Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 274

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Алмозерский с/с
п. Волоков Мост
21.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленков И.С.,
Фокина М.Р.

 
Исп.: Каменская Надежда Васильевна, 1926 г.р., род. – д.Еремеевская Зиновьевского с/с
 

01.

На каче?люшке качалась,
Под каче
?люшкой вода,
Бело платье замарала,
Мне от маменьки беда

- снач. комм.: на качели качались, пели протяжным голосом, на жниве поют попротяжнее
- текст
- напев
- комм.: летом качели ставили
 

Частушка

02.

У-у-у!

- комм.: укались, другой отвечал, далеко друг от друга не отходили
 

Ауканье

03.

О песнях:

- песни по праздникам поют и когда жнут
- на бисёдах пряли, песни пели
- если на бесёду приходили пожилые женщины, то они пели старинные песни
- пели «Когда б имел златые горы»
 

Репортаж

04.

Распрекрасная Ан?юта,
Всю жизнь в сиротстве провела,
А красотой своёй прелестной,
Она в сиротчестве жила
 

Поздняя лирическая

05.

О песнях:

- «Распрекрасное девушке житьё» пели
 

Репортаж

06.

О плясках:

- «Кадриль» плясали под гармошку, «Ланчика» плясали под песни
 

Репортаж

07.

Во субботу в день ненастной
К воротам тюрьмы пришла
Своему родному сыну
Передачу принесла

- фр. текста
- комм.: пели про тюрьму, эти песни в праздники пьяные ребята пели, за застольем не пели
 

Поздняя лирическая

08.

Дроля, в армию, пойдёшь,
Надень рубашку белую,
Через два года придёшь,
Изме
?нушки не сделаю

- снач. комм.: когда не?крута парня забирали, девчонки песни пели, подруга парня – н?екрута пела песни в праздники про солдат
- текст
 

Частушка

09.

Дроля, в армию, поехал,
Провожала в ободу
На тальяночке выигрывал,
Наверно, не приду

- текст
- комм.: девушка провожала, может парень был гармонист, овод – большой забор; парень садился на лошадь и его увозили до сельсовета
 

Частушка

10.

Дроля, в армию, поехал,
В сельсовете наказал,
Не расписывайте девушку,
С которой я гулял

- комм.: мотив такой же, как на жниве
 

Частушка

11.

О рекрутских обрядах:

- делали из веточки кружочек, на кружочек вешали красивые лоскутки и вешали на берёзу, ходили, смотрели, вспоминали парней, это девушки делали
- шли провожать по дороге, на какую-нибудь берёзку привешивали кружочек
- по 3-5 годов служили

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Кемский с/с
д. Прокшино
22.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленков И.С.,
Маркова Л.Ф.

 
Исп.: Тришкина Анастасия Семёновна, 1922 г.р., род. – д.Великий Двор
 

12.

Пти?чка-птшка-кинар?ейка,
Расскажи горё моё,
Моё горюшко такоё,
Веселить надо его

- снач. комм.: пели «Птичку-пташку-кинарейку», про горе, «На Муромской дорожке»
- фр. текста
- комм.: ночью песни старинные в уме поёт
 

Лирическая

13.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- ряженье:
- маскированными ходили по домам, к каждому в дом приходили, плясали
- маскированные – закрывались, чтобы не узнавали, кто пляшет, надевали шапку и платок, чтобы лица не видно
- ряженые с гармонистом приходили, гармонь играла, они плясали «Русского, «Цыганочку»
- лицо марлевым платочком закрывали, сверху платок или шапку
- девки старинные юбки и сарафаны надевали, похожи были на старушек
- парнем, стариком рядились
- сейчас девушки ходят мешочки берут, чтобы им что-то дали, а раньше этого не было
- покойника в белом принесли на скамейке, это были люди из Архангельска, здесь так не рядились
- одна женщина чулок надевала, подходила к окошку, пугала ребят
гадания:
- чертиться ходили на росстани, задумывали, брали кочергу, метлу, никогда не «глуми
?ло»
- ходили на росстани – одна дорога на погост, другая – в Окшару, третья – в деревню, четвёртая – на болото, чертились, в кругу стояли
- в войну гадали – хорошую весть загадывали
- гадали, ждали, чтобы колокольчики зазвенели – это к свадьбе
- петуха выпускали, чью кучку зерна он станет клевать, та девка выйдет замуж
- на погосте была церковь Вознесенская, в ней сделали клуб, потом - школу
Престольные праздники:
- Вознесенье праздновали на 6 неделе от Пасхи, вино пили, по гостям ходили
- 1 мая праздновали в трёх деревнях, первые три дня, каждый день в другой деревне
- в Вознесенье Христос поднимается на небеса, мама рассказывала, что в этот день летали две большие птицы и приходили два оленя, потом одну птицу убили, другая перестала летать
- олени приходили к церкви
- около церкви не танцевали, нельзя
 

Репортаж

14.

О родильно-крестильных обрядах:

- в 1922 году саму крестили ещё в церкви, был поп, попадья и дети
- у попа был календарь, смотрели, на какой праздник родишься, такое имя и давали
- сама родилась в Поржальскую пятницу, назвали Настасья
(Поржальская пятница - в пятницу в Поржале был праздник)
- имя своё не любила, мало тогда Настей было
- родилась 11 ноября
 

Репортаж

15.

О календарных обрядах и праздниках:

- в мае был Егорий, в Охтоме Миколу праздновали
- раньше в праздники работали, колхоз заставлял всех работать
- Рождество, Крещенье праздновали
- Масленку праздновали
- 19 августа был Спас – Мокроус, праздновали в деревне
- 7 августа был Макарий, Маков
?ей (14)
- собирались мужики и бабы погостить
 

Репортаж

16.

Об обрядах со скотиной:

- в Егорий скотину первый раз выгоняли, все хозяйки выходили вместе со скотиной в поле
- выгоняли скотину с ве
?рбушкой, потом их закапывали в землю, чтобы корова молоко много давала, или отпускали в ручей
- клали в
?ербушки под кустик в лощинку
- за ве
?рбушками в Вербное воскресенье ходили, клали в бутылку под иконы, она стояла до тех пор, пока не станут выпускать скотину
- вербой скотину прогонят, потом её закопают, сломают берёзовую вицу, и всё лето этой вицей выгоняют скотину, выгоняют всё одной вицей, хранят её на коридоре
- 3-4 веточки вербы приносили, клали в бутылку под иконы
 

Репортаж

17.

Ве?рбушка, вербсь, вербсь,
Курушка, кладись, кладись

- снач. комм.: ве
?рбушкой куриц хлестали, чтобы на Пасху яиц наклали
 

Приговор

18.

Об обрядах со скотиной:

- в Егорий подоят корову и погонят
- нельзя корову голой рукой выгонять, надо одевать рукавицу
- первые дня пасли сами каждый свою скотину, пастух был ещё не нанят
- «придружи
?ли коров», чтобы одна корова с другой всё лето вместе ходила
 

Репортаж

19.

О пастушеских обрядах:

- пастух пас с отпуском, он его нарушил, и медведь поцарапал много скотины, пастух потом не смел скотину выпускать, боялся что и его медведь поцарапает
- был отпуск у пастуха - не есть чёрных ягод
- придёт пастух получать деньги и ручку из рук не возьмёт, пока он в «обмундировании» - оно заколдовано
- однажды пастух насобирал черники в рожок и потом не смел скотины выгонять
- сама пасла  коров, легла на койку пастуха и весь день проспала, все коровы домой ушли сами, 13 коров не пришли, их нашли на следующий день, так получилось, потому что без отпуска пасли
- отпуск – это колдовство
 

Репортаж

20.

Господи, благослови на сей день Господень коровушку

- снач. комм.: выгоняли, говорили
 

Приговор на выгон скотины

21.

О пастушеских обрядах:

- у пастуха полянка была загорожена, он туда загонял скотину и колдовство читал
- пастух был неграмотный, просил её переписать отпуск
- пастух ходил с бабой на полянку, ей глаза завязал, отпуск читал, звери вместе со скотом ходили и скота не трогали
- был пастух колдуном, его «черти повесили на огороде»
 

Репортаж

22.

О представлениях, верованиях:

- Леший в лесу живёт, хозяин
- пастух звал её отпускать скотину, но она не пошла
- Леший – плохой
- много старух ушло в лес, и не вернулись, говорят, что они «за Лесом» - у Лешего
- одна старуха ушла за грибами и третий год уже ходит, её искали, не нашли
- если потеряются, надо идти к колдунам
- сама блудила, ходила у самой деревни и не могла выйти, вышла, почитала молитву Господу Богу
 

Репортаж

23.

Во марте во месяце, во Ильинской стране
Над святой горой, над верт
?епью,
Над святой водой, над Ёрд
?анью,
Во своёй во соборной во церковке
Спала сама матушка Пресвятая Богородица 

- снач. комм.: чтобы младенцу спалось лучше, читают Богородицы сон; мама читала, к ней ходили «на воск» - у ребёнка на шее висел крест, на восковую свечу начитывали, клали её к кресту, и ребёнок спал - эту молитву нельзя говорить; «Да воскреснет Бог да расточатся» -  мама рассказала, она записала
- комм.: к маме ходили, она читала, сама читает, но к ней никто не ходит, к маме ходили с восковой свечой, она гнула свечу и читала «Сон» и «Воскресную молитву», прочитает, положит в м
а?рлечку всё и кладёт к крестику
 

Апокрифическая молитва

24.

О религиозной вере:

- в Пасху Христос вознесётся на землю, в Пасху улетает на небеса, шесть недель здесь живёт
- волшебные слова все знали
 

Репортаж

25.

О представлениях, верованиях:

- в доме есть «Хозяин, хозяюшка и малые детушки», они живут по углам
 

Репортаж

26.

Хозяин, хозяюшка да малые детушки,
Пустите нас жить поживать,
Да добра наживать

- снач. комм.: когда заходишь первый раз, надо к хозяинуобращаться, в этот дом перешла, хозяину просилась
 

Приговор «хозяину»

27.

О представлениях, верованиях:

- невеста в дом заходила, круглый каравай в дом катнула, потом его разрезали и съели
- сами в дом переезжали, ничего не делали, поэтому дом и сгорел
- в бане живёт домовой, в каждом доме есть домовой
- в хлев есть домовой, он скотину хранит
- бывало, что скотина заболевала, околевала
- «хозяин» не будет скотину лечить, он только хранит
 

Репортаж

28.

Благослови, Господи, телёночка,
Дай, Господи, добра ему, здоровьица

- снач. комм.: телёнок родиться, говорят
 

Приговор на рождение телёнка

29.

Как эта липина стоит твёрдо,
Так бы моя коровушка стояла,
Ни ногой не лягала,
Ни хвостиком не махала,
Рабе Божьей Наст
?асьюшке доить бы давала

- снач. комм.: сама после отёла ставила корову, по липине у дверей водила кусочком хлеба и приговаривала
- текст
- комм.: липина стоит, не шевелится
- повтор
- повтор
- комм.: так по три раза говорить надо, потом кусочек отдать корове, которую доить надо
 

Приговор на корову после отёла

30.

Господи, благослови, скотинушку

- снач. комм.: другой скотине потом говорят
 

Приговор скотине

31.

О представлениях, верованиях:

- Матрёна помогала лечить скотину заговорами, лечила людей от грыжи, от думы – одумаешься и худо станет (сказал, что ничего не болит, тут же всё заболит, хвастать нельзя)
- сама сломала ногу, Матрёна приходила, ногу заговаривала
- от думы и от грыжи на воду смотрят и дают попить, с золотухой также
 

Репортаж

32.

(Я нигде дружка не вижу)
Нигде видеть не могу,
Только вижу дорогого
В крепком сне да
На портретике на стене 

- фр. текста не с начала
- фр. текста
- комм.: это долгая песня старинная, бабы собираются, поют, выпивают по стопке
 

Лирическая

33.

О беседах:

- бабы собирались вечером в дом на бисёду, бабы, старухи приходили с прялками, пряли и песни пели
 

Репортаж

34.

Темной ноченькой да
В крепком сне да
На портретике да на стене

- фр. текста
- комм.: за столом сидели, все пели и мужчины и женщины, «По Дону гуляет казак молодой» пели
 

Лирическая

35.

Во субботу да день ни ясный,
Нельзя в полюшке робот
?ать

- фр. текста
 

Лирическая

36.

О полевых работах:

- жали, косили, молотили
- ходили жать, с собой на поле обед брали, обедали молоком простоквашей, творогом  пели песни
- норму давали, отмеряли каждому, узелок завязывали докуда надо жать
- жали, пока видно
 

Репортаж

37.

Я Семёновну да
Выхожу плясать, дак
Игрока прошу
Повеселей сыграть 

- снач. комм.: «Семёновну» пели, когда плясали
- текст
- комм.: такие частушки на жатве не пели, домой с поля шли и частушки пели
 

Частушка

38.

- Что секёшь?
- Учун засекаю.
- Секи его да гораздо, чтобы больше век не бывал. 

- снач. комм.: женщину, у которой спина болит, клали на порог, топором веник засекали, веник клали на спину
- текст
- комм.: спина проходит, клали женщину поперёк порога, веник клали на спину, спина болит, на спине засекали «учун»
- повтор
- комм.: спрашивает тот, то ежит, отвечает тот, кто засекает, по три раза так говорят; сама не видела, старухи рассказывали
- фр. текста
- комм.: «учун» - это болезнь такая; потом веник и топор кидают, заходят в избу; женщина лежит лицом в дом
 

Заговор от боли в спине

39.

О дожинальных обрядах:

- последний сноп приносили домой, назывался он солома?тник, из овса, рожь, ячмень сначала жали, а овёс в последнюю очередь
- приносили, клали в большой угол, сколько человек принимало участие в жатве, столько серпов клали рядом
- в Покров закармливали скотину солом
?тником, делили на всю скотину
- сноп ставили перед божницей на лавку
- серпы тоже до покрова стояли
- сноп ставили под Господа Бога
- окомелыш – обмолоченный сноп брали на вязки, сноп вязками обвязывали
- рожь жали, ставили семерик
? - шесть снопов, а из седьмого делали бабку
- ячмень и овёс – по пять снопов ставили, а рожь – семь, семерик и бабка
- первая культура – рожь
- садили в овин, сушили, потом на гумне расстилали, молотили молот
?ильям, зерно провивали, а снопы шли на вязки
 

Репортаж

40.

Об окказиональных обрядах:

- в первый гром кувыркались
- сама во время грома ставит на окошко резиновый сапог – он оттягивает молнию
 

Репортаж

41.

О престольных праздниках:

- была часовня Егорьевская, в каждой деревне была часовня, в каждой деревне был праздник
- в д.Ераково был Иванов день, Иван-Купала, лето встречали, там жили богатые крестьяне, выносили столы к часовне и всех угощали
- в бане парились со свежим веников и цветы клали, чтобы болячек не было, потом веник выкидывали
- под полом часовни Ивановской был родник, туда мелочь спускали
 

Репортаж

42.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Вознесенье ходили на кладбище, была Вознесенская церковь
 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Кемский с/с
д. Прячово
22.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленков И.С.,
Маркова Л.Ф.

 
Исп.: Парфёнова Александра Егоровна, 1927 г.р., род. – д.Окштома Окштомского с/с,

Зоричева Полина Андреевна, 1924 г.р.,
род. – Суражский р-н Брянская обл. (№49 и 59)

 

43.

О церкви:

- саму в церкви крестили, причастие давали в церкви
- ходили на колокольню, звонили по старым праздникам, к Пасхе, звонили церковные
 

Репортаж

44.

О календарных обрядах и праздниках:

- Пасха:
- деревенские мужики ходили вместе с работниками церкви по деревням с крестами, ходили до часовни в другую деревню
- после Христова дня на другой день ходили в другую деревню
- с крестами ходили, попы служили, пели: «Христос воскресе!»
- дети на улице в городки играли, кто больше выбьет
- яйцами стукались, выбивали
- веники берёзовые сушили, «ре
?бали» листики, клали в кипяток, потом клали яйца, в луковой шелухе красили яйца
 

Репортаж

45.

О похороно-поминальных обрядах:

- в Троицу яйца красили, ходили на могилки, яйца клали и сами кушали
- чай с собой брали
- пшено сыпали
- пироги пекли сдобные с толокном
- пшено сыпали прямо на могилку
- раньше мало ходили на кладбище, сейчас стали много поминать, раньше денег не было
- в умерший день, в годовщину ходили на кладбище
- старушки чаще ходили на могилки, молились
- каждый день не ходят на кладбище
- в пасху ходили в церковь и на кладбище, кладбище было у церкви
 

Репортаж

46.

О религиозной вере:

- одна деревня была большая, в конце её была церковь, была маленькая деревня с часовней
- часовню с места пошевелили, там промыло большую яму, в наказание, яма глубокая - с дом
- в церкви была потом школа, не одно поколение в школу ходило
 

Репортаж

47.

Баю-б?юшки-баю,
Сидит ворон на краю,
Спи-ко, Лёшенька, поспи, да
Крепче гл
зоньки прижми 

- снач. комм.: сама была старшей в семье, мама с папой были на работе, сама со всеми младшими детьми водилась, байкала
- напев
- комм.: всяко собирали
- напев – продолжение
- комм.: всяко придумывали
 

Колыбельная

48.

О воспитании детей:

- в зыбке детей качали, туда иконку клали
- в зыбку мягкое подстилали
- ножницы клали в зыбку, чтобы с ребёночком ничего не сотворилось, он может испугаться, поэтому клали иконку
- крестил детей поп в церкви
- как родиться ребёнок, грыжу заговаривали, даже если нет грыжи
- если ребёнок сильно плачет, или золотуха, или в ухе заколет, старушки заговаривали
- есть старушки, которые хорошо делали и на худое
- баню топили, бабушка ребёнка в баню носила, что-то шептала
 

Репортаж

49.

Кто есть и нема,
Наша-та Матрёна, чтобы она рада была, да
К нам прибыла,
Наш каравай получила

- снач. комм.: свадебных песен не пели, когда девка замуж выходила, каравай ставили, платком завешивали, потом каравай делили
 

Свадебный приговор

50.

Птичка-пташка-кинар?ейка,
Росскаж
?и горё да моё,
Росскаж
?и горё моё, да
Моё горё всем известно –
Мил уехал далеко

- снач. комм.: в лесу работали в п.Ольховец, песни пели
- фр. текста
- фр. напева
- комм.: арте
?лью пели
- текст - продолжение
 

Лирическая

51.

Ой, ты участь, моя участь,
Участь горькая моя,
До чего ты довела,
Довела ты меня, участь,
До горю
?шка, до беды

- фр. текста
- текст
 

Поздняя лирическая

52.

Роскросоточка Анюта
Всю жизнь в сиротчестве жила,
Красотой она прилична,
Всю жизнь в сиротчестве жила

- фр. текста
- повтор
- комм.: в бараках собирались, всей арт
?елью пели вечером после работы
- напев 
 

Поздняя лирическая

53.

Дождик, дождик, перестань,
Мы поедем на росстань,
Богу молиться,
Царю поклониться

- текст
- комм.: эдак кричали
- текст – продолжение
- выкрик
 

Закличка

54.

Дождик, дождик, пуще,
Мы даём гущи
 

Закличка

55.

О воспитании детей:

- как радугу увидят, кричали: «Радуга-дуга»
- игры:
- чертой скакали, черту рисовали на земле, бросали горшок ломанный, прыгали, кубики рисовали, кидали, на одной ноге прыгали по кубикам
- игрушки:
- кукол сами делали, старый плат заворачивали, головку пришивали, ручки
- будку из досок делали на улице, там играли
- шили больших кукол и маленьких – их детей
- посудку собирали, кашу варили, песок клали
- из тряпок шили кукол, рисовали глазки, нос, рот
- на голове чиркали вместо волос
 

Репортаж

56.

О календарных обрядах и праздниках:

- праздновали Масленицу, в гости звали соседей, гости?лись, стол собирали
- с горок катались в других деревнях
 

Репортаж

57.

О рекрутских обрядах:

- солдат, который уходил в армию по деревне катался с гармошкой, песни пели коротенькие про службу
- в Конецкой деревне была осина или берёза высокая, залезали на неё и вешали ленточку, залезал сам солдат
- хозяин служил пять лет
- если несколько парней уходило из деревни, то по очереди залезали на дерево, вешали ленточки
 

Репортаж

58.

С-под [нрзбр.], с-под зор?.,
С-под метели с-под такой,
Гулял молодец удалой,
[нрзбр.]

- комм.: это частушки под пляску в Брянске пели
 

Плясовая

59.

Где какая деревня, там такая и пор?анья
 

Поговорка

60.

О календарных обрядах и праздниках:

- заходили в дом и говорили: «Христос воскрес!», им отвечали: «Воистину воскрес!»
 

Репортаж

61.

Лучше бы я девушка
С Пахомушком жила,
Ой, с утра до вечера
Улушку мела 

- фр. текста
- повтор
- текст
- напев
- комм.: раньше на полях работали и песни пели, могли петь эту
 

Лирическая

62.

О похоронно-поминальных обрядах:

- женщина в соседней деревне умерла, осталось трое детей, старушка приходила, причитала, женщина лежала на лавках, старушка сидела у покойной у головы и причитала 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298