Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 235

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Бечевинский с/с
д. Алексино
17.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Касаткина Анна Ивановна, 1914г.р., род. - д. Поленовская Антушевского с\с 

01

О свадебном обряде:

- в конце девишника парни и девушки устраивали беседу, плясали, а невеста в это время плакала
- когда начиналась пляска, подружка снимала с головы невесты цветы и уносила их, потом уводила и саму невесту
- на девишник пекли особый «баской» каравай
 

Репортаж

02

 

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше по покойнику причитали, в тот момент, когда тело выносили из дома
- покойник лежит в доме 2-3 дня
- покойник лежит закрытый тюлем, а раньше его закрывали коленкором
- стружку оставшуюся при изготовлении гроба, раньше клали в гроб, а теперь кладут одеяло
- раньше в гроб могли набросать листьев от березового веника, а оставшийся голик сжигали после того, как покойника вынесут из дома, при этом смотрели, в какую сторону дым, с той стороны будет следующий покойник
- дорогу, по которой везут покойника, посыпают зерном для того, чтобы «покойник не ходил»
- на поминальный стол раньше обязательно пекли рыбный пирог, а последним блюдом обязательно был кисель
- за поминальным столом для покойного обязательно оставляли место, наливали в стопку вина и клали закуску, это стояло до 40 дня, а когда водка из стопки постепенно убывала испаряясь, то говорили: «покойник ходит и попивает»
- на 9 день ходят на кладбище поминать покойного, так же, как и на 10 и 20 день
- на 40 день покойного зовут домой, а потом провожают, выпивку и закуску, оставленную для него выливают под передний угол
- раньше на кладбище, когда хоронили, могли причитать, теперь не причитают
- в могилу бросают деньги
- когда покойник лежит в доме ,все приходящие кладут на тарелку деньги, а потом на 9 день на эти деньги родственники поминают умершего
- гроб опускают в могилу на веревках, а раньше могли опускать на холсте; холст оставляли в могиле и закапывали вместе с гробом
- сейчас в могиле над гробом делают настил из досок, а раньше так не делали
- крест на могиле ставят посредине или ближе к голове
- сразу после похорон могилу посыпают зерном
- когда на 9 день ходят на кладбище, то могут причитать, если горя много
 

Репортаж

 

03

О музыкальных инструментах:

- раньше в деревне играли на балалайке, гитаре, гармони «вятке»
- «вятка» играла хорошо
- в какой-то деревне кто-то умел играть на скрипке, но это было далеко, и сама не слышала
- один мужчина умел играть на бубне; бубен – решето с колокольчиками и бубенчиками; у женщин «не хватало толку» играть на бубне
 

Репортаж

04

О пастушеских обрядах:

- пастух играл на маленьком рожке, сделанном из коровьего рога
- другой пастух играл на барабанке, коровы знали этот сигнал и подчинялись ему
- когда в первый раз выгоняли коров, пастух обходил всё стадо, в руках он держал решето, в которое клал каравай хлеба, яйцо и икону; пастух так делал для того, чтобы коровы ходили кучно и не терялись в лесу
- яйца потом раздавались хозяевам коров, их необходимо было съесть, а хлеб раздавали коровам
 

Репортаж

05

О календарных обрядах:

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- ходили в лес за вересом, приносили его домой, жгли и прыгали
- рылись в камнях, чтобы летом находить утиные яйца
- верес жгла хозяйка и прыгала через него, «окуривалась»
- те, у кого болела спина, «ша
?ркались» о полозья саней, чтобы излечиться от боли
- за вересом нужно было ходить рано утром, когда все спят
- в Великий четверг до солнца считали деньги, чтобы они в доме не выводились
- иногда ходили за мутовками; у мутовки должно быть 4 сучка
 

Репортаж

06

Радуга-дуга,
Не давай дожжа,
Давай вёдрышка

- текст
 

Закличка на радугу

07

О представлениях и верованиях:

- когда шёл сильный дождь или град, то для того, чтобы он закончился, выбрасывали на землю сковороду или противень

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Бечевинский с/с
д. Алексино
17.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Волков Александр Иванович, 1926 г.р., род. - зд.
Абабков Николай Николаевич, 1954 г.р., род. – д. Катилово Бечевинского с\с
 

08

О календарных обрядах:

- в каждой деревне был свой праздник, кроме них были приходские праздники, которые определялись церковью, находящейся в данной местности
- в д. Алексино – Хролы 31 августа
- раньше в этот праздник гуляла вся деревня, ходили в гости, вечером гуляли по деревне с гармонью
- на Хролы пекут «хролк
?» – толсто  раскатанное тесто разрезали на квадратики и опускали в кипящую воду, а потом на сковороде в печь
- в праздники в каждом доме были свои гости, свое угощение
- по деревне гуляли с гармонью, молодежь на праздник приходила за 15 км.
- когда шли по деревне с гармонью, то впереди шел парень и плясал, а остальные пели
 

Репортаж

09

На меня робята сердяца
Свои домашные,
А у их белые рубашки,
Сделаем кумашные

- текст
- повтор
- интонируемый текст
- повтор
- напев
 

Частушка

10

А по моёй по голове
Ходила трось железная,
Дак это всё из-за тибя,
Сударушка любезная
(напев плясовой)
 

Частушка

11

Под пляску
(играет Абабков) 

Хорошо, даёца времечко
Вино и пиво пить,
А ишшо даёца время
По беседушкам ходить
 

Наигрыш на гармони с частушками и пляской

12

Под пляску
 

Наигрыш на гармони

13

Под пляску (хулигана)

- комм.: это игра для мужчин
 

Наигрыш на гармони

14

Под пляску

- комм.: это женщинам
 

Наигрыш на гармони

15

Под драку

- комм.: у каждого свои переборы
 

Наигрыш на гармони

16

О гармони

- гармони бывают разные, 4-х, 6-ти планочные
- раньше были «вятки» с медными планками
 

Репортаж

17

Русского

- на басах
- на правой клавиатуре
- внач. комм.: в детстве показывали, как нужно начинать играть
- комм.: в семье играли все мужчины, отец и его братья
 

Показ наигрыша

18

О календарных обрядах:

ДРАКИ
- на праздники собиралось много народу из разных деревень
- парни между собой по какой-либо причине ссорились и начиналась драка
- во время драки девушки в подолах подносили ребятам камни
- одного парня убили ударом камня по голове
- парни ссорились из-за девушек, пели друг другу обидные песни
- драться могли камнями, гирями на ремешках, тростями, кольями, ножами
- в праздники выбирали людей – «палочников», чтобы отбирать у парней железные трости, а парни железные трости обматывали берестой, чтобы не было видно из чего они сделаны
- драка длилась до тех пор, пока одна компания не прогоняла другую
- после праздников мирились
- раньше парни дрались, чаще всего, трезвыми, вина пили мало
- у компании был главарь, который перед праздником разрабатывал стратегию, как себя вести во время драки
- главаря выбирали сами парни; это должен быть смелый человек, и «на язык – хороший», чтобы мог громко кричать и никому не уступал
- если гармонист включался в драку, то девушки старались забрать у него гармонь, чтобы ее не повредили
- драки запрещались, их разгонял милиционер
- драки были по праздникам
БЕСЕДЫ
- зимой молодежь со всей округи собиралась на беседы, иногда приходили за 5-6 км
- на беседах играли, плясали «ланца», знакомились
- на беседах случались драки, кто-то из парней бил по керосиновой лампе, гас свет, и дрались в темноте
- на беседе играли в «отвёртыш»
РЯЖЕНЫЕ
- на беседу могли принести «покойника», парни заносили скамейку, на которой лежал человек, полностью раздетый и укрытый холстом; вместе с «покойником» приходил парень ряженый «попом», он отпевал и кадил из глиняного умывальника
- «покойнику» делали зубы из редьки, а лицо белили мукой
- приносили на беседу «поросят»: 3-4-х летних детей раздевали и сажали в берестяной кузов, кузов опрокидывали, а дети ползали на четвереньках, визжали и хрюкали
- беседы начинались осенью, ближе к зиме, когда выпадал снег
- на беседы приходили «кудеса», которые наряжались в разную одежду: парни наряжались девушками, а девушки – парнями ,наряжались каким-нибудь «начальником», мазали лицо сажей
- «начальник» приглашал работников и начинал их ругать
- женщину приглашали забирать домой мужа, который прикидывался пьяным
- беседы проходили по выходным дням, а на неделе девушки устраивали посиделки, на которые приходили с работой – с прялками
- на посиделки тоже могли придти парни, поджигали у девушек кудель
 

Репортаж

19

Каледа, каледа,
Накануне Рождества
Кто не даст пирога,
Тому куриица одна,
Да и та без хвоста

- текст
-  напев
- снач. комм.: собирались по несколько человек, стучались в дом и пели
- комм.: пели, желали прибавления в хозяйстве
- могли петь на улице под окном, а могли зайти в дом
 

Колядка

20

О календарных обрядах:

- в Крещение молодёжь шалила
- могли завалить двери, утащить дровни, закрыть печную трубу
- в Брянской области говорят о Крещении: «крест – в воду, девки – в моду», с Крещенья начинались свадьбы
- до Крещения нужно было закончить основную часть зимних работ
 

Репортаж

21

Черти, чертитесь,
Биси, беситесь,
Сам Сотона,
Шевели всё со дна

- снач. комм.: выходили на перекресток дорог и зачерчивались со словами
- комм.: девушки потом рассказывали, что кому показалось или послышалось
- шурин рассказывал, как однажды подшутил над девушками, когда те ушли слушать на перекресток, он начал стукать ложкой по пиле, а девушки подумали, что это брякает колокольчик
- чтобы зачертиться или расчертиться, нужно было взять сковородник и обвести им вокруг всех присутствующих
 

Приговор на гадание

22

О календарных обрядах:

- гадали – жгли бумагу и смотрели, на что похожа тень от пепла
МАСЛЕНИЦА
- раньше катались на конях, парни катали своих девушек
- в Масленицу катали семейные пары, которые недавно поженились
- теща пекла блины и приглашала в гости зятя
- в воскресенье, когда стемнеет, на горе жгли сноп ржаной соломы, вечером приходили на гору, катались, а потом сжигали сноп
- когда сноп горел, вокруг него бегали и кричали, а потом уходили домой
- раньше соблюдали посты, не ели молочного и мясного
 

Репортаж

23

Сигнал:

- снач. комм.: пастух раньше пас коров с барабанкой
 

Имитация наигрыша на барабанке

24

О пастушеских обрядах:

- пастух пас коров с «огородом»
- «огород» давали знахари, он заключался в бумажке, завязанной в узелок
- пастух в день первого выгона собирал всех коров в одном месте и обходил их с «огородом»
- на «огород» знахари давали запрет: например не есть красных ягод в лесу, не кричать, если в стадо придет волк, он сам должен уйти, если огород был дан на барабанку, то ее нельзя было никому давать
- когда одну знахарку, дававшую пастухам огород, спросили, на сколько сильным он может быть, то она ответила, что ей ничего не стоит трижды плюнуть на шесток
- если пастух хорошо знает стадо и пастбище, то с коровами ничего не случится
- сам пас с огородом, но ничего плохого не происходило, а сосед за одно лето потерял 3 коров
- со знахарем за «огород» нужно было рассчитываться деньгами или продуктами
 

Репортаж

25

О представлениях и верованиях:

- люди рассказывают, что встречались с лесным хозяином, но сам считает, что эти встречи ни к чему хорошему не приводят
- если попасть на «дедушкову» тропу(дорога лешего), то можно заблудиться
- «дедушкову» тропу никто не видит и никто не знает, но люди теряются в лесу
- в д. Средняя был колдун, который однажды заболел и сказал, что он – сильный колдун, но нашелся кто-то еще сильнее, т.к. колдун из д. Средняя «в˜харнул» соломину, а она оказалась не смятой
- колдуну для того, чтобы снять с кого-то порчу нужно пройти через огонь
- колдунов не боялись, но старались ничем не обидеть
- один колдун помог найти потерявшегося теленка; теленок убежал в лес, его многие видели, но никто не мог поймать, а охотники не могли попасть в него из ружья; колдун сказал, что теленок придет сам и действительно, той же ночью теленок сам пришел домой
 

Репортаж

26

Рассказ о том, как потерялся баран
 

Репортаж

27

О календарных обрядах:

- в Великий четверг окуривали вересом деревянные подойники
- верес убивает микробов, освежает воздух
- Пасха – общий праздник, на Пасху пекли «паску»
- на Пасху и на Заговенье красили яйца листьями от березовых веников и луковой шелухой
- в заговенье яйца катали – играли в городки, а на кон ставили яйца
- в Пасху и на Заговенье бились яйцами
 

Репортаж

28

Тятятенька и маменька,
Я теперь не маленька,
Мине семнацатой годок,
Купите шелковой платок

- снач. комм.: на жатве женщины пели песни (частушки)
 

Частушка

29

Тятятенька и маменька,
Я теперь не маленька,
Мине семнацатой годок,
Купите шелковой платок
 

 

30

О календарных обрядах:

- первой жали рожь
- последний овсяный сноп приносили домой, ставили в передний угол и говорили про него: «Ваньку с концом домой принесли»
- сноп стоял некоторое время, неделю или две
 

Репортаж

31

О свадебном обряде:

- парни и девушки знакомились в разных местах: на праздниках, на беседах, на работе
- если парень и девушка любили друг друга, то сообщали об этом родителям, а те ехали смотреть хозяйство предполагаемых родственников, после этого намечали день свадьбы
- свадьбы делали тогда, когда было время, свободное от сельскохозяйственных работ
Парень мог отправить сватов и если родителей девушки жених устраивал, то мнение девушки могли не спрашивать, отдавали ее замуж без любви
- сваты приходили в дом невесты и старались договориться с родителями
- накануне свадьбы делали девишник, туда приглашали специальную женщину – «прич
?тальницу», которая причитала
- на девишнике невеста красиво одевалась, опоясывалась лентой, вплетала ленты в косы
- на голове у невесты было надето что-то блестящее
- в конце девишника приезжал жених и забирал невесту
- на девишнике плакала невеста, а «прич
?тальница» причитала словами
- когда жених и невеста в день свадьбы приезжали от венца, то их встречали с караваем, смотрели, кто больше откусит, то и хозяином в доме будет
- во время свадьбы, когда все гости сидели за столом, приходили девушки и женщины и стоя у порога, пели свадебные песни, припевали жениха с невестой или другие семейные пары; те, кого припели, должны были заплатить за песню деньгами
- все припетые пары поднимали на скамейке «на ура», поднимали и кричали «ура»

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Енинский с/с
п. Белый Ручей
18.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

       

Исп.: Автушин Леонид Павлович, 1931 г.р., род. - д. Филяево Зарецкого с\с
Автушина Римма Александровна, 1933 г.р., род. – д. Екимово Артюшинского с\с 

32

О календарных обрядах:

- раньше было много праздников
ТРОИЦА
- Троицу праздновали шумно, было много хулиганства
- под окна ставили березки, за которыми в лес ходили подростки
- женщины ходили по улице и пели песни, впереди шли парни и гармонист, вперед мог выбежать один парень, поплясать
- на Троицу, на Пасху и на Яичное Заговенье красили яйца
- в заговенье дети бились яйцами, чьё крепче
- взрослые парни катали яйца через лунки
- в Масленицу катались с гор, жгли костер
- костер складывали на горушки, приносили с собой дрова и зажигали
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
- девушки ходили на кресты слушать, если послышится звон колокольчика, то суждено выйти замуж
- слушать ходили после 12 часов ночи
- слушали у конюшни, если чихнет лошадь, то год проживешь хорошо или взять из яслей сена и положить его на ночь под голову, чтобы жених приснился
- около амбара нужно было услышать, как зерно пересыпается, тогда будет хороший год
- когда ходили на кресты, брали с собой сковородник, и с ним что-то нужно было делать
- жгли бумагу и смотрели, какую форму примет тень от пепла; одной девушке показалось кладбище, и в том же году она погибла
- девушки собирались в одной избе и пряли, иногда пели песни, это называлось посиделки
- зимой, в течение полумесяца ходили «кудеса», они заходили в дома, плясали, лицо закрывали, чтобы никто не узнал, голоса старались не подавать
- иногда «кудеса» ездили в другие деревни на лошадях
- могли нарядиться «медведем» или «гусём», который ходил и клевал девок; голову и клюв изображали с помощью швейки
- «медведь» наряжался в вывернутую шубу и шапку, кувыркался, хватал девок, его приводили на веревке
 

Репортаж

33

Коляда, коляда,
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Тому курица одна
И та без яйца

- текст
- комм.: хозяева старались чем-нибудь угостить, чтобы пожелали хорошего
 

Колядка

34

Коляда, коляда,
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Тому курица одна
И та без яйца, без хвоста

- текст
- комм.: если хозяева угощали, то им пели хорошие слова, про курицу не пели; угощали пирогами
 

Колядка

 

35

О календарных обрядах:

- в праздники пекли пироги из пшеничной муки, делали «нал?тки» с творогом, с картошкой
- в Пасху пекли «паски» на сковороде, они были сладкие с ягодами и украшены узорами из теста
- яйца красили луковой шелухой
- в Пасху была примета – смотрели на восход солнца, но сама не помнит
- в Пасху, заходя в дом, говорили: «Христос воскресе», и получали ответ: «Воистину воскресни»
- считали, что если в Пасху первым в дом зайдет мужчина, то это хорошо, а если женщина, то хуже
- в Пасху нужно было всех угощать, чем больше угощать, тем лучше, так говорила бабушка
- в Великий четверг нужно было подстригать у коровы хвост
- жатву начинали в августе, на Ильин день – 2 августа старались испечь пряженики из первой ржи
- варили гороховый кисель и заправляли льняным маслом
- на жатве женщины пели песни
- бабушка наказывала матери принести домой последний сноп, чтобы поставить его в передний угол; бабушка ставили сноп в передний угол на кухне
- несколько колосков оставляли на поле и при этом говорили какие-то слова, но сама не знает, слышала от бабушки; колоски срывали с последнего снопа и втыкали в землю

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298