Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 097

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Любомировский с/с,

д. Братково

31.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Громова А.Н.

Исп.: Розанова Нина Ивановна, 1916 г.р., род. в д. Погорелково

 

01

О свадебном обряде:

 

- от венца молодых встречают родители жениха с караваем, молодые должны были откусить от каравая, смотрели, кто больше откусит

- молодые сидели за столом в переднем углу, рядом с женихом сидел дружка, а рядом с невестой – ее крестная; родители за столом не сидели, они угощали гостей

- в избе ставили огород из жердей, чтобы гости до стола не добрались, народу на свадьбе было много, «полный дом людей» набирался, гости приходили смотреть свадьбу, их угощали самогонкой, каждому наливали по стопочке

- после венца в дом жениху родственники невесты (родители, сестры) привозили приданое – одежду, платья, все было сложено в сундуки, у богатых невест было несколько сундуков приданого

 

Репортаж

02

О престольных праздниках:

 

- в Макарьино праздновали летом был Александров день: приходили гости

- Богородицын день (21 сентября)

- отец варил пиво в деревянной кадушке; изо ржи делали солод (описание процесса изготовления)

- самогонку гнали из хлеба

- отец камнями кипятил пиво в бочке, потом спускал сусло из кадушки

- в Богородицын день гуляли по три дня

- девки и ребята гуляли, ходили по деревне с гармошкой, собиралось много молодежи со всей округи, были драки; в деревне был большой пруд, кругом этого пруда молодежь и гуляла, плясали

- после праздника на третий день, когда все гости разъедутся, женщины собирались отдельно в один дом, брали с собой пиво и пироги, выпивали, пели, плясали

 

Репортаж

03

О беседах:

 

- зимой молодежь собиралась на беседы, девки приходили с прялками по очереди в дома друг к другу

- парни приходили с гармонью, могли сжечь кужель у девки

- играли «Заиньку» (на восемь человек), вставали четыре парня, брали девиц

 - зимой с Рождества до Масленицы в разных деревнях делали «весёлые», приводили «гостей» [девушек] из других деревень, «веселая» была по два-три вечера

 

Репортаж

04

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: в д. Погорелково Масленицу праздновали в субботу, в этот день в деревню все приезжали кататься на лошадях, катались кругом пруда, в воскресенье ездили кататься в Ивановское

- молодые (которые недавно поженились) катались на лошадях, на их санях сзади была повешена простынь

- ребята катали девок, парень мог увезти девку за деревню и там оставить, ей приходилось пешком возвращаться в деревню; девушки стояли на улице, ждали, когда ребята их покатают

- однажды в Масленицу в драке зарезали парня

- разводили большой костер, собирали дрова, обливали керосином или соляркой; раньше чучело не делали

- у костра баловались, толкали друг друга, снегом кидались

- РОЖДЕСТВО: против (накануне) Рождества безобразили, могли увезти воз с дровами, трубу затыкали, лазейку (калитку) запирали, чтобы было не выйти на улицу, двери замораживали (заливали водой)

- гадали: девушка привязывала таракана к ноге и ложилась спать, таракан «водил» ее во сне и должен был «привести» к жениху (это снилось); таракана клали в спичечный коробок и привязывали к ноге

 

Репортаж

05

Таракан-пошохон,

Покажи любова дом,

Не дом, дак крыльцё,

Не крыльцё, дак самово в лицё.

 

- текст

- комм.: сестру таракан во сне «привел» к крыльцу жениха

- повтор текста

 

Приговор при святочном гадании

06

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: отец рассказывал, что раньше гадали – у печки надевали хомут от лошади, смотрели в устье

- ходили на кресты, там ложились и слушали – или свадьба едет, или покойника везут; что послышится, то с тобой и будет; на крестах (на перекрестке) чем-то зачеркивались (рисовали крестик, и на него ложились); потом надо было расчертиться в обратную сторону

- в стакан выливали яйцо, потом смотрели

- с Рождества до Масленицы (?) ходили ряжеными, девка наряжалась парнем, надевала костюм (пиджак, рубаху, брюки); парни наряжались старухами, брали гармошку и вместе с девками обходили все деревни; заходили в дом, там плясали под гармошку; так ходили целый день до ночи; в каждой деревне заходили в какой-то один дом

- парни наряжались в старух: надевали длинный сарафан, кофту

- каждый день приходили ряженые из разных деревень, пели «интересные» песни

- ряженых пускали в один большой дом, они там плясали, туда все приходили смотреть ряженых

 

Репортаж

07

О беседах:

 

- делали «весёлые», девки ходили по другим деревням, «весёлые» были по три вечера

девки брали по три «снаряда» на каждый вечер, первое платье надевали самое лучшее (шелковое), потом похуже; дочкам отец покупал платья – «снаряжал» их

- на «весёлые» приходили бабы, смотрели и указывали на девок, кто в каком наряде, кто как пляшет

- на беседу начинали ходить с 18 лет

- собирали маленькую беседу для маленьких девочек, однажды девочки собрали маленькую «веселую» беседы, учительница ругали их за это, т.к. они были еще не «невесты»; на маленькую «веселую» пришли ребята из другой деревни с гармошкой

- на беседе было «Горе», девку могли затащить в «Горе» насильно, тогда она убегала; парень приглашал в «Горе» ту девку, с которой дружил; девки в «Горе» никого не звали, звали только парни

 

Репортаж

08

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: постом семь недель не давали есть ни мяса, ни молока; давали соленые грибы, капусту

- ПАСХА: все готовили

- БЛАГОВЕЩЕВ ДЕНЬ: разрешали поесть чего-нибудь молочного и мясного

- каждую неделю в среду и пятницу не давали есть мясного; это были постные дни, варили грибной суп, давали капусту

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Любомировский с/с,

д. Братково

31.07.2003.

 

 

Зап.: Савинская Е.В.,

Савинский А.П.,

Громова А.Н.

Исп.: Соколова Зоя Андриановна, 1927 г.р., род. в д. Берково

 

09

О проводах в армию:

 

- когда парню приходила повестка, делали один вечерок перед отправлением в армию; девушки провожали парней

 

Репортаж

10

О беседах:

 

- в войну делали посиденки, молодежь собиралась отовсюду; на посиденку ходили за 10-12 км в другие деревни

- играли в «Заиньку»

- было «Горе» в отдельной комнате или в кухне; парень «заказывал» девушку, она приходила к нему в «Горе»; если девушка отказывалась идти к парню, то другие парни ее силой тащили, могли даже одежду порвать на девушке

- парни могли в «Горе» курить

- если девчонка была не «на почёте», то с ней могли что-нибудь «побаловать», например, «заказать» девушку для смеха, а она была парню не нужна

- маленькие (14-15 лет) ходили на беседы смотреть, они сидели у дверей на лавке, лавка ставились кругом избы; молодые женщины и мужчины тоже приходили смотреть на посиденку, они стояли у дверей

- кто поженился, те уже не плясали, они «отходят от молодежи»

- девчонки и ребята плясали и песни пели

- плясать учились дома; девочка «выглядит» где-нибудь «колено» и учится плясать дома, а потом показывает на посиденке

 

Репортаж

11

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: у отца в молодости были специальные «выездные» лошадь и повозка, на них катались на масленичной неделе, ездили по деревням; парень приезжал в ту деревню, в которой в этот было катанье, там стояли девки и ребята, у которых не было лошадей, они ждали, чтобы их покатали; тогда парень выбирал, кого он покатает

- у девушек были шубы до земли, сверху надевали шали; такие катанья были во время молодости отца, в молодости З.А. катаний уже не было, были только посиденки

- в ПОСТ: посиденок не было, занимались домашними делами

- если гости приезжали, они тоже шли на работу в поле, помогали хозяевам работать

- МАСЛЕНИЦА: были специальные деревни, в которых проводилось катанье – в Погорелке, в Сухоломове, в Чернееве       

 

Репортаж

12

О молодежных гуляниях, драках:

 

- из Берково ходили гулять и кататься в Домшино, там были более серьезные ребята, было больше «порядка» на гуляниях, там драк не было; если домшинские ребята приходили сюда (в братковскую сторону), то здесь их обязательно били и прогоняли с беседы; местные парни сразу начинали плясать и петь нехорошие песни, тогда домшинские понимали, что надо уходить

- раньше на гулянья приходили молодежь со всей округи; парни дрались партия на партию; парни заранее знали, с кем будут драться

- девчонка могла защищать парня (своего жениха), могла повалиться на него, чтобы его не били

- в церквях делали клубы

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 > 101
021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037 038 039 040
041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060
061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100