Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 210

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Бечевинский с/с

д. Катилово

16.08.2005.

Зап. Кулев А. В.

Щупак Г. Н.

Гринькин Г. В. 

 

Исп.: Павлова Евдокия Егоровна, 1923 г.р., род. - д. Большое Заречье Бечевинского с/с

Егорова Екатерина Константиновна, 1923 г.р., род. - д. Ануфриево Кукшевского с/с

 

01

О календарных обрядах:

 

ГАДАНИЯ

- из спичек делали «колодчик» и «крюк», которым достают воду и все это клали под подушку, жених должен был во сне придти за водой

- бросали обувь

- бросали дугу и смотрели, куда она покажет концами, туда и замуж идти, бросали вперед и вверх

- ходили на кресты, зачерчивались и слушали, если послышится звук колокольчика или стук копыт лошади, то выйдешь замуж

- гадание – связь с нечистой силой

- гадать можно в 12 часов ночи

- на крестах зачерчивались палочкой, которую приносили с собой, ходить на кресты нужно поодиночке

- сестра на крестах услышала далекое пение

- брали плоскую широкую посудину в форме ладьи, и вней трясли снег, что-то загадывали

- перед иконами жгли смятую бумагу и смотрели, какая получится фигура из пепла, смотрели на тень

- старшие сестры смотрели в зеркала

- одной девушке нагадывалось что-то нехорошее, потом она «нагуляла» ребенка; нагулять ребенка – позор

 

Репортаж

02

О свадебном обряде:

 

- раньше девушки могли уйти замуж самоходкой, когда оставались жить с парнем без сватовства и свадьбы

- когда выходили замуж по правилам, то после сватовства жених забирал невесту к себе на 1-2 недели, а потом привозил к родителям, и после этого начинали готовиться к свадьбе

- после того, как невеста прожили с женихом, как с мужем, то отказаться от договоренности было нельзя

- потом чаще стали уходить «самоходкой», но все равно делали свадьбу, если невеста хотела, то устраивала девишник

- после того, как невеста возвращалась в дом к родителям, родители жениха и невесты начинали готовиться к свадьбе

- раньше невесту могли отдать замуж против ее воли, позже так уже не делали

- сама ушла самоходкой (Павлова), 2 ночи ночевала в доме жениха, а потом вернулась домой готовить приданое

- после сватовства невеста могла жить в доме жениха разное время, 2 недели или несколько дней

- накануне свадьбы девишника не делали, но молодежь собиралась на вечеринку, если позволяли средства родителей невесты

- раньше, когда были девишники, после них невесту водили в баню (Павлова)

- «старый» парень высватал молодую девушку, а на девишнике, когда невеста плакала, он запретил ей это делать, т.к. был председателем

- на девишник приглашали причетальницу; была женщина, которую звали Абросимовна, она ходила на все девишники, слова подбирала в зависимости от ситуации; если невеста была сирота или не было одного из родителей

- после того, как председатель запретил плакать, молодежь устроила веселье с пляской

 

Репортаж

03

О старинном быте:

 

- раньше пол не красили и мыли дресвой

- пол мыли, скоблили до самой улицы

- по избе ходили босиком, а на двор к корове – в плетеных ступнях

- полы мыли песком, дресвой и с камнями

- когда стены дома и пол вымыты чисто, то они имели желтый оттенок, а если вымыто плохо – синий

- пол и стены покрывались копотью от свечей и лучины, их приходилось долго отмывать

- мылись щелоком, сваренным из золы, мыло было редкостью, его покупали в Белозерске

- мылись в печах, не было бань

 

Репортаж

04

Проводить тебя

Во последний путь, да во дороженьку

 

- фр. текста

- комм.: (?)причеты записывали на бумажках

 

Похоронное причитание

Вологодская область,

Белозерский район,

Бечевинский с/с

д. Катилово

16.08.2005.

Зап. Кулев А. В.

Щупак Г. Н.

Гринькин Г. В. 

 

 

 

 

Исп.: Агапова Александра Васильевна, 1914 г.р., род. - зд.

Купричева Ольга Васильевна, 1930 г.р., род. - зд.

(сестры)

 

05

Отдавали молоду

На чужую сторону

Во чужую семью

 

- фр. текста

- снач. комм.: пели на свадьбах по несколько человек

- повтор

(Купричева)

 

Свадебная

06

У вас товар, а у нас купец

 

- снач. комм.: сватали невесту с определенными словами

- комм.: многих отдавали не по любви, а так, чтобы было выгодно

- мать вышла не по любви

(Купричева)

 

Свадебный приговор

07

О свадебном обряде:

 

- видела один девишник, невеста выходила по любви, но причитала

- на девишнике песен не пели, только плакали

- поют на свадьбе

- на девишнике присутствовали одни женщины

- в песнях пели про «волю вольную»

- на свадьбе песни пели тогда, когда гости сидели за столами, но пели не сами гости, а женщины, не сидящие за столом; за пение угощали пирогами и пивом

- свадьбы справляли после того, как закончиться уборка урожая

 

Репортаж

08

О жатве:

 

- во время жатвы пели песни протяжным голосом

 

Репортаж

09

Э-э-э-э-эй, да стало сонце ниже ели,

Э-э-э-э-эй, да мы поести захотели,

Э-э-э-э-эй, да дубинушка, ухнем,

Э-э-э-э-эй, да роззелёная сама пойдёт, идёт

 

- напев

- снач. комм.: на сплаве пели «Дубинушку», когда разбирали заломы

- комм.: на последних словах все вместе дергали бревна

 

Трудовая припевка

10

Э-э-э-э-эй, да не идёт никто проведать,

Э-э-э-э-эй, пойдёмте, деушки, обедать,

Э-э-э-э-эй, да дубинушка, ухнем,

Э-э-э-э-эй, да роззелёная сама пойдёт, идёт

 

- напев

- снач. комм.: когда близко не было начальства, пели такие слова

 

Трудовая припевка

11

Подтянём, подтянём, да ухнём

 

- фр.текста

- снач. ком.: пели под конец

 

Трудовая припевка

12

Э-э-э-э-эй, да Оля бейся, хоть не бейся.

О-о-о-о-ой, да ты на Ваню не надейся,

О-о-о-о-ой, да дубинушка, ухнем

Э-э-э-э-эй, да роззелёная сама пойдёт, идёт

Подтянём, подтянём, да ухнем

 

- комм.: все баграми зацепятся и вместе потянут

- пели, чтобы веселей работать, всем вместе

- иногда могли подавать команды, но с песней работать лучше

- «Дубинушку» могли петь и просто, «от нечего делать»

 

Трудовая припевка

13

О жнивных частушках:

 

- на жатве пели такие же частушки, как в пляске, но протяжно

- пели, чтобы веселее было работать

 

Репортаж

14

А-у-у-у-у

 

- снач. комм.: в лесу аукались громким, протяжным голосом

- комм.: имя не выкрикивали

 

Ауканье

15

[Не кукуй, кукушка] в лесе,

Тибе холодно в лесу,

Прилети на нашу крышу,

Разгани мою тоску

 

- комм.: такую частушку пели, когда слышали кукованье кукушки

 

Частушка

16

Не кокуй, кукушка в лесе,

Тибе холодно носку,

Прилети на нашу крышу,

Разгани мою тоску

 

- комм.: так пели кукушке

- на жатве пели немного по-другому

- кукушке пели редко

 

Частушка

17

Не кокуй, кокушка в лесе,

Тибе холодно носку,

Прилети на нашу крышу,

Разгони мою тоску

 

Частушка

18

[По деревенке идёт]

Моя интелегеночка,

Полюбилась дураку

Юбка до коленочка

 

- текст

 

Частушка

19

Замечательная Ванина

Весёлая игра,

Играет, што переливаетца

Холодная вода

 

- снач. комм.: девушки ходили по деревне вслед за гармонистом и пели песни

 

Частушка

20

Пела песенки во полюшке

Весёлым голоском,

А не сыграёт ли тальяночка

За тёмненьким леском

 

Частушка

21

Не ходи, подружка замуж,

Замужом не до тово,

Не дадут другова милова,

Гледи на одново

 

Частушка

22

О представлениях и верованиях:

 

- на «кокушкин голос» можно петь любые частушки

- когда слышали кукушку, то могли загадывать, сколько лет до свадьбы, до смерти, до женитьбы

 

Репортаж

23

О гончарном промысле:

 

- отец делал горшки, лепил их на круге, который вращал рукой

- лепил большие и маленькие горшки, сохранились только большие

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Бечевинский с/с

д. Катилово

16.08.2005.

Зап. Кулев А. В.

Щупак Г. Н.

Гринькин Г. В. 

 

 

 

 

 

Исп.: Павлова Евдокия Егоровна, 1923 г.р., род. - д. Большое Заречье Бечевинского с/с

Егорова Екатерина Константиновна, 1923 г.р., род. - д. Ануфриево Кукшевского с/с

 

24

Весело не погуляли,

Весело не пожили,

Это всё из-за войны

Гуляночки отложили

(напев плясовой)

 

(Павлова)

 

Частушка

25

А, задушевная моя,

Любить-то некому миня,

Хотя и было бы кому,

Не надо серцу моему

 

- комм.: так пели на жниве

 

Частушка

26

Не кокуй, кукушка, в лисе,

Тибе холодно носку,

Прилети ко мне на крышу,
Розгони мою тоску

(напев плясовой)

 

- комм.: могли петь протяжно

 

Частушка

27

Мы с тобой, таварочка,

Живём не очень хорошо,

А поиграют, да попляшом,
И весельё нашо всё

 

- комм.: на жниве пели для того, чтобы было веселее, жали под вечер, чтобы было не жарко

- пели жалобные песни

- могли петь по двое, если жали на соседних полосах

 

Частушка

28

Под пляску

 

- снач. комм.: играет языком правнуку, а тот пляшет

- комм.: детям играют, или тогда, когда нет гармони

 

Наигрыш «под язык»

29

Под пляску

 

- снач. комм.: в деревне почти каждый человек умеет играть языком

- комм.: когда по деревне ходили языком не играли, ходили за гармонистом

 

Наигрыш «под язык»

30

А, мой милёеок, как телёнок,

Только веники жовать,

Проводил миня до дому,

Не сумел поцоловать

(напев плясовой)

 

Частушка

Вологодская область,

Белозерский район,

Бечевинский с/с

д. Коровино

16.08.2005.

Зап. Кулев А. В.

Щупак Г. Н.

Гринькин Г. В. 

 

 

 

 

 

Исп.: Андреева Анна Васильевна, 1922 г.р., род. - д. Боково Кукшевского с\с

 

31

Рассказ о прежней жизни

 

Репортаж

32

Пресвятая Богородица, царица, мать небесная

 

- фр. текста

- комм.: в детстве ходила подпаском, а пастухом была монашка, которая научила молитвам

- умела заговаривать змей, знала другие заговоры

 

Молитва

33

О пастушеских обрядах:

 

- в деревне был пастух, мать которого давала «огороды» пастухам

- пастух барабанил на деревянной барабанке

- пастух не разрешал хозяйкам выгонять коров с непокрытой головой; скотину нужно выгонять в платке

- однажды пастух потерял барабанку, а на барабанке особые слова

- пастух ходил в теплом тулупе, в шапке и подпоясанный

- на барабанку брали особые слова

- коровы знали звук барабанки

- в руки барабанку брать нельзя никому кроме самого пастуха, пастух ее всегда носил с собой

- пастух запрещал детям приходить на пастбище, чтобы те не мешали есть коровам

- пастух ночевал и питался по очереди в каждом доме

 

Репортаж

34

О скотоводческих обрядах:

 

- на Егория мать обходила скотину, взяв с собой решето, в которое был положен кусочек пасхи, яички

- мать коров отправляла «только с Богом»

- в решето при обходе мать клала ветки вербы, припасенные с вербного воскресенья

- после первого выгона ветки вербы хранили

 

Репортаж

35

О свадебном обряде:

 

- на свадьбу пекли каравай, на который сажали печеных уточек, украшенных цветными тряпочками; когда приходили парни, то им дарили уточек с каравая

- после этого парни заводили «ланчик»

- каравай с уточками пекли на девишник

- на девишнике женщины причитали, после причетов молодежь плясала «ланчик», в который брали невесту

- невесту подруги водили под руки

- раньше вина пили мало, чаще – пиво

- на свадьбе молодых поднимали «на ура», сажали на скамейку и поднимали под потолок с криком «горько»

- на свадьбе шутили – разбивали об пол корчагу с углями и землей, бросали на пол деньги и заставляли невесту подметать и собирать деньги, жених забирал деньге, а его трясли и снова высыпали деньги на пол; так делали на второй день свадьбы

 

Репортаж

36

Што ходила каледа

Накануне Рождества,

Искала каледа

Государева двора.

 

- текст

- комм.: дети и подростки бегали по деревне и пели под окном; хозяева могли выругать

 

Колядка

37

О календарных обрядах:

 

- накануне Нового года заваливали двери дровами, хозяева ругались

 

Репортаж

38

Што ходила каледа

Накануне Рождества,

Искала каледа

Государева двора.

 

- текст

- снач. комм.: «это вроде молитвы»

- комм.: подходили к окну и произносили, хозяева могли угостить пирогом, а могли и выругать

- повтор

- комм.: хозяева старались что-нибудь дать

 

Колядка

     

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298