Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 26 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 298

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Харовский р-н,
Харовский с/с
д. Карповская
02.02.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Груздева Антонина Николаевна, 1938 г.р., род. – д.Хватковское
Смирнова Нина Никандровна, 1928 г.р., зд.
 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Пасху до сих пор дома обходят, чтобы Бог дом сохранил, в доме потом обходят со свечкой и маленькой иконкой, ко скотине ходят
- если на улице свечка погаснет, то возвращаться зажигать свечку домой нельзя
- обходишь дом, потом дома свечку ставишь
- обходили дом, от несчастных случаев
- в Егорьев день обходили дом с Иконой Егория, а в Пасху с любой иконой
- обходили дом с иконой до восхода солнца, в 4 утра или в 12 часов ночи
- обходили дом и говорили: «Христос воскресес», а в дом заходишь и говоришь: «Во истину воскресе»
- от Пасхи до Вознесенья (40 дней после Пасхи) говорят: «Христос воскресе»
- яйца красили, куколки собирали, луковыми корками красили, маслом мазали по яйцу
- куколки - жёлтые цветы, в Заговинье (через неделю после Троицы) яйца красили
- за рекой в д.Низовье была церковь Заговинья
 

Репортаж

02.

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Троицу ходят на кладбище к родителям, раньше в Троицу на кладбище не ходили
 

Репортаж

03.

О календарных обрядах и праздниках:

- мужики ямки делали и яйца катали
 

Репортаж

04.

Об окказиональных обрядах:

- во время  первого грома кувыркались, чтобы спина не болела
- одного парня молнией убило, сквозь него прошла
 

Репортаж

05.

О представлениях, верованиях:

- говорили, что дворовушко ночами скотину кормит, ласкает и сено даёт
- бывает, блазнит, одному мужику казалось, что в стену ломили, кто-то его обнимал, сама у него святой водой всю комнату обошла, побрызгала, перестало пугать
- пугала нечистая сила, если бы не было креста на себе, то нечистая сила бы задавила
- нечистая сила – это черти
- одной женщине показалась мать, она перекрестилась и мать исчезла, это она не благословясь вышла, не перекрестилась
- из избы надо выходить и говорить: «Господи, благослови», когда ворота открываешь, то же надо сказать
- говоришь: «Спаси меня, Господи, благослови» и дверь надо перекрестить
 

Репортаж

06.

О колдунах:

- раньше были старушки, которые делали и худо и добро
- женщины ходили к старухе, в воду смотрели, одной женщине муж показался живой, а матери показался крест – муж умер
- старухи могли приворожить и на «смерть клали», если сильно досажали, то человек заболевал и умирал
- в деревне было две старухи – колдуньи, теперь их дети и внуки плохо живут, т.к. на худо делали
- старухи кому-то передавала знания перед смертью, ей было не умереть, если бы не передать
- женщина выводила «волос» – когда раны не заживают, она «волос» белый выматывала куда-то
 

Репортаж

07.

О родильно-крестильных обрядах:

- раньше батюшку привозили специально в деревню, чтобы детей крестить
 

Репортаж

08.

О религиозной вере:

- один мужчина ломал церковь, сам рано умер, и у детей счастья нет, самого через три дня на войне убило – это Бог наказал
- церковь была долгая из белого кирпича
- часовня была круглая, маленькая из досок, большими часовни не бывают
 

Репортаж

09.

О местной топонимике:

- полосы часовенные назывались – земля
- всё названия были
- из леса выходить – Кошелиха, Нелюбиха, Пенники, Часовенные полосы
- даже в лесах были названия
- Сенокосы, Мироново, Луга

 

Репортаж

Харовский р-н,
Харовский с/с
д. Дьяковская
02.02.2007

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.

 
Исп.: Смирнова Зоя Алексеевна, 1924 г.р., род. – д.Харинская
 

10.

У нас Славушко жениться собиралсе,
Ему матушка головушку чесала,
По три волосинки в кудринку завивала,
Ты поедешь, моё дитятко, жениться

- снач. комм.: накануне свадьбы, вечером девки парню за дверями песни пели
- текст
 

Свадебная

11.

О свадебном обряде:

- девку отдавали замуж, она на столе причитала, каждый по - своему причитал, маленькие дети у печи стояли
- девушки под руки водили на двор
- мать отдали далеко в 18 лет, отец уехал отец за овчиной на шубу, а сам в это время дочь запоручил
- плаканье было накануне свадьбы, невеста шубу чуть не разорвала
- ухажёр самоходкой звал уйти, но побоялась отца
- первого зятя по 1 Масленице привозили, да 2 Масленицы он сам приезжал
- брат женился, самоходкой привёл, бабушка пошла прогонять невесту домой, она не ушла
- зятей по 1 Масленице привозили домой к тёще, по 2 Масленицы сам зять ездил к тёще
- в среду привозили молодых на Масленицу, всю неделю гостили
- вином поили зятя, он не работал, гостили до Чистого понедельника, потом обратно увозили
- если зять недалеко жил, всё равно на лошади за ним приезжали
 

Репортаж

12.

О колхозной жизни:

- отец долго в колхоз не вступал, за это на него налог наложили, зажимали, пришлось в колхоз вступить
- колхоз организовали, а дворов не построили, колхозные коровы по домам стояли
- жена не хотела в колхоз вступать, одного мужа не хотели брать, заставляли с женой развестись
- когда в колхоз вступили, пришлось семена озимые сдать, картошку посаженную, яровые
- те, кто до колхозов плохо работал, тот и в колхозе на всём готовом жил, а во время войны голодал
- жили в бараках на нарах, работали
- в д.Якшино жили богатые люди
- 800 г. пайки давали за выполненную норму, 600 г. – за невыполненную норму, 900 г. – за перевыполненную
- барак до 7 часов вечера был закрыт, с 7 утра начинали работать
- в колхоз вступали, отдали гумно, амбар, упряжь праздничную с серебром, простую упряжь, двое саней (простые и скочки - праздничные), тарантас (в деревне больше ни у кого не было), две лошади, четыре коровы, четыре телёнка и овец много
- скочк
? - кованные, красивые сани
 

Репортаж

13.

О свадебном обряде:

- зятя на Масленицу привозили в скочках
- молодых в сани одеяло подстилали
- когда невесту к венцу везли, её завешивали
- над одним женихом пошутили – мужика нарядили, завешали, вывели в место невесты и повезли в церковь венчаться, открыли, а там мужик
- пошутили над тем же мужиком, сделали свадьбу, когда надо было молодых вести спать, жениха оттолкнули, а невесту её парень увёл
- одну невесту сватали, просили много хлеба у матери, не могли договориться, три раза приходили
- муж сестры одежду невесты отвез и муки положил, чтобы не выглядело, что на готовый хлеб невеста пришла
- в Межговинье делали свадьбы
- в май нельзя свадьбу делать, всю жизнь будешь маяться
 

Репортаж

14.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки – с Рождества (7 января) до Крещенья (19 января)
- ходили ряженым, после Крещенья уже не ходили
- если своих рубах не было, ходили по деревне, просили у пожилых, одевали длинную юбку и рубаху вышитую
- на пояс и на шею полотенце вышитое одевали
- выряжёнки приходили на посиденку, всех приглашали на ряженых посмотреть, полная изба баб собиралась
- выряжёнки – девки приходили со своим гармонистом, плясали
- не долго в деревне плясали, потом в другую шли
- ходили выряжёнками в Низовье – в д.д.Кудрявцево, Земница, Кортинскую, Шалиху, Фёдоровскую, Колибаниху, всю ночь до утра ходили
- девки парнем наряжались
- из пяти деревень вместе выряжёнки собирались и ходили большой партией
- выряжёнки шляпки прежние одевали
- парнями наряжались девушки, у парней рубахи и костюмы просили
- парни ходили вместе с девушками, но не наряженными
- кикиморам ходили только по своим деревням, шубу, рукавицы на левую сторону выворачивали, лицо закрывали
- в своей деревне по домам ходили
- девушки парней хвалили и ругали
- женщины приходили смотреть на своих невест
- ряженые ходили больше в те деревни, где ухажёры были
- лицо ряженые не закрывали
- с Коледой ходили в Рождество
- Масленица бывает через 7-8-9-10 недель после Рождества, потом будет 7 недель Говинья после Пасхи
- зятя к тёще возили
- на конях катались, катали маленьких детей
- отец в первую очередь бабушку катал кругом деревни, на санях, та одевала ступни на ноги, одну ногу из саней выставляла, сначала по одной улице катал, потом по другой, кругом часовни
- у часовни была круговая качуля из трёх деревень собирались гулять
- отец сначала бабушку катал на санях, потом полные сани ребятишек садил, а потом уже большие катались
- бабушка на смех одевала ступни на ноги, одну ногу из саней выставляла
- 6 мая Егорьев день, осенью Кузьмов день 14 ноября праздновали в д.Харинская
- в Троицу не работали нигде
- Троицу и Михайлов день (21 ноября) праздновали в д.???, потом в Ильин день вся деревня сгорела за 2 часа, 90 домов было до пожара, потом 45 домов только выстроили
- раньше в этой деревне (???) праздновали Троицу и Илью, когда сделали колхозы, Ильин день запретили праздновать, поэтому деревня и сгорела 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298