Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 218

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Глушковский с/с
д. Никиткино
22.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.
Гринькин Г. В.

 Исп.: Маркова Лидия Егоровна, 1928 г.р., род. - д. Шаймозеро 

01

О представлениях и верованиях:

- после смерти, до 9 дня идет суд, на котором судят душу
- с 9 до 40 дня душа ходит
- у самой свекровь после смерти часто ходила и не давала покой, просила помочь найти ребенка, которого  «нагуляла» и задушила в молодости
- свекровь просила платок – завернуть ребенка, не показывалась, но говорила громко
- сама носила ей на могилу платок, в притвор дверей втыкала ножи и топоры, носила икону
- умершая свекровь приходила около полуночи
- сама ходила в церковь поминать свекровь, там ей сказали, что свекровь не попала в рай, и по этому ее гоняют; она лежит поверх земли, ей не дали пропуск
- поверх земли – в аду, но мы не видим
- в раю - хорошо
- сама ходила к разным бабкам, чтобы те помогли отвадить свекровь
- на 40 день после смерти свекрови вымыла весь дом, вдруг услышала, что за печью блеет овца, тогда сама стала хлестать рябиновой веткой, так научили
- раньше хлестала лошадиной уздой и материлась, но это не помогло, помогла только рябина
- после 9 дня родственницы залезали в подполье и что-то делали, чтобы свекровь не беспокоила
- когда свекровь стучала, то слышала не только сама но и дочь
- дочь после похорон бабушки уехала в Ленинград, однажды вечером открылась дверь и голос свекрови попросил хлеба: всё это кажется
- на смерть свекрови что-то было наделано
- умерший муж приходил только однажды, т.к. ничего наделано не было
- умерший приходит не сам, это ходит черт и может сделать что-то плохое
 

Репортаж

02

О лечении, знахарстве:

- есть знающий человек Алексей Алексеевич Громов, который помогает больным людям и скотине
- у самой скотина вечером была здорова, а наутро оказывалась больной – это был «озык», чтобы его снять, нужно было обходить скотину с иконой
- одна женщина научила, как помочь при «озыке»: снять с головы платок и обтереть всех коров, сама так делала, когда работала на скотном дворе
 

Репортаж

03

Хозяин дворовой,
Хозяин полевой,
Попасите и домой пригоните

- комм.: так говорит утром, когда в первый раз выгоняет скотину, научила бабушка
 

Приговор дворовому и полевому

04

О знахарстве:

- чтобы не приставал «озык», нужно класть на темя корове соль
- чтобы снять «озык» с человека, нужно воду смыть с четырех углов иконы, пропустить через дверную скобы и трижды сплюнуть через левое плечо; хорошо помогает, если дети плохо спят
- у коровы было большое вымя, а молока не было, знающая старуха помогла
 

Репортаж

05

Спаситель, Матерь Божья,
Спаси и сохрани, Господь

- снач. комм.: так говорит перед тем, как выйти на улицу
- комм.: при этом крестится и спокойно идет
 

Молитва

06

Спаситель, Матерь Божья,
Спаси и сохрани на день Господень,
На ночку темную

- комм.: так молиться по утрам за детей и внуков, стоя на коленях перед иконой .пред этим умывшись и не утираясь
 

Молитва

07

О верованиях:

- соседка, когда провожает детей, всегда их крестит вслед и читает молитву для того, чтобы ничего не приставало
 

Репортаж

08

Хозяин с хозяюшкой,
Милые детушки,
Баенку истопить помогите,
Спасите и сохраните
Вас намою и сама намоюсь

- снач. комм.: говорит, когда затопляет баню
 

Приговор баннику

09

Спаситель, Матерь Божья,
Спаси и сохрани

- комм.: так говорит, когда затопляет печь, сама крестится
 

Молитва

10

Хозяин с хозяюшкой,
Милые детушки,
Баенку истоплю,
Помогите баёнку истопить
Спасите и сохраните
Сама намоюсь и вас намою

- комм.: говорит, когда затопляет баню
 

Приговор баннику

11

О представлениях и верованиях:

- во дворе и в доме есть свои хозяин и хозяйка
- стол трещит – к покойнику
- хозяин саму выживает из дома, скрипит столом, открывает по ночам двери
- в лесу есть хозяин, который водит
- самой показался хозяин в виде мужика, он сказал, что метал сено и после этого пропал, а сама перевернула на левую сторону одежду
- лессовой и полевой – разные
 

Репортаж

12

Хозяин полевой,
Хозяин дворовой,
Попасите и домой пригоните

- комм.: так нужно говорить в Егорьев день, выгоняя скотину
- Егорий – опасный день; в этот день берут «огороды»
 

Приговор полевому и дворовому

13

Хозяин, хозяюшка,
Милые детушки,
Мне поить кормить,
А вам – гладить

- снач. комм.: так говорила когда выгоняла пастись колхозное стадо, при этом каждую корову обводила веревкой, так делала три раза
- комм.: так научила одна женщина

 

Приговор

14

Хозяин, хозяюшка,
Мне свою скотину поить, кормить,
А вам – гладить

- снач. комм.: говорит, когда на зиму скотину застает на двор
 

Приговор

15

О верованиях:

- дворовой – хороший
- черти есть везде
- слышала о том, как один мужик пошел на реку и увидел там «черти
ху», всю мохнатую, она мыла голову, когда он ее о чем-то спросил, она бухнулась в воду
- в овине есть «подовинник», его встретил один старик, когда пришел сушить овин; подовинник сидел и сушил штаны, а старику сказал, что когда перешагивал озеро обмочил середыш
- во всех местах есть хозяева
- черти – небольшие, мохнатые, их мало кто видел, они – самые плохие, людей «тарза
ют»
- черти могут придти в дом, в Крещение от них ставят кресты на дверях
 

Репортаж

16

О похоронно-поминальных обрядах:

- за поминальным столом первую рюмку наливают покойному, считается, что он сидит за столом вместе с живыми
 

Репортаж

17

О свадебном обряде:

- на свадьбах песен не пели, только плясали под гармонь
 

Репортаж

18

О знахарстве:

- воду сначала скатывают по столу, потом по иконе и через дверную скобу, а потом умыть ребенка, а сосуд, в котором была вода перевернуть и прижать к голове, так научила знающая бабка
- грыжу закусывают старухи
- человека могут сглазить
- опасные дни Егорий и Благовешшев день
 

Репортаж

19

О календарных обрядах:

- в Великий четверг подстригают хвосты у скотины и кладут под матицу на дворе
 

Репортаж

20

Хозяин полевой,
Хозяин дворовой и хозяюшка,
Вам пасти и домой пригнать

- комм.: так говорит, когда первый раз выгоняет корову в поле
 

Приговор

21

Хозяин  и хозяюшка,
Милые детушки,
Хозяин полевой,
Хозяин дворовой,
Пригоните домой

- снач. комм.:у соседей пропал теленок, сама отрезала от целой буханки кусок хлеба, посыпала соли и пошла к отводу, где сказала слова
- комм.: положила хлеб в три места, обошла поскотину и теленок пришел, до этого никто не мог его найти, когда нашла теленка, привела его на головном платке, с платком – лучше, он помогает
 

Приговор

22

О верованиях:

- скотину нельзя выгонять без платка 

Репортаж

23

Я севодня заработала
Четыре трудодня,
Бригадиру посулила,
Председателю дала

- комм.: частушки пели, когда плясали «ланчика»
 

Частушка

24

О календарных обрядах:

- на гулянья приходили парни из других деревень и сельсоветов
- гуляли на Николу Вешнего
- парни дрались, чужие со своими
- перед дракой парни пели хулиганские частушки под гармонь
- гармонист играл «под драку», его не трогали
- гармонь в драке помогает
- когда кирилловские парни дрались с кукшевскими, девушки помогали, подносили камни
 

Репортаж

25

Курочка гнезда не вьёт,
Девица косы не плетет,
На лошадь хомут не надевают

- снач. комм.: Благовещенье – опасный день
- комм.: на лошади не работали
 

Примета

26

О календарных обрядах:

- Благовещенье и Егорий – опасные дни
- воздвиженье – урочный день: нельзя стирать, мыть пол, в этот день змеи прячутся, в лес ходить нельзя
- в Покров закармливают скотину
- раньше последний овсяный сноп приносили домой, но сама так не делала
- в Масленицу катались на лошадях
 

Репортаж

27

О представлениях и верованиях:

- полевой живет в поле
- раньше перед началом сева молились
 

Репортаж

28

Хватит ходить, убирайся, хватит ходить, убирайся!

- комм.: хлестала рябиновым прутом и вожжами, выгоняла свекровь, которая после смерти ходила и беспокоила
 

Приговор

29

О представлениях и верованиях:

- после смерти свекрови слышались голоса, свекровь ходила и пугала, но вреда не причиняла
- знающая старуха сказала, что это порча
- сама пила наговоренную воду
- в притвор клала соль, чтобы оградиться от свекрови, втыкала нож и топор
- помог только целитель Громов, после его лечения, когда пришла домой, что-то сильно стукнуло в окно и больше свекровь не приходила
- свекровь просила платок
- сама носила на кладбище платок, закапывала около памятника, носила хлеб с солью
- свекровь в молодости нагуляла ребенка и задушила
- свекровь просила тряпку завернуть ребенка и платок – на голову
- когда сама бросила тряпку, то она пропала
- свекровь после смерти сетовала на то, что сама не пустила ее в баню
- если умирал знающий человек, то он должен был передать кому-то слова, чтобы легче было умирать
- знающим людям показывает все нечистая сила
- даже если человек делает только хорошо другим людям, то все равно он связан с нечистой силой, нечистая сила показывает хозяина и хозяйку
- святой водой снимают «озык»
- в д. Краснова есть две колдуньи

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Георгиевский с/с
д. Георгиевское
23.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.
Гринькин Г. В.

       

 Исп.: Теричева Парасковья Епифановна, 1922 г.р., род. - зд.

30

Ты проснись-ко, сонце красное,
Приоткрой-ко очи ясные,
Подними-ко праву рученьку,
Да ты простись-ко с милой жонушкой

- текст
- снач. комм.: прощалась с мужем, перед тем, как вынести гроб из дома
- комм.: на кладбище не причитала
 

Похоронное причитание

31

Подойду я близко-наблизко,
Да поклонюсь я низко-на
?низко,
Да ко тибе, мой дорогой сын,
Приоткройси гробова доска
(сюжет «вы раздуйтесь ветры буйные»)

- текст
- снач. комм.: причитала на кладбище на 40 день
- комм.: в 40 день поминают до 12 часов дня
 

Поминальное причитание

32

Ты садись-ко, дорогой сынок,
Да за столы да за дубовые,
За скатерёчки да за бирёные,
Мы тибя да дожидалися

- текст
- снач. комм.: причитала дома после кладбища в 40 день
- комм.: причитать нужно со слезами
 

Поминальное причитание

33

Повыйду я из кухонки, да из пирожные,
Подойду да ко столу,
Ко тибе да мой сынок миленький,
Ты попей-ко пива горьково,
Ты попей вина зелёново

- фр. текста
- снач. комм.: причитала в 40 день за столом, перед тем, как провожать покойного
- комм.: покойного провожали до поворота дороги
 

Поминальное причитание

34

Не пора бы тибе не времечко
Во земляночке дежатися,
Да крепким снам да засыпатися.
Не могла ты, смерть прекрасная,
В темном лисе да заблудитися

- снач. комм.: причитала, когда покойного обмыли и положили на лавку
 

Похоронное причитание

35

Ой, как(и) подойду жо я, ой как низко-то нанизко,
Ой, как поклонюся жо я, ой как низко-то нанизко,
Ой(и), как ко тибе то мой, ой, да дорогой сынок,
Ой не пора-то тибе, ой тибе бы  не времечко

- напев
- комм.: душа пойдет домой, где ей ставят стопку вина и закуску
- когда идут провожать эту стопку и закуску отдают первому встречному, а если никто не попался, то выливают на передний угол, а закуску оставляют птичкам, чтобы они помянули
- раньше отмечали 20 день, а теперь только 9 и 40
- на 9 день тоже звала душу покойного
 

Поминальное причитание

36

Как повыйду я сиротиночка,
На широкую я на улочку,
По закату да сонца краснова,
По выкату да ясна месяца

- текст
- снач. комм.: накануне урочных дней для покойного топила баню и приглашала
- комм.: причитала на улице голосом так, что люди выходили слушать
 

Поминальное причитание

37

Ой, как(и) подойду жо я, ой, как сиротиночка,
Ой, как на широкую, ой, да я-то на улочку
Ои, как(и) по закату жо я, ой, как красна да солнышка,
Ои, как(и) по выкату жо я, ой, да светла да месяца

- напев
- комм.: в баню носила белье, запаривала веник, наливала воду в тазик
- воду ходила выливать утром
 

Поминальное причитание

38

О календарных обрядах:

- самый большой праздник – Пречистая – 21 сентября
- обходили деревню с иконами – весь народ, который был на службе шел вокруг деревни (крестный ход)
- сама подпевала на клиросе
- было 2 церкви – летняя и зимняя
- на праздник собирались гости из дальних мест
- по деревне ходил гармонист, а за ним - девушки
 

Репортаж

39

О скотоводческих обрядах:

- в Егория – 6 мая обходили скотину
- сначала обходили скотину во дворе, а потом обходили вокруг всего дома
- хозяин затыкал за пояс топор, брал решето, в которое был положен непочатый каравай, вареные яйца
- после обхода топор втыкали в стену на дворе
 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298