Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 18 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 206

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

Вологодская обл.,
Шеснинский р-н,
Сиземская с/а,
д. Еремино

29.07.2005

 

Зап.: Каданцев А.Ф.,
Каданцева О.А.

 


Исп.: Кожарина Клавдия Васильевна, 1920 г.р., зд.

<…> Зинаида Яковлевна
 

01

Ко мне сваты приезжали
С позолоченной дугой,
Что за леший, за какой,
Нас не любит никакой.

- текст
 

Частушка

02

Как у Дюнюшки да у голубушки
Ой, шшочки алые да наалёные,
Брови черные да подведенные

- проба напева
 

Баллада

03

О похоронно-поминальных обрядах:

- давали денежки на панафидку, пели молитвы
- умерший две-три ночи ночевал дома
- покойника клали на «долгую» лавку, головой к иконам, ногами – к  дверям
- в гробу стелили «постельку»
 

Репортаж

04

Святый Боже,
Святый крепкий,
Святый бессмертный,
Помилуй нас.

- текст
 

Молитва

05

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда покойника клали в гроб, читали молитву «Святый Боже», лили святую водичку три раза «крест-накрест»
- обмывали на полу на «постельничке», мыли тряпочкой
- обмывать покойника звали бабушку, ей за это что-нибудь давали – платочек, рубашку; для обмывания покойника кладут вдоль пола, ногами к дверям
- постель покойного потом сжигали
- в гроб клали носовичок (в кармашек), проходную (молитовка)
- в постель в гроб – виничек (щиплют листья), стружки от гроба, потом вата, потом стелют белое новое
- одежду запасали заранее – рубашку, платочек (надевают «домиком»)
- кто умел, причитали
- до похорон никто не должен пить (вино)
- когда хозяин умер, кобель выл «люто»
- раньше в 3-й день, 9-й день, в 40-й день по деревням (по всем домам) носили шаньги (оладьи), деревянные ложки (поминание), теперь носят конфеты; заходили в дом, клали ложку на стол
 

Репортаж

06

О представлениях, верованиях:

- была буря, думали, что человек умрет
- говорят, что до 40 дня душа «ходит»
- в гроб женщине положили туфли (не могли надеть)
- женщина говорила: «Если умру, то уголок задену»; когда она умерла, то в 40 день с крыши с одного угла слетел шифер
- пришли домой, помянули и «погода» стихла
 

Репортаж

07

О похоронно-поминальных обрядах:

- выходили на дорогу, провожали душу в ту сторону, где похоронен; провожать выходила вся деревня
- на поминки готовили похлебки, яичницу, каши
- на поминки собиралось много народу – не один стол; делали разные похлебки, разные каши
- поминать начинали похлебками
- подавали чай, угощали вином
- ходили на кладбище в Пасху, Троицу, в годовщину
- в Пасху христосовались на кладбище
- по тридцать яиц красила и брала на кладбище, обходили свои могилы
- случай из жизни: взяла яичко с могилы, хотела отнести ребенку
- христосовались на могилке, клали яичко на могилу (не крошили), говорили: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»
- во вторник после Пасхи ходят, поминают умерших
- раньше с бутылками не ходили на кладбище
- раньше столиков на могилах не было, клали прямо на могилу
 

Репортаж

08

О представлениях, верованиях:

- когда заходят в новую квартиру, просятся
- в доме живет не «хозяин», а душа (прежней хозяйки)
- снится, что умершая живет в доме
 

Репортаж

09

Хозяин-батюшко,
[Пусти пожить нас]…

- фрагмент текста
- комм.: просятся у хозяина, брызгают святой водой в четыре угла
 

Приговор при переезде в новый дом

10

О представлениях, верованиях:

- сбросило с кровати – спала на кровати, на которой раньше спала умершая
 

Репортаж

11

Как дед служил в армии 25 лет, нужно было поправить флаг на 40-метровой мачте
 

Рассказ

12

О сказках:

- бабушка рассказывала сказки
 

Репортаж

13

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: собирались, одевались нищими или цыганками, деревня была 46 домов, ходили по домам, собирали еду
- наряжалась моряком, курила
- ряженые ходили на беседы
- «нищие» говорили: «Христа ради подайте нищему!»
 

Репортаж

14

[Здравствуйтё, хозяин с хозяюшкой,
С малым детушкам]
Отворяйтё сундучок,
Вынимайтё пятачок,
Вам на потешки,
А нам на орешки.

- интонированный текст
- повтор
- комм.: давали пятачок; в Святки ходили
 

Припевка при обходе дворов в Святки

15

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: одевались «весёлым» и нищими
- женщина нарядилась страшной старухой, надела «маску» с долгим носом, сказала: «ты скоро умрёшь, скоро умрёшь», ребенок напугался
- «весёлым» - парни и девки нарядно одевались, ходили по всей «вотчине», по беседам плясали
- зимой в другое время устраивали в разных деревнях «весёлые»  беседы, «веселая» была два вечера; пускали в большие летние избы; дрались
- в темном углу устраивали «Горё», там «горевали» девушки с парнями
- играли в «Заинькю», «Метелицу»
- «Заинька»: две пары плясали, вертели друг друга; «Шестера» - шесть человек; «Кадриль» - четыре человека
- плясали поодинке под гармонь, песни пели – «дролю упевали»
 

Репортаж

16

Я любила, ни грубила,
Сам ты, милушка, отстал.
Я другого полюбила,
Ты опять сердиться стал.

- интонированный текст
 

Частушка

17

Задушевная товарочкя,
И милая моя.
Как же вынести изменушку –
Не каменная я.

- интонированный текст
- комм.: сидели на беседе и пели – одна запоет, все подпоют; пели длинные песни
 

Частушка

18

Голоску у мня не стало,
Стала я хрипуцяя,
То любовь, а то измена
Девушка замуцила.

- интонированный текст
- комм.: это «коротенькие» - «как стишки»
 

Частушка

19

Ко мне дроля не подходит,
Никогда не подойдёт,
Он какую влас[т]ь имеёт,
Строго девушку ведёт.

- интонированный текст
- комм.: один парень полюбил девушку, он «на куте» надрал ее (плохих слов наговорил, обиделся), девушка вышла из «Горя» и спела такую песню ему – «отпела» ему
 

Частушка

 

20

О беседах:

- гармошка играла, все девки «попеременке» плясали
- плясать девкам считалось грехом; девки плясали – и пьяные, и трезвые
- на беседу ходили с прялками
- «против воскресенья» (в субботу) бесед не было, плясать было нельзя
- накануне Воскресенья Христова [любое воскресенье] не надо ходить на веселье
- беседа была в каждый день, кроме субботы, ходили по очереди (в разных домах)
- две беседы было – большая и маленькая; на большой беседе стало не весело, они стали звать девок с маленькой беседы
- одни девки запевали, а другие подпевали («подтягивали»)
- «Метелица» - восемь человек, могло встать и десять
 

Репортаж

21

Цижик-пыжик, где ты был?
- На конаве воду пил.
На конаве – не питьё,
На задворках – не житьё.

- текст
- комм.: «присказка» была у маленьких
- проба напева
 

Потешка

22

 

Круг заводу, круг заводу,
Круг заводу гуляла,

Ой, ляли, гуляла.

Соколёну, соколёну,
Соколёну видяла,
Ой, ели, видяла.

- снач. комм.: в детстве «ходили», играли
- комм.: на словах «кружецик, повернись» - весь круг (человек 20) поворачивался; ходили, держались один за одного, «соколёна» стояла «в серёдке»  
- окончание текста: «кому надо поклонись»
- комм.: в конце «соколёна» кланялась, кому поклонится, тот вставал в круг; играли «пока не напостынёт» игра; играли летом, «когда снег стает» на горушечке
 

Игра

23

 

Мы-то ли просу сеяли, сеяли,
Ой, диди-лада, сеяли, сеяли.
Мы-то ли просо вытопчём, вытопчём,
Ой, диди-лада, вытопчём, вытопчём.

- снач. комм.: вставали девочки (ряд) и мальчики (ряд), и одна к другим ходили
- комм. к тексту
 

Игра

24

Боярошни, боярошни, мы к вам пришли,
Молодые, молодые, мы к вам пришли.

Бояра, бояра, зацем пришли,
Молодые, молодые, вы зацем пришли?

- снач. комм.: парни к девкам ходили
- комм. к тексту
- продолжение напева
- комм. к тексту
- повтор напева
- комм. к тексту
 

Игра

25

О календарных обрядах и праздниках:

- МАСЛЕНИЦА: «катаньё» было - катались всю «масленишную» неделю по всем деревням; в Еремино и Кузьминском в субботу было катанье, в пятницу – в Шипицыне; в каждый день – в разных деревнях
- коней кормили
- девок катали; если девка досадит парню, ее могли в поле отвезти – довести до слёз
- после Масленицы Великий пост – беседы кончались
- Масленицу провожали – жгли «пожки» («пожог» = костер)
- в селе (Сизьме) катанье в воскресенье; когда из села поедут по своим деревням, зажигали «пожог» [на санях?] - пугали коней
 

Репортаж

26

О скотоводческих обрядах:

- в хозяйствах было до пяти коров
- в Казанскую пропускали скот под иконами, и дети садились «под икону»
- первый раз выпускали – каждый выпускал со своей «молитовкой»
- в Казанскую не выпускали скотину, пока не принесут из церкви икону Казанской
- ЕГОРИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ: змей ел скотину, до людей добрался (пересказ сюжета духовного стиха)
 

Репортаж

27

Баньке бы долгоё стоеньё,
А хозяину с хозяюшкой доброго здоровьиця.

- снач. комм.: благодарили
- текст
- комм.: мылись, благодарили баньку, чтобы долго стояла; муж и жена ходили в баню отдельно
 

Приговор после бани

28

Как девочка в лесу потерялась; сказала, что в лесу с «дедушком» была
 

Бывальщина

29

О полевых работах и обрядах:

- на поле ставили суслоны и бабки; когда жали, песни пели
 

Репортаж

30

Хозяин в дом,
Мухи – вон!.

- снач. комм.: последний овсяный сноп со своей полоски домой приносили
- текст
- повтор текста
- комм.: приносили снопик и ставили под иконы, он стоял неделю
- повтор текста
- комм.: когда снопик в дом заносили, то им махали
 

Приговор, когда приносят в дом последний сноп

31

Не боли, спинушка, на ржаной жнивушке!
Не боли, спинушка, на овсяной жнивушке!
- снач. комм.: когда гремел первый гром, то кувыркались

- текст
- комм.: кувыркались на лужке
- повтор текста
 

Приговор на первый гром

32

О колдунах:

- колдуны передавали знания «не в открытую»
- одному мужику принесли бутылку и рыбник, чтобы он «разделал» (на одну девушку наколдовали)
- если колдун не передал знания, то не мог быстро умереть – долго страдал 

Репортаж

         

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298