Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 19 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 214 |
|
||||
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Семеино 19.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
Исп.: Логинова Антонина Алексеевна, 1935 г.р., род. - зд.
Васильева Нина Александровна, 1937 г.р., род. - Костромская обл.
Егерева Лидия Михайловна, 1935 г.р., род.- ?
Арсентьева Валентина Ивановна, 1937 г.р., род.- ?
01 |
- гармонист учил плясать, попадать в ритм гармони
|
Репортаж |
|
02 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- через 2 часа после смерти покойника обмывают, а потом делают гроб - до того, как приготовят гроб, покойника кладут на доски - раньше покойников клали на стол, причем стол должен стоять вдоль пола - покойника клали не на голый стол, что-то стелили - воду оставшуюся после обмывания покойного выливают на улицу - в гроб покойному кладут тряпочку и мыло, которыми его мыли, расческу и платок; женщинам платок кладут в руку, а мужчинам – в карман - однажды покойному в гроб не положили ремень и кепку, потом носили на могилу - одна умершая женщина приснилась во сне кому-то из родственников и попросила принести ей валенки, потому что мерзла, родственники подняли на могиле землю и положили туда валенки - если покойный перед смертью болел, то его последнюю одежду и белье, на котором он лежал – сжигают - когда покойного везут на кладбище, то кто-то выносит на дорогу и сжигает стружки от гроба, при этом замечают, в какую сторону летит дым, с той стороны будет следующий покойник - когда покойного везут на кладбище, то впереди бросают пшено - на кладбище тоже носят пшено - перед покойным несут сначала портрет, потом венки, крышку гроба, сам гроб, за которым идут родственники и все остальные - подушку покойному набивают березовыми листьями от веников, некоторые старушки просят, чтобы им в гроб тоже постелили березовые листья - подушку нужно шить руками - своим родственникам нельзя рыть могилу и нести гроб - родственникам нельзя принимать участия ни в каких делах, связанных с похоронами; один мужчина помогал делать гроб для своего отца и через сутки после похорон сам погиб - после похорон ходят на кладбище на 2, 9 и 40 день - на 2 день покойному носят завтрак, если церковь далеко от кладбища, то на могилу приносят землю, взятую возле церкви - до 40 дня ничего из вещей покойного не раздают - на поминки раньше никого не приглашали, кто считал нужным, приходили сами - в 40 день считается, что покойник приходит, для него оставляют место за столом, приборы, а потом его провожают - до 40 дня покойнику определяется место – рай или ад - после 40 дня душа покойного улетает на небеса, а тело остается в земле - покойных ходят поминать в родительские субботы
|
Репортаж |
|
03 |
- на Масленицу пекли блины - праздновали свои праздники: Николу зимнего и вешнего и Дмитриев день - яичное заговенье праздновали в другой деревне, но все равно в этот день красили яйца и на дороге их катали
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Ангозеро 19.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Смирнов Василий Александрович, 1928 г.р., род. - д. Шаймозеро
Смирнова Александра Михайловна, 1930 г.р., род. - зд.
04 |
- раньше девушки часто уходили «самоходкой» - сама ушла «самоходкой», а через месяц сделали свадьбу - на свадьбу варили пиво - первый день свадьбы гуляли в доме жениха, а второй – в доме невесты - с будущим мужем дружили, однажды он приехал на беседу на лошади, уговорил и увез к себе - бывало так, что приезжали сваты – жених и кто-то из родственников - когда сваты приезжали, то они не садились, ходили по избе и говорили, что приехали не для того, чтобы сидеть, а договариваться, если договорятся, то невесту увозили с собой - через 2 дня после того, как сама ушла к жениху, чвекор привез ее домой на «отводины», где родители договорились о свадьбе - после этого невеста «сидела за рукой» – готовила приданое в течение месяца - раньше невесту могли отдать не за любимого, незнакомого человека, по договоренности родителей - перед свадьбой делали девишники - на девишнике невеста плакала - пекли специальных уточек из теста, их украшали и надевали на лучинки, а когда припевали девушек парням, то дарили парням этих уточек; после того, как припоют, парни брали припетых девушек в «ланчик» - уточек украшали цветной бумагой и ленточками ,надевали на лучинку и дарили парням
|
Репортаж |
05 |
Што, при вечере, да вечериночке, Што при Шурином, да девишничке, Да рай, рай, рай
- фр. текста - снач. комм.: невеста на девишнике плакала, причитала - комм.: это причет, причитала причетальница, а невеста плакала
|
Свадебная |
06 |
- невеста сидела на шубном пиджаке, на голую лавку ее не сажали, по ноги ставили какую-то тумбочку - невеста сидела на лавке и плакала - если девушку отдавали не за любого, то она сильно плакала, не желая выходить замуж - на свадьбе молодых не сажали на голую лавку, что-то подстилали - на девишнике причетальница причитала, а девушки подхватывали и пели вместе с ней
|
Репортаж |
07 |
Щто, при вечере-то вечеринушке, Да, што, при шурином-то девишничке
- фр. текста - комм.: пели жалобные слова, а невеста ревела
|
Свадебная |
08 |
- на девишнике причетальница так причитала, что плакали все присутствующие - невесту вместе с причетальницей водили в гости к родне, там они причитали - родители молодых благословляли, саму мать благословляла иконой, поставив на шубу -когда женился племянник, то его вместе с невестой ставила на шубу и благословляла иконой - мать благословляла тогда, когда за самой приехал жених, постелила шубу под матицей, и на нее поставили на колени, потом мать благословляла обоих вместе - причет и песни отличаются друг от друга, причет протяжный и жалобный, от этого и невеста плачет - на свадьбе пели веселые песни - свадьбу могли гулять 3 дня – первый день – в доме жениха ,второй день с обеда – в доме невесты а третий – гуляли те, кто остался - до свадьбы были «отв†дины», когда жених привозил невесту в дом к ее родителям - на свадьбе невеста должна была мести пол, а потом весь подметенный мусор накрыть платком, а свекровь поднимала платок и выносила мусор - на пол могли бросить корчагу с углями и деньги - когда молодых встречали родители жениха, то стелили половик, выходили на крыльцо с подносом, на котором стояли две стопки вина, на полотенце – каравай хлеба - саму свекровь встречала с решетом, в которое невеста должна положить подарок, а потом молодые должны пройти под решетом - родне жениха невеста дарила подарки, а невесте подарки дарили свои родственники
|
Репортаж |
|
Продолжение репортажа о свадебном обряде:
- после свадьбы отношения между свекровью и невесткой могли складываться по-разному
|
|
09 |
- на беседы начинали ходить с 16 лет, раньше этого возраста на беседу не пускали, можно было только у дверей постоять и посмотреть - на беседу приходили пожилые женщины, для того, чтобы посмотреть, как пляшет молодежь
|
Репортаж |
10 |
Выходи, да выходи, Гармониста не задярживай, Миня не подводи
- снач. комм.: девушки выходили плясать под гармонь и пели частушки
|
Частушка |
11 |
- на беседах сидели в 2 ряда – сидели друг у друга на коленях, иногда бывало, что сидели в 3 ряда - «ланчика» плясали на 4 пары, выходили 4 парня и брали девушек, потом девушки шли «чижика» с песнями - «чижик» – когда девушки плясали парами, те же фигуры, что и в «ланчике», но без парней - были такие девушки, которых не брали плясать - для того, чтобы пригласить девушку в «ланчик», парень подходил и брал ее за руку, отказываться было нельзя - если в пару вставали парень и девушка, которые дружили, то про них говорили «пара с монечкой», могли «закыскать» - первой парой была та, которая стояла у передней стены, вторая – напротив первой - на беседах играли в «отвёртыша» – парень и девушка садились на лавку спиной друг к другу и по команде поворачивались, если повернулись в одну сторону, то должны были целоваться - если не было беседы, то молодежь собиралась в один дом с работой, парни могли придти с гармонью - парни иногда озорничали, портили пряжу или задували лампу - когда девушки сидели с работой, то могли петь частушки или песни ЖАТВА - на жатве под вечер, когда голос хорошо раздавался, пели частушки - жали почти до темноты, работы было много - когда жали, то снопы нужно было перекидывать через себя - первой жали рожь, потом дергали лен - сжатые снопы ржи ставили в суслоны – ставили вертикально 9 снопов, а 10-м закрывали как шапкой, чтобы не промочило дождем
|
Репортаж |
12 |
- когда не было лошадей, возили сено сами на дровнях - кузовами таскали торф - все делали вручную - весной во время ледохода караулили плотину на мельнице, а когда спадала вода, носили на носилках песок для ее укрепления - работала на сплаве
|
Репортаж |
13 |
Я не буду запевать, За моё, за ретив†ё, Што-то стало задевать
|
Частушка |
14 |
Я любила рожь высокую, А дроля любит покуражиццо, А я – поуважать (напев жнивной)
- комм.: на жатве могли петь любые частушки
|
Частушка |
15 |
Задушевная и будь, Ты в любови помогала, И в измене не забудь
|
Частушка |
16 |
Знаешь ли которому, Позабыть залётку старово, Привыкнуть к новому
- текст
|
Частушка |
17 |
Из травы всегда видать,
- текст
|
Частушка |
18 |
Неправильно разрезана, В средину серца врезана
- текст
|
Чстушка |
19 |
От холыдные воду, Тово боле от любови, Не люби, подруга, ты
- комм.: раньше песни пели на два раза, а теперь поет за один
|
Частушка |
20 |
Веселее запою, Настроеньицо весёлое, От дроли отстаю
|
Частушка |
21 |
Не кокуй, кокушка, в лесе, Прилети во чисто поле, Обери мою тоску
- комм.: такую частушку пели в любое время - пели, когда дергали лен
|
Частушка |
22 |
- если гармониста не было, то пели «под язык» или под балалайку - на беседах всегда гармонисты были - могли придти сразу 3 гармониста - девушки на гармони никогда не играли ГАДАНИЯ - девушки ходили гадать со сковородником, что-то чертили - как-то жгли бумагу МАСЛЕНИЦА - ходили в овин, делали «кач?лю» и качались - на озере собирали в кучу мусор и жгли, катались с горы на дровешках - в Пасху качались в овине на качелях
|
Репортаж |
23 |
- в своей в семье было 10 детей, днем, когда взрослые на работе, старшие дети водились с младшими - когда у самой появились дети, то ходила на двор доить корову, а к зыбке привязывала веревку и качала сидя на скамейке под коровой - детей укладывали песнями - в соску клали нажеванный хлеб и так кормили ребенка
|
Репортаж |
24 |
У ево семеро ребят, Все по лавочкам сидят, Кашку масляну едят Ложка масленая, Ложка крашеная
- текст - комм.: приговаривали, когда качали детей
|
Колыбельная |
25 |
- хлеба давали ограниченное количество - песка давали по ложечке к чаю - сахар кололи на мелкие кусочки и давали детям по одному
|
Репортаж |
26 |
- если у ребенка был понос, то ничего не делали, все проходило за неделю, насморк и кашель не лечили - сама троих детей родила дома
|
Репортаж |
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |