Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 261

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Вытегорский район,
Андомский  с/с
с. Андомский Погост
16.08.2006.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.
Фокина М. Р.   

 Исп.: Терехова Ольга Ивановна, 1920 г.р., род. - д. Ильинцы Куржецкого с/с
 

01

О святых местах:

- недалеко от деревни был источник, его называют «источник здоровья»
- источник бьет из-под земли, на нем сделан сруб с крышей, рядом стоит крест
- из источника до сих пор берут воду
- рядом с источником был сделан «ерд
?ан» из бревен, в праздники в нем купались
- в праздники купались в сорочках
 

Репортаж

02

О календарных обрядах:

- в праздники приезжал священник
- в праздники пели песни, плясали кадриль
- гармонистов было много, играли хорошо
- в праздники устраивали карусель (дом культуры) и качели
- на качелях чаще всего качались дети, взрослые качались редко
- в деревне стоял «кресток», около которого собиралась молодежь
- около креста собирались на Успенье
- возле креста были посажены деревья и стояли скамейки
 

Репортаж

03

О святых местах:

- на источник «кладовают завет» и приходят купаться в Спасов день
- в источник бросают деньги, возле него зажигают свечу, умываются водой из него 

Репортаж

+ Исп.: Крайнева Антонина Ивановна, 1928 г.р., род. - д. Ильинцы Куржецкого с/с  

 

- в Спасов день в церковь носили яблоки
- праздновали Троицу
- в праздники по деревне ходили по 8 человек в ряд
- собиралось много народу со всей округи
- было 2 очень хороших гармониста Иван Андреевич и Петр Андреевич
- в праздники пели песни
 

Репортаж

04

Лучше бы я девушка на волюшке жила,
Ой, день с утра до вечера улицу мела

День с утра до вечера улицу мела,
Ох, мела, мела улочку, размятывала

- напев
- комм.: эту песню пел отец
 

Лирическая

05

Экой Ваня, розудала голова,
Ох, розудалая головушка твоя

- фр. текста
- напев
 

Лирическая

06

Птичка-пташка, кинарейка
Росскажи горё моё

Моё горе всем извесно,
Мил уехал далеко да

- напев
- фр. текста
 

Лирическая

07

Во субботу, во субботу
Во субботу день ненасный
Нельзя в поле роботать

Нельзя в поле, роботать
Не бор†нить, не пахать
Не бор†нить, не пахать

- фр. текста
- напев
 

Лирическая

08

О похоронно-поминальных обрядах:

- говорят, что нельзя поминать щукой, у нее в голове – крест
 

Репортаж

09

О календарных обрядах:

- в Пасху ходили ко всенощной, домой возвращались к утру
- на Пасху пироги пекли ночью
- после всенощной около церкви жгли костры
 

Репортаж

10

Христос воскресе у смерти,
У смерти у смерть прибав
И сушший во гробе
Живот даровав

- напев
 

Пасхальный тропарь

11

Христос воскресе у смерти,
У смерти у смерть поправ
И сушший во гробе
Живот даровав

- напев
 

Пасхальный тропарь

12

О календарных обрядах:

- в Пасху или на Светлой неделе ходили с иконами и хоругвями по домам, обходили вокруг
- перед приходом священника готовили овёс, который насыпали в «малёнки»
- «малёнки» делали из лубка
- в такие же «малёнки»  клали яйца и пироги
- священник служил в каждом доме
 

Репортаж

13

О пастушеских обрядах:

- пастухи пасли с отпуском
- пастух привязывал отпуск к деревяшке и опускал его в воду
- у отца был отпуск, который он читал, когда обходил коров, клал его на воротник и под ним прогонял коров
- отпуск был записан на бумажке, сама этот отпуск отдала другому пастуху
- с отпуском коровы паслись хорошо
- отец однажды нарушил отпуск и волк задрал теленка
- на отпуск были запреты; нельзя было рубить сырое дерево
- коров обходили утром, после того, как их выпустят
- коров выпускали в мае или 1 июня
- пастух запирал замок, а ключ прятал у себя, когда сезон пастьбы заканчивался, пастух отпирал замок
- отпуск, написанный на бумаге, пастух носил в кармане или прятал дома, а запертый замок опускал в воду
- отпуск давал знающий старик
- один пастух играл на рожке, который был сделан из коровьего рога
- раньше коров пасли в лесу, а теперь в полях
- если пастух пас с отпуском, то коров не трогал не волк, не медведь
- если коровы расходились по лесу, то пастух их собирал, играя на рожке
 

Репортаж

14

О представлениях и верованиях:

- в лесу есть хозяин, которого называют «леший»
- он добрый «если не нарушать»
- в лесу нельзя ругаться и «леших
?ться»
- мать рассказывала, что однажды оставила на сенокосе топор, заругалась, вспомнила лешего и после этого не могла найти топор, а впереди, где никого не было, слышался хохот
- чтобы выбраться из леса, если заблудился, нужно вывернуть всю одежду наизнанку
- в лесу нельзя говорить, что окажешься впереди кого-то, что-то загадывать
- в Воздвиженье в лесу звери «сходятся на покой», ходить в лесу опасно
 

Репортаж

15

О колдовстве и знахарстве:

- есть слова с которыми коров нужно «ставить» и «отпускать»
- в д. Тудозеро есть женщина Ломкова Роза Ивановна, которая знает, как корову ставить и заводить
- корову сначала нужно «заводить», а потом «ставить»
- М. И, Площицына умеет заводить коров, даже нового продавца в магазин «заводит»
- заходя в новый дом нужно проситься у хозяина, положить ему жито и мелкие деньги
- после отела перед первой дойкой нужно сказать какие-то слова
- корову нельзя выпускать босиком и без платка
- выгонять корову нужно вербушками, а некоторые выгоняют вицей
 

Репортаж

16

Хозяин, хозяюшка
С малыми детушками,
Простите миня грешново,
Не вы на миня нашли, а я на вас,
Прости миня, Господи,
А вас Господь простит

- комм.: такие слова нужно говорить, если ушибешься
 

Заговор

17

Палец безымянный,
Мастит окоянный,
Шире не ширься,
Выше не вставай
На месте замирай
Не груби,
От рабой Божьей коровушки
Прочь отходи
<…> молочко
Вымечко отпусти
Во веки веков. Аминь

- комм.: такие слова говорила мать
 

Заговор

18

Господи, благослови,
Как эта вица на земле лежала бы,
Раба Божья коровушка взади скотинки бежала

- снач. комм.: когда выгоняешь корову, нужно вицу поднятьна дороге
- комм.: при этом нужно крестить корову по задним крестцам этой вицей
 

Заговор

19

О календарных обрядах:

- в вербное воскресенье освещали вербу, а потом этой вербой выгоняли скотину
- в Великий четверг корова подрезали хвосты
 

Репортаж

20

О свадебном обряде:

- раньше невесту приезжали сватать; приезжал жених с родителями
- сваты ходили вдоль матицы и что-то говорили
 

Репортаж

21

Мы пришли для вашей милости
У вас есть невеста, а у нас жених

- комм.: сваты сначала не садились, а потом их приглашали к столу
 

Приговор сватов

22

О свадебном обряде:

- после сватовства назначали день свадьбы

 

Репортаж

Вытегорский район,
Андомский  с/с
с. Андомский Погост
16.08.2006.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.
Фокина М. Р.  

Исп.: Хотякова Валентина Степановна, 1929 г.р., род. - Тульская область 

23

О календарных обрядах:

- в Крещение ходили за водой; идти нужно было молча, не оглядываясь
- такая вода помогает от болезней
- в детстве застала посиделки на Рождество
- в Крещенье гадали – бросали валенок и сморели, куда упадет, там и судьба
 

Репортаж

24

Рассказ о себе
 

Репортаж

25

О плясках:

- плясали «руссково», «барыню», «цыганочку»
- «руссково» пляшут тихо, а «барыню» быстро
 

Репортаж

26

Под пляску «руссково» 

Наигрыш под язык с пляской

27

Ты играй-ка, гармонист,
Заставила тибя я
Неужели разобидится
Фартовая твоя
 

Частушка

28

Барыня ты моя,
Какая ты весёлая,
Я нашла тибя зимой
Снегом занесёныя
Ох, ох, ох, ох
 

Частушка с пляской

29

О календарных обрядах:

- в Петров день встречали солнце, пели песни, варили кулеш на улице (Тульская область)
 

Репортаж

30

О жизни после войны
 

Репортаж

31

Отче наш

- комм.: на Пасху ходили в церковь, в полночь крестили «паску», а потом шли домой

 

Молитва

Вытегорский район,
Тудозерский  с/с
д. Тудозерский Погост
17.08.2006.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.
Фокина М. Р.  

       

Исп.: Тюлёва Тамара Герасимовна, 1932 г.р., род. - д. Саража бывш. Плосканевский  с/с  

32

О календарных обрядах:

- девушки собирались на вечеринки
- на вечеринках старшие пели песни
- раньше женщины собирались с прялками, пели песни,частушки
- вечеринки были зимой
- 31 августа – Фролы, ходили по деревне с гармонями и балалайками, пели песни
- мужчины по вечерам собирались и играли «в рюхи»
- подростки ходили на ходулях
- раньше ходили «кадр
?иль», потом стали танцевать вальсы и другие танцы
- плясали «русского» по одному
- старые женщины ходили кругом и пели какие-то длинные песни
СВЯТКИ
- в святки девушки гадали: слушали, пололи снег
- ходили на перекресток, где расходятся 3 дороги, зачерчивались и слушали
- пололи снег: набирали его в подол и бросали, а потом слушали, где собака залает, там и суженый
- сама не гадала, видела у старших
РЯЖЕНЫЕ
- до Крещения ходили «наряжёныма», надевали длинные юбки
- девушки могли надеть мужскую одежду, лица закрывали марлей
- приходили в дома, плясали, могли что-то попросить знаками, а голоса не подавали
- наряжаться могли парни и девушки, ходили по своей деревне и по соседним
- в Святки молодежь стаскивали дрова или сани, могли завалить крыльцо
 

Репортаж

33

Христос рождается, славитца,
По печи валяетца,
До калиток добираетца

- фр. текста
- комм.: в Рождество дети ходили по домам и пели, за это им давали пирог, калитку или копеечку
- повтор
 

Рождественское славление Христа

34

Христос рождается, славитца,
По печи валяетца,
До калиток добираетца

- фр. текста
- комм.: так ходили утром
- калитки – рогульки с картошкой
 

Рождественское славление Христа

35

О календарных обрядах:

- ряженые ходили с Рождества до Крещенья
- в Крещенье ходили за водой, но сама не ходила
- за водой ходили на «ёрд
?ан»
- пожилые люди воду приносили заранее, а ночью выходили на улицу и приносили ее в дом
ПАСХА
- на Пасху варили яйца и пекли пироги, ходили на кладбище
- пожилые люди раньше печь топили ночью
 

Репортаж

36

О похоронно-поминальных обрядах:

- на кладбище покойных поминают пирогами, яйцами, чаем
- перед тем, как уйти с могилы сыплют крупу
- крупу не нужно сыпать на могилку, чтобы птицы не разгребли землю
 

Репортаж

37

О календарных обрядах:

- в Пасху яйца красили «луковой травой» или красным карандашом
- крашеными яйцами бились
- на Пасху пекли пироги, булочки, ягодники или «тонк
?ие пироги»
- мать пекла «паску», иногда из творога, а сверху выпекала крестик
- слышала, что раньше по домам ходил священник
- в Великоденный четверг никому ничего нельзя давать
- В Вербное воскресенье ходят на кладбище и ставят вербы на могилку
- в Троицу на могилки ставят веточки березы
- в Вербное воскресенье вербу приносили домой и ставили за иконку
- в Троицу березки ставят на окна, а раньше приносили целые березки и ставили на улице под окном, они стояли неделю, а потом убирали
- в родительскую поминку – в субботу накануне Троицы ходили на кладбище
- жать начинали после Ильина дня
- во время жатвы старушки пели частушки на вечерней заре; пели протяжным голосом
 

Репортаж

38

О представлениях и верованиях:

- заходя в новый дом нужно занести буханку хлеба и соль, только после этого можно переходить в этот дом и жить там
- при переходе в новый дом нужно говорить какие-то слова
 

Репортаж

39

О скотоводческих обрядах:

- первый раз скотину выгоняют во вторник, четверг или в воскресенье
- у пастуха был «отпуск», который помогал сохранить скот
- сама всегда покупала черных коров, потому что они были ко двору; коровы других мастей плохо стояли и худели
- новую корову во двор нужно «заводить»
- после отела корову «ставят», чтобы она не лягалась и хорошо стояла
- в какой-то день коровам подрезают хвостики, которые потом клали на окно в хлев
 

Репортаж

40

О пастушеских обрядах:

- раньше пастух играл на рожке, сделанном из коровьего рога
 

Репортаж

41

О песнях

- раньше пели долгие песни, когда шли с сенокоса
- утром песни не пели
- могли петь в праздники
 

Репортаж

42

О кадрили:

- в кадрили командовали парни

 

Репортаж

Вытегорский район,
Тудозерский  с/с
д. Тудозерский Погост
17.08.2006.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.
Фокина М. Р.  

       

 Исп.: Вавилова Зинаида Михайловна, 1928 г.р., род. - д. Паново Тудозерский с/с  

43

О календарных обрядах:

- праздновали Ильин день
- в праздники приходили гости, вечером ходили в клуб
- праздновали Крещенье, ходили за водой на «ёрд
?н»
- на Рождество пекли пироги, варили мясо, собирались гости
- в Святки ставили елку, которая стояла с Нового Года до Крещения
- в Рождество славили Христа
- в Пасху по домам ходил священник, хозяева дома ставили на стол яйца, овес, пироги
- священник обходил все деревни
- в Егорьев день священник кропил скотину святой водой
 

Репортаж

44

Вербушка, вербись,
Курушка, несись

- снач. комм.: в вербное воскресенье приносили из церкви ветки вербы и ими хлестали кур со словами
- комм.: потом эти ветки клали к иконам на божницу
- Николу зимнего праздновали в д. Дёмино
- в Троицу приносили из леса березку и ставили под окно, а теперь просто на окна кладут ветки
- в Троицу ходили на кладбище и поминали умерших; на могилу стелили скатерть и поминали рыбой и яйцами, на могилку сыпали крупу, но не там, где голова
 

Репортаж

45

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойного хоронят на третий день после смерти
- покойного кладут ногами к иконам, чтобы покойник смотрел «на Бога»
- пока нет гроба, то покойника кладут на доски или на скамейки
- раньше в гроб бросали листья от березовых веников, которые потом покрывали простыней
- ветки, оставшиеся от веника сжигали в огороде вместе со стружками от гроба
- когда в доме лежит покойник, то завешивают зеркала и окна
- около умершего обычно сидят люди, не спят
- около покойного должна гореть свеча или лампадка
- раньше по покойному причитали
- причитать начинали после того, как покойника вымоют и положат в гроб
- перед тем, как опускать в могилу гроб, бросают деньги
- гроб можно опускать на полотенцах или на веревках
- после похорон желающие приходили поминать
- на поминках покойнику ставят чашку с чаем и блюдце с закуской, которую потом отдают скотине
- на поминальный стол пекут пироги, блины, готовят рыбу и мясо
- на кладбище угощают перловой кашей с изюмом, после того, как покойника уже похоронили
- когда покойника кладут в гроб, то говорят «пусть земля будет пухом»
- по возвращении с кладбища все моют руки и только потом заходят в дом
- поминают покойного на 2, 9, 20 и 40 день
- в поминальные дни ходят на кладбище, а потом собирают стол
- после того, как покойника вынесут из дома, кто-то остается и моет пол
- на второй день после Пасхи ходят поминать на кладбище
 

Репортаж

46

О календарных обрядах:

- с Ильина дня начинали жатву
- жать начинала старшая женщина в семье
СВЯТКИ
- Святки продолжались с 7 по 19 января
- ходили «наряжёныма»; один парень привязал пест и так ходил
- ряженые приходили в дома и плясали
- ряженых угощали печеньем или какой-нибудь выпечкой
- ряженые закрывали лица марлей
 

Репортаж

47

О воспитании детей:

- раньше с детьми водились бабушки, а родители работали
 

Репортаж

48

О скотоводческих обрядах:

- сама держала коров разной масти 

Репортаж

 

КОНЕЦ  ЗАПИСИ
Сост. Теленков И. С.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298