиться ребёнок

 

Репортаж

46.

О календарных обрядах и праздниках:

 

- «в праздники воду не погань и землю не тревожь»

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ:

- обходили дом со свечкой

 ПАСХА:

- обходили дом с иконой Спасителя против солнца три раза, пели «Христос воскресе»

- обходили утром после церкви (в 4-5 часов)

- раньше постились и детям не давали

- дом был со взъездом и выдачей и у соседей тоже, вокруг дома было не обойти

- обходила дом бабушка

 

репортаж

47.

О правилах поведения за столом:

 

- детям ложкой в лоб били

- красный угол на востоке, под иконой сидел дядя (самый старый), на углах на лавке сидели мать и отец, а бабушка сидела на табуретке, дети сидели кругом стола, мать и отец были крайними

 

репортаж

48.

Об обрядах со скотиной:

 

СМОЛЕНСКАЯ (10 августа) – служили молебен, святой водой брызгали скотину

ВЫГОН СКОТИНЫ:

- скотину выгоняла хозяйка с веткой вербы (освещённой с Вербного воскресенья), святой водой опрыскивала

СПАСОВ ДЕНЬ:

- до обеда держали скотину во дворе, служили в церкви, потом служили молебен в деревне, пускали скотину под крест и святую воду

- ветку вербы, которой выгоняли скотину, жгли в печи, пускали пепел по воде 

- верба целый год стоит до новой вербы, другие приносят, а старые сжигают, надо пепел по воде пустить

 

репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100