Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 264

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Вытегорский район,
Андомский  с/с
с. Андомский Погост
20.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Кулиганов В. А.  

 Исп.: Гонёва Нина Николаевна, 1923 г.р., род. - д. Сойда  

01

О календарных обрядах:

- праздновали Макария и Афанасьев день
- на Макария делали «ердан», в котором купались, а потом шли в церковь
- купали коней
- в Иванов день после бани купались, делали веники, украшали их цветами и бросали через голову
- цветы собирали днем
- Троицу праздновали везде
 

Репортаж

02

О похоронно-поминальных обрядах:

- ходили в церковь и на кладбище
- на кладбище можно ходить в Троицу или накануне
- поминать нужно пирогом с рыбой, рыба должна быть белая
- черной и красной рыбой поминать нельзя
- щука – темная, ее поминать нельзя
- на кладбище иногда приносят березки, их ставят на могилку
 

Репортаж

03

О календарных обрядах:

- в Вербное воскресенье ходили по насту за ветками вербы
- ветки стояли дома до тех пор, пока не выгонят скотину, а потом женщины собирались, приносили пироги и угощение, а вербу втыкали в муравейник
- вербу могли бросить в непересыхающий ручей, чтобы она не сохла
- скотину старались выгонять около воскресенья
- скотину чаще всего выгоняли березовой вицей
 

репортаж

04

О пастушеских обрядах:

- пастухи питались по очереди в каждом доме
- у пастуха был «отпуск»
 

Репортаж

05

О календарных обрядах:

- в Егория дети бегали по деревне с коровьими колоколами
- потом колокола привязывали коровам и телятам на шею
- в Великоденный четверг рано утром ходили за водой с подойниками – для того, чтобы корова давала полный подойник молока
- коровам обрезали хвосты, но чаще это делали перед выпуском скотины
- в Вербное воскресенье ходили по насту за вербой
 

Репортаж

06

Вербушка, вербись,
Куроцька, кладись

- снач. комм.: вербой хлестали куриц
- повтор
 

Приговор на вербное воскресенье

07

О календарных обрядах:

ПАСХА
- печи топили вечером, а потом шли в церковь ко всенощной
- с утра священник начинал ходить по домам
- пекли пышные булки – «паски»
- мужики катали яйца в корытцах (в лотках); катали в избе
- дети стукались яйцами
СВЯТКИ
- с Рождества до Крещения были Святки
- наряжались «конем», «покойником»
- «покойника» приносили в избу, его «отпевали»
- два мужика наряжались «лошадью», делали гриву; «лошадь» ржала
- могли вывернуть шубу
- ряженые приходили в дом, плясали
- наряжались «цыганками»
ГАДАНИЯ
- вечером девушки на росстани ходили слушать, очерчивали круг и слушали, в которую сторону выходить замуж
- под подушку что-то клали
- в Рождество ходили на кладбище
 

Репортаж

08

Христос славицы
По пеце катаицэ
В лапти обуваитцэ

- фр. текста
- снач. комм.: в Рождество дети славили Христа
- комм.: славить ходили парни
 

Рождественское славление Христа

09

Баюшки, баю

- фр. текста
- комм.: все байкали по-разному
- ребенка качали в зыбке
 

Колыбельная

10

О родинах:

- раньше больниц не было, рожали дома со старушками
- в зыбку клали солому, а сверху – тюфячок, под голову – маленькая подушечка
- приглашали попа, и он крестил ребенка на дому
- в зыбку клали ножницы, чтобы ребенок был спокойнее
 

Репортаж

11

О календарных обрядах:

- молодежь собиралась на гулянья
- летом – на мосту, а весной – в гумне
- на гуляньях плясали кадриль и русского
- зимой были вечерины, на которые  собирались в какой-нибудь избе
- плясали «цыганочку» и «барыню»
- была пляска «киж
?» на много пар, пара с парой менялись местами под песню «Там было по травке»
- пары менялись местами и возвращались на место
- плясали под песню «Лучина»
- кадриль плясали под гармонь
 

Репортаж

12

О песнях:

- слышала песню «Недозрелая калинушка»
- когда пошла в школу, стали заставлять петь советские песни
 

Репортаж

13

О свадебном обряде:

- слышала от старших, что был девишник
- на свадьбах пели песни, но сама не слышала
 

Репортаж

14

О похоронно-поминальных обрядах:

- после смерти покойник две ночи лежит дома
- около покойного кто-то должен сидеть
- раньше покойного клали на стол, на который стелили солому, а теперь стелют ватное одеяло
- на гроб ставят свечи и зажигают их
- раньше по покойному причитали
- для причитания  нужен хороший голос
- причитали обычно свои родственники
- в могилу бросают медные деньги
- поминают покойного на второй день, приходят на кладбище
- после похорон собирают стол дома
- на поминальном столе покойному ставят чашку и тарелку с закуской, потом эту закуску бросают «наисп
?ашку»
 

Репортаж

15

О работе в войну:

- жали серпами
- пахали в одной упряжке лошадь и две женщины
 

Репортаж

16

О жатве:

- последний сноп называли «отжин?льный», его приносили домой, потом куда-то убирали
- на жатве пели песни, но это было до войны
- песни пели во время работы
- праздновали «отжин
?аху», приносили кто что мог
- на «отжинаху» варили кашу
 

Репортаж

17

Об играх:

- играли «в лёги» (в городки)

 

Репортаж

Вытегорский район,
Андомский  с/с
с. Андомский Погост
20.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Кулиганов В. А. 

       

 Исп.: Площицына Мария Ивановна, 1929 г.р., род. - зд.  

18

Лёжи – не бойся,
Ничево всю жись не стыдись,
Пресвятая Дева при тибе
Што надо Пресвятой Деве, то и тебе,
Сна тебе сладкого,
Здоровья тибе крепкого
На всю жись

- снач. комм.: новорожденного ребенка нужно положить под стол и сказать слова
- комм.: после этого ребенка можно положить в кровать
- таким образом ребенка «заносили», вперед пропускали кошку, потом шли родители, а больше никто идти не должен
 

Заговор

19

О верованиях, знахарстве:

- в зыбку ребенку кладут крестик, гребешок – под подушку
- обязательно нужно что-то железное – ложку или вилку; к железу ничего плохого не пристает
- «железо не гнётсэ и призор, оговор отлетает как горох»
- перед сном нужно под подушку класть иконку, чтобы было легче – полезно для здоровья
- у маленьких детей бывает родимчик, может пройти во время сна, а может остаться, и тогда у взрослых это проходит долго и тяжело
- родимчик заговаривает так же, как и грыжу
 

Репортаж

20

Вставаю благословясь,
Пойду перекрестясь,
Из дверей в двири,
Из ворот в ворота,
В чисто поле,
С чистово поля – на большую дорогу

- снач. комм.: от зубной боли есть заговор
- комм.: вилкой нужно заколоть зубы
 

Заговор от зубной боли

21

Месяц, месяц,
Ты высоко летаешь,
Мы под тобой –
Ты над нами
Ты людей много видаешь,
Видаешь злых,
Видаешь больных

- текст
- снач. комм.: разрезать луковицу и смотреть луковицей, а вся боль уйдет на лук
- комм.: нужно говорить три раза, а потом лук во что-нибудь завернуть и убрать в холодильник; как только зубы заболят – нужно его приладить
- боль уходит на лук
 

Заговор от зубной боли

22

Мышка, мышка, коротышка,
Дарю тибе зуб молочный,
Дай мне  зуб коренной
Крепкий, здоровый, светлый, белый, красивый.
Аминь

- снач. Комм.: когда ребенок потеряет первый молочный зуб, его нужно бросить на кожух печи и сказать, тогда зубы у ребенка никогда болеть не будут
- у самой зубы никогда не болели
 

Заговор

23

О себе, о родне
 

Репортаж

24

Золотуха-красуха
Иди в лес
Иди пей колоду
Сухую огороду
Раба такого-то не трожь
Штобы не щипало ушки,
Не кололо глазки
Аминь

- снач. комм.: у маленьких бывает золотуха, когда болят глаза и уши
- от золотухи есть слова
 

Заговор от золотухи

25

Выстану благословясь,
Пойду перекрестясь
Из дверей в двери,
Из ворот в ворота,

- текст
- комм.: так же можно заговаривать глаза
- глаза и уши  одна и та же болезнь

 

Заговор

Вытегорский район,
Семеновский  с/с
д. Ивановская
21.08.2006.

Зап. Самойлова Е. В.
Кулиганов В. А. 

       

 Исп.: Матвеева Людмила Николаевна, 1937 г.р., род. - д. Еремеевская Семеновского с/с 

26

О календарных обрядах:

- праздновали Иванов день
- в деревне было гулянье
- возле ручья лежал большой камень, а возле него в праздник обливались водой; обливаться могли ночью
- после Иванова дня можно было ломать веники
- во время гулянья ходили по деревне и пели частушки, молодежь постарше плясала кадриль
- многие парни играли на гармони
- длинные песни пели за столами в праздники
- плясали «русского», «цыганочку», «Семеновну»
 

Репортаж

27

Эх, Семеновна,
Какая бойкая,
Наверно выпила
Поллитру горьково

- комм.: под такие частушки плясали «Семеновну»
 

Частушка

28

О календарных обрядах:

СВЯТКИ
- Святки длились с Рождества до Крещения
- саму мать «наряжала цыганкой» – в широкую юбку
 

Репортаж

29

Под пляску

- снач. комм.: - если не было гармони, то ряженым играли на заслонке
- комм.: играть нужно палочкой, но модно и руками
 

Наигрыш на заслонке

30

Под пляску

 

Наигрыш на заслонке

31

О гармони:

- раньше кроме гармони других инструментов не было
- сын играл на гармони
- гармонь купила сыну в Ярославле в 1965 году
- сын играл под пляску и песни
- гармонистов раньше было много
- играли по-разному, почаще и пореже
- парням играли так же, как девушкам
 

Репортаж

32

О календарных обрядах:

РЯЖЕНЫЕ
- в Святки по деревням ходили ряжеными по вечерам, когда стемнеет
- лица закрывали белыми платками
- в Рождество не ходили ряжеными, только вечером
- ряженые пели частушки, но боялись, что узнают голоса
- могли принести ряженого «покойника», его боялись
- из сырой картошки делали зубы и наряжались «старушкой», ее тоже боялись
- сама увидела «покойника» и убежала
- ряженые приходили на беседы
РОЖДЕСТВО
- в Рождество славили Христа, приходили в дом и поздравляли хозяев с праздником
- по домам ходили пастух, который приехал из Удмуртии, ему подносили рюмочку и пирожок или яйцо
- Христа славили взрослые
- на Рождество пекли булочки и «калитки, с картошкой или крупой
КРЕЩЕНИЕ
- в Крещение ходили за водой, которая потом могла храниться целый год
- летом в Иванов день обливались водой
- после Ильина дня не купаются – не положено
- на Ильин день всегда бывает сильная гроза
- раньше во время грозы закрывали все светлое и блестящее
СВЯТКИ
- молодые парни и девушки могли шутить – заваливали двери так, что утром было не выйти
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- ломали вербушки и хлестали куриц, чтобы те лучше неслись
- до солнца ходили с подойником за водой, чтобы лучше корова доилась
- чтобы лучше неслись куры – рылись в золе
- вербу ломали в Вербное воскресенье, потом их приносили домой и ставили на стол или на окно
ПАСХА
- красили яйца луковой шелухой
- молодому зятю теща должна была подарить 40 яиц на Пасху
- пекли круглые куличи с изюмом
- из творога пекли «творожники»
- в Пасху бились яйцами, кто больше выбьет
- при встрече говорли «Христос воскресе» и отвечали «Во истину воскресе»
- в Пасху ходили в гости, но гуляния не было
ТРОИЦА
- ходят на могилки и поминают покойников, пекут «тонк
?ие пироги» и крендельки из пресного теста в форме восьмерки
- на помин обязательно пекут рыбники
 

Репортаж

33

Помяни, Господи
Земелька – пухом
 

Приговор на помин

34

О похоронно-поминальных обрядах:

- на могиле крест ставят ближе к голове
- на помин приносят крупу, чтобы поминали птицы
- крупу сыплют на могилку
- в могилу бросают медные деньги и землю горстями
- когда бросают деньги – «окупают землю»
- деньги и землю бросают после того, как опустят гроб
- покойного провожают родственники и соседи
- гроб можно опускать на полотенцах или на веревках
- в старину причитали по покойному
- можно было причитать на кладбище и в доме, когда покойник лежит, когда клали в гроб, когда выносили
- по дороге на кладбище не причитали
- чтобы покойника не бояться, толкали в печь; говорили, что в печи упал кирпич, когда человек подходил к печи, то его толкали и после этого человек переставал бояться
- когда покойник в доме – печь не топят
- покойный лежит в доме 3 ночи
- в доме покойного кладут перед иконами
- пока нет гроба, покойник лежит на стульях на одеяле и подушке
- мыло и тряпочку, которой мыли покойника кладут в гроб
- раньше гробы делали сами и оставшиеся щепки и стружки сжигали
- если после смерти покойник остывает медленно и после двух часов еще не окоченел, то будет еще покойник
- раньше в гроб бросали листья от веников, ими же набивали подушку, а оставшиеся прутья сжигали в то время, когда покойного везли на кладбище
- когда жгли прутья, то смотрели, в какую сторону дым, там и будет следующий покойник
- пока покойник лежит в доме, все приходящие кладут деньги, а перед тем, как закрыть крышку деньги вынимают
- после смерти покойники встречают всю свою родню
- причитальница стоит перед покойным на ногах
- около гроба на столе ставят иконку и зажигают свечи и лампадку
- лампадка должна гореть до 40 дня
- в доме покойник лежит ногами к иконе, а когда выносят – разворачивают ногами к двери
- сначала несут венки, затем крышку, а потом – гроб
- те табуретки, на которых стоял гроб – переворачивают, потом моют весь дом до улицы, а после этого накрывают столы
-когда покойного увозили на кладбище, кто-то из мужчин оставался и сжигал стружки от гроба; иногда это могла сделать женщина; так было раньше, а теперь покупают готовые гробы
- раньше на поминальный стол обязательно пекли пирожки с повидлом или вареньем
- в некоторых местах варят кутью из риса без соли
- когда поминают, покойному на столе ставят чашку чая или рюмку вина и кусочек пирога
- до 40 дня эта чашка стоит и туда наливают свежий чай
- в 40 день чай выливают и при этом говорят какие-то слова; это делает женщина
- покойного выносят в полдень, вечером не хоронят
- в 40 день покойного поминают до полудня
- на второй день после похорон топят баню
- когда покойник лежит в доме, то не запирают дверь и не спят
- до 40 дня дверь не запирают, чтобы душа покойного могла придти
- плохо, если покойный снится и просит есть
- покойники во сне снятся, разговаривают
- старший сын очень часто снился до 40 дня
- старики говорят, что есть другой мир
- плохие люди после смерти попадают в ад, а хорошие – в рай
- сварливые и завистливые люди – плохие
- людей, умерших не своей смертью раньше хоронили отдельно
- рассказывали, что в раю поют райские птички
 

Репортаж

35

На мою на могилку
Уж никто не придет,
Только ранней весною
Соловей пропоёт 

Пропоёт и просвишшёт
И опять улетит,
Моя бедная могилка
Одиноко стоит

- фр. текста
 

Поздняя

36

В том саду при долине
Громко пел соловей,
А я мальчик на чужбине
Позабыт от людей

- напев
 

Поздняя

37

Осенние, злые комары
Э-ой да не дают да мине
Не дают да мине, да молодёшеньке
Ночки начевать

- фр. текста
- напев
- снач. комм.: бабушка учила петь эту песню
- повтор
- комм.: старушки пели длинные песни, когда пряли или за столом
- пели мужчины и женщины
 

Лирическая

38

О календарных обрядах:

ЖАТВА
- во время записи женщины пели, «чтобы не так уставать»
- для того, чтобы не болела спина кувыркались по утренней росе
- с жатвы приносили ржаной сноп и ставили дома в угол
- если оставалась несжатая полоса, то ее называли «огрех»
- по окончанию жатвы делали «отж
?нки»
- раньше варили молочный – овсяный кисель
- на стол подавали кисель в последнюю очередь
 

Репортаж

39

О скотоводческих обрядах:

- скотину выгоняли в Егория, а закрывали – в Покров
- хозяйки выгоняли коров со словами, пекли какую-то лепешку, кусочек давали корове, а остаток прятали до осени
- старые люди коров выгоняли березовой вицей, а сами гоняли чем придется
- все лето коров старались выгонять одной и той же вицей
 

Репортаж

40

О календарных обрядах:

- ветки вербы стояли дома до тех пор, пока не засохнут, а потом их выбрасывали
- в Троицу в окна втыкали березовые ветки
- ветки березы приносили на могилки, и теперь носят
 

Репортаж

41

О пастушеских обрядах:

- раньше пастухи играли на рожке или на барабане
- пастух барабанил по утрам, подавая сигнал хозяйкам, чтобы те выгоняли коров, а потом барабанил днем в лесу
- у пастуха был «отпуск» – какие-то слова, которые оберегали коров от зверей
- пастуху нельзя было выпивать; если пастух нарушал запрет, то «отпуск» переставал помогать
 

Репортаж

42

О представлениях и верованиях:

- в лесу есть хозяин – «лесовик»
- хозяин добрый для того, кто с ним знался
- свекровь заблудилась в лесу и ночевала там 2 ночи; знающая женщина сказала, что нужно пойти в определенное место и свекровь туда выйдет, так и случилось; свекровь рассказывала, что ее там кормили, поили, а невестка ее укрывала от дождя
- перед тем, как идти в лес, нельзя говорить, что идешь ненадолго
- иногда люди в лесу теряются насовсем
- для того, чтобы из леса выйти, нужно вывернуть одежду на левую сторону
- в доме есть хозяин с хозяйкой
 

Репортаж

43

Хозяин и хозяюшка,
Пустите в дом

- комм.: перед собой запускают кошку, когда заходят в новый дом
- раньше вперед пускали петушка или курочку 

Приговор домовому при переходе в новый дом

КОНЕЦ  ЗАПИСИ
Сост. Теленков И. С.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298