Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 26 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 293

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Нестерово
29.01.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
 Самойлова Е.В.

 
Исп.: Сорокина Валентина Георгиевна, 1924 г.р., р. - г. Вятка (здесь проживает с 1948 г.)
 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

- скотину обходят и выпускают обязательно с вербушкой
- в Вербное воскресенье ходили в церковь, приносили вербушки, они стояли у иконки, потом с ними выпускали скотину, со словами: «господи, благослови»
- в Вербное воскресенье в церкви стояли с вербами  и свечкой
- раньше в город ездили в церковь вербы святить, иногда на всю деревню вербы привозили, всем по веточке
- выгоняли скотину с вербой, потом вербу сразу сжигали, кидать её нельзя, в печку бросали, на улице не кидали
- берёзки с Троицы долго стояли, потом их сжигали в печи
- после службы в Троицу приносили на кладбище веточки берёзки
- вербы тоже приносили на кладбище, втыкали у креста, потом убирали в мусор, не сжигали
- вербочку после Вербного воскресенья приносили на кладбище, берёзку приносили после Троицы
 

Репортаж

02.

О похоронно-поминальных обрядах:

- на кладбище ходят накануне Троицы в субботу
- сейчас дорог нет, приходится хоронить на другом кладбище
- раньше хоронили к своим родителям
- если человек живёт в одной деревне, а родители похоронены на кладбище в другой деревне, то хоронить ездят всё равно к родителям
- сейчас хоронят и на место прежних могил, гроб на гроб ставят, раньше так не было, сейчас, если попадаются кости от прежнего захоронения, то кости достают, кладут гроб, землю, потом кости отпускают
- раньше крест сразу ставят, как похоронят
- до сорокового дня землю не трогают, нельзя
- ходить до сорокового дня на кладбище можно, раньше были специальные дни – 9 день, на третий, на сороковой
- хоронят с обеда,  13-14 часов, а поминать после обеда нельзя, только до обеда
- говорят, что до обеда души «ходят», а после обеда «ворота их запираются»
- хоронят до обеда, а после обеда в сороковой день душу провожают
- и сейчас старушки причитают на кладбище так, что на всё кладбище и на всё село было слышно, со словами распевно причитают, как поют
- когда садились за стол поминать, бабушки читали какие-то молитвы
- хоронят на третий день, две ночи должен покойник дома ночевать
- одна бабушка сильно болела, умерла утром, а вечером уже похоронили
- пока не похоронишь, душа человека всё вокруг дома ходит
- до сорокового дня покойник на покое, страшный суд бывает, после сорокового дня определят ему место
- до сорокового дня душа ходит кругом дома
- полотенце весят на крыльцо у порога, чтобы душа человека утиралась
- когда человек умрёт, его брызгали святой водой, в гроб водой брызгали
- в Крещенье за святой водой
- в Архангельском есть батюшка, сейчас приглашают его, когда человек умрёт
- сама около покойного мужа все ночи сидела
- покойника клали вдоль половиц, головой к иконе
- раньше на лавках покойник лежал, теперь на табуретках и досках
- покойному мужу на второй день гроб привезли
- мужа сама обмывала, раньше бабки приходили обмывать, воду выливают на улицу на передний угол
- в гроб клали полотенце, мыло, гребешок, сама щипала листья от берёзовых веников
- на дно в гроб кладут вату, а потом листья веников
- ёлку рубили и по дороге до кладбища кидали, кидал специальный человек, который рядом с гробом сидел и кидал
- если будет погода - снег пойдёт, когда человек умрёт, значит, ещё будет «родитель»
- покойник родителем называется, когда батюшка служит, родителей поминает
- покойника надо поминать до обеда, потом у них «ворота закрываются»
- сама любит по кладбищу ходить, весело ей кажется
- если увидит во сне мужа, то идёт поминать на кладбище, весело кажется, когда муж приснится, и когда по кладбищу ходит
- если снится, что покойник что-то просит, то надо поминать
- бывает, снится, что покойник есть просит, надо его помянуть, в церковь сходить, на кладбище принести еды
- на кладбище носят крупу, что птица небесная помянула, пироги, печенье, конфеты носят, собаки всё съедят; яйца крошат
- если что-то забыл положить в гроб покойнику, и приснится, что он это просит, то надо на кладбище это зарыть
- если не отслужил, когда человек умрёт, батюшка может потом сделать отпевание, дать земли, эту землю надо в могилу зарыть
- человека земле надо придать, если землю из церкви на могилу не положишь, то покойник не будет предан земле
 

Репортаж

03.

Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь.

- комм.: когда приходишь и уходишь с могилы, говоришь, надо могилу перекрестить и крест поцеловать; когда приходишь, могилу крестишь и сам крестишься
 

Молитва

04.

О похоронно-поминальных обрядах:

- с покойником на кладбище прощаются
- некоторые в могилу деньги – мелочь и платки, которыми слёзы вытирали, кидают
- когда приходишь на могилу, деньги тоже приносят, кладут, деньги эти потом церковь идут, потом на них свечи покупали
- на кладбище ходят перед Троицей в субботу, на Пасху, в Дмитриевскую субботу
- когда идут в церковь на всенощную, заходят на кладбище к родителям
(запись запорчена)
 

Репортаж

05.

О религиозной вере:

- муж был набожным, все молитвы знал и сам молился
- мать заставляла мужа молиться
- у коммунистов тоже были иконы в доме
- Господь отвернулся от нас, сейчас все рады «хоть лоб расшибить», но уже поздно
- муж перед едой, после еды, перед сном молитвы читал

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Нестерово
30.01.2007

 

Зап.: Кулева С.Р.,
Кулиганов В.А.

 
Исп.: Андрюшина Илларья Ивановна, 1926 г.р., род. в д.Стояново
 

06.

О ремёслах, промыслах:

- кружевоплетение:
- сама плела кружева, в Вологде без контроля брали
- плела салфетки, накидушки, покрывала, мерное кружево
- были кружки – девушки собирались вместе плести, была заведующая, которая носила кружева
 

Репортаж

07.

О беседах:

- посиденки были в Святки, собирались без кутузов (подушечек), без плетенья
- коротенькие припевки пели, когда кружева плели
 

Репортаж

08.

О календарных обрядах и праздниках:

- ряженые ходили в Святки две недели
- ряженые одевали воротушки, сарафаны, шляпы
- воротушка – белые вышитые кофточки
- юбки носили
- с колядой ходили
- гадали: бегали по деревне, на картах гадали
Масленица:
- на лошади ездили, украшали, на дровнях катали детишек
- парни девушек катали
 

Репортаж

09.

О полевых работах:

- сама ещё серпом жала, косили косами
- подростками пахали, боронили босиком
- последний сноп мать домой приносила, ставила в передний угол, чтобы хлеб лучше рос
- последний сноп потом околачивали, скотинку закармливали
 

Репортаж

10.

О похоронно-поминальных обрядах:

- гроб надо околотить, что-то уда постлееть, раньше гроб не околачивали, не красили

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Нестерово
30.01.2007

 

Зап.: Кулева С.Р.,
Кулиганов В.А.

 
Исп.: Абрамова Лидия Андреевна, 1929 г.р., род. – д.Стояново
 

11.

О беседах:

- на посиденки все катузом ходили – подушка для плетения
- с лампами раньше сидели десятилинейными
- парни дрались, лампу разбивали
- из комнаты все уходили, много смотрящих было
- парни ходили с гармошками, собиралось много народа, плясали
- девушки убирали катузы в другую половину дома, когда парни приходили
 

Репортаж

12.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- ряженым ходили, рядились баско-прибаско, в воротушки баские
- в каждой деревне своя артель ряженых была
- ряженые плясали, ходили в те дома, где есть женихи, по старухам не ходили
- наряжались девушки, ходили с гармонистом
- девушки парней упевали
- вечером ходили кудесами, по своей деревне ходили, в клуб заходили и на посиденку, рядились страшными, лицо закрывали
Масленица:
- школьники собирали кое-что и жгли в поле, собирали веники, плохую корзину, по домам ходили, собирали
 

Репортаж

13.

О жатвенных обрядах:

- дома усадьбу вызинали и домой приносили последний сноп, ставили под икону в передний угол
 

Репортаж

14.

О воспитании детей:

- у самих была круглая зыбка, на очепе висела
- байкали ребёнка, он засыпал
- сами детьми часто ходили на реку купаться, из песка у реки делали грядки
- до купания надо было немного поплести
 

Репортаж

15.

О престольных праздниках:

- были большие праздники, много народа было
- в д.Нестерово праздновали Фролов день (31 августа)
- в д.Анисово праздновали 19 августа праздник
- собирались изо всех деревень, молодёжь в гости приходила
- по 3 гуляли
- к брату много народу приходило, оставались ночевать на сарае
- родственники в первую очередь в гости приходили
- сначала отмечали праздник все по домам, потом выходили в деревню гулять
- посреди деревни был большой дом, кругом него ходили, было много народа
- вдоль дороги тоже гуляли
- ходили по деревне, гармонью, песни пели, плясали водном месте, потом в другом
- девушки с девушками ходили, парни с парнями
- молодёжь из одной деревни вместе ходили
- драки бывали, девчонки разнимали
 

Репортаж

16.

Об обрядовой и будничной пище:

- на праздники пиво варили во фляге, в которых молоко заводили
- пироги пекли, холодец варили, пекли лепёшки со сметаной
 

Репортаж

17.

О престольных праздниках:

- на третий день гости разъезжались домой
- в д.Грибцово в лесу были кресты, туда ходили парни в пивные праздники
- Нестеровские каждый выходные ходили на зады, там где колхозные дворы, фермы
- на Копылове была большая дорога и кусты, там все собирались
- зады – ферма, скотные дворы
 

Репортаж

18.

О похоронно-поминальных обрядах:

- можно покойника и самим обмывать, бывало, специальные люди приходили
- обмывали тёпленькой водичкой и что-то приговаривали, воду выливали потом под передний угол
- пока гроб не сделали, покойник лежал в переднем углу
- зеркало закрывали, потому что невесело – покойник в доме
- говорят, что душа сорок дней «ходит»
- на сорокоуст своих приглашают на поминки
- когда умрёт человек, причитают
- на кладбище ездят на 9 день, на сорокоуст
- на кладбище собой берут крупу, яйца крошат
 

Репортаж

19.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Троицу берёзку приносят домой, берёзка – она святая

 

Репортаж

Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Конаниха
31.01.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Смирнова Лидия Васильевна, 1916 г.р., зд.
 

20.

Сторона ты, сторонушка,
Сторона не хлебородная
Здесь и девки-ти - медведицы
Где с лоханя воду черпают

- снач. комм.: невеста красовалась – её в передний угол садили
- фр. текста
- повтор
- комм.: причитали вечером перед свадьбой, невеста прощалась со стороной
- текст
- повтор
- комм.: невеста ругала ту сторону, в которую пойдёт
 

Свадебное причитание

21.

Сторона ты, сторонушка,
Сторона ты проклятая
Там и бабы-то - медвидицы да
Там верёвкой воду черпают

- снач. комм. невеста – сирота прощалась с родителями
 

Свадебное причитание

22.

Рука моя не пишет,
Перо моё дрожит,
[нрзбр.]
Велит мне вас забыть

- фр. текста  

Стихотворение

 

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298