Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 209

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Бечевинский с/с

д. Катилово

16.08.2005.

Зап. Кулев А. В.

Щупак Г. Н.

Гринькин Г. В. 

 

Исп.: Павлова Евдокия Егоровна, 1923 г.р., род. - д. Большое Заречье Бечевинского с/с

Егорова Екатерина Константиновна, 1923 г.р., род. - д. Ануфриево Кукшевского с/с

 

01

О свадебном обряде:

 

- на свадьбе пили самогон

- пели, плясали, веселились

- раньше ходили сваты, могли приехать издалека на лошадях

- были специальные пожилые женщины, которые умели причитать

- раньше были девишники, на которых учили невесту плакать

- на свадьбы ходила старушка, которая приносила с собой «карону» – веночек из картона, и надевала его на невесту

- «карону» украшали ленточками, бисером, бусинами

- в конце девишника «карону» с невесты снимал жених, и причетальница уносила ее с собой и приносила потом на другой девишник

 

Репортаж

02

О календарных обрядах:

 

- праздновали Пречистую – 21 сентября и Девятую Пятницу

- праздники до обеда гуляли в одной деревне, а после обеда шли в другую

- Рождество и Крещение – общие праздники, праздновали везде

- на 9 пятницу ходили на кладбище

- Ильинскую пятницу гуляли в д. Палкино и Остюнино

- 14 августа – медовый спас, 19 – преображение,

- на праздники в другие деревне девушки ходили, взяв с собой узелок с праздничным нарядом, туфли берегли и до деревни несли в руке

- гостились в разных деревнях, подружки ходили друг к другу в праздники

- плясали «ланчика» на 4, 6, 8 пар – парни и девушки

- «могли плясать простой «ланчик» на несколько фигур, а могли – «долгово» – когда парни кружили каждую девушку

- на беседы приходили женщины, чтобы посмотреть, как пляшут девушки, могли специально попросить вызвать какую-либо девушку, чтобы та поплясала, отказываться было нельзя

- если в «ланчике» было 8 пар, то каждую девушку кружили 8 раз

- для бесед нанимали какой-то дом или ходили в клуб

- на беседы приглашали молодежь из других деревень, писали записки

- на беседы девушки собирались с прялками, парни могли поджечь кудель

- на беседы девушек не отпускали без работы, потому что вся одежда была домотканая, и нужно было обрабатывать много льна

- родители девушкам не разрешали каждый день ходить на беседу

- на беседах парни поджигали у девушек кудель, чтобы быстрей закончилась работа

 

Репортаж

03

О свадебном обряде:

 

- на свадьбе невеста должна была одаривать подарками родню жениха

- дарили полотенца, которые назывались «рушник?», их вышивали

- жениху невеста вышивала рубашку

- в приданом у невесты должны быть кружева и скатерти, которые делали из двух домотканых полотен, между собой сшитых прошвой

- приданое готовили заранее, до того, как девушку просватают

- после того, как невесту просватают, к ней приходили подруги и помогали готовить приданое, шили, вышивали

- за несколько дней до девишника невесту учили плакать

- на девишнике, если невеста не плакала, то к глазам подносили луковицу, чтобы вызвать слезы

- на девишник приходила причетальница, которая причитала, а невеста плакала, девушки пели песни

- после девишника молодежь переходила в другой дом, где плясали  и веселились

- после девишника невесту водили в баню, жених снимал с невесты «красоту» – «карону»

 

Репортаж

04

О труде:

 

- раньше женщины устраивали «супрядки», на которых все вместе обрабатывали, пряли лен

- мужчины вместе собирались на «помощи», строили дом, хозяин всех угощал, деньгами за «помощи» не рассчитывались

 

Репортаж

05

О праздничной пище:

 

- на свадьбу пекли пирог с большой щукой, которую не разрезали на куски, а запекали целиком, так, чтобы с одной стороны торчала голова, а с другой – хвост

- пирог с рыбой пекут на все праздники и по воскресеньям

- на праздники обязательно делали студень

- чтобы летом продукты не портились их хранили в специальном срубе, вкопанном в землю, в сруб клали с весны лед и снег, и летом, там было холодно, оставляли суп, холодец

- к празднику мясо вялили, чтобы не испортилось

- на праздник делились продуктами с теми, у кого их не было

- из толокна делали соломату или тяпушку, заправляли льняным маслом

 

Репортаж

06

О ремеслах и промыслах:

 

- об изготовлении льняного масла

- о гончарном промысле

 

Репортаж

07

О календарных обрядах:

 

- на праздники пекут пироги и «рогушки»

- Благовещенье – 7 апреля

 

Репортаж

08

О гончарном ремесле:

 

- когда лепили горшки, то сначала из глины делали колбаски, а потом на круге придавали им форму

- делали «волок?» – крышки с ручками

- всем ремеслам учились от родителей

 

Репортаж

09

Горшки продаём, горшки

 

- снач. комм.: стучали по горшкам и кричали

- комм.: если горшок тонкий, то должен звенеть очень звонко

- делали пивные горшки и кринки

 

Выкрик торговцев

10

О пище:

 

- варили пиво, при его изготовлении получается сусло, с которым ели кисель

- если в праздник на стол выносили кисель, то для гостей то был знак, что пора уходить

- кисель варили ржаной или овсяный, его можно было хлебать с молоком или с суслом

 

Репортаж

11

Выходитё, горшки покупать, выходитё

 

- комм.: горшки звенели

- облитые суриком горшки не звенят

- в глиняных «кашниках» варили детям кашу

 

Выкрик торговцев

12

Выходитё, горшки покупать, выходитё, горшки продавать

 

- комм.: горшки возили зимой на розвальнях – специальных санях, ставили их в сено

- горшки делал дядя Касаткин Михаил Яковлевич из д. Алексино

- могли делать горшки не облитые

 

Репортаж

13

О промыслах и ремеслах:

 

- многие плели из дранки корзины, коробки, кузова, в которых носили траву

- дранку делали из прямослойной сосны без сучков

- гончары делали свистульки в форме птичек или собачек с ножками

- свистульки могли делать из ивовой коры

 

Репортаж

14

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- Святки были с Рождества до Крещения

- в Святки ходили в разные деревни, смешно одевались, закрывали лицо, чтобы никто не узнал, мазались сажей, надевали разную обувь

- наряжаться моги в военную форму

ДРАКИ

- в праздники случались драки, парни дрались деревня на деревню

- могли драться гирями, кольями, тростями 

Репортаж

     

 

Продолжение репортажа о календарных обрядах:

 

- дрались резиной, которую обматывали вокруг пояса, а в нужный момент снимали

- гири привязывали на веревку, дрались ножами

- дерущихся парней старались разнять

- девушки могли помогать своим парням, подносили в подолах камни

- парни из д. Бечевинка дрались с парнями из Гулинского сельсовета

- ходили по деревне с гармонью несколько партий, в какой-то момент гармонист менял игру, резко дергал гармонью, парни пели хулиганские частушки – это означало, что сейчас начнется драка

- драка начиналась не сразу, парни ходили друг перед другом «ершами», а потом сходились в драке

 

Репортаж

 

15

О гармонистах:

 

- раньше было много гармонистов

- хорошо играют Абабковы

- в Кириллове была гармонная мастерская, там на гармонях играли почти все парни, играть умели многие женщины

- раньше играли на гармонях «вятках», у которых был очень длинный мех

- больше ценили хромку

- за хорошим гармонистом ходило много народу

- когда ходили по деревне, то могли у какого-нибудь дома остановиться и поплясать

 

Репортаж

16

О календарных обрядах:

 

- в Покров гуляли 3 дня в разных деревнях, ходили в гости

- праздновали 9 октября – Богослов, 10 – Изосимов день

- Казанская бывает осенняя и летняя, праздновали 21 июля в д. Горка

- в праздники девушки ходили в гости к подружкам в другие деревни, брали с собой узелки с нарядами

- девушки гостили только у девушек, к парням не ходили, но парней никогда не боялись

 

Репортаж

17

О жизни до революции:

 

- раньше в округе были барские усадьбы, в разных деревнях

- главный барин жил в д. Коровино

- у бар были хорошие хозяйства

- когда барин проезжал по деревням, то бросал детям мелочь или баранки, за то, что те открывали ему отвод

 

Репортаж

18

О пастушеских обрядах:

 

- раньше пастухи пасли коров с барабанками ,по которым стучали палочками

- мать получила увечье в лесу и 26 лет пасла коров в лесу

- у пастухов был какой-то «огород», защищающий от зверей

- когда мать пасла, то в стадо приходил волк, тряс коров за хвосты, но ни одну из них не тронул, помогали какие-то слова – «огород»

- коровам весили колокольчики, чтобы было слышно, где ходят коровы

 

Репортаж

19

О колдовстве, знахарстве:

 

- были люди, которые давали «огороды» и могли находить потерявшихся людей

- пропал отец, мать пошла к колдуну, а он прямо с порога ей сказал, что она может домой возвращаться, отец нашелся, а в это время сын и зять разыскали его в лесу

- знающие люди помогали при змеиных укусах, такой человек спас мать, когда ту укусила змея

- колдун не может умереть, пока не передаст кому-то свои знания

- кто-то самой посадил «килу», колдун увидел, пригласил в дом и дал лекарство

 

Репортаж

20

О календарных обрядах:

 

- раньше девушки гадали, ходили в овины, слушали

- с сестрой гадали так: бросали дугу и смотрели, куда она покажет концом, самой показала на болота, и оказалось, что в ту сторону вышла замуж; дугу нужно бросать со всей силы

- в овины нужно было совать голый зад, чтобы кто-то погладил рукой, если мягкой – к богатой жизни, а жесткой – к бедной

 

Репортаж

21

О церкви:

 

- в церкви была икона с изображением всех богов, она была написана прямо на доске

- церкви ломали после 1929 года

 

Репортаж

22

О быте, воспитании:

 

- раньше за стол садились все вместе, дети и взрослые

- перед обязательно нужно было помолиться, сама однажды не помолилась, и за это из-за стола выгнали

- хозяин сидел в переднем углу вдоль стола, а хозяйка около самовара

- у каждого было свое место за столом

- маленькие дети сидели отдельно, а когда подрастали, садились за общий стол

- первым начинал есть отец, а потом все остальные

- ели из общего блюда

- детей приучали к труду с детства, самые маленькие пасли кур

- воду носили на коромысле, на левом плече, чтобы отгонять от себя лукавого, а если носить на правом, то отгонишь ангела; за это взрослые осуждали

 

Репортаж

23

Каледа, каледа,

Зародилась каледа

Накануне Рождества

Как пришла каледа

Ко Ивану на двор

 

- фр. текст

(Павлова)

- комм.: приходили в дома, там чем-нибудь угощали

- каледу пели на улице, около крыльца, в дом не заходили

 

Колядка

24

Зародилась каледа

Накануне Рождества

Што пришла каледа

Ко Ивану на двор

 

- фр.

- интонированный текст

- снач. комм.: пели взрослые девушки, маленьких не брали

- комм.: петь каледу могли замужние женщины, парни и мужики не пели

 

Колядка

25

О календарных обрядах:

 

- в Святки могли налить воды под ворота, так, что она к утру замерзала, и хозяева не могли открыть

- стаскивали в одну кучу санки, оставленные хозяевами во дворе

- парни могли закрыть трубу, а хозяйка утром не могла растопить печь

- санки затаскивали на крышу дома или на дерево

- двери могли завалить дровами или санями

- ходили «кудесам» в разные деревни, заходили в дома, хозяева могли не пустить, но на это не обижались

- на беседу могли принести «покойника» во всем белом, девушки его боялись, убегали, а парни их подтаскивали, заставляли целовать покойника

- когда молодежь устраивала беседы, то могли придти посмотреть дети, старушки и женщины

- Святки заканчивались в Крещенье

 

Репортаж

26

Таракан-пошохон,
Сведи к сужоному-ряжоному в дом

 

- снач. комм.: в Святки поймала таракана, положила в спичечный коробок и спрятала на ночь под подушку со словами

- комм.: ночью приснился двоюродный брат будущего мужа, который ехал на лошади, на которой потом сама с мужем ехала расписываться, в тех же санях

(Павлова)

 

Приговор на гадание

27

О свадебном обряде:

 

- когда с мужем ехали расписываться, то с женихом сидели на подушках, накрытые одеялом, впереди сидел гармонист и кучер

- незадолго до свадьбы сама пешком ходила в г. Череповец шить одеяло в приданое

- на свадьбе было 3 литра самогона

- пели частушки, плясали

 

Репортаж

28

Таракан-пошохон,

Сведи к сужоному-ряжоному в дом

 

- снач. комм.: перед тем, как лечь спать, положила под подушку таракана, легла и про себя сказала такие слова

 

Приговор на гадание

     

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298