|
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Самойлова Е.В. |
Исп.: Сорокина Валентина Георгиевна, 1924 г.р., р. - г. Вятка
(здесь проживает с 1948 г.)
|
|
О календарных обрядах и праздниках:
- скотину обходят и
выпускают обязательно с вербушкой
- в Вербное воскресенье ходили в церковь, приносили вербушки, они
стояли у иконки, потом с ними выпускали скотину, со словами:
«господи, благослови»
- в Вербное воскресенье в церкви стояли с вербами и свечкой
- раньше в город ездили в церковь вербы святить, иногда на всю
деревню вербы привозили, всем по веточке
- выгоняли скотину с вербой, потом вербу сразу сжигали, кидать её
нельзя, в печку бросали, на улице не кидали
- берёзки с Троицы долго стояли, потом их сжигали в печи
- после службы в Троицу приносили на кладбище веточки берёзки
- вербы тоже приносили на кладбище, втыкали у креста, потом убирали
в мусор, не сжигали
- вербочку после Вербного воскресенья приносили на кладбище, берёзку
приносили после Троицы
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- на кладбище ходят
накануне Троицы в субботу
- сейчас дорог нет, приходится хоронить на другом кладбище
- раньше хоронили к своим родителям
- если человек живёт в одной деревне, а родители похоронены на
кладбище в другой деревне, то хоронить ездят всё равно к родителям
- сейчас хоронят и на место прежних могил, гроб на гроб ставят,
раньше так не было, сейчас, если попадаются кости от прежнего
захоронения, то кости достают, кладут гроб, землю, потом кости
отпускают
- раньше крест сразу ставят, как похоронят
- до сорокового дня землю не трогают, нельзя
- ходить до сорокового дня на кладбище можно, раньше были
специальные дни – 9 день, на третий, на сороковой
- хоронят с обеда, 13-14 часов, а поминать после обеда нельзя,
только до обеда
- говорят, что до обеда души «ходят», а после обеда «ворота их
запираются»
- хоронят до обеда, а после обеда в сороковой день душу провожают
- и сейчас старушки причитают на кладбище так, что на всё кладбище и
на всё село было слышно, со словами распевно причитают, как поют
- когда садились за стол поминать, бабушки читали какие-то молитвы
- хоронят на третий день, две ночи должен покойник дома ночевать
- одна бабушка сильно болела, умерла утром, а вечером уже похоронили
- пока не похоронишь, душа человека всё вокруг дома ходит
- до сорокового дня покойник на покое, страшный суд бывает, после
сорокового дня определят ему место
- до сорокового дня душа ходит кругом дома
- полотенце весят на крыльцо у порога, чтобы душа человека утиралась
- когда человек умрёт, его брызгали святой водой, в гроб водой
брызгали
- в Крещенье за святой водой
- в Архангельском есть батюшка, сейчас приглашают его, когда человек
умрёт
- сама около покойного мужа все ночи сидела
- покойника клали вдоль половиц, головой к иконе
- раньше на лавках покойник лежал, теперь на табуретках и досках
- покойному мужу на второй день гроб привезли
- мужа сама обмывала, раньше бабки приходили обмывать, воду выливают
на улицу на передний угол
- в гроб клали полотенце, мыло, гребешок, сама щипала листья от
берёзовых веников
- на дно в гроб кладут вату, а потом листья веников
- ёлку рубили и по дороге до кладбища кидали, кидал специальный
человек, который рядом с гробом сидел и кидал
- если будет погода - снег пойдёт, когда человек умрёт, значит, ещё
будет «родитель»
- покойник родителем называется, когда батюшка служит, родителей
поминает
- покойника надо поминать до обеда, потом у них «ворота закрываются»
- сама любит по кладбищу ходить, весело ей кажется
- если увидит во сне мужа, то идёт поминать на кладбище, весело
кажется, когда муж приснится, и когда по кладбищу ходит
- если снится, что покойник что-то просит, то надо поминать
- бывает, снится, что покойник есть просит, надо его помянуть, в
церковь сходить, на кладбище принести еды
- на кладбище носят крупу, что птица небесная помянула, пироги,
печенье, конфеты носят, собаки всё съедят; яйца крошат
- если что-то забыл положить в гроб покойнику, и приснится, что он
это просит, то надо на кладбище это зарыть
- если не отслужил, когда человек умрёт, батюшка может потом сделать
отпевание, дать земли, эту землю надо в могилу зарыть
- человека земле надо придать, если землю из церкви на могилу не
положишь, то покойник не будет предан земле
|
Репортаж |
|
Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь.
- комм.: когда
приходишь и уходишь с могилы, говоришь, надо могилу перекрестить и
крест поцеловать; когда приходишь, могилу крестишь и сам крестишься
|
Молитва |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- с покойником на
кладбище прощаются
- некоторые в могилу деньги – мелочь и платки, которыми слёзы
вытирали, кидают
- когда приходишь на могилу, деньги тоже приносят, кладут, деньги
эти потом церковь идут, потом на них свечи покупали
- на кладбище ходят перед Троицей в субботу, на Пасху, в
Дмитриевскую субботу
- когда идут в церковь на всенощную, заходят на кладбище к родителям
(запись запорчена)
|
Репортаж |
|
О религиозной вере:
- муж был набожным,
все молитвы знал и сам молился
- мать заставляла мужа молиться
- у коммунистов тоже были иконы в доме
- Господь отвернулся от нас, сейчас все рады «хоть лоб расшибить»,
но уже поздно
- муж перед едой, после еды, перед сном молитвы читал
|
Репортаж |
Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Нестерово
30.01.2007 |
|
Зап.: Кулева С.Р.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Андрюшина Илларья Ивановна, 1926 г.р., род. в д.Стояново
|
|
О ремёслах, промыслах:
- кружевоплетение:
- сама плела кружева, в Вологде без контроля брали
- плела салфетки, накидушки, покрывала, мерное кружево
- были кружки – девушки собирались вместе плести, была заведующая,
которая носила кружева
|
Репортаж |
|
О беседах:
- посиденки были в
Святки, собирались без кутузов (подушечек), без плетенья
- коротенькие припевки пели, когда кружева плели
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- ряженые ходили в
Святки две недели
- ряженые одевали воротушки, сарафаны, шляпы
- воротушка – белые вышитые кофточки
- юбки носили
- с колядой ходили
- гадали: бегали по деревне, на картах гадали
Масленица:
- на лошади ездили, украшали, на дровнях катали детишек
- парни девушек катали
|
Репортаж |
|
О полевых работах:
- сама ещё серпом
жала, косили косами
- подростками пахали, боронили босиком
- последний сноп мать домой приносила, ставила в передний угол,
чтобы хлеб лучше рос
- последний сноп потом околачивали, скотинку закармливали
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- гроб надо
околотить, что-то уда постлееть, раньше гроб не околачивали, не
красили
|
Репортаж |
Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Нестерово
30.01.2007 |
|
Зап.: Кулева С.Р.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Абрамова Лидия Андреевна, 1929 г.р., род. – д.Стояново
|
|
О беседах:
- на посиденки все
катузом ходили – подушка для плетения
- с лампами раньше сидели десятилинейными
- парни дрались, лампу разбивали
- из комнаты все уходили, много смотрящих было
- парни ходили с гармошками, собиралось много народа, плясали
- девушки убирали катузы в другую половину дома, когда парни
приходили
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Святки:
- ряженым ходили, рядились баско-прибаско, в воротушки баские
- в каждой деревне своя артель ряженых была
- ряженые плясали, ходили в те дома, где есть женихи, по старухам не
ходили
- наряжались девушки, ходили с гармонистом
- девушки парней упевали
- вечером ходили кудесами, по своей деревне ходили, в клуб заходили
и на посиденку, рядились страшными, лицо закрывали
Масленица:
- школьники собирали кое-что и жгли в поле, собирали веники, плохую
корзину, по домам ходили, собирали
|
Репортаж |
|
О жатвенных обрядах:
- дома усадьбу
вызинали и домой приносили последний сноп, ставили под икону в
передний угол
|
Репортаж |
|
О воспитании детей:
- у самих была
круглая зыбка, на очепе висела
- байкали ребёнка, он засыпал
- сами детьми часто ходили на реку купаться, из песка у реки делали
грядки
- до купания надо было немного поплести
|
Репортаж |
|
О престольных праздниках:
- были большие
праздники, много народа было
- в д.Нестерово праздновали Фролов день (31 августа)
- в д.Анисово праздновали 19 августа праздник
- собирались изо всех деревень, молодёжь в гости приходила
- по 3 гуляли
- к брату много народу приходило, оставались ночевать на сарае
- родственники в первую очередь в гости приходили
- сначала отмечали праздник все по домам, потом выходили в деревню
гулять
- посреди деревни был большой дом, кругом него ходили, было много
народа
- вдоль дороги тоже гуляли
- ходили по деревне, гармонью, песни пели, плясали водном месте,
потом в другом
- девушки с девушками ходили, парни с парнями
- молодёжь из одной деревни вместе ходили
- драки бывали, девчонки разнимали
|
Репортаж |
|
Об обрядовой и будничной пище:
- на праздники пиво
варили во фляге, в которых молоко заводили
- пироги пекли, холодец варили, пекли лепёшки со сметаной
|
Репортаж |
|
О престольных праздниках:
- на третий день
гости разъезжались домой
- в д.Грибцово в лесу были кресты, туда ходили парни в пивные
праздники
- Нестеровские каждый выходные ходили на зады, там где колхозные
дворы, фермы
- на Копылове была большая дорога и кусты, там все собирались
- зады – ферма, скотные дворы
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- можно покойника и
самим обмывать, бывало, специальные люди приходили
- обмывали тёпленькой водичкой и что-то приговаривали, воду выливали
потом под передний угол
- пока гроб не сделали, покойник лежал в переднем углу
- зеркало закрывали, потому что невесело – покойник в доме
- говорят, что душа сорок дней «ходит»
- на сорокоуст своих приглашают на поминки
- когда умрёт человек, причитают
- на кладбище ездят на 9 день, на сорокоуст
- на кладбище собой берут крупу, яйца крошат
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в Троицу берёзку
приносят домой, берёзка – она святая
|
Репортаж |
Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Конаниха
31.01.2007 |
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р. |
Исп.: Смирнова Лидия Васильевна, 1916 г.р., зд.
|
|
Сторона ты, сторонушка,
Сторона не хлебородная
Здесь и девки-ти - медведицы
Где с лоханя воду черпают
- снач. комм.: невеста красовалась – её в передний угол садили
- фр. текста
- повтор
- комм.: причитали вечером перед свадьбой, невеста прощалась со
стороной
- текст
- повтор
- комм.: невеста ругала ту сторону, в которую пойдёт
|
Свадебное
причитание |
|
Сторона ты, сторонушка,
Сторона ты проклятая
Там и бабы-то - медвидицы да
Там верёвкой воду черпают
- снач. комм.
невеста – сирота прощалась с родителями
|
Свадебное
причитание |
|
Рука моя не пишет,
Перо моё дрожит,
[нрзбр.]
Велит мне вас забыть
- фр. текста |
Стихотворение
|
|
|
|
|
|
|
|
|