Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 212

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Гулинский с/с

д. Агеево

18.08.2005.

Зап. Кулев А. В.

Щупак Г. Н.

Гринькин Г. В. 

 

Исп.: Костромина Нина Петровна, 1912 г.р., род. - Кукшевский с/с

Валентина Александровна (дочь)

 

01

О календарных обрядах:

 

- в Масленицу из соломы делали «соломенную бабу», которую сжигали после того, как накатаются с горы, «бабу» сжигали мужики

- в Масленицу собирали столы, праздновали, обязательно пекли блины, могли печь прямо на улице, на костре

 

Репортаж

02

Ура! Ура!

 

- комм.:  когда молодежь возвращалась с катания, то мужики поджигали «соломенную бабу» и кричали, подняв руки вверх

 

Выкрик на Масленицу

03

О календарных обрядах:

 

- после Масленицы был день – Чистый понедельник ,с этого дня нельзя было есть скоромную пищу

- в Троицу была служба в церкви, потом гуляли, ходили по деревне с гармонями

- на Троицу церковь украшали березками, ставили их возле окон домов, где они стояли до тех пор, пока не высохнут

- в Вербное воскресенье приносили ветки вербы, ставили дома и на дворе

- на Пасху и в Заговенье красили яйца

- с вареными яйцами ходили в Троицу или накануне в субботу на кладбище

- в Пасху могли тоже ходить на кладбище

- осенью праздновали Александров день

ГОРУШКИ

- весной по вечерам молодежь ходила «на горушки», там собирались парни и девушки и пели песни, плясали

- «на горушки» ходили, начиная с Пасхи и до сенокоса

- «на горушках» водили хороводы рядами, взявшись под руки

- когда заканчивалась жатва, то приносили домой последний овсяный сноп, который ставили в передний угол весте с березовым веником, в сноп втыкали серпы

 

Репортаж

04

Мухи, тараканы – вон,

А Иванушка – в дом

 

- комм.: так говорили, когда приносили домой последний сноп

 

Приговор на выгон мух

05

Мухи, тараканы – вон,

Иванушка с Марьюшкой – в дом

 

- комм.: Иванушка – сноп, а Марьюшка – веник

- сноп стоял долго, а потом, когда скот заставали на зиму, то сноп скармливали, дав всем животным по горсточке

- последний сноп жала сама хозяйка, сжав, она клала его на землю

 

Приговор на выгон мух

06

В одном красивом месте,

На берегу реки

Стоял красивый домик,
В нём жили рыбаки

 

В нём жил рыбак с рыбачкой,

Рыбачиха – жена,

У них три сына было –

Красавцы, хошь куда

 

- напев

 

Поздняя

07

О лечении, знахарстве:

 

- сама умеет лечить разные болезни

- раньше умела вылечивать «бельма» (катаракту), для этого варила капли: варила яйцо, из которого вынимала желток, разрезав напополам, клала в яйцо сахар, соль, наливала воды, потом закрывала и ставили в печь в маленькой чашечке, получались капли, которыми лечила глаза; слов при этом никаким не нужно было говорить

- умеет лечить от сглаза, от укусов змей

- «озык» – сглаз

- «пратка» – когда неожиданно что-то заболит

 

Репортаж

08

Ножом режу, ложой схлебну, как розлучацца вода с песком, так отойди прочь тоска и досада, скорби и болезни, озыки и уроки на темные леса, с раба божия Алексея, прочь вся худоба. Амин

 

- повтор

- комм.: кто эти слова знает, тот может лечить

- словами можно лечит разные болезни

 

Заговор

09

Ветреной перелом, поди вон.

Во имя Отца и Сына и Святово Духа. Аминь

 

- снач. комм.: если вдруг от ветра заболели глаза, то можно вылечить словами

- комм.: эти слова нужно сказать на глаз, а потом его завязать

 

Заговор

10

О знахарстве:

 

- воду нужно наговаривать у печки, при этом нужно крестить печь ножом, чтобы на кирпичах оставался след; когда наговаривается вода, нужно, чтобы никто не разговаривал и не ходил

 

Репортаж

11

Господи, благослови.

Раба Божьево в дом,

А нечистая сила – вон

 

- комм.: в дом заходили с иконой

 

Приговор на вселение в новый дом

12

Хозяин, хозяюшка,

Примите мила живота,

Пойте и кормите, любите, как я.

Аминь

 

- снач. комм.: новую скотину приводили на двор со словами

- повтор

- комм.: хозяин – дворовой, он не показывается

 

Приговор

13

О представлениях и верованиях:

 

- раньше, если горел дом, то его обходили с иконой и какими-то словами, пожар прекращался

 

Репортаж

14

О родильно-крестильных обрядах::

 

- раньше женщины рожали дома ,помогали старые бабки, которые знали

- послед завязывали в тряпочку и клали ребенку под подушку; там он лежал, пока не засохнет, потом куда-то прибирали

- если ребенок родился в «пелене», то считалось, что это хорошо, ребенок будет счастливый

- старушке, которая помогала роженице, дарили какой-то подарок

- крестить ребенка старались как можно раньше, через неделю после рождения

- на крестины собирали стол

 

Репортаж

15

О лечении:

 

- на берегу озера был святой ключик, вокруг него на деревьях развешивали тряпочки, ленты, детскую одежду; ключик считался лечебным

- для того, чтобы лечить людей, нужно, чтобы были зубы, если зубов нет, то эффективность лечения падает

- если потеряется скотина, то есть какие-то слова

 

Репортаж

     

Вологодская область,

Белозерский район,

Гулинский с/с

д. Агеево

18.08.2005.

Зап. Кулев А. В.

Щупак Г. Н.

Гринькин Г. В. 

 

Исп.: Орелёв Анатолий Васильевич, 1929 г.р., род. - зд.

 

16

О календарных обрядах:

 

- праздники распределялись по приходам церквей

- здесь праздновали Троицу и Александров день

- теперь церквей нет ,их разрушили во время войны

- на праздники варили пиво из ржаного солода

- пекли пироги с рыбой, скали сочни, варили мясные щи, каши, «тушенку» – картошку с мясом, «жаренину»

- на праздник делали до 12 закусок

- в Троицу работали до обеда, а с обеда и весь следующий день – не работали

- в гости приходили родственники из других деревень за 10 и более километров

- на праздниках происходили драки, парни из соседних деревень дрались из-за девок

- парни ходили по деревне партиями и если дорогу не уступали, то начиналась драка

- дрались камнями, палками, девушки могли помогать своим парням – в подолах носили камни

- на праздники приходили парни и девушки из дальних деревень; парни ночевали в сеновалах, а девушки – у своих подруг или родственников

- летом молодежь собиралась на «горушки», там ходили «ланчика»

БЕСЕДЫ

- зимой были беседы, снимали в аренду дом, на беседах сидели в 3 ряда, народу собиралось много

- на беседах плясали «ланчик» на 4 или 6 пар

- если девушка за весь вечер ни разу ни с кем не поплясала, то про нее говорили: «с корягой пошла»

- на беседах иногда собиралось по 3 гармониста

- курить парни выходили на мост

- на беседу могли приходить пожилые женщины, чтобы посмотреть, чем занимается молодежь, они стояли у входа и смотрели, так же они приходили смотреть на свадьбы

 

Репортаж

17

О свадебном обряде:

 

- накануне свадьбы делали девишник, где невеста плакала, с ней была старуха, которая причитала

- на следующий день после девишника была свадьба, жених приезжал и увозил невесту на регистрацию

- после регистрации, когда молодые ехали домой, мужики их встречали ружейными залпами

- мужики подбегали к саням и делали «ура» – поднимали вверх сани, вместе с сидящими в них женихом и невестой

- возле дома молодых встречали родители, раньше встречали с караваем на полотенце

- вслед за невестой везли приданое, когда выходила старшая сестра, то у нее было 7 постельников – тюфяков, набитых соломой

- на свадьбу невеста готовила подарки родне жениха

- раньше жених и невеста до свадьбы могли жить вместе некоторое время и только потом праздновали свадьбу

- ездили свататься, и сразу после сватовства привозили невесту в дом жениха

- свататься ездили вечером

- раньше могли девушку выдать не по любви, а по расчету родителей

- после девищника невеста могла сделать беседу, где молодежь плясала

- раньше свадьбы делали сначала в доме жениха, а на другой день – в доме невесты

- на свадьбу могли подарить каравай хлеба, вина, кусок мяса

 

Репортаж

18

О календарных обрядах:

 

- 31 декабря – Модестов день

- с Рождества до какого-то дня - Святки

- в Святки нельзя было есть скоромного

- в Пасху ходили в церковь, а приходя затопляли печь и готовили угощение

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу катались на лошадях, с гармонью

- лошадиную упряжь украшали лентами, колокольцами

- раньше в колхозах было много лошадей

- одевались празднично, могли устроить пляску на дороге

 

Репортаж

19

О послевоенной жизни

 

Репортаж

20

О календарных обрядах:

 

- раньше на праздник могли придти дальние родственники из дальних сельсоветов

ГОРУШКИ

- «горушки» – то же, что и беседы, только на улице в теплое время года – с мая до сентября

- беседы начинались тогда, когда выпадал снег

 

Репортаж

21

О музыкальных инструментах:

 

- в большие праздники из Кукшевского с/с приходил мужчина с бубном

- бубен делали наподобие решета, натягивали нанего собачью кожу

 

Репортаж

 

     

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298